Лев семенович виготський: Выготский Лев Семенович | Ученые

Содержание

Выготский Лев Семенович • Аутизм.Энциклопедия



Лев Семенович Выготский — советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии. Его работа легла в основу целого направления исследований когнитивного развития. В его теории подчеркивается фундаментальная роль социального взаимодействии в развитии познавательных процессов.

Выготский считал, что дети формируют свое поведение и привычки под влиянием культуры и межличностных контактов. Он называл это явление культурным опосредованием и заявлял, что высшие психические функции развиваются в результате социокультурного взаимодействия.

До сегодняшнего дня в педагогической психологии остается популярной теория Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБТ). В эту зону попадает промежуток времени, который необходим ребенку для того, чтобы перейти от ранних ступеней обучения новой задаче к ее самостоятельному выполнению. Выготский считал, что ребенок учится выполнять более сложные задания при помощи того, кто уже умеет с ними справляться. При этом тот, кто обучает, сам не выполняет задачу вместо ребенка. Выготский называл такую социальную поддержку развивающим обучением и подчеркивал, что оно обязательно должно соотноситься с сенситивными периодами развития ребенка и постоянно подстраиваться под приобретаемые им новые навыки.

Выготский выстроил связь между языком и мыслительными процессами. Он считал, что внутренняя речь ребенка ответвляется от внешней вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции. Однако он предупреждал, что внутренняя речь имеет иное содержание и характер, чем внешняя. Она служит для контроля и управления действиями ребенка, в то время как внешняя речь играет важную роль в социальном и эмоциональном развитии.

Выготский также проводил исследования игры. Он обнаружил, что игра имеет важнейшее значение в процессе обучения, что дети часто усваивают причинно-следственные связи в ее ходе и что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Он также утверждал, что культурные нормы, правила поведения и социальные навыки часто усваиваются через игру. Следовательно, игра — важный вид деятельности, который позволяет ребенку учиться управлять своим поведением.

За свой выдающийся вклад в науку был прозван «Моцартом психологии».

Лев Выготский родился в 1896 году в Орше (территория современной Беларуси). Его отец был купцом, а мать, имея педагогическое образование, не работала и посвятила жизнь заботе о семье. Был вторым из восьми детей.

Выготский провел детство в Гомеле и там же получил среднее образование. В школе демонстрировал незаурядные успехи, особенно в изучении иностранных языков. В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевелся на юридический факультет. В это же время он продолжал самостоятельно изучать философию. В 1917 году Выготский бросил юридический факультет и закончил образование на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. После окончания университета вернулся в Гомель и начал работать преподавателем.

В 1923 году на базе Гомельского педагогического техникума организовал психологическую лабораторию. Результаты работы студентов его лаборатории были представлены Выготским на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в январе 1924 года. Здесь же он познакомился с Александром Лурией, который сыграл немалую роль в том, что по итогам съезда Выготскому была предложена должность в Институте экспериментальной психологии в Москве.

Первый исследовательский проект Выготского — диссертация по психологии искусства.

В 1925 году он посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондоне и после этого тяжело заболел. Несмотря на то, что Выготского удалось вылечить, он оставался очень слабым и до конца 1926 года не работал. После своего выздоровления ученый погрузился в теоретическую и методологическую работу о кризисе в психологии, но рукопись осталась незавершенной и была опубликована спустя несколько десятилетий после смерти Выготского.

Собрал вокруг себя сообщество исследователей, известное как «круг Выготского—Лурии», которое занималось изучением развития высших когнитивных функций.

В начале 1930-х годов Выготский столкнулся с личным и профессиональным кризисом. Он занялся самокритикой и переосмыслением собственных теорий, обнаружив в них множество недоработок. Одновременно с этим сильное влияние на Выготского стали оказывать идеи гештальтпсихологии и работы Курта Гольдштейна и Курта Левина. Большинство работ, которые ученый начал в это время, не были закончены, так как в 1934 году Выготский скончался от туберкулеза в возрасте 37 лет.

Библиография: https://istina.msu.ru/workers/2334729/

Текст: Юля Азарова

основная библиография: http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564

Выготский Лев Семёнович — Лев Симхович Выгодский

советский психолог. 1896–1934

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Он был вторым из восьмерых детей в семье.

Образованием мальчика занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно – историко-философский факультет народного университета им. Шанявского.

С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; читал лекции в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-го МГУ и др.), Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925 год, опубликовано в 1965 году).

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись создана в 1926 году), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.

В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка.

Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 году, когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. В последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.

В 1926 году им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции в Москве. За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.

В 1929 году на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С. Выготский был его научным руководителем и консультантом.

В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.

В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 году Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.

Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для практической разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.

Изучая развитие и распад высших психических функций, Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Эти опыты ложатся в основу общепсихологической концепции, известной как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрывается общественно-историческая природа сознания, высших психических функций. В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931 годы, опубликованной в 1960 году) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Им была сформулирована проблема возраста в психологии, предложен вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу.

Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.

Материал создан: 14.07.2015


Троцкий Лев Давидович — Лейба Давидович Бронштейн

Райкин Аркадий Исаакович

Теории развития ребенка: Лев Выготский

Развитие ребенка

Дэвид Уильямс |

Лев Выготский был еще одним психологом, который считал, что дети познают свой мир через физическое взаимодействие. Социокультурная теория Выготского утверждает, что обучение — это по существу социальный процесс, в котором поддержка родителей, опекунов, сверстников и общества в целом и культуры играет решающую роль в развитии высших психологических функций.

Лев Выготский (1896–1934)

Психолог-новатор с разнообразными интересами, Лев Выготский (1896–1934) интересовался тем, как культурные элементы, которые определенное общество считает важными, например, обычаи, убеждения, навыки и ценности – передаются новым поколениям. Его социокультурная теория заявляет, что социальное взаимодействие в семье и со знающими членами сообщества является основным средством, с помощью которого дети приобретают поведение и когнитивные процессы, соответствующие их собственному обществу. Таким образом, вмешательство взрослых или сверстников в этом контексте является неотъемлемой частью процесса развития.

Выготский утверждал, что начальное развитие было вызвано непосредственными социальными взаимодействиями ребенка, но по мере усвоения обучения произошел переход на индивидуальный уровень. Для Выготского дети были учениками, которые учились у более опытных и понимали их способности и потребности вместе с ними.

Два конкретных открытия, извлеченных из работы Выготского, оказали важное влияние на уход за детьми:

Зона ближайшего развития Выготского

Выготский описывал зону ближайшего развития как: «…расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками».

Часть социокультурной теории Выготского объясняет детей, которым не хватает определенных навыков при тестировании, но которые часто действуют более компетентно в присутствии кого-то, кто обладает необходимыми знаниями. Навыки, демонстрируемые в этом социальном контексте, а не в изолированной обстановке, попадают в зону ближайшего развития. Эта концепция лежит в основе понятия «строительных лесов», в которых более осведомленный другой оказывает поддержку, способствуя когнитивному развитию ребенка.

Мышление и речь Выготского

Работа Выготского исследовала взаимосвязь между развитием языка и процессом мышления. Он считал, что младшие дети в основном используют речь, чтобы думать «вслух», но затем постепенно развили тихую «внутреннюю речь» по мере того, как они приобретают ментальные концепции и когнитивное осознание.

Согласно Выготскому, внутренняя речь, хотя и производная от устного языка, развивается по мере интериоризации понятий и представляет собой более сжатую версию нормальной речи.

Узнайте больше о работе Выготского и ее сравнении с работами других выдающихся психологов в нашей статье о социальном и эмоциональном развитии. А также прочтите увлекательное «Виртуальное интервью» между первооткрывателями и Выготским на тему технологий и развития ребенка.


Похожие статьидетское развитиетеории детского развития

Теория детского развития Льва Выготского

На этой странице

  • Что такое теория Выготского?
  • Концепция более знающего другого (МКО) Выготского
  • Зона ближайшего развития Выготского (ЗБР)
  • Элементарные психические функции
  • Социальные влияния и когнитивное развитие
  • Теория и язык Выготского
  • Выготский и частная речь у детей раннего возраста
  • Применение теории Выготского в классе
  • Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского
  • В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

 


Теория социокультурного когнитивного развития Выготского

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом и учителем, разработавшим теорию о том, как наши социальные взаимодействия влияют на наше когнитивное развитие.

Это известно как социокультурная теория когнитивного развития Льва Выготского.

Выготский разработал свои теории примерно в то же время, когда швейцарский психолог Жан Пиаже разрабатывал теории когнитивного развития, но они различаются почти по всем пунктам. Некоторые работы Выготского до сих пор переводятся с русского языка.

Что такое теория Выготского?

Теория социального развития Выготского утверждает, что когнитивное развитие и способность к обучению ребенка могут направляться и опосредоваться их социальными взаимодействиями. Его теория (также называемая социокультурной теорией Выготского) утверждает, что обучение — это исключительно социальный процесс, а не независимое путешествие к открытиям. Он расширяет это, заявляя, что обучение ребенка значительно улучшилось, если им руководил более знающий член сообщества, такой как родитель или учитель.

Социокультурная теория Выготского также предполагала, что дети усваивают и учатся на основе убеждений и установок, которые они наблюдают вокруг себя. Он считал, что культура играет важную роль в формировании когнитивного развития и, следовательно, это развитие варьируется в зависимости от культуры. Выготский также подчеркивал важность языка как основы всего обучения.

Концепция более знающего другого (МКО) Выготского

Теория Выготского придает большое значение обучению детей через их взаимодействие с более знающим другим (МКО). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Эта теория не ограничивается академическим или образовательным обучением, она также может быть применена к рекреационному обучению, такому как игры или использование технологий. В этих обстоятельствах сверстник или ребенок старшего возраста, скорее всего, будет более осведомленным другим.

MKO также может быть электронным репетитором в тех случаях, когда программа настроена для управления обучением с помощью голосовых подсказок или видео. Теория Выготского придает большое значение управлению обучением детей посредством их взаимодействия с более осведомленным другим (MKO). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Зона ближайшего развития Выготского (ZPD)

Понятие зоны ближайшего развития, также известное как зона потенциального развития, используется для объяснения потенциала когнитивного развития и способностей ребенка, когда он руководствуется задачей, вместо того, чтобы просить сделать это в изоляции.

Если ребенку предлагается задание, которое несколько превышает уровень его способностей, зона ближайшего развития (ЗБР) относится к его способности выполнить это задание с помощью более знающего человека. Эта теория объясняет, почему некоторые навыки проявляются в более социальном контексте, когда ребенок не может проявить их самостоятельно.

Зону ближайшего развития можно описать как расстояние между фактическим уровнем развития при самостоятельной оценке и уровнем потенциального развития при оценке в сотрудничестве со сверстниками или наставниками или под руководством учителя.

Зона стадий ближайшего развития

ZPD можно разделить на три отдельных этапа с точки зрения набора навыков учащегося. Чтобы улучшить способности учащегося, более осведомленный человек должен понимать, на каком этапе он находится.

Задания, которые учащийся может выполнять без посторонней помощи

Это относится к заданиям, которые учащийся может выполнять самостоятельно. Если учащийся достиг этой стадии, учителю или наставнику потребуется повысить уровень сложности задания, чтобы облегчить дальнейшее обучение.

Задания, которые учащийся может выполнить с помощью

Это называется зоной ближайшего развития.

На этом этапе учащемуся необходимо руководство более знающего другого, чтобы помочь ему выполнить задание.

Задания, которые учащийся не может выполнить без посторонней помощи

Это относится к заданиям, которые учащийся не может выполнить даже под руководством более знающего человека. Если способности учащегося попадают в этот диапазон, может потребоваться уменьшить уровень сложности, чтобы соответствовать его набору навыков.

Выготский и учебные леса

Учебные леса — это метод управляемого обучения, который помогает учащимся учиться, работая вместе с преподавателем. Педагог должен иметь больший опыт работы с задачей или процессом, чем учащийся, но он также должен иметь представление об уровне, на котором находится учащийся, и о том, как он может справиться с этим уровнем.

Методы построения учебных пособий могут включать использование наглядных пособий (например, диаграмм), предоставление примеров, работу один на один с учащимся и обеспечение обратной связи.

Цель строительных лесов состоит в том, чтобы создать среду, в которой учащийся чувствует себя комфортно, задавая вопросы, до тех пор, пока он не сможет выполнять навык без посторонней помощи.

К преимуществам строительных лесов относятся:

  • Мотивация учащегося путем помощи в решении тех аспектов задачи, с которыми у него возникают проблемы

  • Минимизация разочарования учащегося

  • Обеспечение более быстрого обучения

Элементарные психические функции

Теория детского развития Выготского рассматривает четыре «элементарные психические функции» как врожденные способности, с которыми мы рождаемся. Это:

  • Внимание

  • Сенсация

  • Восприятие

  • Память

Эти способности затем развиваются в «высшие психические функции» посредством социального взаимодействия с нашим сообществом.

Выготский также ввел термин «инструменты интеллектуальной адаптации», который относится к стратегиям решения проблем и способам мышления, которые дети усваивают, наблюдая и взаимодействуя с более осведомленными членами общества. Разные культуры иллюстрируют разные инструменты интеллектуальной адаптации, потому что на них влияют убеждения и ценности отдельной культуры.

Социальные влияния и когнитивное развитие

Выготский считал, что обучение является активным процессом, а не естественным или пассивным. Он сказал, что дети занимаются собственным обучением и открытиями, но их развитие происходит в контексте социального взаимодействия, а не независимо или изолированно.

Выготский также подчеркнул важность обучения под руководством воспитателя или учителя. Методы, используемые учителем для вовлечения ребенка, такие как выполнение задания самостоятельно в качестве примера или предоставление словесных инструкций, в теории Выготского назывались совместным или совместным диалогом.

Процесс обучения происходит, когда ребенок понимает информацию, усваивает ее, а затем использует ее для управления своими действиями.

Примером управляемого обучения может быть ситуация, когда ребенку дают решить головоломку судоку. Учитель или наставник может порекомендовать ребенку определенные стратегии, например, исключить места, где может стоять каждое число, исходя из положения этого числа по горизонтали и вертикали, или написать возможные варианты в углу коробки карандашом, чтобы отсеять возможные варианты. Учитель может также поощрять ребенка задавать вопросы и давать подсказки, когда они близки к правильному ответу. По мере того, как ребенок развивает более высокий уровень компетентности, учитель уменьшает свое влияние.

Эта техника также очень распространена в спорте, где тренер или более способный сверстник часто демонстрирует навык, прежде чем попросить ученика сделать это самостоятельно. Например, если учитель футбола обучал учеников ведению мяча через набор конусов, они могут сначала выполнить этот навык сами, чтобы подать пример ученикам.

Теория и язык Выготского

Выготский рассматривал язык как важнейший инструмент общения и что культура и поведение понимались через язык. Выготский также подчеркнул решающую роль, которую язык играет в когнитивном развитии.

Теория Выготского гласит, что социальные взаимодействия помогают детям развивать способность использовать язык. По Выготскому, в процессе развития языка выделяют три стадии/формы:

  • Социальная речь — общение между детьми и другими людьми (обычно с 2 лет)

  • Частная речь — частная речь, направленная на себя, но еще не усвоенная (обычно с 3-летнего возраста)

  • Безмолвная внутренняя речь — внутренний монолог ребенка (обычно с 7 лет)

Выготский и частная речь у детей раннего возраста

Выготский был первым философом, который описал стадию частной речи и объяснил ее как переход между исходной внешней речью и молчаливой внутренней речью. Он также заявил, что мышление и язык изначально были отдельными функциями, прежде чем они объединились примерно в возрасте 7 лет. Выготский считал, что этот процесс усвоения речи и языка необходим для когнитивного развития.

Выготский рассматривал частную речь как способ саморегуляции поведения. Он также рассматривал язык как инструмент для ускорения понимания. По этим причинам он предположил, что дети, которые регулярно говорят в частном порядке, будут более социально компетентными, чем те, кто этого не делает. Частная речь может быть полезна, помогая ребенку развивать свое воображение, практиковать навыки решения проблем и организовывать свои мысли.

Частная речь появлялась иногда, когда у ребенка возникали трудности с заданием, и затем использовалась для управления его мыслями и действиями, сначала организуя и регулируя их.

Жан Пиаже предположил, что частная речь уменьшается с возрастом, поскольку ребенок становится более социализированным и больше приспосабливается к внешней речи, что контрастирует с теорией Выготского, согласно которой частная речь исчезала по мере того, как она становилась безмолвной и интернализировалась.

Применение теории Выготского в классе

Социокультурная теория развития ребенка Выготского утверждает, что когнитивное развитие происходит в результате социальных взаимодействий. Таким образом, обучение изначально является совместным. Он считал, что социальные переговоры необходимы для накопления знаний и понимания концепций.

Выготский предположил, что невозможно отделить обучение в годы становления от его социального контекста. Первоначальное обучение происходило через социальное взаимодействие, а затем человек обрабатывал его внутренне.

Современные способы применения этой теории в классе знаменуют отход от традиционных моделей обучения, ориентированных на запоминание. «Взаимное обучение» относится к методу, при котором учителя и ученики работают вместе, чтобы прояснить и понять концепцию, прежде чем учеников попросят повторить ее или применить в другом контексте.

Например, если учитель читает абзац текста на определенную тему, он вместе с учениками пройдет через процесс:

  • Подведение итогов

  • Опрос

  • Осветляющий; и

  • Предсказание

Этот совместный процесс позволяет учащимся изучить концепцию в социальном контексте, прежде чем усвоить ее для самостоятельного применения.

Зона ближайшего развития Примеры и применение в классе

Такие методы, как «подмости» и/или «ученичество», часто используются в классе для описания способов обучения учащихся в соответствии с их уровнем способностей. В этих методах обучение структурируется учителем, а затем его роль со временем постепенно снижается. Это позволяет учащемуся изучить тему в пределах своей зоны ближайшего развития, а затем приспособиться к тому, чтобы делать это самостоятельно или решать что-то более сложное.

Теории Выготского также подкрепляют некоторые современные идеи о совместном обучении, такие как объединение учеников с меньшими способностями с более продвинутыми сверстниками, чтобы помочь им учиться. Дискуссионные группы, обучение в малых группах и совместные упражнения в школах и университетах также были включены в ответ на теории социального обучения.

Понимание того, какие задачи, процессы и понятия могут находиться в зоне ближайшего развития учащегося, также важно. Например, если учащийся только что освоил таблицу умножения, базовое деление может быть в его ZPD, но он, вероятно, еще не готов к показателю степени. Учитель может привести пример задачи на деление и способ ее решения, прежде чем попросить ученика попробовать ее самостоятельно. Эта линейная структура обучения применяется в большинстве школ и учреждений.

Проблемы применения теории Выготского в классе

Хотя применение зоны ближайшего развития может быть полезным для помощи учащимся в обучении в классе, у учителей могут возникнуть некоторые проблемы. Эти вызовы включают:

  • Нехватка времени или ресурсов для удовлетворения потребностей каждого учащегося или индивидуальной помощи

  • Возможность неправильной оценки ZPD учащегося и разочарования как учащегося, так и учителя

  • В классе может быть слишком много учеников с быстро меняющимися уровнями способностей, чтобы успешно использовать этот метод

  • Если план урока не составлен заранее с учетом строительных лесов, может быть трудно быть достаточно гибким, чтобы выполнить его

  • Если учитель не знает о ZPD учащегося, методы могут быть неэффективными

Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского

Некоторые работы Выготского все еще переводятся с русского языка, поэтому есть некоторые предположения о том, получили ли его теории дальнейшую разработку или развитие. Перевод его с русского занимает много времени, поэтому его теории пока не подвергались такой критике. Его теориям также не хватает конкретики, поэтому их трудно опровергнуть напрямую.

Большое количество критики направлено на предположение Выготского о том, что его теория когнитивного развития и социального взаимодействия универсальна в культурном отношении. Кроме того, он не предлагает никаких конкретных гипотез для проверки, чтобы доказать или опровергнуть его теории.

Идеи Выготского также не касаются влияния биологии или генетики на когнитивное развитие, равно как и эмоционального развития ребенка.

Однако существует множество доказательств, подтверждающих предположение о том, что совместное обучение может быть более эффективным, чем изолированное обучение. Кроме того, известно, что наставничество и обучение детей путем объединения их с более знающими сверстниками или большим количеством взрослых также дает положительные результаты.

Критика Выготского

Отсутствие экспериментальных тестов

Выготский в основном использовал методы наблюдения для подтверждения своих теорий, что вызвало критику в отношении достоверности его выводов. Он также лишь смутно определял социальное взаимодействие и никогда не указывал наилучший метод взаимодействия.

Активное участие в обучении

Теория Выготского об активном участии в обучении не учитывает некоторые обстоятельства, при которых когнитивный рост детей замедляется. Другие философы предположили, что следует учитывать генетику и что результаты пассивного обучения не следует отрицать.

Социальное взаимодействие

Некоторые психологи и философы критикуют определение Выготского о том, что социализация является ключом к изучению языка и культуры. Эта теория не объясняет, почему некоторые дети учатся и развиваются медленно, несмотря на сильную социальную поддержку. Расплывчатость его теорий подвергалась критике, а некоторые предполагали, что они были недостаточно развиты.

Язык как основа обучения

Теория Выготского о том, что язык является важнейшим инструментом социального взаимодействия и, следовательно, важнейшим инструментом обучения, также подвергалась сомнению. Некоторым действиям можно научить или научиться с помощью физических действий, практических процессов, методов наблюдения или более творческих методов, предполагая, что язык не всегда является основой обучения.

Зона ближайшего развития

Понятие зоны ближайшего развития подвергается критике за неспецифичность и иногда рассматривается как общий термин, объединяющий различные модели когнитивного развития. Это также ненадежная теория, потому что она не объясняет, почему некоторые ученики не могут выполнять определенные задачи даже с помощью.

В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

Жан Пиаже был швейцарским психологом, разработавшим теорию когнитивного развития примерно в то же время, что и Лев Выготский. Теория Пиаже оказала большое влияние на изучение психологии развития. Теории Пиаже в значительной степени более известны и более жестко критикуются, чем теории Выготского, главным образом потому, что они лучше понятны.

Существует ряд ключевых различий между теориями человеческого развития Выготского и Пиаже.

То, как культура влияет на когнитивное развитие

Выготский придавал большое значение тому, как культура влияет на когнитивное развитие, и не упоминал о конкретных стадиях когнитивного развития. Напротив, Пиаже описал универсальные стадии когнитивного развития, которые не различались в разных культурах.

Теория Пиаже утверждала, что дети должны достичь каждой стадии, прежде чем они смогут выполнять определенные задачи, и что каждая стадия должна быть достигнута в одном и том же порядке. Стадии, которые он описал, были следующими:

  • Сенсомоторная стадия (0–2 года) — младенец исследует окружающую среду в основном посредством сенсорного и моторного восприятия. У них начинает развиваться чувство постоянства объекта.

  • Дооперациональная стадия (2-7 лет) — Ребенок начинает использовать язык для представления и понимания мира. Они начинают думать о вещах символически, но еще не развили способность решать проблемы.

  • Конкретно-операционный этап (7-11 лет) — У ребенка начинает развиваться способность к логическому мышлению. Они также развивают эмпатию. Ребенок начинает понимать, как все устроено, и может обратить вспять определенные процессы в своем уме.

  • Стадия формальной эксплуатации (от 12 лет и старше). Мыслительный процесс ребенка может переходить от вещей к идеям. Они могут обращаться с абстрактными идеями, потому что их мысли были освобождены от большинства ограничений. Они также могут размышлять над ответами на гипотетические проблемы.

Обучение как социальный процесс

Теория Выготского о когнитивном развитии детей основывается на том, что обучение является по своей сути социальным процессом. Он уделяет особое внимание социальному взаимодействию как определяющему элементу обучения и говорит, что его нельзя исключить из социального контекста.

Выготский расширяет эту тему, подчеркивая преимущества объединения учащегося с более знающим другим в целях управляемого обучения. Выготский утверждал, что ближайшее окружение ребенка окажет значительное влияние на его развитие.

Тем не менее, Пиаже полагает, что обучение — это в основном независимый процесс, в котором человек совершает собственное исследовательское путешествие. Он не проводил столько исследований или наблюдений о роли, которую социальное взаимодействие играет в когнитивном развитии.

Роль языка

Когда дело доходит до роли языка в развитии, у Выготского и Пиаже есть очень разные теории. Выготский утверждает, что и мышление, и язык начинаются рано в развитии, но первоначально они представляют собой отдельные функции, которые сливаются, когда ребенок начинает использовать внутреннюю речь. Обычно это происходит в возрасте около 3 лет. Далее он говорит, что интернализация языка является необходимым шагом для когнитивного развития.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts