Личное пространство – что это в психологии. Нарушение личного пространства в отношениях – возможно ли
Ежедневно нам приходится контактировать с большим количеством людей. На работе, в магазине, в общественном транспорте, да и просто на улице мы сталкиваемся не только со знакомыми, но и с совершенно чужими людьми. Вы обращали внимание, насколько раздражает, когда незнакомец находится слишком близко? А если таких людей много, например, в лифте, в очереди в кассу, в метро? Тогда раздражение может перерасти в едва сдерживаемую агрессию. Так мы реагируем на нарушение нашего личного пространства — той зоны, куда допускаются только самые близкие люди, да и то не всегда.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Личное пространство и дистанции общения
- 1.1 Что такое дистанции общения
- 1.2 Значение личного пространства для человека
- 2 От чего зависит размер личного пространства
- 3 Причины нарушения личного пространства
- 4 Личное пространство в отношениях
Личное пространство и дистанции общения
Защита собственной территории – это естественное поведение любого представителя животного мира. Есть такая потребность и у человека. Однако наша зависимость от социального взаимодействия, от общения с другими людьми и сам характер существования заставляют человека быть терпимее. К тому же наши социальные отношения более сложные, чем у животных, и окружающие нас люди не делятся исключительно на своих и чужих, близких родичей и врагов. Поэтому в общении человеку свойственно соблюдать разные дистанции.
Что такое дистанции общения
В конце 60-х годов прошлого века психолог Эдвард Холл (США) разработал теорию дистанций общения. Законы, определяющие расположение индивидов в процессе взаимодействия, он объединил в раздел социальной психологии, который назвал проксемика – в переводе с английского proximity означает «близость».
В зависимости от ситуации общения Э. Холл выделил 4 дистанции:
- Интимная – до 50 см.
- Личная – 50 см – 1,5 м.
- Социальная (деловая) – 1,5-3,5 м.
- Публичная – 3,5-7,5 м.
Интимная дистанция характерна только для самого близкого общения, недаром она так и называется. Личная дистанция предназначена для друзей, близких родственников и условно совпадает с личным пространством, хоть его размеры зависят от многих факторов, поэтому реально оно может быть и больше, и меньше. Социальная дистанция – это пространство делового общения на разных уровнях, а публичная – расстояние, выбираемое людьми для открытых выступлений, например, чтение лекций в ВУЗе или произнесение речи на митинге.
Значение личного пространства для человека
Для нас личное пространство – это зона комфорта, нарушение которой посторонним человеком расценивается как проявление неуважения, а то и угрозы. Формироваться личное пространство начинает еще в детстве, поэтому так важно, чтобы у ребенка был свой уголок, где он может не только играть, но и побыть наедине с собой. Нередко негативизм, а то и открытая враждебность подростков объясняется тем, что взрослые, особенно родители, беззастенчиво и в любое время вторгаются в их личное пространство.
Возможность побыть в одиночестве играет важную роль в правильном формировании личности. Чувство защищенности в своей зоне комфорта также является необходимым условием для душевного равновесия человека.
От чего зависит размер личного пространства
Зона комфорта, которая связана с личным пространством, неодинакова у разных людей, и ее размер зависит от нескольких факторов:
- От индивидуально-психологических особенностей личности. У холериков личное пространство меньше, чем у флегматиков, и они охотно нарушают границы интимной зоны другого человека. Не только флегматики, но и интроверты в целом, напротив, свято чтут право других на личное пространство, но и сами негативно реагируют на нарушение своего.
- От степени уверенности и самооценки человека. Люди с низкой самооценкой не уверены ни в себе, ни в своем собеседнике, поэтому стараются держаться от него подальше. Иногда они даже отступают в процессе разговора, тем самым увеличивая дистанцию. Попытка нарушить их личное пространство может спровоцировать агрессию. С другой стороны, люди с завышенной самооценкой склонны нарушать личное пространство собеседника, одновременно сокращая и свое.
- От особенностей воспитания и условий взросления. Дети, не имеющие братьев и сестер, обладают большим личным пространством, чем те, кто вырос в многодетной семье. Тот, кто в детстве имел собственную комнату, повзрослев, будет более ревностно оберегать свое личное пространство, чем дети, выросшие в тесноте. И вообще, уважение к личному пространству других людей и к своему собственному закладывается в процессе воспитания и во многом зависит от поведения родителей, которое является образцом для подражания.
- От особенностей национального характера. В зависимости от этих особенностей народы делятся на контактные и неконтактные. К контактным относятся многие южные темпераментные этносы, такие как латиноамериканцы, итальянцы, представители Южного Кавказа. Они, общаясь, располагаются близко к собеседнику и часто касаются его. Неконтактные народы, к которым относятся, жители Северной Европы, напротив, имеют довольно большое личное пространство и избегают тактильных контактов с собеседником.
На размер личного пространства также оказывают влияние культурные и религиозные традиции. Например, в целом темпераментные индусы предпочитают держаться на расстоянии от партнера по общению и не допускать прикосновений. Это же можно сказать и о японцах.
Причины нарушения личного пространства
Сокращение дистанции общения и вторжение в интимную зону вызывает у людей негативную реакцию. Поэтому следует избегать подобного поведения – не допускать похлопываний по плечу, прикосновений, особенно к голове и к лицу. Не стоит подходить слишком близко к малознакомому человеку, это спровоцирует негативную реакцию отторжения. Вы можете вызвать неприязнь у человека, и наладить нормальные отношения с ним потом будет непросто.
Считается, что жители больших городов относятся к нарушению своего личного пространства более спокойно, чем те, кто живет в небольших городках и поселках. Но это не совсем верно. Да, жители мегаполисов более привычны к скученности и чрезмерно тесному соприкосновению с чужими людьми в транспорте, в лифте, в очередях.
Условия существования в больших городах заставляют смириться со многими неудобствами, но нарушение личного пространства может быть и осознанным, намеренным. Думаю, каждый из нас оказывался в такой ситуации, когда собеседник словно нависает над ним, приближается вплотную, вызывая буквально дрожь раздражения и растерянность. В этих условиях человек может потерять нить разговора, утратить легкость мысли, а то и здравый смысл. Стремление избавиться от психологического давления собеседника, нарушившего личное пространство, приводит к поспешным, необдуманным решениям. Человек соглашается на то, на что в иных условиях не согласился бы. Знакомо?
Существует две основные причины, по которым человек сознательно нарушает личное пространство своего партнера по общению.
- Стремление манипулировать партнером, подчинить его себе, заставить выполнить то, что выгодно манипулятору. Но нужно обратить внимание, что и человек, оказывающий давление, подвергается той же опасности, ведь он открывает и свое личное пространство. В такой ситуации выигрывает более сильный психологически и более уверенный в себе человек, и не обязательно это будет инициатор вторжения.
- Стремление к интимной близости в ситуации, когда партнер нравится, в том числе на физиологическом уровне. Сокращение дистанции общения – это своеобразная демонстрация намерений и подсознательное стремление воздействовать на партнера с помощью ольфакторных средств (феромонов – характерного запаха сексуального возбуждения). Если партнер в ответ на сокращение расстояния не стремится увеличить дистанцию общения и принимает вторжение в личное пространство, то, скорее всего, симпатии взаимны.
Но учитывая, что каждый человек ревностно относится к границам своей интимной зоны, нарушение их даже с самыми лучшими намерениями может привести к конфликту.
Личное пространство в отношениях
Когда люди вступают в близкие отношения, то это само по себе предполагает и взаимную симпатию, и сокращение дистанции общения. Есть не так-то много людей, кого мы допускаем в свою интимную зону, но они как бы становятся частью нашего личного пространства. И если кто-то чужой приближается к нашему партнеру слишком близко, это вызывает у нас негативную реакцию, словно посягают на нашу собственность. Это кажется неправильным, но чувствам ведь не прикажешь, верно? Поэтому такая реакция вполне естественна.
Однако и в отношениях с близким человеком следует уважать его личное пространство, возможность время от времени побыть одному. К тому же это понятие «личное пространство» имеет отношение не только к определенной территории.
Встретив близкого нам человека, вступив с ним в отношения, мы стремимся стать частью его жизни, причем, желательно, самой значительной частью. Но это, казалось бы, естественное желание наталкивается на серьезную проблему – другой человек не всегда готов впустить нас в свою душу. Он стремится сохранить в ней интимные уголки, куда другим, пусть и близким людям, вход запрещен. И мы понимаем, что и у нас есть такие же уголки, где хранятся самые заветные мечты и желания, самые личные воспоминания. И мы не готовы всем этим делиться ни с кем. И это правильно.
Ментальное личное пространство – это своеобразная интимная зона в нашем сознании. Допустив туда постороннего, мы становимся уязвимы перед ним, ведь он будет знать все наши слабости, болевые точки, тайные желания, в которых и себе-то мы не всегда хотим признаваться. Поэтому если мы хотим сохранить хорошие отношения с партнером, не стоит лезть к нему в душу.
К ментальному личному пространству относится также сфера нашего «Я» — совокупность черт, характеристик, особенностей, которые присущи только нам и определяют уникальность нашей личности. Каждый человек бережет эти качества (даже если они не слишком положительные) как величайшую ценность. Ведь что может быть страшнее утраты собственного «Я», обезличивания, потери уникальности?
К сожалению, нередко случается, что мы, искренне заботясь о партнере, о сохранности наших отношений, стараемся его переделать. Мы ведь хотим, чтобы он стал лучше? Какими бы благими ни были намерения, они неправильные и могут разрушить отношения. Даже маленький ребенок совершено инстинктивно сопротивляется насилию над его личностью. А ведь родители тоже хотят добра. Что же говорить о взрослом человеке.
Вы полюбили человека, вступили с ним в отношения, значит, он вам нравится. Так позвольте ему оставаться самим собой, не перекраивайте его на собственный лад или не стремитесь сделать его таким «как все». Подобное вторжение в интимную зону наиболее разрушительно для отношений.
Уважение к личному пространству партнера по общению – одно из важнейших условий успешности отношений с ним. Да, среди людей встречаются манипуляторы, и некоторые из них довольно успешные. Им удается безнаказанно нарушать личное пространство своих собеседников и даже побуждать их действовать по своему плану. Но таких людей никто не любит, их избегают и идут на контакт только в крайнем случае. Не думаю, что подобная участь привлекательна.
Личное пространство. Территориальное личное пространство
Говорим «личное пространство» — чаще всего подразумеваем «территориальное личное пространство». Выясним, что это такое и зачем нужно.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
Начнем с определения.
👥 Понятие «личное» связано с отношениями, то есть с обменом ресурсами. Этим словом мы можем определить, какие ресурсы принадлежат нам, а какие не имеют к нам отношения.
⭕️ Понятие «пространство» обозначает множество каких-либо предметов.
📌 Личное пространство — это множество ресурсов, которые связаны с отношениями. В процессе отношений мы делим эти ресурсы с окружающими.
🤹🏻 Ресурсы могут быть самыми разными, от их типов зависит классификация личного пространства.
Личное пространство может быть 👇
▫️ территориальным,
▫️ информационным,
▫️ социальным,
▫️ экономическим,
▫️ духовным.
Когда мы упоминаем личное пространство, мы чаще всего имеем в виду именно территориальный тип.
📌 Наше территориальное личное пространство — это та территория, на которой другие люди не могут пользоваться каким-либо ресурсами без согласования с нами.
Например, существует геометрическое личное пространство 👇
▫️ комната,
▫️ шкаф,
▫️ полка.
🏠 Мы объявляем, что ресурсы в пределах этого пространства — наши. Находиться в этом пространстве и пользоваться его ресурсами нельзя без нашего разрешения.
👥 Любое действие в рамках личного пространства оказывает влияние на отношения с человеком. Если вы без разрешения заходите в чужую комнату — это будет нарушением личного пространства, которое может ухудшить отношения с этим человеком.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь обсудим наиболее узкое и наиболее широкое территориальное личное пространство.
📌 Наиболее узкое территориальное личное пространство — это наше тело.
❌ Многие системы, нацеленные на уничтожение личности, стараются лишить человека даже этого личного пространства. Так работают концлагеря, тюрьмы, в какой-то степени армия.
⬛️ Также именно с этим связана травматичность сексуального насилия — оно лишает человека ощущения власти даже над собственным телом. Поэтому люди, пережившие такое насилие, максимально чувствительны относительно границ своего личного пространства.
📌 Наиболее широкое территориальное личное пространство — географическое.
🌎 К нему может относиться страна, город, район или просто какое-то определенное место, которое человек считает своим.
К географическому личному пространству люди относятся по-разному 👇
💭 Кто-то может просто ностальгически вспоминать о «своих» местах — любимых городах или странах.
🤜 Кто-то готов яростно защищать и сражаться с «свои» места, будь то родная страна или район.
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
Обучение детей личному пространству по возвращении в класс
Этой осенью миллионы детей по всей стране вернутся в школу. Некоторые будут рады приветствовать своих друзей объятиями, но не все эти друзья будут готовы к физическому контакту.
Уважение личного пространства — это приобретенный навык, которого у младших детей может еще не быть, особенно после года, проведенного дома.
Вы можете создавать планы уроков, чтобы помочь учащимся лучше понять личное пространство своих сверстников и то, как отстаивать свои интересы. Это то что тебе нужно знать.
Что такое личное пространство?
Прежде чем вы начнете рассказывать о личном пространстве, полезно иметь представление о том, как оно определяется. Личное пространство — это область вокруг нас, которая создает невидимый барьер от других. Когда это пространство вторгается, вы можете чувствовать себя некомфортно.
Команда Your Therapy Source говорит, что существует четыре зоны личного пространства:
- Интимное пространство (0-18 дюймов).
- Личное пространство (от 18 дюймов до 4 футов).
- Социальное пространство (от 4 до 10 футов).
- Общественное пространство (более 10 футов).
В каждой из этих зон допустимо различное поведение. Например, шепот друга на ухо предполагает впуск кого-то в ваше интимное пространство. В то время как ученик может не хотеть, чтобы кто-то находился в его личном пространстве, другие дети имеют право находиться в своем социальном или публичном пространстве.
Социальные и культурные факторы будут влиять на уровень личного пространства студентов, говорит писатель по этикету Дебби Мейн. Например, пол человека, вторгшегося в пространство, по сравнению с полом человека, в чье пространство вторглись, может определять уровень комфорта, особенно для старшеклассников, которые лучше осведомлены о гендерных различиях. Культура или страна, из которой человек родом, также влияют на то, насколько комфортно он будет себя чувствовать, приглашая людей в свое пространство.
Ваше личное пространство — это ваша безопасная зона. После года дистанционного обучения и социального дистанцирования вы можете обнаружить, что ваши потребности в личном пространстве изменились. Вашим учащимся также может потребоваться больше личного пространства.
«Мы дистанцируемся от других, чтобы чувствовать себя в безопасности от физической угрозы и уменьшить сенсорную перегрузку (чем ближе люди, тем больше сенсорной информации они дают)», — пишет доктор Шон Берн, психолог и профессор психологии. «Даже в «нормальные» времена вторжение в личное пространство доставляет дискомфорт. В зависимости от человека и ситуации они могут вызывать тревогу и стресс».
Все чаще звучат призывы учить детей личному пространству (и родителям уважать их). Тот факт, что ученик молод, не означает, что он не против прикосновений незнакомцев или друзей.
«Я понимаю, что чувства могут быть задеты, когда отказывают в объятиях, но не лучше ли воспитывать детей, которые чувствуют, что они контролируют свое тело?» — спрашивает драматург Рейчел Бублиц. Вдохновленная этой концепцией личного пространства и согласия, она разработала шоу «Презентация: суперкот и робот-рептилия». Он был создан, чтобы научить детей управлять своим телом.
Обучая детей уважать личное пространство и говорить о своих потребностях, вы поможете им стать защитниками самих себя, когда они станут старше.
Пандемия может повлиять на потребности учащихся в пространстве
У каждого родителя в прошлом году были разные правила социального дистанцирования и участия. Некоторые студенты видели свои семьи только более 12 месяцев, в то время как другие, вероятно, посещали летний лагерь или навещали друзей. Вы можете найти некоторых учеников, которые испытывают высокий уровень беспокойства, когда возвращаются в класс.
Доктор Мелисса Сантос — старший детский психолог Детского медицинского центра Коннектикута. Она работает с родителями детей, страдающих гермафобией. В некоторых случаях состояние могло ухудшиться из-за пандемии COVID-19.
Как педагог, вы можете заметить, что некоторые из ваших учеников проявляют навязчивое поведение, чтобы предотвратить заражение микробами, или беспокоятся о том, чтобы оставаться чистыми. Сантос рекомендует ограничить частоту разговоров о микробах и пандемии, если учащиеся уже следуют передовым методам CDC. Дети подражают своим родителям и учителям, поэтому, если вы будете сохранять спокойствие и показывать пример того, что правильно, ваши ученики последуют за вами.
Дети, которые боятся микробов, могут хотеть иметь больше личного пространства, но при этом чувствовать себя обделенными. Они могут захотеть держаться за руки с друзьями во время игры в Red Rover, но беспокоятся о распространении микробов.
«Я работаю с детьми, которые очень конфликтны», — говорит детский психолог доктор Джон Даффи, автор книги «Воспитание нового подростка в эпоху беспокойства». «Они не хотят ничего упустить, они не хотят показаться странными, и все же они очень сосредоточены на страхе передачи инфекции. И у них не так много места, чтобы выразить это». Он говорит, что число его пациентов, испытывающих симптомы ОКР, утроилось во время пандемии.
Узнавая о личном пространстве, дети могут создать автономию своего тела, не распространяя тревогу и не подпитывая свои страхи. Они могут четко заявить, что им комфортно с начала учебного года.
«Уменьшить тревожное поведение, связанное с COVID-19, сложнее, чем преодолеть другие фобии из-за социального давления, социальной ответственности, законов и огромного количества людей, живущих со страхом и/или проявляющих тревожное поведение на публике», — говорит психотерапевт Кен Гудман. . «Петли отрицательной обратной связи поддерживают систему и могут возникать во всех типах систем на микро- и макроуровне, в том числе с коронавирусом».
Вот почему так важно справляться со страхами перед COVID-19 на уровне класса. Если несколько детей испытывают высокий уровень тревоги по этому поводу, то их сверстники подхватят этот страх и возьмут его на себя.
Мероприятия по обучению детей личному пространству
Детей можно учить личному пространству начиная с детского сада и дошкольного возраста и заканчивая средней школой. Согласие — это то, чему дети должны будут научиться по мере взросления, как в том, как давать его, так и в том, как просить его. Вы можете представить концепцию личного пространства через эти действия.
Если вы еще этого не сделали, команда Brain Balance Centers рекомендует использовать коврики для обучения личному пространству. Предложите учащимся сесть на свой собственный квадратный ковер во время групповых занятий. Предложите им оставаться на ковре на протяжении всего занятия (вы даже можете устроить из этого игру). Это учит студентов, как идентифицировать свое личное пространство и пространство других.
Донна Миазга, логопед и креативный директор Badger State Speechy, предлагает использовать личное пространство для обсуждения того, как можно сблизиться с разными людьми. В этом случае ученик находится в центре (можно нарисовать яблочко с изображением ученика в середине мишени). Первое кольцо — это члены семьи — люди, которых студент может обнять и сблизиться. Следующее кольцо — друзья, потом другие ученики и преподаватели, потом знакомые. Незнакомцы падают за пределы ринга. Эта цель показывает, что нормально общаться с близкими вам людьми, но нельзя обнимать незнакомцев или даже прикасаться к людям, которые просто знакомы.
Вы также можете превратить обсуждения в личном пространстве в игру. Блогеры Socially Skilled Kids предлагают игру в стиле «красный/зеленый свет», в которой один ученик движется к другому, пока тот не даст ему красный свет. Это упражнение демонстрирует, что у каждого учащегося есть свой личный пузырь и ограничивает, насколько близко могут подойти другие. То, что работает для одного человека, не обязательно работает для другого.
Антуанетта Стейн из EQ4Kids призывает родителей и учителей давать учащимся «ключевое слово» всякий раз, когда кто-то собирается проникнуть в их личное пространство. Это может быть так же просто, как сказать «личное пространство», но это предупреждает другого ученика о том, что ему может потребоваться резервная копия. Это хороший способ для учащихся сообщить людям, что им нужно больше места.
Существуют также различные типы средств массовой информации, которые можно использовать для ознакомления с концепциями личного пространства и согласия. Учительница Сильвия Крунден, автор книги «Пожалуйста, не лопайте мой пузырь!», видела, какой явный резонанс вызвала ее книга во время пандемии COVID-19, когда родителям приходилось объяснять своим детям, что это нехорошо (или небезопасно) рядом с другими. Ее книга рассказывает детям о личном пузыре и о том, что значит вторгнуться в него. В нем также рассматривается, что дети могут сделать, если кто-то «лопнет их пузырь».
«Можно сказать: «Ты лопаешь мой пузырь, но я могу использовать свои слова, и мы все еще можем быть друзьями», — объясняет она. Эта книга написана для детей от трех до четвёртого класса. Это хороший способ обсудить пространство в классе.
Алессия Санторо, редактор PopSugar, также составила список книг о согласии, предназначенных для детей. Заголовки включают: «Майлз — хозяин своего тела», «Не обнимай Дуга» и «Личный космический лагерь».
Представляем цифровое личное пространство
Если вы работаете со старшими учениками, вы можете уделить время обсуждению цифрового личного пространства — относительно новой концепции, разработанной из-за того, что Интернет «всегда включен». Цифровое личное пространство — это процесс создания онлайн-границ для себя. Это означает установку часов, когда вы не будете проверять уведомления и определять, какая информация будет и не будет публиковаться в Интернете.
«Сегодня мы все больше живем в киберпространстве, которое не имеет физического, личного измерения», — говорит Майкл Грациано, профессор неврологии и психологии Принстонского университета. «В Интернете намного проще — когда вы не находитесь в чьем-то личном пространстве или рядом с ним — оскорблять или быть невероятно недипломатичным или деструктивным».
Подростки часто подвергаются вторжению в свое цифровое личное пространство, что может включать в себя все, от киберзапугивания до давления со стороны сверстников, чтобы они были в сети до позднего вечера.
«Каждый день подростки вынуждены участвовать в физическом и онлайн-мире, — говорит психотерапевт Барб Шепард. «Когда вы берете телефон в руки, вас засыпают всевозможными уведомлениями: запросы на добавление в друзья, лайки, комментарии и быстро исчезающие фотографии из различных приложений, которые требуют немедленного ответа».
После года удаленного обучения ваши ученики, вероятно, осознают давление, которое возникает из-за присутствия в Интернете. Сейчас самое время поговорить об установлении цифровых границ и личном онлайн-пространстве.
Почти у всех вторглись в их пространство без их согласия. Это часто происходит невинными, случайными способами — например, когда кто-то натыкается на вас в продуктовом магазине или стоит слишком близко, когда разговаривает с вами. Однако эти взаимодействия неудобны, а иногда и небезопасны. Обучая студентов тому, как просить других сделать шаг назад, вы даете им возможность защищать свое тело и эмоциональное здоровье, не причиняя вреда окружающим.
Изображения по: kaew6566/© 123rf.com, Lightfieldstudios/© 123rf.com, CDC , KLIMKIN
COVID EXPED. Дистанционная процедура проста: исследователь приближается к участнику исследования. Когда приближающийся человек подходит слишком близко, доброволец говорит: «Стой». Задача проста. Но он также весьма эффективен для исследования размеров зоны физического комфорта человека, или «личного пространства».
Эта процедура была неотъемлемой частью предварительного исследования, которое было проведено в Массачусетской больнице общего профиля для проверки изменения восприятия зон личной безопасности до и во время пандемии COVID-19. Исследователи воспользовались исходной статистикой, которую они собрали у 19 человек до пандемии. Команда сравнила их с данными, собранными у дюжины этих субъектов после начала вспышки, и обнаружила, что личные границы расширились на 50 или более процентов по одному показателю. Это ознаменовало расширение зоны безопасности — естественной, инстинктивной, которая отличается от руководящих принципов дистанции в шесть футов от чиновников общественного здравоохранения.
Исследование небольшое, но оно является частью растущего объема исследований в области социальных наук, пытающихся оценить долгосрочные последствия пандемии для психического здоровья. Исследователям интересно, сохранятся ли изменения в нашей зоне комфорта личного пространства и может ли эта зона меняться от места к месту. Сохраняется ли его наблюдаемый размер в сельской местности Миссисипи, а также в районе Бостона, где проводилось исследование?
Scientific American побеседовал с ведущим исследователем исследования Дафной Холт, адъюнкт-профессором психиатрии Гарвардской медицинской школы и Массачусетской больницы общего профиля, которая имеет большой опыт в попытках понять, как люди создают окружающее пространство, которое они могут считать своим . Она рассказала о своем недавнем исследовании как о предварительном шаге к новому исследованию, которое ее группа планирует провести для оценки продолжающегося психологического воздействия COVID.
[ Отредактированная стенограмма интервью следует за .]
Как вы стали участвовать в этом исследовании?
Я давно интересовался личным пространством. Моя группа изучает некоторые из автоматических моделей поведения, которые представляют собой строительные блоки социальных взаимодействий, самые основные вещи, которые мы делаем инстинктивно и автоматически. Одним из таких инстинктивных поведений является то, как мы определяем личное пространство.
Я психиатр. А болезнь, которую я изучал большую часть своей карьеры, — это шизофрения. И оказывается, что люди, страдающие шизофренией, иногда демонстрируют ненормальное личное расстояние. Они часто стоят далеко от других людей. И мы обнаружили, что это расширение личного пространства при шизофрении связано с некоторыми нарушениями социального функционирования. В каком-то смысле это звучит замкнуто: вас меньше интересует общение с другими людьми, и поэтому вы стоите от них дальше.
У каждого человека есть небольшие различия в личном пространстве в зависимости от того, насколько хорошо вы кого-то знаете. У всех нас есть эта зона комфорта, где, если кто-то вторгается, мы начинаем чувствовать себя некомфортно. Культура определенно влияет на личное пространство. Социальная иерархия имеет влияние, но оказывается, что если вы контролируете все эти факторы — а мы можем сделать это в лаборатории — люди имеют довольно устойчивые предпочтения личного пространства. Он удивительно стабилен; он действительно не меняется со временем. Нам очень интересно понять механизмы мозга, управляющие этим поведением. И мы провели исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии очень высокого разрешения [фМРТ].
Что ты нашел?
Мы обнаружили, что реакции на вторжение в личное пространство демонстрируют интересный паттерн с точки зрения того, как они физически устроены в мозгу. Мы обнаружили, что в пределах одной части теменной коры существуют «колонны» активации, которые представляют собой тонкие стопки одновременно активированной коры, простирающиеся от середины к внешней поверхности мозга. Эти столбцы реагируют на стимулы, расположенные внутри, но не за пределами границ личного пространства. Это было действительно интересно, потому что дает нам представление о том, как базовая сенсорная информация используется для расчета расстояния, на котором мы предпочитаем стоять от других людей.
Использовали ли вы другие методы?
Мы также используем традиционные методы, в том числе процедуру «стоп-дистанции», при которой исследователь подходит к участнику исследования до тех пор, пока этот человек не скажет остановиться. Мы пытаемся понять характер реакции на вторжение в личное пространство — то, что мы называем «формой» реакции. Это то, что на самом деле не совсем понятно.
Мы также использовали виртуальную реальность [VR]. Аватар приблизится к субъекту, или субъект приблизится к аватару в среде виртуальной реальности. И оказывается, что люди имеют очень похожую реакцию личного пространства на аватарку, как и на реального человека. Ответы в основном идентичны, хотя аватары не очень похожи на реальных людей. Аватары могут быть похожи на реальных людей, как трехмерные анимированные персонажи, но они достаточно примитивны, чтобы их можно было сразу отличить от реальных людей.
Что вас изначально заинтересовало в использовании виртуальной реальности?
Причина, по которой мы решили использовать виртуальную реальность, отчасти заключалась в том, что нашу работу можно было легко перенести в сканер [фМРТ]. Но главная причина в том, что на измерения личного пространства влияют физические характеристики людей, участвующих в исследовании. Например, если вы общаетесь с более высоким человеком, вы будете стоять дальше от него. Поэтому, если вы используете реальных людей в этих измерениях, у вас будет дополнительный шум в результатах, связанный с этими различными физическими характеристиками. Но виртуальная реальность позволяет вам идеально контролировать все эти переменные и изучать их влияние. Например, изменение положения или длины руки аватара или зрительный контакт с аватаром могут сказать вам, как эти вещи влияют на личное пространство.
Вы изучали группу людей, чтобы понять, как они справляются с личным пространством. А затем появился COVID, который заставил вас проверить, изменилось ли их представление о личном пространстве.
Это казалось очевидным вопросом. Нас всех внезапно попросили практиковать такое поведение — социальное дистанцирование — это довольно неестественно. Мы должны были стоять на расстоянии не менее шести футов от других людей. Типичный размер личного пространства колеблется от 60 до 100 сантиметров (от двух до [3,3] футов), в зависимости от обстоятельств.
Социальное дистанцирование как мера общественного здравоохранения очень преднамеренно, но обычный способ, которым мы дистанцируемся от другого человека, в основном бессознателен. Итак, вопрос заключался в следующем: как нормы общественного здравоохранения влияли на наши инстинктивные границы личного пространства? Благодаря виртуальной реальности у нас появилась возможность реально изучать вопросы, связанные с личным пространством, в безвирусном и безопасном контексте.
Что ты открыл?
Мы обнаружили, что личное пространство значительно увеличилось во всех измерениях. Мы измеряли его, когда человек приближался к другому человеку или аватару или когда аватар или человек приближались к участнику исследования.
Во всех проведенных нами измерениях мы обнаружили значительное увеличение личного пространства во время пандемии по сравнению с теми же измерениями у тех же людей, собранными до пандемии. Мы видели это даже в ответ на аватарки. Так что это было явно не из-за непосредственного риска или опасности заражения.
Насколько увеличились периметры личного пространства?
Из 19 участников 12 человек прошли все оценки, включая сеансы виртуальной реальности, до и во время пандемии. У тех, кто был оценен оба раза, размер личного пространства увеличился на 40–50 и более процентов по сравнению с до пандемии, когда он составлял 80–9.0 сантиметров [от 2,6 до трех футов] для одного из измерений, которые мы сделали. Сейчас он составляет в среднем около 125 сантиметров [4,1 фута].
Итак, вы собираетесь проводить более масштабные испытания, связанные с личным интервалом?
У нас есть грант Национального института здравоохранения для поддержки сотрудничества с некоторыми инженерами из Массачусетского университета в Амхерсте, которые разработали носимый датчик, который может измерять расстояние до других людей с помощью звуковых волн. То, как звук отражается от других объектов в комнате, может сказать нам, стоит ли человек рядом с живым существом или с неодушевленным предметом. Мы действительно можем измерять личное пространство в реальном времени с помощью датчика.
Это исследование было запланировано до COVID для измерения личного пространства у людей с шизофренией, но мы говорим об использовании технологии для изучения восстановления людей после пандемии и возможности измерения некоторых из ее постоянных эффектов на социальное поведение людей. используя этот метод. В конечном счете, мы хотим иметь возможность выявлять людей, которым нужна помощь на этом этапе кризиса.
Вас, как психиатра, беспокоит, что эти эффекты могут быть длительными?
Да, я думаю, что мы уже наблюдаем симптомы посттравматического стресса у некоторых людей и что некоторые из них более уязвимы, чем другие, к психологическим последствиям этой общественной травмы. Я думаю, вполне вероятно, что у некоторых людей будет больше проблем с адаптацией к новым нормам. Возможно, мы сможем использовать объективные маркеры социального поведения, такие как измерения личного пространства, для выявления людей, нуждающихся в дополнительной поддержке.
Мы также разработали вмешательство на основе виртуальной реальности, по сути, курс или семинар, который призван помочь людям оправиться от пандемии. Это помогает повысить устойчивость, обучая методам, которые могут помочь людям справляться со стрессом и сложными переживаниями или социальными взаимодействиями в их повседневной жизни.