Личное пространство что это: Личное пространство человека: соблюдайте дистанцию

Личное пространство человека: соблюдайте дистанцию

Для ребенка – любимая качель, для взрослого – определенная лавочка в парке или, к примеру, столик в кафе… У каждого из нас есть любимое, давно облюбованное место. И становится не по себе, когда его вдруг занимает кто-то другой. Вокруг человека существует некая оболочка, которая имеет несколько уровней. Она и называется его личным пространством.

Эта тема весьма любопытна и часто затрагивается психологами. Ведь обладая подобными знаниями Вам будет легко расположить человека к себе, научиться создавать комфортное общение, не нарушая границ личного пространства.

Существуют 4 зоны пространства:

Интимная зона (от 15 до 46 сантиметров) Это основная зона пространства, ее человек охраняет, как лев свою территорию. И на попытки проникнуть за ее границы реагирует бурно и негативно. Только самым близким людям (родные, супруг/а, дети, друзья), с которыми человек находится в близком эмоциональном контакте, разрешается их пересекать. Также тут есть небольшая подзона (15 см), в которую можно проникнуть лишь при помощи физического контакта. Она называется сверхинтимная зона.

Личная зона (46 сантиметров до 1,2 метра) Расстояние, которое можно наблюдать на вечеринках, приемах, дружеских вечерах. Также это пространство стараются сохранять, общаясь с сотрудниками по работе и знакомыми.

Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метра) Это расстояние человек держит с малознакомыми людьми, которых видит не впервые, но не имеет с ними никаких отношений, помимо работы или других совместных дел. Для примера – новый сотрудник на работе.

Общественная зона (более 3,6 метра) Комфортная дистанция в группе людей, на собраниях по работе, учебе. При нарушении ее незнакомыми людьми создается впечатление нехватки места. Рассуждая на тему личного пространства, неправильно забывать о том, что человеку свойственно «метить» свою территорию. На примере животных мы видели, как братья наши меньшие отстаивают свою землю, самку, семью. А ведь это – их личное пространство, которое они подсознательно присвоили и не позволят другим у себя отобрать. Абсолютно так же и у людей.

Понаблюдайте за своими родными. Вы заметите, что, например, отец любит сидеть в одном и том же кресле по вечерам, ребенок играет в определенном месте комнаты, а Вам неприятно, если за столом кто-то пьет именно из Вашей чашки, хотя на ней нет ни подписи, ни имени. Эти мелочи и показывают, что у человека есть свое пространство, за которое он готов бороться.

Похожая ситуация и с физической близостью. Для мужчины и женщины, если они близки между собой, это нормально. Но между малознакомыми и незнакомыми людьми при близком контакте (например, в метро или лифте во время давки) ощущается смущение. Женщины на касание незнакомых мужчин подчас реагируют возмущенно. Поэтому важно знать, в каких Вы с человеком отношениях и насколько близко можете к нему находиться.  Понимая принцип личного пространства, можно выстроить отношения в коллективе, избежать недоразумений или наоборот, подпустив человека ближе, показать, что он Вам не безразличен.

Берегите себя и свое пространство, и помните, что Вы всегда имеете на него право!

Особенности проявления и защиты личного пространства

Личным пространством называется область, которую человек воспринимает как частную собственность, как продолжение своей личности. В этой связи нарушение личного пространства расценивается как вид агрессии, стороннее вторжение. Имеем ли мы право на личное пространство в партнерских отношениях и семье? Должны ли защищать свои границы? Поговорим об этом в статье с точки зрения психологии.

Что это такое

Зона безопасности и комфорта, коей воспринимается личное пространство, включает множество факторов. Границы бывают физическими и психологическими. К физическим относятся границы нашего тела. Человек сам определяет, когда допустимы прикосновения, рукопожатия, похлопывания и прочие выражения близости. Если прикосновения вызывают малейший дискомфорт, они нарушают допустимую дистанцию.

К психологическим границам относятся пределы личных коммуникаций. В этом случае физический контур отсутствует. Для определения границ человек руководствуется зоной доверия. То есть определяет, насколько близко он готов подпустить друга или партнера, раскрыть ему свой внутренний мир, поделиться эмоциями и переживаниями. Психологические границы различны для малознакомых людей, коллег и близких родственников.

В чем проявляется нарушение личного пространства

Если в результате общения возникают неприятные ощущения, неуверенность в себе, раздражительность, значит, зона вашего личного комфорта нарушена. Физические границы часто нарушаются в общественном транспорте. Толчки, давка, прикосновения к чужим телам отчасти угрожают безопасности, потому многими воспринимаются крайне негативно.

В чем чаще всего проявляются нарушения личного пространства:

  • в неожиданных и резких прикосновениях без согласия человека;
  • в использовании чужих личных вещей;
  • в словесном насилии, речевой агрессии, оскорблениях.

Человек с устойчивой психикой сам обозначает границы, не позволяет приближаться сверх дозволенного, защищается в случае вербальной агрессии. Но у слабого в психоэмоциональном плане человека личные границы могут совсем отсутствовать. Он не умеет доказывать правоту, отстаивать взгляды, отказывать в просьбах. Чаще всего он живет чужим мнением.

Должно ли быть личное пространство в отношениях

В семье или сложившихся отношениях партнеры нередко нарушают личное пространство друг друга. Часто это делается вполне осознанно, физически и эмоционально. Пример самых грубых посягательств — рукоприкладство, сексуальное насилие. Обстановка в таких семьях опасна для жизни.

Но личное пространство в отношениях нарушается и другими, с первого взгляда достаточно безобидными способами:

  • навязыванием общения;
  • тотальным контролем;
  • ревностью;
  • стремлением принизить, поставить в неудобное положение;
  • навязыванием своих взглядов;
  • игнорированием просьб и обоснованных претензий.

Для человека, привыкшего держать дистанцию даже с родными людьми, желание партнера слишком часто быть вместе может рассматриваться как давление, грубое нарушение личных границ.

Зона комфорта ребенка

Не меньше взрослых в собственной территории безопасности нуждаются дети. Свой уголок ему нужен, чтобы побыть в тишине и одиночестве, заняться любимым делом, перебрать личные вещи. Необходимость в таком пространстве возникает не с рождения. Но к 3-7 годам уголок или личная комната нужны ему обязательно. Одновременно они становятся зоной его ответственности и зоной комфорта.

Во что выливается отсутствие личного пространства у ребенка:

  • отсутствуют сформированные границы, ребенок не умеет разделять свои и чужие желания, не способен выигрывать в конфликтах;
  • отсутствует способность правильно выражать свои чувства, часто присутствует обида и злость;
  • растет раздражительность, замечания и одергивания приводят к эмоциональному взрыву;
  • снижается иммунитет;
  • падает успеваемость в школе.

Несамостоятельный, неуверенный в себе ребенок не способен налаживать связи со сверстниками. Он таким и остается, пока не вырастет.

Люди, плохо разбирающиеся, где заканчиваются личные границы, и начинается чужая территория, не могут защититься от сторонней агрессии. Они должны развивать свою независимость, учиться отстаивать взгляды, правильно реагировать на негативные проявления со стороны окружающих. Когда нет наработанных навыков, поможет психолог.

Получить персональную консультацию психолога приглашает оздоровительный центр «Доверие». Здесь помогают взрослым и детям любого возраста, учат уважать себя, проявлять терпимость и тактичность к близким. Показывают, как защищать личное пространство, чтобы делать свою жизнь более благополучной.

Личное пространство

 

Личное пространство  это очень важный социальный навык для детей в начальной школе, чтобы учиться, практиковаться и расти. Понимание и поддержание хорошего личного пространства помогает детям более успешно участвовать в повседневном общении и в личных отношениях со сверстниками и взрослыми, а также помогает им оставаться в безопасности.

Каждый чувствует себя более комфортно, когда человек, с которым он находится, уважает его личное пространство.

Хотя существуют некоторые общепринятые представления о том, сколько места уместно в данной ситуации; количество личного пространства, в котором нуждается каждый из нас, может сильно различаться.

Это пространство меняется в зависимости от нескольких факторов:         

  • С кем вы
  • Что вы делаете
  • Где вы находитесь                                                    

Многие люди относятся к пространству, которое необходимо иметь между собой и кем-то еще, чтобы чувствовать себя комфортно, как к своему « космическому пузырю ». Принято считать, что у нас есть меньший «пространственный пузырь» с семьей и близкими друзьями, чем со знакомыми, незнакомцами и авторитетными фигурами.

Для маленьких детей космический пузырь иногда может быть одинакового размера для всех. Кроме того, они склонны думать, что у всех такой же космический пузырь, как и у них. Вы часто видите это у очень маленьких детей и у детей с особыми потребностями. Эти дети могут подойти к вам и сесть к вам на колени, обнять вас без разрешения, прикоснуться к вашим волосам, поиграть с вашим ожерельем, прикоснуться к рисунку на вашей рубашке или прикоснуться к вашему телу без разрешения, иногда в неподходящих местах.

Как вы понимаете, это может быть очень неудобно для другого человека. Когда дети делают такие вещи с учителями или другими взрослыми, мы обычно знаем, как справиться с таким поведением и как перенаправить ребенка. Но когда один ребенок вторгается в личное пространство другого ребенка, не всегда получается так хорошо.

Дети чувствуют себя неловко, раздражаются, а иногда и злятся, когда сверстники лезут в их личное пространство. Важно, чтобы мы учили детей тому, что такое хорошее личное пространство, как определить, вторгаются ли они в чужое личное пространство, и, если это так, что с этим делать.

 

     3 ключевых момента обучения учащихся личному пространству

 

006

Создание хорошего личного пространства с вашими учениками — важный первый шаг в обучении ваших учеников. пользоваться им и уважать его. Можно легко забыть об этом, пока мы занимаемся своим напряженным днем ​​и пытаемся помочь нашим ученикам. Для нас важно уважать чужое личное пространство, даже если оно сильно отличается от нашего собственного. Мы можем сделать это;

*Сообщаем детям, когда нам нужно войти в их личное пространство

*Спрашиваем детей, можем ли мы попасть в их личное пространство, и объясняем, почему «Я знаю, что тебе не нравится, когда я прикасаюсь к тебе, поэтому вместо «дай пять» я посылаю тебе улыбку». Правозащита

Научите детей распознавать свое личное пространство в различных ситуациях и защищать себя, если кто-то вторгается в их личное пространство. В зависимости от ситуации детям может понадобиться;

*Создать резервную копию

*Уйти

*Попросить (или сказать) человека отойти/перестать трогать 

*Попросить помощи у взрослого

 

каждый Ожидаемое поведение

Некоторые детям потребуется подробное обучение, чтобы по-настоящему понимать и уважать личное пространство других, а также понимать и отстаивать свое собственное. Вот несколько способов научить детей тому, что такое личное пространство.

1.  Космический пузырь : Используя обруч, попросите детей держать обруч вокруг талии, а затем пройтись по пространству, наблюдая, когда их обручи ударяются. Скорее всего, это был бы чей-то пузырь личного пространства. Если вы подойдете намного ближе, другому человеку, вероятно, будет неудобно (убедитесь, что хулахупы не слишком велики).

2.  Сидячий космический пузырь : Для выполнения этого задания вам понадобится много веревки или пряжи, или вы можете использовать длинную скакалку и поделиться ею. Попросите детей сесть и дать им веревку, пряжу или веревку (или сделать это на улице и использовать тротуарный мел). Пусть каждый ребенок продемонстрирует свой личный космический пузырь, расположив веревку, пряжу или скакалку вокруг себя, образуя круг любого размера, который он хочет. Посмотрите на детские космические пузыри. Некоторые больше/меньше других?

3.   Моя зона комфорта : Как и в случае с красным/зеленым светом, один ребенок стоит напротив комнаты, а другие дети находятся с другой стороны. Эта игра работает лучше всего, если у вас есть только один ребенок, продвигающийся вперед к ребенку через комнату. Ребенок, демонстрирующий свой космический пузырь, должен поднять руку по сигналу «СТОП», когда ребенок, идущий к нему, подойдет достаточно близко. Еще ближе и ребенку будет некомфортно. Во время игры смотрите на космический пузырь каждого ребенка. Попросите детей поменяться местами, пока все не получат очередь продемонстрировать свой космический пузырь.

 

Личное пространство и безопасность  

Еще одна важная причина учить детей понимать и уважать личное пространство — безопасность. Личное пространство может помочь нам оставаться в безопасности. Это может быть буферная зона, которая удерживает людей на безопасном расстоянии и даже от столкновения друг с другом. Личное пространство — это частная и индивидуальная вещь, которую трудно объяснить. Мы почти считаем его продолжением нашего тела.

Люди могут негативно реагировать, когда кто-то вторгается в их личное пространство. Они могут просто чувствовать дискомфорт, а могут испытывать тревогу или гнев. Некоторые дети могут даже физически наброситься на другого ребенка, который вторгся в их личное пространство. Важно знать границы личного пространства учеников вашего класса. Особенно, если у ребенка очень маленький космический пузырь, и он сильно реагирует на то, что кто-то входит в его пространство.

Границы личного пространства ( космических пузырей ) могут сильно различаться у разных людей. Это может зависеть от множества факторов, в том числе от того, насколько хорошо вы знаете другого человека, от ваших отношений с другим человеком (нравится он вам или нет) и от того, насколько вы ему доверяете.

Некоторых детей нужно научить иметь больший космический пузырь с определенными людьми или группами людей. Один из способов научить их этому — использовать мишень Personal Space Target . Используя эту мишень для демонстрации, вы должны нарисовать, написать или поместить изображение ученика в центр мишени (яблочко), а затем использовать следующие кольца, чтобы продемонстрировать, с кем безопасно иметь меньший космический пузырь, а с кем следует держаться на большем расстоянии. Например, члены семьи будут находиться на ринге рядом с яблочком, а незнакомцы будут на самом дальнем кольце.

Для вашего удобства я сделал для вас 3 личные космические мишени . Первый пуст, так что вы или ваш ученик можете добавить информацию. Вы можете нарисовать его, написать или даже использовать настоящие фотографии. Вторая цель имеет некоторую серую заливку, чтобы помочь учащимся визуализировать различные кольца/уровни личного пространства. Эта мишень может быть полезна для учащихся старшего возраста. Третья цель выполнена в мягких тонах, чтобы красиво продемонстрировать различные кольца/уровни личного пространства, обычно используемого людьми.

Как научить ребенка пользоваться личным пространством

Большинство детей легко понимают, насколько близко нужно стоять к другим людям при разговоре с ними. Но дети, которые борются с социальными сигналами, часто не улавливают того, что типично. Они могут отталкивать или раздражать сверстников, стоя слишком близко.

Прочитайте о пяти способах помочь ребенку понять личное пространство. Вы также можете посмотреть это видео эксперта, объясняющего некоторые из этих стратегий.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Стратегии и советы

  • Социальные навыки

  • Воспитание детей

закрыть».

Попросите ребенка встать на расстоянии около 2 футов от вас. Спросите, удобно ли вам это расстояние. Затем попросите ребенка медленно идти к вам, пока он не почувствует дискомфорт. Объясните, что именно так люди себя чувствуют, когда другие стоят слишком близко, за исключением того, что их «личный круг» больше.

2. Покажите правильное расстояние.

Степень близости людей зависит от культуры. В Соединенных Штатах обычно достаточно места от 18 до 24 дюймов. Используйте опору, чтобы сделать это расстояние бетонным.

Можно взять обруч и встать в центре. Пусть ваш ребенок встанет прямо за бортик. Затем уберите его, чтобы попрактиковаться в поиске правильного места для стояния. Вы также можете использовать любой предмет длиной около двух футов, чтобы показать правильное расстояние между говорящими людьми.

3. Сценические разговоры.

Попросите членов семьи (включая вашего ребенка) по очереди стоять слишком близко или на правильном расстоянии при разговоре друг с другом. Снимите видео с этими сценами и просмотрите их вместе, чтобы у вашего ребенка было четкое представление о том, как выглядят подходящие интервалы.

4. Помогите найти улики.

Объясните, что если кто-то в разговоре делает шаг назад, ваш ребенок должен оставаться на месте. Человек сигнализирует, что было бы лучше, если бы расстояние между ними было больше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts