Кто может усмирить твою ярость или гнев одним взглядом: Кто может усмирить твою ярость или гнев одним взглядом?))

О страсти гнева / Православие.Ru

Третья страсть – это гнев. Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря.
Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской.
Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища. Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Возьмите портрет Брюсова, написанный Врубелем. Кажется, что темное пламя вырывается из груди и сочится из глаз этого князя декадентов, как бы обнажая даже и не звериную, а зверскую глубину или, точнее, изнанку его души.
Корифеи русской поэзии 20-го века: Брюсов, Блок, Андрей Белый, приветствовали революцию не только потому, что страшились расправы и чтобы выжить стали на колени перед победителем, но еще потому, что багряный отсвет революции уже давно горел в их душе, как искры ада. В революции они нашли свое, хотя «свое» оказалось веревкой виселицы. Блок открыто радовался кровавой оргии революции и призывал узурпаторов власти разрушать церкви и монастыри. Брюсов сочинял реквиемы на смерть Ленина, похожие на Интернационал. Пастернак написал поэму о лейтенанте Шмидте – офицере, изменившем своей присяге, а затем, в течение нескольких лет составлял «Лениниаду» (будучи полиглотом, по поручению советского правительства он выписывал из иностранной прессы все, что касалось Ленина).

Сологуб – модный лирический поэт предреволюционных годов, в анонимном стихотворении призывал народ водрузить три виселицы: на одной повесить царя, а на других – царевен. Чем не образ екатеринбургской Голгофы? (Андрей Белый в своих воспоминаниях свидетельствует, что эта мерзкая анонимка принадлежала Сологубу).

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть. 

Как быстро и надежно успокоить разгневанного человека

«Газета.Ru» выяснила, как с помощью эффективной психологической техники быстро успокоить рассерженного человека, не уронив свой авторитет.

«Эффективная стратегия усмирения гнева основывается на необходимости сосредоточить внимание на рассерженном человеке. Следует дать ему возможность выплеснуть свой гнев и при этом постараться исправить положение дел, которое привело к вспышке ярости, — считает Джек Шафер, профессор психологии, бывший специальный агент, автор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Такой подход разрывает порочный круг и позволяет разрешить критическую ситуацию, не испортив отношений».

Почему вам пора работать меньше

Знаете, что вы трудоголик? «Газета.Ru» выяснила, как избавиться от желания все успеть и наконец-то. ..

09 июня 13:49

Это правда, если в ходе улаживания конфликта вам удастся возвысить оппонента в его собственных глазах, то вы сможете не только его успокоить, но даже ему понравиться. И вот как это можно сделать.

1. Не пытайтесь ничего объяснять разгневанному человеку: он не способен мыслить здраво.

Гнев вызывает в организме реакцию борьбы или бегства, которая физически и умственно готовит человека к конфликту. В момент этой реакции организм реагирует на угрозу инстинктивно.

По мере нарастания опасности способность человека мыслить разумно напрочь пропадает. Разгневанные люди ведут себя точно так же, потому что гнев представляет собой реакцию на реальную или мнимую угрозу. Они говорят и действуют не рассуждая, и степень когнитивного расстройства зависит от интенсивности гнева.

Чем сильнее человек рассержен, тем меньше он склонен логически осмысливать информацию. В таком состоянии люди не замечают очевидного, потому что их рассудок помрачен.

2.
Дайте ему время.

Разгневанному человеку нужно около 20 минут, чтобы успокоиться и вновь обрести способность ясно мыслить. Он не станет принимать никаких объяснений, решений и способов разрешения конфликта до тех пор, пока снова не овладеет своим рассудком.

3. Сразу предложите простое решение.

Людям всегда хочется чувствовать, что они управляют ситуацией. Разгневанный человек ищет утраченный смысл и порядок в мире. Неспособность вернуться в привычную колею вызывает растерянность, а растерянность выражается гневом.

Высказанное объяснение такому поведению или озвучивание проблемы часто помогает восстановить прежнюю картину мира и остудить гнев.

4. Если простое решение не помогло, сформулируйте «сочувственное высказывание».

Когда разгневанный человек слышит, что вы его понимаете, поначалу это вызывает у него удивление и растерянность. Если сочувствие высказывается неожиданно, оно может даже вызвать подозрение. Но если подкрепить свои слова, то человеку становится трудно не оценить участие оппонента. Сочувствие быстро ведет к доверию.

5. Оцените эмоциональное состояние собеседника.

Как сделать карьеру, если вы интроверт

«Газета.Ru» выяснила, как понять, что вы все-таки интроверт, после чего завоевать авторитет и…

30 октября 17:28

Это очень поможет выразить сочувствие не слишком фальшиво. Будьте эмпатичны и учитесь различать нюансы: гнев может состоять из разных эмоций (обида, ярость, печаль, уязвленное самолюбие и т.д.). Вы сможете использовать это для того, чтобы направить человека к нужному вам решению.

Обращайте внимание на вербальные и невербальные реакции. Следите за малейшими изменениями мимики.

Прислушивайтесь к модуляциям голоса и употреблению тех или иных слов, выражающих эмоции.

6. Дайте разгневанному человеку выпустить пар.

Скорее всего, выпустить пар за один раз не удастся. Помните, что первая разрядка обычно самая сильная. Она позволяет человеку сбросить напряжение, избавиться от большей части гнева и вступить в диалог. Последующие разы менее интенсивны, особенно если в топку гнева не подбрасывать дров.

После каждой разрядки возникает естественная пауза, которую стоит заполнить сочувственным высказыванием.

Рассерженный человек выплеснет еще толику злости, хотя с каждым разом интенсивность вспышек будет снижаться. Делать это надо до тех пор, пока гнев не уляжется полностью. Вздох, долгий выдох, ссутуленные плечи и опущенный взгляд говорят о том, что гнев иссяк.

7. Сделайте предположение.

Предположение направляет мышление рассерженного человека в русло разрешения конфликта. Сформулировать его надо таким образом, чтобы собеседник не смог отклониться от  навязываемого ему образа действий.

Умение делать предположения требует навыка активного слушания, так как сделанное допущение направляет силу гнева на разрешение конфликта, приемлемое для обеих сторон.

Формулировать предположение нужно таким образом, чтобы человеку было сложно отказаться от рекомендации.

Вот так, к примеру, можно применить эту технику в рабочей ситуации:

Почему женщин так бесят мужья

«Газета. Ru» выяснила, почему мужчины ненавидят, когда от них что-то требуют женщины, и узнала, как все это…

28 апреля 15:53

Руководитель: Я рассчитывал, что ваш доклад будет готов сегодня утром. Ваше поведение недопустимо (гнев).
Подчиненный: Я не смог закончить доклад, потому что не получил данных из отдела продаж. Их обещали прислать в течение часа (простое объяснение).

Руководитель: Это не оправдание. Надо было пойти в отдел продаж и потребовать данные. Вы же должны понимать, насколько важно мне было получить доклад именно сегодня утром. Днем у меня назначена встреча с клиентом. Не знаю, что теперь делать (отвергает предложенное объяснение).
Подчиненный: Вы расстроены, потому что клиент ожидает доклад сегодня днем (сочувственное высказывание).

Руководитель: Да. Вы поставили меня в неловкое положение (выпуск пара).
Подчиненный: Вы разочарованы, потому что рассчитывали получить мой доклад утром (сочувственное высказывание).

Руководитель: Вот именно! В том-то все и дело (сутулится и вздыхает; пар окончательно выпущен).
Подчиненный: Я сейчас же спущусь в отдел продаж и закончу доклад в  течение часа. Скорее всего, я  успею отдать его вам до приезда клиента (предположение).

Руководитель: Хорошо. Посмотрите, что можно сделать (гнев улегся окончательно).

«Некоторые люди считают, что поступаются своей властью и роняют авторитет, если прибегают к тактике постепенного подталкивания, а не к устрашению, — говорит Марвин Карлинс, профессор менеджмента Университета Южной Флориды, доктор психологии в Принстонском университете, соавтор книги «Включаем обаяние по методике спецслужб». — Но благодаря тому, что человек избавился от гнева, он соглашается подчиниться добровольно.

И это не только повышает ваш авторитет, но и снижает вероятность того, что разгневанный человек разозлится еще сильнее и проявит еще большее неподчинение.

Позволяя человеку выпустить пар, вы повышаете вероятность того, что он согласится с вашим решением и при этом почувствует, что вы отнеслись к нему с должным уважением. Нельзя придумать лучшего исхода для противостояния.

Первобытная ярость: как справиться с непродуктивным гневом

Если вы попросите обычного человека на улице перечислить «первобытные эмоции», рискну предположить, что гнев будет одним из первых примеров, которые они предложат. Я думаю, что мы автоматически связываем первобытное состояние с гневом, потому что сила гнева больше напоминает инстинкт, чем чувство. Это эмоция, которая может мгновенно поглотить все наше существо — раскаленное докрасна чувство, которое может отправить все рациональные мысли и подлинный личный интерес в унитаз за наносекунду. В то время как другие эмоции имеют свою физическую власть, гнев может захватывать нас так, как немногие другие. Страх, другая первичная инстинктивная эмоция, обычно проходит с явным, даже эйфорическим высвобождением (при условии, что он ситуативный, а не продукт неврозов). Гнев, однако, не умирает так легко. Подобно уголькам в костре, ему нужно время, чтобы потухнуть. Внутренняя энергия гнева удивительно долговечна. Мы обманываем себя, если думаем, что невосприимчивы к присущей ему человеческой силе. Тем не менее, как мы можем держать его в узде, чтобы не мешать нашему собственному благополучию (не говоря уже о чьем-либо еще)? Как мы можем контролировать или управлять им — даже направлять его? Короче говоря, как мы можем иметь и выражать гнев, не обжигаясь им?

С точки зрения эволюции, гнев — это материал войны, убийства, мести и саботажа. И, тем не менее, это также установщик границ. Наблюдайте даже за самой преданной собакой-матерью со своими щенками, и в конце концов она предложит рычание, если кто-то станет слишком надоедливым или если ей нужно отдохнуть.

В лучшем случае гнев — это инстинкт самозащиты. Мы предупреждаем тех, кто попытается вмешаться в нас или наших родственников, чтобы они отступили — и наиболее социально проницательные, разумные люди (и даже многие хищники животных) отступят в большинстве ситуаций. Гнев, таким образом, является частью системы «сдержек и противовесов», присущей нашим социальным контрактам. Конечно, это не всегда приводит к отступлению (да и не должно). Но чувство и проявление гнева действует как сдерживающий фактор для другого человека или группы, напоминая другой стороне, что их собственная агрессия будет иметь последствия. Это может (или должно) дать другой стороне паузу, чтобы подумать, действительно ли стоит провоцировать конкретный обмен мнениями.

Хотя насилие, несомненно, является частью нашей первобытной истории, реальное доземледельческое групповое общество не испытало бы такого же импульса к групповым войнам. Жизнь с экономикой непосредственности, при которой имущества было мало, а «охотничья добыча» более или менее поровну распределялась между членами в данный момент (а не хранилась и копилась — или крадилась — несколькими членами), не давала особых оснований для крупных масштабный конфликт. Группы также были относительно изменчивы с обменом и смешанным браком участников в любой момент времени.

Тем не менее, неизбежно, что люди нарушат эгалитарный кодекс в различных точках или что определенная группа посягнет на чужую территорию. Люди, несомненно, ссорились из-за друзей или решений группы. Злость на других людей, на хищников (ты убил моего сына) и даже на себя (парень, это был глупый поступок) была бы естественной и укоренившейся реакцией на защиту того, что человек считал по праву своим (например, ребенок, возможность, упущенная по собственной глупости). Чем крупнее и несправедливее обдуманное пренебрежение, угроза или спотыкание, тем больше гнева было бы вызвано.

Работа «эгоистичного гена», в конце концов, заключалась в сохранении и содействии собственному выживанию и выживанию своего рода. Даже если бы относительно небольшая эгалитарная социальная структура часто не позволяла конфликту разгореться, инстинкт защиты и сохранения своего места призывал бы к гневу как к мотиву для мобилизации. Таким образом, гнев, несомненно, является одной из наиболее непосредственно практических эмоций. Это имеет важное значение и может быть, вообще говоря, естественной установкой (хотя исследования показали, что некоторые люди генетически более склонны к прямой физической агрессии).

Перенесемся в наши дни, и может показаться, что гнев — бич человеческой природы. И все же мне интересно, насколько усиливается наш гнев из-за условий нашего общества, многие из которых так резко несовместимы с нашими эволюционными обстоятельствами. Большинство из нас живет без регулярной угрозы жизни и здоровью, которую терпели наши предки, но мы живем с массой других жалоб — от «мелких» повседневных беспорядков до различных глобальных несправедливостей.

Когда каждый из нас думает о том, что нас перевозбуждает (например, шум, работа, другие люди в нашем пространстве, влияние негативных новостей/медиа), например, мы начинаем раздражаться, затем волноваться и, наконец, (если мы не достигаем чувства облегчение) рассердился. Те из нас, кто живет в более густонаселенных районах, могут чувствовать это чаще.

Добавьте к этому, как я уже много раз говорил, у большинства из нас гораздо меньше свободного времени, чем у наших первобытных предков. Мы, как правило, перегружены работой в семье (у нас нет племенного воспитания), а также на работе. Вдобавок ко всему, большинство из нас спит меньше, чем должно. Есть рецепт гнева, если я когда-либо его слышал.

Но даже если мы чувствуем, что можем справиться с большими слоями нашей повседневной жизни, слишком часто это становится соломинкой, которая сломала спину верблюда. Наш 7-летний ребенок оставляет калитку открытой, и теперь мы гоняемся за собакой по всему району. Наш подросток заходит в дверь через час после комендантского часа. Наш партнер забывает установить удлинитель желоба после скашивания, в результате чего во время сильного ливня на следующий день подвал был затоплен. Наш босс полностью обесценивает наш вклад в крупный проект и не предлагает то, что мы считаем должным признанием и повышением. Несмотря на все наши усилия «спокойствия сейчас», гнев заполняет эмоциональную равнину.

Как справиться с гневом? Что мы делаем с этой естественной эмоцией, когда речь не идет о выживании?

Советы по управлению гневом (чтобы он не управлял вами):

1. Практикуйте внимательность и привносите это глубокое осознание в гнев, когда он поднимается.

Речь не идет о том, чтобы покинуть общество и жить в монастыре или где-нибудь на скале. Это просто осознание того, что вы чувствуете и как эти чувства раскрываются в вас. Для этого мы учимся перестать отождествлять себя со своими чувствами и вместо этого начинаем наблюдать за ними.

2. Вернитесь в свое тело, пока вы это делаете.

Используйте осознание, чтобы почувствовать, что ваше лицо покраснело. Обратите внимание на отступление крови от ваших конечностей. Почувствуйте эмоциональную силу, поднимающуюся в нашем животе или пульсирующую во лбу. Затем вдохните эти ощущения, обезоруживая их до того, как они перейдут в неконтролируемую ярость. С практикой мы можем пресечь гнев (когда мы считаем его непродуктивным) в зародыше, не пытаясь эмоционально манипулировать собой, а полностью сосредоточившись на физических «симптомах» и устраняя их.

3. Убедитесь, что вы действительно злитесь.

Иногда мы приобретаем привычку искажать свои эмоциональные реакции, чтобы не чувствовать то, что для нас наиболее неудобно и неприемлемо. Возможно, мы не позволяем себе почувствовать страх, или боимся погрузиться в глубины горя или сожаления. Таким образом, мы превращаем большие чувства в гнев, который не кажется таким уязвимым. Мы можем думать, что сохраняем лицо каким-то воображаемым образом, но платим за это с другой стороны, цепляясь за непрочувствованные, неразрешенные эмоции. Так что проведите инвентаризацию, чтобы убедиться, что ваш гнев на самом деле не является прокси для чего-то другого.

4. Держите бак полным.

Это может означать отказ от многих требований, чтобы позаботиться о себе. Это может означать честность в отношении последствий вашего выбора образа жизни (например, потери от этой часовой поездки на работу) и поиска другой работы или переезда. Это может означать больше выходить на улицу или заново открывать для себя любимое времяпрепровождение. Это может означать, что вам нужно выспаться и взять отведенный вам отпуск. Что бы это ни было, убедитесь, что вы не сжигаете свечу с обоих концов, это может помочь предотвратить взрыв.

5. Риск и эйфория.

Современная жизнь может сохранять в нас покой или подавленность, в зависимости от того, как на это посмотреть. Кто-то хорошо с этим справляется, а кто-то просто нет. Ваш вспыльчивый характер может быть признаком того, что вы не получаете острых ощущений от физического риска и приключений, которых так жаждете. Гнев — это большое, смелое чувство, но это не лучшее направление для повышенной эмоциональной напряженности. Направляйте эту энергию продуктивно, пробуя небольшую прерывистую эйфорию для размера, и посмотрите, насколько лучше вы будете сохранять спокойствие до конца своих дней.

Всем спасибо за прочтение. Как вы научились управлять своим гневом? Какую роль это играет в том, как вы работаете изо дня в день?

Предпочитаете слушать чтение? Получите аудиозапись этого сообщения в блоге и подпишитесь на подкаст Primal Blueprint в iTunes, чтобы получить мгновенный доступ ко всем прошлым, настоящим и будущим эпизодам здесь.

Марк Сиссон — основатель Mark’s Daily Apple, крестный отец движения Primal food and lifestyle и New York Times автор бестселлера The Keto Reset Diet . Его последняя книга — Keto for Life , в которой он обсуждает, как он сочетает кето-диету с первобытным образом жизни для оптимального здоровья и долголетия. Марк также является автором множества других книг, в том числе The Primal Blueprint , которой приписывают ускорение роста движения первобытных/палео в 2009 году. После трех десятилетий исследований и обучения людей тому, почему еда является ключевым компонентом Для достижения и поддержания оптимального самочувствия Марк запустил Primal Kitchen, компанию по производству настоящих продуктов питания, которая создает основные продукты для кухни Primal/палео, кето и Whole30.

Похожие сообщения

Если вы хотите добавить аватар ко всем своим комментариям, нажмите здесь!

Как справиться с гневом… Божий путь | Ответы на каждый день

Все мы хоть раз в жизни испытывали гнев, и это может стать настоящей проблемой. Хотя это начинается как безобидное чувство, оно может быстро перерасти во что-то опасное, что трудно контролировать.

Но с Божьей помощью мы можем научиться справляться со своими чувствами и ходить в Его мире.

Признаюсь, много лет назад я делал и говорил все, что мог чувствовал себя как . У меня довольно сильный характер, поэтому, если бы вы сказали что-то, что расстроило бы меня, был хороший шанс, что я дам вам знать об этом.

Слава Богу, со временем Он изменил меня через Свое Слово и помог мне научиться управлять своими эмоциями силой Его Святого Духа.

Я научился управлять собой, а это значит, что я не всегда говорил все, что хотел сказать . Вот это свобода!

По пути Бог также помог мне понять, что гнев сам по себе не является чем-то неправильным…  

Грех ли злиться?

Я никогда не забуду одно утро 25-летней давности. Я собиралась проповедовать на женском собрании в моей церкви в Сент-Луисе, когда мы с моим мужем Дэйвом поссорились. Признаюсь, я был действительно зол!

Я продолжал злиться и злиться. Затем мой гнев превратился в чувство вины, и я подумал: Как я могу ходить в церковь и рассказывать другим, как вести свою жизнь в соответствии с Писанием, если я не могу контролировать свой гнев?

Чувство вины не только продолжалось, но и усиливалось. По мере того, как давление нарастало, я начал чувствовать себя почти неистово, когда внезапно Бог проговорил к моему сердцу и сказал:  

«Гнев — это не грех. Грехом становится то, что вы с ним делаете».

В тот день Бог показал мне то, что очень изменило мою жизнь. Он привел меня к Ефесянам 4:26-27 (AMPC), и я вдруг увидел эти стихи иначе, чем когда-либо прежде.

Библия говорит: Когда гневаешься, не греши; никогда не позволяйте своему гневу (вашему раздражению, вашей ярости или негодованию) длиться до захода солнца. Не оставляйте [такой] комнаты или плацдарма для дьявола [не давайте ему возможности].

В этих стихах не говорится «Не сердись», или «Если ты когда-нибудь рассердишься». Говорят, «Когда [вы] злитесь».

Время от времени мы все будем злиться, но чувство гнева не является проблемой. Проблема возникает, когда мы действуем в соответствии с этими чувствами.

Иногда мне действительно хочется, чтобы некоторые из моих чувств ушли, но обычно этого не происходит. Я узнал, что Бог не обязательно изменит их, но Он изменит меня , чтобы я мог быть сильнее, чем они.

Нам нужно быть в контакте со своими чувствами и брать на себя ответственность за них, но мы не можем позволить им контролировать нас.

Как справиться с гневом в самом начале

Некоторые люди так долго были расстроены, что даже не осознают, что злятся.

В течение многих лет я был зол на то, что мой отец жестоко обращался со мной, когда я был ребенком, но я даже не осознавал, что злюсь на это.

Хотя я пытался быть любящим христианином, я был зол, резок и жесток. Я любил Бога, но не был достаточно серьезен с Ним, чтобы сказать: «Я хочу делать все по-Твоему и мне нужна Твоя помощь».

В Притчах 16:32 говорится: Медленный на гнев лучше сильного, и владеющий духом лучше того, кто берет город.

Человек, управляющий своим духом, демонстрирует самообладание. Самоконтроль — это плод Духа, который дан нам, чтобы помочь нам контролировать сами.  

Это означает, что когда мы чувствуем себя определенным образом, мы можем решить не действовать в соответствии с этим, если мы знаем, что это противоречит Слову Божьему.

Теперь важно понять, что если вы позволите своим чувствам — особенно гневу — перейти в ярость, то вы можете оказаться на грани того, что не сможете контролировать себя (см. Ефесянам 4:27).

Вот почему нам так важно научиться распознавать предупреждающие знаки (и останавливать их), когда эти чувства только начинаются.

В то утро, когда я прочитал отрывок из 4-й главы Послания к Ефесянам, я понял, что Бог говорит, что есть способ гневаться, а грешить нет — есть способ принять решение о том, что мы собираемся делать со своим гневом прежде чем оно выйдет из-под контроля.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts