Космос с точки зрения философии: Космос (философия) | это… Что такое Космос (философия)?

Философия космической реальности — страница 2

К началу раздела

Опубликовано:  Бюллетень комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского / Комисс. РАН. Вып. 18. – М.: Наука, 2005. – С. 82 – 98.

Л.В. Шапошникова


Е.И. Рерих за рабочим столом

Если движения научной и философской мысли находились на поверхности процессов духовной революции, были видны и ощутимы, то в глубине ее происходил таинственный невидимый процесс, питавшийся истоком тонких энергий и иных состояний материи. Именно там формировался тот поток мысли духовной революции, который притянул к себе все, что было наработано человеческой мыслью – художественной, философской, религиозной и научной, – и синтезировал все это в новой философской системе Живой Этики, связанной с творчеством Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, сформировавшихся в пространстве русского Серебряного века и его духовной революции.

Они оказались свидетелями и сотрудниками в создании этой новой философии, они донесли ее до наших дней, но все это произошло в пространстве уже другой страны – Индии.

Рерихи покинули Россию вскоре после Февральской революции и в 1923 г. оказались в Индии. Помимо всех остальных причин, приведших их в эту страну (таких, как научная заинтересованность Николая Рериха проблемой общего источника славянской и индийской культур, а также изучением миграций народов в древности), именно Живая Этика оказалась главной целью их работы в Индии.

Н.К. Рерих

И Елена Ивановна, и Николай Константинович оказались близкими сотрудниками тех, кто персонифицировал собой высокий источник, не однажды передававший человечеству ценную космическую информацию. На этот раз информация в форме философской системы Живой Этики пошла через Рерихов и в первую очередь через Елену Ивановну.

Столь тесная близость Рерихов к такому духовному источнику дает возможность считать, что вкупе с остальными способами получения информации в этом случае имел место и метод свидетельств. Живая Этика была завершающим этапом в теории нового космического мироощущения, возникшего в пространстве духовной революции России.

И Е.И. Рерих, которая провела титаническую работу с сообщаемыми ей текстами, и Н.К. Рерих, воплотивший эволюционно-космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных полотнах и научно-литературных очерках, внесли свою великую лепту в формирование нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Создатели этой системы шире, чем современная наука, трактовали такие фундаментальные понятия, как «материя», «дух», «энергия», и рассматривали мироздание как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. Они давали представления о взаимодействии этих структур и влиянии этого взаимодействия на космическую эволюцию, энергетические «коридоры» которой пронизывают беспредельное пространство.

Пьер Тейяр де Шарден

«Что такое эволюция – теория, система, гипотеза? – спрашивает французский ученый и мыслитель Тейяр де Шарден. – Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она – основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии – вот что такое эволюция» [6, с. 175]. Именно закономерностям космической эволюции, в которой смыкались «все линии» человеческого существования, и была посвящена Живая Этика. Такой подход требовал и иного космического мироощущения, которое пронизывало все положения нового учения.

Идеи Живой Этики не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, научное и вненаучное знание, они несли огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению.

Живая Этика способствовала такому пониманию человеком событий, говоря словами Н. Рериха, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной». Осмысливая место человека в системе космической эволюции, создатели Живой Этики утверждали, что «человек является источником знания и самым мощным претворителем Космических Сил» [7В, с. 217], что он есть «часть Космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи» [7А, ч. I, с. 132]. Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур мироздания в процессе энергоинформационного обмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции. Сам этот процесс обширен, сложен и мало изучен современной наукой. Однако лишь в результате него происходят те вспышки энергии, которые продвигают человечество. Человек вступает в энергоинформационный обмен с себе подобными, объектами, находящимися на поверхности планеты, с самой планетой, а также с различными космическими телами, в первую очередь с Солнцем, планетами Солнечной системы, созвездиями Зодиака, созвездием Орион и, наконец, с мирами иных измерений и иных состояний материи.
В результате такого обмена энергетический потенциал человека и космических тел меняется и создает условия для их эволюционного продвижения. Сама же энергетика есть первопричина всех процессов, происходящих в Космосе. Она же играет основную роль и в переходе сознания человека от состояния объекта эволюции к ее субъекту. Расстояние, отделяющее объект эволюции от ее субъекта, есть путь духовно-культурного совершенствования человека, в итоге которого происходит переход от пассивного и неосознанного участия человека в эволюции к активному и осознанному. Человек обретает знания и способности влиять на ход и качество эволюции, соблюдая великие законы Космоса. Эволюционные процессы Космоса развиваются согласно его объективным законам. Эти же законы определяют общие и частные цели эволюции и свидетельствуют о приоритете духа, который авторы Живой Этики рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра такого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно великим законам Космоса, с одной стороны, и его свободной воле – с другой.

Н.К. Рерих. Гибель Атлантиды. 1928–1929

Главной задачей эволюции является одухотворение материи, повысив ее энергетику, а затем изменяя и утончая эту материю. Этого можно достичь с помощью такой силы, как дух. Синтез – вот магистральный путь в процессе одухотворения и утончения материи. Такие же явления, как культура и возникающие в ее пространстве любовь, красота, несущие в себе тонкую высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека, служат устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие подобных устоев по тем или иным причинам прерывает путь космической эволюции и уводит в воронку инволюции. Живая Этика рассматривает любое земное явление с точки зрения взаимодействия духа и материи и энергетики этого взаимодействия. Такой подход дает возможность выявить реальный смысл явления, установить его причинные связи и его энергетические взаимодействия.

В Живой Этике самым широким образом поставлена проблема культуры как средства спасения планеты от грядущих гибельных катаклизмов. Авторы учения аргументировано и убедительно показали, что регулярное нарушение человечеством великих законов Космоса уже завело его в тупик, чреватый гибельными энергетическими взрывами.


 

© 2022 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.

 

Философия — Эрос и Космос

Опубликовано долгожданное переиздание «Канатоходца» — книги воспоминаний трансперсонального философа и учёного Василия Налимова (1910–1997) — глубоко целостного мыслителя, анархо-мистика, проповедника ненасилия и спонтанности, основоположника наукометрии. Издание подготовлено супругой и соавтором Налимова Жанной Дрогалиной и включает в себя новые приложения и фотографии. Аннотация Воспоминания известного ученого и философа В. В. Налимова, автора оригинальной философской концепции, изложенной, в частности,… Читать далее «Канатоходец» В. В. Налимова: новое издание

Опубликовано

В рубрике Духовность, Новости, Философия Отмечено Василий Налимов, книги, книгоиздание, мистицизм, мистический анархизм, наукометрия, трансперсональная психология, философия

AN INTEGRAL THEORY OF CONSCIOUSNESS Ken Wilber Journal of Consciousness Studies, 4 (1), февраль 1997, стр. 71–92 Перев. с англ.: Евгений Пустошкин (Pustoshkin.com). Перевод выполнен специально для онлайн-курса «Интегральная теория сознания» и онлайн-журнала «Эрос и Космос» в феврале — марте 2022 г. (первая редакция была выполнена в 2007 г.; новая версия перевода, полностью исправленная и переработанная,… Читать далее Интегральная теория сознания

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Психология, Статьи, Философия Отмечено Великая цепь бытия, Дэвид Чалмерс, Дэниел Деннетт, интегральный подход, исследования сознания, Квадранты, Кен Уилбер, наука о сознании, уровни развития, эволюция сознания, Эрих Янч, Юрген Хабермас

В новом эпизоде проекта «Интегральный диалог» — беседа с Рупертом Шелдрейком, доктором биохимии, исследователем физиологии растений, исследователем сознания и автором теории морфического резонанса.1 Данное интервью было записано в доме д-ра Шелдрейка в Лондоне в октябре 2019; публикуется впервые в онлайн-журнале «Эрос и Космос». Серия интервью «Интегральный диалог» — совместная инициатива проекта «Интегральное пространство» и онлайн-журнала… Читать далее Расширенный разум: интервью с Рупертом Шелдрейком

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интервью, Медиа, Тело и мозг, Философия Отмечено Беда Гриффитс, биология, генетика, Интегральный диалог (серия интервью), медитация, мистицизм, морфический резонанс, наука, осознанные сновидения, парапсихология, расширенный разум, Ричард Докинз, Руперт Шелдрейк, телепатия, философия

С первых же строк книга «Свет во тьме» С. Л. Франка вызывала у меня яркое чувство святыни — святыни бытия и святыни моего собственного феноменологического самосознания, а также святости контакта с личностью Другого. Всё мое восприятие заливалось внутренним светом сакральности, когда, следуя указаниям мыслителя, я сознавал нерасторжимую связь свою с Глубиной — Богом внутри меня… Читать далее «Свет во тьме светит»: о книге С. Л. Франка

Опубликовано

В рубрике Духовность, Статьи, Философия Отмечено буддизм, духовность, интегральная философия, Кен Уилбер, мистицизм, Нагарджуна, пантеизм, русская философия, Семён Франк, философия, христианство

Журнал «Эрос и Космос» предлагает вниманию читателей небольшой материал, который сложился из заметок и переписки Сергея Гуленкина и Виктора Ширяева в фейсбуке. Мы посчитали, что эти размышления оказались удачным заходом к важной теме недвойственности в раннем буддизме махаяны (и не только), немного их дополнили и будем рады в дальнейшем развивать эту дискуссию. Сергей Гуленкин —  преподаватель… Читать далее О недвойственности в сутрах махаяны

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Мнения, Философия Отмечено буддизм, Вималакирти, махаяна, медитация, мудрость, недвойственность, нирвана, праджня, пустотность, сансара, сострадание, срединный путь, Тяньтай, философия, Чжи И

Аниций Манлий Северин Боэций, римский государственный деятель и мыслитель-поэт V–VI вв. н. э., написал «Утешение Философией» в ожидании смерти, находясь в застенках короля остготов Теодориха Великого, завоевавшего Рим. Правильно было бы перевести название этого трактата как «Утешение Философии», потому что опечаленного мыслителя посещает персонифицированная Философия, — она-то и ведёт с ним утешающую беседу. Это необычайно… Читать далее Утешение Философии и глубинный порядок Космоса: размышления о книге Боэция

Опубликовано

В рубрике Духовность, Статьи, Философия Отмечено Боэций, духовность, Кен Уилбер, книги, мистицизм, мудрость, неоплатонизм, припоминание (анамнезис), работа с тенью, стоицизм, Утешение Философией, философия

Форзац книги Юлиана Шейнина

Книга «Интегральный Интеллект» опубликована в 1970 году в Советском Союзе. Автор Юлиан Михайлович Шейнин (1930–1990) — специалист в области организации науки, возглавлявший в 1960–1970-е годы сектор истории и теории организации науки Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. (В этой же организации работали опальные в те времена философы П. П. Гайденко и М. К. Мамардашвили.) [1,… Читать далее «Интегральный Интеллект» и кентаврическое сознание в Советском Союзе

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Статьи, Философия Отмечено Василий Налимов, интегральная теория, интегральная философия, Кен Уилбер, Мераб Мамардашвили, русская философия, СССР, Сюзанна Кук-Гройтер, Тейяр де Шарден, философия, Эрих Янч, Юлиан Шейнин

Перевод интервью c ирландским поэтом и философом Джоном О’Донохью (1956–2008) выполнен с разрешения проекта «On Being» специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал подкаста впервые вышел в эфир 28 февраля 2008 года. Подкаст сопровождается русскими субтитрами. Если они не включаются автоматически, их необходимо включить вручную в окошке YouTube. Составление и перевод субтитров: Соня Пигалова. Текст транскрипта отредактировал Сергей Гуленкин.… Читать далее Внутренний ландшафт красоты: интервью с Джоном О’Донохью

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интервью, Искусство, Медиа, Философия Отмечено время, Джон О’Донохью, духовность, Дэниел Сигел, Ирландия, искусство, красота, литература, любовь, Майстер Экхарт, медитация, музыка, поэзия, религия, христианство

Статья Роджера Уолша впервые была опубликована на английском языке в  журнале «Integral Review» (March 2015, Vol. 11, No. 2). Перевод выполнен с разрешения автора специально для журнала «Эрос и Космос». Аннотация. Считается, что способность занимать разные точки зрения, или перспективы, связана с психологическим развитием и мудростью. В этой статье на основе психологических, созерцательных, кросс-культурных и… Читать далее Мудрые способы видеть: мудрость и перспективы

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Психология, Статьи, Философия Отмечено А. Х. Алмаас, интегральный подход, Кен Уилбер, Лоуренс Колберг, мудрость, перспективы, психология развития, рефрейминг, Роджер Уолш, стадии развития, трансформация, Чжуан-цзы, Шри Ауробиндо

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Статья Роджера Уолша впервые была опубликована на английском языке в «Журнале интегральной теории и практики» (Journal of Integral Theory and Practice, 2012, 7(1), pp. 1–21). Перевод выполнен с разрешения автора специально для журнала «Эрос и Космос». Напомним, что продолжается сбор средств на работу журнала, поддержать проект можно здесь. Аннотация Мудрость жизненно важна для индивидуального и коллективного благополучия,… Читать далее Мудрость. Интегральный взгляд

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Психология, Статьи, Философия Отмечено буддизм, Георг Фойерстайн, Далай-лама, интегральная теория, интегральный методологический плюрализм, интегральный подход, Кен Уилбер, линии развития, мудрость, Роджер Уолш, состояния сознания, уровни развития, философия, Чарльз Тарт, Шри Ауробиндо

Перевод статьи сэра Джулиана Хаксли выполнен по тексту, опубликованному в «Журнале гуманистической психологии»1. Первоначально эссе было опубликовано в 1957 году в книге Джулиана Хаксли «Новые бутылки для нового вина» (New Bottles for New Wines), переизданной впоследствии под названием «Знание, мораль и предназначение» (Knowledge, Morality & Destiny). Сэр Джулиан Хаксли (Sir Julian Juxley, 1887–1975) — английский… Читать далее Трансгуманизм

Опубликовано

В рубрике Духовность, Статьи, Философия Отмечено гуманизм, гуманистическая психология, Джулиан Хаксли, Олдос Хаксли, постгуманизм, трансгуманизм, эволюция, эволюция человека

Продолжается сбор средств на работу журнала, поддержать проект можно здесь. Вытирая пыль Рафаэль Санти — художник, график, архитектор эпохи Ренессанса. Считается одним из выдающихся представителей умбрийской школы. Свою фреску «Афинская школа» великий Рафаэль Санти написал в период с 1509 по 1511 года. Его из Флоренции в Рим пригласил папа Юлий II для оформления парадных залов Папского… Читать далее Переосмысление «Афинской школы»

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Искусство, Медиа, Мнения, Философия Отмечено визионерское искусство, интегральное искусство, интегральный подход, искусство, Кен Уилбер, махамудра, недвойственность, Рафаэль Санти, современное искусство

Колин Уилсон (фото © Simon Brighton, 2002)

Это статья о Колине Уилсоне, британском философе-экзистенциалисте, писателе-фантасте, авторе философско-литературоведческой книги «Посторонний» (The Outsider). «Посторонний» вдохновил Стивена Кинга на написание одноимённого романа, экранизированного каналом HBO в виде минисериала, вышедшего в 2020 году (русскоговорящему зрителю он известен как «Чужак»). Важно отметить, что, как и роман, сериал отражает, скорее, не философские, а криминологические и фантастические грани уилсоновских… Читать далее Писательство с какой-то целью: эссе о Колине Уилсоне

Опубликовано

В рубрике Психология, Статьи, Философия Отмечено Абрахам Маслоу, Генри Джеймс старший, гуманистическая психология, духовный кризис, исследования сна и сновидений, Колин Уилсон, Кристина Гроф, Майкл Персингер, Миры Колина Уилсона, парапсихология, переживание надира, пиковый опыт, плато-переживание, сексология, сексуальность, Станислав Гроф, Стивен Кинг, Стэнли Криппнер, телепатия, Том Летбридж, трансперсональная психология, Чужак / Посторонний (телесериал)

«Эрос и Космос» представляет вниманию читателей свежий подкаст, в котором редакция журнала (Евгений Пустошкин, Виктор Ширяев и Сергей Гуленкин) обсуждает вышедшую недавно в издательстве Йельского университета книгу философа Эвана Томпсона «Why I Am Not a Buddhist» («Почему я не буддист», 2020). Эван Томпсон — философ, специалист по когнитивным исследования, сын Уильяма Ирвина Томпсона, активный участник… Читать далее «Почему я не буддист»: подкаст о новой книге Эвана Томпсона и перспективах современного буддизма

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Медиа, Медитация, Мнения, Тело и мозг, Философия Отмечено буддизм, интегральный подход, культура, медитация, наука, нейронаука, осознанность, практика внимательности, религия, философия, Эван Томпсон

Кадр из художественного фильма «Метрополис» (1927)

Книгу Джеймса Лавлока «Новацен: Грядущая эпоха гиперразумности» (Novacene: The Coming Age of Hyperintelligence, 2019) я приобрёл в Лондоне, в книжных магазинах которого она в тот момент была выставлена среди новинок. Данное произведение представляет собой скорее 160-страничное эссе (разделённое на несколько глав-подразделов) и раскрывает предполагаемый Лавлоком сценарий стремительно надвигающегося будущего. Будущего, в котором нам не будет… Читать далее Новацен и киборги на безжизненном пустыре: критика Джеймса Лавлока

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Статьи, Философия Отмечено антропный принцип, антропоцен, гипотеза Геи, Джеймс Лавлок, изменение климата, Илон Маск, интегральная биоэтика, искусственный интеллект, квалия, Кевин Келли, Кен Уилбер, киборги, Линн Маргулис, Майкл Зиммерман, новацен, Проект Атман, рефлекс свободы, Рэй Курцвейл, трансгуманизм, Уильям Джеймс, эволюция сознания, экологический кризис

Журнал «Эрос и Космос» продолжает публикацию цикла статей архитектора, урбаниста и критика Питера Бьюкенена, которые посвящены интегральному подходу к архитектуре. Впервые эти статьи увидели свет на английском языке в одном из старейших и наиболее влиятельных архитектурных журналов в мире «The Architectural Review». Опубликовав ранее третью и четвёртую статьи, мы переходим к пятой, в которой автор приглашает нас погрузиться в исследование прошлого (и настоящего) архитектуры. Перевод… Читать далее Большое переосмысление: трансцендируя и включая прошлое

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Искусство, Статьи, Философия Отмечено AQAL, архитектура, Большое переосмысление, интегральная архитектура, искусство, Кен Уилбер, модернизм, постмодернизм, урбанистика

Индийский ступенчатый колодец. Фото: Dixie Lawrence, flickr.com

Журнал «Эрос и Космос» продолжает публикацию цикла статей архитектора, урбаниста и критика Питера Бьюкенена, которые посвящены интегральному подходу к архитектуре. Впервые эти статьи увидели свет на английском языке в одном из старейших и наиболее влиятельных архитектурных журналов в мире «The Architectural Review». Начав публикацию этого цикла с третьей статьи, мы переходим к четвёртой, в которой… Читать далее Большое переосмысление: цели архитектуры

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Искусство, Статьи, Философия Отмечено AQAL, архитектура, Большое переосмысление, дизайн, интегральная архитектура, интегральный подход, искусство, модернизм, постмодернизм, урбанистика

Капелла Роншан. Архитектор — Ле Корбюзье. Фото: СС license

Журнал «Эрос и Космос» начинает публикацию цикла статей архитектора, урбаниста и критика Питера Бьюкенена, которые посвящены интегральному подходу к архитектуре. Впервые эти статьи увидели свет на английском языке в одном из старейших и наиболее влиятельных архитектурных журналов в мире «The Architectural Review». Эссе выходили с конца 2011-го и весь 2012 год и привлекли большое внимание… Читать далее Большое переосмысление: в направлении более целостной архитектуры. Интегральная теория

Опубликовано

В рубрике Интегральный подход, Искусство, Статьи, Философия Отмечено AQAL, архитектура, Большое переосмысление, интегральная архитектура, интегральный подход, искусство, Кен Уилбер, Ле Корбюзье, модернизм, постмодернизм, Ричард Тарнас, уровни развития, Фрэнк Ллойд Райт

Журнал «Эрос и Космос» делится с читателями ещё одной статьёй из творческого наследия Евгения Алексеевича Торчинова (1956–2003), которая посвящена проблеме субъект-объектного дуализма и недвойственности в трансперсональном опыте, а также многообразию форм его описания. Текст публикуется с разрешения вдовы Е. А. Торчинова Яны Мстиславовны Боевой1. Настоящая статья посвящена постановке проблемы о природе так называемого мистического опыта… Читать далее Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Статьи, Философия Отмечено адвайта, буддизм, Евгений Торчинов, индуизм, медитация, метафизика, мистицизм, недвойственность, психотехнологии, религия, трансперсональные исследования

Перевод статьи выполнен Сергеем Гуленкиным специально для журнала «Эрос и Космос», публикуется с разрешения автора. С оригиналом текста, впервые увидевшим свет в 2013 году в журнале «Explore» (Vol. 9, No. 4), можно познакомиться на сайте Руперта Шелдрейка. *** Современная наука основывается на утверждении, что вся реальность является материальной или физической. Нет никакой реальности, кроме материальной… Читать далее Освобождая науку от материализма

Опубликовано

В рубрике Психология, Статьи, Тело и мозг, Философия Отмечено Альфред Норт Уайтхед, Анри Бергсон, Гален Стросон, дуализм, исследования сознания, материализм, наука, панпсихизм, парапсихология, Руперт Шелдрейк, Томас Нагель

Возрождение нашей эпохи должно начаться  с возрождения мировоззрения. А. Швейцер [1992, c. 73]. Введение1 Мы приближаемся к зарождению единой культуры, решая вопрос о том, как сможет выжить наша планета Земля, зараженная одной болезнью — техникой, порабощающей человека. Среди задач сегодняшнего дня я вижу как одну из главных — критику современной культуры, без чего невозможно наметить… Читать далее Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления: на пороге третьего тысячелетия

Опубликовано

В рубрике Духовность, Статьи, Философия Отмечено Василий Налимов, гностицизм, культура, Мартин Хайдеггер, образование, поэзия, реинкарнация, религия, смерть, смыслы, Станислав Гроф, техника, философия

Продолжая осмысление индийского философского спора об атмане и анатмане, мы делимся с читателями статьёй Евгения Алексеевича Торчинова (1956–2003), которая посвящена тщательному разбору важнейшей буддийской доктрины анатмавады. Текст публикуется с разрешения вдовы Е. А. Торчинова Яны Мстиславовны Боевой1. Иллюстрации к материалу созданы Анастасией Петровой специально для журнала «Эрос и Космос». Доктрина личности является важнейшей буддийской доктриной, известной… Читать далее Учение о «Я» и личности в классическом индийском буддизме

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Статьи, Философия Отмечено анатман, атман, буддизм, Дхарма, Евгений Торчинов, йогачара, махаяна, Нагарджуна, солипсизм, Татхагатагарбха, философия

Our knowledge is a torch of smoky pine That lights the pathway but one step ahead Across the void of mystery and dread. George Santayana [1992, p. 91]. В июне 2005 г. в Москве проходила конференция Европейской ассоциации трансперсональной психологии (EUROTAS), в программе которой был указан доклад «Трансперсональные аспекты в концепции В. В. Налимова». Но… Читать далее Василий Васильевич Налимов и трансперсональная психология

Опубликовано

В рубрике Духовность, Психология, Статьи, Философия Отмечено Василий Налимов, мистицизм, мистический анархизм, Станислав Гроф, Тейяр де Шарден, трансдисциплинарность, трансперсональная психология, философия

Впервые статья вышла в журнале «Asiatica: труды по философии и культурам Востока» (выпуск 10, 2016)1. Публикуется с разрешения автора. В многовековом споре буддийских и индуистских мыслителей о реальности атмана философские аргументы являются вторичными, первичны же альтернативные интуиции в ситуации «внутреннего деятеля», неизвестной в европейской интеллектуальной культуре и потому очень долго не опознававшейся. Сама ситуация сформировалась в… Читать далее Предельное основание индийского философского спора об атмане и анатмане

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Статьи, Философия Отмечено анатман, Андрей Парибок, атман, буддизм, внутренний деятель, индуизм, ритуал, упанишады, философия, ясность

Предлагаем вашему вниманию письмо британского писателя и философа-экзистенциалиста Колина Уилсона читательнице, в котором он излагает основные аспекты своей философии оптимизма и экзистенциальной феноменологии. В письме автор говорит о важности культивации позитивных психических состояний. Созидательный, оптимистичный настрой, связанный с интенсивностью присутствия, должен служить основой для практики медитации и, по мнению автора, позволяет решить экзистенциальную проблему «жизненного краха»… Читать далее О медитации и понимании наших жизненных сил

Опубликовано

В рубрике Медитация, Психология, Статьи, Философия Отмечено Колин Уилсон, Миры Колина Уилсона, трансперсональная психология, феноменологический экзистенциализм, феноменология, философия оптимизма, экзистенциализм

Иван Вырыпаев. Источник: БДТ

Редакция журнала «Эрос и Космос» делится с читателями видеозаписью читки пьесы драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», состоявшейся в сентябре 2018 года на фестивале «Любимовка». На наш взгляд, эта пьеса проникнута духом интегрального подхода: не только на уровне поднимаемых проблем, таких как культурные войны современности и необходимость продвижения по стадиям взросления, но и на уровне композиции,… Читать далее Иранская конференция

Опубликовано

В рубрике Духовность, Интегральный подход, Искусство, Медиа, Мнения, Философия Отмечено духовность, Иван Вырыпаев, интегральное искусство, интегральный подход, искусство, политика, смыслы, стадии развития, театр, трансформация

В 1977 году Карл Саган в своей книге «Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого мозга» предложил метафору «космического календаря». Согласно этому календарю, Большой взрыв приходится на полночь 1 января, а текущие события происходят в полночь 31 декабря. В таком масштабе 1 секунда равняется 438 годам реального времени, на один час приходится 1,58 млн лет, а… Читать далее Объятия Вечности

Опубликовано

В рубрике Искусство, Статьи, Философия Отмечено SpaceX, Карл Саган, Кен Уилбер, космос, Митио Каку, Николай Кардашёв, эволюция сознания, эволюция человека

Дмитрий Александрович Пригов. Источник: prigov.ru

Дмитрий Александрович Пригов (1940–2007) — один из наиболее значимых современных российских художников, автор более 36 тыс. стихов, огромного количества рисунков, инсталляций и перформансов. Превратив свою жизнь в тотальный художественный проект, он создал уникальный прецедент отношения к реальности как бесконечному потенциалу творческих метаморфоз, обрамляющих и украшающих невыразимую тайну существования. Впервые это эссе появилось как доклад, прочитанный… Читать далее Художник как мистик. Дмитрий Александрович Пригов

Опубликовано

В рубрике Духовность, Искусство, Статьи, Философия Отмечено Вальтер Беньямин, Владимир Набоков, Грэм Харман, дзэн, Дмитрий Пригов, Жак Лакан, искусство, Марсель Дюшан, мистицизм, Платон, поэзия, современное искусство

Запись беседы на семинаре Дзёсю Сасаки Роси по сутрам, проведённой в августе 1979 года в дзэн-центре Маунт Болди в Калифорнии. Перевод с японского и примечание Шинзена Янга. Примечания к переводу Дзёсю Сасаки Роси невероятно сложно переводить. Это связано и с природой самого японского языка, и с природой данной темы, и с уникальным способом выражать себя,… Читать далее О природе Ноля. Лекция Дзёсю Сасаки Роси

Опубликовано

В рубрике Духовность, Медитация, Статьи, Философия Отмечено буддизм, дзэн, Кёдзан Дзёсю Сасаки Роси, медитация, просветление, Шинзен Янг

Первоначально статья была напечатана в журнале «Вопросы философии» (№ 8, 2016), публикуется с разрешения автора. Диалектика единого и множественного — сквозная, «вечная» тема размышлений западной философии со времен античности. У древних авторов, а позднее в философии средневековья и Нового времени присутствует линия рассуждений, трактующая отношение единого и множественного (части и целого) с позиции их одновременной взаимной… Читать далее Всё во всём: холизм в системе кашмирского шиваизма

Опубликовано

В рубрике Статьи, Философия Отмечено Абхинавагупта, всеединство, Индия, йога, кашмирский шиваизм, Патанджали, пробуждение, просветление, Сергей Хоружий, Сомананда, тантра, холизм, Шанкара

Space — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Появление космоса

  • содержимое заблокировано

    2

    Ньютоновское пространство

  • контент заблокирован

    3

    Философия космоса

  • содержимое заблокировано

    4

    Общие пространства

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Торретти, Роберто

DOI

10.4324/9780415249126-Q098-1

DOI: 10.4324/9780415249126-Q098-1
Версия: V1, опубликован в Интернете: 1998
. Получено 21 ноября, 2022, с HTTP:////. com/статьи/тематические/пространство/v-1


В некоторых случаях слово «пространство» обозначает пустое или потенциально пустое пространство среди вещей, например, когда водитель находит свободное место на переполненной стоянке или когда наборщик увеличивает расстояние между словами на страница. В других значениях «пространство» означает безграничную протяженность, которая предположительно содержит все или каждую вещь определенного вида. Первый смысл хорошо укоренен в обыденном опыте и восходит к этимологии слова (от латинского слова spatium , что означает «гоночная трасса» или вообще «расстояние», «интервал», «местность»). Последнее значение возникло в научных кругах — возможно, уже в четырнадцатом веке — путем смелой экстраполяции первого; оно не относится ни к чему, что может быть продемонстрировано в чувственном восприятии; и тем не менее, благодаря влиянию ньютоновской науки на европейско-американский здравый смысл, оно настолько укоренилось в обыденном употреблении, что обычно рассматривается как первичное значение «пространства», из которого происходят все остальные.

Согласно Корнфорду, «изобретение пространства» как безграничного, всеобъемлющего вместилища произошло в пятом веке до нашей эры. Однако, скорее всего, это произошло в позднем средневековье. Во всяком случае, эта идея была широко распространена в Кембридже в 1660-х годах, когда Ньютон сделал ее фундаментальным компонентом своей концепции описания явления движения. В посмертной статье Ньютон подчеркивал, что пространство ускользает от традиционной классификации сущностей на субстанции и атрибуты и имеет «собственный способ существования». До публикации этой статьи в 19 г.62, философы приняли ньютоновское пространство за субстанцию, и большинство из них считало это совершенно абсурдным. Учитывая роль всеохватывающего пространства в ньютоновской физике, Кант предпочел рассматривать его как предпосылку человеческого знания, раз и навсегда внесенного человеческим разумом. Ньютон писал, что точки пространства обязаны своей индивидуальной идентичностью реляционной системе, в которой они расположены. Математики девятнадцатого века значительно расширили эту концепцию пространства, создав множество таких реляционных систем. Таким образом, они позволили теории относительности заменить ньютоновское пространство и время четырехмерным пространством-временем, а современной теории струн — десятимерным физическим пространством. Эти события подтверждают продуктивность, но не устойчивость знающего ума.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Цитирование этой статьи:
Торретти, Роберто. Космос, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-Q098-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/space/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.

Похожие запросы

Темы
  • Метафизика
  • Философия науки
  • Философия физики

Связанные статьи

  • Космология и космогония, индийские теории Клир, Эдельтрауд Харзер
  • Геометрия, философские вопросы в Рикман, Т. А.

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group

Философия физики | История, проблемы и теории

Исаак Ньютон

См. все СМИ

Похожие темы:
физика философия природы

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

философия физики , философские рассуждения о концепциях, методах и теориях физических наук, особенно физики.

Философия физики — не столько академическая дисциплина, хотя она ею и является, сколько интеллектуальная граница, через которую теоретическая физика и современная западная философия информируют и тревожат друг друга уже более 400 лет. Многие из глубочайших интеллектуальных устремлений западной культуры — в отношении характера материи, природы пространства и времени, вопроса детерминизма, значения вероятности и случайности, возможности познания и многого другого — были поставлены под сомнение с тех пор. зарождение современной науки, начиная с работ Галилея (1564–1642). Ко времени сэра Исаака Ньютона (1642–1727) оживленный диалог между физикой и отчетливо современной западной философской традицией уже шел полным ходом, обмен, который процветает и по сей день. Этот разговор и является темой данной статьи.

В этой статье обсуждаются логические структуры наиболее общих физических теорий современной науки, а также их метафизические и эпистемологические мотивы и следствия. Для рассмотрения элементов научного исследования с философской точки зрения см. наука, философия.

Философия пространства и времени

Ньютоновское представление о Вселенной

Согласно Ньютону, физическое устройство Вселенной полностью состоит из бесконечно малых материальных точек, обычно называемых частицами. Протяженные объекты или объекты, занимающие конечные объемы пространства, рассматриваются как совокупности частиц, и поведение объектов определяется, по крайней мере в принципе, поведением частиц, из которых они состоят. Свойства частиц включают массу, электрический заряд и положение.

Тест «Британника»

Физика и законы природы

Какая сила замедляет движение? Каждому действию есть равное и противоположное что? В этом викторине по физике нет ничего, что E = mc было бы квадратным.

Ньютоновская концепция полна и детерминистична. Он полон в том смысле, что если бы можно было перечислить для каждого момента прошедшего времени, какие частицы существовали, каковы были их массы, электрические заряды и другие внутренние свойства и какие положения они занимали, то этот список представлял бы абсолютно все, что можно было сказать о физической истории Вселенной; он будет содержать все, что существовало, и каждое происшедшее событие. Ньютоновская концепция является детерминистской в ​​том смысле, что если бы было возможно перечислить для конкретного момента времени положение и другие внутренние свойства каждой частицы во Вселенной, а также то, как положение каждой частицы изменяется во времени течет вперед, вся будущая история Вселенной во всех деталях была бы предсказуема с абсолютной уверенностью. Однако многие мыслители считали этот детерминизм несовместимым с глубокими и важными идеями о том, что значит быть человеком или вести человеческую жизнь, — такими идеями, как свобода и ответственность, автономия, спонтанность, творчество и кажущаяся «открытость». » будущего.

Скорость, с которой положение частицы изменяется в определенный момент времени по мере течения времени, называется скоростью частицы в этот момент времени. Скорость, с которой скорость частицы изменяется в определенный момент времени по мере течения времени, называется ускорением частицы в этот момент времени. Ньютоновская концепция утверждает, что сила, действующая для поддержания или изменения движения частицы, возникает исключительно между парами частиц; кроме того, силы, которые любые две частицы действуют друг на друга в любой данный момент, зависят только от того, к какому виду частиц они относятся и от их положения относительно друг друга. Таким образом, в рамках ньютоновской механики (науки о движении тел под действием сил) определение положения всех частиц во Вселенной в определенное время и того, какого рода они являются, сводится к указанию того, что это за частицы. силы действуют на каждую из этих частиц в это время.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Согласно второму закону движения Ньютона, между полной силой, действующей на любую частицу в определенный момент времени, ее ускорением в этот момент и ее массой неизменно выполняется определенное очень простое математическое соотношение; сила, действующая на частицу, равна произведению массы частицы на ее ускорение: F = мА

Применение этого закона (далее «закон движения Ньютона») можно подробно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, что нужно вычислить для каждой частицы i в определенной подсистеме Вселенной, положение этой частицы в какое-то будущее время t = T . Для каждой частицы в некоторый начальный момент времени t = 0 задается положение частицы ( x 0 i ), скорость ( v 0 17

  • 6 масса), m i ), электрический заряд ( c i ) и все другие внутренние свойства.

    Один из способов выполнения вычислений — это последовательное приближение к более точному значению. Таким образом, в первом приближении можно было бы вычислить положения всех частиц при t = T , предполагая, что их скорости постоянны и равны на протяжении всего интервала между t = 0 и t = T . Это приближение поместило бы частицу I на x 0 I + V 0 I ( T

      T
    • T
    • 6 T T
        T
      • T
      • 6 T
        • 6 I
        • ( T
            I
              I
            • 6
                . Однако очевидно, что приближение будет не очень точным, так как на самом деле скорости частиц не будут оставаться постоянными на протяжении всего интервала (если только на них не действуют никакие силы).

                Несколько лучшее приближение можно получить, разделив рассматриваемый временной интервал на два, один из которых простирается от t = 0 до t = T /2 , а другой простирается от t = T /2 до t = T . Тогда положения всех частиц при T /2 можно было бы вычислить, предполагая, что их скорости постоянны и равны их значениям при t = 0 на всем интервале между t = 0 и t = T /2; это поместит частицу i в x 0 i + v 0 i ( T/2 ) на T/2 . Тогда силы, действующие на каждую из частиц в точке t = 0, можно было бы вычислить, согласно ньютоновской концепции, исходя из их положения в точке t = 0 вместе с их массами, зарядами и другими внутренними свойствами, все из которых были дано в самом начале.

                Скорости частиц при T/2 можно получить, подставив значения этих сил в закон движения Ньютона, F = ma , и предполагая, что на всем интервале от t = 0 до t = T /2 их ускорения постоянны и равны их значениям в t = 0. Это будет make the velocity of particle i equal to v 0 + a 0 i ( T/2 ), where a 0 i is equal к силе на частице i at t = 0 разделить на массу частицы i .

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts