Культура это в психологии: 2.2. Культура как психологическое понятие.. Этнопсихология

Содержание

2.2. Культура как психологическое понятие.. Этнопсихология

2.2. Культура как психологическое понятие.

Среди огромного множества этнодифференцирующих признаков подавляющее большинство составляют элементы, более или менее адекватно отражающие реальную культурную отличительность. Во второй половине двадцатого века именно культуру чаще всего называют основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики. Ряд этнопсихологических школ занимается изучением связи между культурой и психологическими – прежде всего личностными – характеристиками. Все эти обстоятельства требуют осмысления понятия «культура».

Трудно представить себе более распространенный и более многозначный термин. В обиходном языке мы используем его оценочное значение, например говорим о ком-то, что он культурный человек или что он ведет себя некультурно. В науке не пользуются этим оценочным значением, но по подсчетам социологов в различных областях научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и одновременно самое широкое определение предложил американский культу-рантрополог М. Херсковиц (1895-1963), утверждавший, что «культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (Цит. по:

Berry et al., 1992, p. 165). В этом смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании. «Культура» – это то, что не есть «природа».

При таком понимании культуры подчеркивается ее многоас-пектность, полная невозможность перечислить все ее элементы. Это здания, орудия, одежда, способы приготовления пищи, социальное взаимодействие, вербальная и невербальная коммуникация, воспитание детей, образование молодежи, религии, эстетические предпочтения, философия и многое другое. Все эти элементы составляют материальные и духовные продукты жизнедеятельности человека. Материальная культура состоит из созданных человеком предметов, но в этих предметах материализуются знания и умения, которые вместе с ценностями, нормами, представлениями о мире и правилами поведения являются элементами нематериальной культуры.

Разделение культуры на материальную и духовную есть только научная абстракция, так как каждый материальный предмет, прежде чем он был создан, должен был сначала стать «идеей» в мозгу человека. А любая идея, чтобы стать доступной для других людей, должна объективироваться в какой-либо материал – книгу, картину, скульптуру. Как справедливо отмечает польский социолог Я. Щепаньский, «мир произведений человека – это всегда мир, в котором мысль или творческое воображение сливаются с материалом, в котором они воплощены, это мир нераздельный» (Щепаньский, 1969, с. 40).

Впрочем, далеко не все исследователи согласны с таким пониманием культуры. Социологов и культурологов интересуют прежде всего духовные продукты, созданные людьми. Если для этнолога глиняный сосуд – такой же продукт культуры, как симфония Моцарта, то многие социологи склонны рассматривать его скорее как продукт хозяйственной деятельности и соответствующей технологии. В социологических определениях культуры часто называют следующий комплекс: идеи, передаваемые из поколения в поколение; связанные с ними системы ценностей, которые в свою очередь определяют поведение индивидов и групп, их способы мышления и восприятия.

Этнопсихологи тоже изучают элементы духовной культуры. Так, специалисты в области психологической антропологии интересуются в первую очередь способами социализации детей у разных народов. Социальные психологи, проводящие сравнительно-культурные исследования, охватывают более широкий круг явлений, их волнует, как элементы культуры отражаются в сознании людей, «существуют в их головах». Американский психолог Г. Триандис, в целом соглашаясь с определением культуры Херсковица, в качестве предмета этнопсихологии даже выделяет

субъективную культуру. Субъективной культурой он называет характерные для каждой культуры способы, с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризуют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, а также нормы, роли и ценности (которые они признают своими (см. Tnandis, 1994). Понимаемая таким образом субъективная культура охватывает все представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.

Чтобы лучше понять, что такое субъективная культура, представим себе двух приятелей, которые за совместный труд получили некоторую сумму денег. То, как они разделят деньги, во многом зависит от того, к какой культуре они принадлежат, ведь в поведении людей отражается специфика ее норм. Например, в США преобладает

норма справедливости: Джон и Генри, по всей вероятности, разделят деньги согласно вкладу каждого в общий труд. Для нашей страны больше характерна норма равенства: почему бы Ивану и Петру не разделить деньги поровну? Есть культуры, представители которых в предложенной ситуации выберут норму потребности: родители одного из друзей бедны, поэтому он получит больше денег. Может быть выбрана и норма привилегий, в соответствии с которой в выигрыше окажется сын высокопоставленных родителей. В современном обществе подобные неписанные нормы субъективной культуры часто противоречат законам государства, но сохраняются «в головах людей».

Мы все время говорим о различиях между культурами, но исследователи пытаются выделить и культурные универсалии, т.е. черты культуры, свойственные всем народам. Например, повсюду на Земле в той или иной форме существуют религиозные обряды, совместный труд, танцы, образование, спорт, приветствия и многое другое. Но дело в том, что формы проявления этих культурных универсалий могут сильно различаться: приветствуя друг друга, люди в разных культурах пожимают руки, целуются, трутся носами или ложатся ничком на землю.

Специфичность элементов культуры обусловлена многими факторами. Психологов прежде всего интересует социально-психологическая причина разнообразия культур. Французский этнолог К. Леви-Строс называет этот фактор желанием отличаться от своих соседей, развивая оригинальный стиль жизни. В психологических понятиях мы определили бы его как потребность в идентификации с группой себе подобных и одновременно в дифференциации от членов других групп. Эти психологические феномены в дальнейшем мы будем рассматривать достаточно подробно.

Особое место среди причин разнообразия культур занимают объективные условия природной среды и географического положения, которые включают ландшафт, климат, флору, фауну (зверей в лесу, рыб в реках и морях), а также другие ресурсы – земельные угодья, полезные ископаемые и т.п. В далеком прошлом окружающая природная среда позволяла людям жить и выживать. Охотясь на зверей или занимаясь рыбной ловлей, люди удовлетворяли свою потребность в пище, т.е. их усилия вознаграждались. Действия, которые вознаграждались, становились обычаем и составляли основу отличной от других групп системы ценностей, норм и правил поведения. Формирование такой системы еще больше увеличивало вероятность выживания группы, в результате ее члены испытывали удовлетворенность от принадлежности к ней, а элементы культуры принимались всеми, кто мог общаться между собой – жил в одном месте в одно и то же время и говорил на одном языке. Система закреплялась в сознании, фиксировалась в камне, керамике, на бумаге, передавалась новым поколениям и регулировала поведение каждого члена общества.

Как уже отмечалось, именно на ранних этапах развития человечества поведение индивидов жестко регулировалось с помощью обычаев и обрядов, в результате чего достигалась высокая степень их интеграции в культуру. Во многом это связано с зависимостью человека традиционного общества от суровых природных условий. Оно потому так и называется, что человек в нем может выжить, только сплотившись с соплеменниками вокруг общих традиций. В наше время культуры дают человеку больше свободы в выборе ценностей и правил поведения. Но и современные культуры «суперорганичны»: их члены приходят и уходят, а они остаются более или менее стабильными.

Необходимо отметить, что существуют разные точки зрения на связи между культурой и этносом. Многие исследователи считают, что границы культуры и этноса не идентичны. С одной стороны, одинаковые элементы культуры можно обнаружить у разных народов. С другой стороны, каждый этнос может включать очень непохожие элементы культуры – русские живут в Архангельской и Воронежской областях, но сколь различны их жилища, костюмы, песни и танцы. На это можно ответить, что культура – не набор, а система определенным образом взаимосвязанных элементов. Мы не можем найти двух разных этносов с абсолютно одинаковыми культурами. А наличие нескольких субкультур в русской культуре – кстати сказать, различия между которыми значительно сглажены в настоящее время, – не отрицает существования единой культуры русского народа.

Необходимо также иметь в виду, что в системе понятий, принятой в этнологии, под культурой часто понимается вся та общность, которая составляет данный этнос. При таком понимании культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности без разделения на сферы хозяйства, политики, социальных отношений и культуры в узком смысле слова. Иными словами, термин «культура» подразумевает общество в целом и даже этнос в целом.

После короткого знакомства с тем, как определяются понятия «этнос» и «культура» в психологии и смежных науках, будет легче понять, что представляет собой этнопсихология.

1.

1. Понятие «психологическое манипулирование»

1.1. Понятие «психологическое манипулирование» Поверхностное изучение самого понятия манипуляция дает только приблизительное определение и не отражает более глубокое трактование этого слова с точки зрения психологии. Согласно словарю иностранных слов «манипуляция»

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА Антропологи определяют культуру как сообщество людей, разделяющих общие для них фундаментальные убеждения о мире и общие формы практической деятельности, направленной на то, чтобы иметь дело с миром. Эти люди взаимодействуют друг с другом таким образом,

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Тревога и культура

Тревога и культура История важна именно потому, что она соприкасается с настоящим, особенно это относится к тем скрытым процессам прошлого, которые все еще актуальны, хотя мы и не представляем себе, что они оказывают влияние на нашу повседневную жизнь. Люди,

Культура и взаимоотношения

Культура и взаимоотношения В предыдущей главе мы говорили о том, что повод для тревоги во многом определяется культурой, и рассматривали особенности современной культуры, в которой таким поводом стало стремление к социальному соревнованию. Остается кратко обрисовать с

Мид М. — Культура и мир детства.

Мид М. — Культура и мир детства. Избранные произведения От редколлегии Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР и Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» начиная с 1983 г издают книжную серию «Этнографическая библиотека».В серии публикуются

КУЛЬТУРА ЕДЫ

КУЛЬТУРА ЕДЫ Необходимо понимать, что в деловых отношениях мелочей нет.Деловому человеку нередко приходится общаться с партнерами в ресторане либо в качестве приглашенного, либо в качестве приглашающего. Например, если вы идете в ресторан со своей спутницей, и решение

Культура памяти

Культура памяти Исследователи обнаружили, что наша культура помогает формировать то, как мы помним свое прошлое и как далеко простирается наша память. Спросите европейца о его самом раннем ярком воспоминании. Скорее всего, вы услышите нечто вроде: «Свадьба маминого

Культура

Культура Развиваясь, ребенок вступает во взаимодействие с окружающими людьми. Это вызывает особый вид поведения, который основан на выявлении и усвоении социальных понятий. Ребенок готов к восприятию культуры. Культурная среда – это, прежде всего, абстрактная среда.

Культура

Культура Культура компании – великая сила. Лидеры могут раз за разом призывать к чему-то своих подчиненных, но если это идет вразрез со сложившейся культурой, то последняя неизменно берет свое. Культура формирует людей, стоит только вам отвернуться. Ее невидимая сила

Человек и культура

В современной мировой социогуманитарной науке сложился подход к исследованию особенностей человеческой природы как целостности через продукты деятельности человека. С одной стороны, существует мир природы как физическая реальность, как данность, независимая от человека. С другой – человек создает свой мир, «вторую природу» – культуру. Однако культуры не было бы без природы, потому что человек творит на природном ландшафте, пользуется ресурсами природы.

Велико разнообразие культур, существующих на Земле. Создавая культуру как вторую среду обитания, человек во всей мощи проявляет свой многогранный творческий потенциал. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, но, осваивая специфические условия природы, они создают мир, в котором во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны.

Своеобразие природных условий сказывалось и до сих пор сказывается на всех сторонах жизни людей. Однако неверно было бы напрямую связывать особенности природы какого либо региона с особенностями характера населяющего его народа. В повседневной жизни сообщества формируются различные виды культурной практики: определенные виды деятельности, которые становятся основными в его жизненном укладе. Специфические условия существования человека, сложившиеся способы добывания пищи, возможности взаимодействия с другими народами или их отсутствие определяют особенности его повседневного существования, влияют на все стороны его жизни и на него самого.

Итак, культура – это сфера всей человеческой жизни: материальной, духовной, интеллектуальной. Это понятие включает не только внутренние (психологические, духовные) качества, но и их проявления в способах деятельности и в результатах этой деятельности. Культура – это то, что люди делают с природой, с собой, как ведут себя по отношению к окружающим, к самим себе и что они при этом думают и говорят. Культура органически соединяет в человеке его природные и социальные качества, поскольку она дело рук самого человека, который является одновременно и творцом культуры, и ее представителем, носителем – существом культурным.

Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке, символах и представленный в человеке мир, противостоящий природе. Культура – это уклад жизни народа, проживающего на определенной территории, она включает историю народа и данной территории, а также видение народом этой жизни. Культура общества охватывает такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом основные способы производства и взаимодействия с природой, различные социальные институты, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, стили мышления, стереотипы межличностного поведения и особенности самовыражения, язык, а также средства передачи жизненного опыта через поколения.

Широкое понимание культуры не различает правильное и неправильное, хорошее и плохое упорядочение и толкование жизни общества в целом и поведения составляющих его индивидов.

Мир повседневной жизни существует, переживается и объясняется как мир организованный, однако каждый человек переживает и объясняет его по своему. Но любое объяснение мира основано на предыдущем знакомстве с ним – на нашем личном и на передаваемом нам родителями, учителями, другими людьми.

Мир межличностен: человек живет среди других людей. Это мир культуры, так как с самого начала повседневность существует как совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к согласию с ним. Культура возникает и продолжает формироваться в человеческих действиях.

Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с другой – оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Поскольку обыденный здравый смысл несет в себе черты коллективно разделяемого опыта, у людей складывается понимание той действительности, в которой они живут. Такое понимание свойственно всем индивидам, которые принадлежат к данному культурному кругу. Систематичность обыденности, повседневности позволяет индивиду ориентироваться в мире и строить свое поведение соответствующим образом. Правила построения человеком своего поведения, как и переживание им окружающей его реальности, соответствуют существующим в данном сообществе или группе культурным образцам. Представления о мире и стандарты поведения, реализуемые в повседневных действиях, обусловливаются родной для их носителей культурой.

Итак, человек существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую он создает сам. Пространство языка, искусства, религии, науки, мифологии, совместной производственной и бытовой деятельности людей – все это и составляет культуру. Символическая среда существует благодаря взаимопониманию членов данного культурного сообщества. Единая культуpa сообщества во многом определяется именно тем, что обусловливает разделяемую всеми картину мира. Картина мира организуется с помощью символов, и те, кто овладевает этими символами, приходят к общим или близким взглядам на мир, которые и служат основой для совместных согласованных действий.

Слова, которые мы произносим, социальные институты, в деятельности которых мы участвуем, искусственные физические объекты, которые используем, служат одновременно и орудиями, и символами. Они существуют в мире вокруг нас, они организуют наше внимание и действие в этом мире. В процессе формирования человеческой культуры деятельность предыдущих поколений накапливается в настоящем как специфически человеческая составляющая окружающей среды.

Социальный мир влияет на индивида не только через действия реально существующих людей, которые разговаривают, общаются, показывают пример, убеждают, но и через невидимые способы действий и объекты, созданные людьми в окружающем индивида мире. Существуют не только предписанные формы социального взаимодействия: обычаи, схемы, сценарии, игры, ритуалы и т. д., но и искусственные объекты, насыщающие мир человеческим интеллектом: слова, изобретения, сооружения и т. д.

Жизненный уклад, структуры повседневности, способы поведения и самовыражения в разных сообществах людей имеют свое своеобразие и раскрываются в типичных проявлениях, свойственных тому или иному народу, в национальном характере, в менталитете народа. Менталитет – это интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. При анализе менталитета следует исходить из того, что данное понятие раскрывает именно своеобразие отражения внешнего мира, которое обусловливает своеобразие способов реагирования общности людей. Другими словами, менталитет – это характерная для конкретной культуры специфика психической жизни представляющих данную культуру людей. В известном смысле это понятие пересекается с понятием «национальный характер», который представляет собой этнически окрашенные стереотипы межличностного поведения. Возникает иллюзия, что черты национального характера генетически запрограммированы. Однако процесс вхождения индивида в его родную культуру осуществляется посредством участия в межличностных ситуациях, т. е. через усвоение передающихся из поколения в поколение особенностей поведения.

Таким образом, культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде. Культура – это продукт человеческой деятельности. В то же время культура является адаптирующей системой: каждый индивид проходит процесс культурации, т. е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность.

Культура (КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) iResearchNet

Культура Определение

Культуру можно в целом определить как взаимосвязанный набор ценностей, инструментов и практик, разделяемых группой людей, обладающих общей социальной идентичностью. Проще говоря, культура — это совокупность наших мировоззрений или нашего образа жизни. Культурные мировоззрения влияют на ряд психологических процессов, включая перцептивные, когнитивные, личностные и социальные процессы, но считается, что они наиболее сильно влияют на социально-психологические процессы.

Предыстория и история культурных исследований

На протяжении большей части 20-го века в общей психологической литературе было мало исследований и публикаций на тему культуры и поведения. Некоторые из наиболее заметных исключений можно увидеть в работах Вильгельма Вундта, Льва Выготского и Фредерика Бартлетта. Одно важное открытие о культурных эффектах было сделано Маршаллом Сегаллом в 1960-х годах, который вместе со своими коллегами обнаружил, что африканцы и жители Запада различаются по своей восприимчивости к определенным визуальным иллюзиям, теоретически из-за их различного воздействия на искусственную среду и широкие перспективы. Однако, помимо таких отдельных случаев исследований, большая часть ранних академических исследований поведенческих эффектов культуры может быть почерпнута из работ социальных антропологов.

С 1970 года социальные психологи уделяют значительное внимание влиянию культуры на поведение. Этот рост был частично обусловлен возросшим уровнем межкультурного взаимодействия и связанными с ним проблемами, возникшими в связи с быстрым расширением глобальной коммуникации, экономики и миграции в промежуточный период. Успехи социально-психологической теории и методологии исследований также способствовали повышению интереса к изучению культуры. В результате знания о культуре и поведении значительно расширились во второй половине 20-го века, в основном благодаря работе социальных психологов, таких как Гарри Триандис, Герт Хофстеде, Хейзел Маркус и Шинобу Китаяма, Шалом Шварц и Ричард Нисбетт, среди других.

Современные подходы и знания

Многие современные социальные психологи, изучающие влияние культуры, делают это, сравнивая национальные культуры, чтобы определить универсальные и культурно-специфические модели поведения. Кросс-культурные исследования проводятся в первую очередь с социокогнитивной точки зрения и фокусируются на культурных ценностях, убеждениях и установках или культурных знаниях, которые отличают поведение людей с разным национальным происхождением.

Одним из известных инструментов, используемых кросс-культурными исследователями, является классификация наций по их относительной поддержке индивидуализма или коллективизма. Индивидуализм — это набор ценностей, убеждений и взглядов, которые подчеркивают важность того, чтобы люди следовали своим личным целям и поведению. Коллективизм проявляется в ценностях, убеждениях и установках, которые подчеркивают важность того, чтобы люди следовали групповым целям и групповым нормам поведения. Исследования показали, что североамериканская, западноевропейская и австралийская культуры относительно индивидуалистичны, тогда как японская и китайская культуры сравнительно коллективистичны.

Индивидуалистические и коллективистские культуры поощряют людей к принятию определенного набора взаимосвязанных ценностей, убеждений и представлений о себе и группе. Человек, подверженный воздействию индивидуалистической культуры, с большей вероятностью будет ценить личную автономию, свободу выражения и самосовершенствование, чем человек из коллективистской культуры, который, напротив, с большей вероятностью будет ценить послушание, традиции и групповое совершенствование. Кроме того, индивидуалистические культуры побуждают людей принимать независимое представление о себе или отличать себя от других, тогда как люди в коллективистских культурах считают себя более взаимозависимыми или связанными с другими. Как следствие, индивидуум и группа воспринимаются как более заметные агенты поведения в индивидуалистических и коллективистских культурах соответственно.

Различие между индивидуалистической и коллективистской культурой помогает объяснить ряд моделей поведения. Исследования показали, что североамериканцы приписывают поведение индивидуальной воле или внутренним предрасположенностям. Китайцы, с другой стороны, приписывают поведение влиянию первичных референтных групп человека или другим факторам, внешним по отношению к человеку, например ситуационным влияниям. Также было показано, что стремление поддерживать гармоничные модели межличностного и внутригруппового общения гораздо сильнее в коллективистских, чем в индивидуалистических культурах. Индивидуализм и коллективизм проявляются даже в языковых практиках: жители Запада более склонны использовать местоимения первого лица (например, я, я), чем представители коллективистских культур.

Хотя классификация наций в соответствии с широкими понятиями, такими как индивидуализм и коллективизм, является мощным инструментом кросс-культурной психологии, наше понимание культурного знания не ограничивается этим. Было показано, что нации различаются по другим различным системам культурных ценностей, таким как уровень универсализма, безопасности или власти, которую они продвигают. Более того, группы внутри наций (например, штаты, регионы, организации) и группы, выходящие за национальные границы (молодежь, искусство, религиозные группы), демонстрируют свои собственные особые культурные знания.

Считается, что знания о культуре эволюционировали, чтобы удовлетворить ряд важных социальных и основных эмоциональных потребностей. С одной стороны, культурные ценности и обычаи придают порядок и структуру социальному миру, будь то нации, общества или группы. На другом уровне культура удовлетворяет индивидуальную эмоциональную потребность в принадлежности, а также потребность в цели и смысле существования. Недавняя работа Джеффа Гринберга и его коллег также подчеркивает, что культурное мировоззрение удовлетворяет потребность в самооценке: самооценка возникает из-за того, что люди видят, как они успешно выполняют культурно ценное поведение.

Диапазон социальных и эмоциональных потребностей, которым удовлетворяет культурное мировоззрение, помогает объяснить, почему люди склонны проявлять сильную приверженность своей культуре и своей культурной группе. Действительно, исследования показали, что рост экзистенциальной тревожности у людей приводит к тому, что они решительно поддерживают свои культурные ценности и убеждения и принижают или дистанцируются от культурно отличающихся ценностей или других ценностей.

Значение исследований в области культуры

Знания о культуре и поведении с точки зрения социальной психологии успешно применяются в различных условиях для решения ряда проблем. Эти проблемы включают те, которые возникают в связи с межкультурным общением и переговорами, опытом аккультурации иммигрантов, контрастными способами, которыми люди обозначают и лечат проблемы со здоровьем и психологические расстройства, а также управлением многонациональными организациями. В более общем плане было показано, что межкультурное взаимопонимание уменьшает предубеждения и межгрупповые конфликты и способствует гармоничным отношениям и обмену между социальными группами.

Ссылки:

  1. Фиске А. П., Китаяма С., Маркус Х. Р. и Нисбетт Р. Э. (1998). Культурная матрица социальной психологии. В Д. Т. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (4-е изд., Том 2, стр. 915–981). Бостон: Макгроу-Хилл.
  2. Халлоран, М., и Кашима, Э. (2006). Культура, социальная идентичность и личность. В Т. Постмес и Дж. Джеттен (ред.), Индивидуальность и группа: достижения в социальной идентичности (стр. 137-154). Лондон: Сейдж.
  3. Кашима, Ю. (2001). Культура и социальное познание: к социальной психологии культурной динамики. В Д. Мацумото (ред.), Справочник по культуре и психологии (стр. 325-360). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.

Культурные различия в психологии — Мир психологов

  1. Вопросы психологии

Как культурные различия могут повлиять на наше восприятие и поведение.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Маслоу А.Х. (1943). Теория мотивации человека. Psychology Review , 50 (4), 370-396.
  2. Хенрих Дж., Гейне С.Дж. и Норензаян, А. (2010). Самые странные люди в мире? Науки о поведении и мозге . 33 (2-3). 61-135.
  3. Джек, Р.Э., Калдара, Р., Шинс, П.Г. (2012). Внутренние репрезентации показывают культурное разнообразие ожиданий выражения эмоций на лице. Журнал экспериментальной психологии: общий . 141 (1). 19-25.
  4. Эйнсворт, M.D.S. и Белл, С.М. (1970). Привязанность, исследование и разделение: на примере поведения годовалых детей в странной ситуации. Развитие ребенка . 41 (1). 49-67.
  5. Ван Иджендорн, М.Х. и Крооненбург, П.М. (1988). Кросс-культурные модели привязанности: метаанализ странной ситуации. Развитие ребенка . 59 (1). 147-56.
  6. Диллон Л.М. и Бичлер М.П. (2010). Удовлетворенность браком и влияние детей в коллективистских культурах: метаанализ. Журнал эволюционной психологии . 8 (1). 7-22.
  7. Масуда, Т., Эллсворт, П.С., Мескита, Б., Леу, Дж. и Ван де Вердонк, Э. (2008). Размещение лица в контексте: культурные различия в восприятии лицевых эмоций. Журнал личности и социальной психологии . 94 (3). 365-381.
  8. Штернберг, Р.Дж. и Григоренко Е.Л. (2004). Интеллект и культура: как культура формирует то, что означает интеллект, и значение для науки о благополучии. Философские труды Лондонского королевского общества . 1427-1434 гг.
  9. Берри, Дж.В. (1969). О межкультурной сопоставимости. Международный журнал психологии . 4 (2). 119-128.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и по-настоящему сконцентрироваться на достижении хорошие оценки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts