Личностный рост — Психологос
Как строгое научное понятие, «личностный рост» имеет трудную судьбу: разные научные школы вкладывают в него существенно разное содержание, а психологическая практика эксплуатирует его, в принципе мало заботясь о строгости терминологии.
Тот личностный рост, который на слуху, в популярных книгах и в рекламе тренингов — в принципе не научное понятие, а популярный бренд. Выходят книги, посвященные (вроде бы) личностному росту, ведутся тренинги (якобы) личностного роста, при этом на самом деле книги и тренинги могут быть не совсем про личностный рост. Про что? Про личную жизнь, взаимоотношения, что делать с депрессией, как найти работу… Все вопросы важные, жизненные, и книги и тренинги могут быть полезными, только к теме личностного роста их можно отнести лишь при самом широком толковании термина. А почему их все выпускают под шапкой «личностный рост» — это вопрос маркетинга. «Личностный рост» — понятие модное, и под такой шапкой все эти товары лучше продаются.
В современной психологии личностный рост понимается в первую очередь как измеряемый факт, как результат существенных и позитивных изменений в личности человека. Как бы мы это ни называли — рост личности, личностный рост, личностное развитие, рост и развитие личности — все это в первую очередь позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. Не всегда понятно, что с человеком происходило, но в некоторых случаях можно сказать: личностный рост с человеком произошел. Человек стал — другим, он стал лучше управлять своей жизнью, стал сильнее, глубже и внутренне богаче. Основные характеристики личностного роста и развития — его направленность, активность и масштаб.
О личностном росте хорошо писал В.Л. Леви (из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы»): «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.
Синонимы: душевно, духовно».Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»
О личностном росте и развитии удобно говорить, сравнив тренинги личностного роста (тренинги развития личности) и тренинги деловые, тренинги бизнес-профессиональной направленности. Если участники осваивают знания и конкретные навыки, актуальные для бизнеса, и тренер не трогает собственно личность участников, не обсуждает их ценности и стиль жизни, не затрагивает их отношение к себе и к людям, это бизнес-тренинги в чистом виде. Участник узнал, как эффективнее делать рекламу товара и выстраивать работающие зарплатные схемы, участник освоил навык выкладки товара и выучил текст грамотной презентации — он сможет быть эффективнее в бизнесе, но как личность он остался тем же, задачи личностного роста и развития тут не стояли.
В отличие таких тренингов конкретных навыков, по сути инструментальных тренингов, тренинги роста и развития личности работают с личностью участников тренинга. Форма работы подобных тренингов может быть очень различной. В тренингах психотерапевтической направленности чаще идет работа с личностными проблемами и страхами участников, помогая снимать душевную боль и обиды, освобождая от психологических травм и комплексов. Тренинги развития личности больше работают не с проблемами, а задачами участников, учат видеть не проблемы, а возможности, жить не по шаблонам, а творчески, не переживать впустую, а включать голову и думать, искать не отмазки и оправдания, а находить решения и брать ответственность, видеть в людях не врагов и не защищаться от них, а относиться к людям доброжелательно, быстро находить друзей и налаживать отношения сотрудничества. Тренинги развития личности учат участников управлять своими эмоциями, жить не прошлым, а будущим, развивают в участниках авторскую жизненную позицию и ставят перед ними вопросы их личных ценностей и жизненной миссии.
Критерии и показатели личностного роста субъективны и зависят от того, кто его оценивает, как его понимает и на что обращает внимание. Эти критерии будут разными у представителей различных психологических школ и течений, у людей с разными психотипами, у процессников и результатников, у мужчин и женщин. Мужчин в личностном росте чаще интересуют внешние результаты, которые можно объективно оценить или измерить, для женщин личностный рост скорее субъективен и чувствуется в первую очередь ею самой или близкими ей людьми.
Личностный рост как процесс разворачивания того, что в человеке заложено природой
Разбираясь с понятием «личностный рост», нужно учитывать тот факт, что часть психологов в первую очередь гуманистического направления вкладывают в это понятие свое, достаточно специфическое содержание. А именно, они понимают личностный рост не столько как результат позитивных изменений в личности, сколько как особый процесс, особый способ развития личности. Исходя из представлений о позитивной природе человека, характерного для работ К. Роджерса и А. Маслоу, они рассматривают личностный рост как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. Если различать «рост» как нечто естественное и «развитие» как то, что во многом задается окружением, то психологи этого направления под личностным ростом понимают то, что в личности взрастает само, в отличие от того, что в человеке задается обществом в процессе социализации.
А. Маслоу писал: «Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным» [17, с. 161].
Именно вследствие такой языковой путаницы возможен парадокс, когда не всякий личностный рост является личностным ростом. Действительно, фактический личностный рост (по результату) может быть достигнут разными путями. Например, если увеличение потенциала личности произошло вследствие процесса формирования личности, вследствие организованного извне процесса воспитания, то процесса роста личности не было, а результат — личностный рост — налицо.
Такое понятие личностного роста, противопоставляющее его развитию и формированию личности, родилось в традиции гуманистической психологии и существует только в его рамках: психологи психоаналитического направления или бихевиоральной направленности подобным понятием «личностный рост» не пользуются. Чтобы не путаться, мы предлагаем в тех случаях, когда нас интересует только результат личностного роста и не важен путь, как это было достигнуто, использовать более общее понятие: личностное развитие.
Личностный рост, педагогика и здоровье
Понятие «личностного роста» оказалось очень важным для педагогов школы В.В. Давыдова, см.→
Личностный рост или развитие личности
Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»
«Личностный рост» и «Развитие личности» — как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.
Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно — в этом случае говорят о процессе личностного роста.
Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению… Это — естественный, или пассивный личностный рост.Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки — превращения. Гусеница растет — и вдруг превращается в куколку, а куколка — в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша — подросток, потом — молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения — не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было — развитие человека и личности.
Что же такое развитие?
Помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»
В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались — и мальчик стал другим — воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала — девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри — это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался — или нами самими, если мы мы стали менять себя. Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.
Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития:
Рост происходит изнутри, из себя, развитие же — результат специального влияния извне.
Соответственно, личностный рост — это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от этого развитие личности производится кем-то — т.е. самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям — развитие личности состоялось.
Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это — рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но сделал меня любящим учиться — учитель. Это — развитие.
С точки зрения практики, самое важное отличие между «личностным ростом» и «развитием личности» — в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? — Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и — психотерапия, то есть поддержка и лечение в случае проблем. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.
В таблице различия «личностного роста» и «развития личности» можно увидеть более наглядно.
Понятно, что рост и развитие — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост — естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только «развивать», не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.
Путь к личностному росту
Источник: Conscious Design/Unsplash
Многие люди сосредоточены на достижении мимолетных вещей, таких как богатство, успех или слава. Хотя они могут принести временное счастье, это чувство часто мимолетно. Я считаю, что из всех вещей, над которыми мы можем работать, стремление к личностному росту — лучший выбор для достижения счастья и удовлетворения на всю жизнь. Сегодня мы узнаем, почему.
У нас мало контроля над вещами во внешнем мире. Например, мы не выбирали место, где родились, нашу семью или наши природные таланты. Единственное, что мы можем контролировать, — это то, как мы реагируем на мир, особенно на невзгоды. Личностный рост заключается в преодолении нашей естественной склонности быстро или негативно реагировать на ситуации. Когда мы можем контролировать свои реакции или свое внутреннее «я», открывается целый мир возможностей.
В сегодняшней статье я хочу обсудить два способа, которыми мы можем достичь личного роста, и то, как мы можем лучше реагировать на окружающий мир. Это поможет нам обрести внутренний покой независимо от того, что происходит в нашем внешнем мире. Это может показаться трудным для некоторых из нас, и это так. Но когда мы меняем то, как мы видим мир и как мы реагируем на мир, появляется безграничный потенциал для достижения счастья и покоя.
Первый аспект личностного роста — научиться лучше реагировать на ситуации, с которыми мы исторически сталкивались. Возьмем в качестве примера уверенность в себе. Когда у нас особенно плохой день, мы можем посмотреть в зеркало и подумать: «Мне не нравится, как я выгляжу». Чтобы бороться с этими мыслями, мы можем развить навыки принятия своей внешности и даже начать любить то, как мы выглядим. Это принятие проистекает из осознания того, что есть некоторые вещи, которые находятся вне нашего контроля. Как только мы усвоим этот факт, мы сможем начать принимать то, что есть, и, в конце концов, полюбить то, что есть.
Вторым ключевым элементом личного роста является поиск учителя или учителей, у которых мы можем учиться на нашем пути. Причина, по которой это ключевой компонент, заключается в том, что полезно иметь эксперта в этой области, который может помочь нам глубже понять эти принципы.
Давайте углубимся в обе эти концепции.
Первый аспект личностного роста сосредоточен на переосмыслении нашей борьбы. Под этим я подразумеваю, что в следующий раз, когда мы столкнемся с проблемой, лучший способ ее преодолеть — посмотреть на нее по-другому. Например, в следующий раз, когда мы проснемся в тревоге, расстроимся из-за друга или столкнемся с чем-то, что вызывает у нас стресс, мы можем решить рассматривать это как возможность сделать нашу жизнь лучше.
В своем подкасте я повторял, что у каждой проблемы, с которой мы сталкиваемся, есть решение. Одна из целей жизни — найти эти решения. У нас есть возможность скорректировать наши типичные реакции на ситуации, которые вызывают сильные эмоции, будь то стыд, гнев, депрессия и т. д. Теперь мы можем начать говорить: «Я борюсь с этим. Должно быть что-то из того, что я делаю, заставляет меня бороться, потому что есть другие люди, которые также столкнулись с этой проблемой, и у них все хорошо. Это означает, что должно быть решение». Вместо того, чтобы критиковать себя или ненавидеть свою жизнь, мы можем изменить свое мышление, чтобы оно было больше ориентировано на решение, чем на реакцию. Это поможет нам найти способ решить наши проблемы и, в конечном счете, сделать нашу жизнь счастливее.
Позвольте мне рассмотреть этот вопрос на примере. Исследования показали, что около 80% людей недовольны работой. Для целей этого примера предположим, что мы находимся в этих 80%. Чтобы изменить наши обстоятельства или найти решение, мы должны спросить себя, что мы можем сделать, чтобы улучшить нашу ситуацию? Возможно, мы можем уйти с работы, но это будет иметь последствия, поскольку мы несем ответственность за поддержку нашей семьи. Может быть, мы можем рассмотреть другие карьерные пути, но поиски дополнительного образования могут занять много времени. Или мы можем сказать, может быть, я могу сократить свои расходы на жизнь, чтобы мне не нужно было идти в ногу с образом жизни, который я создал для себя. Благодаря этим сокращенным расходам я теперь могу работать немного меньше или найти работу, которая будет приносить больше удовлетворения. Счастье заключается в том, чтобы наслаждаться своим днем в течение всего дня, поэтому мы хотим убедиться, что наша работа заставляет нас чувствовать себя счастливыми и удовлетворенными.
Есть много способов решить эту проблему. Одно из решений, к которому многие из моих клиентов пришли за эти годы, — работать меньше. У многих людей уже есть гибкость в работе, которой они, возможно, не пользуются. Например, один из моих клиентов получает три недели отпуска в году, но испытывает искушение пропустить отпуск, потому что ему платят за эти дни в конце года. В ответ я спросил их, а стоит ли не брать отпуск, чтобы иметь побольше денег? При более внимательном рассмотрении варианта решили, что нет, отказываться от возможности подзарядиться и распаковаться не стоит. Моя цель — помочь людям переосмыслить смысл жизни. Я считаю, что речь идет о том, чтобы получать удовольствие от путешествия, и для большинства людей, которые регулярно работают, отпуск необходим для поддержания нашего счастья.
Помните, что это всего лишь пример. Ваша история и ваша борьба могут выглядеть совершенно иначе. Ключевым моментом здесь является то, что мы часто имеем некоторый контроль над ситуациями, которые могут показаться нам неподконтрольными. И когда мы воспользуемся возможностью внести некоторые изменения, мы обнаружим, что счастье находится в пределах нашей досягаемости. Мы можем смотреть на жизненные трудности как на возможность для личного роста, а не как на неудобство или хлопоты. Самое приятное то, что когда эти проблемы возникнут позже, мы будем знать, как с ними справиться.
Второй аспект личностного роста — найти учителя, чьи учения и философия вам близки. Когда вы найдете подходящего учителя, важно применить его принципы в своей жизни. Этот шаг может показаться менее важным, но он так же важен, как и шаг номер один. Наши родители или опекуны учили нас, как реагировать на мир, и если мы хотим изменить это, нам нужен кто-то, кто лучше соответствует нашей нынешней системе убеждений, чем тот, который был у нас, когда мы были моложе. Нам также не обязательно иметь доступ к этим учениям лично. Мы можем слушать их в аудиокнигах, смотреть на YouTube или читать об их убеждениях в книге. И если вы достигаете точки, когда их учения больше не служат вам, всегда есть другие люди, которые могут провести вас по пути к самопознанию
Работать над собой — непростая задача. Это включает в себя отучивание и отработку различных ответов на проблемы снова и снова. Но мы должны помнить, что мы способны на реальные изменения, и эти изменения могут помочь нам жить красивой жизнью. Когда мы смотрим на проблемы в другом свете и следуем за учителем, с которым мы резонируем, мы будем расти в геометрической прогрессии.
Саморазвитие: определение, примеры и советы
Саморазвитие: определение, примеры и советыЗамфира Паринку, бакалавр наук, исследователь Что такое саморазвитие? Узнайте больше о том, почему саморазвитие важно для вашей профессиональной и личной жизни и как составить план его достижения.
Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области здорового образа жизни, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что такое саморазвитие? (Определение)Саморазвитие — это внутренний процесс, в ходе которого вы развиваете и расширяете свои способности. Саморазвитие может оказать положительное влияние на вашу карьеру и личную жизнь, поскольку помогает вам полностью раскрыть свой потенциал. Например, вы можете быть заинтересованы в развитии навыков активного слушания или навыков радикального принятия, потому что вы понимаете, какое положительное влияние они могут оказать на вашу жизнь. Саморазвитие часто может включать в себя увеличение личных ресурсов, в том числе самооценки и навыков преодоления трудностей, а также изменения в жизни и философии, такие как более глубокая духовность, пересмотр приоритетов и более высокая оценка жизни (Tedeschi & Calhoun, 2004; Таубман-Бен-Ари и Вайнтроуб, 2008 г.). Например, клиницисты, работавшие с пережившими травму, сообщали о саморазвитии, которое включало изменение их личности, такое как повышение чувствительности, сострадания, проницательности, терпимости и сопереживания, а также более глубокое понимание стойкости человеческого духа (Arnold et al. , 2005). Хотя не всегда саморазвитие должно (или должно происходить) в ответ на травму, полезно помнить, что все мы можем расти и развиваться независимо от обстоятельств. Саморазвитие может выглядеть по-разному для всех нас. Некоторые примеры саморазвития могут включать:
Почему важен саморазвитие Саморазвитие может быть направлено на интеллектуальное, физическое или психологическое развитие. Этот процесс может помочь вам улучшить отношения с коллегами, руководителями, партнерами, друзьями, а также с самим собой. Вот несколько причин, почему саморазвитие важно:
Советы по саморазвитию Есть несколько способов практиковать и расширять саморазвитие; некоторые могут потребовать долгосрочных обязательств или инвестиций, в то время как другие могут быть более доступными. Вот несколько советов по саморазвитию:
Видео: 8 простых принципов самосовершенствованияЗапросы журнала саморазвитияЕжедневное ведение дневника может помочь вам справиться со сложными негативными эмоциями и переживаниями, предоставляя вам безопасное пространство для выражения проблем, которые могут возникнуть у вас. Например, если вы пишете, чтобы исследовать и осмыслить стрессор или травматическое событие, это может помочь вам уменьшить дистресс и депрессию (Lepore, 1997) и даже помочь вам добиться положительного развития событий (Ulrich & Lutgendorf, 2002). Вот несколько подсказок для дневника саморазвития, разделенных на четыре категории, посвященных различным аспектам вашей жизни, включая работу и карьеру, личностный рост, эмоции, любовь и отношения (Raypole, 2021). Вы можете использовать эти вопросы для саморазвития, чтобы начать процесс самопознания и развития.
Личностный рост:
Работа со своими эмоциями:
Любовь и отношения:
Видео: как вести дневник для саморазвитияПлан саморазвития Планирование чрезвычайно полезно, так как оно направляет ваши действия и держит вас на пути к достижению ваших целей. Вот несколько советов о том, как начать работу над планом саморазвития:
Аффирмации саморазвития Утверждения о саморазвитии могут быть положительным способом поддерживать мотивацию и двигаться к успеху. Вот несколько аффирмаций для саморазвития, которые вы можете использовать:
Цитаты о саморазвитии
Статьи, связанные с саморазвитиемХотите узнать больше? Вот несколько статей по теме, которые могут оказаться полезными.
Книги по саморазвитиюВот несколько книг, которые могут помочь вам узнать больше. Заключительные мысли о саморазвитииСаморазвитие может быть направлено на интеллектуальное, физическое или психологическое развитие. Саморазвитие — важный шаг в нашей жизни, и он может положительно повлиять на нашу карьеру, личные отношения и общее благополучие. Надеюсь, эти идеи о саморазвитии помогут вам двигаться в правильном направлении. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Каталожные номера
|