Лесенка самооценки: Методика Лесенка (Щур В.Г.) на выявление самооценки

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает…

Динамика и детерминанты показателей газоанализа юных спортсменов в восстановительном периоде после лабораторных нагрузок до отказа…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Интересное:

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории.

..

Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

 


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…



Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Самооценку личности и проблему становления самосознания можно считать одной из самых значительных и актуальных тем в психологии. В рамках исследования самосознания, самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты [1].

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Этот период является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи [2, 3, 4].

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных – Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон – и зарубежных психологов – А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни [5, 6, 7].

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, К.А. Архипова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева) [8].

В психологии существует несколько определений понятия модель. В первую очередь под моделью понимается физический или абстрактный объект, свойства которого в определенном смысле сходны со свойствами исследуемого объекта [9]. Так же модель можно трактовать как идеал, стандарт, пример, установленный как достойный имитации или копирования. Важно отметить, что любая модель строится на основании совокупности определенных свойств, методов и форм, видов и принципов и включает в себя этапы и структурные блоки [10]. Таким образом, модель предмета нашего исследования будет включать в себя идеальный вариант, образец структуры формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Так же в ней будут обозначены методы, формы, принципы, этапы и структурные блоки.

Существует ряд общих требований к моделям:

1. Адекватность – достаточно точное отображение свойств объекта;

2. Полнота – предоставление получателю всей необходимой информации об объекте;

3. Гибкость – возможность воспроизведения различных ситуаций во всем диапазоне изменения условий и параметров;

4. Трудоемкость разработки должна быть приемлемой для имеющегося времени и программных средств.

Моделирование – это процесс построения модели объекта и исследования его свойств путем исследования модели.

Таким образом, моделирование предполагает 2 основных этапа:

1. Разработка модели;

2. Исследование модели и получение выводов.

При этом на каждом из этапов решаются разные задачи и используются отличающиеся по сути методы и средства.

Верхний ярус модели формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет занимают блоки: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический.

Теоретический блок включает в себя изучение понятия самооценка, выявление особенностей самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет, изучение литературы по теме.

Диагностический блок направлен на изучение самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

 Исследование проблемы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет проходит в несколько этапов:

1) поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:

— проблема самооценки в психологических исследованиях;

— особенности самооценки младших дошкольников;

— подбор методов и методик исследования.

На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Определены основные понятия исследования.

Работа основывается на трудах таких ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова и др.

Таким образом, мы изучили теорию, касающуюся понятия самооценки и особенностей самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет, чтобы иметь представление об объекте исследования и о категории исследуемых, а так же определить критерий для подбора методов и методик исследования. Результаты работы на данном этапе позволил иметь полное представление о проблеме исследования, определить ее актуальность, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.

2) констатирующий эксперимент: диагностика самооценки дошкольников 5-6 лет.

На данном этапе подбирались методы и методики для исследования уровня самооценки. В качестве конкретных методик были использованы: методика «Лесенка» В. Г. Щур (модифицированная), методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

3) опытно-экспериментальный (формирующий эксперимент): составление и реализация программы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

4) контрольно-обобщающий: обобщение результатов исследования, формулировка выводов, разработка рекомендаций для родителей. 

Коррекционный блок предполагает разработку специальной программы, подбор коррекционных игр и упражнений, которые используются в разработке занятий, направленных на формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

На основе теоретического, диагностического и коррекционного блоков строится модель формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель программы: формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения.

2. Развивать способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями.

3. Помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Методы программы:

  1. Сказкотерапия, прием – сочинение сказок.
  2. Арт-терапия, прием – свободное рисование.
  3. Игротерапия.

Аналитический блок предполагает повторную диагностику и сравнение результатов исследования.

 

Заключительный этап представляет собой обработку и анализ результатов, полученных после коррекции, сравнение этих данных с данными первичного исследования. На данном этапе были использованы: метод математической статистики Т-Вилкоксона, анализ и синтез полученных данных, графические материалы, представленные таблицами и рисунками [11].

Таким образом, данная модель состоит из четырех последовательных блоков, направленных на достижение одной цели – формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ. Модель представлена в виде схемы и теоретически обоснована.

Лечение низкой самооценки

Депрессия и низкая самооценка

Доктор Дэвид Бернс о лечении низкой самооценки, Лестница самооценки

Доктор Дэвид Бернс

Совет № 2: Лестница самооценки от себя защита от принятия к смерти эго.

Итак, как нам повысить «самоуважение»? Я думаю о развитии самооценки как о лестнице, по которой можно подняться:

Шаг 1 на лестнице — это условная самооценка. Вы решаете, что достойны чего-то из-за того или иного навыка, таланта, качества или достижения. Например, вы можете сказать депрессивному ребенку, что он достоин внимания или особенный, потому что у него красивые глаза, или приятный голос для пения, или спортивные навыки, или хорошие оценки, или что-то еще. Это шаг вперед от ненависти к себе и депрессии, и иногда этому способствуют родители и учителя.

Но даже будучи взрослыми, мы можем говорить себе, что мы чего-то стоим, потому что, например, у нас есть докторская степень, или хорошие терапевтические навыки, или хороший доход и т. д. Часто терапевты совершают ту же ошибку, пытаясь поднять настроение. депрессивному пациенту, указывая на его хорошие качества. Я никогда не видел, чтобы это кому-то помогало, и часто видел, как это раздражало пациентов, находящихся в депрессии. Я видел это в группах групповой терапии, а также на своих семинарах, когда я провожу живые демонстрации.

Или, в другом варианте условной самооценки, мы можем решить, что мы «привлекательны» и «стоим», потому что другие любили нас. В этом случае самооценка зависит от любви, а не от достижений, но и то и другое является условной версией самооценки.

Или вы можете решить, как это делают многие религиозные люди, что вы «достойны» из-за вашей веры в Бога или в вашу религию. Что же происходит, когда вы вдруг сомневаетесь в своей вере? Теперь вы «менее достойны»? И считаете ли вы, что вы «более ценны», чем другие, которые не разделяют вашей веры или вообще не исповедуют никакой религии?

Каждый раз, когда вы говорите: «Мне нужно вещество X», чтобы быть полезным, у вас могут возникнуть проблемы.

Шаг 2 это безусловная самооценка. Вы решаете, что вы достойны внимания и достойны любви только потому, что вы человек. Это просто решение, принятое вами любить и принимать себя, точно так же, как вы могли бы принять решение любить своего ребенка — как подарок или потому, что ваш ребенок страдает и нуждается в вашей любви и утешении, а не потому, что ваш ребенок «заработал» ваша любовь через какое-то достижение, например, получение пятерок в школе.

Точно так же вы можете заявить, что все люди достойны, и в равной степени достойны. Вы можете решить, что у всех нас есть одна единица «ценности» только потому, что мы существуем как люди.

Кстати, означает ли это, что мы теперь «более ценны», чем животные? Так думают многие, в том числе, пожалуй, и те, кто занимается спортивной охотой. Многие люди плохо обращаются с животными, даже ужасно, так же как Гитлер решил, что некоторые люди более или «менее достойны», и решил их истребить, думая, что у него есть оправдание.

Шаг 3: Как только вы достигли безусловной самооценки, вы можете решить выбросить ее, избавиться от нее как можно быстрее. Вы вдруг начинаете воспринимать «самоуважение» как еще одну перфекционистскую (и бессмысленную) словесную ловушку, пустую трату времени. Вы обнаружите, что «самоуважение» и «ценность» — это то, в чем вы никогда не нуждались. Просто еще одно бремя, как и столь же бессмысленное понятие «я».

Когда вы принимаете решение избавиться от своей самооценки, вы также можете решить избавиться от убеждения, что вы «имеете» или «являетесь» «я». Вы можете обнаружить, что вам не нужно, вы не хотите или не имеете «я».

Это просто бессвязные мысли. Это на философском уровне — в конечном счете, в клинических условиях мы должны установить повестку дня. В чем человек хочет помочь?

Если кто-то чувствует себя успешным, а значит, достойным, и хочет сохранить эту систему мышления, он, безусловно, имеет на это право. Возможно, как и в случае с зависимостью, вам, возможно, придется достичь нижней точки, чтобы почувствовать мотивацию бросить вызов привычке. И, конечно же, мысль о том, что мы «особенные», «превосходные» или «достойные», может быть пьянящей, возможно, чем-то вроде кайфа. Но цель когнитивно-поведенческой терапии, на мой взгляд, не в том, чтобы развить самооценку, а в том, чтобы отбросить эту концепцию и признать ее бессмысленной.

Я считаю, что это часть того, что Будда называл «просветлением», но существует множество форм просветления. Отказ от идеи, что у вас есть «я», — это только один из них, и я думаю, что «Великая смерть» может принимать разные формы.

Наконец, я хочу подчеркнуть, что для многих негативных мыслей, вызывающих тревогу или депрессию, сочетание самозащиты и парадокса принятия будет, безусловно, наиболее эффективным или единственным эффективным подходом. Для других негативных мыслей парадигма самозащиты будет, безусловно, наиболее эффективным или единственным эффективным подходом. Никогда не бывает какого-то одного «наилучшего» подхода к облегчению страданий, а существует множество подходов.

Чтобы узнать больше о подходе доктора Бернса к излечению депрессии, беспокойства и низкой самооценки с помощью его передовых методов когнитивно-поведенческой терапии, приходите на его интенсивный семинар для терапевтов. Кликните сюда, чтобы узнать больше.

Нажмите на заголовок «блог» выше, чтобы прочитать больше похожих блогов от Дэвида Бернса и других.

Восхождение по лестнице уверенности: от подражателя до того, кем люди хотят быть

Изображение с сайта www.androsform.com

Посмотрим правде в глаза. Уверенность в себе играет огромную роль в офисе. Независимо от того, таковы они на самом деле, эти ваши уверенные в себе коллеги, кажется, всегда вершат мир. И поскольку их крупные личности так много значат на рабочем месте, эти позитивные продуктивные машины обгоняют вас по карьерной лестнице. Я имею в виду, у тебя такой же опыт, как и у того парня, верно? Ваши навыки презентации могут взорвать ее из воды. Пока вы сидите за своим столом, вы не понимаете, что быть продуктивным в выполнении заданий, которые вам дают, может быть недостаточно. Ваш офис ожидает от вас большего, чтобы завоевать их доверие и уважение не только как сотрудника, но и как человека.

Решение? Уверенность в себе. Высокая доза уверенности имеет большое значение, когда вы, наконец, можете рассказать своему боссу об удивительной идее, которую вы держали при себе, когда вы действительно выглядите уверенно в глазах своих коллег и когда вы, в конце концов, понимаете, что уверенные в себе люди все еще находят нужно много раз задавать вопросы. Итак, давайте взглянем на некоторые из способов, которыми вы можете изменить свой план игры с подражателя на тот, которым люди хотят быть.

1.    Будьте любопытны

Немного любопытства никогда не помешает. Если вас что-то в компании интересует, изучите это. Если вы чувствуете, что рынок, вероятно, изменит способ работы компании, ищите способы приспособиться. Подумайте об отличной идее, которую ваша компания должна реализовать? Подкрепите свои идеи исследованиями. Вместо того чтобы заниматься своими обычными проектами, спросите, как вы можете помочь в других областях компании. Честно говоря, это показывает, что вы амбициозны и заинтересованы, что всегда хорошо.

2.    Сделайте первый шаг

Итак, у вас есть хорошая идея. Не держите это в секрете достаточно долго, чтобы кто-то другой придумал такое же решение. Если вы действительно хотите выделиться среди коллег, не бойтесь высказывать свое мнение открыто. Может быть, его закроют, а может, он станет следующим большим прорывом в развитии вашей компании. Кто знает? Идея или даже мнение вообще лучше, чем отсутствие абсолютно ничего, что можно было бы внести в разговор.

3.    Держитесь подальше от совершенства

Скажем так: совершенство невозможно, поэтому перестаньте пытаться его достичь. У всех есть свои недостатки, и для вашего личного развития важно только признать свои собственные.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts