Кто по вашему является личностью: Кто, по-вашему, является личностью, индивидуальностью, выдающимся человеком (есть ли такой среди вашего окружения)?

Кого считать личностью, или Скандал вокруг учебника

В сентябре 2015 года социальные сети взорвал отрывок текста из учебника обществознания для 8 класса средней школы: тысячи возмущенных перепостов и комментариев. Похоже, авторы учебника выбрали не самый удачный способ изложить тему для школьников. Понимая личность в рамках советской психологической традиции, — как социальный конструкт, — авторы объясняют, что «гражданин обязательно является личностью», и получается, что неспособные к социальной жизни вроде бы и не граждане. Звучит ужасно, особенно на фоне истории XX века — с бытовой точки зрения. Но не с академической. Это тот случай, когда обе стороны правы.

«Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием, — предлагают авторы учебника А.Ф. и Т.И. Никитины. — Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности». Авторы делают вывод: в отсутствие «социальных свойств» человек личностью называться не может.

И вот далее некоторая путаница: то автор говорит, что такой человек при этом остается гражданином, то утверждает, что гражданином может быть только личность.

Правозащитники бьют во все колокола, совершенно правомерно говоря о том, что не считать человека гражданином на основании его болезни — это нарушать Конституцию. Школьные педагоги поясняют, что это лишь один из одобренных Министерством образования России учебников по предмету, не особенно популярный, и каждый педагог способен корректно прояснить школьникам этот вопрос.

С другой стороны, критики говорят о проблеме тяжело больных, в частности, детей с сильно ограниченными возможностями, на которых у государства не всегда хватает денег — звучат обвинения в желании сэкономить на наиболее беззащитных членах общества и указания на исторические прецеденты. Мы не оцениваем справедливость этих претензий, лишь объясняем, почему реакция была столь болезненной.

В любом случае, наш портал о науке, потому вопросы права, экспертизы школьных учебников, этики и тем более политики мы оставим в стороне и поговорим о ней, о науке, а конкретнее — о психологии как науке. Именно на положениях психологии авторы учебника строят свой не самый удачный пересказ для школьников. Кого можно, а кого нельзя считать личностью, придумали вовсе не они.

Скажем сразу, любого человека, получившего высшее психологическое образование или просто подробный и неформальный курс по психологии в вузе, утверждение о том, что психически больной человек в некоторых случаях может не считаться личностью, нисколько не покоробит. Мало того, как человек, получивший такое образование, могу подлить масла в огонь общественного возмущения: ребенок, приблизительно лет до трех, тоже не личность.

На самом деле тут мы, в первую очередь, попадаем в ловушку разницы между языками обывательским и академическим. Ловушку, очень типичную для психологии, в отличие от квантовой физики или молекулярной биологии, к примеру. Вряд ли вы в повседневной жизни употребляете слова вроде «нейтрино» или «нуклеотид», а вот слова «темперамент», «характер», «мотивация» или «личность» всем хорошо знакомы.

Только не всегда ученый-психолог подразумевает под ними то же самое, что обыватель. В общем, это тема отдельной статьи, а в этой заметке мы разбираемся с «личностью».

В обыденном языке мы говорим «личность», а подразумеваем «Личность». Признавая человека личностью, мы подразумеваем базовое уважение и базовые права, не признавая — всего этого лишаем. Для психологов же это лишь термин, у которого, впрочем, нет единого, принятого всеми учеными определения. Однако в отечественной психологии принято различать понятия «индивид» и «личность», имея в виду под первым любого человека, а под вторым — человека, обладающего рядом характеристик, то есть уже не любого.

Вот как поясняет необходимость такого разделения классик отечественной психологии Алексей Николаевич Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность»: «Входят ли в психологическую характеристику личности, например, скорость реакций человека, объем его памяти или умение печатать на машинке? Один из способов обойти этот капитальный вопрос психологической теории [о понятии личности] состоит в том, что под понятием личности разумеется человек в его эмпирической тотальности. Психология личности превращается, таким образом, в особого рода антропологию, включающую в себя все — от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных различий в отдельных психических функциях».

Соответственно, психологи предлагают отойти от тотальности и дают такое определение этому термину: «личность — это совокупность изменяющихся, индивидуальных свойств, качеств и характеристик, приобретаемых человеком в ходе развития в связи с включенностью его в деятельность и общение». По более емкому определению психолога и философа Уильяма Джемса, личность — это «хозяин психических функций».

И именно в этом смысле психиатры говорят, например, о распаде личности при тяжелой форме шизофрении (современная медицина позволяет делать столь тяжелые случаи редкостью). В этом же смысле мы согласимся, что младенец, находящийся в слиянии с матерью, не отделяющий себя от нее, — еще не личность. И младенец, лишившийся человеческого общества и выросший среди волков, личностью в психологическом понимании этого слова не станет.

Значит ли, что при этом больной шизофренией или младенец недостойны уважения, человеческого отношения? Конечно, нет. Ведь «личность» здесь не этическая оценка, а лишь обозначение определенной психологической сущности.

Наконец, второй важный момент. В 1977 году А.Н. Леонтьев пишет: «Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного»… Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка…». Интересно, что сейчас-то мы как раз именно так и говорим. То есть за почти 40 лет с момента написания книги само понимание термина «личность» в общественном сознании явно поменялось.

Связано это во многом с бурным развитием так называемой популярной психологии, в основе которой — переводные издания. Дело не в том, что западные психологи-гуманисты в отличие от советских психологов признают личностью всех, на самом деле подходы как раз отличаются несильно. Дело по большей части в трудностях перевода. Английское personality почти повсеместно переводится как «личность», тогда как на деле значение этого термина ближе к русскому «индивидуальность», а потому он активно применяется и по отношению, например, к животным.

И в завершение вернемся к отрывку из учебника.

Да, авторы правы в том, что не любой человек является личностью только по факту рождения. И нет, в этом нет оскорбления или «расчеловечивания», это просто термин, которым пользуются психологи. Рассказать о термине школьникам точно стоило поподробнее, подчеркнув разницу между житейским и научным пониманием этого слова, тогда бы текст не звучал так, как звучит сейчас.

Да, некоторые психические заболевания могут приводить к разрушению личности или вовсе не давать ей сформироваться, если заболевание врожденное. Если человек в силу болезни, действительно, оказывается не способен к каким бы то ни было социальным взаимодействиям, применить термин «личность» мы не можем. Собственно, авторы и описывают такой вариант, говоря о человеке, «не способном к учению, труду, созданию семьи, всему тому, что составляет духовный мир личности» — только формулировки настолько некорректны, что можно отнести это утверждение к любого человеку, имеющему психиатрический диагноз.

На деле столь тяжелая патология — это достаточно редкий случай, подавляющее большинство людей с психическими нарушениями способны, пусть иногда и с ограничениями, к социальному взаимодействию, а значит, являются сформировавшимися личностями.

Сергей Степанов, психолог, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, автор книг по широкому кругу проблем психологии, популяризатор науки, любезно согласился прокомментировать этот казус.

«Для психолога может идти речь о личности больного шизофренией или личности больного маниакально-депрессивным психозом, хотя личность эта и часто деформирована, искажена в силу болезни. Психиатры и психологи в личности больному не отказывают. Человек, как существо общественное, в любом своем качестве — благородном или не очень, больном или здоровом — все равно личность.

Другое дело — когда этой личностью становятся, является ли личностью младенец? И вот тут, ведя подобные разговоры, мы порой уходим от научной терминологии и впадаем в житейско-гуманистическую: необходимость уважать личность ребенка, считаться с личностью и так далее. В научном же смысле личность новорожденного еще потенциальна, совсем малое дитя личностью может быть названо только публицистически-патетически. Ему личностью еще предстоит стать, и если ничего не будет сделано, если мы бросим его в лесу, как Маугли, то он личностью и не станет, и примеры тому известны».

P.S. 24 сентября издательство «Дрофа» приостановило продажи учебника: «Учебник будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию в случае, если он не получит одобрение экспертов. <…> Мы уверены, что учебник «Обществознание» в самом скором времени получит объективную и независимую оценку. Результаты дополнительной экспертизы будут опубликованы сразу после их получения».

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими.

Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Существуют и неполные семьи, и семьи с детьми-инвалидами и т.д. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, то есть, сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности 1, с.21. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать или отца, бабушку или дедушку и т.д. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию личности 2, с.53.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим человеку обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, так как возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.д. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, так как им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи – в детдомах и интернатах. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, так как недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Многие люди ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на человека. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, так как жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи – создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека.

Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, то есть, необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей.

В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности 3, с.124.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это – гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье – система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие – гиперопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой невмешательства. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”.

Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Существует 3 стиля родительского поведения – авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя – закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.

Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним.

Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения.

Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”. Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей. У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с семьей и т.д. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи.

Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Семья – главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Литература:

  1. Земска М. Семья и личность. – М., 2009. – 133 с.

  2. Лисина М.И. Семья и формирование личности. – М., 2006. – 180 с.

  3. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. – М., 2007. – 225 с.

6. Как вы думаете, с кем разговаривают? Почему вы так думаете?​

Джазкариномагавей Джазкариномагавей

Говорить, прежде чем подумать, — это плохая привычка, которая может навлечь на вас неприятности и причинить вред в самых важных сферах вашей жизни. Отношения пострадают или закончатся, ваша карьера застопорится на уровне намного ниже ваших талантов, и самое главное, у вас будет мало уверенности в себе.

Новые вопросы на английском языке

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ С партнером создайте диалог для этих различных ситуаций, используя распространенные словосочетания, приведенные выше. Выполните свой диалог … перед одноклассниками. 1. Вы спешите в торговый центр, чтобы купить что-нибудь завтра в школу. Когда вы доберетесь туда, вы встретите своего одноклассника, который скажет вам, что торговый центр закрыт. Как бы прошел этот разговор? 2. Вы и ваш друг смотрите баскетбольный матч. Ваша команда работает на время. Это последние две минуты игры. Что бы вы сказали, когда болеете за свою команду? 3. Вы очень усердно работаете над проектом, который нужно сдать завтра. Твой отец входит в комнату и видит, что ты все еще работаешь до двух часов ночи. Как вы думаете, что сказал бы ваш отец?​

КАК СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НАРЕЧИЕМ ВРЕМЕНИ?

2. Первым шагом в анализе и оценке доказательств является ______.a. объяснение того, как доказательства должны относиться к иску b. идентификация … приведение конкретных фактов, данных, статистических данных и примеров, подтверждающих точку зрения c. определение пункта или утверждения, которое автор пытается доказать; d. вывод идеи из набора фактов 3. Второй шаг в анализе и оценке доказательств – ______.а. объяснение того, как доказательства должны относиться к иску b. выявление конкретных фактов, данных, статистических данных и примеров, подтверждающих точку зрения c. определение пункта или утверждения, которое автор пытается доказать; d. вывод идеи из набора фактов 4. Третий шаг в анализе и оценке доказательств — ______.а. объяснение того, как доказательства должны относиться к иску b. выявление конкретных фактов, данных, статистических данных и примеров, подтверждающих точку зрения c. определение пункта или утверждения, которое автор пытается доказать; d. вывод идеи из набора фактов

В рамках качественного исследования вы проводите углубленные интервью с 15 учащимися и задаете им открытые вопросы, такие как: «Насколько вы удовлетворены y … наша учеба?», «Какой самый положительный аспект вашей учебной программы?» и «Что можно сделать, чтобы улучшить учебную программу?» На основе их ответов вы можете задать уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Кроме того, Вы можете расшифровать все интервью и попытаться найти закономерности и общие черты.

В рамках качественного исследования вы проводите углубленные интервью с 15 учащимися и задаете им открытые вопросы, например: «Насколько вы удовлетворены … ваша учеба?», «Каков самый положительный аспект вашей учебной программы?» и «Что можно сделать, чтобы улучшить учебную программу?» На основе их ответов вы можете задать уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию. Вы можете расшифровать все интервью и попытаться найти закономерности и общие черты.

Предыдущий

Золотая середина: думать о людях

Наши мысли и чувства определяют наши социальные взаимодействия


Большая часть наших мыслей сосредоточена на людях, которых мы встречаем и общаемся. Ученые, изучающие социальное познание — то, как мы думаем о людях, — определили различные способы работы нашего разума для обработки социальной информации и осмысления нашего взаимодействия с другими людьми. Эти способы мышления часто включают в себя суждения о людях и социальных событиях и могут формировать то, как мы чувствуем и действуем по отношению к другим. Пока наши суждения точны, это не проблема, но определенные мыслительные привычки могут заставить нас неправильно понимать людей или принимать неразумные решения в ущерб окружающим — и самим себе.

Как работает разум


Две системы мышления

Мы живем в сложном мире; наши чувства перегружены звуками, образами и другими раздражителями. Интернет только добавляет к этому потоку информации. Пока наш мозг хорошо справляется со всем этим, наше внимание ограничено, а мышление требует усилий. Чтобы помочь нам эффективно обрабатывать информацию, в человеческом разуме есть две системы: быстрый, автоматический режим, который работает вне сознания и может сэкономить время или мыслительные усилия (особенно когда мы спешим или должны быстро принимать решения), и более медленная, более продуманная система, которая помогает нам глубже думать о людях и сложных ситуациях.

Во многих социальных ситуациях события разворачиваются быстро, одно за другим, и у нас нет времени обдумывать, почему люди делают то, что они делают, или много узнавать о людях, которых мы встречаем. В таких ситуациях система автоматического мышления берет верх и может помочь нам сделать достаточно хорошие, но часто неточные, суждения, не затрачивая много умственных усилий. Ученые описали множество умственных стратегий как часть системы автоматического мышления. Ниже вы можете узнать больше о некоторых из этих привычек мышления и о том, почему они играют важную роль в социальной жизни.

Ментальные ярлыки


Категоризация и стереотипы

Люди автоматически распределяют вещи по категориям. Мы разделяем почти все на группы: автомобили, деревья, животные, камни и люди. Раскладывание вещей по коробкам помогает нам быстро принимать решения, но когда мы делаем это с людьми, это может привести к стереотипному . Стереотипировать кого-то означает автоматически классифицировать его как члена определенной группы. Это не обязательно проблема. Часто в стереотипах есть по крайней мере зерно истины, и когда мы правы в отношении людей, которых мы классифицируем, стереотипы могут помочь нам быстро обрабатывать информацию и реагировать полезными способами. Представьте, что у вас есть планы на обед с пожилым родственником. Если вы считаете, что пожилые люди забывчивы, было бы неплохо позвонить заранее и напомнить родственнику о дате.

Как вы судите о людях по беглому взгляду? (интерактивный)

Однако когда стереотипы неверны, мы отрицаем индивидуальность других людей. Это может быть оскорбительным или обидным — например, если у вашего пожилого родственника отличная память и он никогда не забывает о свидании, ваш звонок заранее может вызвать у него чувство неуважения. Стереотипы могут быть еще более проблематичными, формируя основу для предубеждений (ценность групп отличается друг от друга) и дискриминации (различное отношение к группам на основе предрассудков).

Один из способов свести стереотипы к минимуму — сделать шаг назад и спросить, что мы действительно знаем о человеке, прежде чем поместить его в коробку. Мы можем бросить вызов нашим существующим стереотипам, познакомившись с членами группы как с личностями. Это также помогает думать о наших собственных чувствах, когда другие люди стереотипируют нас, и пытаться смотреть на мир с точки зрения тех, кого мы могли бы стереотипировать.

Какие истории о людях, которых вы видите, вы никогда бы не придумали? (фоторепортаж)

Оценка поведения (ошибки атрибуции)

Когда мы пытаемся понять поведение других людей и сэкономить умственные усилия, мы склонны сделать самое простое предположение: человек ведет себя так из-за того, кто он есть. Относительно быстро и легко приписать чье-то поведение его персонажу. («Этот молодой человек, занимающий место для инвалидов, выглядит нормально — он, должно быть, придурок!») Мы склонны игнорировать роль других факторов — тех, которые не связаны с чьим-то характером или личностью, — потому что требуется больше умственных усилий и времени, чтобы представить что еще может объяснить поведение. (Может быть, у них инвалидность, которая не видна, или они просто не видели знака.)

Психологи называют это фундаментальной ошибкой атрибуции: тенденция переоценивать влияние характера людей на их поведение и недооценивать роль контекста . Это заставляет нас упускать из виду влияние, которое ситуации оказывают на людей, и верить, что люди имеют больше контроля над миром, чем они могли бы быть на самом деле. Важно знать о таких умственных ошибках, потому что они могут влиять на то, как мы взаимодействуем с другими, например, определяя, презираем ли мы кого-то или сопереживаем ему.

Почему люди делают такие загадочные вещи? (интерактивный)

Эта ошибка в суждении о людях также может повлиять на то, как мы думаем о способности людей преуспеть или потерпеть неудачу в экономическом плане. Это может привести к вере в восходящую социальную мобильность, которая противоречит реальным экономическим условиям. Человек, твердо убежденный в том, что любой может добиться успеха, «вытягивая себя за шкирку», может не учитывать, что некоторые люди начинают жизнь с ударов по ним. С такой точки зрения они могут недооценивать усилия, которые требуются некоторым людям, чтобы просто догнать в финансовом и социальном отношении других, у которых было более легкое начало.

Как вы оцениваете шансы людей на экономический успех? (интерактивный)

Проверка того, во что вы верите (предвзятость подтверждения)


Когда мы пытаемся оценить утверждение или утверждение, проще всего исследовать только те доказательства, которые согласуются с тем, во что мы уже верим или думаем — выборочный поиск значительно сокращает умственные усилия. Если мы сделаем это, мы станем жертвой предвзятости подтверждения : поиск информации, которая поддерживает идеи, которые у нас уже есть, и игнорирование противоречивой информации. Это распространенное и часто автоматическое предубеждение действует и в социальной сфере — например, если вам сказали, что у кого-то плохой характер, вы будете высматривать у него признаки гнева. Это влияет и на многие другие аспекты нашей жизни, даже на такие безобидные вещи, как, скажем, принятие решения о том, есть ли больше черники. Если вы начнете верить, что черника полезна для вас, вы с меньшей вероятностью будете искать новости о ее вреде для здоровья.

Предубеждение действительно проявляется, когда мы заботимся о результате — когда мы хотим, чтобы что-то было правдой (или ложью), потому что это укрепляет нашу идентичность или ценности. В этом случае у нас может быть высокая мотивация к поиску доказательств, подтверждающих то, во что мы верим. Более того, мы можем намеренно игнорировать или отвергать информацию или избегать источников, противоречащих нашим заветным убеждениям. Но когда мы делаем это, мнение, которое мы формируем, не является действительно независимым. Чтобы избежать предвзятости подтверждения, важно искать не только информацию, которая поддерживает наши убеждения, но и высококачественную информацию, которая может им противоречить.

Современные технологии могут непреднамеренно усилить предвзятость подтверждения: приложения и онлайн-сайты, которые запоминают наши поисковые запросы и поисковые предпочтения, часто предоставляют нам информацию, подтверждающую наши убеждения, еще до того, как мы получим возможность провести сбалансированный поиск.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts