Личностные качества это в психологии: Качества личности — Психологос

Личностные качества и благоприятные социальные условия способствуют высокой продуктивности пожилых учёных – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сначала коротко

Ситуация: Научно доказано, что с возрастом наблюдается заметное снижение когнитивных способностей.

На деле: У многих людей 60–70 лет и старше, вопреки возрасту, происходит рост творческой продуктивности. Особенно это касается представителей науки.

Теперь подробнее

Учёные из Московского городского педагогического университета (МГПУ) и НИУ ВШЭ Владимир Поставнев, Ирина Поставнева, Вадим Песков и Алексей Двойнин выявили ключевые свойства личности, способствующие творческой продуктивности учёных старшего возраста. В ходе исследования были проанализированы данные интервью с известными российскими учёными в возрасте от 65 до 94 лет, которые активно заняты научной деятельностью и внесли значительный вклад в развитие гуманитарных и технических наук. Один из главных выводов авторов — высокая творческая и научная продуктивность учёных старшего возраста является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Статья с результатами работы опубликована в журнале Acta Biomedica Scientifica.

О чём речь?

Соотношение возраста и творческой продуктивности — актуальная проблема для современной психологии. Продолжительность жизни людей в XXI веке значительно выросла, и всё больше представителей старших возрастных групп продолжают вести активную профессиональную и творческую деятельность в разных сферах. Среди них учёные, деятели искусств, изобретали и т.д.

В научном творчестве понятие «продуктивность», как правило, употребляется в нескольких значениях, в том числе, как базовая характеристика творческого мышления. «В качестве примера продуктивного мышления можно привести ситуацию соединения двух разных идей из различных сфер науки или практики», — пишут учёные. Также под продуктивностью понимается «исключительно успешное выполнение задач научно-познавательной деятельности за установленный период времени». Кроме того, творческая продуктивность может выражаться в создании новой исследовательской традиции, научной школы, получении признания научной общественности (награды, премии и прочее), поясняют авторы.

Период высших достижений современных учёных приходится на время жизни от 58 до 78 лет, показывают результаты исследования, выполненного на основе анализа данных наукометрических систем.

В то же время отечественные и зарубежные учёные признают, что до сих пор не решена проблема критериев творческой деятельности. Такие критерии, как «популярность» или «продуктивность» не позволяют дать психологическую характеристику самого процесса творчества.

Попытки осмыслить природу творчества и закономерности реализации творческого потенциала привлекают не только деятелей науки, отмечают авторы. Так, писатель Михаил Зощенко в своей книге «Возвращённая молодость» сделал попытку дать ответ на вопрос о возможности сочетания продолжительной жизни и творческого долголетия. Люди, у которых наряду с творческой активностью сформирован высокий уровень интеллекта, рефлексии и саморегуляции, живут долгую и продуктивную жизнь, считал писатель. А ранняя гибель или самоубийство творческих людей, по его мнению, случается от переутомления и неумения управлять собой в заданных условиях.

Сходный тезис на языке психологии, как отмечают авторы, сформулировал психолог Владимир Дружинин. Он полагал, что явное преобладание в структуре личности творческого начала над интеллектом может привести к творческому спаду и сокращению времени активной жизни.

Необходимым объяснительным потенциалом в отношении феномена творческого долголетия, по мнению авторов, обладает предложенная психологом Ксенией Абульхановой-Славской интегральная характеристика личности, которую она определила как жизненную стратегию. Также исследователи обращают внимание на работу Александра Махнача, который обосновывает положение о связи способности человека сохранять творческую продуктивность на высоком уровне в преклонные годы с присущей таким людям высокой жизнеспособностью.

Также читайте

Новым направлением в исследовании природы творческой продуктивности, по мнению авторов, является научная традиция метакогнитивизма. Человек, который обладает метакогнитивными способностями, потенциально готов управлять своим поведением и может рационально распределять свои ресурсы для достижения нетривиальных целей. Такая способность, как предполагают исследователи, присуща пожилым учёным, сохранившим высокую продуктивность до преклонных лет.

Как изучали?

При построении эмпирического исследования авторы ориентировались на положение Эриха Фромма о безграничности личностного развития человека. Фромм, как они поясняют, опровергал бытующее в психологической науке убеждение о том, что развитие человека как личности направлено на достижение им конечного состояния — «зрелости», «мудрости», после которого личность начинает деградировать.

В основу исследования предпосылок и условий творческой продуктивности учёных старшего возраста была положена идея многовершинности акме. Это понятие используется в акмеологии — дисциплине, относящейся к психологии развития и исследующей механизмы и закономерности, ведущие к высшей ступени индивидуального развития — акме.

Иными словами, под акме можно понимать пик карьеры, профессионализма, компетентности. «Многовершинная модель описывает возможность неоднократного творческого «взлёта» и «падения», а экспоненциальная модель «акме» предполагает, что процесс творческого развития и реализации творческого потенциала человека идет непрерывно по нарастающей до конца жизни», — поясняют авторы.

Также читайте

В ходе исследования использовался метод дифференциально-акмеологического анализа. Эмпирическим материалом послужили интервью, взятые профессором, академиком РАО, доктором психологических наук Валерией Мухиной. Она брала интервью у учёных старшего возраста, являющихся основателями и лидерами известных научных школ, имеющих учёную степень доктора наук, учёное звание профессора, членство в академии РАН, РАМН или РАО и продолжающих активную научную работу.

Интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанное Валерией Мухиной, как поясняют авторы, включало в себя одиннадцать вопросов, направленных на изучение ключевых событий биографии, значимых ценностей и смысложизненных ориентаций респондентов. Всего было проанализировано 16 интервью с учёными в возрасте от 65 до 94 лет. Данные о пиковых достижениях респондентов были взяты из наукометрических баз данных Российского индекса научного цитирования и Российской государственной библиотеки.

Что получили?

В ходе исследования авторы пришли к выводу, что пиковое достижение (акме) является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Среди последних: социальный статус учёного, принадлежность к научной школе, доступность организационных и финансовых ресурсов.

Исследователи отмечают, что в научной работе пожилых учёных на протяжении всего времени их научной деятельности можно выделить несколько продуктивных периодов, которые в области акмеологии называются «микроакме». «При этом вершинные достижения учёных, как правило, разнесены во времени с оптимальным сочетанием предпосылок и условий для научного творчества», — комментируют авторы.

Также читайте

Психологическими факторами, способствующими творческой продуктивности и её сохранению на высоком уровне в течение всей жизни учёных, согласно результатам исследования, являются:

 понимание и принятие роли учителя, который является источником научных знаний, руководителем профессионального становления и учителем в широком смысле — как носитель ценностей и духовный наставник;

 особая восприимчивость к новому опыту;

 высокий уровень удовлетворённости жизнью в целом и низкая значимость карьеры, связанной с административной работой;

 развитая саморегуляция и способность выступать в качестве автора своей жизни, брать на себя ответственность за ее результаты;

 способность выстраивать свою жизнь на основе планирования замыслов на отдаленные перспективы и текущих, повседневных дел, приносящих удовлетворение и радость;

 высокая социальная активность;

 развитые рефлексивные способности, высокая критичность по отношению к себе и результатам творчества, социальным стереотипам и влияниям;

 способность рассматривать нарастающую физическую немощь не как тотальное поражение, а как препятствие для продуктивной деятельности;

 выход на первый план духовных способностей, духовной силы личности, проявляющейся в непрерывной работе над творческими замыслами;

 понимание самоактуализации как непрерывного деяния в избранной сфере, приложения своих сил, результатом которого становится совершенствование человека.

Также в ходе анализа исследовательских интервью было выявлено, что творческая продуктивность в преклонном возрасте находится в тесной связи с социально-психологическими условиями становления и развития творческого потенциала человека. Творчески активные в преклонном возрасте учёные в детстве имели поддержку семьи в своих интересах и устремлениях.

«В период студенчества и профессионального становления они имели возможность включиться в активную исследовательскую деятельность и приобщиться к уже сложившейся научной традиции. Учёные, творческая продуктивность которых остается на высоком уровне и в преклонном возрасте, имели также поддержку со стороны старших коллег-наставников», — поясняют авторы.

Для чего это нужно?

Наука — одна из сфер, в которой люди часто трудятся до самого преклонного возраста, при этом достигают больших успехов именно в этот период. Поэтому важно понимание, что именно способствует творческой продуктивности учёных старшего возраста. Это особенно актуально на фоне роста продолжительности и качества жизни, что способствует тому, что пожилые люди долго остаются активными в профессиональной сфере.
IQ
 

Авторы исследования:

Владимир Поставнев, руководитель департамента психологии МГПУ

Ирина Поставнева, доцент департамента психологии МГПУ

Вадим Песков, доцент департамента психологии МГПУ

Алексей Двойнин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 11 октября, 2022 г.

Все материалы автора

Психология Исследования


Психологические особенности личностных качеств психолога

Липовая Оксана Алексеевна,доцент кафедры психологииТаганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрог[email protected]

Рыжакова Анастасия Александровна,магистрантка 2го года обученияфакультета экономики и праваТаганрогского институтаимени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета(РИНХ)», г. Таганрог[email protected]

Психологические особенности личностных качеств психолога

Аннотация. В статье проведен сопоставительный анализ профессиональных личностных качеств студентовпсихологов и психологовпрактиков. Показано, что психологипрактики превосходят студентовпсихологов по перечисляемым параметрам, включенных в данный психологический феномен. Это объясняется уже имеющимся профессиональным опытом психологовпрактиков.Ключевые слова:психолог, психология, личностные качества, личность.

Личность изучается многими науками, но для психологии она является базовой категорией. Выявление личностных качеств –основа профессионального самоопределения и профессиональной компетентности. В нашем исследовании приняли участие 20 человек. Из них 10 студентовпсихологов и 10 психологов.Целью исследования послужило выявление личностных качеств психолога.Для достижения цели были решены следующие задачи:

был подобран методический материал;

сформирована выборка респондентов;

проведена обработка результатов;

проведен анализ полученных результатов и сделаны выводы. В качестве методик по выявлению личностных качеств психолога, были выбраны следующие:

личностный опросник Г. Айзенка;

опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии;

шкала самооценки СпилбергераХанина, позволяющая дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство.Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) позволяет определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику работы психолога, одним из его личностных качеств является стремление оказывать помощь и поддержку. Эмпатическое отношение к людям предполагает развитие гуманистических ценностей личности психолога. Это является основой самореализации. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Для диагностики способности к эмпатии был применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложенийутверждений.Для психологов измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Методикой, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, являетсяметодика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. У нас в стране больше известен вариант адаптации этой методикиЮ.Л. Ханина.Результаты личностного опросника Г. Айзенка показали, что большинству респондентов, как студентов психологов, так и психологов присущ типтемперамента «сангвиник», и некоторым из них «флегматик» (таблица 1.)Таблица 1Распределение респондентов по типу темпераментам

ГруппаСангвиникФлегматикСтудентыпсихологи73Психологи91

Рис. 1. Распределение респондентов по типу темперамента

Таким образом, было выявлено, что количество сангвиников среди студентовпсихологов и психологов практически одинаковое, при этом им присущи такие личностные качества, как: быстрое сосредоточение внимания, способность к быстрой работе при выполнении какоголибо, выносливость, энергичность, быстрота ума, находчивость. Данные качества необходимы в работе психолога. При этом, часть респондентов –флегматики, чей темперамент отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, что является немаловажным в работе психолога.Результаты по опроснику А. Мехрабиена и Н. Эпштейна для диагностики эмпатии представлены в таблице 3.Таблица 3Средние показатели теста эмпатии по группам респондентов

ГруппаРезультатыПоказатель эмпатииСтудентыпсихологи25

Средний показатель эмпатииПсихологи28Средний показатель эмпатии

Рис. 2. Средние показатели эмпатии.

Было выявлено, что в обеих группах средний показатель уровня эмпатии.который является достаточным для личного качества психологов в профессиональной деятельности. Результаты по шкале самооценки СпилбергераХанина представлены в таблице 4.Таблица 4. Средние показатели личнойтревожности по шкале самооценкиСпилбергераХанина

ГруппаРезультатыПоказатель тревожностиСтудентыпсихологи37

Умеренная тревожностьПсихологи34Умеренная тревожность

Рис.3.Средние показатели личной тревожности

Таким образом, было определено, что показатели личностной тревожности у студентовпсихологов и у психологов работающих обладают умеренной тревожностью, что говорит достаточно стабильном эмоциональном состоянии психологов.Подводя итог, можно сделать вывод,что и студентыпсихологи и работающие психологи обладают личностными качествами, необходимыми в работе психолога, при этом показатели практикующих психологов немного выше показателей студентов, ввиду опыта работы в своей профессии.В ходе исследования было выявлено, что большинству психологов и половине студентовпсихологов такие личностные качества, как уравновешенность, умение себя сдерживатьволевым усилием, способнностьвосстановить равновесие в своем состоянии, гибкость в общении с людьми, склонность к активной деятельности, самостоятельности в делах, которые,по мнению Г.

Айзенка,подходят профессии психолог.Результаты по выявлению эмпатии показали среднее значение, уровень личностной тревожности –умеренную тревожность, данные качества подходят для работы психологом. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть студентов, выбравших профессию психолога, имеет необходимые для этого личностные качества.На наш взгляд, необходимым качеством психолога является развитое критическое мышление. Исследователь О.А. Липовая подчеркивает важность развития критического мышления [1], [2]. По нашему мнению, развитое критическое мышление является залогом профессиональной успешности психолога.

Ссылки на источники1.Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. С. 142145.2.Липовая, О.А. Особенности понимания учебных текстов по психологии.

Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2014. № 2. С. 250252.

Большая пятерка черт личности

Черты личности — это характерное поведение, мысли и чувства человека, которые проявляются в различных ситуациях и относительно стабильны во времени. Учитывая это широкое определение, можно выделить буквально тысячи личностных черт. На протяжении большей части 100 лет исследователи личности пытались создать стандартную таксономию или организационную структуру личностных черт. Хотя некоторые разногласия остаются, таксономия Большой пятерки в настоящее время является доминирующей точкой зрения на организацию черт личности. Признаки «Большой пятерки» определены в следующем тексте, и для каждого из них даны описательные термины:

  1. Нейротизм Тревожный, темпераментный, нервный, капризный или уверенный в себе, расслабленный, невозбудимый
  2. Экстраверсия : Общительный, энергичный, активный, напористый или застенчивый, сдержанный, замкнутый, без приключений
  3. Открытость : Интеллектуальный, инновационный, художественный, сложный против лишенного воображения, простой, бесхитростный
  4. Доброжелательность : Доверчивый, доверчивый, отзывчивый, щедрый против холодного, резкого, грубого, несимпатичного
  5. Добросовестность : Организованный, аккуратный, тщательный, систематический, эффективный или небрежный, ненадежный, случайный, неряшливый

Термин «большая пятерка» был придуман Льюисом Р. Голдбергом в 1981 году и предназначался для обозначения того, что эти черты носят широкий характер. Как правило, таксономия признаков «Большой пятерки» концептуализируется как иерархическая, так что признаки «Большой пятерки» представляют собой самый широкий уровень. Внутри каждой из черт Большой пятерки могут быть определены более узкие измерения черты, представляющие второй уровень иерархии. По мере продвижения к более низким точкам в иерархии можно определить все более узкие измерения черт. Нижний уровень таксономии состоит из конкретных моделей поведения.

Происхождение Большой пятерки

Хотя человеческое любопытство и изучение черт личности восходит к древним грекам, история Большой пятерки начинается с работы Гордона У. Олпорта и Генри С. Одберта, основанной на лексической гипотезе. Лексическая гипотеза предполагает, что важные аспекты человеческого поведения будут закодированы в языке; и чем важнее аспект, тем более вероятно, что он будет закодирован как одно слово. Основываясь на этой гипотезе, Олпорт и Одберт обратились к словарю, чтобы определить основные элементы личности. Они определили почти 18 000 слов, связанных с личностью, и разделили эти термины на четыре категории:

  1. личные качества,
  2. временных настроений,
  3. оценочных терминов (например, «отлично» или «раздражает») и
  4. разное.

Хотя Олпорт и Одберт остановились на определении этих терминов, описывающих личность, Раймонд Б. Кеттелл попытался привести их в порядок. Кеттелл начал свою работу с набора из почти 4500 слов, которые Олпорт и Одберт поместили в категорию личных качеств. Поскольку этот набор терминов был слишком велик для эмпирического исследования, Кеттелл концептуально объединил термины в 171 кластер. Все еще слишком много, чтобы с ним работать, учитывая, что его вычисления нужно было выполнять вручную, в конце концов он сократил набор из 35 кластеров. Затем он смог собрать данные об этих кластерах и провести факторный анализ. Наконец, он пришел к набору из 12 факторов, но многие считают, что он преувеличил данные.

Основываясь на работе Кеттелла, два факторно-аналитических исследования заложили основу для того, что в конечном итоге стало Большой пятеркой. Используя 22 из 35 кластеров Кеттелла, Дональд У. Фиске в 1949 г., а также Эрнест К. Тупес и Рэймонд Э. Кристал (1961/1992) обнаружили пять схожих факторов при факторном анализе показателей из 22 кластеров. Выводы Tupes и Christal были особенно интересны тем, что они обнаружили пять факторов в каждой из восьми выборок, которые различались по многим параметрам: образование (выпускники средних школ, студенты колледжей, аспиранты), тип рейтинга (самооценки, оценки сверстников). , а среди однокурсников — продолжительность знакомства (от 3 дней до 1 года и более). Пять факторов, идентифицированных Фиске, Тупесом и Кристалом, были определены таким же образом, как сегодня определяется Большая пятерка.

Признавая некоторые ограничения в концептуальной сортировке терминов признаков Кеттеллом, Уоррен Т. Норман вернулся к началу и разработал новый список описательных терминов признаков из словаря. Норман, как до него Олпорт и Одберт, разбил свой набор терминов на широкие категории и сосредоточил свою работу на тех терминах, которые попадали в категорию, которую он назвал биофизическими чертами. Проделав значительную работу по сокращению набора терминов в этой категории примерно до 1550 терминов, он приступил к их систематизации. Во-первых, термины были отсортированы по конечным точкам пяти факторов, определенных Тупесом и Кристалом, что дало ему 10 групп слов. Затем он отсортировал каждую из 10 групп слов, в результате чего получилось 75 групп слов. Факторный анализ баллов по этим группам дал ожидаемые пять факторов.

К этому моменту большая часть исследований пяти факторов была непосредственно связана с первоначальной работой Кеттелла. Признавая этот факт, Голдберг (1990) провел исследования терминов признаков, которые были распространены в английском языке, и обнаружил ту же пятифакторную структуру. Учитывая, что эти слова были выбраны на основе общего употребления, а не переменных, определенных Кеттеллом, эти исследования показали, что пять факторов были общими, а не специфическими для переменных Кеттелла. Так родилась Большая Пятерка.

На сегодняшний день было проведено значительное исследование для установления Большой Пятерки. Были разработаны многочисленные анкетные измерения черт Большой пятерки, что позволяет предположить, что эти факторы не уникальны для изучения описательных терминов черт. Пять факторов были обнаружены в самых разных культурах со всего мира как в прилагательных, так и в вопросниках; и данные свидетельствуют о том, что они, по крайней мере частично, передаются по наследству.

Затянувшиеся вопросы таксономии

Хотя «Большая пятерка» является доминирующей точкой зрения на организацию личностных черт, по-прежнему существуют расхождения во мнениях относительно некоторых аспектов таксономии. Ганс Айзенк (1992) и Ауке Теллеген, например, утверждали, что высший уровень таксономии должен быть представлен тремя, а не пятью признаками. Айзенк энергично отстаивал свою позицию, согласно которой высший уровень таксономии должен быть представлен чертами экстраверсии, невротизма и психотизма, точка зрения, которую некоторые называют еще большей тройкой. Хотя экстраверсия и невротизм определяются Айзенком в соответствии с Большой пятеркой, он утверждает, что психотизм состоит из более низких уровней добросовестности и уступчивости. Теллеген занял позицию, сходную с позицией Айзенка, утверждая, что три черты: положительная эмоциональность (экстраверсия и часть добросовестности), отрицательная эмоциональность (невротизм и низкая доброжелательность) и стеснение (часть добросовестности и низкая открытость) должны доминировать на самых высоких уровнях сознания. таксономия признаков.

Некоторые споры продолжаются и по поводу названий и определений некоторых черт Большой пятерки. Например, параметр приятности также упоминается как любовь, симпатия и забота, каждый из которых имеет несколько иную интерпретацию. На самом деле Оливер Джон утверждал, что термин «покладистость» несколько вводит в заблуждение, предполагая покорный характер, который на самом деле находится в нижней части черты экстраверсии. Хотя термин добросовестность кажется общепринятым в настоящее время, эта черта также упоминается различными авторами как надежность, работа, воля к достижению, ответственность и ограничение. Однако, пожалуй, больше всего споров вызывает природа измерения открытости. Помимо открытости, это измерение называют культурой, интеллектом и интеллектом. Противоречие проистекает из очевидного включения аспектов интеллекта в фактор. Например, в работе Голдберга термин «интеллигентный» постоянно служил показателем этого измерения. Некоторые исследователи крайне критически относились к связи этого измерения с интеллектом, опасаясь, что это измерение будет считаться синонимом интеллекта, измеряемого с помощью тестов IQ, тогда как на самом деле это измерение гораздо шире, включая художественные и творческие аспекты, готовность пробовать новые вещи и чувство непредубежденности.

Кажется, что большая часть противоречий вокруг названий пяти измерений является результатом их широкой природы. Некоторая ясность могла бы быть внесена в этот вопрос, если бы был достигнут консенсус в отношении следующего нижнего уровня иерархии признаков. Однако была проделана скудная работа по выявлению и определению черт на уровне ниже пяти измерений. Среди отраслевых/организационных (I/O) исследователей, интересующихся личностью, существует некоторый консенсус в отношении того, что черта добросовестности может быть разбита на два аспекта: стремление к достижениям и надежность. Кроме того, Роберт и Джойс Хоган утверждали, что экстраверсию можно разделить на общительность и амбиции. Кажется очевидным, что исследования, явно сфокусированные на этом уровне иерархии, оправданы.

Одна из проблем при установлении нижних уровней иерархии черт заключается в том, что иерархия, скорее всего, будет структурированной. То есть многие черты более низкого уровня могут быть связаны с более чем одной чертой более высоких уровней. Используя исследования прилагательных в качестве источника примеров, некоторые исследователи связывают теплоту с экстраверсией, тогда как другие связывают ее с приятностью. Точно так же характеристика импульсивности была связана различными исследователями с невротизмом, экстраверсией и добросовестностью. Эти перекрестные ассоциации черт на одном уровне с чертами на более высоких уровнях затруднят процесс достижения консенсуса на уровнях черт ниже Большой пятерки, но, похоже, это стоящее усилие.

Важно понимать, что таксономия «Большой пятерки» носит просто описательный характер и не является теорией. Таким образом, это не объясняет, почему люди ведут себя так, а не иначе; это всего лишь система классификации поведенческих тенденций. Хотя многие критиковали Большую пятерку за то, что она не является теоретической, другие утверждали, что таксономия необходима, прежде чем можно будет разработать теорию. С этой целью Пол Коста и Роберт МакКри предложили пятифакторную теорию личности. Хотя теория широка по своему охвату, по своей сути она предполагает, что «Большая пятерка» является результатом биологических процессов и влияет на характерные адаптации людей — то, как они думают, чувствуют и ведут себя в своей уникальной среде.

«Большая пятерка» и промышленная/организационная психология

Появление «большой пятерки» в 1980-х годах принесло огромную пользу как исследованиям, связанным с вводом-выводом, так и применению личностного тестирования в организационном контексте. Хотя в 1930-х годах начали появляться инвентаризации личности с множественными чертами, использование личностного тестирования в прикладных условиях было в значительной степени случайным и не имело теоретического обоснования до появления «большой пятерки». Обзоры критериальной валидности личностных шкал, проведенные в 1950-е годы предложили мало поддержки использованию личностных тестов для прогнозирования производительности труда. Как отметили Роберт Гийон и Ричард Готтье в 1965 году, казалось, что в этой области доминирует широкий подход, при котором каждый доступный результат личностного теста коррелируется со всеми доступными показателями производительности. Хотя многие из наблюдаемых корреляций были небольшими, Гийон и Готтье утверждали, что, исходя из теории, многие из них должны были бы быть небольшими.

Появление «Большой пятерки» позволило исследователям и практикам выбирать черты (и шкалы, представляющие эти черты) на основе концептуального сопоставления черт с измерением производительности. В результате многочисленные мета-анализы взаимосвязи между баллами личностных тестов и показателями производительности труда привели к положительным выводам относительно валидности личностных тестов, связанных с критериями. Эти метаанализы в целом показали, что добросовестность связана почти со всеми критериями, связанными с работой (т. е. производительностью, обучением, посещаемостью и т. д.) практически на всех работах. Другие параметры Большой пятерки также оказались важными предикторами, но не такими универсальными, как добросовестность. Например, было показано, что экстраверсия связана с эффективностью на управленческих должностях и в продажах, а открытость связана с эффективностью обучения.

Убедившись в полезности личностного тестирования, многие исследователи изучают факторы, которые могут усилить или ослабить взаимосвязь личности и производительности. В 1993 году, например, Мюррей Баррик и Майкл Маунт исследовали, в какой степени степень автономии, предоставляемой работникам, может смягчить взаимосвязь между добросовестностью и производительностью труда. Они обнаружили, что в автономных ситуациях (т. е. когда работники имели больший контроль над своей деятельностью) взаимосвязь между добросовестностью и производительностью труда была сильнее, чем в ситуациях, когда работникам предоставлялась меньшая автономия.

Один из спорных вопросов заключался в том, должны ли специалисты-практики использовать общие или узкие признаки для прогнозирования производительности; то есть сосредоточиться ли на Большой пятерке или на более узких чертах в какой-то точке ниже в иерархии. Хотя авторы обеих сторон этого вопроса приводили убедительные аргументы в пользу своей точки зрения, казалось бы, решение состоит в том, чтобы попытаться сопоставить широту предиктора с широтой критерия.

При прогнозировании широких критериев представляется оптимальным использовать широкие признаки, такие как Большая пятерка. Напротив, когда интерес представляют более узкие критерии, предпочтение отдается более узким конструктам признаков.

Выводы

Таксономия черт Большой пятерки является доминирующей организующей структурой для черт личности. Хотя черты возникли в результате лексического подхода к личности, структура обнаруживается с помощью анкет и идентифицируется в культурах по всему миру. Влияние «большой пятерки» на роль личности в исследованиях и приложениях ввода-вывода было огромным, что позволило провести теоретически управляемое сопоставление предикторов и критериев. В настоящее время существует большой интерес к личности в области психологии взаимодействия и вывода, интерес, в немалой степени являющийся результатом таксономии личностных черт «Большой пятерки».

Ссылки:

  1. Barrick, M.R., & Mount, M.K. (1993). Автономия как модератор отношений между личностными параметрами Большой пятерки и производительностью труда. Журнал прикладной психологии, 78, 111-118.
  2. Блок, Дж. (1995). Противоположный взгляд на пятифакторный подход к описанию личности. Психологический бюллетень, 117, 187-215.
  3. Коста, П.Т., младший, и Маккрей, Р.Р. (1992). Четыре пути пять факторов являются основными. Личность и индивидуальные различия, 13, 653-665.
  4. Айзенк, Х. Дж. (1992). Четыре пути пять факторов не являются основными. Личность и индивидуальные различия, 13, 667-673.
  5. Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное описание личности: факторная структура Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 59, 1216-1229.
  6. Guion, RM, & Gottier, RF (1965). Валидность личностных показателей при подборе персонала. Психология персонала, 18, 135-164.
  7. Джон, О. П., и Шривастава, С. (1999). Таксономия черт Большой пятерки: история, измерение и теоретические перспективы. В LA Pervin & OP John (Eds.), Справочник по личности: теория и исследования (стр. 102–138). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  8. Tupes, EC, & Christal, RE (1961/1992). Повторяющиеся личностные факторы, основанные на оценках черт (ASD-TR-61-97).
  9. База ВВС Лэкленд, Техас: Отдел авиационных систем, Кадровая лаборатория. (Перепечатано в 1992 г. в Journal of Personality, 60, 225-251)

См.

также:

    8.1: Черты личности — Социальные науки LibreTexts

    1. Последнее обновление
    2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    90566
    • NOBA
    • https://nobaproject.com/ через The Noba Project

    Эдвард Динер и Ричард Э. Лукас

    «Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как будто это точные описания, означающие одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма разнообразны у разных людей. [Изображение: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, goo.gl/BRvSA7]. . На этом рисунке показано, что большинство людей находятся ближе к середине шкалы экстраверсии, и меньше людей с высокой экстравертностью или высокой интровертностью.
      Рисунок 3.2.2: Описание личностных черт «большой пятерки» то, как люди ведут себя, лишь отчасти является продуктом их естественной личности. Ситуации также влияют на поведение человека. Например, являетесь ли вы «другим человеком» в качестве ученика в классе по сравнению с тем, когда вы являетесь членом сплоченной социальной группы? [Изображение: UO Education, https://goo.gl/ylgV9T, CC BY-NC 2.0, goo.gl/VnKlK8]
      Видео 1: Габриэла Цинтрон — 5 факторов личности (песня OCEAN) . Это созданное студентами видео, в котором с помощью песни искусно описываются общие поведенческие характеристики личностных черт «Большой пятерки». Это был один из победителей конкурса Noba + Psi Chi Student Video Award 2016–2017.
      Видео 2: Майкл Харрис — Черты характера: Большая пятерка и многое другое . Это студенческое видео, в котором характеристики черт ОКЕАНа рассматриваются с помощью серии забавных виньеток. Он также представляет дебаты «Человек против ситуации». Это был один из победителей конкурса Noba + Psi Chi Student Video Award 2016–2017.
      Видео 3: Дэвид М. Коул — Ворчун с шансом топать . Это студенческое видео, в котором делается очень важный вывод о взаимосвязи между личностными чертами и поведением с использованием удобной аналогии с погодой. Это был один из победителей конкурса Noba + Psi Chi Student Video Award 2016–2017.
      Интернет: Международный пул личных вещей
      http://ipip.ori.org/
      Web: весы личности Джона Джонсона
      http://www.personal.psu.edu/j5j/IPIP/ipipneo120.htm
      Интернет: Сравнение систем черт личности
      http://www.personalityresearch.org/bigfive/goldberg.html
      Web: веб-сайт Сэма Гослинга
      домашняя страница.psy.utexas.edu/homep…samgosling.htm
      Приятность
      Черта личности, отражающая склонность человека к состраданию, сотрудничеству, теплоте и заботе о других. Люди с низким уровнем покладистости, как правило, грубы, враждебны и преследуют собственные интересы, а не интересы других.
      Добросовестность
      Черта личности, отражающая склонность человека к осторожности, организованности, трудолюбию и соблюдению правил.
      Непрерывное распределение
      Характеристики могут варьироваться от низких до высоких со всеми возможными промежуточными значениями. Человек не просто имеет эту черту или не имеет ее, но может обладать ею в разной степени.
      Экстраверсия
      Черта личности, отражающая тенденцию человека быть общительным, общительным, активным и напористым.
      Грани
      Широкие черты личности можно разбить на более узкие грани или аспекты черты. Например, экстраверсия имеет несколько граней, таких как общительность, доминирование, склонность к риску и так далее.
      Факторный анализ
      Статистический метод группировки похожих вещей в соответствии с тем, насколько тесно они связаны.
      Пятифакторная модель
      (также называемая Большой пятеркой) Пятифакторная модель — широко распространенная модель личностных качеств. Сторонники этой модели считают, что большую часть изменчивости мыслей, чувств и поведения людей можно свести к пяти основным характеристикам. Эти пять черт — открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм.
      Модель HEXACO
      Модель HEXACO является альтернативой пятифакторной модели. Модель HEXACO включает шесть черт, пять из которых являются вариантами черт, входящих в «большую пятерку» (эмоциональность [E], экстраверсия [X], доброжелательность [A], добросовестность [C] и открытость [O]). Шестой фактор, Честность-Смирение [H], уникален для этой модели.
      Независимый
      Две характеристики или черты отделены друг от друга — у человека может быть высокий уровень одного и низкий уровень другого, или наоборот. Некоторые коррелирующие черты относительно независимы в том смысле, что, хотя человек с высоким уровнем одного имеет тенденцию быть также высоким по другому, это не всегда так.
      Лексическая гипотеза
      Лексическая гипотеза — это идея о том, что самые важные различия между людьми будут закодированы в языке, который мы используем для описания людей. Поэтому, если мы хотим узнать, какие черты личности наиболее важны, мы можем обратиться к языку, который люди используют для описания себя и других.
      Нейротизм
      Черта личности, отражающая склонность к межличностной чувствительности и склонность испытывать негативные эмоции, такие как тревога, страх, печаль и гнев.
      Открытость опыту
      Черта личности, отражающая склонность человека искать и ценить новое, включая мысли, чувства, ценности и опыт.
      Личность
      Устойчивые предрасположенности, характеризующие человека, такие как стиль мышления, чувства и поведение.
      Черты характера
      Устойчивые диспозиции в поведении, которые показывают различия между людьми и которые имеют тенденцию характеризовать человека в разных типах ситуаций.
      Дебаты между людьми и ситуациями
      Дискуссия о человеке и ситуации — это историческая дискуссия об относительной силе личностных черт по сравнению с ситуационным влиянием на поведение. Ситуационистская критика, положившая начало дебатам о человеке и ситуации, предполагала, что люди переоценивают степень согласованности личностных черт в разных ситуациях.

      About the Author

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts