📖 Лекция № 14. Бессознательное. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 14. Читать онлайн
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного). Таким образом, бессознательное в самых общих чертах можно определить как совокупность психических явлений, процессов, состояний, обусловленных такими воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Есть данные анализаторов, которые осознаются. Они служат сигналами, которые человек использует для сознательного управления поведенческими реакциями. Но существуют и сигналы, которые не попадают в сферу сознания. Они являются регуляторами поведения и протекания психических процессов на бессознательном уровне.
Бессознательное начало в той или иной мере представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения: зрительные, слуховые, мышечные. Они вызывают неосознаваемые реакции на неощущаемые раздражители (например, реакция на ультра-и инфразвуки).
Образы восприятия также могут быть неосознаваемы. Такие образы появляются, например, в узнавании чего-либо ранее виденного или слышанного, когда человек не может вспомнить, что он уже воспринимал данный объект и при каких обстоятельствах это происходило. Или всем известный 25-й кадр его восприятие происходит на бессознательном уровне, а сознанием не фиксируется.
Бессознательные движения это те, которые в прошлом были сознательными, но в связи с частым повторением стали автоматическими и поэтому неосознаваемыми (например, человек, который длительное время носил очки и имел привычку их поправлять, сменив очки на контактные линзы, еще долго будет машинально тянуться к переносице, пока автоматизм за ненадобностью не исчезнет).
В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.
Существует бессознательная память. В ней представлены генетическая память и некоторая часть долговременной. Она неосознаваемо влияет на процессы мышления, воображения, внимания, мотивации, отношения к людям. Например, вы беспричинно испытываете негативные эмоции по отношению к человеку, с которым даже мало знакомы. А истинная причина может скрываться в том, что он чем-то напоминает вам ранее знакомого очень неприятного человека, воспоминание о котором сохранилось лишь в бессознательной памяти.
Бессознательным может быть мышление. Это особенно ярко проявляется при решении творческих задач или при так называемых мозговых штурмах. Бессознательной речью является наша внутренняя речь, которая в состоянии бодрствования не прерывается, но осознается нами очень редко.
Подводя итог, можно сказать, что в зону ясного осознания человека попадают объекты или ситуации, препятствующие выполнению цели, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения. Но, как только решение принято и затруднение устранено, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание становится свободным для разрешения следующих проблемных ситуаций. Например, обычно процесс ходьбы не контролируется сознанием. Но если человек запнулся о камень или увидел перед собой лужу, т. е. возникли сигналы, привлекшие осознанное внимание, то сознание включается, чтобы проконтролировать процесс ходьбы, после чего она вновь продолжает осуществляться автоматически. Таким образом, в каждый момент времени лишь очень малая часть всех процессов регулируется осознанно. Однако сознание может оказывать влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания.
Итак, из приведенных выше описаний проявлений феномена бессознательного следует, что никак нельзя отождествлять психику с сознанием. Присутствие в ней обширной сферы бессознательного неоспоримый факт. Но ученые разных областей человекознания не сразу пришли к пониманию этого.
Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.
В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме.
З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя обитель бессознательного, коридор вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм. Теперь в качестве образной схемы он приводил пример всадника на коне. «Эго» пытается подчинить себе «ид», как всадник более сильного, чем он, коня. Если всадник пойдет на поводу у неукротимого коня, то сознание фактически подчинится воле бессознательного, создавая лишь видимость своего превосходства. Столь же сложны отношения между «эго» и «супер-эго». В результате сознание может оказаться зажатым в тисках между двумя соседними уровнями.
Фрейд внес существенный вклад в исследование бессознательного в преломлении личности человека. Понятие личностного бессознательного подразумевает те интересы, потребности и другие личностные черты, наличия которых у себя человек не осознает, но которые ему присущи и во многом определяют его поведение, проявляясь в различных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.
Существуют три группы таких явлений.
1. Явления, связанные с восприятием, воображением, памятью. Сюда относятся сновидения, мечты, грезы. Сновидения представляют наибольший интерес среди явлений данной группы. По мнению Фрейда, содержание сновидений в большинстве случаев обусловлено неудовлетворенными желаниями и потребностями человека. Неудовлетворенность порождает напряжение, а сновидение является способом устранения напряжения путем реализации желаний в символической, сновидческой форме. Если желаемые формы поведения неприемлемы для человека на сознательном уровне, то их явное проявление даже во сне не допускается усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Сознание и бессознательное вступают в противоборство. И тогда бессознательное действует «в обход» цензуры, зашифровывая содержание сновидений, запутывая его, выдвигая на первый план второстепенные детали сновидения, а основное скрывая в тени. Психоанализ практикует методику толкования таких сновидений, позволяющую выводить на уровень осознания скрытые, бессознательные мотивы человека. Только таким образом можно избавиться от проблем, вызванных этими скрытыми мотивами.
2. Группа ошибочных действий. Сюда входят оговорки, описки, ошибки при написании слов, неправильное понимание их при слушании. Согласно представлениям Фрейда в подобных явлениях проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Ошибочные действия, как и сновидения, возникают при столкновении бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения, в случае, если она находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда бессознательное одерживает победу, то возникают оговорка, описка, ошибка.
3. Группа непроизвольных забываний. Это может быть забывание имен, намерений, обещаний, событий и прочих явлений, связанных с неприятными переживаниями человека. В данном случае срабатывает один из защитных механизмов механизм вытеснения неприемлемых для человека воспоминаний, мыслей, переживаний в сферу бессознательного.
На защитных механизмах следует остановиться немного подробнее. Помимо упомянутого уже вытеснения, существуют механизмы замещения, идентификации, проекции, регрессии и др.
Замещение бывает двух видов: замещение объекта и замещение потребности. Замещение объекта выражается в перенесении негативных реакций с объекта, их провоцирующего, на объект, не причастный к конфликтной ситуации. Это происходит, когда «нужный» объект недоступен в силу своего социального статуса или иных причин. Так, гнев, предназначенный начальнику, часто изливается на членов семьи. Второй вид представляет собой изменение позитивного чувства, не находящего подкрепления, на противоположное при сохранении объекта (например, безответная страсть сменяется ненавистью). В обоих случаях замещение происходит неосознанно. Защитные эффекты при этом достигаются за счет разрядки напряжения.
Идентификация неосознанное отождествление субъектом себя со значимым для него человеком. Если этот человек представляет собой угрожающий авторитет (например, строгий родитель для маленького ребенка), то беспокойство преодолевается путем присвоения субъектом некоторых черт этого значимого другого.
Проекция механизм противоположного свойства. Здесь субъект неосознанно приписывает собственные неприемлемые для него на сознательном уровне черты другому человеку или группе людей.
Регрессия бессознательный переход в случае сильных стрессовых ситуаций к инфантильным моделям поведения, соответствующим более ранним уровням развития субъекта. При этом притупляется чувство ответственности или вины, и субъект начинает чувствовать себя более комфортно (например, как в детстве, когда ему ни за что не надо было отвечать).
Далее рассмотрим теорию психологической установки. Она разработана грузинским психологом Д. Н. Узнадзе и его сотрудниками. Понятие установки играет важную роль в психологии, поскольку проявления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Понятие установки является центральным в теории Узнадзе. Оно выступает в качестве объяснительного принципа многих психических явлений. Установка рассматривается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней определяющую роль.
Установка это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном аспекте. В отличие от навыка, который относится к периоду осуществления действия, установка относится именно к периоду, который ему предшествует. Существует множество фактов проявления установки. Человек, боящийся пройти по спортивному бревну, имеет соответствующую моторную установку и, вероятнее всего, потеряет равновесие. Хотя, если бы мелом на полу ему начертили полосу такой же ширины, он спокойно прошел бы по ней. Или если человеку предложить прочитать ряд слов, первые пять из которых будут английскими, а затем вперемешку с английскими словами будут слова, написанные русскими буквами, но такими, которые не отличаются написанием от латинских (как, например, «ХАКЕР», «ВЕСНА», «РОСА»), он наверняка будет пытаться прочитать их как английские («ксейкеп» и т. д.), несмотря на явную абракадабру. Это срабатывает ментальная установка. Приведенные примеры относятся к так называемым ошибкам установки классу явлений, наиболее ярко иллюстрирующих ее действие. Однако, как правило, установки бывают верными (на определенные физические, профессиональные, умственные и иные действия). В таких случаях человек, обладающий установкой, более других готов к совершению соответствующего действия, а следовательно, выполняет его более качественно.
Не все установки являются неосознаваемыми. Можно сознательно готовиться к встрече с чем-то устрашающим и встретить его во всеоружии. Но можно сидеть в темной комнате и под воздействием неосознанных страхов и тревог «услышать» в безобидных шорохах листвы за окном шаги крадущегося грабителя.
Неосознанные установки представляют наибольший интерес для исследования, чтобы понять механизм воздействия неосознанных проявлений на поведение человека. Поэтому именно их изучение послужило отправной точкой для обширных исследований и экспериментов в рамках теории Д. Н. Узнадзе. Вместе с сотрудниками он подробно изучил условия возникновения иллюзий для различных типов анализаторов моторных, тактильных, зрительных и т. п. В результате экспериментов ученые смогли убедиться, что установки в предлагаемых ситуациях были действительно неосознаваемыми.
Д. Н. Узнадзе придал огромное значение этим результатам. На их основании был сделан вывод о существовании особой, «досознательной», формы психики. По мнению сторонников теории установки, это ранняя ступень развития любого сознательного процесса.
Школа Д. Н. Узнадзе признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным. Однако ее представители критикуют его учение за рассмотрение бессознательного лишь в частных аспектах. Они полагают, что бессознательное в понимании Фрейда более подходит для рассмотрения клинических случаев, но не объясняет поведение в целом. В теории установки преодолена узость взглядов сторонников психоаналитического подхода бессознательное в ней рассматривается как основа внешней и внутренней активности человеческой психики.
Теории Узнадзе соответствует представление о том, что бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок. После того как установка срабатывает в воздействии на поведенческую реакцию, она отступает «на задний план», а на ее месте возникает другая, соответствующая удовлетворению очередной потребности.
В современной психологии выделяют понятия бессознательного, подсознательного и надсознательного.
Бессознательное такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано.
Подсознательное это те представления, желания, эмоции, воспоминания, которые в силу каких-либо обстоятельств перешли из сознания в бессознательное. Но при наличии определенных условий (например, под воздействием стресса или в постгипнотическом состоянии) они могут опять переместиться на сознательный уровень. В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т. д.).
Надсознательное также область бессознательного. Это усвоение социального опыта, норм и ценностей данного общества или группы людей, культуры, идеологии, стереотипов поведения и пр. Происходит оно не только на уровне сознания. Менталитет представителя конкретной общности людей часто срабатывает на уровне неосознаваемых установок. Понятием «менталитет» в психологии обозначают то содержание общественного сознания данного социума, которое остается в нем «за вычетом» общечеловеческих ценностей и норм. Часто этот «остаток» не успевает изменяться вслед за развитием общества и представляет собой отголоски косных традиций, ханжеской морали. Именно менталитет является основой надсознательного. Понятие надсознательного близко по смыслу понятию «супер-эго».
Психология. Тест с ответами #44
Согласно гуманистическому подходу к личности К. Роджерса в основе внутренней дисгармонии лежит несогласованность …
требований социума, предъявляемых к личности
сознательных и бессознательных процессов
способностей и потребностей личности
реального «Я» и идеального «Я»
Личностные проявления бессознательного представлены в …
рассуждениях
психических явлениях
целенаправленных действиях
непроизвольных реакциях
Форма обучения, состоящая в одновременном обращении к группе учащихся, решающих однотипные задачи с последующих контролем называется …
групповая
коллективная
фронтальная
Ни один ответ не верен
Основным принципом обучения в дидактике Я. А. Коменского выступает …
принцип связи с жизнью
принцип доступности
принцип развития
Форма обучения, состоящая в одновременном обращении к группе учащихся, решающих однотипные задачи с последующим контролем называется …
коллективная
групповая
фронтальная
Ни один ответ не верен
Обучение, в процессе которого развивается теоретическое мышление ребенка, является …
развивающим
традиционным
ассоциативным
воспитывающим
Формально-динамическую сторону поведения характеризует (-ют) …
направленность
темперамент
характер
способности
Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит …
целенаправленность характера деятельности субъекта
форма существования материи
ведущий анализатор
предмет восприятия
Процессы, обусловливающие превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей, – это …
антиципация
аггравация
виктимизация
аффилиация
Уровень анализа структуры общения, на котором общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни, называется …
макроуровнем
мезауровнем
наноуровнем
микроуровнем
Годом утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании считается ______ год
1915
1920
1899
1908
Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности …
к людям
к деятельности
к общественной и личной ответственности
к себе
К проявлениям самосознания относятся ______ и ______
уровень притязаний
интерференция
реминесценция
образ «Я»
Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательные — когда не соответствуют, согласно теории …
когнитивного диссонанса
Ч. Дарвина
П.К.Анохина
когнитивного консонанса
Наблюдение – это _____ и _____ восприятие предметов и явлений окружающего мира
импульсивное
планомерное
целенаправленное
непроизвольное
Поделитесь знаниями!
Коллективное бессознательное — что это такое и почему вас это должно волновать?
Автор: Peter
Андреа М. Дарси
В свое время коллективное бессознательное было радикальной концепцией.
Созданная Карлом Юнгом, эта идея отделила Юнга от теорий — и, в конечном счете, от дружбы — Зигмунда Фрейда.
В то время как союз между Фрейдом и Юнгом не выдержал испытания временем, сама идея Юнга в конечном итоге выдержала, и коллективное бессознательное, возможно, стало его самым важным вкладом в психологию.
Хотя в настоящее время они сформулированы в других теориях и редко приписываются Юнгу, идеи, впервые выдвинутые коллективным бессознательным, теперь являются приемлемой и весьма полезной частью многих различных видов научной мысли.
Что такое коллективное бессознательное?
Юнг предположил, что коллективное бессознательное — это слой нашего бессознательного, который мы приходим в этот мир и который связывает каждый из них с историей мыслей и поведения всего человечества.
Идея кристаллизовалась для Юнга после сна, в котором он находился в доме, где первый этаж хорошо украшен и организован (сознательная личность), а нижний этаж более средневековый и темный (личное бессознательное). И, наконец, подвал со следами первобытной культуры и с древними черепами в нем (коллективное бессознательное).
Современная аналогия может состоять в том, чтобы представить коллективное бессознательное скорее как унаследованную «базу данных», , или как вычислительное «Облако». Это обширное поле информации, восходящее к древним временам, к которому мы все можем получить доступ, если нам это нужно, и которое позволяет нам получать опыт, типичный для человечества.
Что содержит коллективное бессознательное?
Коллективное бессознательное содержит так называемые «архетипы».
Автор: jon jordan
Архетипы — это универсальные понятия, которые мы, кажется, знаем инстинктивно, или то, что Юнг описал как «идентичные психические структуры, общие для всех».
Архетипы означают, что у нас могут быть те же мысли и идеи, что и у людей, которых мы никогда не встречали, даже если они происходят из совершенно другого происхождения и культуры.
Примером может быть отношения матери и ребенка. Никто не говорит нам, что такое мать, но мы определенным образом реагируем на материнскую фигуру, независимо от того, где мы родились в мире или какова наша культура, религия или раса.
Если все это правда, то почему мы не совершенно разумны и не более похожи?
Во-первых, это слово «бессознательное» — коллективное бессознательное работает таким образом, что находится вне нашего ментального контроля.
Архетипы, содержащиеся в коллективном бессознательном, также по существу бездействуют. Как сказал Юнг, их можно рассматривать как «отложения всего опыта наших предков, но сами по себе они не являются опытом».
Подобно чертежам, архетипы становятся опытом только тогда, когда мы бессознательно выбираем их воплощение, вызванное чем-то, что с нами происходит, например, вызовом или жизненным кризисом. И поскольку то, что происходит с каждым из нас, уникально, мы будем использовать и проявлять части коллективного бессознательного также индивидуально.
Почему Фрейд так ненавидел идею коллективного бессознательного?
Дело не в том, что Юнг не разделял идею Фрейда о том, что нас формирует личный опыт. Просто он не верил, как Фрейд, в то, что мы приходим в мир как чистый лист и являемся лишь продуктом нашего опыта, а это означает, что каждая вещь в нашей психике уникальна для нас.
Юнг нашел эту точку зрения ограничивающей и решил, что мы приходим в мир с уже существующим коллективным бессознательным. У нас есть «архетипический потенциал», который мы можем активировать и развивать или нет.
Итак, для Фрейда личный опыт существует для развития того, кто мы есть. Для Юнга личный опыт существует для развития того, что уже находится внутри нас.
Как Юнг пришел к идее коллективного бессознательного?
Автор: garlandcannon
Сны сыграли большую роль в формировании Юнгом его теории коллективного бессознательного. С детства он был очарован инстинктом, что он был связан с чем-то большим, чем он сам, и он заметил, что его сны содержат вещи, которые находятся за пределами его собственных знаний и переживаний.
Позже Юнг работал в психиатрической больнице, где у него была возможность близко изучить пациентов с шизофренией и сделать свои наблюдения научными. Он заметил, что в галлюцинациях и бреде его пациентов были образы и символы, которые были больше, чем их возможный личный опыт, и даже имели мифические размеры.
Была ли это безумная идея или в ней есть доля правды?
Теории, подобные теории Юнга, в настоящее время пользуются уважением в современных областях психологии и науки , что означает, что идея Юнга опередила свое время.
Примером может служить этология, поведенческая биология, в которой изучают животных в их среде обитания. Было обнаружено, что каждый вид содержит закодированные в его центральной нервной системе так называемые «IRM», врожденные механизмы высвобождения. Они рассматриваются как унаследованный набор моделей поведения, которые становятся активными при столкновении с правильным стимулом. Примером этого являются птенцы чайки, которые видят красное пятно на клюве своей матери и клюют его, чтобы она дала им пищу.
Так чем мне коллективное бессознательное может быть полезно?
Юнг чувствовал, что мы можем напрямую получить доступ к коллективному бессознательному через наши снов. Мы можем помнить наши сны, искать архетипы, а затем интерпретировать мудрость, которую предлагает архетип. Например, если нам снится, что с нами разговаривает старик, мы можем решить, что это признак того, что мы на правильном пути в жизни и приближаемся к нашей личной внутренней мудрости.
Коллективное бессознательное также является способом почувствовать связь, а не отделение от других людей в мире. Мы можем прийти из разных мест и точек зрения, но все мы тоскуем по матери, чувствуем страх, когда думаем о смерти, и ищем героев. И все мы мечтаем в архетипах по ночам.
У вас остались вопросы о Юнге и коллективном бессознательном? Или хотите поделиться точкой зрения? Используйте поле для комментариев ниже.
Андреа М. Дарси — писательница, специализирующаяся на консультировании, которая любит Юнга. Найди ее @am_darcy
Психоанализ / Современный психоанализ
Психоанализ был разработан в конце девятнадцатого века и как теория, и как форма терапии. Основываясь на предпосылке, что бессознательные конфликты составляют корень психологических проблем, психоанализ предполагает, что симптомы можно уменьшить, если эти конфликты осознать. Теория психоанализа неоднократно подвергалась критике и пересмотру, но она остается одним из самых влиятельных подходов в области психологии.
История психоанализа
Попытки проследить историю психоанализа неизменно приводят к одной известной фигуре — Зигмунду Фрейду. Родившийся в 1856 году, Фрейд был выдающимся неврологом, чья практика сталкивала его с людьми с симптомами состояния, похожего на соматизацию, которое в то время называлось истерией. Под влиянием работы коллеги-невролога Жана-Мартена Шарко Фрейд начал экспериментировать с гипнозом при лечении этих людей.
По мере того, как интерес Фрейда к гипнозу углублялся, он сотрудничал с Йозефом Брейером для разработки новой формы лечения, которая сосредоточилась на том, чтобы помочь людям вспомнить воспоминания о травмирующих событиях, которые произошли незадолго до появления симптомов. И Фрейд, и Брейер заметили, что, когда люди получали доступ к этим воспоминаниям под гипнозом и свободно говорили о них, их симптомы уменьшались. В 1895 Фрейд и Брейр опубликовали «Исследования истерии», в которых они описали несколько случаев лечения людей с помощью психоанализа. Эта публикация считается первым вкладом в психоаналитическую литературу.
Найти терапевта
Столкнувшись с рядом проблем с гипнозом, Фрейд позже отказался от этого метода в пользу того, что он назвал «свободными ассоциациями». Попросив людей свободно говорить обо всем, что приходит им на ум, и проанализировав эти свободные ассоциации, Фрейд обнаружил, что может вернуться к истокам психологических проблем, с которыми он столкнулся, обнаружив подавленные воспоминания. Он ввел термин «психоанализ» для описания своего нового подхода к лечению и его теоретических основ.
Со временем Фрейд расширил и усовершенствовал свою теорию. Хотя он утверждал, что сексуальная травма влияет на психическое здоровье, он начал рассматривать симптомы в первую очередь как результат бессознательного конфликта. В 1899 году он опубликовал «Толкование снов», в котором описал сны как результат этого конфликта. Он предположил, что сны — это бессознательные попытки преодолеть конфликты или выразить желания, слишком угрожающие, чтобы их можно было осознать.
Эта страница содержит как минимум одну партнерскую ссылку для партнерской программы Amazon Services LLC, что означает, что GoodTherapy.org получает финансовую компенсацию, если вы совершаете покупку, используя ссылку Amazon.
В начале ХХ века идеи Фрейда стали набирать популярность среди других прогрессивных мыслителей в Вене, где он жил и работал. Известными среди них были Альфред Адлер, Карл Юнг и Отто Ранк, которые все стали частью первой организованной группы психоаналитиков под названием Психологическое общество по средам, позже известное как Венское психоаналитическое общество. В 1909 году Фрейд вместе с Юнгом отправился в Соединенные Штаты, где прочитал ряд лекций и распространил идеи психоанализа далеко за пределы Вены. Однако через несколько лет некоторые из ближайших соратников Фрейда начали протестовать против некоторых его ключевых идей.
Когда разразилась Первая мировая война, психоаналитическое движение получило огромный импульс, особенно в Великобритании. Многие солдаты возвращались с войны с симптомами контузии, известной теперь как посттравматический стресс (ПТСР). Выяснилось, что психоанализ полезен для понимания и лечения этого состояния, особенно с учетом ограниченных возможностей, доступных в то время в области психиатрии. Последствия войны также побудили Фрейда глубоко задуматься о роли агрессии в человеческом поведении. Вместо того, чтобы сосредоточиться на сексуальных инстинктах как на основной движущей силе, он скорректировал свою первоначальную теорию, включив в нее акцент на том, что он назвал инстинктом смерти. Несмотря на слабое здоровье, Фрейд продолжал пересматривать и совершенствовать свою теорию вплоть до своей смерти в 19 г.39. К тому времени теория и метод психоанализа были признаны на международном уровне.
Теории в психоанализе
По мере того, как психоаналитическое движение набирало силу в Европе и Северной Америке, идеи Фрейда встретили неоднозначную реакцию. Многие из его критиков в конце концов сформулировали свои собственные идеи о том, как работает разум, используя аспекты теории Фрейда в качестве строительных блоков для своих собственных. Таким образом, современный психоанализ представляет собой набор разнообразных, но связанных между собой теоретических и практических подходов. Ниже приведены некоторые из наиболее влиятельных психоаналитических теорий на сегодняшний день.
Фрейдистский или классический психоанализ . Фрейд считал, что человеческое поведение мотивировано биологическими побуждениями или инстинктами. Он разделил эти инстинкты на две большие категории: Эрос, инстинкт самоподдерживающейся жизни, и Танатос, инстинкт саморазрушения смерти.
Первоначально Фрейд построил топографическую модель разума, предполагая, что он функционирует на трех различных уровнях сознания:
- Сознание, состоящее из всего, что человек осознает в данный момент времени
- Предсознательное, состоящее из воспоминаний, которые можно легко вернуть к осознанию
- Бессознательное, или все то, что человек не осознает в данный момент
Бессознательное также включает воспоминания и переживания, которые были вытеснены из сознания, потому что они вызывают слишком много беспокойства или слишком болезненны, чтобы их можно было вынести. Позже Фрейд выдвинул структурную модель разума, состоящую из Ид, Эго и Супер-Эго:
- Ид, самый первичный аспект личности, полностью функционирует в бессознательном. Он действует по принципу удовольствия, стремясь к мгновенному удовлетворению биологических влечений, не обращая внимания на других и не опасаясь санкций.
- Эго — это рациональная часть разума, которая помогает регулировать личность. Он действует по принципу реальности, стремясь удовлетворить требования Ид реалистичными и социально приемлемыми способами.
- Суперэго представляет собой смесь родительских ценностей и социальных стандартов, усваиваемых индивидуумом с течением времени. Он действует по принципу морали, направляя человека к решениям, которые являются морально правильными и справедливыми. Однако суперэго перфекционистски и может заставить людей стремиться к недостижимым идеалам.
У здоровых людей эго может организовывать конфликтующие требования ид и суперэго и управлять ими конструктивным образом. Однако плохой контроль эго может подготовить почву для интрапсихического конфликта, который, по мнению Фрейда, приводит к тревоге и другим психологическим проблемам.
Еще одним важным аспектом работы Фрейда является его теория психосексуального развития. Фрейд предположил, что все люди проходят через пять стадий развития личности: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Фрейд предположил, что на каждой стадии сексуальная энергия фокусируется на разных частях тела (эрогенных зонах) и что люди стремятся получить сексуальное удовольствие от этих частей тела. Фрейд утверждал, что если ребенок испытывает чрезмерную или недостаточную стимуляцию на любой из этих стадий, он может зациклиться на этой стадии, что приведет к тому, что он назвал аномальным развитием.
Психология эго. Начиная с конца 1930-х годов психологи эго, такие как Хайнц Хартманн, Анна Фрейд и Эрик Эриксон , решили пересмотреть теорию Фрейда, чтобы подчеркнуть силу эго и влияние окружающей среды на его развитие. Фрейд поместил эго в центр продолжающегося конфликта между внутренними влечениями и внешней реальностью, но Хартманн предположил, что роль эго гораздо шире. Он предположил, что эго также действует в отдельной, бесконфликтной области, контролируя исполнительные функции, включая язык, мышление, обучение, память и планирование. Гартманн предположил, что развитие этих сторон личности во многом зависит от условий окружающей среды.
Эриксон предложил подробную теорию того, как эго формируется социальной средой по мере того, как люди проходят через стадии развития. В то время как психосексуальные стадии Фрейда подчеркивали внутренние, биологические силы, Эриксон показал, как внешняя и социальная среда может влиять на развитие и как эго продолжает созревать на протяжении всей жизни человека.
Анна Фрейд, дочь Фрейда, пожалуй, наиболее известна своей работой над защитными механизмами, или бессознательными стратегиями, используемыми эго, часто для отражения беспокойства. Хотя Фрейд помог начать эту дискуссию, Анна определила многие из защит, на которые сейчас часто ссылаются в психоаналитической литературе.
Объектные отношения. Большинство теоретиков объектных отношений согласны с Фрейдом в том, что опыт раннего детства является решающим фактором в развитии личности. Однако, в отличие от Фрейда, они считают основной движущей силой потребность в межличностных отношениях, а не врожденные биологические влечения. Среди видных теоретиков объектных отношений Мелани Кляйн, W.R.D. Фэйрберн, Маргарет Малер и Дональд Винникотт.
В теории объектных отношений термин «объект» обычно относится к значимому лицу, с которым человек связан, внешнему объекту, или к ментальному представлению себя и других, внутреннему объекту. Внутренние объекты начинают развиваться в течение первого года жизни, когда младенцы взаимодействуют со своими родителями или опекунами. Сначала считается, что младенцам трудно примирить конфликтующие аспекты одного и того же объекта, такие как «приносящие удовольствие» и «разочаровывающие» аспекты их матери. Не имея когнитивной способности разобраться в этих кажущихся противоречиях, младенцы вовлекаются в процесс, известный как «расщепление», в ходе которого они делят свои внутренние объекты на хорошие и плохие части. Они могут начать считать себя и других либо хорошими, либо плохими. При нормальном развитии дети в конечном итоге объединяют как свои аспекты, так и значимые фигуры в своей жизни в более реалистичное, единое целое. Считается, что в тех случаях, когда эта интеграция не происходит, результатом является противоречивое ощущение себя и других.
Маргарет Малер предположила, что младенцы изначально существуют в состоянии слияния со своей матерью или основным опекуном, неспособным отличить себя от других. Она считала, что в контексте поддерживающих отношений в течение первых трех лет жизни они проходят через процесс, в ходе которого они постепенно устанавливают свою собственную отдельную идентичность, настраивая на здоровые отношения во взрослой жизни. Во время своей работы с детьми Дональд Винникотт понял, что те, кто испытывает самые большие трудности, часто происходят из нестабильной домашней среды. Следовательно, он подчеркнул важность последовательной, питательной среды для развития личности.
Межличностный психоанализ . Этот вариант психоаналитической теории был впервые представлен в Соединенных Штатах Гарри Стэком Салливаном. Подобно теоретикам объектных отношений, Салливан считал, что поведение мотивировано межличностными, а не интрапсихическими событиями, подчеркивая отношения, формирующиеся в раннем возрасте. Двумя движущими силами, описанными Салливаном, являются потребности и тревога. Некоторые виды поведения направлены на удовлетворение физических и эмоциональных потребностей, в то время как другие направлены на то, чтобы избежать беспокойства. В теории Салливана тревога относится к любой форме дистресса, возникающего в социальных ситуациях. Он предполагает, что чем больше беспокойства испытывается в младенчестве, тем большее количество межличностных трудностей проявится позже в жизни. Считается, что эти межличностные проблемы лежат в основе психологического дистресса. Таким образом, межличностная психотерапия фокусируется на выявлении и реструктуризации нездоровых способов отношения людей к другим, чтобы они могли достичь более удовлетворительных отношений.
Самопсихология . Психология самости возникла из работ Хайнца Кохута, который сосредоточился в первую очередь на концепции самости и ее развитии. Кохут считал, что самооценка человека формируется из отношений с другими, особенно с родительскими фигурами. Дети, которые имеют положительный, заботливый опыт со своими опекунами, могут развить стабильное чувство собственного достоинства и быть готовыми к формированию прочных и удовлетворительных отношений во взрослой жизни. В качестве альтернативы, если их ранние отношения в основном негативны, у них может развиться менее стабильное чувство собственного достоинства, и у них могут возникнуть трудности в общении с другими в более позднем возрасте.
Основная цель психоаналитической терапии состоит в том, чтобы привести бессознательный материал в сознание и усилить функционирование эго, помогая человеку стать менее контролируемым биологическими побуждениями или требованиями суперэго.
Психоаналитические методы
Основная цель психоаналитической терапии — привести бессознательный материал в сознание и усилить функционирование эго, помогая человеку стать менее контролируемым биологическими побуждениями или требованиями суперэго. В традиционном психоанализе терапевт остается максимально анонимным, почти не раскрывая себя. Поскольку целью психоаналитической терапии часто является реструктуризация личности, а не уменьшение симптомов, этот процесс может длиться несколько лет.
Традиционные психоаналитические методы были модифицированы современными подходами, но следующие техники по-прежнему составляют основу этого типа терапии.
- Свободная ассоциация: Это включает в себя поощрение человека, проходящего терапию, свободно говорить обо всем, что приходит на ум, без какой-либо формы цензуры или суждения со стороны аналитика. Терапевт обращает пристальное внимание на свободные ассоциации человека, прислушиваясь к скрытым значениям и оговоркам, обычно известным как оговорки по Фрейду, которые могут выявить бессознательные конфликты. Терапевт также отмечает любые перерывы в свободных ассоциациях, которые могут сигнализировать о появлении подавленного, вызывающего тревогу материала. Выявляя и интерпретируя бессознательный материал по мере его появления, терапевт помогает человеку достичь более глубокого понимания. В классическом психоанализе человек участвовал в свободных ассоциациях, лежа на кушетке, а аналитик сидел позади него, вне поля зрения. В последних подходах к психоанализу кушетка больше не считается важным компонентом терапии.
- Анализ снов: Фрейд считал сны «королевской дорогой к бессознательному» и средством для выражения людьми бессознательных желаний и чувств, слишком угрожающих, чтобы их можно было развить в сознательной жизни. Таким образом, анализ сновидений занимает видное место в психоаналитической терапии. Человека, проходящего терапию, просят рассказать о своих снах, говоря все, что приходит ему на ум. Затем терапевт может помочь им заглянуть за пределы очевидного значения сна (явное содержание) к скрытым и символическим значениям (латентное содержание), чтобы выявить бессознательные мысли и намерения.
- Анализ сопротивления: В психоанализе сопротивление относится к бессознательным попыткам людей предотвратить попадание в сознание материала, вызывающего тревогу. Примеры сопротивления включают отказ говорить во время терапии или обычное опоздание на прием. Хотя это сопротивление может помешать терапевтическому процессу, оно также может дать ценную информацию о конфликтах, особенно беспокоящих человека в терапии. Терапевт может помочь в выявлении и преодолении сопротивления, чтобы помочь людям получить доступ к своим бессознательным конфликтам и проработать их.
- Анализ переноса: В психоанализе терапевт действует как «пустой экран», позволяя людям передавать бессознательные чувства, которые могли быть направлены на значимого человека в их прошлом, например родителя, на аналитика. Посредством этого переноса человек в терапии начинает относиться к терапевту так же, как он относился к людям в своем прошлом, вновь переживая подавленные эмоции, связанные с предыдущими отношениями. Аналитик не пытается предотвратить возникновение переноса, но может интерпретировать значение этих реакций, чтобы помочь человеку лучше осознать, как прошлые отношения могут влиять на то, как они функционируют в настоящем.
Несмотря на то, что многие люди сохраняют большой интерес к психоанализу, это движение резко замедлилось. В Соединенных Штатах только относительно небольшой процент терапевтов использует психоанализ в качестве основного метода лечения, и редко можно найти терапевта, строго придерживающегося классических психоаналитических методов. Большинство аналитиков принимают современные подходы к психоанализу, которые очевидным образом изменили версию Фрейда. Например, краткие, ограниченные по времени версии психоанализа становятся все более популярными, а терапевтические отношения становятся более интерактивными. Больше внимания также уделяется тому, как функционирует эго в отличие от ид, и текущим проблемам, а не переживаниям раннего детства. Хотя психоанализ уступил по популярности другим подходам, таким как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), он по-прежнему считается действенной формой лечения большинства тревожных и личностных проблем.
Критика психоанализаРазвитие Фрейдом психоанализа заложило основу для многих других форм психотерапии. Некоторые из его ранних концепций, такие как бессознательное, до сих пор используются во многих различных подходах к лечению. Несмотря на это, психоанализ остается одним из самых противоречивых подходов к психотерапии и на протяжении многих лет подвергается резкой критике. Ниже перечислены некоторые существенные критические замечания.
- Фрейд уделял узкое внимание врожденным биологическим влечениям как основной движущей силе человеческого поведения, не уделяя должного внимания таким факторам, как свобода воли, генетика и окружающая среда.
- Традиционный психоанализ — это интенсивная форма терапии, требующая значительных затрат времени и денег. Он не подходит для людей, предпочитающих краткий, проблемно-ориентированный подход к терапии, для тех, у кого есть неотложные потребности, или для тех, у кого ограниченные средства.
- В традиционном психоанализе терапевт часто остается отстраненным и анонимным. Хотя это может служить цели переноса, это создает чувство отчужденности, которое некоторым людям может быть трудно принять.
- Психоанализ требует, чтобы люди обладали достаточной силой эго, чтобы участвовать в самоисследовании и преодолевать психические конфликты. В результате некоторые говорят, что это не подходит для людей, испытывающих психотические расстройства или не имеющих такого уровня контроля над эго.
- С теоретической точки зрения многие понятия в теории Фрейда ненаблюдаемы или плохо определены, что делает их непроверяемыми. Результатом является отсутствие твердых эмпирических данных, подтверждающих теорию и метод психоанализа.
Ссылки:
- Бейтман, А. и Холмс, Дж. (1995). Введение в психоанализ: современная теория и практика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
- Beystehner, KM (1998). Психоанализ: революционный подход Фрейда к человеческой личности. Получено с http://www.personalityresearch.