Л и божович теория развития личности: 8.4. Теория развития личности л.И. Божович

Содержание

Теория психического развития по Божович Л. И

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Теория психического развития по Божович Лидии Ильиничны

Выполнили:
Ряпосова Елизавета,
Ажгихина Алена

3. Проблема развития личности

«Психическое развитие ребенка
представляет собой сложный процесс,
понимание которого всегда требует
анализа не только тех объективных
условий, которые воздействуют на
ребенка, но и уже сложившихся
особенностей его психики. ..»
Л.И.Божович

4. Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия:

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого
возрастного периода система отношений человека к социальной
действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в
совместной деятельности с другими людьми.
Новообразование – это психические и социальные изменения,
возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание
ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь, ход
развития в данный период

5. В Социальной Ситуации Развития Л. И. Божович выделяет:

Внутренние процессы
развития
Физиологическое развитие
человека(развитие процессов
мышления и т.п.)
Внешние условия.
Семья, окружение, природа.

6. В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

Центральное новообразование
Потребности

7. Периодизация психического развития

1.
2.
Кризис новорожденности.
Младенчество.
Основные характеристики:
Беспомощность
Опосредованная взрослыми
деятельность.
Основное новообразование возраста –
аффективно заряженные представления
«мотивирующие представления».
3.Кризис 1-го года жизни.
4.Раннее детство.
Основные характеристики:
• Самостоятельность ребенка,
• Другие требования со стороны
взрослых.
Основное новообразование возраста –
потребность в самоутверждении.
5.Кризис 3-го года жизни.
6. Дошкольное детство.
Основное новообразование –
появление внутренней позиции.
7.Кризис 7-ми лет.
8.Младшее школьное детство.
Основные характеристики возраста:
• Осознание собственного социального «Я»,
• Появление новой системы требований со стороны
взрослых.
Основное новообразование – позиция школьника.
9.Кризис подросткового возраста.
1. 12 – 14 лет.
Основные характеристики возраста:
•Эмансипация от взрослых,
•Переход в средние классы.
Основное новообразование – появление
целеполагания.
2. 15 – 17 лет.
Основная характеристика возраста –
определение места в жизни.
Основное новообразование – качественно новая
жизненная перспектива.

11.  Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривала:

Л.И.Божович в качестве
механизма развития личности
ребёнка рассматривала:
последовательное преобразование
потребностей из натуральных
форм в высшие, человеческие.
В результате опосредования
потребностей сознанием происходит
построение целостной мотивационной
системы.
Cистемообразующий признак структуры
личности
внутренняя позиция
личности» или ее
направленность.
«
мотивационна
я сфера
человека
НАИВЫСШУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Ведущая сфера в структуре
личности
Л. И. Божович –
это аффективно-потребностномотивационная сфера.

15. Спасибо!

English     Русский Правила

Концепция личности в трудах Л.И. Божович

 в раздел Оглавление

Концепция личности в трудах Л.

И. Божович

Л.И. Божович оставила чрезвычайно богатое наследство не только в виде фундаментальных научных публикаций, во многом опередивших свое время, она вырастила плеяду ярких и самобытных психологов-исследователей, среди которых следует упомянуть Л.С. Славину, М.С. Неймарк, ТА. Флоренскую, С.Г. Якобсон и других.

В 1968г. вышла в свет фундаментальная монография Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте». Книга подверглась критике со стороны властей. Недовольство вызвали два обстоятельства: 1) в книге мало ссылок на К. Маркса и В.И. Ленина; 2) анализируя концепцию 3. Фрейда, Л.И. Божович наряду с недостатками указала на позитивные стороны его концепции. В частности, она подчеркнула, что стремление раскрыть динамику побудительных сил человеческого поведения, их взаимозависимостей и конфликтов, выявить роль бессознательных процессов и их влияние на поведение человека является несомненной заслугой 3. Фрейда (Л.И. Божович, 1968, с.69).

Разумеется, оппонентов не устраивало не только недостаточное количество марксистских цитат и даже не только признание некоторых заслуг 3. Фрейда. Главное заключалось в том, что концепция Л.И. Божович не вписывалась в официальную идеологию и противоречила господствовавшим в те годы установкам и воспитательной стратегии. Для последней была характерна абсолютизация социального и недооценка природного, индивидуального, что на практике воплощалось в «подравнивании» учащихся под некий стандарт «среднего ученика» и в пресловутом проценте успеваемости.

Такая воспитательная стратегия не могла не сказаться на психологических теориях личности. Официальное признание получила концепция, рассматривавшая личность главным образом как результат присвоения общественных форм сознания, в большей мере как момент деятельности, чем как ее субъект.

Пикантность ситуации заключалась в том, что Л.И. Божович в своей монографии все же цитировала классиков марксизма, но делала это не так, как было принято: вместо того чтобы цитатами из К. Маркса и Ф. Энгельса подтверждать официальную точку зрения, она использовала классиков марксизма в полемике с иерархами отечественной психологии.

«В нашей психологии, — писала Л.И. Божович — есть тенденция понимать психику лишь как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания и тех форм психической деятельности, которые кристаллизовывались в процессе исторического развития в продуктах человеческого труда, человеческой культуры. С этой точки зрения развитие психики понимается как особая форма обучения. «Почему-то, — продолжает она, — в нашей психологии получила признание и разработку лишь одна сторона взаимодействия субъекта с миром, сторона «присвоения», но осталась за бортом другая его сторона, сторона кристаллизации психической деятельности в тех самых ее продуктах, которые затем становятся источником формирования индивидуальной психологии» (там же, с.141). Автор выделяет тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей действительности.

Нельзя сказать, что теория присвоения и примата внешнего социального над внутренним индивидуальным не подвергалась критике со стороны других психологов. Так, С.Л. Рубинштейн в работе «Проблема способностей и вопросы психологической теории», критикуя теорию интериоризации, писал, что она является наиболее утонченным вариантом, утверждающим внешнюю детерминацию развития человека: «Все как будто идет от объекта, извне, и лишь интериоризация внешнего заполняет внутреннюю пустоту» (С.Л. Рубинштейн, 1973, с.222-223). Однако наиболее последовательно критика доминировавшей в то время концепции личности была осуществлена Л.И. Божович: она не просто указала на недостатки этой концепции, но и противопоставила ей собственную концепцию личности.

Признавая роль усвоения общественных форм сознания в психическом развитии, Л.И. Божович вместе с тем исходила из того, что усвоением и приспособлением к социуму отнюдь не ограничивается процесс становления личности. Она выделила мысль о том, что по мере становления личности происходит постепенное освобождение человека от непосредственного влияния среды, что позволяет ему не только приспосабливаться к ней, но сознательно преобразовывать и ее, и самого себя (Л. И. Божович, 1968, с.422).

Эта «эмансипирующая» функция личности, функция «психологического суверенитета» человека, реализующая его способность противостоять социальному давлению, воздействиям, противоречащим его взглядам и убеждениям, является важнейшей в данной концепции личности. В наиболее концентрированном виде такое понимание личности прозвучало в докладе Л.И. Божович на XVIII Международном психологическом конгрессе, который назывался «Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования».

Рассматривая проблему развития личности, Л.И. Божович исходила из чрезвычайно значимого тезиса о том, что «психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики… об этом приходится специально говорить, — писала она, — потому что до сих пор встречаются попытки вывести и возрастные, и индивидуальные особенности ребенка непосредственно из анализа внешних обстоятельств его жизни». Известно положение С.Л. Рубинштейна о том, что внешнее влияет через внутреннее, что внешние социальные влияния преломляются через личность. Но Л.И. Божович вышла за пределы этого тезиса. «Даже С.Л. Рубинштейн, который так много места уделил вопросу об активности сознания человека, — отмечала она, — в конкретно-историческом плане не признает решающую роль в человеческом поведении раз возникших психологических образований… Хотя без этого, как нам кажется, нельзя ни понять, ни изучать психологию личности…» (там же, с.142). И далее: «И сейчас еще можно встретить среди психологов и педагогов забвение того несомненного положения, что психическое развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается» (там же, с.144).

В работах тех лет психологи уделяли много внимания рассмотрению личности в общефилософском, социологическом, методологическом аспектах (личность как совокупность общественных отношений, высшая ступень развития психики). Усилия Л.И. Божович были направлены на то, чтобы раскрыть личность в конкретно-психологическом плане. Согласно ее представлениям, личность — особое психическое образование, которое выполняет следующие функции: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от непосредственного влияния окружающей среды и позволяет ему не только приспосабливаться к ней, но и сознательно преобразовывать и ее, и самого себя. В ходе исследования возникла необходимость дать более конкретный анализ того соотношения «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного, которое и обусловливает психическое развитие ребенка как процесс преобразования собственной личности: «именно соотношение внешних требований с возможностями и потребностями самого ребенка составляет центральное звено, определяющее его дальнейшее развитие» (там же, с.174). В этой связи она вводит понятие «внутренняя позиция», которое отражает «новый уровень самосознания, образующийся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям» (Л.И. Божович, А.В. Благонадежина, 1972, с.75).

Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет: «Нам кажется, что А.Н. Леонтьев грешит против самого себя, когда в своих дальнейших рассуждениях и исследованиях отбрасывает понятие «позиция» и возвращается к гораздо более общим и психологически неопределенным понятиям «сама жизнь», «реальные процессы жизни», «деятельность ребенка» (Л.И. Божович, 1968, с.179).

Личность, подчеркивает Л.И. Божович, — это целостная психологическая структура. Дискутируя с расхожим в то время представлением о личности как о совокупности определенных свойств и качеств и о ее гармоничности как наборе различных свойств, она писала: «Будут обречены на неудачу те исследования, которые рассматривают личность как совокупность отдельных свойств и качеств. Нужно как раз обратное: рассмотрение каждого отдельного качества в аспекте личности в целом» (там же, с.44). Здесь мы видим конкретизацию и дальнейшее развитие обоснованного в свое время Б.М. Тепловым тезиса о том, что личность — это целое, которое больше, чем сумма составляющих ее частей.

Л.И. Божович сформулировала стратегическую задачу исследовательского поиска — понять возрастные психологические закономерности формирования личности ребенка. Только такой — генетический — подход, утверждала она, позволит нам изучить личность как определенную, возникающую в процессе жизни и деятельности ребенка структуру, а следовательно, раскрыть ее психологическую сущность (там же, с.142).

Существенным для исследовательской позиции Л.И. Божович было положение о том, что каждый возрастной этап детского развития характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития. В этой связи она критикует появившиеся в то время публикации в сборниках «Психология младшего школьника» (1960) и «Психология личности и деятельности дошкольника» (1964). В них излагались возрастные особенности отдельных психических процессов и функций, но полностью отсутствовала попытка характеризовать их специфическую структуру и связь с особенностями личности детей соответствующего возраста. (Заметим в скобках, что этот недостаток присущ и многим современным пособиям по возрастной психологии: развитие познавательных процессов, интеллектуальное развитие и развитие личности на данном возрастном этапе фактически рассматриваются как изолированные или во всяком случае мало связанные между собой проблемы.)

Отвечая на вопрос о том, какие тенденции и мотивы определяют развитие личности, Л.И. Божович возвращается к ключевому для ее концепции понятию внутренней позиции. «Именно внутренняя позиция, — пишет она, — т.е. система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия внешней среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств» (Л. И. Божович, 1968, с.176).

Если это так, то необходимо раскрыть закономерности становления системы потребностей и стремлений. Сама логика исследования привела к необходимости сделать главный акцент на изучении мотивационно-потребностной сферы ребенка. Экспериментальные исследования сотрудников лаборатории Л.И. Божович подтвердили тезис об исключительной роли потребностей в воспитании ребенка, в его интеллектуальном и нравственном развитии.

«Полноценное формирование человеческой личности, — писала Л.И. Божович, — решающим образом зависит от того, какие именно потребности приобретут форму самодвижения…» И далее: «Это положение следует особенно подчеркнуть, потому что в настоящее время в педагогике вообще не поставлена проблема воспитания потребностей: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания. Нет такого раздела в учебниках педагогики, нет его и в программе воспитательной работы школы. Вследствие этого нет и хоть сколько-нибудь разработанной методики воспитания потребностей и мотивов» (Л. И. Божович, Л.В. Благонадежина, 1972, с.34).

Думается, что и сегодня сказанное весьма актуально. Анализируя широко известный факт, что по мере перехода в старшие классы у школьников падает интерес к учению, Л.И. Божович писала: «Начальное обучение не способствует развитию познавательной потребности. Оно дает мало возможностей для активной интеллектуальной деятельности, в основном загружая память детей, что формирует стремление к механическому запоминанию и серьезно тормозит развитие интереса к теоретическому содержанию учебного предмета» (Л.И. Божович, 1968, с.256). В этой связи она высоко оценила экспериментальные программы обучения, созданные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым и направленные на развитие у учащихся исследовательского отношения к учебному материалу. Таким образом, в концепции Л.И. Божович отчетливо выступает взаимосвязь познавательного и личностного развития.

Известна ее полемика по поводу понимания психологической сущности мотива с А.Н. Леонтьевым, который понимал под мотивом объект или предмет, который побуждает к деятельности. Нужно сказать, что и сегодня это идущее, по-видимому, от К. Левина понимание мотива имеет место. (Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1998) дается характеристика мотива как предмета.)

Л.И. Божович делала главный акцент не на объектах, побуждающих к действию. Ее интересовали прежде всего внутренние побудители, т.е. субъективная сторона мотивации. Она относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка.

Разумеется, психологическая природа этих побудителей различна. Но это лишь подчеркивает необходимость понять сущность таких различий, выявить основные тенденции взаимодействия разных побудителей. Оригинальность исследований мотивации, проведенных под руководством Л.И. Божович, заключалась в том, что предметом изучения стала диалектика мотивационной сферы ребенка — возникновение и развитие мотивов, их изменение и расширение по возрастам, в то время как в предшествующих работах изучалось лишь влияние готового мотива на деятельность детей или на протекание их психических процессов. Упомянем в этой связи статью, написанную Л.И. Божович в соавторстве с Л.С. Славиной и Н.Г. Морозовой «Развитие мотивов учения у советских школьников». Авторы попытались ответить на как будто элементарный, но до сегодняшнего дня недостаточно изученный вопрос: «Что побуждает школьника учиться?» В данной работе впервые были выявлены и проанализированы две большие категории мотивов учения: широкие социальные и познавательные мотивы и их специфическое влияние на учебную деятельность ребенка.

Одним из значимых результатов исследования мотивационной сферы детей стало открытие и описание феномена смыслового барьера, который возникает между ребенком и воспитателем и обычно является следствием недоучета или неправильного учета воспитателем мотивов поступка ребенка. Были описаны виды смыслового барьера и некоторые пути организации работы по его устранению. Открытие феномена смыслового барьера — характерное проявление направленности исследований Л.И. Божович на изучение внутреннего, субъективного мира личности в противоположность «механической педагогике» (термин С. Л. Рубинштейна), которая исходила из «постулата непосредственности», т.е. из представления о том, что воспитательные воздействия якобы непосредственно проецируются в ребенка.

Специфически человеческим побудителем поведения и развития личности, отмечала Л.И. Божович, является самооценка. Изучение самооценки, осуществленное Е.И. Савонько (1972) на основе модифицированной экспериментальной методики Хоппе-Серебряковой, имело большое значение для последующих работ в данном направлении. Отметим в этой связи обобщающую экспериментально-теоретическую работу А.В. Захаровой «Генезис самооценки» (1998), в которой на большом экспериментальном материале было показано, что самооценка является центральным, ядерным образованием личности, через призму которого так или иначе преломляются все линии личностного развития. В исследовании выявлены и описаны структура самооценки, формы и уровни ее функционирования, а также особенности взаимодействия с другими психическими феноменами. А.В. Захарова обстоятельно проанализировала рефлексивность самооценки как важнейшую ее характеристику, выделила и описала особенности прогностической, ретроспективной, актуальной самооценок. В работе приведены данные многочисленных экспериментов по формированию самооценки у учащихся, показаны реальные изменения в самооценке, происходящие по мере их возрастного развития.

Значимым аспектом личностной концепции Л.И. Божович было изучение аффективных переживаний детей и подростков. Начало этой работы было положено экспериментальным исследованием М.С. Неймарк (1963), а затем продолжено и углублено Л.С. Славиной. Книга Л.С. Славиной «Дети с аффективным поведением» (1966) выполнена своеобразным методом, который представляет собой постепенное проникновение в сущность психологического явления путем тщательного и всестороннего «взвешивания» фактов и «умного» наблюдения за жизнью и деятельностью ребенка. Данная работа является результатом длительного углубленного изучения так называемых «трудных детей», у которых возникли отрицательные аффективные переживания, выражающиеся в таких формах поведения, как повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость. В результате проведенной работы была подтверждена правильность выдвинутой автором гипотезы о механизме аффективных переживаний, суть которого заключается в расхождении между уровнем притязаний ребенка и его потребностью сохранить привычную самооценку. Причем подтверждение получено не на основе статистической обработки количественных данных, что обычно бывает связано с целым рядом сомнений, а на уровне практики — путем реального улучшения поведения ребенка и снятия у него аффективных переживаний. Показано, что успех может быть достигнут лишь в том случае, если педагог умеет найти дифференцированный подход к ребенку и устранить подлинную причину отрицательных аффективных переживаний. Работы Л.С. Славиной содержали в себе идеи, которые затем были подхвачены и развиты в исследованиях поэтапного формирования умственных действий, обучения методом учебной карты. Ее блестящие исследования аффективных и интеллектуально пассивных детей до сих пор не оценены в должной мере.

Пожалуй, наиболее фундаментальной в концепции Л.И. Божович является проблема направленности личности. Рассматривая личность не как совокупность свойств и качеств, а как целостную и развивающуюся структуру, Л.И. Божович не могла удовлетвориться экспериментальным изучением отдельных образований (самооценка, аффект неадекватности) и качеств личности (организованность, дисциплинированность). Характеризуя направленность как иерархическую систему внутренних побудителей поведения, она считала именно этот феномен основой структуры личности. Выдвижение на первый план проблемы направленности позволило реализовать исходный принцип — рассматривать каждое отдельное свойство в аспекте личности в целом (Л.И. Божович, 1968).

Проблема направленности личности и ее устойчивости получила дальнейшую конкретизацию в исследованиях сотрудников Л.И. Божович. Под устойчивостью личности понимался такой уровень сформированности личности, на котором человек приобретает способность сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к внешним воздействиям — чуждым ему личностным установкам, взглядам и убеждениям. Была показана роль содержательной стороны мотивации в формировании устойчивости личности, ее обусловленность спецификой доминирующего мотива: оказалось, что стремление любыми средствами добиться сиюминутного благополучия («ситуационный эгоизм») — психологическая почва для возникновения неустойчивости личности, свойственной как многим «трудным» подросткам, так и малолетним правонарушителям.

Г.Г. Бочкаревой и М.А. Алемаскиным (1968) было проведено изучение группы школьников, для которых по мере взросления становилась все более характерна эгоистическая мотивация. В ходе исследования выявилось как будто парадоксальное обстоятельство: эти школьники были активистами-общественниками, т.е. активными участниками той деятельности, которая должна быть направлена на реализацию коллективных целей. Причина этого парадокса — в отсутствии подлинной демократии в деятельности школьных общественных организаций, в убеждении, имеющем прочность предрассудка, будто само непосредственное участие в общественной деятельности (а вернее сказать, в «мероприятиях») приведет к формированию нужных качеств личности. Таким образом было показано, что так называемая «номенклатурная психология» зарождается еще в школе. В данном исследовании было обосновано положение о психологической устойчивости личности, в основе которой лежит механизм ориентации поведения на «отдаленные цели», выходящие не только за пределы данной наличной ситуации, но и за пределы узколичных интересов. В результате исследования были выделены уровни сформированности устойчивости личности и проанализированы иерархии потребностей, присущих каждому из этих уровней.

В лаборатории Л.И. Божович и при ее непосредственном участии впервые в отечественной психологии были разработаны и реализованы экспериментальные методики изучения направленности личности. Ведущая личностная характеристика стала предметом количественного анализа с использованием статистических приемов обработки экспериментального материала. Одна из методик была предложена М.С. Неймарк. При ее разработке был использован известный в психологии факт: изменение мотива деятельности непроизвольно влияет на такие показатели деятельности, как скорость реакции, точность восприятия. Оказалось возможным, задавая определенный мотив, измерять его интенсивность и относительную значимость по объективным показателям деятельности, которую выполнял испытуемый. Используя данный метод в сочетании с монографическим изучением отдельных школьников, М. С. Неймарк дала обстоятельный анализ психологических особенностей подростков с разной направленностью личности. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что направленность личности является центральным образованием в характеристике мотивационной сферы, она структурирует и организует мотивы и потребности личности. С помощью этой методики было также проведено исследование влияния направленности личности на проявления аффекта неадекватности у подростков (М.С. Неймарк, 1961, 1963).

Труды Л.И. Божович содержат множество конструктивных идей и подхо­дов, значимых для современной психологии. Среди них — положение о внут­ренней позиции и ее роли в личностном развитии ребенка, психологические разработки феноменов направленности и устойчивости личности, обстоятель­ный анализ этапов формирования личности в онтогенезе. Вся направленность ее мировоззрения и концепции личности очень созвучна современной психо­логии личности. Л.И. Божович отстаивала «психологический суверенитет» личности, ее эмансипированность от социального давления, выступала против превращения человека в «винтик» социальной машины, за его право быть не только преобразователем окружающей среды, но и творцом самого себя.

Что такое психодинамическая теория? — Теории социальной работы

Социальные работники уравновешивают многих клиентов, страдающих от широкого спектра проблем, включая травмы, заболевания, проблемы с психическим здоровьем, безработицу, отсутствие образования, дискриминацию, судимость и многое другое. Получение степени по социальной работе готовит студента к тому, чтобы стать практиком и помогать своим клиентам с помощью систем консультирования и социальной поддержки.

Социальные работники основывают свою практику на нескольких теориях и моделях практики, включая психодинамическую теорию. То, что когда-то было теорией, полученной от Зигмунда Фрейда, теперь представляет собой сеть теорий, разработанных и расширенных многими теоретиками с начала 19 века.00с. Психодинамическая теория, также известная как психоаналитическая психотерапия, помогает клиентам понять свои эмоции и бессознательные модели поведения. Обсуждая эти эмоции и поведение с социальным работником, клиенты лучше узнают себя и принимают лучшие решения для себя.

Первоначально психодинамическая теория была теорией личности, созданной Фрейдом. За прошедшие годы он значительно эволюционировал, и многие теоретики внесли в него свой вклад. Фрейд считал, что человеческое поведение можно объяснить интрапсихическими процессами и межличностными паттернами, находящимися вне сознательного понимания человека и основанными на его детском опыте. Общее определение психодинамической теории состоит в том, что силы, находящиеся за пределами сознания человека, объясняют, почему он ведет себя определенным образом.

Сегодня психодинамическая теория не является единой теорией. Вместо этого существует множество связанных теорий, касающихся человеческого развития и личности. Эти разные теории имеют различные лечебные процессы, некоторые из которых используются социальными работниками и другими клиницистами, например, разговорная терапия, анализ сновидений, свободные ассоциации и перенос.

Чем психодинамическая теория отличается от других видов терапии

Многие современные виды терапии делают акцент на смягчении или избавлении от симптомов проблемы. Например, если человек борется с тревогой, когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку справиться с симптомами тревоги. Однако психодинамическая теория исследует глубоко укоренившиеся в человеке побуждения, потребности и желания. Это считается более глобальным подходом к терапии, чем современная проблемно-ориентированная терапия. Вы также можете рассматривать это как разницу между сосредоточением внимания на эмоциях человека и его поведением.

Руководство по психодинамической диагностике

Современная психология и психиатрия используют Диагностическое и статистическое руководство (DSM). Руководство по психодинамической диагностике (PDM) было опубликовано в 2006 году в качестве альтернативного или дополнительного руководства для клиницистов по диагностике и лечению клиентов. Его спонсировали:

  • Американская психоаналитическая ассоциация
  • Международная психоаналитическая ассоциация
  • Отдел психоанализа Американской психологической ассоциации
  • Американская академия психоанализа и динамической психиатрии
  • Национальный членский комитет по психоанализу в клинической социальной работе

Второе издание было опубликовано в 2016 году и также спонсировалось Международной ассоциацией реляционного психоанализа и психотерапии.

Краткая история психодинамической теории

Многие специалисты на протяжении многих лет вносили свой вклад в психодинамическую теорию и ее связь с социальной работой . Теория претерпела значительные изменения и до сих пор является частью современной социальной работы. Национальная ассоциация стандартов социальных работников для клинической социальной работы в практике социальной работы (PDF, XX) перечисляет ее как одну из нескольких теорий, которые социальные работники могут использовать в качестве основы для своей практики.

 Эволюцию психодинамической теории можно понять с помощью четырех школ мысли:

1. Теория влечений

Фрейд считал, что поведение человека является результатом нескольких влечений, включая секс (эрос), самосохранение и разрушение. агрессия (смерть) влечет. Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, содержащая основу этих влечений. Это инстинктивная часть личности.

По мере развития ребенка внешние силы из мира затрудняют удовлетворение этих влечений. В конце концов, суперэго и эго создают внутренние препятствия и ограничения. Суперэго несет ответственность за мораль общества, которой его научили родители, действуя как моральная совесть. Эго является посредником между Ид и внешним миром — оно отвечает за принятие решений.

Когда желания человека, основанные на влечениях, могут стать сознательными, это запускает конфликт между влечениями и супер-эго или эго. Когда человеку не удается подавить свои желания, это создает тревогу и активирует защитные механизмы.

2. Эго-психология

Теории о том, как функционирует эго человека, развивались со времен Фрейда. Он считал, что эго развилось только из ид. Но позже теоретики полагали, что эго не только регулирует побуждения человека. Некоторые теоретики полагали, что эго развивалось автономно, без интрапсихического конфликта. Они считали, что у людей есть еще одно стремление исследовать и контролировать мир вокруг себя. Согласно психологии эго, окружающая среда и реальность человека также важны для его развития.

3. Теория объектных отношений

Первоначально психодинамическая теория рассматривала поведение как функцию влечений. Позже теоретики объяснили поведение людей поиском объекта. Люди были сформированы их отношениями со значимыми людьми вокруг них, такими как их родители, братья и сестры. Согласно этой теории, борьба человека связана с тем, что он сосредоточен на поддержании отношений с другими, а также на дифференциации себя. Став взрослыми, люди повторяют объектные отношения, сформированные в детстве.

4. Самопсихология

В соответствии с этой теорией восприятие человеком себя связано с его границами или отличиями (или их отсутствием) от других. Теоретики считают, что нарциссизм имеет здоровое место в развитии и взрослой жизни, хотя нарциссизм не следует путать с нарциссическим расстройством личности. Человек с низкой самооценкой или неразвитым чувством собственного достоинства может испытывать проблемы с психическим здоровьем. Человек со здоровым чувством собственного достоинства может саморегулироваться и успокаивать, и он устойчив. Некоторые теоретики считают, что отсутствие чувства собственного достоинства возникло из-за отсутствия родительского сочувствия в детстве.

В психодинамической теории есть несколько ключевых допущений:

  • Любое поведение имеет первопричину.
  • Причины поведения человека берут начало в его бессознательном.
  • Различные аспекты бессознательной борьбы человека друг с другом.
  • Поведение и чувства взрослых, включая проблемы с психическим здоровьем, уходят корнями в детские переживания.
  • Как врожденные, внутренние процессы, так и внешняя среда способствуют формированию взрослой личности.

Цели психодинамической теории

Психодинамическая терапия подталкивает клиентов к:

  • Признанию своих эмоций.  Со временем клиенты могут начать распознавать закономерности в своих эмоциях и реагировать на них, что может привести к более правильному выбору.
  • Определение шаблонов.  Клиенты могут начать видеть закономерности не только в своих эмоциях, но и в поведении и отношениях. Или, если клиенты знают о негативных паттернах в своей жизни, терапия может помочь им понять, почему они делают определенный выбор, и дать им возможность измениться.
  • Улучшение межличностных отношений.  Современная психодинамическая теория помогает клиентам понять свои отношения, а также модели, которые они демонстрируют в отношениях.
  • Распознавание и устранение уклонения.  У каждого есть автоматические способы избегать плохих мыслей и чувств. Терапия может помочь клиентам понять, когда они действуют таким образом, чтобы избежать стресса, и как двигаться вперед, обращаясь со своими эмоциями с помощью здоровых механизмов преодоления.

Сильные и слабые стороны психодинамической теории

У психодинамической теории есть несколько сильных сторон. Он признает, что детство человека влияет на его психическое здоровье во взрослом возрасте. Эта идея легко принимается в современной психологии и социальной работе.

Он признает, что взрослый является продуктом как природы, так и воспитания. У людей есть внутренние побуждения, которые влияют на их поведение. На них также влияют детские переживания.

Психодинамическая теория Фрейда также привела к психоанализу, который использовал разговор как способ выявления и лечения психических заболеваний. Сегодня беседа является фундаментальным аспектом терапии. Когда вы думаете о враче, который спрашивает клиента: «Как вы при этом себя чувствуете?» это психодинамическая теория и психоанализ.

Есть общепризнанные недостатки психодинамической теории. Он не учитывает способность человека думать и контролировать свое поведение. Многие теоретики считают, что свободы воли недостаточно.

Считается ненаучным, потому что это трудно доказать. Теории в значительной степени необоснованны. Но современные медицинские достижения предоставили подтверждающие доказательства преимуществ психодинамической терапии.

Социальные работники могут извлечь пользу из применения фундаментальных положений психодинамической теории к своим клиентам. Каждое поведение клиента имеет причину. Это не случайно и не происходит на пустом месте. Их поведение также, вероятно, частично или в основном является реакцией на бессознательные процессы. Клиент может не понимать, почему он ведет себя определенным образом.

Теория объектных отношений и психология самости переместили психодинамическую теорию от проблемы одного человека, сосредоточенной на бессознательных проблемах человека, к психологии двух людей, сосредоточенной на отношениях. Это хорошо сочетается с социальной работой. Социальные работники часто сосредотачиваются на межличностных отношениях клиента, в том числе на отношениях между клиентом и работником, чтобы узнать о поведении клиента и способствовать его изменению.

Социальные работники часто работают с клиентами с множественными трудностями. Психодинамическая теория в социальной работе обеспечивает концептуальную основу для понимания, казалось бы, не связанных между собой симптомов или моделей поведения. Система теорий предлагает социальным работникам способ решения всех проблем клиента.

Социальные работники надеются способствовать изменению и улучшению жизни клиента. Используя психодинамическую терапию, они могут помочь клиентам добраться до корня своих мыслей, эмоций и поведения. Это дает шанс для самопознания. У клиента есть возможность узнать больше о себе, распознать вредные модели эмоций или отношений и изменить свое поведение.

Типы психодинамического лечения

Существует множество различных методов лечения, которые социальные работники могут использовать как часть психодинамического подхода к современным видам терапии. Психотерапия будет сосредоточена в основном на разговоре. Клиницисты позволяют клиенту направлять разговор, но другие методы могут дополнять разговорную терапию, в том числе:

Перенос:  Человек перенаправляет свои чувства и ожидания от одного человека на другого — обычно бессознательно. Перенос распространен в терапии. Клиент применяет эмоции к своему врачу и действует по отношению к нему, как если бы он был другим человеком. Перенос может происходить в самых разных отношениях и не обязательно свидетельствует о проблемах с психическим здоровьем. Когда социальный работник идентифицирует и понимает перенос клиента, он может лучше понять часть жизни клиента и его состояние.

Свободная ассоциация:  Клиницист может предложить клиенту записать или высказать все мысли, которые приходят ему в голову. Это может быть бессвязный поток слов. Это может быть случайный набор воспоминаний и эмоций. Цель свободных ассоциаций — установить связи между темами, которые могут остаться незамеченными. Первоначально это было разработано Фрейдом, хотя сегодня это не распространенная терапевтическая техника.

Анализ снов:  Фрейд также разработал технику анализа снов как способ узнать больше о бессознательном человека. Современные психодинамические клиницисты используют анализ сновидений как часть личностно-центрированной терапии, когнитивно-поведенческой терапии и гештальт-терапии (в гештальт-терапии существует убеждение, что сны — это сообщения, которые человек посылает сам). 0003

Психодинамическая теория подвергалась критике за то, что она слишком детерминирована или обвиняет жертву, чтобы ее можно было использовать в современной психологии и социальной работе. Первоначальные теории полагали, что люди не могут контролировать свое поведение. Не хватало личной свободы действий.

Еще одна критика психодинамической теории, как она определена Фрейдом, заключается в том, что она сексистская. Фрейд считал, что женщины хуже мужчин. Он также считал, что у мужчин более сильное суперэго. Более слабое супер-эго женщин сделало их более склонными к беспокойству. Важно помнить, что Фрейд преимущественно лечил и изучал женщин среднего возраста в Вене.

В последние десятилетия психодинамическая теория подвергалась критике не только как сексистская, но и как недостаточная теория или метод лечения для цветных людей и членов сообщества ЛГБТК+.

Изначально психодинамическая теория не учитывала такие социальные проблемы, как сексизм, расизм, бедность и гомофобия. Некоторые практикующие врачи считали, что психодинамическая теория слишком сосредоточена на психотерапевтическом лечении, а не на решении более широких социальных проблем. Другими словами, специалисты-практики сосредоточились на поиске основной личной причины проблем клиента, вместо того чтобы обращаться к более крупным социальным системам, влияющим на клиента.

Это особенно касается социальных работников, которые считают социальную справедливость основной ценностью своей профессии. Современные социальные работники и специалисты-практики рассматривают более широкие социальные структуры, влияющие на клиента.

Чтобы узнать больше о психодинамической теории, прочитайте тексты Фрейда. Вы также можете узнать больше из:

  1. Mitchell, S.A., Black, MJ (1995) Freud and Beyond: A History of Modern Psychoanalytic Thought, New York: Basic Books.
  2. Мур, Б.Е. (1995) Психоанализ: основные концепции, Нью-Хейвен, издательство Йельского университета.
  3. Мур, Б. Е., Файн, Б.Р., ред. (1990) Психоаналитические термины и концепции, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  4. Габбард, Г. О. (2004) Долгосрочная психодинамическая психотерапия: основной текст, Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Press.
  5. Маквильямс Н. (2004) Психоаналитическая психотерапия, Нью-Йорк: Guilford Press.
  6. Гринсон, Р. (1967) Теория и техника психоанализа, Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  7. Маквильямс, Н. (2004) Психоаналитическая психотерапия: Руководство для практикующих. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  8. Рокленд, Л. (1989) Поддерживающая психотерапия: психодинамический подход. Нью-Йорк: Основные книги.
  9. Лазар, С. (2010). Психотерапия того стоит; Всесторонний обзор эффективности затрат, American Psychiatric Publishing.
  10. Шедлер, Дж. (2010). Эффективность психодинамической психотерапии, американский психолог, 65, 98-109.
  11. Саммерс Р., Барбер Дж. (2009 г.). Психодинамическая психотерапия: руководство по доказательной практике.
    Гилфорд Пресс.
  12. Berzoff, J., L.M. Flanagan, and P. Hertz, eds. (2011) Наизнанку и снаружи: психодинамическая клиническая теория и психопатология в современном мультикультурном контексте. 3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
  13. Берзофф, Дж., изд. (2012) Падение сквозь трещины: Психодинамическая практика с уязвимыми и угнетенными группами населения. Нью-Йорк: Колумбийский ун-т. Нажимать.
  14. Brandell, JR (2004) Психодинамическая социальная работа. Основы знаний социальной работы. Нью-Йорк: Колумбийский ун-т. Нажимать.
  15. Гольдштейн, Э. Г. (2001) Теория объектных отношений и психология самости в практике социальной работы. Нью-Йорк: Свободная пресса.
  16. Садбери, Дж. (2002) Ключевые особенности терапевтической социальной работы: использование отношений. Журнал практики социальной работы 16.2: 149–162.
  17. Грин Р.Р. и Эфросс П.Х. (1991) Классическая психоаналитическая мысль, современные разработки и клиническая социальная работа. В R.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts