Личное бессознательное: Личное бессознательное — Психологос

Содержание

16. Личное и коллективное бессознательное

  Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) — включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс — это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент — носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.           Коллективное бессознательное — врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной.

Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов 17. Представление об архетипах . Основные архетипы человека

Эго

Эго является центром сознания и одним из главных архетипов личности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления в нашей сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Согласно Юнгу, психика в первую очередь состоит из бессознательного. Юнг, как и Фрейд, считал, что эго вырастает из бессознательного и привносит и разнообразный опыт, и воспоминания, продолжая деление между бессознательным и сознанием. В эго нет бессознательных элементов, только сознание содержит в себе выведенное из личного опыта.

Мы привыкли верить, что эго является основным элементом психики, и в конце концов игнорируем другую половину психики — бессознательное.

Персона

Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приемы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ. Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом».

Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии. Процесс тем не менее не всегда позитивен. В то время как эго идентифицируется с персоной, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Согласно Юнгу, мы в конечном счете извлекаем эту идентификацию, чтобы изучить в ходе самореализации, или индивидуации, что же мы собой представляем. Небольшая группа других людей, окружающих нас, содержит проблемы их личностей, из-за культурных предубеждений и социальных срезов их персон. Персона может быть выражена через объекты, которые мы используем, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты нашего занятия (лопата или портфель).
Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в снах как репрезентации персоны. Например, кто-либо с сильной персоной может появиться во сне как слишком нарядно одетый или стесненный слишком большим количеством одежды. Человек со слабой персоной может появиться голым или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.

Тень

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты. «Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому». Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура. В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее.

 Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас. Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей. Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский: «Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого. Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения.
Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть. Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов». Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной. Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен.
Это фактически не является „техникой“, так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны… Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно„.
Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.

Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.

 Карл Густав Юнг, структура личности, Эго, Тень, Персона, Анима, Анимус, Самость, архетипы, личное бессознательное, коллективное бессознательное

Динора Пайнз — Бессознательное использование своего тела женщиной

Книга известного английского психоаналитика Диноры Пайнз посвящена проблемам, которые закономерно или трагически возникают на разных этапах жизненного цикла женщины: от пубертатного периода и начала сексуальной жизни до…

«Другой» внутри нас: попытки понимания бессознательного

Задолго до Фрейда философы предполагали, что некая часть нашей психической жизни проявляется в эмоциях, поведении и действиях, но недоступна сознанию. Бессознательное и сегодня остается тайной, с которой каждый обходится…

Иоланда Якоби — Психологическое учение К.Г. Юнга

«Психологическое учение К.Г. Юнга» — одна из глав сборника «Дух и жизнь» — краткое систематическое изложение юнговской аналитической психологии.

Карл Густав Юнг — Сознание и бессознательное

«Отношения между Я и бессознательным» считается главной теоретической работой Юнга. Правда, обобщающим обзором юнговского учения ее назвать нельзя, но введением в аналитическую психологию, в ее дух и методы, считать можно. Ведь…

Карл Густав Юнг — Отношения между эго и бессознательным

Оглавление: Первая часть. ВОЗДЕЙСТВИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НА СОЗНАНИЕ I. Личное и коллективное бессознательное. II. Результаты ассимиляции бессознательного: основные феномены. III. Персона как часть коллективной души. IV….

Личное бессознательное. Психологические комплексы. Подавленные содержания. Вытесненные содержания.

Как уже говорилось, бессознательное имеет два слоя, отличающиеся друг от друга по происхождению: личное и коллективное бессознательное. Первым идет индивидуальный подсознательный слой, называемый личное бессознательное. Его часто называют подсознанием. На этом уровне залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано человеком или узнано им, но больше не удерживается в активном осознании по причине простой забывчивости или защитного вытеснения. Это та часть психики, где находится материал, который с таким же успехом мог бы находиться и в сознании. В этой сфере нет ничего такого, что непременно должно быть бессознательным для каждого человека, но степень осознавания у каждого своя. Некоторые люди способны осознавать то, чего не осознают другие. А есть такие люди, которые осознают практически всё из того, что в принципе можно осознать. Для этого уровня бессознательного характерно то, что его содержания, реализованные в сознании, переживаются как принадлежащие Эго, то есть собственному «Я».

Личное бессознательное является вместилищем всех утраченных воспоминаний, то есть тех содержаний, которые потеряли свою интенсивность и забылись, а также содержаний (отчасти чувственных подпороговых впечатлений), которые никогда не обладали достаточной интенсивностью, чтобы достичь сознания, но тем не менее как-то проникают в душу. Это различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой; не признанные сознанием личностные мотивы, появляющиеся в сновидениях; значения дневных ситуаций, не замеченных нами; информация, не пропущенная в сознание вследствие его узости; выводы, не сделанные нами, и т. д. Эти содержания еще слишком слабы, чтобы проникнуть в сознание, и представляют продукты бессознательной ассоциативной деятельности, дающей начало сновидениям.

Кроме того, в личном бессознательном заложены те непроявленные еще черты личности и потенциальные возможности, которые в дальнейшем еще могут проявиться в жизни человека. Та будущая личность, которой мы станем когда-то, уже присутствует в нас, просто она еще скрывается в личном бессознательном…….

Подсознание – это вместилище запечатленных, как на магнитной пленке, реакций на различные раздражители. Источником таких реакций является приобретенный опыт. Это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки и глубоко усвоенные социальные нормы поведения, защищающие сознание от лишней работы и непереносимых нагрузок. Раздражители автоматически запускают поведенческий отклик, которому мы обучились, когда испытали его впервые. Подсознание (эта одна из наиболее мощных известных нам систем обработки информации) в случае необходимости включает ранее усвоенные (выученные) модели поведения без всякой помощи или команды со стороны сознания, и даже без его ведома, чтобы разгрузить его. ……

В соответствии с западной традицией, наше сознание в основном экстравертировано, то есть обращено, главным образом, наружу, а внутренние вещи остаются во мраке. Чтобы осознать их нужно попытаться концентрированно и критически посмотреть на тот психический материал, который проявляется в частной жизни, на свое поведение, мысли и чувства не в обществе, а дома и наедине с собой. Поскольку люди привыкли стыдливо замалчивать эту сторону жизни, то эти свои черты и слабости по возможности подавляют или хотя бы скрывают от окружающих. Для большинства людей бессознательное подавление определенных вещей является обычным делом: это эмоции, которые мы себе не позволили; критические замечания, которые оставили при себе; наши желания, которые мы не реализовали, и т.д.

Кроме всего прочего, человек всю жизнь сталкивается с разного рода барьерами в виде нравственных заповедей, установленных законом и собственным разумом, поэтому он вынужден вытеснять определенные влечения или их составляющие из своего сознания. Вытеснение – это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. В результате, вполне сознательные содержания или стороны личности были подавлены и вытеснены только благодаря процессу воспитания, приспособления к социуму или получению травмы. Кроме того, в подсознание (то есть в личное бессознательное) вытесняются и накапливаются в нем антиподы наших сознательных добродетелей, то есть «негативная» часть личности, а именно сумма скрытых невыгодных свойств характера и недостаточно развитых функций сознания. Но то, что человек вытесняет, овладевает им исподволь…….

Личное бессознательное, по большей части, состоит из вытесненных «комплексов». Они в детстве или в зрелом возрасте входили в сознание, но были вытеснены из него. В любом случае они встречались человеку на протяжении его жизни. Это часть его психической биографии…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Разница между личным бессознательным и коллективным бессознательным

Личное бессознательное и коллективное бессознательное
 

Говоря о личном бессознательном и коллективном бессознательном, между ними существует четкая разница. Однако, прежде чем мы продолжим обсуждение этого различия, мы должны сначала узнать кое-что о бессознательном. Говоря о бессознательном, Карла Юнга можно считать выдающейся фигурой в психологии. Карл Юнг был вдохновлен идеями Зигмунда Фрейда и очень интересовался изучением бессознательного. Он считал, что психика состоит из трех основных компонентов. Это эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное содержит вещи, вытесненные из сознания. С другой стороны, коллективное бессознательное содержит вещи, общие с другими людьми из нашего прошлого. Это подчеркивает, что личное бессознательное и коллективное бессознательное отличаются друг от друга, хотя и то, и другое можно рассматривать как два разных слоя бессознательного. В этой статье давайте рассмотрим разницу между этими двумя понятиями.

Что такое личное бессознательное?

Личное бессознательное состоит из вещей, вытесненных из сознания индивидуума . Это могут быть различные воспоминания и эмоции, которые человек подавляет или отвергает. Обычно их невозможно вспомнить сознательно. Воспоминания о горечи, ненависти, смущающих моментах, боли и запретных побуждениях могут быть подавлены в личном бессознательном человека. Юнг считал, что они могут оказать большое влияние на человека.

Например, представьте себе человека, который в детстве пережил травматический опыт. По прошествии многих лет человек может полностью выздороветь. Его эмоциональные муки пережитого, неприятные и болезненные воспоминания могли быть затемнены. Это происходит потому, что человек подавляет эти эмоции и воспоминания. Однако это вытеснение не означает, что они потеряны. Наоборот, эти эмоции хранятся в личном бессознательном. Хотя он не может их вспомнить, они могут проявляться в виде снов и необычных реакций на повседневные события. Это подчеркивает, что личное бессознательное уникально для человека в зависимости от его жизненного опыта.

Травматические переживания относятся к личному бессознательному

Что такое коллективное бессознательное?

Коллективное бессознательное сильно отличается от личного бессознательного. Это не индивидуальный аспект, но относится к сущности человеческого вида. Это можно понимать как наследство всем людям из прошлых человеческих воспоминаний . Его часто определяют как «все духовное наследие эволюции человечества, рожденное заново в структуре мозга каждого индивидуума».0005 .

Коллективное бессознательное выходит за пределы культурных барьеров человеческих существ и представляет собой общность для всех людей. Это передается по наследству. Он включает в себя универсальные человеческие переживания, такие как любовь, ненависть, страх, опасность, боль и т. д. Юнг также говорил о концепции под названием « архетипа » в отношении коллективного бессознательного. Он считал, что такие архетипы, как персона, анима/анимус, тень, были продуктами коллективного опыта человечества. Это подчеркивает, что личное бессознательное и коллективное бессознательное сильно отличаются друг от друга.

Любовь принадлежит коллективному сознанию

В чем разница между личным бессознательным и коллективным бессознательным?

• Определения Личное бессознательное и коллективное бессознательное:

• Личное бессознательное состоит из вещей, которые были вытеснены из сознания индивидуума. Это могут быть различные воспоминания и эмоции, которые человек подавляет или отвергает.

• Коллективное бессознательное состоит из «всего духовного наследия эволюции человечества, заново рожденного в структуре мозга каждого человека».

• Природа:

• Личное бессознательное уникально для каждого; она состоит из опыта жизни человека.

• Коллективное бессознательное выходит за рамки переживаний отдельного человека и охватывает сущность человечества.

• Возраст:

• Считается, что коллективное бессознательное намного старше личного бессознательного, поскольку оно содержит эволюционные изменения каждого из них.

• Глубина:

• Коллективное бессознательное обычно считается гораздо более глубоким слоем, чем личное бессознательное, доступ к которому можно получить с помощью различных психологических техник.

• Способ приобретения:

• Личное бессознательное развивается индивидуумом.

• Коллективное бессознательное передается по наследству.

 

Изображения предоставлены:

  1. Tears by Anil kumar (CC BY-ND 2.0)
  2. Пара, сидящая за кухонным столом через Wikicommons (Public Domain)

Введение в Карла Юнга – Психика, архетипы и коллективное бессознательное

Ниже приводится стенограмма этого видео.

«Человек развивал сознание медленно и с большим трудом, в процессе, который занял неисчислимые века, прежде чем достиг цивилизованного состояния. И эта эволюция далека от завершения, поскольку большие области человеческого разума все еще окутаны тьмой». (Человек и его символы, Карл Юнг)

Эти слова написал Карл Юнг, швейцарский психолог, живший с 1875 по 1961 год.

В этом видео и последующем мы рассмотрим некоторые из наиболее важных идей Юнга, включая его идеи о сознательной и бессознательной сферах разума, его теорию архетипов и то, что он называл процессом индивидуации, который он рассматривал как путь к себе. -знание и целостность.

Ключом к оценке огромного вклада Юнга в область психологии является знание того, как Юнг понимал психику. Слово «психика» изначально означало «душа» или «дух», но на рубеже 20   века все чаще стало обозначать «разум». В юнгианской психологии психику можно рассматривать как целостную личность, которая включает в себя все мысли, поведение, чувства и эмоции человека.

Знание психики, того, как она работает и как можно повлиять на ее функционирование, представляло для Юнга первостепенное значение. В широком смысле Юнг разделил психику на три основные сферы: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Различные сферы психики не полностью отделены друг от друга, а постоянно взаимодействуют компенсаторным образом. Это динамическое взаимодействие между сознательной и бессознательной сферами психики приводит, как мы увидим, к потенциалу личностного роста и изменения посредством того, что Юнг назвал процессом индивидуации.

Прежде чем более подробно исследовать бессознательные сферы психики, мы сначала обсудим сознание – наиболее знакомую нам сферу психики. Сознательная сфера психики может быть описана как поле осознания человека и состоит из тех психических содержаний, которые человек знает. В центре этого поля осознания находилось то, что Юнг называл эго. Эго — это личность человека, поскольку он знает об этом не понаслышке.

Или, говоря словами Юнга, эго:

». . .образует как бы центр поля сознания; и поскольку это включает в себя эмпирическую личность, Я является субъектом всех личных актов сознания». (Карл Юнг, Портативный Юнг)

Эго играет решающую роль в жизни каждого человека, поскольку оно действует как привратник, влияющий на то, какое содержание опыта отражается в сознании, а какое устраняется, подавляется или игнорируется. Эго в своей роли привратника помогает определить содержание следующей основной области психики, которую мы рассмотрим, — личного бессознательного. Как пишет Юнг:

«Есть некоторые события, которые мы сознательно не приняли к сведению; они остались, так сказать, ниже порога сознания. Они случались, но они были поглощены подсознательно». (Человек и его символы, Карл Юнг)

Эти события, которые были поглощены подсознательно, занимают личное бессознательное. Слово «подсознательный» переводится как «ниже порога», поэтому Юнг имеет в виду, что есть много событий, которые эго подавляет или игнорирует по разным причинам, будь то они слишком неприятны, просто забыты или считаются незначительными. Но эти события не исчезают полностью из психики, а занимают личное бессознательное и продолжают иметь потенциал влиять на личность. Следует подчеркнуть, что бессознательная сфера — это не просто вместилище забытых воспоминаний, скорее, как мы упоминали ранее, бессознательная и сознательная сферы психики динамически взаимодействуют, играя неотъемлемую роль в жизни человека.

Один из способов, которым личное бессознательное влияет на поведение человека, — это влияние того, что Юнг называл комплексами. Многие люди знакомы с термином «комплекс» в психологии: Зигмунд Фрейд был известен своей идеей Эдипова комплекса, а Альфред Адлер, современник Юнга и Фрейда, подчеркивал важность комплекса неполноценности.

Юнг рассматривал комплексы как субличности, обладающие потенциалом мощного контроля над своими мыслями, эмоциями и поведением. Или, как объясняется в классическом предисловии к Юнгу, Учебник по юнгианской психологии:

«Одной интересной и важной особенностью личного бессознательного является то, что группы содержаний могут собираться вместе, образуя кластер или созвездие. Юнг называл их комплексами. . .Когда мы говорим, что у человека есть комплекс, мы имеем в виду, что он сильно занят чем-то, о чем едва ли может думать ни о чем другом. Говоря современным языком, у него «зависание». Сильный комплекс легко замечают окружающие, хотя сам человек может этого не осознавать». (Учебник по юнгианской психологии)

Фрейд, который некоторое время был наставником Юнга, считал, что комплекс во многом возник из-за травмирующих детских переживаний, однако Юнга это объяснение не удовлетворило. Его неудовлетворенность объяснением Фрейда привела его к поиску того, что именно в психической сфере порождает комплексы, и ему предстояло открыть, что корни комплексов находятся в слое бессознательного, более глубоком и фундаментальном, чем личное бессознательное, которое он назвал коллективным бессознательным.

Это открытие было вызвано обширным анализом бессознательного материала его пациентов, таких как их сны и фантазии, а также его изучением сравнительной религии и мифологии. Юнг заметил не только сверхъестественное сходство между бессознательным материалом разных пациентов, но и, что более интересно, сверхъестественное сходство в основных мифологических мотивах и религиозных символах разных цивилизаций. Это привело Юнга к предположению, что в дополнение к сознательному и личному бессознательному царствам души существует еще одно царство психики.

Как писал Юнг:

«Из бессознательного исходят определяющие влияния… которые, независимо от традиции, гарантируют в каждом отдельном индивидууме сходство и даже тождество опыта, а также способа его образного представления. Одним из главных доказательств этого является почти всеобщий параллелизм между мифологическими мотивами …» («Архетипы и коллективное бессознательное», Карл Юнг)

Идея Юнга о коллективном бессознательном была одним из его самых важных вкладов в область психологии. Юнг предполагал, что в дополнение к личному бессознательному, которое в основном состоит из элементов, почерпнутых из индивидуального жизненного опыта, коллективное бессознательное содержит универсальные элементы, которые передаются по наследству:

«В бессознательном мы можем найти и качества, которые не приобретаются индивидуально, а передаются по наследству, например, инстинкты как побуждения к совершению действий по необходимости, без сознательной мотивации. В этом более глубоком слое мы… находим… архетипы… Инстинкты и архетипы вместе образуют «коллективное бессознательное». Я называю их коллективными, потому что, в отличие от личного бессознательного, оно состоит не из индивидуальных и более или менее уникальных содержаний, а из универсальных и регулярно встречающихся содержаний». (Основной Юнг, Карл Юнг и Энтони Сторр)

Согласно Юнгу, архетипы — это психические структуры, которые являются общими для всех людей и составляют «архаичное наследие человечества». Архетипы можно описать как когнитивные категории или предрасположенности, с которыми люди рождаются, чтобы думать, чувствовать, воспринимать и действовать определенным образом.

Важно отметить, что Юнг не верил, что можно непосредственно воспринять архетип, скорее, можно отметить их существование, только наблюдая образы или символы, которые проявляются в результате их существования в бессознательном. Архетипы не следует отождествлять с символами или образами, вместо этого архетипы проявляют образы и символы вместе с различными другими явлениями.

По словам Энтони Стивенса, архетипы

«[обладают] способностью инициировать, контролировать и опосредовать общие поведенческие характеристики и типичный опыт всех людей. Таким образом, в соответствующих случаях архетипы порождают сходные мысли, образы, мифологемы, чувства и идеи у людей, независимо от их класса, вероисповедания, расы, географического положения или исторической эпохи». (Юнг: Очень краткое введение, Энтони Стивенс)

Некоторые из изученных Юнгом архетипов включали архетипы матери, рождения, смерти, возрождения, силы, героя и ребенка, и это лишь некоторые из них. Однако, как сказал Юнг:

«Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашей душевной конституции не только в формах образов, наполненных содержанием, но сначала только как формы без содержания, представляющие лишь возможность определенного типа восприятия и действия». (Архетипы и коллективное бессознательное, Карл Юнг)

Архетипы коллективного бессознательного имеют глубокую эволюционную основу, и Юнг считал их унаследованными частями психики. Юнг считал очевидным, что так же, как тело развивалось в течение длительных периодов времени, так же и психика должна развивать определенные предрасположенности и врожденные тенденции на протяжении всей нашей обширной эволюционной линии:

«Точно так же, как человеческое тело представляет собой целый музей органов, за каждым из которых стоит долгая эволюционная история, мы должны ожидать, что и разум устроен аналогичным образом. Он не может быть продуктом без истории, как и тело, в котором он существует. Под «историей» я не подразумеваю тот факт, что разум строится посредством сознательной ссылки на прошлое через язык и другие культурные традиции. Я имею в виду биологическое, доисторическое и бессознательное развитие разума у ​​архаического человека, чья психика была еще близка к животной». ( Человек и его символы, Карл Юнг )

Хотя архетипы формируются в течение чрезвычайно длительных периодов времени эволюционным путем и являются общими для всех людей, у каждого они проявляются по-разному. Другими словами, архетипы динамично взаимодействуют с индивидуальным опытом каждого человека, что приводит к формированию уникальной личности.

Юнг считал, что для каждого человека чрезвычайно важно противостоять и интегрировать содержимое своего бессознательного, и полагал, что неспособность сделать это приведет к фрагментации личности:

«Ради психической устойчивости и даже физиологического здоровья бессознательное и сознание должны быть неразрывно связаны и, таким образом, двигаться по параллельным линиям. Если они разделены или «диссоциированы», следует психологическое расстройство». ( Человек и его символы, Карл Юнг )

Этот процесс столкновения с бессознательным был, согласно Юнгу, путем к самопознанию, который он назвал процессом индивидуации. Как прокомментировал Юнг:

«Я использую термин «индивидуация» для обозначения процесса, посредством которого человек становится психологическим «индивидуумом», то есть отдельным, неделимым единством или «целым»» (Карл Юнг)

Процесс индивидуации будет рассмотрен более подробно в следующем видео вместе с рядом других важных юнгианских концепций, таких как персона и различные архетипы, встречающиеся в процессе индивидуации, такие как тень, анима и анимус, и архетип целостности, который Юнг называл самостью.

Дополнительная литература

Учебник по юнгианской психологии — Кэлвин Холл и Вернон Нордби

Границы души: практика психологии Юнга — Джун Зингер

Юнг и шаманизм в диалоге: возвращение души, возвращение священного — Майкл Смит

Юнг: очень краткое введение — Энтони Стивенс

Карта души Юнга: введение — Мюррей Стейн

Человек и его символы — Карл Юнг

Встреча с тенью — Конни Цвейг и Джереми Абрамс

Воспоминания, сны, размышления — Карл Юнг

Дальнейшие чтения

Теория личного бессознательного Юнга | Kenneth Sørensen

« Назад к Глоссарию Index

Вот краткое определение коллективного бессознательного, данное Роберто Ассаджиоли.

(см. также бессознательное)

«Человеческие существа не изолированы, они не «монады без окон», как думал Лейбниц. Иногда они могут чувствовать себя субъективно изолированными, но концепция крайних экзистенциалистов неверна ни психологически, ни духовно. Внешнюю линию овала диаграммы следует рассматривать как «ограничивающую», а не как «разделяющую». Его следует рассматривать как аналог мембраны, ограничивающей клетку, которая обеспечивает постоянный и активный обмен со всем телом, к которому принадлежит клетка. Процессы «психологического осмоса» идут постоянно, как с другими людьми, так и с общей психической средой. Последнее соответствует тому, что Юнг назвал «коллективным бессознательным»; но он не дал четкого определения этому термину, в который он включает элементы разной, даже противоположной природы, а именно примитивные архаические структуры и высшие, направленные вперед действия сверхсознательного характера. (См. C. G. Jung, Two Essays on Analytical Psychology, London, 19. 28, стр. 1118-9). Психосинтез , 1965, с. 19 «Изучение национальных сущностей как психологических существ выявляет еще один интересный факт. Большая часть психологической жизни нации соответствует тому, что у индивидуума протекает на бессознательном уровне. Эта жизнь в основном инстинктивная, иррациональная, эмоциональная, воображаемая и поддающаяся внушению, в ней часто преобладают элементы коллективного бессознательного, т.е. образы предков (такие как традиции и мифы). Эти характеристики психологической жизни легко распознать в толпе и, в значительной степени, в широкой публике». ( От пары к сообществу ) «… в его [К.Г. Юнга] концепции индивидуального и коллективного бессознательного, Юнг не выделяет четко различных психо-духовных уровней. В своей теории архетипов, например, он считает их как архаическими, собирательными по происхождению, так и прототипами, связанными с платоническими «идеями». Поэтому представляется оправданным применение термина «психология высоты» (как это уже сделали другие) к области исследования, состоящей из высших уровней психики, ее верхних «этажей»; тем самым способствуя формированию интегральная психология , которая действительно трехмерна». ( Новые измерения психологии: третья, четвертая и пятая силы ) «Самый важный вклад Юнга в психологию бессознательного представлен его обширными исследованиями коллективного бессознательного . До него психоанализ занимался почти исключительно изучением личного бессознательного. Затем Юнг показал огромное количество коллективных психических элементов и сил, оказывающих сильное влияние на человеческую личность. На моей диаграмме* строения психики коллективное бессознательное представлено лежащим вне индивидуальной психики. Демаркационная линия обозначена пунктиром, чтобы указать на непрерывный обмен, происходящий между коллективным и личным бессознательным. Бессознательное существует на всех уровнях, как в личности, так и в коллективной психике. Коллективное бессознательное — это огромный мир, простирающийся от биологического до духовного уровня, в котором, следовательно, необходимо проводить различия по происхождению, природе, качеству и ценности. Следует отметить, что Юнг часто игнорирует эти различия: он говорит о коллективном бессознательном en bloc и склонен смешивать то, что он называет «архаичным», то есть то, что восходит к древнему коллективному человеческому опыту, с тем, что выше (мы бы скажем сверхсознательное) и в духовной сфере. Таким образом, Юнг говорит об «архетипах» как об «образах»; но то описывает их как архаические, расовые образы, заряженные сильным эмоциональным оттенком, накопленным веками, то трактует их как принципы, как «идеи»; и он сам предполагает их сходство с идеями Платона. В действительности между этими двумя концепциями «архетипов» существует не только различие, но и фактический антагонизм, и из этого смешения между ними возникают различные спорные следствия, спорные на теоретическом уровне и могущие быть вредными для терапии, как я скажу ниже. повод упомянуть, говоря о юнгианской терапии. На мой взгляд, можно без неуважения сказать, что сам Юнг находился под властью мощного очарования коллективного бессознательного, от которого он предостерегал своих пациентов. Юнг справедливо придает большое значение символам и символизму, которым он посвятил много исследований. Он признавал множественность значений, связанных с одним и тем же символом, в отличие от слишком частой тенденции интерпретировать символ только одним способом и на основе предвзятых теорий того, кто его интерпретирует. Юнг показал, что один и тот же символ может иметь разное значение не только в разных отдельных случаях, но и у одного и того же человека. Кроме того, он показал, что существуют регрессивные и прогрессивные символы, символы, относящиеся к архаическому символизму коллективного бессознательного, и символы, указывающие на попытки, попытки решить определенные проблемы, вызвать определенные события. Юнг говорит, что некоторые символы являются сообщениями от бессознательного (мы бы сказали, сверхсознательного) к сознательной личности, и он часто использует эти прогрессивные символы в своем методе лечения». (К. Г. Юнг и Психосинтез) « проникновение, нередко настоящее вторжение, бессознательных элементов и тенденций , в частности коллективного бессознательного, может вызвать проблемы и иногда быть опасным, как ясно осознавал Юнг. Поэтому в практике психосинтеза — параллельно с вызыванием «демонов» бессознательного, а иногда и раньше — применяются активные методы для усиления самосознания, сознания «Я» или Эго и развития его самосознания. способность господствовать над элементами, уже присутствующими и действующими в сознательной личности. Эта столь важная часть психотерапии обычно игнорируется. Открытие бессознательного, интерес к исследованию часто отвлекали терапевтов от рассмотрения в первую очередь сознательной личности и ее центра, «Я» или Эго. (К. Г. Юнг и Психосинтез) «В сознание также могут вторгаться влияния из источников вне индивидуальное бессознательное, Используя общее выражение, можно сказать, что они исходят из коллективного бессознательного; этот термин может включать общие психические потоки, общие символы и формы (называемые Юнгом «архетипами») и специфические групповые центры влияния. Эта область обширна и пока относительно малоизвестна, и мы не можем здесь вдаваться в дальнейшее обсуждение предмета. Для нашей настоящей цели достаточно указать на реальность опасности». (Медитация: что такое медитация и как медитировать) «Иногда между личным «Я» и Высшим Я происходит настоящий диалог. Ум, собранный в медитации, обращается с вопросами и получает внутренние ответы, быстрые и ясные. Однако при попытке вести такой диалог необходимо проявлять большую осторожность и разборчивость. Нередко переживаются «голоса» и принимаются «сообщения», которые исходят или передаются личным или коллективным бессознательным и содержание которых не соответствует истине. Они могут обманывать и склонны доминировать и одержимы». (Медитация: что такое медитация и как медитировать) «Мы можем рассматривать это как своего рода вертикальную телепатию — телепатию, потому что между сознательным «Я» и Я существует заметное расстояние. Эти притоки принимают форму интуиции, вдохновения, творческого гения и импульсов, ведущих к гуманитарным или героическим действиям. Существуют также специфически парапсихологические явления, заставляющие нас предположить, что поле сознания пронизано на всех трех уровнях бессознательного влияниями и импульсами, имеющими свое происхождение вне индивидуума». ( Трансперсональное развитие т, 2007, с. 29) «Второе направление, в котором сознание имеет тенденцию к расширению — то, что можно было бы назвать боковым, — это его участие и отождествление с другими, с природой и с вещами. Это импульс бегства от индивидуального сознания и погружения в коллективное сознание. Мы должны помнить, что коллективное сознание предшествовало индивидуальному самосознанию. Мы видим это у первобытных людей, у детей и, в меньшей степени, у различных других групп: социальных, военных и профессиональных классов, с которыми человек легко себя идентифицирует». ( Надличностное развитие , 2007, с. 39) «…сверхсознательное и духовное Я соприкасаются с тем, что называется коллективным бессознательным и его высшими сферами, то есть с тайной, и потому в научном психосинтезе ничего не обнаруживается, как сказано, но это не его поле. Все возможно: потоки, исходящие из Тайны, могут воздействовать на Сверхсознание и из него на тело…» Ассаджиоли в дискуссии со студентами


Коллективное бессознательное, от Кеннета Соренсенса, статья: Модель психосинтеза личности.

 Коллективное Бессознательное (4), которое варьируется от Нижнего Бессознательного до Сверхсознательного, представляет нашу внутреннюю психологическую среду.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts