Коррекционная акмеология: Оптимизация коррекционной деятельности акмеолога кадровой работы

Акмеология: наука о зрелых людях и их профессиональном развитии

Когда человек становится зрелым, что влияет на его успешность и в каком возрасте он достигает профессионального пика — эти и другие вопросы исследует наука «Акмеология». Предметом ее изучения являются люди, возраст которых составляет 30-50 лет, а также методы и условия, позволяющие им реализоваться в жизни.

История появления акмеологии

Доктор психологических наук Николай Рыбников ввел понятие «акмеология» в 1928 году. Его идею поддержал психолог и доктор педагогических наук Борис Ананьев, он зарегистрировал термин и внес его в систему наук о человеке. В конце 20 века в РАГС при Президенте РФ открыли кафедру, посвященную акмеологии и психологии, под руководством профессора Анатолия Деркача и академика Алексея Бодалёва. А в 1995 году была создана целая акмеологическая академия в Санкт-Петербурге, сейчас она называется Санкт‐Петербургский институт психологии и акмеологии.

Что исследует акмеология

Акмеология анализирует профессиональную деятельность человека, факторы и условия, которые способствуют или, наоборот, тормозят рост специалиста, и закономерности в процессе карьерного роста. Ученые-акмеологи исследуют зрелых людей, которые умеют отвечать за свои поступки, справляться с проблемами и находить выходы в непредвиденных ситуациях, не боятся ответственности. Главный признак зрелой личности — достижения, которые признает общество.

Задачи акмеологии:

  • определить, какие факторы влияют на успех специалиста;
  • зафиксировать основные этапы формирования зрелого человека;
  • понять, каким образом и при каких условиях личность совершенствует знания и компетенции;
  • проанализировать методы достижения целей и классифицировать их;
  • исследовать, как специалисты тратят внутренние ресурсы;
  • создать методы, которые позволят войти в нужное состояние;
  • найти закономерности и подходы, которые помогут быстрее достичь успеха;
  • разработать универсальные советы по самореализации.

Акмеология находится на стыке психологии, педагогики и философии, эти дисциплины помогают разобраться в зрелой личности и определить способы самореализации человека. Недавно в акмеологии появились новые виды направлений:

  1. Управленческое направление.
  2. Творческое направление.
  3. Образовательное направление.
  4. Коррекционное направление.
  5. Этнологическое направление.

Эти области позволяют исследовать путь самореализации человека в разных профессиональных сферах и создать простые методы, позволяющие осознать свои возможности и применить для достижения поставленной цели.

Если вам интересна тема самореализации и вы хотите лучше узнать себя, то посмотрите бесплатный онлайн-курс «Профессиональная самооценка: как правильно оценить своё место в команде». Вы узнаете, как понять свое предназначение и выбрать специальность, в которой сможете быстро развиваться и стать успешным.

«Акмеология как условие повышения качества образования»

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в 90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А. А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Актуальность темы “Акмеология как условие повышения качества образования” обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать новым социокультурным и экономическим условиям.

В рамках данной темы возможно рассмотрение проблемы педагогического проектирования в контексте акмеологического подхода, формирование и развитие проектной культуры учащихся, здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте, организации акмеологической школы и наиболее интересных для учителей-предметников и перспективных акме-технологий.

Особого внимания заслуживает акмеологический подход к управлению качеством образования, который в рамках данной работы не рассматривается.

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация модели акмеологической школы.

Цель данного исследования – на конкретном примере опыта управления общеобразовательной школой показать связь и взаимопроникновение понятий “акмеология” и “качество образования”.

Задачи данной работы – обобщить, систематизировать теоретические материалы по данной теме, показать возможности их использования в практике общеобразовательной школы и перспективы дальнейшего изучения других составляющих понятия “качество образования”, оценить работу общеобразовательной школы с позиций акмеологического подхода и определить возможные перспективы совершенствования деятельности образовательного учреждения.

Объектом данного исследования являются понятия “акмеология” и “качество образования” в их взаимосвязи.

Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как условия повышения качества образования. Методические и технологические аспекты, понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в контексте проблемы “качество образования”.

Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-акмеологов, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др., практические материалы, апробированные в общеобразовательной школе.

Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: “Предметом акмеологии в широком понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином ? акме? ”.

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. “К настоящему времени, помимо общей акмеологии, < …> оформились такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.”. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н. Максимовой “Акмеология: новое качество образования”: “Акмеология – это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. < …> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы”.

Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы – качество образования. “Качество школьного образования можно определить как совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.” (В.П. Панасюк)

Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект

Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической школы. Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума.

В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.

Концептуальные основы акмеологической школы могут быть реализованы, прежде всего, в Программе развития образовательного учреждения, в годовом плане научно-методической работы школы.

Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования

Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую основу.

Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

  • цель и задачи технологии;
  • методологическая основа;
  • принципы разработки;
  • условия технологического процесса;
  • анализ конкретной ситуации;
  • характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
  • этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
  • способы прогнозирования результатов;
  • внедрение.

“Основная задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.”

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),
  • технологии психоконсультирования,
  • тренинговые технологии,
  • технологии развивающего обучения,
  • технология личностно-ориентированного обучения,
  • метод проектов.

Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема повышения качества образования. Управление проектировочными умениями учителей.

Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. “В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями”.

Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-методической деятельности школы, потребностей субъектов образования и реальных возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.

Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. “Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере условно разделить на три категории. Первые – это те, кто склонен пассивно ждать, что значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность данной группе составляют те, кто предпочитает личностно значимые цели самостоятельно находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими полосами существует весьма большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня”.

Действительно, способность к творчеству – это еще одна составляющая профессиональной культуры учителя акмеологической школы.

Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса) непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество образования.

В связи с этим вполне уместно рассмотрение системы работы школьного методического объединения и его руководителя по созданию условий для повышения качества образования.

Сформированные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у учащихся основной и частично начальной школы.

Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в акмеологическом контексте

Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в профессиональной и личной сферах жизни. “Физическое и психическое развитие ребенка должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях”.

Следует также отметить следующий бесспорный факт: “Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7 – 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни”.

В настоящее время в понятие “здоровье” включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих:

  • здоровье физическое,
  • здоровье психическое,
  • здоровье социальное,
  • здоровье нравственное.

Рассмотрение здоровья учащегося с позиций акмеологии вполне оправдано, поскольку достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья. “В акмеологии понятие ? акме? используется и в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение в конкретном результате его творчества”.

Качественное школьное образование предполагает совокупность таких свойств объекта, которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы. Особого внимания заслуживает деятельность учителя как одного из непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал образовательного учреждения.

У учителя есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение квалификации (через самообразование, курсы повышения квалификации, Интернет, посещение уроков, дистанционные формы обучения и т.д.) и психологического благополучия.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки специалистов, создания и управления учебно-воспитательным процессом в школе. При акмеологически подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.

Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью учебно-воспитательного процесса и управления школой, позволяют предложить всем субъектам образования новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности школьника – ученика.

Проблему качества образования, ставшей столь популярной в течение последних нескольких лет, можно решить с использованием акме-технологий, с изучением теории и апробацией акмеологических принципов.

Библиография

    1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006
    2. Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2003
    3. Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя адаптивной школы // Школьные технологии. 2003. № 6
    4. Антропова Л.В. Как использовать акмеологические технологии учителю адаптивной школы // Воспитание школьников. 2004. № 3
    5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. № 3
    6. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007
    7. Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.: КАРО. 2006
    8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж. 2004
    9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003
    10. Жукова Т.А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки специалистов // Инновации в образовании. 2006. № 1
    11. Зашихин В.А. Инновационный проект развития акмеологической полипрофильной школы // Профильная школа. 2005. № 6
    12. Зобнина Т.В. Акмеологическая система психологической подготовки будущих учителей // Педагогика. 2006. № 6
    13. Климов Е.А. Психология профессионала. М. – Воронеж: НПО “МОДЭК”. 1996
    14. Козырева О.А. В поиске акмеологических оснований развития компетентности учителя // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 2
    15. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. № 3, 6, 7, 8
    16. Маркова А.К. Психология профессионала. М.: Издательство РАГС. 1996
    17. Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. С-Пб. 2002
    18. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2
    19. Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 4
    20. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. С-Пб.: КАРО. 2003
    21. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа. 2001

Концепция развития

  • Хватова М.В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. 2012
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19. 00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
  • Соловьев И.О.. Становление профессионала в акмеологической среде. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Цель исследования состоит в разработке концепции развития профессионала в акмеологической среде. Объект исследования акмеологическая среда развития профессионала. Объект исследования взаимодействие разработок профессиональной и преобразовательной акмеологической среды. Гипотеза исследования Развитие профессионала в акмеологической среде будет эффективным, если: развитие обеспечивается поддержкой на основе интегративного акмесредового подхода, позволяющего кумулировать эффекты личностного, профессионального роста и трансформации среды на основе выявленных предпосылок и механизмов акмеологизации медиум как необходимый агент достижения высокого уровня профессионализма; определена акмеологическая сущность взаимодействия преобразующейся среды и развития профессионала; разработана методика оценки динамики развития с помощью показателей, критериев и уровней развития профессионала в акмеологической среде; рассматриваются акмеологические закономерности, отражающие характеристики устойчивых связей, отношений и тенденций движения к высокому профессионализму, сопряженные с преобразованием среды; Содержание акмеологической авторской программы отражает деятельность профессионала по преобразованию среды с помощью акмеологических технологий и поэтапному самосовершенствованию профессионализма при участии акмеологической среды; развитие достигается за счет сочетания традиционных и акмессредовых технологий, обучение которых возможно с помощью комплекса тренингов и методик оценки достижений. Обслуживание. Акмеологичекое развитие профессионала. Концепция развития профессионала в акмеологической среде. Модель развития профессионала в акмеологической среде. Виды акмеологической медиумы. Успех акмеологизации медиумов. Траектории деятельности профессионалов и ее зависимость от активности среды. Диагностика акмеологических сред по результатам организационно-деятельностной игры. Динамика изменения показателей в направлении развития акмеологической среды. Рекомендации и направления дальнейших исследований. Основные выводы исследования.
  • Волкова Е.В. Развитие психических структур как основы специальных способностей. 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в лаборатории психологии способностей и психических ресурсов имени В.Н.Дружинина Учреждения Российская академия наук Института психологии РАН
  • Вербина Г. Г. Психоакмеологическая концепция специалист по развитию специалист по здоровью. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Москаленко Ольга Валентиновна.
  • Постникова М. И. Психология отношений поколений в современной России. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Регуш Людмила Александровна.
  • Хащенко Т.Г.. Личностная готовность студентов к предпринимательской деятельности: Психологическое содержание и условия формирования. 2011
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена в Учреждении РАО Психологический институт
  • Манойлова М. А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования. 2011
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре психологии управления и педагогики ГОУ ВПО Северо-Западная академия государственной службы
  • Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход. 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность: 19.00.13-психология развития, акмеология
  • Белов В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технология. 2010
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 психология развития, акмеология. Научный руководитель кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор Бирюкова Галина Михайловна.
  • Орестова В.Р. Акмеологическая концепция идентификации государственных служащих. 2010
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Ильин В. А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе. 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.05 Социальная психология; 19.00.13 Психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета
  • Бобрищев А. А.. Психолого-акмеологическая концепция психологической подготовленности спортсменов высшей квалификации единоборств. 2009
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19.00.13 — психология развития, акмеология; 13.00.04 Теория и методика физической культуры, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Работа выполнена на кафедре физической подготовки ГОУ ВПО Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
  • Екимчик О. А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста. 2009
    Москва: Институт психологии РАН. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Крюкова Татьяна Леонидовна. Резюме. Объект: любовь как возрастно-психологическое явление. Тема: когнитивно-поведенческие и эмоционально-поведенческие компоненты любви и их факторы в юности и взрослости. Цель исследования: соотнести особенности проявления когнитивно-поведенческих и эмоционально-поведенческих компонентов феномена любви у людей разного пола, возраста и семейного положения. Общая гипотеза: когнитивный и эмоциональный компоненты чувства любви тесно переплетены между собой, при этом эмоциональный компонент определяет когнитивный. Оба компонента определяются действием ряда факторов, в частности, возраста, пола и семейного положения человека. Обслуживание. Современное состояние проблемы любви в научной литературе. Любовь как междисциплинарная проблема. Любовь и привязанность как психологический феномен. Любовь в юношеском и взрослом возрасте. Обзор современных исследований психологии любви в разные периоды жизни человека. Сексуальные и гендерные аспекты чувства любви у людей разного возраста. Эмпирическое исследование когнитивного и эмоционального компонентов чувства любви у людей юношеского и взрослого возраста. Основные этапы, методика и методы исследования. Адаптация методов измерения романтической привязанности взрослых и стилей любви. Представление и обсуждение результатов исследования.
  • Карабущенко Н.Б. Феномен элиты: историко-психологические основания и пути развития. 2009
    Диссертация посвящена изучению проблем психологии элит. В работе элитологических представлений представлена ​​психологическая концепция элиты, включающая обоснование методологического интегративно-элитопсихологического подхода в исследовании психологии элит, категориально-понятийного аппарата, генезиса и развития в разные исторические периоды и в различных областях научного знания, теоретическая модель психологии элиты, важнейшие психологические черты современной российской элиты (политической, деловой элиты и культурно-интеллектуальной), значение акмеологии для разработки отдельных положений психологической концепции элиты. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных и спецкурсах по элитологической психологии, истории психологии, психологии личности, а также в практической работе психологических служб при организации консультативной работы со студентами.
  • Плугина М.И. Акмеологическая концепция Повышение квалификации учителей средней школы. 2009
    АВТОРСКИЙ РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальность 19.00.13 психология развития, акмеология (психологические науки) Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Руслина А.О. Возрастные, половые и профессиональные различия в понимании манипуляции. 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 психология развития, акмеология Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Знаков Виктор Владимирович. Работа выполнена в лаборатории психологии развития Института психологии РАН
  • Козлова Н.В. Образование в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход. 2008
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность: 19.00.13 Психология развития, акмеология. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Залевский Генрих Владиславович.
  • Софина В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе образовательной, научной и производственной интеграции. 2007
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Специальности: 19.00.07 педагогическая психология, 19.00.13 психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре общей и прикладной психологии государственного образовательного учреждения высшего профессиональное образование Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина
  • Ижванова Е.М. Развитие полоролевой личности в юношеском и зрелом возрасте. 2004
    Москва: МгУн у М. В.Ломоносова. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.13. психология развития, акмеология. (как рукопись). Научный руководитель доктор психологических наук Карабанова О.А.
  • Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в развитии профессионализма. 2000
    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология Работа выполнена на кафедре акмеологии и профессиональной психологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ
  • Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория методика психотехники. 1995
    Цель исследования: разработать и обосновать теоретические основы и методический инструментарий акмеологического тренинга программно-целевой направленности, ориентированного на совершенствование профессионального мастерства кадров управления. Об авторе: доктор психологических наук, член-корреспондент Международной Академии акмеологических наук. Ситников одним из первых начал заниматься внедрением и адаптацией в русском языке и в русской культуре нейролингвистического программирования (НЛП) и эриксонианского гипноза (течения в американской психологической, в частности, психотерапевтической практике). По некоторым оценкам специалистов, Алексей Ситников считается автором нового направления в отечественной психологии психотехнологии, которое выступает развитием и интеграцией теории деятельности А. Леонтьевой, теории поэтапного развития психических действий и навыков. Гальперина, психолингвистика и психосемантика (А. Лурия, Н. Хомский, Л. Выготский, В. Налимов, Дж. Келл, В. Петренко, Дж. Гриндер и др.), теории техники Д. Узнадзе. Входит в группу специалистов (совместно с Н.Кузьминой, А.Деркачем, А.Бодалевым и др.) Возрождена в 1990-1991. Создан в 1928 году. В Россию, но наука «застыла» в сороковых-восьмидесятых годах «акмеологией». В 1992 г. защитил первую кандидатскую диссертацию на эту тему. Разработал новый комплексный вид активной тренировки «акмеологический тренинг программно-целевой направленности». Имеет около 30 публикаций по психологии, акмеологии, политологии, математике, физиологии, в том числе 6 монографий, изданных в России и Польше

— Акмеология — Возрастная психология — Коррекционная психология — Психология развития — Общая психология, психология личности, история психологии- Юридическая психология — Медицинская психология — Педагогическая психология — Политическая психология — Психологические науки — Психофизиология — Социальная психология — Психология труда, инженерная психология, эргономика —

— Сельскохозяйственные науки — Архитектура и строительство — Художественная критика — Биологические науки — Химические науки — Культурология — Экономические науки — Технические науки — Географические науки — Геолого-минералогические науки — Исторические науки — Юриспруденция — Менеджмент, маркетинг — Медицинские науки — Военная наука — Педагогические науки — Фармацевтические науки — Филологические науки — Философские науки — Физика и математика — Политические науки — Психологические науки — Науки о Земле — Социологические науки — Ветеринарные науки —

Разработка универсального коррекционного психоакустического метода оптимизации функционального состояния человека

Авторов

  • К. А. Назарова
  • Н. Е. Мильчакова

Опубликовано:

2018-11-30

DOI:

https://doi.org/10.14419/ijet.v7i4.25.26927

Ключевые слова:

Развитие, Психоакустический метод, Функциональное состояние, Психология, Оптимизация

Аннотация

Целью данной статьи является обоснование разработанного комплекса музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека, представленного в виде методики «Имитатор активной музыкотерапии» (САМТ). Это новое психокоррекционное средство, применяемое для выработки условнорефлекторных, причинно-следственных связей, высших психических функций и формирования функционального комфорта. С точки зрения системно-структурного подхода представлены теоретико-методологические основы коррекционного метода, а также рассмотрены современные концептуальные подходы к изучению музыкальной психофизиологии .

использованная литература

[1] Эндрю, Тэтчера; Пол, Х.П. Йоб. Человеческий фактор для устойчивого будущего. Прикладная эргономика. — 2016. — Вып. 57. — С. 1-7.

[2] Томас, Франке; Надин, Раух; Йозеф Ф. Кремс. Водители в диапазоне критических состояний. Прикладная эргономика. — 2016. — Вып. 57. — с. 28-35.

[3] Ван, Тяньюэ; Ян, Цзяньхао; Ли, Шумей. Увеличенные островковые пациенты: исследование фМРТ в состоянии покоя. ЕВРОПЕЙСКАЯ РАДИОЛОГИЯ. — 2017. — Вып. 9. — п. 3703-3709.

[4] Тынг, Чай М.; Амин, Хафиз У.; Саад, Мохамад Н.М. Влияние эмоций на обучение и память. ГРАНИЦЫ В ПСИХОЛОГИИ. — 2017. — Т.8. — С. 47-51.

[5] Зеган, Джорджета; Даскалу, Кристина Гена; Эначе, Анджела Мариана. Психосоциальные факторы формирования саногенного поведения у дошкольников. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ PSIWORLD. — 2014. — Бухарестский университетский факультет психологического образования, Бухарест, РУМЫНИЯ.

[6] Марецкова К.; Холсен, Л.; Адмон, Р. Нервно-гормональные реакции на негативные аффективные раздражители: влияние дисфорического настроения и секса. ЖУРНАЛ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ. — 2017. — Вып. 222. — с. 88-97.

[7] Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt: I.Prinzipielle Bemerkungen. «Психол. Форш» — 1922. — Т.л. — С.47–58.

[8] К.А. Назарова. Влияние субъективной оценки восприятия музыки на функциональное состояние человека. Акмеология. — 2013. — Вып. 2 (46). — С. 69-73.

[9] К.А. Назарова. Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека: психофизиологический аспект. ВНИИТЭ: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.03. — 2013. — С. 23-148.

[10] Ставрова Ольга; Мекель Андреа. Влияние эмпатии на эмоциональное заражение через искусство. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ. — 2017. — Вып. 4. — С. 492-509.

[11] Рэндалл, Уильям М.; Рикард, Никки Сью. Причины для личного прослушивания музыки: выборочное исследование эмоциональных результатов мобильного опыта. ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКИ. — 2017. — Вып. 4. — С. 479-495.

[12] Слевц, Л. Роберт; Столб, Анируддх, Д. Стил Кельш. ФИЗИКА ЖИЗНИ ОБЗОРЫ. — 2011. — Вып. 8. — С. 110-111.

[13] Назарова К., Сапожников М., Мильчакова Н. «РАЗРАБОТКА И АПРОБИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПСИХО-АКУСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА». Journal of Statistics Sources Index (ESCI): http://ip-science.thomsonreuters.com/cgi-bin/jrnlst/jlresults.cgi? PC = MASTER & ISSN = 2146-5193

[14] Назарова К.А., Мирошник Е.В., Чайнова Л.Д. Психологическое развитие музыкальных средств для оптимизации функционального состояния человека. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. — 2016. — Вып. 37 (2). Стр. 105-111.

[15] Пирс, Маркус; Рормайер, Мартин. Музыкальное познание и когнитивные науки. ТЕМЫ ПОЗНАВАНИЯ. — 2012. — Вып. 4 (4). — п. 468-484.

[16] Б.М. Тепловые проблемы индивидуальных различий. М. — 1961. С. 48-49.

[17] Сихвонен, Алекси Дж.; Саеркаемое, Теппо; Лео, Вера. Музыкальные вмешательства в неврологической реабилитации. ЛАНКЕТ НЕВРОЛОГИЯ. — 2017. — Вып. 16 (8). — С. 648-660.

[18] Махендран, Ратхи; Ротаэр, Ирис; Фам, Джонсон.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts