КОСМОПОЛИТИЗМ • Большая российская энциклопедия
КОСМОПОЛИТИ́ЗМ (от греч. ϰοσμοπολίτης – гражданин мира), мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отд. нации и государства. В разные периоды понятие «К.» имело разл. содержание, определяемое конкретно-историч. условиями. Термин «космополит» впервые употреблён киниками и отражал их негативное отношение к полису, переживавшему кризис, а также являлся реакцией на вытеснение киников из системы внутриполисных связей (Диоген Синопский: «без общины, без дома, без отечества»). Взгляды киников получили новое осмысление в филос. школе стоицизма. Её основатель Зенон из Кития разработал учение о «космополисе» – всемирном государстве, равноправными гражданами которого должны быть все разумные существа, независимо от происхождения и социального положения. В Древнем Риме в силу универсального характера этого государства К. может рассматриваться как составная часть мировоззрения его граждан, считавших, что они принадлежат «всему миру», а «весь мир» принадлежит им. В период Средневековья своеобразным проявлением идеологии К. являлись планы создания всемирной монархии, а также всемирного теократич. государства во главе с папой Римским. Против феод. раздробленности Италии были направлены идеи «мирового гражданства», развивавшиеся Данте и Т. Кампанеллой. Абстрактно-гуманистич. идеал «единства рода человеческого» эпохи Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков. В Германии в 18–19 вв. в условиях зарождения общегерманского объединит. движения такого рода идеи (представлены в творчестве К. М. Виланда, И. Г. Гердера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др.) были направлены в т. ч. против партикуляризма и «удельного патриотизма» мелких герм. государств. Важный вклад в развитие идеологии К. внёс И. Кант, доказывавший, что исторически человечество движется к своей великой цели – всеобщему правовому гражд. обществу.
Новый этап развития космополитич. идей начался с возникновением пром. капитализма, которому объективно присуща тенденция к интернационализации. К. Маркс и Ф. Энгельс, указывая на космополитич. природу капитала и космополитич. характер произ-ва и потребления в условиях эксплуатации буржуазией всемирного рынка, выдвинули тезис об отсутствии родины как у буржуазии, так и у пролетариата. В дальнейшем это получило отражение в лозунгах пролетарского интернационализма, мировой социалистич. революции, создания всемирного пролетарского государства (всемирной республики советов), отказа пролетариата в условиях войны от поддержки собств. правительств и т. д., а также в создании междунар. объединений революционных (реформистских) организаций, в акциях солидарности и мн. др. После крушения надежд на мировую социалистич. революцию и перехода к построению социализма лишь в СССР лозунг пролетарского интернационализма был дополнен принципом пролетарского социалистич. патриотизма. В 1947–53 в СССР прошла политич. кампания по борьбе с «буржуазным К.», который был объявлен оборотной стороной национализма угнетающих наций, обслуживающим интересы государств, добивающихся установления мирового господства.
В 20 в. космополитич. идеи, претерпев значит. трансформацию, получили новое звучание в связи с концепциями мировой политич. и экономич. интеграции, разработки мирового права, основанного на отрицании нац. и гос. суверенитета, создания мирового государства и др. В условиях усиливающейся глобализации всё чаще высказывается мысль, что человечество вступило в стадию складывания единой планетарной цивилизации, в которой произойдёт стирание нац., языковых и культурных различий между народами, будут выработаны единая для всех людей шкала ценностей, единые нормы права, введено «мировое гражданство» и пр., а существование нац. государств со всеми их институтами утратит смысл.
К. сохраняет своё значение также как идеология социального протеста. Лица, не согласные с существующими порядками, нередко объявляют себя «гражданами мира», руководствующимися «интересами и ценностями всего человечества». Действует ряд междунар. организаций, объединяющих «граждан мира», в т. ч. Ассоциация граждан мира, Междунар. список граждан мира (Париж) и др.
Глава ВЦИОМа счел временным проявление космополитизма у молодежи — РБК
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другоеРубрики
Курс евро на 23 июняEUR ЦБ: 91,94 (-0,06) Инвестиции, 17:03 Курс доллара на 23 июня
USD ЦБ: 83,61 (-0,64) Инвестиции, 17:03
Дюков заявил, что возможность перехода РФС в Азию существует Спорт, 19:11
Береговая охрана США нашла обломки в районе поиска пропавшего батискафа Общество, 19:06
Макаронная фабрика в Шебекино возобновит работу после обстрелов Политика, 19:05
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Цена Brent упала ниже $74 на фоне повышения ставки Банком Англии Инвестиции, 18:58
В Курской области ограничили проведение массовых мероприятий Политика, 18:57
Парки, воздух и экология: почему выбирают квартиры на западе Москвы РБК и ПИК, 18:57
В Сербии попросили уволить выступавшего за санкции против России министра Политика, 18:52
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач
Купить интенсив
Российские борцы не выступят на ЧЕ из-за поздно одобрившей визы Испании Спорт, 18:51
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:49
Брокер из Армении получил рекордную прибыль благодаря россиянам Инвестиции, 18:44
The Economist назвал город с лучшим качеством жизни в мире Общество, 18:36
ФНС объяснила рост доходов бизнеса до квадриллиона Экономика, 18:35
Шольц заявил, что Украина осознала отсутствие шансов вступить в НАТО Политика, 18:22
Почему купить квартиру в готовом квартале хорошая идея РБК и ПИК, 18:20
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Наибольшее проявление космополитизма наблюдается среди россиян в возрасте 18–24 лет, заявил глава ВЦИОМа
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Космополитизм широко проявляется среди граждан 18–24 лет, но это не характерная особенность российской молодежи, а «временная флуктуация», считает глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.
Он назвал проявления космополитизма в вышеуказанной возрастной категории проблемой, но заявил, что среди граждан подросткового возраста (14–17 лет) такие взгляды распространены гораздо меньше.
Космополитизм представляет собой мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельных наций и государств.
adv.rbc.ru
«В целом космополитизм можно считать не характерной особенностью молодежи, а такой временной флуктуацией, которая сформировалась, но сейчас постепенно, скорее всего, начнет уходить в связи с естественными изменениями», — сказал Федоров (цитата по «РИА Новости»).
adv.rbc.ru
Результаты исследования ВЦИОМа среди россиян от 14 до 35 лет показывают, что больше всего склонны ощущать себя «гражданами мира» молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (38%), а также в возрасте от 30 до 35 лет (28%). Среди россиян 25–29 лет таких 23%, а в категории 14–17 лет — 11%, указывает агентство.
«В 14 лет чаще всего хочется заявить о себе миру, …в 18 лет хочется… изменить его под себя, а дальше, ближе к 30, уже хочется гармонии, стабильности, уже хочется мира, комфорта в семье. И это все наша с вами молодежь», — считает глава ВЦИОМа.
Патриотами среди российских учеников средней и старшей школы себя считают 68% опрошенных, при этом 46% из них заявили о готовности эмигрировать, показывали в сентябре результаты исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО). Больше всего назвавших себя патриотами оказалось в категории 14–15 лет (70%), среди 19-летних доля молодых людей с такими взглядами составила 64%.
Космополитизм | Глобальное гражданство, права человека и этика
- Связанные темы:
- философия
Просмотреть весь связанный контент →
космополитизм , в политической теории, вера в то, что все люди имеют право на равное уважение и внимание, независимо от их статуса гражданства или другой принадлежности.
Космополитизм в стоической философии
Среди первых сторонников космополитизма были киник Диоген и стоики, такие как Цицерон. Эти мыслители отвергли идею о том, что человек должен определяться городом своего происхождения, как это было типично для греческих мужчин того времени. Скорее, они настаивали на том, что они «граждане мира».
Философы-стоики выступали против традиционного (греческого) различия между греками и варварами, применяя к себе термин космополиты , подразумевая, таким образом, что их полисом, или городом-государством, был весь космос или весь мир. Александр Македонский препятствовал этому различию, разрешив своим генералам жениться на женщинах, родом из завоеванных ими земель, но его политика встретила сопротивление на поле боя и шок дома. Стоики (IV–III вв. до н. э.) прорвали греческое предположение о собственном расовом и языковом превосходстве и рассмотрели новый космополитизм с философской точки зрения.
Древние греки считали, что это веление самой природы (или провидение Зевса), что человечество разделено на греков и варваров. Стоики, напротив, утверждали, что все люди имеют один общий разум и подчиняются одному божественному logos и, следовательно, истинный стоический мудрец является гражданином не какого-то одного государства, а всего мира.
Поздние стоики реализовали эту идею, подчеркивая акты доброты даже по отношению к побежденным врагам и рабам. Были также увещевания расширить характерную для стоиков любовь к себе (9).0019 oikeiōsis ) в постоянно расширяющемся круге от себя к семье, к друзьям и, наконец, к человечеству в целом. Многие историки утверждали, что этот стоический принцип помог подготовить принятие христианства, в котором, по словам апостола Павла, нет ни иудея, ни грека, ни свободного, ни раба, ни мужчины, ни женщины.
Эпиктет, еще один из поздних стоиков (I–II вв. н. э.), напоминал своим последователям, что все люди по природе братья, и увещевал их помнить, кто они и кем правят, ибо управляемые тоже родственники, братья по природе, и все дети Зевса.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяКосмополитизм и глобальное сообщество
Идея стоиков быть гражданином мира точно отражает два основных аспекта космополитизма, один из которых — тезис об идентичности, а другой — тезис об ответственности. Как тезис об идентичности, быть космополитом означает, что человек находится под влиянием различных культур. В зависимости от отношения к различным воздействиям слово космополитизм может иметь отрицательный или положительный оттенок. Это имело положительный оттенок, когда, например, считалось, что это означает, что человек мирской и много путешествующий, а не ограниченный или провинциальный. Он имел негативный оттенок, когда использовался для стигматизации некоторых групп, в том числе евреев, как предполагаемой угрозы для общества. Космополитизм как тезис об идентичности также отрицает, что принадлежность к определенному культурному сообществу необходима для процветания личности в мире. Согласно этой точке зрения, принадлежность к определенной культуре не является существенным компонентом в формировании или поддержании чьей-либо идентичности, и человек может выбирать из широкого спектра культурных выражений или отвергать все такие выражения в пользу других некультурных вариантов.
В качестве тезиса об ответственности космополитизм выступает за необходимость признать и действовать в соответствии со своим членством в глобальном сообществе людей. Таким образом, у человека есть обязанности перед другими членами мирового сообщества. Как утверждала американский философ Марта Нуссбаум, человек обязан быть верным «всемирному сообществу людей», и эта принадлежность должна представлять собой первоочередную верность. Как тезис об ответственности, космополитизм также направляет человека вовне от местных обязательств и предотвращает вытеснение этими обязательствами ответственности перед другими. Космополитизм подчеркивает ответственность человека перед людьми, которых он не знает. Соответственно, с космополитической точки зрения, границы государств просто ограничивают сферу правосудия и являются неуместными препятствиями для понимания и выполнения своих обязанностей перед каждым в мировом сообществе.
Космополитизм — Энциклопедия Нового Света
Космополитизм — это идея о том, что все человечество принадлежит единому глобальному сообществу. Слово происходит от греческого cosmos («Κόσμος», «Вселенная») и polis («Πόλις», «город»), что означает «гражданин мира». Говорят, что циники первыми представили эту идею. Стоики разработали его на основе экспедиций Александра Македонского и формирования Римской империи. Каждое человеческое существо рассматривалось как гражданин мира в его способности «разума» независимо от родословной и расового происхождения. Мыслители эпохи Просвещения, такие как Кант, в восемнадцатом веке восприняли эту идею. Однако с подъемом империализма и национализма в девятнадцатом веке космополитизм подвергся критике как нереалистичное утопическое видение. В двадцать первом веке построение мирного глобального сообщества становится важной проблемой, и космополитизм обсуждается в различных социальных, политических, экономических, культурных и этических контекстах.
Содержание
- 1 Философский космополитизм
- 1.1 Философские основы
- 1.2 Современные мыслители-космополиты
- 2 Политический и социологический космополитизм
- 3 Примечания
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 5. 1 Общие источники по философии
- 6 кредитов
Космополитизм может повлечь за собой некое мировое правительство или он может просто относиться к более инклюзивным моральным, экономическим и/или политическим отношениям между нациями или людьми из разных наций. Человека, придерживающегося идеи космополитизма в любой его форме, называют космополитом.
Философский космополитизм
Философский фон
Космополитизм восходит к отцу-основателю движения киников в Древней Греции Диогену Синопскому (ок. 412 г. до н.э. г.). О Диогене сказано: «На вопрос, откуда он пришел, он ответил: «Я гражданин мира (kosmopolitês)». жителя большого города, где сходятся разные культуры, первоначальная формулировка этого слова не имела такой коннотации Стоики, которые впоследствии восприняли идею Диогена и развили ее, обычно подчеркивали, что каждый человек «обитает […] в двух сообществах — местное сообщество нашего рождения и сообщество человеческих аргументов и устремлений». [2] Обычный способ понять космополитизм стоиков — через круговую модель идентичности Иерокла, которая гласит, что все должны рассматривать себя как концентрические круги, первый вокруг себя, следующий ближайший родственник, расширенная семья, местная группа, граждане, соотечественники, человечество. Тогда задачей граждан мира становится «притянуть круги как-то к центру, сделав всех людей более похожими на наших собратьев-горожан и так далее». [3] Кант, похоже, воспринял идеи стоиков. В его 179В 5 эссе «Вечный мир» он представляет ius cosmopoliticum (космополитический закон/право) как руководящий принцип защиты людей от войны и морально обосновывает это космополитическое право принципом всеобщего гостеприимства. После концепции концепции и ее возрождения Кантом, после Второй мировой войны наступил третий космополитический момент. В качестве реакции на Холокост и другие массовые убийства концепция преступлений против человечности становится общепринятой категорией в международном праве. Это ясно показывает появление и признание понятия индивидуальной ответственности, которое считается существующим против всего человечества. [4]
Современные мыслители-космополиты
Философские космополиты являются моральными универсалистами: они верят, что все люди, а не только соотечественники или сограждане, подпадают под одни и те же моральные стандарты. Таким образом, границы между нациями, государствами, культурами или обществами не имеют значения с моральной точки зрения. Широко цитируемым примером современного космополита является Кваме Энтони Аппиа. [5]
Писатель-космополит Деметрий Клитов утверждает в Друзья и враги прав человека, , что космополитизм является главным другом и необходимым элементом движения за права человека. Более того, Клитоу утверждает, что космополитическая «человеческая идентичность» так же необходима для торжества прав человека, как европейская идентичность необходима для политического Европейского Союза. Он противоречиво утверждает, что «это главная дилемма для европейского проекта. У нас есть Европейский союз, но нет европейцев или европейской идентичности. То же самое в равной степени верно и для прав человека. У нас есть права человека, но нет людей или человеческой идентичности. .» [6]
Некоторые философы и ученые утверждают, что объективные и субъективные условия, возникающие в сегодняшнем уникальном историческом моменте, зарождающейся планетарной фазе цивилизации, создают скрытый потенциал для возникновения космополитической идентичности глобальных граждан и возможного формирования глобальное гражданское движение. [7] Эти возникающие объективные и субъективные условия в планетарной фазе включают в себя все, от усовершенствованных коммуникационных технологий, таких как сотовые телефоны, телевидение, Интернет, спутники; космические путешествия и первые изображения хрупкой планеты, плывущей по просторам космоса; глобальное потепление и другие экологические угрозы коллективному существованию человечества; новые глобальные институты, такие как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация или Международный уголовный суд; рост транснациональных корпораций и интеграция рынков, часто называемая экономической глобализацией; появление глобальных НПО и транснациональных общественных движений, таких как Всемирный социальный форум; и так далее.
Политический и социологический космополитизм
Ульрих Бек (род. 15 мая 1944 г.) — социолог, выдвинувший новую концепцию космополитической критической теории в прямое противопоставление традиционной политике национального государства. Теория национального государства рассматривает властные отношения только между различными государственными акторами и исключает глобальную экономику или подчиняет ее модели национального государства. Космополитизм рассматривает глобальный капитал как возможную угрозу национальному государству и помещает его в игру метавласти, в которой глобальный капитал, государства и гражданское общество являются ее игроками.
Важно отметить различие между космополитизмом Бека и идеей мирового государства. Для Бека установление единого мирового порядка считается в лучшем случае гегемонией, а в худшем — этноцентризмом. Скорее, политический и социологический космополитизм опирается на следующие фундаментальные основания:
- «Признание инаковости тех, кто культурно отличается от других»
- «Признание инаковости будущего»
- «Признание инаковости природы»
- «Признание инаковости объекта»
- «Признание инаковости других рациональностей»
Космополитизм разделяет некоторые аспекты универсализма, а именно глобально приемлемое понятие человеческого достоинства, которое должно быть защищено и закреплено в международном праве. Однако теория отклоняется в признании различий между мировыми культурами. Таким образом, «космополитическая декларация прав человека» будет определяться с точки зрения отрицаний, с которыми никто не может не согласиться. Кроме того, космополитизм призывает к равной защите окружающей среды и от негативных побочных эффектов технологического развития.
По мнению тех, кто следует рассуждениям Бека, космополитический мир будет состоять из множества государств, которые будут использовать глобальный и региональный консенсус для получения большей переговорной силы против противников. Государства также будут использовать силу субъектов гражданского общества, таких как неправительственные организации (НПО) и потребители, для укрепления своей легитимности и привлечения помощи инвесторов для реализации космополитической повестки дня. Некоторые примеры:
- Государства передают глобальный мониторинг прав человека и экологических проблем неправительственным организациям, таким как Amnesty International и Greenpeace, которые имеют высокий уровень легитимности в общественной сфере.
- Государства поддерживают НПО, чтобы убедить потребителей «отказаться» от продуктов, которые нарушают космополитические человеческие и экологические кодексы.
Другие авторы представляют себе космополитический мир, выходящий за рамки сегодняшней концепции национальных государств. Эти ученые утверждают, что истинно космополитическая идентичность Global Citizen укрепится, уменьшая важность национальной идентичности. Формирование движения глобальных граждан приведет к созданию демократических глобальных институтов, создающих пространство для глобальных политических дискуссий и решений, что, в свою очередь, укрепит понятие гражданственности на глобальном уровне. Вложенные структуры управления, которые уравновешивают принципы несводимости (то есть представление о том, что определенные проблемы могут решаться только на глобальном уровне, например глобальное потепление) и субсидиарности (например, представление о том, что решения должны приниматься как на местном, так и на местном уровне). возможном уровне) могли бы, таким образом, сформировать основу для космополитического политического порядка. [8]
Институциональный космополитизм выступает за некоторые реформы в глобальном управлении, позволяющие гражданам мира играть более непосредственную роль в политике. Для того, чтобы сделать это возможным, был внесен ряд предложений. Космополитическая демократия, например, предполагает, что мы должны укрепить Организацию Объединенных Наций и другие международные организации, создав Всемирную парламентскую ассамблею. [9]
Примечания
- ↑ Диоген Лаэртский, «Жизнеописания выдающихся философов».
- ↑ Марта К. Нуссбаум, «Кант и стоический космополитизм», в Журнал политической философии, Том 5, № 1: 1-25.
- ↑ Там же, с. 9.
- ↑ Ульрих Бек, The Cosmopolitan Vision (Кембридж: Polity Press, 2006), с. 45.
- ↑ Кваме Энтони Аппиа, Космополитизм: этика в мире незнакомцев (Лондон: Penguin Books, 2006).
- ↑ Деметриус Клитоу, Друзья и враги прав человека, MEDAC. Проверено 15 ноября 2007 г.
- ↑ Инициатива GTI, Серия документов GTI. Проверено 15 ноября 2007 г.
- ↑ Инициатива GTI, Серия документов GTI. Проверено 21 ноября 2007 г.
- ↑ Даниэле Арчибуги, изд., Обсуждение космополитики (Лондон: Verso, 2003).
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Андерсон, Аманда. «Космополитизм, универсализм и разделенное наследие современности». В Космополитика: мышление и чувства за пределами нации, под редакцией П. Чеа и Б. Роббинса. Миннеаполис: Университет Миннесоты Press. ISBN 0816630674
- Аппиа, Кваме Энтони. Космополитизм: этика в чужом мире. Нью-Йорк: WW Norton and Co., 2006. ISBN 0393061558
- Archibugi, Даниэле и Дэвид Хелд, ред. Космополитическая демократия. Программа для нового мирового порядка . Кембридж: Polity Press, 1995. ISBN 0745613802
- Бек, Ульрих. Власть в глобальную эпоху. Лондон: Polity Press, 2005. ISBN 0745632300
- Брок, Джиллиан и Гарри Бригхаус. Политическая философия космополитизма, Cambridge University Press, 2005. ISBN 0521846609
- Мартель, Люк. Глобальное неравенство, права человека и власть: критика космополитизма Ульриха Бека. Critical Sociology, 2008. Проверено 5 мая 2020 г. .
- Нуссбаум, Марта К. «Кант и стоический космополитизм». В Журнал политической философии 5 (1) (1997): 1-25.
- Роббинс, Брюс. «Сравнительные космополитизмы». В Космополитика: мышление и чувства за пределами нации, под редакцией П. Чи и Б. Роббинса. Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1998. ISBN 0816630674
Внешние ссылки
Все ссылки получены 6 апреля 2022 г.
- Космополитизм в Стэнфордской философской энциклопедии.
- Рассвет космополита: надежда глобального гражданского движения , документ № 15, и Глобальная политика и институты , документ № 3.