Кто такой нигилист википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Нигилист | это… Что такое Нигилист?

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В западной философской мысли термин «Н.» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали мн. философы. С. Кьеркегор источником Н. считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под Н. осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер Н. называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал Н. как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.

Содержание

  • 1 История появления
  • 2 Идеология
  • 3 Нигилизм в России. Русская литература.
  • 4 Русский нигилизм[источник?]
  • 5 Примечания
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

История появления

Само слово существует давно. В средние века было учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбарду, отвергало человеческое естество Христа.

Идеология

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

-нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя

— «реальной нравственности» не существует

-объективная светская этика невозможна, поэтому жизнь, в определенном смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Нигилизм в России. Русская литература.

В русской литературе слово «нигилизм» впервые употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов « Вестнике Европы»1829 в значении отрицателей и скептиков. В 1858 г. вышла книжка казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Термин закрепился в статьях и романах, которые были направлены против движения 1860-х г. В лучшем случае новые люди, фигурировавшие в противонигилистической литературе, были лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и женщины , утратившие всякую женственность девицы; но сплошь да рядом к этим качествам ожесточённые изобразители нигилистов прибавляли шантаж, воровство и подчас даже убийство. К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово нигилист почти исчезает из русской полемической литературы, но воскресает в западноевропейской литературе, как обозначение русского революционного движения; его принимают и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении.

Критик и публицист Н. А. Добролюбов осмеял книжку Берви, подхватил это слово — но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал нигилистом Е.Базарова. Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». Никто, однако, из людей 1860-х гг. официально его не принял. Д. И. Писарев, который в ряде статей признал в Базарове воплощение идеалов и взглядов нового поколения, называл себя «мыслящим реалистом». Тургеневской клички не усвоила себе и та многочисленная часть молодёжи, которая в Базарове и вообще в «Отцах и детях» усмотрела карикатуру на новое движение. С тем большей цепкостью ухватились за него противники новых идей. В своих воспоминаниях Тургенев рассказывает, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово нигилист уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

В 1884 году издаётся повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».


В отечественной культуре 2-й половины 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои, религиозную идеологию крепостнической России и проповедовавших материализм и атеизм. Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех революционных сил 60-70-х гг., которым приписывался вульгарный материализм, аморализм, анархизм.

Русский нигилизм

Русский нигилизм есть русский максимализм, есть неспособность установить ступени и градации, оправдать иерархию ценностей. Такого рода нигилизм легко расцветает и на вполне православной почве. Ни в одном народе нельзя найти такого презрения к культурным ценностям, к творчеству человека, к познанию, к философии, к искусству, к праву, к относительным и условным формам общественности, как у народа русского. Русский человек склонен считать все вздором и тленом за исключением единого на потребу, — для одного это есть спасение души для вечной жизни и Царство Божие, для другого — социальная революция и спасение мира через совершенный социальный строй.

Нигилизм был развит в 19 веке. Нигилисты выступали против пережитков крепостного права.

Примечания

См. также

  • Мировоззрение
  • Точка зрения
  • Отрицание отрицания

Ссылки

Ни во что не верить — опасно или полезно? Краткий курс нигилизма — Нож

Как проницательно заметила философ Ханна Арендт, нигилизм — это не набор «опасных идей», а постоянная угроза, неразрывно связанная с самим процессом мышления. Какой бы верной и неопровержимой ни казалась та или иная идея на первый взгляд, размышляя над ней достаточно долго, мы рано или поздно начинаем сомневаться в ее истинности, а затем и в том, знают ли те, кто верит в эту идею, о том, истинна она или нет.

Отсюда — лишь один шаг до вопроса, почему все остальные настолько уверены в том, что нам теперь кажется сомнительным. К этому моменту мы уже балансируем на грани нигилизма и оказываемся перед непростым выбором: продолжить размышления и потерять связь с обществом или остановиться и потерять связь с реальностью.

Активный и пассивный нигилизм по Фридриху Ницше

Почти за сто лет до Арендт Фридрих Ницше описал в своем дневнике (опубликованном после смерти его сестрой) два вида нигилизма: активный и пассивный.

Ницше утверждал, что нигилизм возникает тогда, когда «высшие ценности теряют свою ценность».

Такие ценности, как истина или справедливость, часто наделяются сверхъестественной силой. Мы говорим: «Истина освобождает» или «Справедливость восторжествует». Когда вдруг оказывается, что эти ценности лишены приписываемой им силы — когда истина не освобождает, а правосудие не свершается, — мы чувствуем разочарование.

Но вместо того, чтобы упрекать себя в том, что мы слепо верили в эти ценности, мы виним сами ценности в том, что они не оправдали наших ожиданий.

По словам Ницше, в этот момент мы встаем перед выбором: стать активными нигилистами, отвергнуть навязанные нам ценности и создать собственные; или стать пассивными нигилистами и продолжить верить в традиционные ценности, вопреки сомнениям в их истинности.

Активный нигилист разрушает, чтобы найти то, во что стоит верить. По мнению Ницше и русских нигилистов XIX века, только ценности, прошедшие это испытание, могут сделать нас сильнее.

Пассивный нигилист не хочет рисковать и поэтому цепляется за безопасные, традиционные ценности. Ницше утверждает, что такая самозащита в действительности намного опаснее саморазрушения, так как вера ради самой веры ведет к поверхностной жизни и послушному принятию всего, во что верят остальные.

Сегодня слово «нигилизм» часто используется для описания отношения к положению вещей в современном мире. Причем ему почти никогда не дается определение — как будто каждому отлично известно, что оно значит.

Но теперь мы знаем, что нигилизм может быть активным и пассивным. И если мы хотим лучше понять современный нигилизм, мы должны проследить его эволюцию с точки зрения эпистемологии, этики и метафизики, а также рассмотреть его различные проявления: самоотрицание, отрицание смерти и отрицание мира.

Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?

Эпистемологический нигилизм отрицает возможность достижения знания и утверждает, что наши самые заветные убеждения не имеют под собой основания.

Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) утверждал, что какими бы утонченными и эффективными ни были созданные нами модели для описания реальности, мы не можем доказать, что они действительно отражают объективную реальность.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании прошлого опыта, возникает проблема индукции: если что-то имело место ранее, это еще не значит, что оно должно произойти снова.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании научных доказательств, мы впадаем в заблуждение, которое в логике называется обращением к авторитету: утверждения других (даже экспертов) не могут служить основанием истинности, ведь даже эксперты могут быть необъективными и могут ошибаться. Поэтому, когда ученые делают свои заключения на основе выводов, сделанных учеными прошлого, они совершают ту же логическую ошибку.

Это, в свою очередь, ведет к еще одной проблеме — проблеме бесконечного регресса: любое утверждение, сделанное на каком-либо основании, неизбежно влечет за собой вопросы об основании этого основания, затем — об основании того основания — и так далее, и так далее.

Может показаться, что эпистемологический нигилизм ничем не отличается от скептицизма, ведь скептик также сомневается в том, что у какого-либо знания может быть надежное основание. Здесь уместно будет вернуться к различию между активным и пассивным нигилистом: активного нигилиста можно сравнить с радикальным скептиком; пассивный же нигилист знает, что есть основания для сомнений, но всё равно продолжает верить. Следовательно, для пассивного нигилиста знание основано на вере.

Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.

Все научные теории основаны на других научных теориях, которые, в свою очередь, основаны на третьих теориях, любая из которых может оказаться ложной. Но до тех пор, пока научные теории продолжают приносить плоды — в первую очередь плоды в виде технического прогресса, — истинностью этих теорий можно пренебречь.

Однако, пренебрегая окончательной истиной, пассивный нигилист обесценивает и сам поиск знания. Другими словами, для пассивного нигилиста знание не имеет значения.

Подумайте о том, как безответственно в повседневной жизни люди бросаются словами «знание» или «уверенность». Если кто-то говорит, что поезд скоро прибудет, мы либо вовсе не спрашиваем, откуда им это известно, либо сталкиваемся с абсолютным аргументом в современном мире: потому что так показывает их телефон. Если телефон окажется прав, его авторитет подтвердится. Если телефон окажется неправ, мы, скорее всего, будем винить в этом поезд, а не телефон. Поскольку телефон стал нашим главным гарантом знания, признать, что он может ошибаться, — значит признать, что не только наше основанное на информации из телефона знание, но и всё наше знание вообще может не иметь под собой основания.

В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.

Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?

В нравственной философии нигилизм определяется как отрицание морали. Как утверждает Дональд Аллен Кросби в книге «Призрак абсурда» (1988), моральный нигилизм — следствие эпистемологического.

Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.

Тот или иной поступок обычно считается правильным, потому что так говорит Бог, потому что так подсказывает здравый смысл или потому что он может сделать нас счастливыми.

Философ Иммануил Кант осознавал, что использование Бога или счастья в качестве основания для морали ведет к моральному скептицизму. Вера в Бога может побуждать людей поступать нравственно, но только для того, чтобы попасть в рай, а не в ад. Стремление к счастью может побуждать людей поступать нравственно, но невозможно знать заранее, какие поступки в итоге принесут счастье.

Поэтому Кант выступал в пользу нравственности, основанной на здравом смысле. Он предложил принцип универсализации поступков: прежде чем совершить поступок, человек должен представить, смогло бы общество, состоящее из существ, наделенных разумом, существовать, если бы все поступали так, как собирается поступить он.

Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).

Но мораль, основанная на здравом смысле, также имеет свои недостатки. На один из них указал Жак Лакан в тексте «Кант с Садом» (1989): использование принципа универсализации в качестве критерия добра и зла дает возможность хитрым людям (вроде Маркиза де Сада) оправдать свои ужасные злодеяния, если им удастся доказать, что эти злодеяния могут пройти кантовский тест. Другой недостаток, описанный Джоном Стюартом Миллем в трактате «Утилитаризм» (1861), состоит в том, что разум — не единственный инструмент, которым наделен человек, поэтому следование кантианскому закону морали превратит людей в бессердечных роботов.

Ницше указал на еще один недостаток: здравый смысл может оказаться ничуть не более надежным, чем Бог или счастье. В книге «Генеалогия морали» (1887) Ницше отмечает, что разум — это не нечто абсолютное и универсальное, а нечто, возникшее со временем. Так же, как лабораторные крысы могут научиться принимать рациональные решения после участия в нескольких экспериментах, так и люди научились быть рациональными благодаря многовековым философским, религиозным и политическим «экспериментам».

Отвергнуть мораль — или исповедовать то, во что не веришь?

Активный нигилист и пассивный нигилист по-разному реагируют на моральный скептицизм.

Способность подвергать что угодно сомнению позволяет активному нигилисту либо отринуть мораль вообще, либо выработать собственные нравственные принципы.

Однако может оказаться, что его нравственные принципы на самом деле заимствованы, так как иногда очень трудно понять, когда мы мыслим самостоятельно, а когда — в соответствии с нашим воспитанием. Поэтому активный нигилист скорее попросту отвергнет мораль и будет оценивать, насколько тот или иной поступок приближает его к желаемой цели.

В таком случае поступки человека будут приравнены к поступкам животного или машины. Раз животное нельзя считать аморальным из-за того, что оно ест других животных, то и человека, утверждает активный нигилист, нельзя считать аморальным из-за того, что он крадет у других людей, когда голоден. Яркий пример активного нигилизма такого типа — древнегреческий софист Фрасимах. В «Республике» Платон приписывает Фрасимаху слова, что «справедливость» — это всего лишь то, что выгодно сильнейшему.

Читайте также

Добра и зла не существует. Как жить в мире без морали

Пассивный нигилист не станет отвергать традиционную мораль из-за того, что у нее нет надежного основания. Вместо этого он заявляет, что обоснованность морали не имеет значения.

Пассивный нигилист подчиняется закону морали не ради морали, а ради подчинения. Для него жить в соответствии с представлениями других людей о добре и зле предпочтительнее, чем жить, не придерживаясь никаких моральных норм. Моральные нормы служат человеку компасом, и пассивный нигилист скорее будет руководствоваться неисправным компасом, чем рискнет отбросить компас в сторону и заблудиться.

Моральные нормы также создают ощущение принадлежности к социальной группе. Общие нормы и ценности настолько же важны для совместной жизни, как и общий язык. Отвергая мораль, активный нигилист тем самым отвергает общество. Пассивный же нигилист боится одиночества, поэтому выбирает быть частью группы. Таким образом, для пассивного нигилиста важно не то, насколько обоснована та или иная моральная норма, а то, насколько она общепринята.

Пассивный нигилист ценит мораль лишь как средство достижения цели, а не как самоцель. Он принимает ту или иную систему моральных ценностей в первую очередь ради чувства общности с другими людьми. Пассивный нигилист напоминает зрителя, который болеет за команду хозяев спортивного чемпионата просто потому, что за нее болеют все остальные. Он принимает моральные нормы потому, что они принимаются обществом, частью которого он хочет быть.

Политический нигилизм: отрицание власти

Под политическим нигилизмом, как правило, подразумевается отрицание власти. Именно так его понимали русские нигилисты XIX века, которым в итоге удалось убить царя. У этой революционной формы нигилизма, которую можно соотнести с активным нигилизмом, нет пассивного компонента.

Опасность активного нигилизма заключается в анархизме и готовности пожертвовать обществом ради личной свободы, а опасность пассивного нигилизма — в конформизме и готовности пожертвовать личной свободой ради общества.

Пассивный нигилист рассматривает знание и мораль лишь как средства для достижения цели — комфорта и безопасности. Именно стремление избежать сомнений и неопределенности в конечном счете приводит к тому, что пассивный нигилист становится более деструктивным, чем активный нигилист.

Политические и моральные системы, поощряющие свободу и независимость, для пассивного нигилиста менее привлекательны, чем системы, требующие бездумного следования традиции и беспрекословного подчинения власти.

Пассивный политический нигилизм — бегство от свободы

Люди часто говорят, что хотят быть свободными и независимыми, но свобода может быть тяжким бременем. Сёрен Кьеркегор определяет страх как «головокружение свободы», которое возникает, когда мы заглядываем в «зияющую бездну» неограниченных возможностей. Как часто посетители ресторана при взгляде на обширное меню спешат обратиться за советом к официанту!

Ницше был обеспокоен тем, что всё больше людей считают бескорыстие, самоотрицание и готовность к самопожертвованию моральными идеалами, и видел в этом свидетельство распространения нездорового пассивного нигилизма в Европе. Столетием позже Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» (1941) выразил схожую обеспокоенность распространенным среди европейцев «страхом перед свободой».

Ханна Арендт предостерегала, что нигилизм — это не только личный, но и политический кризис. Более того, нигилизм иногда поощряется представителями власти, которым кризис играет на руку.

Даже метафизический нигилизм может иметь политическую подоплеку. Если человек верит, что вселенная бессмысленна, его легко убедить в том, что беспокоиться по поводу репрессий, войн и проблем окружающей среды тоже нет смысла.

Симона де Бовуар писала в «Этике двойственности» (1948), что одна из форм, которые принимает нигилизм, — это ностальгия, желание вернуться к тому чувству свободы, которое мы испытывали в детстве, когда еще не знали, что свобода подразумевает ответственность. Это значит, что нигилизм в такой форме также выгоден корпорациям, стремящимся продать нам средства, которые помогают убежать от реальности.

Вот почему так важно уметь распознавать нигилизм не только в себе, но и в окружающем мире. Мы должны научиться определять источник нигилистических взглядов на мир и понимать, кому выгодно, чтобы мы их исповедовали. Только так мы сможем не чувствовать себя беспомощными в этом безразличном мире.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Английский язык, используемый в этой статье или разделе , может быть не всем понятен . Вы можете помочь Википедии, прочитав Wikipedia:Как писать страницы на простом английском, а затем упростив статью. (январь 2021 г.)

Картина нигилиста Ильи Репина

Нигилизм — образ мышления, отвергающий смысл, понятия, жизнь. [1] Это может быть философская позиция или состояние. Nihility означает «ничто», а « nihil » — это латинское слово, означающее «ничто». [2] Нигилизм может означать веру в то, что ценности — это бессмысленные идеи. Это также может означать веру в то, что ничто не имеет никакого значения или цели.

[3] На самом деле существует множество различных верований, которые можно назвать нигилизмом. Фридрих Ницше был немецким мыслителем, который много писал о нигилизме. То, что он написал, часто называют важнейшим объяснением нигилизма. Ницше писал, что нигилизм возникает из-за того, что традиционные ценности подвергаются сомнению до тех пор, пока они не рухнут. Это называется «разрушение ценности». [3]

Русские мыслители, такие как Михаил Бакунин и Дмитрий Писарев, вдохновляли многих нигилистов, потому что считали, что такое разрушение — это хорошо. [4] Слово «нигилизм» также стало популярным благодаря русскому роману Ивана Тургенева « Отцы и дети ». Герой рассказа — нигилист по имени Базаров. [5] Русский нигилизм вдохновлял многих революционеров, таких как Сергей Нечаев и Владимир Ленин. Русский писатель Федор Достоевский был почти также нигилистом.

Но он стал антинигилистом после десяти лет ссылки. Он писал о нигилизме во многих романах, таких как Преступление и наказание . [6] [7] Людей, убивших российского императора, царя Александра II 13 марта 1881 года, тоже часто называют нигилистами. [8]

Ницше считал, что разрушение ценностей имеет плохие последствия, но его нельзя остановить. Он также считал, что христианство привело к разрушению ценностей, и называл это разновидностью нигилизма. Он считал христианство нигилистическим, потому что оно отрицало жизнь, то есть имело негативное и нездоровое отношение к жизни. [9] Вместо этого религиозные мыслители говорят, что нигилизм происходит от отказа от религии. Иногда люди думают, что некоторые части буддизма подобны нигилизму, хотя другие его части отвергают нигилизм. В 18-м и 19-м веках слово «нигилизм» чаще всего употреблялось по отношению к людям, отвергавшим религию или ни во что не верившим. В любом случае, нигилизм часто рассматривается как слово, обозначающее отрицающие жизнь убеждения.

[10]

  • антинигилизм антинигилизм означает быть против нигилизма. Это был также жанр русской литературы 19 века. Примерами людей, которых называли антинигилистами, являются Иван Тургенев, Федор Достоевский, [7] и Фридрих Ницше. [11] Но так или иначе, многие антинигилисты в конечном итоге помогли нигилизму.
  • жизнеотрицающее — Если что-то жизнеотрицающее , значит, у него негативное и нездоровое отношение к жизни. Это противоположно тому, чтобы быть «жизнеутверждающим». Жиль Делёз говорит, что отрицание жизни и существования — это то, что Фридрих Ницше называет «нигилизмом». [9]
    Нигилизм часто рассматривается как слово, обозначающее отрицающие жизнь убеждения. [10]
  • уничтожение ценностей уничтожение ценностей означает уничтожение ценностей, которые люди считают само собой разумеющимися. Это путем подвергать сомнению традиционные ценности, пока они не развалятся. Фридрих Ницше писал, что нигилизм — это разрушение того, что существует, а не просто желание, чтобы оно исчезло. [3] Это также называется обесцениванием ценностей , что означает уничтожение ценности этих ценностей.

Слово «нигилизм» происходит от « nihil », что на латыни означает «ничего». Но точное происхождение слова «нигилизм» неизвестно. В средние века это слово использовалось для обозначения некоторых видов ереси. [5] Во времена Французской революции это слово обозначало разрушение христианства и традиционных европейских ценностей. Его использовали во многих европейских странах.

[12] Вскоре это слово стало использоваться и в английском языке. Вероятно, оно произошло от французской, немецкой или позднелатинской формы слова. [13]

«Нигилизм» сначала стал философским словом в немецком, а затем и в русском языке. Эти два значения были объединены Фридрихом Ницше. [14]

Немецкий нигилизм[изменить | изменить источник]

«Немецкий нигилизм» перенаправляется сюда.

Якоб Герман Оберейт был главным антинигилистом 1700-х и 1800-х годов

В 1733 году немецкий писатель Фридрих Леберехт Гетц использовал слово «нигилизм». Он использовал это слово как литературный термин. [15] Швейцарский мыслитель Якоб Герман Оберейт также использовал это слово в 1787 году, а Фридрих Генрих Якоби — в 1799 году. Именно здесь оно впервые стало частью философии. Вера в то, что никто не может знать истинную реальность, — это то, что Оберейт назвал «нигилизмом». Он использовал это определение, чтобы назвать Иммануила Канта нигилистом. Это произошло потому, что Кант сказал, что люди не могут быть уверены в реальных вещах, а могут быть уверены только в своем опыте реальных вещей. Якоби также использовал это определение, чтобы сказать, что Кант и его последователи были нигилистами. Например, он назвал Иоганна Готлиба Фихте нигилистом. [14] Якоби считал немецкий идеализм и гуманизм разновидностями нигилизма, пришедшими из эпохи Просвещения. По его словам, эти так называемые рациональные философии были полной противоположностью рациональности. [16]

Примерно в 1824 году немецкий журналист Йозеф фон Гёррес использовал слово «нигилизм» в политическом смысле. Он сказал, что отказ от социальных структур был нигилизмом. [17] Но слово «нигилизм» за это время почти вымерло. [18] Например, немецкого мыслителя Макса Штирнера называют одним из первых настоящих нигилистов, но он никогда не использовал это слово. [3] [19] Большинство своих произведений он написал в 1840-х годах.

Русский нигилизм[изменить | изменить источник]

«Русский нигилизм» перенаправляется сюда.

Дмитрий Писарев — крупнейший русский нигилист 1860-х годов

Русский нигилизм — ранняя разновидность нигилистической философии. Это также была субкультура, которая иногда смешивалась с революционизмом. [3] [20] Из-за этого русский нигилизм часто ошибочно называют разновидностью политического терроризма. [5] Его основным интересом было разрушение традиционных ценностей, особенно в искусстве и религии. Его главными философами были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев. [20] Он также атаковал веру в свободную волю и Бога. Немецкий нигилизм произошел от немецкого идеализма, но русский нигилизм отличался тем, что нападал на идеализм. [7]

Николай Надеждин был, вероятно, первым писателем, употребившим слово «нигилизм» в русском языке. Впервые он использовал его в 1829 году, назвав скептицизм тем же, что и нигилизм. И Василий Берви использовал тот же смысл. Российские журналисты, такие как Михаил Катков и Виссарион Белинский, также использовали это слово. Катков называл нигилизмом потому, что он отвергал всякую мораль. Он боялся, что это может вызвать революцию. [5] Белинский употребил это слово более нейтрально. [7] Но в то время это слово еще не было популярным. [18]

Михаила Бакунина часто называют отцом русского нигилизма. В 1842 году он писал: «Поэтому будем доверять вечному духу, который разрушает и уничтожает только потому, что он является непостижимым и вечным источником всей жизни. Страсть к разрушению также является творческой страстью!». Затем, в 1850-х и 60-х годах, начала формироваться теория русского нигилизма. [7] Первоначально это была философия скептицизма по отношению к морали и истине. В 1862 году русский писатель Иван Тургенев сделал популярным слово «нигилизм». Он использовал его в своем романе «, отцы и дети, », чтобы описать отношение молодого поколения. [5] [21] Нигилисты в книге говорят, что они люди, которые отвергают все, что могут. [6] [22] Хотя Тургенев был скорее антинигилистом, многие молодые люди стали называть себя «нигилистами» из-за этой книги. [7]

Для Писарева нигилизм был в основном философским, а не политическим. Он считал, что экстраординарные люди должны освободиться от правил и морали. Он думал, что любой, кто сделает это, будет выше обычных людей. [6] Но позже русский нигилизм становился все более и более политическим. Он вдохновил многих революционеров, таких как Сергей Нечаев и Владимир Ленин. [14]

Ницше[изменить | изменить источник]

Фридрих Ницше много писал о проблемах нигилизма

Вероятно, самое важное объяснение нигилизма принадлежит Фридриху Ницше. Он написал много критических замечаний против нигилизма. Но у него также были некоторые сходные взгляды с такими нигилистами, как Дмитрий Писарев и Макс Штирнер. [6] [19] Из-за этого его иногда называют нигилистом, а иногда — антинигилистом. [11] Его объяснение нигилизма объединило немецкое и русское значения слова, а также пошло дальше. [14]

Когда Ницше задает вопрос «Что означает нигилизм?», он отвечает, что «высшие ценности обесценивают себя». [23] Он говорит, что нигилизм — это когда кто-то думает, что то, что должно существовать, не является тем, чем существует . [24] Например, некоторые люди хотят, чтобы вместо реального мира существовал идеальный мир. Но нигилизм заключается не только в том, чтобы желать, чтобы все это исчезло — Ницше говорит, что нигилизм также пытается атаковать и уничтожить все, что существует. [3]

  • Абсурдизм
  • Цинизм
  • Эгоизм
  • Экзистенциализм
  • Бог мертв
  • Пессимизм
  • Постмодернизм
  1. Кросби, Дональд А. (1998). «Нигилизм». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои: 10.4324/9780415249126-N037-1. ISBN 9780415250696 . Как следует из названия (от латинского nihil, «ничто»), философский нигилизм — это философия отрицания, отказа или отрицания некоторых или всех аспектов мысли или жизни.
  2. «Ничто». Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер. Проверено 4 ноября 2020 г.
  3. 3.0 3. 1 3.2 3.3 3.4 3.5 Пратт, Алан. «Нигилизм». Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г.
  4. Эди, Джеймс М.; Сканлан, Джеймс; Зельдин, Мэри-Барбара (1994). Русская философия Том II: нигилисты, народники, критики религии и культуры . Университет Теннесси Press. п. 3, 65.
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 5.4 «Нигилизм». Британская энциклопедия . 13 марта 2020 г.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Франк, Джозеф (1995). Достоевский. Чудесные годы, 1865–1871 . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01587-2 .
  7. 7,0 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 Петров, Кристиан (2019). «« Вычеркни направо и налево! »: концептуально-исторический анализ русского нигилизма 1860-х годов и его понятия об отрицании». Stud East Eur Thought . 71 (2): 73–97. doi: 10.1007/s11212-019-09319-4. S2CID 150893870.
  8. Хингли, Рональд (1969). Нигилисты; Русские радикалы и революционеры в царствование Александра II, 1855-81 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Delacorte Press. стр. 87–126.
  9. 9.0 9.1 Делёз, Жиль (1962). Ницше и философия . Перевод Томлинсона, Хью. Лондон: The Athlone Press (опубликовано в 1983 г.). ISBN 978-0-231-13877-2 .
  10. 10,0 10,1 Вейт, Вальтер (2018). «Экзистенциальный нигилизм: единственная действительно серьезная философская проблема». Журнал исследований Камю (изд. 2018 г.): 211–232.
  11. 11,0 11,1 Хаар, Мишель (1985). Новый Ницше: современные стили интерпретации . Массачусетский технологический институт Пресс. п. 6. ISBN 978-0-262-51034-9 .
  12. тер Борг, Меертен Б. (1988). «Проблема нигилизма: социологический подход». Социологический анализ . 49 (1): 1–16. дои: 10.2307/3711099. JSTOR 3711099.
  13. «Нигилизм». Главная : Oxford English Dictionary . Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. Сентябрь 2003 г.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Мармыш, Джон (2003). Смех ни над чем: юмор как ответ на нигилизм . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 9780791458402 .
  15. Глой, Карен (2014). «Нигилизм-Пессимизм». Zwischen Glück und Tragik (на немецком языке). Вильгельм Финк. стр. 145–200. Дои: 10.30965/9783846756454_007. ISBN 9783846756454 .
  16. Джованни, Джордж ди (02.12.2013). «Фридрих Генрих Якоби». В Zalta, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская философская энциклопедия (осень 2008 г.). Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г.
  17. Харпер, Дуглас. «Нигилизм». Нигилизм | Этимология, происхождение и значение нигилизма по этимонлайну . Онлайн-словарь этимологии .
  18. 18,0 18,1 Гиллеспи, Майкл Аллен (1996). Нигилизм до Ницше . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226293486 .
  19. 19,0 19,1 Нишитани, Кейджи (1990). Маккормик, Питер Дж. (ред.). Самопреодоление нигилизма . Перевод Грэма Паркса; с Сецуко Айхара. Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 0791404382 .
  20. 20,0 20,1 Ловелл, Стивен (1998). «Нигилизм, русский». Философская энциклопедия Рутледжа . Тейлор и Фрэнсис. дои: 10.4324/9780415249126-E072-1. ISBN 9780415250696 .
  21. «Отцы и дети». Британская энциклопедия . 27 марта 2020 г.
  22. Тургенев, Иван. «Глава 5». Отцы и дети . Перевод Констанции Гарнетт. Нигилист — это человек, не преклоняющийся ни перед какой властью, не принимающий на веру ни один принцип, в каком бы почтении ни был закреплен этот принцип.0232
  23. Вилкерсон, Дэйв. «Фридрих Ницше (1844—1900)». Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года.
  24. ↑ Ницше, Фридрих. КСА 12:9 [60]

Что такое оптимистический нигилизм? | Louis Laves-Webb

Может ли оптимистический нигилизм помочь в борьбе с депрессией?

Возможно, вы уже знакомы с идеей нигилизма, верой в то, что у жизни нет внутреннего смысла. Вам также может быть интересно, как эта, казалось бы, удручающая философия может бороться с депрессией, а не усиливать ее.

Точно так же использование оптимизма для сопротивления депрессивному притяжению звучит как искажение ложного афоризма «просто будь счастливее». Если вы решили продолжить чтение, несмотря на свой скептицизм, вы обладаете пытливым умом, который вам понадобится для этой статьи.

Описывая оптимистический нигилизм, мы коснемся философских тем, так что, пожалуйста, сейчас наденьте философские шляпы.

Что такое оптимистический нигилизм?

Оптимистический нигилизм рассматривает веру в отсутствие основного смысла жизни с точки зрения надежды. Дело не в том, что мы обречены жить в бессмысленной вселенной — дело в том, что у нас есть шанс испытать себя и вселенную, которую мы разделяем. Оптимистичный нигилист смотрит на мир, лишенный смысла и цели, и видит возможность создать свой собственный.

Оптимистический нигилизм может быть невероятно вдохновляющим убеждением. Приняв его, вы сможете изменить свой опыт с негативного на позитивный.

Не просто «быть счастливее», а лучше заботиться о себе, например, заниматься спортом, медитировать, развивать дружеские отношения и хорошо высыпаться по ночам. Вы можете придумать свой собственный смысл и узнать, что делает вас счастливым.

Принимая Абсурд

Оптимистический нигилизм имеет дело с экзистенциальной концепцией «Абсурда». Человеческие существа естественным образом ищут смысл, но мы живем в мире без врожденного смысла. Мы — крошечные существа, живущие недолго по сравнению со вселенной, слишком огромной и старой, чтобы наш мозг мог ее постичь. Трение между несовместимыми концепциями, подобными этим, создает дилемму: Абсурд.

Чтобы разрешить Абсурд, оптимистический нигилизм советует нам принять его. Он включает в себя чувство капитуляции. В жизни есть много вещей, которые мы не можем контролировать, и оптимистичный нигилист благодарен за это. Это сужает то, о чем мы должны беспокоиться.

Отказ от контроля

Чем больше вы верите, что имеете контроль над чем-то, тем больше вы отождествляете себя с этим. Когда вы думаете, что у вас есть выбор, впадать в депрессию или нет, вы начинаете определяться этим.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts