5 упражнений по развитию словарного запаса
Skip to content
|
Насколько приятно слушать красноречивую и грамотную речь, когда человек умеет подобрать нужные слова и точно описать свою мысль. И настолько же режет слух неграмотная, «бедная» речь, которую достаточно сложно понять. Именно большой словарный запас является признаком интеллектуального развития и может помочь вам в обучении, работе или на выступлении перед большой аудиторией.
Перед тем, как приступить к изучению упражнений по увеличению словарного запаса, давайте разберемся в видах лексикона:
- Активный словарный запас. Это слова, которые мы употребляем в повседневной жизни при общении с друзьями, семьей, коллегами. При написании писем, смс в чате, соцсетях. Когда мы говорим, мы не задумываемся над словами и не прикладываем усилий для построения предложений.
- Пассивный словарный запас. Это слова, которые мы знаем, но не употребляем в разговоре. Как правило, пассивный запас может быть в 2-3 раза больше активного. При случае мы можем поискать в голове и обнаружить нужные слова, но делаем это очень редко.
- Внешний словарный запас. Это слова, которые мы не знаем. Обычно это специфические слова из профессиональной сферы деятельности.
Четко расставить границы в словарном запасе достаточно сложно. У детей словарный запас может насчитывать в среднем 1000 слов, у взрослых в 10 раз больше. Эрудированные люди, которые постоянно занимаются саморазвитием, много читают книг и постоянно учатся, имеют словарный запас до 50 000 слов. Поэтому мы подобрали такие универсальные упражнения по расширению активного словарного запаса, которые смогут выполнить школьники, студенты или специалисты.
- Упражнение «Алфавит». Вам необходимо придумать предложение, в котором все слова будут начинаться с последующей буквы алфавита. Пример: «Алина бегает в гуще деревьев». Старайтесь составлять длинные предложения, используя слова от А до Я.
- Упражнение «Существительное». Придумайте историю и расскажите ее, подбирая только слова существительные. «Утро. Вода. Прогулка. Собака. Чай. Завтрак. Метро. Работа. Совещание. Задачи. Обед.»
- Упражнение «Глаголы». Повторите прошлое упражнение, только употребляя вместо существительных глаголы.
- Упражнение «Прилагательные и наречия». Также придумывайте историю, только озвучивайте ее теперь с помощью прилагательных и наречий.
- Упражнение «Монофон». Вспомните все слова на букву А и придумайте с ними предложение, сохраняя смысл. И так проделывайте со всеми буквами в алфавите.
Сначала эти упражнения будет сложно выполнить, поэтому не сдавайтесь раньше времени. С каждым разом вам будет легче придумывать истории и искать подходящие слова. Еще больше полезной информации вы найдете на сайте «Россия — страна возможностей». На платформе размещены бесплатные онлайн-курсы, вебинары по маркетингу, пиару, благотворительности, менеджменту, психологии, финансам.
Вам может быть интересно
RHETORICAL MEANS | International Research Journal
Колесникова Л.Н.
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Почетный работник высшей школы, кандидат филологических наук, доцент, Орловский государственный университет
РИТОРИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ
Аннотация
Цель статьи – выявить и описать наиболее важные риторические средства эффективной речи на примере анализа восприятия студентами речи современного российского преподавателя вуза. Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ.
Ключевые слова: риторика, риторические средства, эффективность речи, риторическая личность, риторическая культура личности
Kolesnikova L.N.
Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education, Honorary Worker of Higher Education, PhD in Philology, associate professor, Orel State University
EFFECTIVE SPEECH: RHETORICAL MEANS
Abstract
Purpose of the article — to identify and describe the most important means of effective rhetorical question on the example of the perception of the students of the speech of the modern Russian university teacher. The practical application of our research is on the lessons of rhetoric and culture of speech, Russian as a foreign language, business communication and public relations in different departments at OSU .
Keywords: rhetoric, rhetorical tools, the effectiveness of speech, rhetorical identity, rhetorical culture of personality
Современная риторика разрабатывается на основе синтеза достижений многих гуманитарных наук: лингвистики и психолингвистики, социолингвистики и лингвокультурологии, теории коммуникации, этики, логики, семиотики и рассматривается учеными как учение об эффективной речи и риторической личности.
Риторическая личность – это языковая личность, риторически образованная, эффективно воздействующая и взаимодействующая с аудиторией своим словом, нравом, образом [Колесникова, 1998; 2007; 2013]. Речь представляет собой сложный психолингвопрагмариторический процесс, форму существования человеческого языка. Речь отражает менталитет, социальный статус, характер и культуру личности, индивидуальность человека, «речь – это человек в целом» (Цицерон). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций, их понимание и воздействие на адресата речи, ибо как гласят русские пословицы, «речь – это в другого втечь», «с кем поведешься, от того и наберешься».Эффективность речи (общения) определяется как коммуникативный успех. «Эффективность (от лат. effectivus – эффективный) речи – это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи.
Риторическая личность – видовое понятие языковой личности, и как любая языковая личность всегда этнически, социально, гендерно, профессионально маркирована. В частности, если рассмотреть русскую риторическую личность современного российского преподавателя вуза, то можно отметить следующие риторические средства создания эффективной речи, проанализировав, например, отзывы студентов Орловского государственного университета (более 3700 человек), которые в письменных опросах, проведенных нами с 2000 по 2015 годы на разные темы: «Эффективность речи преподавателя», «Риторический идеал современного преподавателя», «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю?», отметили, что их любимые преподаватели всегда производили на них хорошее впечатление, потому что были интеллигентны, обаятельны, гуманны
Продолжаем анализ студенческих отзывов-комплиментов их любимым преподавателям: «У Вас всегда гармоничный образ!», «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень умны и интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!», «У Вас отличное отношение к студентам», «На Ваших занятиях у нас стресса», «Мы ходим к Вам на лекции с охотой и удовольствием», «Студенты Вас обожают!».
Следовательно, аудитория активно реагирует на внешний облик оратора, ей нравится его гармоничный образ, студенты тонко чувствуют характер, нрав, культуру преподавателя, его отношение к аудитории. Подтверждается мысль классика о том, что «мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан).
Говорящий творит свою аудиторию: «На Ваших парах всегда теплая атмосфера, и к Вашим словам хочется прислушиваться»; «Вы научили нас не бояться друг друга. С каждой парой прибавлялась уверенность, и выступать перед аудиторией было проще». «Преподаватель наш уважал студентов и общался с нами на равных, беседовал с нами, и мы лучше усваивали материал лекций». «Ваши пары сплотили нас, научили слушать и слышать друг друга». «На парах есть чему научиться, и есть возможность открыть в себе и развить что-то новое». «С Ваших пар не хочется уходить»; «После Ваших занятий еще пару дней отходишь, размышляя о жизни и о себе» и т.д. Важно, когда студенты выходят после лекций обновленными, переживающими, мыслящими.
Таким образом, аудитория ценит умение оратора заинтересовать слушателей темой речи и своей личностью, умением создать доброжелательную атмосферу общения, способствующую самореализации и развитию личности.
Многие отзывы студентов посвящены красноречию преподавателей, эффективности его речи: «Преподаватель умеет говорить так, что заслушаешься, и всегда помнит, что он преподаватель». «Посещая именно Ваши занятия, я как будто попадаю в другое измерение, то есть я слушаю очень внимательно, все запоминаю и улавливаю. Мне нравится слышать Вашу речь, тембр голоса, звук, интонации, я обретаю состояние полного удовлетворения. Сидя два часа, мне порой не хочется идти на другие лекции, так бы и сидела до конца дня, слушая Вас. Я стараюсь тоже быть культурным, образованным человеком» (Значим личный пример преподавателя-ритора как образец для подражания – Л.К.).
В данных отзывах подмечено ценное качество: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать» (Сенека). Студенты внимательно относятся к личности преподавателя и его риторической культуре. Риторическая культура личности преподавателя вуза – это нравственно-эстетическая и эмоционально-интеллектуальная культура его речевой деятельности, направленной на постижение истины и гармоничное развитие личности студента. Мы используем факты-отзывы студентов, как доказательства, потому что без позитивных фактов обсуждение любой проблемы не уходит дальше деклараций и отображения мышления самого исследователя.
Итак, мы выяснили, что риторическими средствами эффективной речи являются: 1) нравственно-этические качества личности оратора: обаяние, интеллигентность, артистизм, ответственность за каждое сказанное слово, доброжелательное и уважительное отношение к аудитории, увлеченность и заинтересованность предметом речи, спокойствие, уверенность; 2) риторическая культура оратора: диалогизированное, т.е. субъект-субъектное общение с аудиторией, демократический стиль общения; красноречивая, умная и эмоциональная речь, создание благоприятного климата общения в аудитории; 3) гармоничный образ оратора – его приятный внешний облик; звучный и красивый голос, его тембр и разнообразные интонации, хорошая дикция, эстетическое исполнение речи, производящие благотворное воздействие на слушателей. Более подробно эта проблема рассмотрена в других наших работах [Колесникова, 1998, 2001, 2007, 2013].
Практическое применение наше исследование находит на занятиях по риторике и культуре речи, по русскому языку как иностранному, деловому общению и паблик рилейшнз на разных факультетах ОГУ. Студенты с удовольствием учатся выступать публично, участвовать в дискуссиях, доказывать свою точку зрения, проигрывать различные диалоги, учатся культурной и эффективной речи (общению).
Литература
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. 2009.
- Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. – Орел, 1998,.
- Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. Монография в 3-х томах. – Орел, ОГУ, 2007.
- Колесникова Л.Н. Риторическая культура личности современного российского преподавателя вуза. – Орел, ОГУ, 2013.
- Колесникова Л.Н. Лингвокультурология. Языковая личность в аспекте диалога культур. Изд. 2-е. Допущено УМО в качестве учебного пособия для студентов вузов. – Орел, ОГУ, 2013.
References
- Azimov J.G., Shhukin A.N. Novyj slovar’ metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam). — M., IKAR. 2009.
- Kolesnikova L.N. Obajanie lichnosti kak kategorija ritoriki. – Orel, 1998.
- Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja lichnost’ prepodavatelja-filologa v kontekste professional’noj kul’tury. In 3 vol. – Orel, OSU, 2007.
- Kolesnikova L.N. Ritoricheskaja kul’tura lichnosti sovremennogo rossijskogo prepodavatelja vuza. – Orel, OSU, 2013.
- Kolesnikova L.N. Lingvokul’turologija. Jazykovaja lichnost’ v aspekte dialoga kul’tur. – Orel, OSU, 2013.
How To Speak Eloquently
Вы когда-нибудь слушали блестящего оратора и чувствовали себя очарованными музыкой их речи, поэзией их слов и резонансом их голоса? Тогда у них, вероятно, есть то волшебное сочетание, которое мы называем красноречием.
Будь то речь перед многотысячной аудиторией или просто обращение к группе коллег, мы все хотим иметь возможность ясно выражаться, потому что именно в этой особой зоне красноречия может произойти магия общения.
Что значит красноречиво говорить?
Красноречивый оратор — это тот, кто владеет языком. Они понимают его тонкости и нюансы и могут использовать его для эффективной и убедительной передачи своего сообщения.
Слушать красноречивого оратора все равно, что слушать великолепную музыку. Это может наполнить нас радостью, и мы помним послание, которое они передали, и то, что они заставили нас чувствовать.
Как стать красноречивее?
Хорошая новость заключается в том, что этому навыку можно научиться. Если мы продолжим аналогию с музыкой, то научиться красноречиво говорить — это то же самое, что научиться играть на музыкальном инструменте. Вы не просто берете инструмент и начинаете играть. Вместо этого вы начинаете с изучения нот и гамм, понимания основных принципов и техник.
Создание яркого вокального ландшафта
Мы постоянно используем метафору вокального ландшафта в London Speech Workshop. Когда кто-то говорит, вы строите в уме пейзаж на основе:
- их тон голоса
- как они обращаются со словами
- цвет, который они добавляют в свои предложения
- их паузы, темп и выделение слов
Все мы слышали речи, которые заставляли наше сердце биться чаще, а воображение – бурно развиваться. У отличного коммуникатора есть уверенность, чтобы рассказать историю или поделиться сообщением, которое вызовет реакцию у аудитории. Они создадут вокальный пейзаж, наполненный цветом, размерами и текстурой. Затем они будут направлять внимание своих слушателей на большие идеи, используя свою интонацию и акценты, и тем самым вовлекать и заинтересовывать их.
Сила слов
Слова наполнены смыслом. Они могут стать невероятно мощными инструментами при правильном использовании. Как и большинство вещей, они также могут быть довольно избыточными при неправильном использовании.
Чем богаче ваш словарный запас, тем больше у вас будет возможностей для передачи желаемого сообщения. Возьмем само слово «красноречивый». В этом слове мы слышим смесь кратких гласных и нежных согласных, которые вместе делают слово легким и поэтичным. Слово красноречиво звучит красноречиво! Грамотно говорящий будет тщательно подбирать слова, понимая силу слов не только в том, что они означают, но и в присущей им музыкальности.
Итак, когда вы пишете свою речь или говорите в импровизированной обстановке, настраивайтесь на искусство слов. Подбирайте слова, как если бы вы были художником, пытающимся найти идеальный оттенок, чтобы выделить черту на своей картине, или как музыкант, ищущий правильную комбинацию нот, чтобы создать идеальную гармонию. Дайте себе время, когда вы пишете и говорите, чтобы найти идеальное слово, чтобы сформулировать свою идею, поднимет ваше общение на новый уровень.
Это не значит, что перегружать свою речь цветистым языком — это путь вперед. Важно, как и во всем в жизни, иметь качество, а не количество, поэтому постарайтесь не переусердствовать. Несколько тщательно подобранных слов имеют большое значение. Вы также должны убедиться, что ваша речь аутентична.
Гласные — выражение эмоций
Гласные являются проводником эмоций. Использование гласных, чтобы поделиться своими чувствами, позволяет передать эмоции в вашей речи. Вы можете думать об этом, как о добавлении цвета и мелодии в свою речь. Использование гласных таким образом дает вашим слушателям возможность связаться с вами и отправиться с вами в путешествие, которое вы разделяете.
Обычно мы относимся друг к другу через эмоции. Это то, что делает великих ораторов и ораторов такими убедительными и сильными, когда они говорят. В их словах есть эмоция, намерение и воздействие. Использование гласных — это первый большой шаг к тому, чтобы сделать вашу речь более эмоциональной.
Посмотрите это видео о том, как усилить свою речь с помощью гласных:
youtube.com/embed/aH58X_lmNvY?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Согласные — завершают ваши мысли
Согласные — это способ сдерживать эмоции и завершать мысли. Это твердые границы нашего вокального ландшафта. Они дают определение нашим идеям; они мешают объектам в окружающей среде сливаться друг с другом. Хотя вы можете опускать некоторые согласные, очень важно произносить их между двумя гласными и в конце важного слова или предложения.
Как вы говорите, что вы говорите
- Акцент . Мы используем акцент, чтобы привлечь внимание к важным словам. Это не обязательно значит просто сказать это громче. Мы можем подчеркнуть слово, задержавшись на нем немного дольше или немного подняв тон.
- Паузы. Добавление пауз в предложение — один из самых эффективных способов поделиться своими идеями. Разделив свои мысли на мини-биты, вы будете звучать уверенно и уверенно. Это, в свою очередь, помогает слушателю обработать то, что вы говорите. Паузы обычно должны быть между каждыми двумя-семью словами.
- Шаг . Когда мы нервничаем, мы автоматически ускоряемся. Это может привести к тому, что мы потеряем связь с нашими слушателями, поэтому очень важно говорить в правильном темпе.
Говорит сердцем и разумом
Красноречивый оратор поднимает уровень общения до убедительного, музыкального и иногда магического. Они нашли способ заставить свои слова и голос отражать их чувства и мысли на нескольких уровнях. От использования своих гласных и согласных до выбора слов, которые идеально выражают их чувства и идеи, они обладают мастерством общения, которое дает им истинную силу и влияние как коммуникатору.
Вот оно, руководство по красноречию. Немедленно примените некоторые из этих инструментов на практике, и вы будете на пути к тому, чтобы стать эффективным коммуникатором.
Хотите узнать больше о том, что мы делаем? Закажите БЕСПЛАТНЫЙ 15-минутный ознакомительный звонок сегодня, чтобы мы могли узнать, каковы ваши коммуникационные цели, сроки и бюджет, и составить для вас индивидуальный план курса.
Красноречивое определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Сопутствующее содержимое
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ el-uh-kwuhnt ]
/ ˈɛl ə kwənt /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: красноречие / красноречие на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
прилагательное
обладающий или использующий способность беглой, убедительной и уместной речи: красноречивый оратор.
характеризуется сильным и уместным выражением: красноречивая речь.
трогательно выразительный: выглядит красноречиво отвращающим.
ВИКТОРИНА
ВСЕ ЗА(U)R ЭТОГО БРИТАНСКОГО ПРОТИВ. АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ВИКТОРИНА
Существует огромное количество различий между тем, как люди говорят по-английски в США и Великобритании. Способны ли ваши языковые навыки определить разницу? Давай выясним!
Вопрос 1 из 7
Правда или ложь? Британский английский и американский английский различаются только сленговыми словами.
Происхождение красноречия
1350–1400; Среднеанглийский (<англо-французский) <латинский ēloquent- (основа ēloquēns, настоящее причастие ēloquī) говорящий, красноречивый, эквивалентный ē-e- 1 + loqu- говорить + -ent—ent
исследование синонимов для красноречивого
Красноречивый, беглый, красноречивый, выразительный прилагательные, которые характеризуют речь или ораторов, отличающихся своей эффективностью. Красноречивый предполагает ясность и силу: красноречивый призыв к разоружению. Беглый, с коренным смыслом текучести, относится к легкой, гладкой, поверхностной речи: свободное владение тремя языками. Articulate характеризует четкого и эффективного оратора или речи: красноречивого представителя налоговой реформы. Выразительный фокус направлен на то, чтобы сделать понятными или осмысленными идеи или чувства говорящего или пишущего, и предполагает особенно эффективное, яркое использование языка: глубоко трогательное, мощно выразительное воспоминание о городском детстве. См. также свободно.
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ красноречивый
красноречивый, наречие · о·квантность, существительное не · красноречивый, прилагательноене · красноречивый, наречие
qua·si-el ·o·quent, прилагательноеqua·si-el·o·quent·ly, наречиеsu·per·el·o·quent, прилагательноеsu·per·el·o·quent·ly, adverbun·el·o·quent, прилагательноеun·el ·o·quent·ly, наречие
СЛОВА, КОТОРЫЕ МОЖНО СПУТАТЬ С Eloquent
элегантный, красноречивыйСлова рядом с eloquent
elongate, удлинение, побег, побег, красноречие, красноречивый, El Oued, El Paso, Elpenor, Elpenor Pensador Mexicano, Эль-Рино
Dictionary. com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Слова, относящиеся к слову красноречивый
трогательный, пылкий, красноречивый, выразительный, пылкий, сильный, страстный, трогательный, откровенный, страстный, убедительный, острый, мощный, разоблачающий , волнующий, трогательный, яркий, вокальный, пылкий, беглый
Как использовать красноречие в предложении
Как будто для того, чтобы подчеркнуть различие, он оставил высокий язык самой молодой спикеру мероприятия, Аманде Горман, 22- летний поэт из Лос-Анджелеса, чье устное стихотворение «Холм, на который мы взбираемся» стало красноречивым краеугольным камнем церемонии.
Америка жаждет эры хороших чувств. Церемония открытия открыла один из них.|Питер Маркс|20 января 2021 г.|Washington Post
Красноречивым исключением является картина Сины Аты, иракца американского происхождения, которая живет в Иордании.
В галереях: художники Ближнего Востока исследуют укрытие на месте во время пандемии|Марк Дженкинс|15 января 2021|Washington Post
Я не думаю, что член законодательного собрания Ширли Вебер является самой красноречивой и трогательной спикер среди калифорнийских политиков.
Политический отчет: Обувь Ширли Вебер, которую нужно заполнить|Скотт Льюис|26 декабря 2020 г.|Голос Сан-Диего
Книга усеяна тесными, красноречивыми отрывками, которые объединяют эти проблемы.
Заблуждения, справедливость, подотчетность и свобода в Америке|Paul Taylor|18 декабря 2020|Washington Post
Менее откровенны, но более красноречивы такие бессловесные картины, как «Кровопролитие», в которых потоки пигмента почти тонут в звезды и полоски.
В галереях: Широкий спектр средств массовой информации распространяет сообщения в год выборов|Марк Дженкинс|30 октября 2020 г.|Washington Post
Его также следует помнить как одного из первых и красноречивых противников нацизма.
Философ-католик, взявшийся за Гитлера|Джон Генри Кросби|26 декабря 2014|DAILY BEAST
Со своей стороны, Мишель в интервью красноречива, по делу и уверена.
Почему все ненавидят Леа Мишель?|Тим Тиман|9 октября, 2014|DAILY BEAST
А как насчет красноречивой, умной, интересной, причудливой, любознательной чернокожей женщины, спросите вы?
«Вмешательство подруги» на Lifetime: Черные феи в телевизоре не нуждаются|Фиби Робинсон|25 сентября 2014 г. |DAILY BEAST глубокая вода, требуется высота».
Для невысоких мужчин в 2014 году новости на удивление хорошие|Кевин Блейер|13 сентября 2014 г.|DAILY BEAST
Что случилось с тем полным надежд и красноречивым человеком, которого мы выбрали в 2008 году?
Почему Обама не поедет в Фергюсон?|Стюарт Стивенс|19 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Он был патриотом самых благородных и самых широких взглядов и справедливо прославлялся как ученый, красноречивый и утонченный .
Книга истории и хронологии на каждый день|Джоэл Манселл
Она взглянула на него грустными и красноречивыми глазами, которые, вопреки его воле, смягчили его сердце.
Розмари в поисках отца|C. Н. Уильямсон
Тори будут красноречиво говорить о «розовых миазмах революционного радикализма».
Панч, или Лондонский Шаривари, том 107, 3 ноября 1894 г.|Разное
Хью ничего не сказал, но его молчание было красноречивым для Эвелин, которая теперь знала всю историю девушки с мягкими глазами.