Курт левин теория поля: Полевое поведение — Психологос

Содержание

Теория поля Курта Левина — простыми словами

Одна из наиболее примечательных теорий объясняющих поведение человечка — это теория поля Курта Левина. Активная профессиональная деятельность учёного приходится на начало двадцатого века — время, которое ознаменовалось прогрессом в области физики, а именно — появилась квантовая теория поля, что произвело впечатление на учёного.

Взяв за прообраз физику, Курт Левин ввёл новые абстрактные психологические термины для объяснения механизмов поведения личности, что сделало его Теорию психологического поля наиболее ёмкой и новаторской.

Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К. Левин обратился к физике в поисках «нового режима мышления», в попытке сделать психологию более точной наукой.

Contents

  • 1 Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля
  • 2 Волевое и полевое поведние
  • 3 Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина
  • 4 Значимость теории поля Курта Левина

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

  • Объяснение поведения включает более широкий круг явлений, нежели только раздражители и реакции. Для анализа ситуации рассматривается взаимосвязь субъекта с окружающим его пространством и обществом;
  • Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. К основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия;
  • В основе всякого поведения лежат силы, из которых главными являются потребности;
  • Уравнение поведения:
    поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения
    (Е)

    B = f(P,E)

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Википедия: Гештальт-психология

Волевое и полевое поведние

К. Левин писал, что человек живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки.

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение

— вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.


Википедия: Полевое поведение

Полево́е поведе́ние — понятие, введённое Куртом Левином для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды), характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля) и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, то есть на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов).

Противоположным данному поведению является волевое поведение, выраженное в целенаправленных ответах на внешние стимулы.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Источник: psydom.info — Теория поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person).

Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга.

Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Описание эксперимента

Как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека

Испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили минуточку подождать. «Я забыл, что мне необходимо позвонить», — говорил экспериментатор, выходил из комнаты, а сам наблюдал (через зеркало Гезелла) за тем, что будет делать испытуемый, оставшись один.

Все без исключения испытуемые (а это были не только студенты, но и сотрудники берлинского института психологии — профессора, доценты) производили какие-то манипуляции с предметами: некоторые перелистывали книгу, трогали «шкафчик», проводя пальцем по бисерной занавеске; все без исключения позванивали колокольчиком.

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина

– одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализм бихевиоризма1 уступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как «объективная» психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

Эвристическая2 сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. «Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития» (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.


  1. Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

  2. Эвристи́ческий — происходит от сущ. эвристика, далее из лат. heuristica из др.-греч. εὑρετικός «находчивый», далее из εὑρίσκω «находить, обнаруживать», далее из праиндоевр. *were- «найти». Cвязанный, соотносящийся по значению с существительным эвристика; такой, который помогает находить, обнаруживать что-либо/

    Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Источинки информации:
  • Википедия — Курт Левин, Полевое поведение

  • Psyera.ru — Теория поля немецкого психолога Курта Левина

  • C.S.Hall, G.Lindsey (Келвин С. Холл , Гарднер Линдсей)
    Теория Личности (Theories of Personality): Глава 9. Теория поля Курта Левина
    Перевод И.Б.Гриншпун

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Как «Теория поля» объясняет устройство жизни

Скептики считают психологию псевдонаукой, однако существуют открытия, которые доказывают единую формулу поведенческих реакций, основанных на законах точных наук. Курт Левин в начале ХХ в. объяснил сущность жизни в терминах физики и математики в своей «Теории поля», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.


 

В основу этой концепции легли и понятия гештальт-психологии, которая соединяет все явления мира в целостный образ. Описывая личность, германо-американский ученый Курт Левин использовал средства топологии как раздела математики, изучающей взаимное расположение фигур. Личность же он рассматривал как сложное энергетическое поле. Он построил схему, в которой человек — это круг, имеющий свои замкнутые границы. Но он не существует сам по себе, его окружает какое-то пространство, с его вещами, людьми, событиями. [myline]Так известный психолог вывел формулу: личность + окружение = поле.[/myline] А течение жизни определяется динамикой между личностью и окружением.

Чтобы объяснить, как живет человек, как он страдает, когда он счастлив, а когда в отчаянии, Курт Левин ввел два новых понятия: модель окружения и модель личности.

Курт Левин. Источник: wikimedia. org

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта. [mydoubleline]Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.[/mydoubleline]

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России — другим. Но если россиянин переедет в Африку — он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер: [myquotes]Мы никогда не узнаем, каков другой человек.[/myquotes]

Вторая сторона сенсомоторной зоны — внутренняя — это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства». Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях.

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции — путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

[myline]Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.[/myline] Тогда у человека рождаются потребности. Они могут быть биологическими — голод, жажда, половое влечение, — а могут быть желаниями самореализации, признания, любви. Вся личность человека будет стремиться к реализации некой потребности. Напряженный регион (возбужденная потребность) будет заставлять человека действовать.

Источник: pixabay.com

[mydoubleline]Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.[/mydoubleline] Потребности формируются извне. Допустим, вам незнакома потребность в любви: тогда должен появиться кто-то, кто при контакте на внешней границе сенсомоторной зоны покажет, что есть любовь, и тогда внутри этой зоны появится условный «шарик» — «потребность в любви». Низшие же физиологические потребности, с одной стороны, изначальны. С другой стороны, способ их реализации зависит от окружения. К примеру, кто-то становится вегетарианцем под воздействием настроения своей социальной среды, кто-то вообще не думает о здоровом питании.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека — поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения.

Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

  1. Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит — в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
  2. Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом. Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди. [myline]Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная. [/myline]Мы можем в один момент концентрироваться только на одной фигуре — объекте (который поможет реализовать потребность). Тогда все остальное является фоном. Например, если вы думаете о человеке с рыжими волосами, вы везде как будто «случайно» будете видеть рыжих людей.

Таким образом, мир обладает целостностью — полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек — открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.

Источник: pixabay.com

Курт Левин (1890–1947). История современной психологии

Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Научные тенденции конца XIX века заставляли смотреть на мыслительный процесс как в терминах, связанных с полем, так и в терминах, выходящих за его рамки. Эти взгляды нашли свое отражение в гештальт — психологии.

Теория поля[107] в психологии возникла как своего рода аналог теории силового поля в физике. В современной психологической науке понятие теории поля обычно связывается с идеями Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он сумел развить свои идеи и пошел дальше позиций ортодоксального гештальтизма, обратившись к проблемам личности, ее потребностям и влиянию общественных связей на ее поведение.

Страницы жизни

Курт Левин родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт — психологов, что стал считаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов нового научного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете.

Теория поля — психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Левин был уже хорошо известен в Соединенных Штатах, когда в 1932 году получил приглашение прочитать курс лекций в Стэндфордском университете. На следующий год он решил уехать из Германии из — за нацистской угрозы. «Теперь я убежден, что для меня нет другого выхода кроме эмиграции, — писал он Келеру, — даже если это разобьет мою жизнь». Впоследствии мать и сестра Левина погибли в фашистских концентрационных лагерях.

Сам он два года проработал в Корнелле, а затем отправился в университет штата Айова, где проводил исследования по проблемам детской социальной психологии. По результатам этой работы он был приглашен в Массачусетский технологический институт с предложением основать и возглавить новый исследовательский Центр групповой динамики. Хотя он умер всего через несколько лет после назначения на эту должность, его программа исследований оказалась настолько эффективной, что и в наше время сохранила свою актуальность для научной деятельности исследовательского центра, который теперь относится к университету штата Мичиган.

В течение тридцати лет своей профессиональной деятельности Левин много сил отдал изучению широкого круга вопросов, связанных с проблемами мотивации. Его исследования основывались на анализе поведения человека в контексте состояния его физического и социального окружения.

Годологическое пространство

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства[108]. Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, го — дологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Годологическое пространство отражает различные степени развития как функцию его накопленного жизненного опыта. Поскольку в детстве наблюдается недостаток опыта, этот период имеет менее дифференцированные участки в годологическом пространстве. Высокообразованные, искушенные в житейских делах взрослые люди имеют более сложное и в значительной мере дифференцированное годологическое пространство, отражающее их прошлый многообразный опыт.

Левин искал математическую модель для описания своего теоретического представления психологических процессов. Так как он интересовался проблемами индивидуума, а не групп населения, то для его задачи не подходили методы статистики. Поэтому для отображения годологического пространства, целей личности и путей их достижения он обратился к разделу геометрии, называемому топологией.

Упрощенный пример годологического пространства

На своих топологических картах Левин изображал векторы, указывающие направление движения человека к цели. Для придания завершенности своему описанию годологического пространства для каждой из целей — в зависимости от ее привлекательности для индивидуума — он ввел положительные и отрицательные значения валентностей.

Таким образом, <классная доска психологии>, которую использовал Левин, включала в себя комплексные схемы, отражающие различные психологические явления. Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. Простейший пример поведения представлен на рис. 12.2. Он иллюстрирует ситуацию, в которой ребенок хочет пойти в кино вопреки возражениям родителей. Эллипс характеризует годологическое пространство, буквой C обозначен сам ребенок. Стрелка является вектором, указывающим на то, что ребенок стремится к своей цели — пойти в кино, которая имеет для него положительную валентность. Отрицательная линия обозначает препятствие на пути осуществления цели — запрет родителей, который имеет для их сына отрицательную валентность.

Мотивация

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая — то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Зейгарник. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что

1) напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;

2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.

Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник.[109]

Социальная психология

В 30–х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки.

Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Левин проводил исследования в различных социальных ситуациях. Его эксперименты с группой мальчиков, ставшие классическими, включали в себя изучение разных стилей руководства — авторитарного, демократического и основанного на невмешательстве, а также их влияние на производительность труда и поведение (Lewin, Lippit & White.1939). Эксперименты такого рода открыли новую страницу в области социальных исследований и внесли заметный вклад в развитие социальной психологии.

Помимо этого, Левин подчеркивал важность изучения коллективных действий и сопутствующих проблем с целью проведения коррекции социального поведения. Обеспокоенный ростом межрасовой напряженности, он провел групповые исследования по широкому кругу вопросов, посвященных совместному проживанию и предоставлению равных возможностей трудоустройства лиц с разным цветом кожи, а также предотвращению появления расовых предрассудков у их детей. Его подход к изучению этих вопросов позволил разработать строгие экспериментальные методы анализа социальных проблем.

При проведении занятий по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена общества Левин всячески поощрял тренировки по развитию восприимчивости. Его группы социально — психологического тренинга стали предшественниками групп разрешения конфликтов, столь популярных в 60–70–е годы.

Комментарии

Программы научных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левина получили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания. Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеи и методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблем личности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов — психологов Курт Левин оказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременно создал школу последователей в Америке» (Ash. 1992. P. 204).

Курт Коффка (1886–1941)

Курт Коффка (1886–1941) Среди основателей гештальт — психологии Курт Коффка, возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947)

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947) Хелен Бредфорд Томпсон родилась в 1874 году в Чикаго. Ее родители поддерживали идею женского образования, и все три дочери посещали колледж. Хелен Томпсон получила степень бакалавра в университете Чикаго в 1897 году, а докторскую степень

Курт Левин (1890–1947) Отец современной социальной психологии

Курт Левин (1890–1947) Отец современной социальной психологии Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в прусском городке Могильно (на территории современной Польши) в еврейской семье среднего класса. В 1909 году он поступил во Фрайбергский университет на медицинский

Теория поля Курта Левина

Теория поля Курта Левина Левина вдохновляли идеи гештальтпсихологии; огромное влияние на него оказала и единая теория поля Альберта Эйнштейна, согласно которой на все объекты физического мира постоянно действуют силы притяжения и электромагнетизма. Со временем

Чампион Курт Тойч Биографическая справка

Чампион Курт Тойч Биографическая справка Ч. К. Тойч (10 февраля 1921–25 декабря 2005) родился в г. Лейпциге. В 1939 г. эмигрировал из нацистской Германии в США. Получил инженерно-техническое образование в университете Флориды. После открытия второго фронта поступил на службу в

66 ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА

66 ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К.

Общая теория поля НЛП: обзор 30 лет развития НЛП

Общая теория поля НЛП: обзор 30 лет развития НЛП Один из способов суммировать ключевые открытия предыдущих поколений НЛП и их вклад в наше понимание когнитивного разума – то, что мы называем общей теорией поля НЛП. Альберт Эйнштейн хотел создать «общую теорию поля» в

Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства

Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства И. ЗагашевЭта глава посвящена деятельности Курта Левина, основателя психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей.

Глава 9 Личная жизнь (1880–1890)

Глава 9 Личная жизнь (1880–1890) Читая письма Фрейда 80-90-х годов, можно составить представление о его жизни в этот период: постоянной борьбе с бедностью и высоких моральных качествах его друзей, но об этом мы поговорим позднее.Отношение Фрейда к деньгам, по-видимому, всегда

Глава 15 Личная жизнь (1890–1900)

Глава 15 Личная жизнь (1890–1900) Переписка с Флисом многое добавляет к тому, что нам известно из других источников относительно образа жизни Фрейда, его привычек и общих обстоятельств жизни в этот период. Даже тривиальные детали, упомянутые случайно, такие, например, как его

Поворот 1890 года

Поворот 1890 года Через год после того, как Вильгельм II отправил в отставку Бисмарка (1890 г.), по инициативе националистов-интеллектуалов, консервативных парламентариев и промышленников, среди которых заметную роль играли Альфред Гугенберг, Фридрих Альфред Крупп и Фридрих

Теория поля – Курт Левин – Психопедия

Введение

Курт Левин считается членом гештальт-школы психологии. Теория Левина ориентирована на гештальт-идеи, но в то же время отличается от ортодоксальной гештальт-психологии тем, что эта теория делает акцент на потребностях, воле, личностных и социальных факторах.

Основатели гештальт-мышления сосредоточились на восприятии, а не на обучении. Левин, с другой стороны, сосредоточился на психологии как социальной науке. В своих экспериментах Левин и его коллеги делали акцент на изучении поведения как функции общей социальной и физической ситуации.

Его теория основана на гомеостатических или уравновешивающих принципах.

Левин индивидуалист в своем подходе. По его словам, даже если мы знаем обо всех психологических законах, мы все равно должны понять их по отношению к индивидууму и ситуации в целом, в которой индивидуум существует, прежде чем делать какие-либо предположения о поведении индивидуума.

Формула Дано Левином

B = f (PE)

Где,

B= поведение, f= функция, P= человек, E= общая ситуация в окружающей среде

 

Понятия в теории Левина

Теорию Левина можно условно разделить на два типа конструкций:

  • Описательные конструкции
  • 6
  1. Жизненное пространство- Жизненное пространство – это все события в совокупности, влияющие на поведение и жизнь человека. По словам Левина, «человек и его среда как одно созвездие независимых факторов». По его словам, у всех людей есть свое психологическое пространство, которое называется их жизненным пространством. Жизненное пространство – это фактически взаимодействие человека и окружающей среды.

B= f (Lsp)

                   Где,

                    B= Поведение, f= Функция, Lsp= Жизненное пространство . По мере взросления ребенка жизненное пространство становится все более дифференцированным в различных областях.

  1. Локомоция- простыми словами можно определить как поведение человека. Оно не связано с каким-либо действительным движением индивидуума, а означает изменения, происходящие в психологическом пространстве или жизненном пространстве.

Передвижение может быть явным действием, например изменением отношения или созданием новых ассоциаций между двумя событиями. Предполагается, что локомоция происходит за счет мотивации.

  • Динамические конструкции

Фундаментальные концепции, формирующие мотивацию человека, следующие:

  1. Потребность – Потребность – это любое состояние мотивации, которое может быть обусловлено физиологическим влечением, стремлением к окружающей среде или стремлением к достижению цели.
  2. Напряжение- — это эмоции, которые вызываются вместе с потребностью, они действуют как мотивирующая сила для человека.
  3. Валентность- Объекты, которые удовлетворяют, имеют положительную валентность, тогда как объекты, которые не удовлетворяют, имеют негативную валентность.
  4. Vector- математически относится к направленной линии. По Левину вектор – это направление и сила притяжения к объектам. Векторы могут двигаться в одном или нескольких направлениях. Конфликты возникают, когда действуют два одинаково привлекательных вектора.
  5. Барьеры- — это препятствия, которые мешают человеку достичь желаемых целей и мешают его равновесию.
  6. Равновесие- Согласно Левину, всякий раз, когда потребность удовлетворяется, человек может вернуться в состояние равновесия между силами. Неравновесность можно объяснить как состояние напряжения, которое существует из-за возникновения потребности.

 

Типы конфликтов в теории Левина
  • Конфликт подходов- Когда человеку приходится выбирать между двумя желаемыми альтернативами. Например, смотреть фильм с семьей и гулять с друзьями. Это приводит к неустойчивому равновесию, поскольку приходится выбирать сравнительно более привлекательную альтернативу.
  • Избегание- Избегание конфликта- В этом типе конфликта приходится выбирать между двумя нежелательными альтернативами. Например, выбор между кариесом и походом к стоматологу. Это приводит к устойчивому равновесию.
  • Конфликт приближения-избегания- В этом типе конфликта человека привлекает и отталкивает одна и та же цель. Например, купить новый велосипед, но не быть готовым платить в рассрочку. Это приводит к устойчивому равновесию, поскольку положительные и отрицательные стороны уравновешиваются.
Оценка

Это одно из самых подробных экспериментальных исследований, которое включало множество интересных экспериментов, которые соответствовали его теории.

Но его теория подверглась критике по некоторым пунктам, таким как-

  • Теория ориентирована только на определенный тип мотивированного поведения, но не говорит о других типах поведения, таких как альтруизм и творчество.
  • Теория носит описательный характер, а не объяснительный
  • Не учитывает прошлый опыт человека.
  • Человеческое поведение намного сложнее и богаче.
  • Много перекрывающихся конструкций.

 

Шагун Талвар

 

Курт Левин и теория поля

Несколько лет назад,  до того, как появилась отрасль психологии, называемая социальной психологией, люди видели в нашем поведении не что иное, как реакции. Бихевиоризм был популярной теорией в то время, и ученые использовали ее, чтобы попытаться объяснить наше поведение. Когда кто-то бьет вас, ваша реакция состоит в том, чтобы защитить себя, отклонив или избежав следующего удара. Итак, согласно этому образцу мышления, стимулы и ассоциации формировали наше поведение.

Но эти отношения стимул-реакция были слишком простыми. Бихевиоризм упускал из виду наше восприятие и даже наши мысли. Это не связывало то, что поведение является результатом взаимодействия между человеком и его окружением.

Единственным, кто понял это, был Курт Левин. Этот психолог придумал теорию поля среди других теорий. Они обращают внимание на взаимодействие людей с окружающей их средой. Его исследования были настолько важны, что теперь его считают одним из отцов социальной психологии.

Жизнь Курта Левина

Курт Левин родился в Пруссии, которую мы сейчас называем Польшей. Позже его семья переехала в Германию, где он изучал медицину и биологию. В конце концов он стал больше интересоваться психологией и философией.

Во время Первой мировой войны Курт был ранен после того, как Германия отправила его в бой. Вернувшись домой, он начал работать в Берлинском институте психологии. Курт решил покинуть Германию, когда нацисты набирали силу. В итоге он поселился в США, , где он преподавал в нескольких университетах.

Он соприкасался с идеологиями, подобными социализму, марксизму и борьбе за права женщин. Эти идеи приводят его к одному выводу: психология может помочь сделать общество более равным. Вот почему он приложил все усилия, чтобы определить и понять, какие факторы действительно играют роль в нашем поведении.

Стремясь изучить человеческое поведение, Курт Левин искал вдохновения в теориях относительности и квантовой физики. Он нашел одну теорию, которая могла ему помочь: теорию поля. Чтобы сделать эту теорию частью психологии, он решил изучать поведение, не отделяя его от естественного контекста.

Вот почему он сосредоточился на изучении групп. Его исследование создало прецедент для того, что позже стало социальной психологией и организационной психологией. Его эксперименты вращались вокруг групповой психологии, динамики организационных изменений и лидерства.

Теория поля

Взяв за основу теорию поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

  • Первый состоит в том, что поведение возникает благодаря совокупности сосуществующих фактов.
  • Второй говорит, что эти сосуществующие факты имеют характеристики «динамического поля». Это означает, что состояние каждой из частей поля зависит от всех остальных.

В физике поле — это область пространства, свойства которой проявляются в виде физических величин (температура, энергия и т. д.). Левин использовал концепцию «энергетического поля» из физики в своей теории поля, чтобы объяснить факторы окружающей среды, которые играют роль в человеческом поведении.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. На самом деле это зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как их видит субъект. Факты взаимосвязаны и составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал жизненным пространством.

Жизненное пространство

 жизненное пространство, или психологическое энергетическое поле, — это среда, которая окружает человека и его восприятие непосредственной реальности. В основном это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир, со всеми вашими целями, возможностями, страхами, переживаниями и ожиданиями. Но это поле также имеет определенные ограничения, обусловленные прежде всего физическими и социальными характеристиками окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение в полной перспективе. Таким образом мы не закончим анализ, в котором все разделится само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если не будет изменений в поле, не будет никаких изменений и в поведении.

Левин считал, что психология не должна сосредотачиваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны смотреть, как они влияют друг на друга в режиме реального времени.

Если в поле нет изменений, то и поведение не изменится.

Соответствующие переменные

Как и в случае с энергетическим полем, каждая часть влияет на другую часть. Чтобы понять наше поведение, мы должны иметь в виду все переменные, которые играют в нем роль в режиме реального времени. Это верно как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Мы также не можем анализировать эти элементы по отдельности. Поэтому мы должны сосредоточиться на изучении того, как они взаимодействуют, чтобы получить полную картину того, что именно происходит. Левин предложил три ключевые переменные для объяснения этой идеи. Это:

  • Энергия: что вызывает действия, что их мотивирует. Когда есть необходимость, появится энергия или энергетическое поле, и это приведет к действию. Все эти действия имеют заряд, как положительный, так и отрицательный. Заряд этих действий также приводит к другим действиям (положительный) или отталкивает (отрицательный). Поведение, которое исходит из всего этого, реагирует на психологическую смесь разных энергий.
  • Напряжение: разница между целями человека и его текущим состоянием. Напряжение является внутренним и подталкивает вас к реализации ваших намерений.
  • Потребность : что дает начало мотивирующему напряжению. Когда у человека возникает физическая или психологическая потребность, внутри него пробуждается состояние внутреннего напряжения. Это состояние напряжения заставляет систему (человека) изменяться, пытаясь вернуться в исходное состояние и удовлетворить свою потребность.

Левин говорит, что Теория поля показывает возможное и невозможное поведение каждого человека. Осознание жизненного пространства помогает нам сделать логическое предсказание того, что сделает человек. Каждое отдельное поведение или, по крайней мере, каждое намеренное поведение имеет мотивацию. Есть напряжения, толкающие его, энергии, движущие его, заряды, направляющие его, и все это имеет цель.

Мотивации

Курт Левин сказал, что все свои действия можно объяснить одним простым фактом: мы видим конкретные пути и способы разрядки определенного напряжения. Нас привлекает действия, которые мы рассматриваем как способ разрядить это напряжение.

Курт подумал, что такого рода действия должны иметь положительный заряд. Вот почему вы чувствуете, как энергия подталкивает вас к их выполнению. И тогда другие действия должны иметь обратный эффект. Они увеличат ваше напряжение, а потому должны иметь отталкивающий эффект.

Чтобы лучше понять все это, вот пример потребности, которая есть у всех нас: потребность в признании. Когда вы начинаете чувствовать эту потребность, пробуждается мотивация получить признание в интересующей вас области. Эта мотивация будет иметь положительный заряд и побудит вас действовать с целью добиться признания.

Мотивация разбудит напряжение между вашей текущей ситуацией и вашей потребностью в признании. Тогда это заставит вас подумать о возможных действиях, чтобы получить это признание. И в зависимости от того, в какой области вы хотите получить признание, вы будете делать все, что, по вашему мнению, дает вам наилучшие шансы на это.

Это может вас заинтересовать…

Теория поля Курта Левина и его теория систем в напряженном состоянии. Повторное рассмотрение

Агазарян Ю. М. (1986). Применение концепции жизненного пространства Левина к индивидуальной и групповой системам в целом в психотерапии. В книге Э. Стиверса и С. Уилана (ред.), Наследие Левина: теория поля в современной практике. Нью-Йорк: Springer-Verlag, стр. 101–112.10.1007/978-1-4615-8030-0_13 Поиск в Google Scholar

Агазарян, Ю. М. (2004). Системно-центрированная терапия для групп. Нью-Йорк, Рутледж. Поиск в Google Scholar

Andersch, N. (2012). Ганс Карл Лейнерс Монография: «Die Experimentelle Psychose» и sein Konzept einer «условно-генетическая психопатология». In B. Holdorff & E. Kumbier (Ed.), Schriftenreihe der Deutschen Gesellschaft für Geschichte der Nervenheilkunde DGGN, Band 18, 197–212. Поиск в Google Scholar

Барангер М. и Барангер В. (2008/1961). Аналитическая ситуация как динамическое поле. Международный журнал психоанализа, 89, 795–826.10.1111/j.1745-8315.2008.00074.x18816343Поиск в Google Scholar

Бекманн, Дж. и Хекхаузен, Х. (2018). Ситуационные детерминанты поведения. В Heckhausen, J. & H. Heck-hausen (Eds), Motivation and Action, 3-е издание, стр. 113–162.10.1007/978-3-319-65094-4_4.66). Erkenntnistheoretische Grundlagenprobleme der Wahrnehmungspsychologie. В W. Metzger & H. Erke (Hrsg.), Handbuch der Psychologie in 12 Bdn. Бд. 1 / I: Wahrnehmung und Bewusstsein (стр. S. 21–78). Геттинген, Германия: Verlag für Psychologie. Поиск в Google Scholar

Böhm, A. (2021). Основные принципы терапевтических отношений и практики в гештальттеоретической психотерапии. Gestalt Theory 43(1), pp.xx–xx.10.2478/gth-2021-0001Поиск в Google Scholar

Браун, Дж. Ф. (1929). Методы Курта Левина в психологии действия и привязанности. Psychological Review, 36, 200–221.10.1037/h0076029Поиск в Google Scholar

Corr, PJ, & Matthews, G. (Ed.) (2009). Кембриджский справочник по психологии личности. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press.10.1017/CBO9780511596544Поиск в Google Scholar

Ferro, A. (2003). Das bipersonale Feld. Konstruktivismus und Feldtheorie in der Kinderanalyyse. Гиссен, Германия: Psychosozial Verlag.Search in Google Scholar

Фоски, Р., и Ломбардо, Г. П. (2006). Вклад Левина в изучение личности как альтернативы господствующей психологии личности в 20 веке. В J. Trempata et al. (ред.), Левинианской психологии. Материалы международной конференции «Курт Левин: вклад в современную психологию» Быдгощ, Польша: Издательство Университета Казимежа Вельки. 86–98. Поиск в Google Scholar

Graefe, O. (1961). Über Notwendigkeit und Möglichkeit der Psychologischen Wahrnehmungslehre. Psychologisehe Forschung, 26, 262–29.8.10.1007/BF00421252139Поиск в Google Scholar

Hall, C.S., & Lindzey, G. (1978). Теории личности (3-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. Поиск в Google Scholar

Heckhausen, H. (1991). Мотивация и действие. Берлин, Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer.10.1007/978-3-642-75961-1Поиск в Google Scholar

Карстен, А. (1928). Psychische Sättigung. Psychologische Forschung, 10, 142–154. [Английский перевод: Karsten 1976] 10.1007/BF00492011Поиск в Google Scholar

Карстен, А. (1976). Психическое пресыщение. в Де Ривере (1976). Теория поля как наука о человеке. Вклады Берлинской группы Левина. Нью-Йорк: Gardner Press, 151–207. Поиск в Google Scholar

Katz, S.M. (2017). Современная психоаналитическая теория поля: рассказы, сны и метафоры. Нью-Йорк: Routledge. Поиск в Google Scholar

Köhler, W. (1929). Ein altes Scheinproblem. Die Naturwissenschaften 17 (22), стр. 395–401. Рус.: Старая псевдопроблема. В Хенле, М. (1971) (ред.). Избранные статьи Вольфганга Кёлера. Нью-Йорк: Liveright, стр. 125–141. Поиск в Google Scholar 9.0009

Келер, В. (1968). Верте и Тацахен. Берлин, Гейдельберг, Нью-Йорк: Springer.10.1007/978-3-642-88701-7Поиск в Google Scholar

Leuner, HC (1997). Die Experimentelle Psychose. Ihre Psychopharmakologie, Phanomenologie und Dynamik in Beziehung zur Person. Берлин, Германия: VWB. Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1926a). Vorbemerkungen über die psychischen Kräfte und die Struktur der Seele. Psychologische Forschung, 7(4), 294–329.10.1007/BF02424364Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1926b). Форзац, Вилле и Бедурфнис. Psychologische Forschung, 7(4), 330–385. 10.1007/BF02424365Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1928). Die Entwicklung der Experimentellen Willenspsychologie und die Psychotherapie. Archiv für Psychiatrie, 85, 515–537. Поиск в Google Scholar

Lewin, K. (1935). Динамическая теория личности. Нью-Йорк, Лондон: McGraw-Hill. Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1936). Принципы топологической психологии. Нью-Йорк, Лондон: Mc Graw-Hill, 10.1037/10019.-000Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1942). Перспектива времени и мораль. В Г. Уотсон (ред.), Боевой дух гражданского населения. Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. 48–70. Поиск в Google Scholar

Левин, К. (1946/1963). Поведение и развитие как функция общей ситуации. В К. Левин (1963), Feldtheorie in den Sozialwissenschaften,. Берн: Хубер. 271–329. Поиск в Google Scholar

Lindorfer, B. (2012a). Zeigarniks Pionierstudie zum Behalten erledigter und unerledigter Handlungen. Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 4(1–2), 71–73. Поиск в Google Scholar

Линдорфер, Б. (2012b). Ovsiankinas Pionierstudie zur Wiederaufnahme unterbrochener Handlungen. Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 4(1–2), 74–76. Поиск в Google Scholar

Lindorfer, B. (2017). Спаннунгссистема. Lexikon zur Gestalttheoretischen Psychotherapie. Феноменальный – Zeitschrift für gestalttheoretische Psychotherapie, 9(1). 55–57. Поиск в Google Scholar

Lindorfer, B., & Stemberger, G. (2012). Незавершенное дело: Die Experimente der Lewin-Gruppe zu Struktur und Dynamik von Persönlichkeit und Psychologischer Umwelt. Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 4(1–2), 63–70. Поиск в Google Scholar

Лисснер, К. (1933). Die Entspannung von Bedürfnissen durch Ersatzhandlungen. Psychologische Forschung, 18, 218–250.10.1007/BF02409632Поиск в Google Scholar

Лучинс А.С. и Лучинс Э.Х. (1999). Изоморфизм в гештальт-теории: сравнение концепций Вертгеймера и Келера. Gestalt Theory, 21(3), 208–234. Поиск в Google Scholar

Lück, H. (1996). Теория поля и Курт Левин. Вайнхайм, Германия: Beltz PVUSПоиск в Google Scholar

Mahler, W. (1933). Ersatzhandlungen verschiedenen Realitätsgrades. Psychologische Forschung, 18, 26–89.10.1007/BF02409627Поиск в Google Scholar

Marrow, AJ (1969). Практик-теоретик — Жизнь и творчество Курта Левина. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Basic Books. Поиск в Google Scholar

Metzger, W. (1972). Феноменально-перцептивное поле как центральный рулевой механизм. В Дж. Р. Ройсе и В. В. Розебуме (ред.), Психология познания. Нью-Йорк/Париж/Лондон: Гордон и Брич. 241–265. Поиск в Google Scholar

Мецгер, В. (1975/1986). Гештальттеория и групповая динамика. В Metzger, W. (1986): Gestalt-Psychologie. Ausgewählte Werke aus den Jahren 1950 bis 1982 herausgegeben und eingeleitet von Michael Stadler und Heinrich Crabus. Франкфурт-на-Майне, Германия: Verlag Waldemar Kramer. Поиск в Google Scholar

Metzger, W. (1975/2001). Психология. Die Entwicklung ihrer Grundannahmen seit der Einführung des Experiments. 6. Ауфляж. Вена, Австрия: Krammer.10.1007/978-3-642-87992-0Поиск в Google Scholar

Наттин, Дж., и Ленс, В. (1985). Перспектива будущего и мотивация: теория и метод исследования. Левен, Бельгия: издательство Лёвенского университета; Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. Поиск в Google Scholar

Овсянкина М. (1928). Die Wiederaufnahme unterbrochener Handlungen. Psychologische Forschung, 11, 302–379. [Английский перевод: Рикерс-Овсянкина, 1976].10.1007/BF00410261Search in Google Scholar

Рикерс-Овсянкина, М. (1976). Возобновление прерванной деятельности. Ин Де Ривера, Дж. (1976). Теория поля как наука о человеке. Вклады Берлинской группы Левина. Нью-Йорк: Gardner Press, 49–110. Поиск в Google Scholar

Sliosberg, S. (1934). Zur Dynamik des Ersatzes in Spiel- und Ernstsituationen. Psychologische Forschung, 19, 122–181. Поиск в Google Scholar

Soff, M. (2018). Теория гештальта и теория поля. В M. Hochgerner et al. (Hrsg.), Гештальттерапия. Цвейт Ауфлаж. Вена, Австрия: Facultas. 13–43. Поиск в Google Scholar

Spagnuolo-Lobb, M. (2010). Терапевтические отношения в гештальт-терапии. Джейкобс, Л. и Хикнер, Р. (ред., 2010). Реляционные подходы в гештальт-терапии. Санта-Крус, Калифорния: Gestalt Press, 111–129..Поиск в Google Scholar

Staemmler, F.-M. (2005). Вавилонская путаница? Об употреблении и значениях термина «поле». British Gestalt Journal, 15(2), 64–83. Поиск в Google Scholar

Stemberger, G. (2011). Основные положения гештальттеоретической психотерапии. Phänomenal — Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie 3 (2), стр. 12–18. Поиск в Google Scholar

Stemberger, G. (2016). Феноменология treiben. Lexikon zur Gestalttheoretischen Psychotherapie. Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 8(1), 30–35. Поиск в Google Scholar

Штембергер, Г. (2017a). Machtfelder in der Psychotherapie, Teil 2. Phänomenal — Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 8(1), 17–26. Поиск в Google Scholar

Stemberger, G. (2017b). Arbeiten mit Machtfeldern. Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 9(1), 26–29. Поиск в Google Scholar

Stemberger, G. (2018). Therapeutische Beziehung und Therapeutische Praxis in der Gestalttheoretischen Psychotherapie (Часть 1). Phänomenal – Zeitschrift für Gestalttheoretische Psychotherapie, 10(2), 20–28. Поиск в Google Scholar

Штембергер, Г. (2019). Несколько замечаний о концепции поля в гештальтпсихологии. Глава в: Тромбини, Г., Корацца, А. и Г. Стембергер, Г. (2019). Сравнение явных снов и ассоциаций: критерий мониторинга психотерапевтического поля. Часть 1. Гештальт-теория, 41 (1), 61–78. Поиск в Google Scholar

Стернек, К. (2021). Критический реализм: эпистемическая позиция гештальт-теоретической психотерапии. Гештальт-теория, 43(1).10.2478/gth-2021-0004Поиск в Google Scholar

Столарски, М., Фьюлен, Н., и ван Бик, В. (редакторы) (2015). теория временной перспективы; Обзор, исследование и применение. Очерки в честь Филипа Г. Зимбардо. Чам Гейдельберг, Нью-Йорк, Дордрехт, Лондон: Springer. Поиск в Google Scholar

Tholey, P. (1980). Erkenntnistheoretische und systemtheoretische Grundlagen der Sensumotorik aus gestalttheoretischer Sicht. В Толи, П. (2018). Gestalttheorie von Sport, Klartraum und Bewusstsein. Ausgewählte Arbeiten, herausgegeben und eingeleitet von Gerhard Stemberger. Вена: Krammer, 35–48. Поиск в Google Scholar

Толей, П. (1986). Феноменология Дешалба! Гештальт-теория 8 (2), 144–163. Поиск в Google Scholar

Tholey, P. (1996). Zur Einführung. В Уолтере Х.-Дж. (1996). Angewandte Gestalttheorie в психотерапии и психогигиене. Opladen: Westdeutscher Verlag, 11–15. Поиск в Google Scholar

Tholey, P. (1998). Feldtheorien in Biologie, Biophysik, Psychologie und Sozialwissenschaften. Ein bisher unveröffentlichter Kommentar (1995) aus dem Nachlass von Paul Tholey. ÖAGP-Informationen, 7(5), iii–ix. Поиск в Google Scholar

Вайнер, И. Б., Миллон, Т. , и Лернер, М. Дж. (ред.) (2003). Справочник по психологии, Vol. 5, личность и социальная психология. Хободен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.10.1002/0471264385Поиск в Google Scholar

Wicklund, R.A., & Gollwitzer, PM (1981). Символическое самодополнение, попытка влияния и самоуничижение. Базовая и прикладная социальная психология, 2(2), 89–114.10.1207/s15324834basp0202_2Поиск в Google Scholar

Wicklund, R. A., & Gollwitzer, P. M. (1982). Символическое самозавершение. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум. Поиск в Google Scholar

Wollants, G. (2008). Гештальт-терапия: Терапия ситуации. Тюрнхаут, Бельгия: Faculteit voor Mens en Samenleving. Переиздание, 2012 г., Лондон: Sage Publications. Поиск в Google Scholar

Забранский Д., Вагнер-Лукеш Э., Штембергер Г. и Бем А. (2018). Основы гештальттеоретической психотерапии. В M. Hochgerner et al. (Hrsg.), Гештальттерапия. Цвейт Ауфлаж. Вена, Австрия: Facultas. 132–169.Поиск в Google Scholar

Zeigarnik, B. (1927).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts