Как совершенствовать логику и перестать заблуждаться
Почему мы верим во всякую чушь? Откуда у людей столько предрассудков? Что такое мистическое мышление? Ответы на эти и другие вопросы дает Никита Непряхин, книга которого описывает самые популярные мифы и заблуждения в истории человечества — от астрологии и гомеопатии до экстрасенсов и призраков — и дает умные, подробные, понятные инструменты для их разоблачения и развития критического мышления. Здесь и понимание своих и чужих когнитивных искажений, и основы формальной и неформальной логики, и теория аргументации, и технологии фактчекинга, и много чего еще. Публикуем отрывок из книги «Анатомия заблуждений», посвященный развитию такой важной части мышления, как логика.
Никита Непряхин
Издательство Альпина Паблишер, 2020
Чтобы погрузиться в науку логику, для начала определим основополагающие понятия. Вот с самого «понятия» и «определения» и начнем. Без грамотного понимания и определения явления или события невозможно разобраться с логикой рассуждений и уяснить их смысл.
Что подразумевает человек, когда произносит какие-либо слова? Что он имеет в виду? Можно ли понять смысл предложения, если в нем есть неизвестное нам слово? Что конкретно имеет в виду человек, когда произносит, например, слово «право»? Имеет ли он в виду общепринятое широкое значение или узкое юридическое? Без понятий и определений мы не смогли бы понимать друг друга. Мы все прекрасно понимаем значение таких слов, как «окно», «компьютер», «собака», «карандаш», «стол». Но задумайтесь, можете ли вы точно дать определения таким терминам, как «справедливость», «инфляция», «возможность», «время»? Это уже гораздо сложнее. Или даже взять элементарные и знакомые всем с детства слова «красный», «теплый», «мягкий». Как их объяснить словами, без демонстрации?
Итак, об этих базовых элементах мышления, фундаменте логики мы и поговорим. Начнем с термина «понятие», а потом перейдем к термину «определение». Мы все мыслим с помощью понятий.
Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство
Вокруг нас бесчисленное множество разных объектов, и каждый из них отражается в нашем сознании как какое-либо понятие. Просто оглянитесь вокруг. Вы видите горы, реки, облака, светящее солнце? А может быть, стол, лампу, календарь и ручку с блокнотом? Каждому объекту или явлению в этом мире мы задаем свои имена. Вот такие имена в логике и называют «понятие». Мы анализируем разные предметы, сравниваем их с другими, выявляем их различные свойства и характеристики, объединяем разные предметы в группы на основании сходных принципов, для того чтобы сформировать их мысленные образы: это все «фрукты», а это «цитрусовые», из них вот это «мандарины», это «грейпфруты», а это «апельсины».
Только подумайте: в объективной реальности никаких понятий нет. Это все плод человеческого разума и воображения, так люди договорились между собой. Все, что мы называем, существует лишь в нашей голове. Нет в объективном мире никаких «прав» и «свобод», нет «демократии» и «денег», нет «юристов» и «учителей», «бакалавров» и «специалистов», не существует «хордовых» и «одноклеточных». Есть понятия, к которым мы обращаемся, чтобы не только общаться и понимать друг друга, но и чтобы наш мозг составил правильную картину окружающего мира.
Не стоит путать «слово» и «понятие»: это все-таки разные вещи. Понятия выражаются словами. Иногда одним словом могут выражаться разные понятия.
Чтобы проиллюстрировать это наглядно, предлагаю обратиться к так называемым кругам (или диаграммам) Эйлера.❓Также используется название «диаграмма Эйлера‒Венна». Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, то глубоко ошибаетесь, потому что каждый хоть раз в жизни видел их в виде интернет-мемов.
Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».
Леонард Эйлер (1707–1783) — известный швейцарский, немецкий и российский математик, член Петербургской академии наук. Он придумал использовать простую визуализацию для обозначения объема понятий и множеств элементов. Круги Эйлера просты и наглядны, они очень упрощают рассуждения и именно поэтому так часто используются в логике, математике, статистике и менеджменте. Они отлично показывают, в каких логических взаимоотношениях могут быть те или иные понятия. Давайте посмотрим, какие возможны варианты таких взаимоотношений понятий.
Тождество — в данном случае понятия подразумевают один и тот же предмет. Например, А = квадрат, В = равносторонний прямоугольник; А = Москва, В = столица России; А = лучший тренер по технологиям убеждения, В = Никита Непряхин. Ладно, шучу.
Пересечение — в таких случаях объем одного понятия частично входит в объем другого понятия. Например, А = студент, В = спортсмен. Действительно, часть студентов могут быть спортсменами, а часть — нет. И наоборот, кто-то из спортсменов может учиться в вузе, а кто-то нет. Или: А = мужчина, В = врач. Кто-то из мужчин действительно работает врачом, но какая-то часть врачей — явно женщины. Может быть, и большая.
Подчинение — в этих случаях одно понятие включает в себя другое. Например, А = верующий, В = православный. Все православные — верующие. Но среди верующих есть еще и католики, и протестанты, и буддисты, и мусульмане. Или: А = цитрусовые, В = апельсин; А = растение, В = береза.
Противоречие понятий представляет собой отрицание одним понятием другого. Например, А = низкий, В = высокий; А = работающий, В = безработный; А = черный, В = белый и т.д.
Давайте рассмотрим несколько примеров использования кругов Эйлера, но уже более сложные варианты.
Что мы видим из схемы, в которой продемонстрировано последовательное подчинение? Каждый мужчина — человек. Но не каждый человек — мужчина. Любой отец — мужского пола. Но не каждый мужчина успел обзавестись потомством. Не каждый отец является дедушкой. При этом любой дедушка всегда является также отцом.
Как читать эту схему? Не все явления природы являются стихийными бедствиями. Например, им не является северное сияние или молния. Равным образом не все стихийные бедствия — это явления природы, некоторые могут возникать в результате деятельности человека. Землетрясение — это всегда явление природы, но не каждое землетрясение признается стихийным бедствием. Наводнение и пожар могут быть как явлением природы, так и следствием человеческой халатности или злого умысла, как, например, в случае прорыва плотины или поджога здания.
И не все наводнения и пожары при этом признаются стихийными бедствиями.Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».
Немного практики
Представьте отношения между следующими понятиями с помощью кругов Эйлера.
15.1 Ученый, психолог, кандидат психологических наук.
15.2 Автобус, такси, трамвай, городской транспорт, общественный транспорт.
15.3 Русский писатель, дореволюционный писатель, советский писатель, Достоевский, Пушкин, Шолохов, Булгаков.
15.4 Искусственный спутник, Луна, планета, небесное тело, Земля, планета Солнечной системы, Марс, спутник.
15.5 Человек, имеющий одного ребенка; человек, имеющий двоих детей; человек, имеющий детей; мать.
15.6 Синий свитер; свитер любого цвета, кроме синего.
15.7 Автор романа «Преступление и наказание», автор романа «Братья Карамазовы».
15.8 Диван-кровать, мебель, диван, кровать, табурет.
15.9 Человек, владеющий иностранным языком; человек, владеющий английским языком; человек с высшим образованием; профессиональный переводчик.
15.10 Врач, пациент, мужчина, женщина.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗНАНИЯ — Научно-исследовательский портал Уральского федерального университета
В нашей статье мы хотели бы обсудить две основные проблемы. Первая — это соотношение понятий сознание и психика. Традиционно мы имеем в виду, что сознание — это высший уровень психики. Действительно ли сознание есть только у человека? Вторая — это соотношение сознательной и бессознательной частей нашей психики. Человек рассматривается, прежде всего, как существо сознательное и рационально мыслящее, а вопросы о неосознанности многих наших желаний, намерений, действий, поступков и так далее остаются «за кадром». Мы полагаем, что возможные решения этих проблем взаимосвязаны. Если сознание — это прерогатива человека, то мы полагаем, что в общем объеме его психики оно должно занимать большее место по сравнению с животными, чья психика оказывается, в основном, бессознательной.
Переведенное название | CONSCIOUSNESS AND UNCONSCIOUSNESS: EVOLUTIONARY ADVANTAGES OF CONSCIOUSNESS |
---|---|
Язык оригинала | Русский |
Страницы (с-по) | 71-75 |
Число страниц | 5 |
Журнал | Интеллект. Инновации. Инвестиции |
Номер выпуска | 4 |
Состояние | Опубликовано — 2017 |
- Перечень ВАК
- APA
- Author
- BIBTEX
- Harvard
- RIS
- Vancouver
@article{e34c6af359a24334a1c842c34564d912,
title = «СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗНАНИЯ»,
abstract = «В нашей статье мы хотели бы обсудить две основные проблемы. Первая — это соотношение понятий сознание и психика. Традиционно мы имеем в виду, что сознание — это высший уровень психики. Действительно ли сознание есть только у человека? Вторая — это соотношение сознательной и бессознательной частей нашей психики. Человек рассматривается, прежде всего, как существо сознательное и рационально мыслящее, а вопросы о неосознанности многих наших желаний, намерений, действий, поступков и так далее остаются «за кадром». Мы полагаем, что возможные решения этих проблем взаимосвязаны. Если сознание — это прерогатива человека, то мы полагаем, что в общем объеме его психики оно должно занимать большее место по сравнению с животными, чья психика оказывается, в основном, бессознательной. Но оправданно ли говорить о преобладании сознания по сравнению с бессознательным в психике человека, с одной стороны, и совершенно отказывать в обладании сознанием (в некоторой форме) всем животным? Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного также неизбежно приводит нас к дилемме свободы воли и ответственности человека.
«,author = «Е.В. Ускова»,
year = «2017»,
language = «Русский»,
pages = «71—75»,
journal = «Интеллект. Инновации. Инвестиции»,
issn = «2077-7175»,
publisher = «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования {«}Оренбургский государственный университет{«}»,
number = «4»,
}
Ускова, ЕВ 2017, ‘СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗНАНИЯ’, Интеллект. Инновации. Инвестиции, № 4, стр. 71-75.
TY — JOUR
T1 — СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СОЗНАНИЯ
AU — Ускова, Е.В.
PY — 2017
Y1 — 2017
N2 — В нашей статье мы хотели бы обсудить две основные проблемы. Первая — это соотношение понятий сознание и психика. Традиционно мы имеем в виду, что сознание — это высший уровень психики. Действительно ли сознание есть только у человека? Вторая — это соотношение сознательной и бессознательной частей нашей психики. Человек рассматривается, прежде всего, как существо сознательное и рационально мыслящее, а вопросы о неосознанности многих наших желаний, намерений, действий, поступков и так далее остаются «за кадром». Мы полагаем, что возможные решения этих проблем взаимосвязаны. Если сознание — это прерогатива человека, то мы полагаем, что в общем объеме его психики оно должно занимать большее место по сравнению с животными, чья психика оказывается, в основном, бессознательной. Но оправданно ли говорить о преобладании сознания по сравнению с бессознательным в психике человека, с одной стороны, и совершенно отказывать в обладании сознанием (в некоторой форме) всем животным? Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного также неизбежно приводит нас к дилемме свободы воли и ответственности человека.
AB — В нашей статье мы хотели бы обсудить две основные проблемы. Первая — это соотношение понятий сознание и психика. Традиционно мы имеем в виду, что сознание — это высший уровень психики. Действительно ли сознание есть только у человека? Вторая — это соотношение сознательной и бессознательной частей нашей психики. Человек рассматривается, прежде всего, как существо сознательное и рационально мыслящее, а вопросы о неосознанности многих наших желаний, намерений, действий, поступков и так далее остаются «за кадром». Мы полагаем, что возможные решения этих проблем взаимосвязаны. Если сознание — это прерогатива человека, то мы полагаем, что в общем объеме его психики оно должно занимать большее место по сравнению с животными, чья психика оказывается, в основном, бессознательной. Но оправданно ли говорить о преобладании сознания по сравнению с бессознательным в психике человека, с одной стороны, и совершенно отказывать в обладании сознанием (в некоторой форме) всем животным? Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного также неизбежно приводит нас к дилемме свободы воли и ответственности человека.
UR — http://elibrary.ru/item.asp?id=29411429
M3 — Статья
SP — 71
EP — 75
JO — Интеллект. Инновации. Инвестиции
JF — Интеллект. Инновации. Инвестиции
SN — 2077-7175
IS — 4
ER —
Диаграммы Венна и диаграммы Эйлера с объяснением на примерах
Дата обновления:
Диаграммы Венна и диаграммы Эйлера выглядят очень похоже, поэтому понятно, что многие люди не могут определить разницу. Хотя оба типа диаграмм основаны на теории множеств, существуют некоторые тонкие различия, которые делают их уникальными. Надеюсь, эта статья рассеет ваши сомнения по поводу диаграмм Венна и диаграмм Эйлера, и я приведу несколько примеров, чтобы было понятнее.
Венн против Эйлера: определение
Что такое диаграмма Венна?
Проще говоря, диаграмма Венна иллюстрирует логическую связь между двумя или более наборами элементов. Он визуально представляет различия и сходства между двумя концепциями.
Что такое диаграмма Эйлера?
Диаграмма Эйлера — это еще одна диаграмма, которая представляет наборы и их отношения. Это похоже на диаграмму Венна, поскольку обе используют круги для создания диаграммы. Однако в то время как диаграмма Венна представляет все множество, диаграмма Эйлера представляет часть множества. Диаграмма Венна показывает пустое множество, затеняя его, тогда как на диаграмме Эйлера эта область может просто отсутствовать.
В чем разница между диаграммой Венна и диаграммой Эйлера?
Оба набора диаграмм основаны на теории множеств. Диаграмма Венна показывает все возможные логические отношения между наборами множеств. Но диаграмма Эйлера показывает только те отношения, которые существуют в реальном мире.
Хотя диаграммы Венна и диаграммы Эйлера являются инструментами, используемыми для представления множеств и их отношений, между ними есть некоторые важные различия.
Элемент | Диаграмма Венна | Диаграмма Эйлера |
Перекрытие | Перекрытие между двумя или более наборами представлено на диаграмме общей областью. | Может использовать перекрывающиеся или вложенные фигуры для представления взаимосвязей между наборами и может вообще не иметь общих областей. |
Полнота | Разработаны, чтобы быть полными, что означает, что они показывают все возможные отношения между наборами. | Могут быть частичными или неполными, что означает, что они могут не отображать все возможные отношения между наборами. |
Выразительность | Ограниченная в своей выразительности, так как они могут представлять установленные отношения только в терминах союза, пересечения и различия. | Можно использовать перекрывающиеся и вложенные фигуры для представления более широкого диапазона отношений и зависимостей между наборами. |
Сложность | Может стать сложным и трудным для чтения при представлении отношений между более чем тремя наборами. | Может быть разработан для обработки более сложных взаимосвязей, и в таких случаях его легче интерпретировать. |
В общем, диаграммы Венна идеально подходят для визуализации простых отношений множеств и могут быть полезны для обучения основным понятиям теории множеств. Однако диаграммы Эйлера более гибки и универсальны, поэтому их можно использовать для визуализации более широкого диапазона отношений между множествами. Это делает их полезными для более сложных ситуаций и приложений.
Диаграммы Венна против
Диаграммы Эйлера ПримерыНачнем с очень простого примера. Давайте рассмотрим надмножество Animals с млекопитающими и птицами в качестве подмножеств. Диаграмма Венна показывает пересечение двух множеств, хотя в реальном мире такой возможности не существует. Диаграмма Эйлера, с другой стороны, не показывает пересечения.
Диаграммы Венна показывают все возможные комбинации, даже если они не существуют в реальном сценарииТеперь давайте рассмотрим немного более сложный пример с колодой карт. Опять же, важно помнить о разнице между двумя типами диаграмм, все возможные комбинации против реальных комбинаций . Возьмем карты как надмножество, а черные карты, красные карты и бубны — как подмножества.
Как одни и те же данные представляются по-разному с использованием диаграмм Венна и диаграмм ЭйлераКак видно из приведенного выше примера, диаграммы Венна показывают четыре пересечения, которые не содержат никаких данных, поскольку должны показывать все возможные комбинации.
Существуют различные методы преобразования диаграмм Венна в диаграммы Эйлера и наоборот. Посмотрите эту замечательную вики-статью о диаграммах Эйлера, в которой объясняются некоторые методы, которые вы можете использовать для преобразования диаграмм Венна в диаграммы Эйлера. Я надеюсь, что приведенные выше примеры помогли вам развеять ваши сомнения относительно диаграмм Венна и диаграмм Эйлера. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь задавать их в разделе комментариев.
Рисуете ли вы диаграммы Венна или диаграммы Эйлера, Creately предоставляет вам все необходимые инструменты. Вы можете быстро приступить к работе, используя шаблоны диаграмм Венна, доступные нашим пользователям, или начать с нуля в области рисования. Если вы хотите добавить значки и изображения на диаграмму Венна, это можно легко сделать с помощью встроенного поиска изображений Google, доступного на левой боковой панели. С таким количеством супер крутых функций вы не ошибетесь с Creately.
диаграммы эйлера теория множеств диаграммы венна диаграммы венна против диаграммы эйлера венн против эйлера
Автор
Верхнее
Генеральный аддиционирование-руле-Калькулятор-Google Suce
ALLBILDERVIDEOSSHOPPINGMAPSNEWSBücher
SUCOOPTIONEN
Закон о вероятности Calculator-MathCracker.com
Mathcracker.com aDdiation-addiation-calc2. : Используйте этот калькулятор закона сложения для вычисления вероятности A или B. Укажите вероятности Pr(A), Pr(B) и Pr(A и B).
Калькулятор вероятности
www.calculator.net › math
Этот калькулятор может рассчитать вероятность двух событий, а также вероятность нормального распределения. Кроме того, узнайте больше о различных типах …
Калькулятор вероятности, пошаговый расчет — Королевство статистики
www.statskingdom.com › калькулятор вероятности
Вычисляет зависимую вероятность, независимую вероятность, условную вероятность и байесовскую теорию теорема с отработкой.
Ähnliche Fragen
Каково общее правило сложения?
Каково общее правило сложения A и B?
Какова сумма правила сложения?
Калькулятор вероятности — Stat Trek
stattrek.com › онлайн-калькулятор › расчет вероятности…
Этот калькулятор использует правило Байеса (также известное как теорема Байеса, правило умножения вероятности) для вычисления вероятности событие, основанное на известных …
Калькулятор вероятностей, показывающий работу — Math Portal
www.mathportal.org › калькулятор статистики › вероятность…
Калькулятор вероятности – это онлайн-инструмент, который вычисляет вероятность выбранного события на основе вероятности других событий. Калькулятор выдает решение …
Правило сложения для вероятностей — обзор, расчет, пример
Corporatefinanceinstitute.com › … › Data Science
21.12.2022 · Вероятность того, что события A и B произойдут – P (A ∩ B) – легко вычисляется, если события независимы друг от друга на …
Бесплатный калькулятор дополнительной вероятности — DanielSoper.com
www.danielsoper.com › statcalc › калькулятор
Этот калькулятор рассчитает вероятность того, что событие A не произойдет (т. е. дополнительную вероятность события A), учитывая вероятность события A …
Бесплатный калькулятор условной вероятности — DanielSoper.com
www.danielsoper.com › statcalc › калькулятор
Этот калькулятор рассчитает вероятность наступления события A при условии, что произошло событие B (т.е. , условная вероятность A), учитывая совместное …
Правило сложения для вероятности (видео) — Академия Хана
www.