Астеник: как работать над собой
01 января 2013 г., 13:49
Если вы наблюдаете у себя черты астеника и хотите скорретировать свои особенности, то ваша задача — смена палитры эмоций, эмоциональная устойчивость в позитивных эмоциях, переход от негативных эмоций к позитивным, а для этого — немножко смена жизненной философии. Как к этому двигаться? Предварительно посмотрите статьи:
- Как работать над собой
- Развитие личности на позитиве
После этого ваша программа:
- Вам более других важен здоровый образ жизни. Читайте В. Л. Леви «Разговор в письмах» или «Везет же людям».
- Займитесь восточными единоборствами и развивайте в себе здоровую агрессивность.
- Займитесь ребефингом и прочистите свою душу и тело. Начинайте каждое утро с самомассажа и практикуйте любые варианты мышечного расслабления. Снимите зажимы с лица и плеч (что вас сутулит).
- Читайте Э. Берна «Люди, которые играют в игры», после чего разрешите себе роль Удачника-Победителя.
- Ежедневно принимайте контрастный душ, после чего продолжайте роль холерика.
- Сделайте себе ежедневно 5 минут смеха и пения песен. «Славное море священный Байкал, Славный корабль омулевая бочка!..», как в «Мастере и Маргарите» у Булгакова.
- Чаще вливайтесь в живую компанию друзей, чтобы там вас вытаскивали из вашей апатии и тормошили. Привыкайте к этому и старайтесь чувствовать себя комфортно.
- Разбивайте свою работу на мелкие куски и хвалите себя за каждую выполненную мелочь.
- Учитесь любить себя. Напишите письмо себе любимому и сделайте подробный и убедительный список своих достоинств: «Почему я привлекателен и достоин уважения». Практикуйте самовнушения: «Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше», «Я милый, добрый и ужасно замечательный», «Я жив! Я здоров! Я радостен!».
- Держите прямую осанку и тренируйте решительную, уверенную походку — до тех пор, пока это не станет нормой жизни.
- Займитесь аутотренингом или любыми другими медитативными техниками, работая на создание позитивного и спокойно-сильного внутреннего образа себя.
- Последите за своим лицом, оно у вас часто принимает обидчивое выражение. Снимите это. Кроме того, обратите внимание на складку между бровями — пока она есть, будете хандрить. Расслабите спокойно лоб — изменится строй мысли и мироощущение.
- Найдите и пройдите курсы ребефинга (освобождающего дыхания).
- Займитесь проблемами других людей, это поможет вам забыть и преодолеть свои проблемы. Но чьими бы проблемами вы ни занимались, делайте это легко: получилось — славно, отпразднуйте свою удачу, не вышло — да и пожалуйста…
- Поучитесь легко и мудро относиться к своему раздражению. Шаг первый — не пропустите, заметьте свое раздражение («Уй, какой я злой!»), шаг второй — примите себя («Злой, но удивительно милый!»), третий — по возможности найдите себе безопасную разрядку. Если очень хотите кого-то укусить, то укусите лучше подушку.
- Как работать над собой
- Астеник
Комментарии (17):
Гость, 03 декабря 2017 г., 13:05
Интересно, а как это решатся мои проблемы, если я буду помогать в решении проблем другим людям?
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 03 декабря 2017 г., 13:39
Если вы хотите спорить и возражать — дело ваше. Если хотите поправить свое состояние — выполните рекомендации, которые здесь даны.
1
ответ
Гость, 04 декабря 2017 г., 14:33
Спасибо за ответ, Николай Иванович!
Гость, 23 января 2018 г., 19:30
Долгое время самобичевал, проводил самоанализ, выводил для себя вещи, предположения, которые могли бы мне помочь, долгий и мучительный самоанализ.После чего решил устроить батарею тестов, дабы дифференцировать и объективизировать свои особенности. Затем наш друг Собчик, сопоставив результаты тестов, обнаружил наибольшее количество сходств с видом как психастеник. С удивлением читал, когда психические особенности совпали с такой же астенической конституцией тела. И самое забавное, как приятно было найти свои домыслы здесь, в разделе рекомендаций по самокоррекции, здорово 🙂
1
ответ
Гость, 09 июля 2018 г., 14:30
Рада, что попала в точку сразу, «поймав себя за хвост». Конечно, пороюсь, может, ошиблась и это не я, но ОЧЕНЬ похоже. Так же радостно от того, что большую часть рекомендаций по коррекции интуитивно «прописала» себе сама и уже могу сказать — «работает»! Конечно, удивляет, насколько природа рада человеческому разнообразию. Можно сказать, ну кому они нужны — вялые, быстро устающие и завистливые? Ну фу ведь. Ан, нет. Нужны, раз все это воспроизводится в разных вариациях бесконечное множество. И это вдохновляет!!!! БРАВО миру сему!!!!!))))))
1
ответ
Гость, 25 мая 2019 г. , 15:25
Добрый день, гость, который пишет о важности астеников миру сему 🙂 Скажите, как с вами можно связаться? Мне кажется что вы можете лучше любого психолога объяснить как с этим быть:)
Гость, 14 июля 2018 г., 21:45
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 02 августа 2018 г., 06:23
Астеничный склад характера в данном случае не помеха. Если вы нормально учились в школе, будете нормально работать и на Дистанции.
Гость, 21 апреля 2019 г., 12:44
Здравствуйте, Николай Иванович. А если к этому прибавляются проблемы с памятью и рассредоточенностью? У меня в детстве было серьёзное сотрясение, ЧМТ и эмоциональные травмы.
Гость, 11 июня 2019 г., 22:47
Все эти факты не действуют. Такое ощущение, что черты характера или отношения с другими зависят от душа, «мудрого отношения» к себе, прямой осанки и пр. И надо брать это все с потолка. Роль холерика, вы смеетесь что ли?! Какой же холерик! Себя невозможно изменить. Такое отношение к чувствам человека просто недопустимо. Мне, к примеру, хвалить себя очень тяжело. К тому же, живем среди людей. Если астеник живет с деспотом, то вся жизнь будет кошмаром. Если вам не приходилось постоянно защищаться, то вы не знаете, что это за жизнь такая. И воспринимать чувства другого как будто это все просто надоедливые черты крайне неразумно. Вот так в мире и процветает насилие,суицид. Единственное с чем можно согласится это встречи с друзьями и писать себе что-то хорошее.
1
ответ
Гость, 10 декабря 2019 г., 16:50
Я психоастеник и у меня получается быть иногда в роли холерика. Такого живчика, когда тебя несет, и ты успеваешь за день сделать то, что растягивал неделями. Соблюдайте режим сна, питания. Ищите хорошие примеры. Успехов!
Гость, 17 июля 2019 г., 18:48
Могу ли я стать врачом? Я вижу как многие признаки совпадают со мной, но при этом я хочу связать свою жизнь с медициной и исследовательской деятельностью в этой сфере. Я просто понимаю, что в меде большие нагрузки и теперь не знаю, выдержу ли я.
2
ответа
Гость, 20 августа 2019 г., 02:16
Мне было трудно, будто я прошла 7 кругов ада, а это был мед техникум, но я как-то закончила)
Гость, 27 декабря 2019 г., 09:20
Сама астеник и закончила медицинский, нагрузки правда очень большие были, и физически и психически. И далее не легче, постоянная работа с людьми, часто недовольными, только усугубляет состояние. Скажу так — идти в медицину стоит только если считаете, что это ваше призвание свыше, и в этой сфере вы действительно сможете принести много пользы людям, а самому при этом отстраниться от лишних эмоций.
Гость, 24 декабря 2019 г., 07:08
Николай Иванович так прочувствованно составил портрет астеника, мне кажется был им раньше, могу ошибаться, конечно)
Гость, 21 сентября 2020 г., 20:20
Приветствую! По ходу, сам являюсь психастеником. Проблема с девушками, в жизни и при общениис людьми. Новых людей я боюсь, как огня. С девушками интим возможен только в нетрезвом состоянии. Что делать-то?
1
ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 22 сентября 2020 г., 07:58
Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного Николай Иванович обсуждает в Клубе DISTANT-NIK https://distant-nik.psychologos.ru 7 дней — бесплатно. Присоединяйтесь!
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
Как работать над собой
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
24Подробнее
01 окт. 2022 г.
Работа с раздражением
Работа с раздражением — процедуры, уменьшающие состояние раздражение и переключающие в другие, более позитивные состояния.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие эмоциональной сферы Переживателя
Переживатель легко входит в негативные переживания и с трудом из них выходит. Здесь окажется и астеник, тревожно-мнительный, и тревожно-ответственный тип личности. Переживатель легко расстраивается по пустякам, в полном шоке от тревожных новостей и в настоящем кошмаре от более-менее серьезных неприятностей. Это человек, который как будто ищет повод расстроиться, тревожиться, попереживать, причем обычно он в это вовлекает и окружающих: «Ты слышала? Это совершенный ужас!». Это не истерик — ему не важно быть в центре внимания, ему важнее, чтобы были расстроены все. Это не человек настроения — переключить на позитив его малореально. Его любимое состояние — ощущение себя Жертвой…
0Подробнее
01 янв. 1999 г.
Развитие личности на позитиве
Чтобы быть успешнее в своем развитии, нужно обратить внимание в первую очередь на свои сильные качества.
11Подробнее
Неврастеник — Психологос
Неврастеник — Психологос01 октября 2022 г., 21:37
Неврастеник – разновидность астеника в типологии характеров П. Б. Ганушкина.
Если «просто астеники» быстро устают, неуверенны и мнительны, то сюда добавляются ещё некоторые соматические расстройства: человек жалуется на периодически возникающие неприятные ощущения, боли, покалывания, плохую работу кишечника, плохой сон, усиленное сердцебиение и т. п. (см. Ипохондрия). Все эти неполадки в работе организма имеют психогенную природу, заметная органическая основа их, как правило, отсутствует. Они возникают по причине слишком повышенного внимания неврастеника к работе своего организма. Тревожно и мнительно вчувствываясь в происходящие «внутри» процессы, он ещё более их расстраивает.
- Характер
- Астеник
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Астеник
Астеник — тип телосложения и связанного с ним характера, описанный Эрнстом Кречмером. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.
14Подробнее
01 янв. 2010 г.
Ипохондрия, ипохондрик
Ипохондрия — постоянное ощущение болезненного состояния, убежденность в наличии серьезного заболевания, чрезмерное беспокойство по поводу своего здоровья при отсутствии к тому объективным причин. Как длящееся состояние, ипохондрия превращается в личностную черту, а когда становится преобладающей направленностью жизни человека, то и типом личности. Человек превращается в ипохондрика.
6Подробнее
01 окт. 2022 г.
Портрет астеника по П.Б.Ганушкину
Астеник — человек с повышенной нервно-психической чувствительностью, возбудимостью и одновременно быстрой истощаемостью. Астеник — психотип, характерный рисунок личности. Иногда — акцентуация характера. Астеники затруднены в социальной жизни. Слабость и истощаемость астеников приводит к тому, что их деятельность, как правило, оказывается малоэффективной. Они плохо преуспевают в деле, не занимают высоких постов. Из-за частых неудач у них развивается низкая самооценка и болезненное самолюбие.
0Подробнее
01 янв. 2013 г.
Психосоматика
Болезнь, как резкое снижение трудоспособности, может возникать и и в силу физиологических, и в силу психологических причин. Далеко не каждая болезнь обязательно имеет психологические корни: заболеть инфекционным заболеванием может любой, самый душевно здоровый человек. Другое дело, что если человек быть здоровым не очень хочет, тем более если есть те или иные выгоды в заболевании, болезни возникают с гораздо большей вероятностью.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Совершенствование родительского контроля над проблемными детьми — Берковиц
- Некоторые люди имеют устойчивую склонность к агрессивному поведению? – Берковиц
- А чего он говорит, что я люблю его больше?
- Смольный институт благородных девиц как кузница женского счастья
- Для влюбленных в саморазвитие – скидки 14%
Популярные статьи:
- Читаем стихи, тренируем интонации
- Интерактивная игра «Дорогой, давай поженимся!»
- Как воспитать достойного человека. Опыт А.С. Макаренко
- Читаем стихи, тренируем интонации: «Песнь о мудрой жене»
- Комплименты с прикрытием
Хиты недели:
- Читаем стихи, тренируем интонации
- Повышатели настроения
- Читаем стихи, тренируем интонации: у попа была собака — пародии
- Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь (И. Манн)
- Декларация о принятии реальности
Эстетика | Определение, подходы, развитие, значение, примеры и факты
Эдмунд Берк
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Дэвид Хьюм Фридрих Шиллер Готтхольд Эфраим Лессинг
- Похожие темы:
- возвышенный эстетический объект эстетический опыт ересь парафраза эстетическое суждение
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
эстетика , также пишется как эстетика
Дать более чем общее определение предмета эстетики чрезвычайно сложно. В самом деле, можно сказать, что самоопределение было главной задачей современной эстетики. Нам знакома интересная и загадочная область опыта: область прекрасного, уродливого, возвышенного и элегантного; вкуса, критики и изобразительного искусства; и созерцания, чувственного наслаждения и очарования. Мы полагаем, что во всех этих явлениях действуют сходные принципы и задействованы сходные интересы. Если мы ошибаемся в этом впечатлении, нам придется отбросить такие идеи, как красота и вкус, как представляющие лишь периферийный философский интерес. С другой стороны, если наше впечатление верно и философия подтверждает его, мы открыли основу для философской эстетики.
В этой статье делается попытка прояснить природу современной эстетики и очертить лежащие в ее основе принципы и задачи. Хотя статья посвящена западной эстетической мысли и ее развитию, в ней рассматриваются некоторые основные черты марксистской и восточной эстетики.
Сущность и объем эстетики
Эстетика шире по объему, чем философия искусства, составляющая одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако вначале возникает проблема с такими терминами, как 9.0037 прекрасное и уродливое кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными в своем значении, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые не делают, иллюстрируют их. Почти все может казаться прекрасным кому-то или с какой-то точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не имеющими общего. Возможно, существует какое-то одно основное убеждение, которое мотивирует все их суждения.
Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах прекрасное и безобразное , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными ни в обсуждении и критике искусства, ни в описании того, что привлекает нас в природе. Чтобы передать значимость стихотворения, мы можем описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное. Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не красивый. Меньше всего следует сказать, что красивый принадлежит к классу терминов, из которых оно было выбрано как для удобства, так и в смысле того, что оно фиксирует отличительные черты этого класса.
В то же время кажется, что нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса — по крайней мере, до появления теории. Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических понятий, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Три подхода к эстетике
Для ответа на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно разумен:
1. Изучение эстетических понятий, или, точнее, анализ «языка критики». », в котором выделяются частные суждения и показывается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном» (1757) Эдмунд Бёрк попытался провести различие между двумя эстетическими понятиями и, изучая обозначаемые ими качества, проанализировать отдельные человеческие установки, которые к ним направлены. Различие Берка между возвышенным и прекрасным имело огромное влияние, отражая преобладающий стиль современной критики. В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.
2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые, как считается, связаны с эстетическим опытом. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант поместил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию по отношению к объектов, отделяя их от наших научных интересов и наших практических забот. Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.
В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории способностей, пытались выразить понятия «эстетического отношения» и «эстетического опыта» другими способами, опираясь на достижения философской психологии, во многом обязанные Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. , феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду принципиальное различие: различие между философией сознания и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что не исследует причин явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной целью которого является выявление, а не объяснение. В сущности, цель философа состоит в том, чтобы дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее выдающихся современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны считать эту цель отличной от цели науки и (по крайней мере частично) предшествующей ей. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты) проводились, они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье. В самом деле, поразительную скудость их выводов можно с полным основанием отнести к их попытке дать теорию явлений, которые еще предстоит должным образом определить.
3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение о том, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, включает в себя произведения искусства. Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets trouvés и т. п.) имеют тенденцию включаться в этот класс только потому и в той мере, в какой их можно рассматривать как искусство (или так утверждается).
Если принять такой подход, то перестанет существовать реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические понятия и эстетический опыт заслуживают своих названий тем, что являются соответственно понятиями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым противостоянием им. Таким образом, Гегель, оказавший, пожалуй, основное философское влияние на современную эстетику, считал, что главная задача эстетики заключается в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждой из них. Большая часть недавней эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время общепринято рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.
Третий подход к эстетике не требует концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним из проявлений эстетической ценности, — может быть, даже сравнительно незначительным проявлением, — может полагать, что первоочередной задачей эстетики является изучение предметов эстетического опыта и нахождение в них истинных отличительных черт эстетического опыта. эстетическая сфера. Однако, если мы не ограничим область эстетических объектов, будет чрезвычайно трудно утверждать, что они имеют что-либо существенное общее, помимо того факта, что они вызывают сходный интерес. Это значит, что мы все-таки должны быть вынуждены принять второй подход к эстетике. И кажется, нет более правдоподобного способа ограничить область эстетических объектов, чем через понятие искусства.
Эти три подхода могут привести к несовместимым результатам. С другой стороны, они могут быть в гармонии. Опять же, только в конце нашей философии мы сможем принять решение. Прежде всего следует предположить, что эти три подхода могут существенно различаться или просто акцентироваться, и, таким образом, каждый вопрос эстетики имеет трехчастную форму.
Эстетика | Определение, подходы, развитие, значение, примеры и факты
Эдмунд Берк
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Дэвид Хьюм Фридрих Шиллер Готтхольд Эфраим Лессинг
- Похожие темы:
- возвышенный эстетический объект эстетический опыт ересь парафраза эстетическое суждение
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
эстетика , также пишется как эстетика , философское исследование красоты и вкуса. Она тесно связана с философией искусства, изучающей природу искусства и понятия, в терминах которых интерпретируются и оцениваются отдельные произведения искусства.
Дать более чем общее определение предмета эстетики чрезвычайно сложно. В самом деле, можно сказать, что самоопределение было главной задачей современной эстетики. Нам знакома интересная и загадочная область опыта: область прекрасного, уродливого, возвышенного и элегантного; вкуса, критики и изобразительного искусства; и созерцания, чувственного наслаждения и очарования. Мы полагаем, что во всех этих явлениях действуют сходные принципы и задействованы сходные интересы. Если мы ошибаемся в этом впечатлении, нам придется отбросить такие идеи, как красота и вкус, как представляющие лишь периферийный философский интерес. С другой стороны, если наше впечатление верно и философия подтверждает его, мы открыли основу для философской эстетики.
В этой статье делается попытка прояснить природу современной эстетики и очертить лежащие в ее основе принципы и задачи.
Сущность и объем эстетики
Эстетика шире по объему, чем философия искусства, составляющая одну из ее ветвей. Он имеет дело не только с природой и ценностью искусства, но и с теми реакциями на природные объекты, которые находят выражение в языке прекрасного и уродливого. Однако вначале возникает проблема с такими терминами, как 9.0037 прекрасное и уродливое кажутся слишком расплывчатыми в своем применении и слишком субъективными в своем значении, чтобы успешно разделить мир на те вещи, которые делают, и те, которые не делают, иллюстрируют их. Почти все может казаться прекрасным кому-то или с какой-то точки зрения, и разные люди применяют это слово к совершенно разным объектам по причинам, которые часто кажутся мало или совсем не имеющими общего. Возможно, существует какое-то одно основное убеждение, которое мотивирует все их суждения. Однако может быть и так, что термин красивый имеет смысл только как выражение отношения, которое, в свою очередь, приписывается разными людьми к совершенно разным положениям дел.
Более того, несмотря на акцент, сделанный философами на терминах прекрасное и безобразное , далеко не очевидно, что они являются наиболее важными или наиболее полезными ни в обсуждении и критике искусства, ни в описании того, что привлекает нас в природе. Чтобы передать значимость стихотворения, мы можем описать его как ироничное, трогательное, выразительное, уравновешенное и гармоничное. Точно так же, характеризуя любимый участок сельской местности, мы можем предпочесть описать его как мирный, мягкий, атмосферный, суровый и вызывающий воспоминания, а не красивый. Меньше всего следует сказать, что красивый принадлежит к классу терминов, из которых оно было выбрано как для удобства, так и в смысле того, что оно фиксирует отличительные черты этого класса.
В то же время кажется, что нет четкого способа разграничения рассматриваемого класса — по крайней мере, до появления теории. Следовательно, эстетика должна раскинуть свою сеть шире, чем изучение красоты или других эстетических понятий, если она хочет открыть принципы, посредством которых она должна быть определена. Таким образом, мы сразу же возвращаемся к мучительному вопросу нашего предмета: что должен изучать философ, чтобы понять такие идеи, как красота и вкус?
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Три подхода к эстетике
Для ответа на этот вопрос были предложены три широких подхода, каждый из которых интуитивно разумен:
1. Изучение эстетических понятий, или, точнее, анализ «языка критики». », в котором выделяются частные суждения и показывается их логика и обоснованность. В своем знаменитом трактате «О возвышенном и прекрасном» (1757) Эдмунд Бёрк попытался провести различие между двумя эстетическими понятиями и, изучая обозначаемые ими качества, проанализировать отдельные человеческие установки, которые к ним направлены. Различие Берка между возвышенным и прекрасным имело огромное влияние, отражая преобладающий стиль современной критики. В более поздние времена философы имели тенденцию концентрироваться на концепциях современной теории литературы, а именно на таких, как репрезентация, выражение, форма, стиль и сентиментальность. Исследование неизменно имеет двойную цель: показать, как (если вообще) эти описания могут быть оправданы, и показать, что является отличительным в человеческом опыте, который выражается в них.
2. Философское исследование определенных состояний ума — реакций, отношений, эмоций, — которые, как считается, связаны с эстетическим опытом. Так, в основополагающем труде современной эстетики Kritik der Urteilskraft (1790; Критика суждения ) Иммануил Кант поместил отличительные черты эстетики в способности «суждения», посредством чего мы занимаем определенную позицию по отношению к объектов, отделяя их от наших научных интересов и наших практических забот. Таким образом, ключ к эстетической сфере лежит в определенном «бескорыстном» отношении, которое мы можем принять по отношению к любому объекту и которое может быть выражено многими противоположными способами.
В последнее время философы, не доверяющие кантовской теории способностей, пытались выразить понятия «эстетического отношения» и «эстетического опыта» другими способами, опираясь на достижения философской психологии, во многом обязанные Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю. , феноменологи и Людвиг Витгенштейн (точнее, Витгенштейн из Философских исследований [1953]). При рассмотрении этих теорий (некоторые из которых обсуждаются ниже) необходимо иметь в виду принципиальное различие: различие между философией сознания и эмпирической психологией. Философия не наука, потому что не исследует причин явлений. Это априорное или концептуальное исследование, основной целью которого является выявление, а не объяснение. В сущности, цель философа состоит в том, чтобы дать как можно более широкое описание самих вещей, чтобы показать, как мы должны их понимать и как мы должны их ценить. Два наиболее выдающихся современных философских метода — феноменология и концептуальный анализ — склонны считать эту цель отличной от цели науки и (по крайней мере частично) предшествующей ей. Ибо как мы можем начать объяснять то, что нам еще предстоит идентифицировать? Хотя эмпирические исследования эстетического опыта (упражнения в психологии красоты) проводились, они не являются частью эстетики, рассматриваемой в этой статье. В самом деле, поразительную скудость их выводов можно с полным основанием отнести к их попытке дать теорию явлений, которые еще предстоит должным образом определить.
3. Философское исследование эстетического объекта. Этот подход отражает мнение о том, что проблемы эстетики существуют прежде всего потому, что мир содержит особый класс объектов, на которые мы реагируем избирательно и которые мы описываем в эстетических терминах. Обычный класс, выделяемый в качестве основных эстетических объектов, включает в себя произведения искусства. Все другие эстетические объекты (пейзажи, лица, objets trouvés и т. п.) имеют тенденцию включаться в этот класс только потому и в той мере, в какой их можно рассматривать как искусство (или так утверждается).
Если принять такой подход, то перестанет существовать реальное различие между эстетикой и философией искусства; а эстетические понятия и эстетический опыт заслуживают своих названий тем, что являются соответственно понятиями, необходимыми для понимания произведений искусства, и опытом, вызываемым противостоянием им. Таким образом, Гегель, оказавший, пожалуй, основное философское влияние на современную эстетику, считал, что главная задача эстетики заключается в изучении различных форм искусства и духовного содержания, свойственного каждой из них. Большая часть недавней эстетики была также сосредоточена на художественных проблемах, и можно сказать, что в настоящее время общепринято рассматривать эстетику исключительно через изучение искусства.
Третий подход к эстетике не требует концентрации на искусстве. Даже тот, кто считал искусство не более чем одним из проявлений эстетической ценности, — может быть, даже сравнительно незначительным проявлением, — может полагать, что первоочередной задачей эстетики является изучение предметов эстетического опыта и нахождение в них истинных отличительных черт эстетического опыта.