Личность это человек как: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

Личность | это… Что такое Личность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Содержание

  • 1 Понятие личности в философии
    • 1.1 История развития взглядов на личность
    • 1.2 Современные концепции личности
      • 1.2.1 Персонализм
    • 1.3 Атрибуты личности
  • 2 Понимание личности в социальных науках
  • 3 Понятие личности в психологии
    • 3.1 Комплекс устойчивых компонентов личности
    • 3.2 Личность, индивид и индивидуальность
  • 4 Понятие личности в религии
    • 4.1 Христианство
    • 4.2 Буддизм
    • 4.3 Другие религии
  • 5 См.
    также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек).
    Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Современные концепции личности

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

  • Воля (см. также: Свобода)
  • Разум
  • Чувства

Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:

[4]

  1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
  2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
  3. Культура и познавательные процессы
     — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
  4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Понятие личности в религии

Христианство

В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:

  1. Три Лица Святой Троицы
  2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
  3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.

Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].

Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

См. также

  • Природа и сущность человека
  • Самосознание
  • Сознание
  • Персонализм
  • Внутренний мир
  • Самопознание
  • Интегральная индивидуальность
  • Индивид
  • Особь
  • Ипостась

Примечания

  1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
  2. Кон И. С. Личность // БЭС
  3. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.  — С. 25-26.
  5. Щербатской, 1998, с. 109
  6. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
  7. Щербатской, 1998, с. 123
  8. Щербатской, 1998, с. 111
  9. Щербатской, 1998, с. 112—113
  10. Жуковская, 1992, Дхарма
  11. Торчинов, 2002, с. 20
  12. Торчинов, 2002, с. 20—21
  13. Жуковская, 1992, Моха

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
  • Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.  А. Пузырея. М., 1982.
  • Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
  • Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  • Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
  • Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
  • Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
  • Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
  • Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
  • Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
  • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
  • Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Ссылки

  • Личность // Новая философская энциклопедия

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности., Учебное пособие

метки:Личность, Человек, Индивидуальность, Понятие, Развитие, Индивид, Относительно, Структура

План.

1. Понятие о личности.

2. Структура личности.

3. Формирование личности.

 

1.В психологии понятие личность является основополагающим. Говоря о личности рассматриваются такие понятия как личность, индивид, индивидуальность и человек.

Человек – самое широкое понятие, все остальные включаются в него.

Человек- это результат биологической и исторической эволюции.

Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Все мы имеем индивидные свойства (цвет волос, глаз, кожи, конституцию тела и др.)

Личность – это тоже человек, но рассматриваемый как общественное, социальное существо. Каждая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Личность – это сознательный индивид, это качество приобретается в обществе. Маленький ребенок и психически больной не являются личностью.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че­ловек» самое широкое и общее, все остальные включа­ются в него.

Понятие «индивид»может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био­логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ­ные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа­ющим миром.

Понятие «индивидуальность»подчеркивает неповтори­мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру­гих, а также в определенной степени указывает на выра­женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин­дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе­дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она — сильная личность», «Он — не личность», оценивая, таким образом, своих близких, знакомых или героев книг, филь­мов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность чело­века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду­альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко­торые особые присущие человеку качества, выражает вы­сокий уровень его развития.

8 стр., 3589 слов

Понятие о физическом развитии

… системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные группы населения. Основы физического развития закладываются в детском возрасте. И, … измерений больших (не менее 100–150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в …

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Ле­онтьев, В.В.Давыдов).

«Личность, — подчеркивал А.Н.Леонтьев, — есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви­тия, который делает его способным управлять своим пове­дением и деятельностью… Личность, достигшая полного раз­вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи­мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха­рактеристикой личности является особая форма ее актив­ности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ­ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха­рактерной активная, а не „реактивная» форма поведения».

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос­редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно.Он относительно независим от внешних воз­действий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательновыработанными целями и намерениями.

Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластич­ности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности.Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, час­то совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет по­ложительное значение только в сочетании с высокими моральны­ми чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением до­биться личного благополучия при пренебрежении интересами кол­лектива, других людей. Смелость приобретает совершенно различ­ное содержание в зависимости от того, сочетается ли она с вы­сокой идейностью или чувствами мелкого тщеславия и самомне­ния. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по час­тям»; нельзя воспитывать отдельные ее черты, не обращая внима­ния, отвлекаясь от других черт личности. Формируется, воспиты­вается всегда личность в целом.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение …

… психология труда, психофизиология и педагогическая психология). Общая психология неразрывно связана спсихологией личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая … ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо …

В-третьих, активность личности.Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на из­менение собственной природы, своего психического склада (са­мовоспитание).

Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру­гие индивиды», понятие «индивидуальность» — «другие люди», то понятие «личность» — не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность — «социальный человек», человек в мире других людей.

 

2. Черты человека как индивидуальности могут проявлять­ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. В структуру личности входят три составляющие. В первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темпе­рамента, характера, способностей человека, не­обходимая, но недостаточная для понимания психологии лич­ности. Таким образом, выделяется первая составляющая струк­туры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) под­система.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегриро­вана, не может быть заключена лишь в некое замкнутое про­странство внутри органического тела индивида, а обнаружива­ет себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены? по меньшей мере два индивида (а фактиче­ски общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодей­ствия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действи­тельных отношений», как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, реальное существование лич­ности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и по этому, одну из характеристик структуры личности следует ис­кать в «пространстве» вне органического тела индивида, ко­торое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность от­ветить на вопрос о том, что представляют собой описанные выше феномены коллектива: коллективистское самоопределе­ние, коллективистская идентификация и др. Что это: собствен­но групповые или личностные проявления? Когда характеристи­ки и само существование личности не замыкаются «под ко­жей» индивида, а выносятся в межиндивидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как прояв­ление групповых взаимоотношений, групповое выступает в кон­кретной форме проявлений личности.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

… форма, система свойств и качеств, всецело характеризующая психологическую специфику личности (индивида, человека). Психические процессы, в полном составе, происходят в личности, однако не каждый выступает как ее отличительное свойство.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покры­вают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и пере­мещается за пределы его наличных, существующих «здесь и те­перь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредст­вом своей деятельности. Индивид как личность тем самым вы­ступает в качестве субъекта этих активно производимых пре­образований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом, не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаи­модействия. Этот процесс продолжения субъекта в другом ин­дивиде, обеспечения своей «идеальной» представлено как личности в других людях, за счет произведенных в них «вкла­дов» получил название персонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмер­тия. Если личность человека не сводится к представленно ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Вспом­ним слова А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру… доколь в под­лунном мире жив будет хоть один пиит». Индивид как носи­тель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые пе­реживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеаль­ной представленностью индивида и его материальным исчез­новением. В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксиро­вать существенные изменения, которые данный индивид про­извел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других идеальную его представленность — его личностность, то мы получили бы наибо­лее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации, охарактеризованной в марк­систской концепции роли личности в истории, только в том слу­чае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личност­ные вклады, которые, в конечном счете, оказываются вкладами в общественную практику.

Если подлинную личность метафорически можно тракто­вать как источник некоей мощной радиации, преобразующей связанных с этой личностью в условиях деятельностного опо­средствования людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. д.), то индивида, с бедными личностными характеристика­ми, можно уподобить нейтрино — частице, которая пронизывает любую сколько угодно плотную среду, не производя в ней ни­каких — ни полезных, ни вредных — изменений. «Безлич­ность» — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, от которого «не жарко и не холодно», чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым в значительной степени лишает его личности.

7 стр., 3134 слов

Человек как субъект, индивидуальность, личность

… В научной лите­ратуре, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» . Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду …

3. Личность формируется под влияние биологических и социальных факторов. Выделяют следующие теории развития личности:

— биогенетическая — все особенности личности предопределяются природой, наследственностью. Психическое развитие представляет собой процесс созревания всех наследственных свойств.

— социогенетическая – человек формируется в результате воздействия окружающей социальной среды.

Эти теории опровержимы, считается, что на развитие человека влияет и биологическое и социальное, а также личная активность и направленность личности

Что такое личность? · Frontiers for Young Minds

Abstract

Когда вы описываете себя и своих знакомых, слова, которые вы используете, могут быть разными для каждого человека. Может быть, ваша сестра творческая, а брат дружелюбный. Вы даже можете описать свою собаку как игривую, а кошку вашего соседа как нервную! Описания разные, потому что у каждого из вас свой характер, то есть вы отличаетесь от других тем, как вы чувствуете, думаете и ведете себя. Но откуда взялась твоя личность? Почему люди разные? Будет ли ваша личность всегда такой же, как сейчас? У животных тоже есть характер? В этой статье мы обсудим, что исследователи знают о личности, как она изучается и что мы все можем у нее узнать.

Представьте, что у вас есть подруга по имени Меган, которая всегда полна энергии, любит быть среди людей и полна энтузиазма. Другая ваша подруга Зои совсем не похожа на Меган; она застенчивая, тихая и любит одиночество. Что такого особенного в этих двух девушках, что делает их такими разными? Ответ в их личностях. Вы, вероятно, знаете много людей в своей семье или в школе, и они могут казаться разными друг от друга во многих отношениях, а не только в том, насколько они общительны или застенчивы. Это потому, что все они имеют разные личности, а это означает, что нет двух одинаковых людей.

Что такое личность?

Вы можете думать о личности как о мыслях, чувствах и поведении человека, которые остаются неизменными во времени и в разных ситуациях; мы называем эти устойчивые характеристики чертами личности. У ученых есть несколько идей о том, как лучше всего классифицировать различные черты, составляющие нашу личность (и даже о том, сколько существует категорий!), но наиболее популярная и широко используемая структура известна как «Большая пятерка» [1]. Как вы уже догадались, в «большой пятерке» пять категорий (рис. 1). Это открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Может быть трудно запомнить все эти категории, но помогает то, что вы можете соединить первую букву каждой категории, чтобы получилось слово «океан».

  • Рисунок 1. Категории личности «Большой пятерки».
  • Ученые часто используют эту схему, чтобы понять нашу личность. Пять категорий черт обобщают то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя с течением времени и в различных ситуациях.

Для каждой из категорий вы можете представить себя расположенным где-то на линейке от низшего к высшему. У вашей подруги Меган, вероятно, высокий уровень экстраверсии (то есть экстраверт), а у Зои, вероятно, низкий уровень (интроверт). Тем не менее, большинство людей находятся примерно в середине линейки. Например, более высокий балл по экстраверсии означает, что Меган будет более общительной, чем Зои, во многих различных ситуациях. Мы все подпадаем под все пять категорий, поэтому лучше всего понять нашу личность, объединив все пять.

Черты помогают объяснить, кто мы такие, но важно помнить, что есть и другие части личности, которые не охвачены чертами, такие как наши планы, цели, мотивы и более общее представление о себе. .

Как измерить чью-то личность?

Ученые могут измерить чью-то личность двумя основными способами. Поскольку личность отражает то, как ведет себя человек, первый способ — наблюдать за тем, что человек делает в различных ситуациях. Если мы понаблюдаем за Меган в социальных ситуациях, мы, вероятно, увидим, что она должна получить высокий балл экстраверсии, потому что она взволнована, хочет поговорить со своими друзьями и с удовольствием играет с ними в игры. Возможно, это лучший способ измерить ее личность, потому что ее баллы будут отражать ее реальное поведение в мире. Однако, даже если мы можем видеть, как она себя ведет, мы не можем видеть ее мысли и чувства (что тоже немаловажно), и возможно, что ей всего 9 лет.0025 притворяется, что любит играть со своими друзьями. Это проблема, с которой сталкиваются ученые, когда они только наблюдают, как действуют люди.

Другой способ измерить личность — это просто опросить людей! Ведь люди хорошо себя знают. Ученые часто используют анкеты, в которых людей спрашивают, как они обычно себя ведут или чувствуют, а ответы используют для подсчета баллов по каждой черте. Например, вас могут попросить сказать, насколько хорошо вас описывает фраза «сразу выполняет работу по дому». Если вы думаете, что это очень точное описание вас, то вы, вероятно, получите высокий балл за добросовестность. Вы можете задаться вопросом, скажут ли люди правду, когда они ответят, и это важно учитывать, но у ученых есть много доказательств того, что ответы людей показывают прогностическую достоверность. Это означает, что оценки личности, которые люди получают на основе своих ответов, могут предсказывать другие вещи. Например, показатели добросовестности студентов колледжей могут предсказать их оценки. Если бы люди не говорили правду, их ответы не предсказывали бы их поведение.

Откуда взялась ваша личность?

Вам может быть интересно, откуда берется чья-то личность. Как и в большинстве случаев в науке, здесь нет простого ответа. Ваша личность является результатом двух основных влияний (рис. 2). Одним из них являются ваши гены, которые передались вам от ваших родителей. Это означает, что вы наследуете часть своей личности от своих родителей [2]. Гены объясняют, почему биологические братья и сестры могут быть похожи друг на друга по характеру, даже если они растут в разных местах. Другим основным влиянием на личность является окружающая среда. Из-за того опыта, которым вы делитесь с окружающими вас людьми, у всех вас могут быть схожие характеры. Например, если вы, ваши родители, братья и сестры живете в стрессовой среде, эта среда может оказывать одинаковое влияние на всех вас. Точно так же, как на ваш рост влияют как ваши гены (у высоких родителей, как правило, высокие дети), так и ваше окружение (люди, живущие в местах с обильным питанием, как правило, выше, чем те, где еды мало), так и ваша личность.

  • Рисунок 2. Гены и окружающая среда играют роль в развитии личности человека.

Меняется ли ваша личность со временем?

Ученые установили, что личность меняется и развивается на протяжении всей жизни человека, но происходит это довольно медленно. Например, по мере взросления большинство людей становятся более покладистыми и сознательными. Мы также знаем, что жизненный и рабочий опыт может привести к изменениям личности. Если у вас успешная карьера, это может, например, повысить вашу добросовестность и снизить оценку невротизма [3]. Наконец, есть некоторые свидетельства того, что люди могут выбирают , чтобы изменить свою личность, изменив свое поведение, чтобы попытаться достичь своих личных целей [4]! Это отличная новость, если вы всегда хотели быть немного более разговорчивым или менее тревожным, чем сейчас. Оказывается, с этим можно что-то сделать!

Почему важно понимать личность?

Познавать себя и других всегда полезно. Если Меган экстраверт, то я знаю, что ей может понравиться, если я приглашу ее на вечеринку со мной и моей семьей. Понимание того, как она себя чувствует в различных ситуациях, поможет Меган лучше выбирать занятия, хобби и, в конечном итоге, работу, которая может ей нравиться. Ученые обнаружили, что измерение чьей-то личности может предоставить информацию обо всех важных вещах. Например, мы знаем, что экстраверты и добросовестные люди, как правило, живут дольше, дольше остаются в браке и добиваются больших успехов в карьере [5]. Конечно, есть много людей, не являющихся экстравертами или совестливыми, которые также имеют долгую жизнь и браки и добиваются успеха в своей работе. Важно помнить, что есть много других вещей, которые влияют на то, что происходит в нашей жизни, например, насколько мы образованы или насколько мы умны.

У животных тоже есть личность?

Раньше ученые избегали использовать слово «личность» для описания живых существ, кроме людей, потому что считали людей «особенными» и отличными от других животных. Сейчас чаще можно услышать, как ученые говорят о личностях животных. В конце концов, отдельные животные также проявляют склонность вести себя определенным образом — это уже известно любому, у кого есть домашние животные! Животные не могут отвечать на анкеты о себе, но их личность все же можно измерить, наблюдая за ними и записывая, как они себя ведут, или попросив людей, таких как смотрители зоопарка, заполнить анкеты о животных. Используя эти методы, мы теперь знаем, что у животных есть черты характера. Виды, которые тесно связаны с нами, такие как шимпанзе (рис. 3), имеют что-то вроде человеческих категорий Большой пятерки, тогда как более отдаленные виды, такие как попугаи и осьминоги, имеют другие и, возможно, более основные категории. Но все еще есть удивительное сходство между широким спектром видов, потому что все животные произошли от общего предка. Вот почему экстравертный попугай (смелый, активный) немного похож на экстравертного человека. И попугаи тоже часто болтливы!

  • Рисунок 3. У шимпанзе тоже есть характер.
  • Джесси (слева) и Шестипенсовик (справа) живут в Уэльском горном зоопарке в Уэльсе. У этих двух шимпанзе очень разные показатели доминирования. Можете ли вы угадать, кто из них более доминирующий? 1

Заключение

Мы все разные с точки зрения наших мыслей, чувств и поведения. Эти разнообразные характеристики составляют нашу личность. Гены наших родителей в сочетании с окружающей средой внесли свой вклад в ту личность, которую мы имеем сейчас. Наша личность в основном остается неизменной с течением времени, но есть также некоторые медленные изменения, которые происходят по мере того, как мы становимся старше, а также другие изменения, вызванные серьезным жизненным опытом. Понимание своей личности может помочь вам понять, что вам нравится больше всего. Наконец, помните, что не только у людей есть характеры, но и у вашей собаки и кошки! Если у вас есть питомец, может быть, пойти и найти его сейчас, чтобы посмотреть, сможете ли вы определить, какие черты вашего любимого животного могут быть высокими или низкими!

Глоссарий

Черты характера : Тенденции действовать, думать и чувствовать определенным образом, которые остаются неизменными с течением времени и в различных ситуациях.

Открытость : Описывает творческих и любознательных людей, которые могут помочь в решении проблем. Люди с низким баллом, как правило, более приземленные и практичные.

Добросовестность : Описывает трудолюбивых и организованных людей, которые могут помочь в выполнении заданий. Люди с низким баллом более импульсивны и дезорганизованы, но могут быть более гибкими и спонтанными.

Экстраверсия : Описывает разговорчивых, веселых и напористых людей, которые могут помочь в лидерстве. Люди с низким баллом более тихие, сдержанные и менее напористые, и им часто нравится проводить время в одиночестве.

Доброжелательность : Описывает тех, кто готов помочь и довериться, что может помочь в командной работе. Люди с низкими показателями более подозрительны и критичны, но в результате с меньшей вероятностью будут эксплуатироваться.

Нейротизм : Описывает тех, кто встревожен и напряжен, но также чувствителен к опасностям. Люди с низким баллом более спокойны и уверены в себе, в результате чего имеют хорошее психическое здоровье.

Прогностическая достоверность : Когда оценка по шкале или мера предсказывает что-то еще, например, поведение в реальном мире (например, насколько хорошо вы справляетесь на работе или в школе).

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Ссылки

[1] Джон, О. П., и Шривастава, С. 1999. «Таксономия черт большой пятерки: история, измерение и теоретические перспективы», в Handbook of Personality: Theory and Research , eds LA Pervin, и OP John (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press). п. 102–38.

[2] Бушар, Т.Дж., и Лелин, Дж.К. 2001. Гены, эволюция и личность. Поведение. Жене. 31: 243–73. дои: 10.1023/A:1012294324713

[3] Робертс, Б.В., Каспи, А., и Моффит, Т.Е. 2003. Опыт работы и развитие личности в юношеском возрасте. Дж. Перс. соц. Психол. 84: 582–93. дои: 10.1037/0022-3514.84.3.582

[4] Хадсон, Н. В., и Фрейли, Р. К. 2015. Волевое изменение личностных черт: могут ли люди решить изменить свои личностные черты? Дж. Перс. соц. Психол . 109: 490–507. doi: 10.1037/pspp0000021

[5] Робертс Б.В., Кунцел Н.Р., Шайнер Р., Каспи А. и Голдберг Л.Р. 2007. Сила личности: сравнительная достоверность личностных черт, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для предсказание важных жизненных результатов. Перспектива. Психол. науч. 2: 313–45. doi: 10.1111/j.1745-6916.2007.00047.x


Сноски

[1] Шестипенсовик более властен, и большинство людей думают, что он так и выглядит!

У вас тип личности А? Черты личности типа А, стратегии управления стрессом и многое другое

Написано Айшей Шармой

Медицинский обзор Пунам Сачдев 09 ноября 2021 г.

В этой статье

  • Люди типа А испытывают стресс?
  • Вредно ли для здоровья быть личностью типа А?
  • Как личности типа А справляются со стрессом?
  • Что такое черты личности типа B?

Фраза «Тип А» относится к образцу поведения и личности, связанному с высокими достижениями, конкурентоспособностью и нетерпеливостью, среди прочих характеристик.

В частности, к положительным чертам личности типа А относятся:

  • Самоконтроль
  • Мотивация к достижению результатов
  • Конкурентоспособность
  • Навыки многозадачности

Между тем, более сложные черты, которые приходят с определением личности типа А, включают:

  • Хроническая конкурентоспособность 9001 4
  • Нетерпение
  • Агрессия
  • Враждебность

Да. Из-за склонности к срочным действиям и поведению, ориентированному на достижение, люди с личностью типа А могут чувствовать себя более напряженными или страдать расстройствами, связанными со стрессом.

Другие характеристики, которые заставляют людей с личностью типа А испытывать стресс, включают:

  • Нетерпение: Люди с личностью типа А часто чувствуют, что они постоянно мчатся наперегонки со временем.
  • Конкурентоспособность: Люди с типом личности А очень конкурентоспособны и поэтому могут много критиковать себя, когда им не удается «победить».
  • Враждебность: Люди с личностью типа А легко разозлятся и могут видеть в других худшее, иногда им не хватает сострадания.
  • Ориентация на достижения: Люди с личностью типа А склонны основывать свою самооценку на внешних достижениях и могут иметь плохой баланс между работой и личной жизнью из-за постоянной потребности проявлять себя.

Имеются некоторые свидетельства того, что враждебность, в частности, может способствовать развитию ИБС.

В ходе одного испытания с участием мужчин исследователи обнаружили, что у людей с типом личности А развилась ИБС более чем в два раза по сравнению с людьми с типом личности В. К концу исследования выяснилось, что 70% мужчин, у которых развился ИБС, имеют тип личности А.

Однако, поскольку в исследовании участвовали только взрослые мужчины, неясно, можно ли применить результаты ко всем людям с типом личности А. На самом деле, более поздние исследования на женщинах не показали такой большой разницы между личностями типа А и типа В, когда речь идет о состоянии здоровья, предполагая, что то, как люди справляются со своими чертами личности типа А, так же важно, как и сами черты.

Если вы относитесь к типу личности А или обладаете вышеупомянутыми характеристиками, важно найти здоровые способы справляться со стрессом. Эти стратегии могут включать:

  • Упражнение: Тренировка высвобождает гормоны, такие как эндорфины, которые помогают увеличить чувство удовольствия.
  • Йога: Это форма активности, основанная на медленных движениях и растяжках, которые помогают снять беспокойство и улучшить внимательность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts