ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Л. И. БОЖОВИЧ
ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Л. И. БОЖОВИЧ
ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА БОЖОВИЧ
Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — доктор психологических
наук, профессор, специалист по возрастной психологии и психологии
личности, долгие годы возглавлявшая лабораторию в Психологическом
институте Российской академии образования.
Биография
Училась в Московском университете, первое экспериментальное исследование по психологии подражания провела под руководством Выготского. В 1920-30-е гг. входила в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович, Морозова, Левина, Славина).
Теория личности Л. И. Божович
Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.
Если в концепции А.Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л.И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».
Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.
Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.
Теория Л.И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.
Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:
1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года, когда ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;
3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;
5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.
Л.И. Божович сформулировала стратегическую задачу исследовательского поиска — понять возрастные психологические закономерности формирования личности ребенка. Только такой — генетический — подход, утверждала она, позволит нам изучить личность как определенную, возникающую в процессе жизни и деятельности ребенка структуру, а следовательно, раскрыть ее психологическую сущность.
Существенным для исследовательской позиции Л.И. Божович было положение о том, что каждый возрастной этап детского развития характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития. В этой связи она критикует появившиеся в то время публикации в сборниках «Психология младшего школьника» (1960) и «Психология личности и деятельности дошкольника» (1964). В них излагались возрастные особенности отдельных психических процессов и функций, но полностью отсутствовала попытка характеризовать их специфическую структуру и связь с особенностями личности детей соответствующего возраста.
Отвечая на вопрос о том, какие тенденции и мотивы определяют развитие личности, Л.И. Божович возвращается к ключевому для ее концепции понятию внутренней позиции. «Именно внутренняя позиция, — пишет она, — т. е. система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия внешней среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств».
Если это так, то необходимо раскрыть закономерности становления системы потребностей и стремлений. Сама логика исследования привела к необходимости сделать главный акцент на изучении мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Экспериментальные исследования сотрудников лаборатории Л.И. Божович подтвердили тезис об исключительной роли потребностей в воспитании ребенка, в его интеллектуальном и нравственном развитии.«Полноценное формирование человеческой личности, — писала Л.И. Божович, — решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения…» И далее: «Это положение следует особенно подчеркнуть, потому что в настоящее время в педагогике вообще не поставлена проблема воспитания потребностей: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания. Нет такого раздела в учебниках педагогики, нет его и в программе воспитательной работы школы. Вследствие этого нет и хоть сколько-нибудь разработанной методики воспитания потребностей и мотивов».
Известна ее полемика по поводу понимания психологической сущности мотива с А.Н. Леонтьевым, который понимал под мотивом объект или предмет, который побуждает к деятельности. Нужно сказать, что и сегодня это идущее, по-видимому, от К. Левина понимание мотива имеет место. (Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1998) дается характеристика мотива как предмета. )
Л.И. Божович делала главный акцент не на объектах, побуждающих к действию. Ее интересовали прежде всего внутренние побудители, т. е. субъективная сторона мотивации. Она относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.
Разумеется, психологическая природа этих побудителей различна. Но это лишь подчеркивает необходимость понять сущность таких различий, выявить основные тенденции взаимодействия разных побудителей. Оригинальность исследований мотивации, проведенных под руководством Л.И. Божович, заключалась в том, что предметом изучения стала диалектика мотивационной сферы ребенка — возникновение и развитие мотивов, их изменение и расширение по возрастам, в то время как в предшествующих работах изучалось лишь влияние готового мотива на деятельность детей или на протекание их психических процессов. Упомянем в этой связи статью, написанную Л.И. Божович в соавторстве с Л. С. Славиной и Н.Г. Морозовой «Развитие мотивов учения у советских школьников». Авторы попытались ответить на как будто элементарный, но до сегодняшнего дня недостаточно изученный вопрос: «Что побуждает школьника учиться?» В данной работе впервые были выявлены и проанализированы две большие категории мотивов учения: широкие социальные и познавательные мотивы и их специфическое влияние на учебную деятельность ребенка.
Пожалуй, наиболее фундаментальной в концепции Л.И. Божович является проблема направленности личности. Рассматривая личность не как совокупность свойств и качеств, а как целостную и развивающуюся структуру, Л.И. Божович не могла удовлетвориться экспериментальным изучением отдельных образований (самооценка, аффект неадекватности) и качеств личности (организованность, дисциплинированность). Характеризуя направленность как иерархическую систему внутренних побудителей поведения, она считала именно этот феномен основой структуры личности. Выдвижение на первый план проблемы направленности позволило реализовать исходный принцип — рассматривать каждое отдельное свойство в аспекте личности в целом.
Проблема направленности личности и ее устойчивости получила дальнейшую конкретизацию в исследованиях сотрудников Л.И. Божович. Под устойчивостью личности понимался такой уровень сформированности личности, на котором человек приобретает способность сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к внешним воздействиям — чуждым ему личностным установкам, взглядам и убеждениям. Была показана роль содержательной стороны мотивации в формировании устойчивости личности, ее обусловленность спецификой доминирующего мотива: оказалось, что стремление любыми средствами добиться сиюминутного благополучия («ситуационный эгоизм») — психологическая почва для возникновения неустойчивости личности, свойственной как многим «трудным» подросткам, так и малолетним правонарушителям.
Труды Л.И. Божович содержат множество конструктивных идей и подходов, значимых для современной психологии. Среди них — положение о внутренней позиции и ее роли в личностном развитии ребенка, психологические разработки феноменов направленности и устойчивости личности, обстоятельный анализ этапов формирования личности в онтогенезе. Вся направленность ее мировоззрения и концепции личности очень созвучна современной психологии личности. Л.И. Божович отстаивала «психологический суверенитет» личности, ее эмансипированность от социального давления, выступала против превращения человека в «винтик» социальной машины, за его право быть не только преобразователем окружающей среды, но и творцом самого себя.
Открыть презентацию с возможностью дальнейшего скачивания
Открыть доклад с возможностью дальнейшего скачивания
Популярные сообщения из этого блога
ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
ПРАГМАЛИНГВИСТИКАНОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ. ПРАГМАЛИНГВИСТИКА. 1. Определение Прагмалингвистика (лингвистическая прагматика) — филологическая (лингвистическая) наука, область лингвистических исследований. Является самостоятельным разделом коммуникативной лингвистики. 1. Центральный объект — речевой акт, в связи с чем детально анализируются положения теории речевых актов. 2. Объект — отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве. 2. Виды прагмалингвистики Поскольку объект и предмет прагмалингвистики анализируется с двух сторон, то представляется целесообразным выделить два вида прагмалингвистики. С одной стороны, прагмалингвистика, еще не получившая своего современного названия, называлась «прагматикой» и определялась как «область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи». Это определение мы находим в
Далее. ..
30.Педагогические взгляды джона локка Дж. Локк (1632-1704) является первым ученым педагогом нового времени. В своем философском труде «Опыт о человеческом разуме» он доказывал, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк считал, что знания и идеи происходят прежде всего из чувственного опыта. Представления входят в сознание человека через ощущения, органы чувств. Это, по мнению Локка, важнейшее средство познания мира. Но, по его мнению, кроме внешнего опыта существует внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Исходя из этих положений, он указывает на особое значение разума, который оценивает и определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Отсюда вытекает важность воспитания разума. Свои педагогические взгляды Джон Локк изложил в книге «Мысли о воспитании», задачей которого он считал воспитание джентльмена, умеющего вести свои де
Далее. ..
Божович Л.И., Славина Л.С. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА К РАННЕМУ ВОЗРАСТУ
Л.И.Божович, Л.С.Славина
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА К РАННЕМУ ВОЗРАСТУ1
Специфическим новообразованием переходного периода от младенческого к раннему возрасту является возникновение у ребенка образов и представлений, способных мотивировать его поведение и деятельность. До этого периода, в младенчестве поведение ребенка, как и вся его внутренняя психическая жизнь, определяется лишь непосредственными воздействиями. Младенец еще не реагирует на то, что не находится в поле его восприятия, что не действует на него в данный момент непосредственно. Если у него на глазах забирают игрушку, он плачет, но если отвлечь его внимание, он, как правило, не замечает ее исчезновения и продолжает играть с другими игрушками. Точно так же, остро реагируя на уход матери, он остается спокойным, если этот уход совершается не на его глазах. Поэтому, правильно организуя внешнюю ситуацию, можно относительно легко управлять поведением младенца.
Однако наступает момент — примерно в возрасте 1 года 2—3 месяцев, когда ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.
Психологические наблюдения, в том числе дневниковые записи матерей-психологов, свидетельствуют о том, что в этот период у детей появляются воспоминания.
Казалось бы, что уж такого значительного в том, что у ребенка появились воспоминания? Но дело в том, что эти воспоминания выполняют побудительную и регулирующую поведение функцию. А это обстоятельство имеет для психического развития ребенка принципиальное значение. Впервые возникает поведение, осуществляющееся в ответ не на внешний стимул, а на внутреннее побуждение, порожденное представлением желаемого. Конечно, это еще не то поведение, которое позволяет старшим детям сознательно принимать решения, но это важный шаг на пути развития произвольности.
Поведение ребенка раннего возраста определяется уже не только тем, что в данный момент воздействует на него извне. Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.
Прежде всего ребенок в известной мере освобождается от той внешней ситуативности, которая полностью определяла его поведение на первом году жизни. Конечно, полное освобождение от ситуативности возможно лишь на высоком уровне развития личности, когда человек становится способным овладеть обстоятельствами своей жизни и действовать согласно сознательно поставленным целям и принятым намерениям. Такого уровня достигают лишь зрелые люди, да и то далеко не все. В процессе же развития ребенок лишь постепенно освобождается от ситуативности поведения, и процесс этого освобождения характеризует собой становление его личности.
Ребенок раннего возраста делает в этом отношении только первый шаг, но это важный шаг. Теперь уже взрослый не может обращаться с малышом как с существом, не имеющим своих собственных желаний и стремлений. С этого момента ребенок становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
В связи с этим существенным сдвигом в психическом развитии детей должен измениться и подход к их воспитанию. Н.М.Щелованов, видный специалист по изучению и воспитанию детей ясельного возраста, считал целесообразным переводить детей, начиная с 1 года 2 месяцев, в следующую возрастную группу. Он понимал, что прежний подход к ребенку должен быть заменен новым, в противном случае будут постоянно возникать конфликты с воспитателями, капризы и непослушание.
Кстати сказать, кризис одного года, как и последующий кризис трех лет, гораздо легче, почти без трудностей, проходит у детей, воспитывающихся в яслях и дошкольных учреждениях, чем у детей, находящихся в семье. Это происходит потому, что в детских учреждениях воспитание детей организуется с большим учетом их возрастных особенностей, им предоставляется большая свобода действий <…>
Итак, центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации.
В период раннего детства (от одного года до трех лет) ребенок проходит огромный путь психического развития: он овладевает ходьбой, речью, у него развивается практический интеллект, он научается различным навыкам самообслуживания, усваивает многие привычки.
В результате дети раннего возраста занимают уже совсем иное место в жизни, чем младенцы.
Беспомощность младенца и отсутствие у него собственных, внеситуативных побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к нему. Положенный режим сна, питания, прогулок взрослые выполняют неукоснительно и авторитарно. В определенное время ребенка одевают, кормят, укладывают спать. И если он сопротивляется, то, не выясняя причины этого сопротивления, стараются его чем-нибудь отвлечь, и этот прием, как правило, действует безотказно.
Дети раннего возраста уже совсем иные. Это не беспомощные младенцы, не безответные существа — они способны сами, без помощи взрослых удовлетворять многие свои потребности.
Самое главное для формирования личности детей этого возраста заключается в том, что их познавательная деятельность постепенно начинает обращаться не только на внешний мир, но и на самих себя.
Познание себя начинается очень рано. Уже в первые месяцы жизни дети обращают внимание сначала на свои руки, потом на ноги. Они сосредоточенно рассматривают их, хотя изучаемый кулачок часто ускользает от внимания ребенка, так как он не осознает, что этот «предмет» составляет часть его самого. Малыш и дальше продолжает познавать свое тело, свои движения, узнает свое имя. И все же еще долгое время он не имеет возможности осознать себя как субъекта.
Однако наступает момент, когда ребенок как бы открывает самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьем лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовалась, как говорят психологи, «система Я», которая знаменует переход от самопознавания к самосознанию. С рождением этого новообразования ребенок поднимается еще на одну ступеньку в формировании своей личности.
Следует подчеркнуть, что в образовании «системы Я», по-видимому, принимают участие не только интеллектуальные, но и эмоциональные компоненты, так как чисто интеллектуальные обобщения такого уровня ребенку этого возраста еще недоступны.
Возникновение «системы Я» порождает новую, очень мощную потребность — потребность действовать самому. Она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка «Я сам!». В переходный период эта потребность настолько сильна, что доминирует над многими другими потребностями, подчиняет их себе, отчего поведение ребенка производит впечатление произвольного в собственном смысле этого слова. Например, Н. А.Менчинская записывала в своем «Дневнике о развитии ребенка», что ее маленький сын, который не хотел принимать лекарство и горько плакал, когда ему насильно вливали микстуру в рот, после слов отца: «Саша, ты — мужчина, ты сам выпьешь лекарство»,— широко раскрыл рот и беспрекословно выпил. В дальнейшем он пил лекарство сам, без капризов, хотя и не сразу. Н.А.Менчинская пишет, что сначала после обращения к нему он отходит, отрицательно машет головой, делает вид, что занят чем-то другим, а потом решительно подходит и выпивает лекарство.
Необходимо не только считаться с потребностью ребенка этого возраста в самостоятельности, но и стараться ее максимально удовлетворять. Ведь с этой потребностью связаны у малыша и ощущение своей значительности, и гордость за себя, и свои возможности, и даже чувство собственного достоинства — в том, конечно, выражении, которое свойственно этому возрасту. В тех случаях, когда взрослые подавляют эту потребность, у ребенка возникает глубокое чувство неудовлетворенности, выражающееся в капризах, упрямстве, в отказах выполнять любые требования взрослых, которые еще недавно он выполнял охотно. В этом и заключается кризис трех лет, возникающий в результате неправильного подхода к ребенку при переходе к дошкольному возрасту.
Именно поэтому, как мы уже говорили, в условиях детских учреждений, где учитывается активная потребность ребенка действовать самому, переходные периоды протекают часто без кризиса. А наиболее острые кризисы можно наблюдать в тех семьях, где излишняя забота и опека лишают детей всякой самостоятельности.
Следует обратить внимание еще на один момент, очень важный в воспитательном отношении. Как ни мал трехлетний ребенок, у него уже могут возникать острые конфликты между «хочу» и «нельзя», между стремлением осуществить желаемое и нормой поведения. Такого рода конфликт может вызвать у ребенка достаточно сильные неприятные переживания. Они способны окрасить в отрицательный тон любое требование взрослых и вызвать у ребенка протест против любой нормы поведения, которую он должен усвоить.
Вместе с тем нельзя идти по пути удовлетворения любых детских желаний. Необходимо, чтобы ребенок знал, что можно делать, а чего нельзя, чтобы он усваивал социальные нормы и следовал им.
1 Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Педагогика. — 1979. – 212 с.
Kobori M / Kumkhum L vs Bozovic A / Gibson T
MatchesPredictionsTrendsLeagues
Matches
Predictions
Trends
Leagues
My matches
Click against the match, to start получать уведомления и следить за матчем
ГлавнаяТеннисITF Women DoubleAustralia ITF 11A, Women Doubles
Kobori M
/
Kumkhum L
—
Bozovic A
/
Gibson T
16 сентября, 2022
11:10
Обзор
H3H
палки
.
LBozovic A / Gibson T
1 Win
0 выигрывает
Голова на голову
Австралия ITF 11A, Women Double
9/16/2022
KOBORI M / Kumkhum L
A / Kumkhum L
. Гибсон Т
Результаты матча: Kobori M / Kumkhum L
Австралия ITF 11A, Women Doubles
17.09.2022
Kobori M / Kumkhum L
. Женщины Doubles
16.09.2022
Kobori M/Kumkhum L
Bozovic A/Gibson T
W
Австралия ITF 11A, Женщины Doubles
9/15/2022
Kobori M/Kumkhum L
6. Бжостек К / Фрай С
W
ITF Южная Корея 07A, Women Doubles
24.08.2022
Kim D H/Kovapitukted P
Kobori M/Kumkhum L
L
Thailand Itf 10a, Women Double
6 6/
. 2022
Kobori M / Kumkhum L
Arakawa H / Arakawa N
L
Match Results: Bozovic A / Gibson T
Australia ITF 11A, Women Doubles
9/16/2022
Kobori M / Кумхум Л
Божович А / Гибсон Т
L
Австралия ITF 11A, Women Doubles
15.09.2022
Bozovic A/Gibson T
Bains R/Walker L
W
Австралия ITF 11A, Women Doubles
9/13/2022222222.
Bozovic A / Gibson T
AIAVA D / LAU J
W
Статистические данные
ITF USA 49A, Women Singles
Katie Volynets
Sophie Chang
27 октябрь
.10
View
27 октября
3
9000 3
9000 3
9000 3
9000 3
9000 3
9000 3
9000 3
. статистика
Bolivia ITF F2, Men Singles
Ignacio novo
Felipe de Dios
27 октября
00:10
Посмотреть статистические данные
itf USA 49a, Women Doubles
J / Newborn R
GoldsMit Макарова Т
27 октября
00:10
Посмотреть статистику
США ITF F38, Men Doubles
Garcian A / Hanzlik C
Kang K / Nava E
27 октября
6 00:20
.
ATP Challenger Lima 2, Peru Men Double
Beretta D / Galdos S
Bueno G / Buse I
27 окт
00:25
Посмотреть статистику Muamba N
Kovacevic S / Weishan M
27 окт
00:30
Просмотр статистики
Мы используем файлы cookie. Используя этот веб-сайт, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Высокотемпературная межфазная сверхпроводимость между металлическим и изолирующим оксидами меди
. 2008 9 октября; 455 (7214): 782-5.
дои: 10.1038/nature07293.
А Гозар 1 , Г. Логвенов, Л. Фитинг Куркутис, А. Т. Боллинджер, Л. А. Джаннуцци, Д. А. Мюллер, И. Божович
Принадлежности
принадлежность
- 1 Брукхейвенская национальная лаборатория, Аптон, Нью-Йорк 11973-5000, США.
- PMID: 18843365
- DOI: 10.1038/природа07293
А. Гозар и соавт. Природа. .
. 2008 9 октября; 455 (7214): 782-5.
дои: 10.1038/nature07293.
Авторы
А Гозар 1 , Г. Логвенов, Л. Фитинг Куркутис, А. Т. Боллинджер, Л. А. Джаннуцци, Д. А. Мюллер, И. Божович
принадлежность
- 1 Брукхейвенская национальная лаборатория, Аптон, Нью-Йорк 11973-5000, США.
- PMID: 18843365
- DOI: 10.1038/природа07293
Абстрактный
Реализация сверхпроводимости с высокой температурой перехода (high-T(c)) в границах раздела нанометрового размера была давней целью из-за потенциальных приложений и возможности изучать квантовые явления в уменьшенных размерах. Однако это было сложной задачей: в обычных металлах высокая плотность электронов ограничивает интерфейсные эффекты (такие как истощение или накопление носителей) областью, намного более узкой, чем длина когерентности, которая является масштабом, необходимым для возникновения сверхпроводимости. Напротив, в оксидах меди плотность носителей мала, тогда как T(c) высока, а длина когерентности очень мала, что дает возможность, но за определенную цену: граница раздела должна быть атомарно идеальной. Здесь мы сообщаем о сверхпроводимости в бислоях, состоящих из изолятора (La (2) CuO (4)) и металла (La (1,55) Sr (0,45) CuO (4)), ни один из которых не является сверхпроводящим в отдельности. В этих двухслойных слоях T(c) составляет либо приблизительно 15 К, либо приблизительно 30 К, в зависимости от последовательности слоев. Это очень надежное явление ограничено 2-3 нм от границы раздела. Если такой бислой подвергается воздействию озона, Т(с) превышает 50 К, и показано, что эта повышенная сверхпроводимость также возникает из-за пограничного слоя толщиной около 1-2 элементарных ячеек. Повышение T(c) в двухслойных системах наблюдалось ранее, но существенная роль интерфейса в то время не признавалась.
Похожие статьи
Микроскопический процесс отжига и его влияние на сверхпроводимость электронно-легированных оксидов меди Т-структуры.
Канг Х.Дж., Дай П., Кэмпбелл Б.Дж., Чупас П.Дж., Розенкранц С., Ли П.Л., Хуан К., Ли С., Комия С., Андо Ю. Канг Х.Дж. и др. Нат Матер. 2007 март; 6 (3): 224-9. DOI: 10.1038/nmat1847. Epub 2007, 18 февраля. Нат Матер. 2007. PMID: 17310138
Высокотемпературная сверхпроводимость в одной плоскости медь-кислород.
Логвенов Г., Гозар А., Божович И. Логвенов Г. и соавт. Наука. 2009 30 октября; 326 (5953): 699-702. doi: 10.1126/science.1178863. Наука. 2009. PMID: 19
6
Сверхпроводимость в двумерных слоях CoO2.
Такада К., Сакураи Х., Такаяма-Муромати Э., Изуми Ф., Диланиан Р.А., Сасаки Т. Такада К. и др. Природа. 2003 6 марта; 422 (69)27):53-5. doi: 10.1038/nature01450. Природа. 2003. PMID: 12621429
Высокоподвижный электронный газ на гетерогранице LaAlO3/SrTiO3.
Отомо А, Хван ХИ. Отомо А. и др. Природа. 2004 г., 29 января; 427 (6973): 423-6. doi: 10.1038/nature02308. Природа. 2004. PMID: 14749825
Сверхпроводимость в бесконечнослойных никелатах.
Номура Ю., Арита Р. Номура Ю. и др. Респ прог физ. 2022 28 марта; 85 (5). дои: 10.1088/1361-6633/ac5a60. Респ прог физ. 2022. PMID: 35240593 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Высокотемпературные купраты: история двух электронных подсистем.
Баришич Н., Сунко Д.К. Баришич Н. и соавт. J Supercond Nov Magn. 2022;35(7):1781-1799. doi: 10.1007/s10948-022-06183-y. Epub 2022 18 марта. J Supercond Nov Magn. 2022. PMID: 35756097 Бесплатная статья ЧВК.
Высокоэффективная многослойная отражающая оптика на основе металла на субнанозернистой основе для высоких энергий.
Маджи А., Наяк М., Прадхан П.С., Джена С., Гоме А., Сингх М.Н., Шривастава Х., Редди В.Р., Шривастава А.К., Синха А. К., Удупа Д.В., Питч У. Маджи А. и др. RSC Adv. 2021 авг 19;11(45):28097-28105. doi: 10.1039/d1ra04412e. Электронная коллекция 2021 16 августа. RSC Adv. 2021. PMID: 35480750 Бесплатная статья ЧВК.
Оксидные 2D материалы.
Дубнак О., Мюллер Ф.А. Дубнак О. и др. Материалы (Базель). 2021 10 сентября;14(18):5213. дои: 10.3390/ma14185213. Материалы (Базель). 2021. PMID: 34576436 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Новый подход к синтезу «упрямых» металлов и оксидов металлов.
Нанн В., Манджешвар А.К., Юэ Дж., Раджапитамахуни А., Труттманн Т.К., Джалан Б. Нанн В. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 10 августа 2021 г .; 118 (32): e2105713118. doi: 10.1073/pnas.2105713118. Proc Natl Acad Sci U S A.