Пирамида Дилтса — Глоссарий — Образовательная платформа Лектера
Что такое пирамида Дилтса
Пирамида Дилтса — это мощный инструмент для решения любой проблемы, ведь с его помощью можно понять, как и где искать это решение. Чаще всего пирамиду Дилтса применяют в рекламе и в маркетинге, потому что этот метод позволяет со всех сторон рассмотреть ситуацию клиента и отыскать для его проблемы решение, которое найдет в нем отклик.
Автор метода, Роберт Дилтс, один из самых известных НЛП-тренеров, который внес существенный вклад в развитие этого подхода. НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это нейропсихологический подход, согласно которому существует связь между неврологическими процессами, языком и поведением человека. Эти уровни взаимообусловлены, и на них можно влиять с помощью специальных нейрологических техник. Одна из таких техник — пирамида Дилтса.
Большой популярностью пользуются названия «логическая пирамида Дилтса», «пирамида логических уровней». В пирамиде любую проблему или ситуацию, которая происходит в жизни человека или компании, можно рассмотреть с разных уровней и таким образом увидеть скрытые потребности и скрытые проблемы.
Пирамида Роберта Дилтса строится на представлении о том, что никакую проблему нельзя решить, оставаясь на одном с ней уровне: для поиска оптимального решения нужно перейти на уровень выше.
Уровни пирамиды Дилтса
Пирамида Дилтса, или пирамида логических уровней Роберта Дилтса, описывает структуру ситуации, проблемы или компании, используя модель логических уровней. Согласно этой модели, в любой ситуации можно найти одни и те же структурные элементы, проанализировав которые можно получить новое видение ситуации, инсайты. Пирамида логических уровней Роберта Дилтса включает следующие уровни (список начинается с нижних уровней и заканчивается верхним):
- Окружение. Окружение — наши условия жизни. Логические уровни Дилтса основываются на объективной реальности конкретного человека: его условиях жизни, месте жизни, окружении.
- Поведение. Деятельность человека. Если первый уровень — это обстоятельства, в которые мы помещены, второй уровень — наша реакция на эти обстоятельства.
- Способности. На этом уровне находятся умения человека и его опыт. Ключевой вопрос для этого уровня: «Как я могу влиять на мир? Что я умею?»
- Ценности и убеждения. На этом уровне человек структурирует свои ценности и убеждения, отвечает на вопрос, почему он думает так, а не иначе. Какой опыт детства, убеждения могут стоять за теми или иными особенностями мышления.
- Идентичность. Простыми словами, идентичность — ответ на вопрос «Кто я?» К какой группе причисляет себя человек, как он себя позиционирует.
- Миссия. Это самый высокий уровень, который касается ценностей и смыслов. На этом уровне человек отвечает для себя на вопрос «Зачем я живу?». Зачастую причины наших проблем и ответы на них коренятся на более низких уровнях.
Проанализировав ситуацию со всех сторон, можно найти для нее новое, более эффективное решение. Но для этого нужно знать, как работать с пирамидой Дилтса.
Обучение по теме
Как пользоваться пирамидой Дилтса
Пирамида Дилтса эффективна при работе с вопросами практически любой направленности. Как пользоваться этим методом? В первую очередь важно правильно сформулировать свои вопросы и проблемы. Прежде чем приступить к работе с пирамидой, необходимо на бумаге записать проблему, с которой необходимо поработать. Такой шаг часто считают лишним и необязательным, но он необходим, чтобы добиться лучших результатов.
Затем нужно определить, к какому уровню относится проблема. Часто это сложно сделать самостоятельно. В поисках ответа помогает терапевтический сеанс с психологом или коучинг-сессия. После того как человек понял, к какому уровню относится проблема, нужно переходить на один или два уровня пирамиды выше и искать решение на этом уровне.
То, что может изначально казаться вопросом ценностей и смыслов, в итоге часто оказывается, например, вопросом окружения. В решении этого вопроса поможет книга по развитию навыков, которые помогут стать частью более интересного для человека сообщества, а не нейропсихологический трактат. При самостоятельной работе с пирамидой желательно проанализировать проблему, начиная с основания пирамиды и двигаясь к ее вершине, а потом в обратном порядке: от вершины пирамиды к ее основанию.
Пример заполнения пирамиды при таком анализе: девушка переживала, что начальство ее не уважает. Двигаясь от основания пирамиды, она рисовала это как основную проблему, но при заполнении последнего уровня поняла, что повышение ей необходимо, чтобы обрести уверенность в себе. Метод помог точно сформулировать проблему и определить, в какой плоскости она лежит. Это уровень ценности. Искать решение проблемы стоит на 1–2 уровня выше: решение крылось в том, чтобы осознать свою идентичность или миссию.
Пирамида Дилтса помогает всесторонне проанализировать беспокоящую ситуацию и в некоторых случаях прийти к неожиданным для себя выводам. Использовать ее можно не только для поиска собственных ответов, но и при анализе преимуществ продукта для клиента, поиске идей в маркетинге. Минусы этого метода заключаются в том, что бывает сложно самостоятельно проанализировать вопрос с точки зрения уровней пирамиды Дилтса. В этом случае лучше прибегнуть к помощи коуча или психолога.
Пирамида нейрологических уровней с примерами
Обновление от 03 июля, 2023 г.
20 отзывов, в среднем 5 из 5
Пирамида нейрологических уровней — это модель Роберта Дилтса, которая используется в коучинге для получения лучшего понимания того, что происходит с вашей целью / проблемой. Эту модель полезно использовать, если вы «застряли» или запутались в том, что происходит, или просто если вы хотите более четкого видения.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Что такое пирамида нейрологических уровней
Это модель, которая позволяет эффективно понимать текущую ситуацию и управлять изменениями.
Джамиля Гургунаева
Зачем нужна пирамида нейрологических уровней
Для лучшего понимания себя, своей команды, вашей организации и вашего бизнеса. А также для формирования стратегии внедрения изменений.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Как использовать пирамиду нейрологических уровней
Сначала нужно пройтись вверх по пирамиде — от самого низкого уровня (окружение) до самого высокого (миссия). Задавайтесь вопросами, релевантными для этого уровня. После этого пройтись сверху вниз. Используйте полученные знания для формирования видения.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Пирамида Роберта Дилтса
1 | Миссия | Зачем я живу? |
2 | Особенности личности | Что я из себя представляю? |
3 | Система ценностей и убеждений | Во что я верю? |
4 | Способности и возможности | Что я могу? Что я умею? Как делаю выбор? |
5 | Поведение | Что я делаю? Как воздействую на реальность? |
6 | Окружение | Что я имею в итоге? |
Профессии
Продакт–менеджер
Профессия
Долгосрочная программа
Обучение с нуля профессии «Продакт–менеджер» в IT на реальных рыночных кейсах. Передадим вам практический коммерческий опыт и подготовим к трудоустройству.
Скрам–мастер & Agile–коуч
Долгосрочная программа
Профессия
Обучение с нуля профессии «Скрам–мастер & Agile–коуч» по индивидуально разработанной программе с поддержкой при трудоустройстве и еженедельным личным трекингом и менторством
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Что такое «пирамида нейрологических уровней»
Роберт Дилтс — специалист по нейролингвистическому программированию (НЛП) из Калифорнии. Ему принадлежит авторство модели, которую мы сейчас рассмотрим.
Автор разработал модель нейрологических уровней для НЛП и коучинга, но сейчас она используется в самых разных сферах. В том числе в продуктовом менеджменте — чтобы лучше понять, какой продукт мы делаем, зачем мы это делаем и как мы его будем делать.
«Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении взаимодействиями на более низком уровне. Любое изменение на верхнем уровне обязательно распространяется вниз, ускоряя изменение на более низких уровнях.» — пишет Роберт Дилтс.
Таким образом, используя пирамиду нейрологических уровней можно эффективно управлять изменениями, за счет того что вы:
- Работаете на нескольких уровнях сразу
- В первую очередь стремитесь к более «высокоуровневым» изменениям
- Понимаете с чего нужно начинать, чтобы двигаться «вверх» в по иерархии изменений (пока вы не проработаете нижние уровни, верхние будут труднодоступны)
Всего выделяются шесть уровней:
- Окружение
- Действия
- Способности
- Ценности
- Идентичность
- Миссия
Все шесть уровней принято зарисовывать в виде пирамиды, основанием которой является окружение, и уровни восходят вплоть до миссии:
Для каждого уровня существует свой, уникальный способ мышления и восприятия. Изменяя фокус внимания с одного уровня на другой мы меняем свой стиль мышления, и за счет этого можем продвигаться все дальше в осознании и понимании наших проблем и целей.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Зачем использовать пирамиду нейрологических уровней
Применение этой модели показывает свою хорошую пользу как в сфере личной жизни, так и в профессиональной деятельности и предпринимательстве.
Вот чем помогает использование этой модели на практике.
Видение и конкретные практики соединяются в единое целое. Каждому объекту вашей миссии и ценности подбираются конкретные условия и действия, а каждым действиям — свой «высокоуровневый» эквивалент, в виде миссии, ценности, смысла.
Например, если ваша миссия сделать людей здоровее — то пройдясь по этой модели вы увидите, какие для этого вам нужны способности (нужно ли дополнительное образование? достаточно ли сейчас навыков?), какие вам нужны действия (что конкретно вы можете сделать в текущих условиях? какими будут первые шаги?). А если миссия и ценности только формулируются, то они сразу «якорятся» в реальность, которой вы располагаете: вашу среду, возможности, понимание какие нужны действия и т.д.
Если же вы уже делаете что–то, вы можете лучше проработать смысловую и ценностную сторону этих действий — зачем вы это делаете, ради чего, что должно получиться в итоге и т.д.
Проходя по вопросам этой модели вы смотрите на ситуацию с разных сторон, комплексно. Это важно, потому что фокусируясь на чем–то одном вы рискуете не увидеть всей картины в целом.
В результате принимаемые вами решения будут более мудрыми. Ведь вы держите в голове всю картину, а не отдельные кусочки.
В коучинге пирамиду Дилтса используют, чтобы проработать смысл и ценность, того что человек собирается делать или уже делает, а также проработать непосредственную конкретику — что конкретно нужно делать и каким образом.
Когда человек проходит по уровням пирамиды вверх и вниз (и это может происходить несколько раз подряд) человек отлично начинает понимать суть того, с чем он работает, ценность этого, каким образом он может прийти к значимому результату и каким этот результат должен быть.
Этот инструмент очень полезно использовать тогда когда вы чувствуете что вы «застряли» (все повторяется, не удается пробить имеющиеся барьеры) или у вас есть недостаток новых идей.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Окружение / среда
Первый уровень пирамиды Роберта Дилтса — это уровень окружения.
Окружение — это где обитает человек. Понять где человек обитает можно через разные вопросы. Вот некоторые самые значимые:
- Где? (где вы будете находиться)
- Когда? (когда это произойдет)
- С кем? (кто будет вокруг вас)
От того, в какой среде вы находитесь, может сильно зависеть то, как будет достигаться цель.
Здесь мы ещё не видим ничего, связанного с мотивацией. Мотивацию мы увидим, когда будем продвигаться выше по пирамиде.
Вот как выглядит конкретное «прохождение» этого уровня.
Когда вы планируете какую–то цель — вы задаете себе вопрос, где она будет реализована (пространство), кто будет рядом с вами (близкие, коллеги, партнеры, клиенты и так далее). Также задайте себе вопрос, как все это будет меняться в процессе достижения цели.
Если сама цель еще не сформулирована — на этом уровне можно просто описать все условия, в которых вы находитесь прямо сейчас.
Если вы применяете методику для работы с организацией или своей командой — задайтесь вопросом, где сейчас находится эта команда, в каких условиях, в каком пространстве, какое сейчас время и т.д.
Если у вас есть видение, куда вы движетесь — то как эта среда должна измениться, что должно быть вокруг вас, какие события должны произойти, какие люди должны появиться?
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Поведение / действия
Уровень поведения или действия это ответ на вопрос «Что человек делает?».
Здесь вы можете описать, что собираетесь делать — по достижению цели (если она поставлена). Или что будете делать, если цели еще нет.
Может быть полезным описать те действия, которые регулярно совершаются; паттерны активностей, которые уже характерны для человека / команды / организации. А также то, какие действия должны быть, какие должны произойти изменения в действиях и поведении.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Способности / навыки / компетенции
Возможно, у вас или вашей команды имеются все необходимые компетенции, чтобы начать делать вещи по–новому. Возможно и такое, что вам нужны будут дополнительные знания и практики, чтобы внедрить и закрепить новые способы поведения.
Здесь мы можем найти ответ на вопрос «Как» будет достигаться цель, что для этого нужно вашей команде. В целом можно сказать, что это также вопрос про ресурсы — что вообще делает ваши цели достижимыми и возможными.
Возможно, вам нужны будут дополнительные люди? (Их поддержка, опыт, знания.) Или дополнительные инвестиции? Или поставщики?
Не ограничивайтесь словом «способности» — этот уровень про возможности в целом. Всем нам нужно что–то для достижения целей. Проверьте, что нужно именно вам, проходя через этот нейрологический уровень.
Джамиля Гургунаева
Ценности / убеждения
Уровень ценностей отвечает на такие вопросы:
- Почему это важно?
- Зачем это делается?
Действия и поведение, которое вы описали и разобрали ранее, могут совершаться с опорой на разные ценности и убеждения.
Почему это важно для вас или вашей команды? Зачем цель достигается, или решается проблема? Что лежит в основании ваших действий, что делает ваши активности по–настоящему ценными?
Это важные вопросы, которые не стоит пропускать. Часто активности совершаются с плохим пониманием того, зачем они делаются. Это приводит либо к неэффективным действиям (или по крайней мере не настолько эффективным, насколько они могли бы быть), либо нецелесообразным (потому что достигается то, что на самом деле не так уж важно).
Джамиля Гургунаева
Идентичность
Уровень идентичности — здесь мы отвечаем на вопрос «Кто я?» (когда я делаю это).
Готов ли я столкнулся с этими изменениями? Кем я стану или останусь, если будут делать или не делать определенные действия?
Если вы используете эту модель в организации — то этот вопрос превращается в «Кто мы?» (когда мы движемся в этом направлении).
Здесь важно понимать, что для человека его идентичность является очень важной составляющей его личности. Люди зачастую не склонны менять свою идентичность. Однако если у них есть желание изменить свою идентичность — это может быть очень мощным мотиватором, который будет способствовать изменениям.
На практике применение модели здесь может выглядеть следующим образом.
Допустим, у вас есть команда, которая очень скептично относится к внедряемым изменениям. Им кажется, что они «и так достаточно хорошо работают» или «так станет только хуже». И любые доводы о том, почему это важно — не сработают. Можно пойти от уровня идентичности и задать вопросы вроде таких: «Какой командой вы хотите быть?» (имеется ввиду — вы хотите быть гибкими или ригидными, экспериментирующими и инновационными или консервативными?).
В большинстве случаев команды хотят быть гибкими (Agile) и стремятся быть инноваторами. Поэтому это может стать серьезным толчком мотивации в сторону изменений.
Миша Ряженка
Founder, Executive Partner
Миссия / видение
Уровень миссии — это про стратегический уровень мышления.
Здесь мы отвечаем на вопрос «Во имя чего?».
Мы работаем или живем с целью получить что? Какой смысл нашей работы / жизни? В чем их ценность?
Хочется еще раз напомнить особенность модели нейрологических уровней: самый высший уровень «подчиняет» и влияет на нижележащие. И уровень миссии — самый высокий уровень. Согласно Роберту Дилтсу именно вокруг этого уровня мы организуем свою жизнь и свои действия.
Джамиля Гургунаева
Как начать работу с моделью
Я рекомендую начинать работу с моделью с того, чтобы разобрать собственную жизнь и решить какие–то личностные вопросы — куда вы движетесь, чем вы хотите заниматься, ради чего вы это делаете, какие способности вам нужны и так далее. То есть использовать эту модель непосредственно для вашей личной жизни.
Очень ценно начинать с личной жизни, потому что так вы сможете «пощупать», попробовать эту модель нейрологических уровней в действии. А также вы сможете непосредственно почувствовать, что дает применение этой модели — как изменяется ваше личное понимание того, что происходит, как меняется ваше отношение к тем целям и задачам, которые вы перед собой ставите.
После этого вы можете начать работать вместе с командой над вашими командными задачами, или использовать эту модель для решения каких–то карьерных и профессиональных задач.
Уже после первых нескольких использований этой модели вы поймете и почувствуете основы того, почему эта модель является такой эффективный и значимой. Со временем вы будете становиться опытнее в применении этого инструмента и мышление в терминах модели нейрологических уровней станет естественной частью вашего мышления и восприятия, вы будете принимать решения держа в уме каждый из уровней. Это настоящее системное мышление.
Как же непосредственно работать с моделью — с чего начинать и как должен происходить процесс?
Нужно сначала пройтись вверх по пирамиде — то есть от самого базового уровня (окружение) до самого высокого (миссия). После этого нужно пройтись вниз обратно — до самого базового уровня.
Таким образом вы сначала сформулируете общие видение того, что вы хотите получить (проходитесь до самых «смысловых» вопросов, кульминацией этого пути является определение миссии ваших активностей), и после этого вы добавите какой–то конкретики в то, что вы хотите изменить (как именно вы будете это менять, в каких условиях, какими действиями и так далее).
В течение всего времени, когда вы работаете с моделью, я рекомендую делать записи. Выделяйте наиболее важные, корневые и смыслообразующие части информации, когда проходите по каждому нейрологическому уровню. Фиксируйте их сначала на бумаге, а потом в электронном виде. Так важная информация лучше зафиксируется не только на материальных носителях, но и в вашем сознании.
Может быть полезным периодически вспоминать о том, какую работу вы проделали и какие элементы выделили как важные. Я рекомендую проделывать такую работу, потому что мы склонны забывать и пренебрегать даже очень важной информацией, если она не вписывается в наше текущее мировоззрение и восприятие. А вещи которые вы обнаружите при работе с пирамидой Роберта Дилтса — с высокой степенью вероятности будут для вас достаточно специфическими и новыми. Просто потому что мы обычно не склонны мыслить настолько многоуровнево.
Также я рекомендую дать себе какое–то время на то, чтобы побыть со всей выделенной информацией, прежде чем вы начнете принимать значимые решения. Возможно, с течением времени у вас появятся новые ответы на вопросы, которыми предлагает задаваться эта модель. Если у вас есть записи — вы можете добавить новую информацию к этим записям.
Обсудите решения с командой или другими людьми. Как они видят ситуацию? Что они замечают? Коллективное использование этого инструмента может быть особенно эффективно. Здесь правило «две головы лучше одной» действительно работает.
Другие люди могут иметь другую перспективу и лучше вас разбираться в каких–то вопросах или лучше понимать какой–то из уровней.
Например — люди работающие «руками» могут лучше понимать уровни окружения, действий и способностей \именно поэтому в японии был сформулирован [принцип genchi genbutsu — чтобы понять окружение и действия, нужно находиться в том месте, где эти действия происходят]. А люди, принимающие управленческие решения, лучше понимают нейрологические уровни ценности, идентичности и миссии.
Каждый из них может внести неоценимый вклад в ваш мозговой штурм при работе с этой моделью.
Всего выделяются шесть уровней:
- Окружение
- Действия
- Способности
- Ценности
- Идентичность
- Миссия
логических уровней Дилтса | SkillsYouNeed
Почему одних изменений добиться намного легче, чем других? И однажды достигнутые, почему некоторые из них длятся дольше?
Будь то на личном или организационном уровне, все зависит от логического уровня, на котором вы пытаетесь внести изменения.
Эти «логические уровни», впервые предложенные Робертом Дилтсом, часто используются в нейролингвистическом программировании (НЛП), но обеспечивают полезную структуру для наблюдения за тем, что происходит в любом человеке, группе или организации. Они определяют шесть уровней мышления или ситуации: окружение, поведение, способность или компетентность, убеждения, идентичность и духовность, и обычно визуализируются в виде иерархии (см. диаграмму ниже).
Логические уровни Дилтса
Основная идея логических уровней заключается в том, что каждый уровень непосредственно влияет на нижестоящие в иерархии. Нижний уровень может, но не обязательно, изменить уровень выше.
Шесть уровней
Окружающая среда
Окружающая среда — это внешние условия, в которых происходит поведение и в которых мы действуем. Человек, работающий на этом уровне, вероятно, будет объяснять, что произошло, кто там был и так далее. В общем, «история» не будет о том, кто ее рассказывает, а энергия будет заключаться в объяснении того, как что-то произошло. Это может включать жалобы.
Поведение
Поведение – это действия и реакции человека в окружающей среде. Человек, работающий на этом уровне, будет описывать, что он думал и делал, и какой эффект это имело. Это также включает в себя то, что они могли бы сделать, и какой эффект это имело бы.
Возможности или компетентность
Возможности или компетентность можно рассматривать как уровень «как». Компетенции управляют поведением посредством личной стратегии, включающей навыки и их развитие. Человек, работающий на этом уровне, говорит и думает о том, «как» чего-то достичь, в том числе о том, какие навыки ему, возможно, потребуется развить для этого.
Убеждение
Убеждение можно рассматривать как уровень «почему», и иногда его также называют «ценностями». Речь идет о причинах поведения, включая любые лежащие в его основе ценности. Убеждения и ценности могут как укреплять, так и подрывать способности. Например, убеждение, что вы «не умеете рисовать», может подорвать любую попытку научиться хорошо рисовать.
Идентичность
Идентичность касается того, «кто» вы есть, и ее также можно рассматривать как самоощущение. Разговоры на этом уровне часто касаются личной самореализации, например: «Что мне нравится?», «Что меня волнует?», «Какая моя страсть?» Человек, страдающий от стресса и эмоционального выгорания, часто ведет диалог на этом уровне. .
Духовность
Духовность не всегда входит в логические уровни и может рассматриваться как ступень выше других. Речь идет о том, «что еще», помимо личности, и связано с тем, чтобы быть частью большей системы, будь то семья, сообщество или что-то еще. Некоторые люди описывают это как уровень «мудрости», а другие вообще исключают его или связывают с идентичностью как часть того, как вы видите себя.
Использование логических уровней
Вы можете сказать, на каком уровне работает человек, по языку, который он использует для обсуждения проблемы или ситуации. Если кто-то продолжает действовать только на одном уровне, его проблема или ситуация может легко показаться неразрешимой. Однако, если они смогут изменить уровень, проблема изменится.
Вы можете помочь кому-то изменить уровень, на котором он работает, изменив язык на другой уровень. Это изменит проблему и принесет новую перспективу. Это один из инструментов, который коучи часто используют, чтобы помочь своим клиентам обдумать проблемы, но он в равной степени применим как дома, так и на работе, особенно на руководящих должностях.
На практике – несколько примеров изменения языка
Предположим, что ваша знакомая беспокоится о том, как ведет себя ее ребенок, и изо всех сил пытается найти занятие, которое поможет ей управлять поведением ребенка.
Она обсуждает применение наказания и вознаграждения, но немного застряла. Примеры вопросов, которые могут изменить логический уровень и, следовательно, проблему:
«Как вы думаете, почему он так себя ведет?» [Убеждения/ценности]
«Как вы могли бы ответить по-другому?» [Компетентность/возможности]
«Как бы вы могли изменить ситуацию, чтобы попытаться предотвратить это в первую очередь?» [Компетентность/возможности]
«Как вы думаете, он пытается немного самоутвердиться?» [Идентификация]
На первый взгляд, они не сильно отличаются друг от друга, но они уводят обсуждение и размышления от поведения ребенка и поведения взрослого в ответ (непослушные шаги, заземление, наказания, вознаграждение и т. д.), на другой уровень.
Есть еще один способ, которым логические уровни Дилтса могут помочь на практике.
Часто говорят, что обратная связь должна быть на поведенческом уровне: вы должны комментировать только поведение, а не ценности или убеждения, лежащие в его основе.
Однако, когда вы думаете об изменении поведения, в свете логических уровней становится ясно, что без учета базовых значений может быть невозможно изменить.
Предположим, вы постоянно получаете обратную связь о том, что вам нужно делать больше презентаций и публичных выступлений. Ваша работа требует более публичного лица. Вам нужно изменить свое поведение. Но вы пытались раньше, и это настоящая борьба. Слишком легко отказываться от приглашений на конференции. Почему? Если мы посмотрим на логические уровни и подумаем о каждом из них, это может стать яснее.
Возможности – есть ли у вас необходимые навыки, чтобы вести себя по-другому? Если вы никогда не учились тому, как выступать на публике, и вы никогда не тратили время на развитие своих навыков, то неудивительно, что это борьба.
Убеждения/ценности – верите ли вы, что можете измениться, и считаете ли вы, что это правильно? Изучите свои основополагающие ценности, и вы можете обнаружить скрытую мысль, например, о том, что только определенные люди проводят презентации, а вы не один из них, или что неправильно выступать на публике и «трубить в трубу».
Личность – связано ли ваше поведение с вашим самоощущением? Может быть, вы действительно ненавидите выступать на публике, потому что вам не нравится быть в центре внимания. Будет трудно изменить свое поведение, пока вы не справитесь с этой неприязнью. Однако устраните неприязнь, и ваша неприязнь к публичным выступлениям может исчезнуть за одну ночь.
Дополнительная информация из книги «Навыки, которые вам нужны»
«Навыки, которые вам нужны» Электронные книги «Руководство по лидерству»
Узнайте больше о навыках, необходимых для эффективного лидерства.
Наши электронные книги идеально подходят для начинающих и опытных руководителей и полны простой в использовании практической информации, которая поможет вам развить свои лидерские качества.
Заключение
Как и многие из наиболее полезных инструментов управления и лидерства, логические уровни чрезвычайно просты. Благодаря этому их легко запомнить и использовать в повседневной жизни, чтобы изменить свое мышление и, возможно, то, как думают другие.
Пирамида Дилтса — Неврологические уровни
Роберт Дилтс разработал замечательную модель НЛП, которую мы можем использовать для нашего личного развития и описания процессов изменений: пирамиду Дилтса.
Модель предоставляет ценные предложения и поддержку, среди прочего, в области целей и развития личности.
Содержание
- Что такое пирамида Дилтса?
- Роберт Дилтс
- Уровни
- Вопросы и Примеры
- Пример
- Приложение
Что такое пирамида Дилтса?
Модель поможет вам лучше понять себя и свое окружение. В то же время он должен давать указание на уровень, на котором должны быть сделаны изменения, чтобы иметь место личное развитие. Логические уровни — это уровни изменения. Они служат для уточнения, где находится, например, проблема, цель или собственная миссия. Логические уровни можно использовать, например, при решении проблем и работе с ресурсами.
Посредством указаний и вопросов повышается осведомленность о каждом уровне. Затем они вводятся на уровни ниже. Однако распространенное неправильное понимание этой ценной концепции возникает из-за названия «логические уровни», потому что при внимательном рассмотрении они не являются ни действительно логическими (как определяют этот термин логики), ни точно ограниченными уровнями. Вот почему сегодня мы скорее поговорим о пирамиде Дилтса.
- Пирамида мотивации
- Модель структурирования процессов изменений
- Более высокие уровни обычно оказывают большее влияние на более низкие уровни, чем наоборот
- Решение проблемы редко находится на уровне проблемы
- Одна из самых важных моделей коучинга для меня
Роберт Дилтс
Роберт Б. Дилтс родился в США, является автором, тренером, консультантом и разработчиком в области нейролингвистического программирования (НЛП). Он первым внедрил приложения НЛП в дисциплину организационного развития, лидерства и обучения. Он работает в таких компаниях, как. в более чем 30 странах: Всемирный банк, Isvor Fiat, IBM Europe.
Он разработал модель логических уровней в середине 1980-х годов. Он сформулировал их в соответствии с логическими уровнями обучения Бейтсона. В НЛП они приобрели огромное значение с момента их публикации. В виде книги они, вероятно, были впервые опубликованы в 1990 году в книге «Изменение убеждений с помощью НЛП».
Уровни пирамиды Дилтса
На самом низком уровне « Окружающая среда » (1-й уровень) человек движется со своим « Поведением » (2-й уровень).
За поведением стоит » Способности «(3-й уровень), которые позволяют выполнять вообще любое поведение.
За/над способностями стоит мотивация хотеть что-то делать или развивать и практиковать способность это делать. Поскольку эта мотивация не только влечения, здесь речь идет не только о мотивах, но и о « Ценностях и убеждениях » (4-й уровень). Мы используем эти конструкты (модель мира) как критерии, чтобы решить, во что мы верим, т.е. мы считаем правильным, истинным и важным. В НЛП мы предпочитаем называть это «убеждениями» и на новонемецком языке, поскольку различие между «убеждением» и «религиозной верой» более четко выражено в английском, чем в немецком9.0003
На 5-м уровне мы определяем нашу « Identity » (5-й уровень). При этом мы различаем, кто мы есть, что мы есть, что принадлежит нам, а что нет. В девяностых Дилтс добавил еще один слой поверх идентичности. Выходя за пределы личности, он говорит как о «принадлежности», так и о «духовности». Таким образом, в ходе дальнейшего развития НЛП он заложил основу для того, что в последние годы он назвал «НЛП третьего поколения». Часто термин « Видение » также используется для этого 6-го уровня. Поскольку «духовность» легко понять неправильно, мне лично нравится использовать термины «видение» и «принадлежность» для этого 6-го и самого важного в моем мире уровня.
Окружающая среда
На самом нижнем уровне находится окружающая среда. Каждое событие происходит во временном и пространственном контексте. Уровень среды содержит все внешние условия, воздействующие на человека. Они могут быть испытаны внешними органами чувств, и на них можно ответить вопросами «Где?», «Когда?», «Кто?», «С кем?», «Кто еще?».
Поведение
К уровню поведения относятся все внешне воспринимаемые действия и реакции человека: его действия, его слова, его выбор голоса, его жесты, его движения, его дыхание. Поведение можно описать с помощью чувственных терминов. Это про «Что?».
Способности
Деятельность — это когнитивные и эмоциональные процессы, через которые проходит человек, чтобы сделать возможным определенное поведение. Они не заметны снаружи. Речь идет о знании, мышлении и чувстве, включая осознание этих способностей. Вопрос «Как?».
Ценности и убеждения
Следующим уровнем являются убеждения, убеждения, ценности, внутренние критерии, лежащие в основе действий (сознательных и бессознательных), они являются действительными мотивами человека, руководящими представлениями, которые он считает истинными и использует, чтобы использовать свои способности. Люди используют имеющиеся способности только при наличии соответствующих убеждений и критериев, позволяющих им это делать. Убеждения — это интерпретации предыдущего опыта. Это отдельные теории о том, почему что-то именно так, а не иначе.
Идентичность
Следующий уровень – это уровень идентичности: представление о себе, представления, которые человек конструирует о себе и своем поведении, способностях и убеждениях, в основном бессознательно. Идентичность — с полюсами личной и социальной идентичности — может быть «осмыслена» и как особое религиозное убеждение. Это центральная модель личности в целом.
Видение
Высший уровень — это уровень принадлежности или миссии, видение. Речь идет о нашей профессиональной, семейной, социальной или, возможно, философской, религиозной принадлежности и видении. Этот духовный уровень направляет и формирует нашу жизнь и дает основу нашему существованию. Речь идет о «больших вопросах» жизни: «Зачем мы живем?», «Зачем мы здесь?», «В чем смысл жизни?»
Вопросы и примеры
Уровень | Вопрос | Пример |
---|---|---|
Окружающая среда | Где вы здесь? ? С кем ты здесь? Что ты слушаешь? Что ты видишь? Что ты чувствуешь на вкус? Что ты чувствуешь? | Шум в комнате мешает написанию диктантов. Якоря можно легко установить во время групповых упражнений. «Рак овладел мной.» |
Поведение | Что ты здесь делаешь? | Вы неправильно написали эту диктовку. Вы установили якорь с этим человеком. «Иногда я просто не могу вести себя как здоровый.» |
Навыки | Как вы делаете то, что делаете? Как вы относитесь к другим здесь? Какие специальные навыки у вас есть здесь? | «Вы плохо пишете.» «Вы можете привязывать других людей». «Я не могу быть в хорошей форме.» |
Ценности и убеждения | Что для вас здесь важно? Почему вы делаете то, что делаете? Во что ты здесь веришь? Что мотивирует тебя? Что вы думаете о себе, других, своей работе и т. д.? | «Если ты не умеешь писать по буквам, ты никогда не будешь ладить в школе. » «Умение ставить якорь делает вас влиятельным человеком». «Неправильно хотеть бунтовать против неизбежного.» |
Личность | Какой у вас образ самого себя? Как понять себя, кто ты? | «Глупый ты ребенок, неспособный к обучению.» «Ты хороший специалист по НЛП». «Я жертва рака». |
Видение | Где ты принадлежишь? Есть ли что-то, кто-то или группа, к которой, как вы знаете, вы принадлежите на профессиональном, личном, идейном, духовном уровне? Какова ваша задача, какова ваша миссия? | «Вы принадлежите к неспособным к обучению, слабоодаренным.» «Вы один из лучших сливок НЛП.» «Вы одна из жертв рака, которых постигла та же участь». |
Пирамида Dilts на примере
В связи со стрессом мы хотим использовать неврологические уровни после dilts для выявления факторов стресса и активации ресурсов, которые помогают нам противодействовать стрессу. На каждом уровне есть множество техник вмешательства НЛП, которые помогают добиться желаемых изменений.
.Окружающая среда
- Что в окружающей среде вызывает стресс?
- Возможные варианты ответов: шумный офис, ссора с коллегами, встреча утром и т. д.
Для снижения стресса помогает, например, не выполнять определенные задачи в шумной обстановке или перенести их на другое время дня, когда в офисе еще тихо. На этом этапе человек ищет нехватку ресурсов в индивидуальной среде, чтобы избежать стресса.
Поведение
- Что в моем поведении вызывает стресс?
- ответы могут быть такими: я постоянно меняю свой распорядок дня, назначаю встречи в последнюю минуту и т. д.
Ответив на этот вопрос, мы ищем полезное поведение, которое может служить ресурсом. Например, отдыхать во время обеденного перерыва или заниматься спортом после работы. В НЛП есть обширный набор инструментов для изменения поведения. Только целенаправленно воздействуя на собственную физиологию (например, изменяя свою позу, дыхание, голос), можно эффективно уменьшить стресс.
Так называемая VK-диссоциация оказалась очень успешной в борьбе с сильными стрессорами. С помощью этой техники вы наблюдаете, как вы сталкиваетесь со стрессором на экране кинотеатра. Благодаря целенаправленному влиянию теперь можно смотреть на ситуацию спокойно и безмятежно и, таким образом, подготовить почву для реальных изменений в поведении. Также здесь используются методы классического обусловливания — называемые в НЛП «якорь» > «якорь» — и методы релаксации.
Возможности
- Как вы выполняете действия, какие внутренние процессы и программы работают?
- ответа могут быть: Я не могу сосредоточиться. Я не могу быть вовремя, потому что всегда есть что-то среднее.
Чтобы активировать ресурсы и на этом этапе, полезно, если клиент научится представлять себе, как он может развить недостающие навыки, например, приходить вовремя на свои встречи, а затем спрашивать, что он сделал, чтобы достичь положительной цели.
На этом уровне стратегии играют особую роль в НЛП. Они описывают внутренние процессы, которые приводят к определенному результату. Необходимо прерывать неподходящие стресс-стратегии и изучать новые эффективные альтернативы. Они получены из уже успешных моделей. Таким образом, можно очень эффективно развить новые навыки борьбы с собственными факторами стресса за относительно короткий период времени.
Ценности и убеждения
- Какие убеждения могут вызвать стресс?
- ответа могут быть Я должен уметь читать желания других по их губам. Я всегда должен делать все идеально.
«Все убеждения, делающие вас зависимыми от милости других людей или от определенных событий или не оставляющие альтернативы действиям, способствуют развитию стресса», — говорят Иэн Макдермотт и Джозеф О’Коннор, посвятившие отдельную, очень подробную главу на тему стресса в своей книге «НЛП и здоровье». Они утверждают, что все убеждения, усиливающие ощущение влияния, являются ресурсами.
Личность
- Кто я (если я живу этими убеждениями, способностями)?
- ответов могут быть Я раб своего графика. Я слуга других.
Здоровье Уверенность в себе — хороший источник энергии для предотвращения стресса. Уверенные в себе люди знают, кто они и, следовательно, что они могут сделать для себя. Стресс на этом уровне возникает, когда не проживается собственная личность. Это можно выразить, скрывая это и не показывая чувств или надев маску, которая защищает вас от других, но также и от вас самих.
Здесь важно глубже проникнуть в истинную личность. Например, можно сознательно спросить себя: «Кто я на самом деле?» и «Как я? Также из демаркации можно многое узнать о себе: «Как я не?», «Как я не хочу быть? В методах НЛП есть методы более тщательного изучения собственной личности. При этом человек осознает свои качества (например, страстность, терпеливость, уязвимость и т. д.), которые рассматриваются ниже: Где эталонные переживания, которые «доказывают», что кто-то обладает этими качествами? Чем это кто-то доказывает? Есть ли также случаи, когда верно обратное? Эти переживания ставятся под сомнение. Шаг за шагом собственное становится все яснее и яснее.
Видение
- Есть ли что-то, кто-то или группа людей на профессиональном, частном, идеалистическом, философском уровне, к которым, как вы знаете, вы принадлежите? Какова моя роль в этом мире?
- Ответы на эти вопросы таят в себе очень значительные ресурсы.
Тот, кто находит для себя хорошие ответы и может жить по ним, больше не будет ощущать своего стресса как такового. Он будет счастлив и благодарен за то, что живет своей судьбой немного больше каждый день. Границы настоящей идентичности могут быть нарушены с помощью этого осознания и интегрированы в всеобъемлющее ощущение себя. Этого можно достичь различными способами, такими как медитация, духовный опыт, любовь и т. д.
Приложение
Часть: Ведение целевого состояния через неврологические уровни (NE)
- Во-первых, с A, выполнить краткое определение цели в соответствии с известными критериями (позитивный, самоактуализирующийся, контекстуализированный, смыслоспецифический, экологический).
- С этого момента сохраняйте рамку «как если бы» для всего упражнения: «Предположим, что вы достигли своей цели уже сейчас…» и проведите А в этом состоянии через все НЭ-уровни. Начните с уровня среды и оттуда двигайтесь шаг за шагом, закрепляя соответствующую ситуацию пространственной привязкой и, возможно, терминами или символами.
Если на одном или нескольких уровнях становится очевидным, что ресурсов по-прежнему не хватает, сначала перейдите на следующий более высокий уровень и, возможно, найдите ресурсы, которых все еще не хватало на предыдущем уровне. В противном случае просто запомните уровень, где чего-то еще не хватает, на потом.
Коучинговые вопросы на разных уровнях:
Окружающая среда : Где ты здесь? С кем ты здесь? Что ты слушаешь? Что ты видишь? Что ты чувствуешь на вкус? Что ты чувствуешь?
Поведение : Что ты здесь делаешь?
Навыки : Как вы делаете то, что делаете? Как вы относитесь к другим здесь? Какие специальные навыки у вас есть здесь? Вера и ценности : Что для вас здесь важно? Почему вы делаете то, что делаете? Во что ты здесь веришь? Что мотивирует тебя? Что вы думаете о себе, других, своей работе и т. д.?
Личность : Какой у тебя образ самого себя? Как понять себя, кто ты?
Принадлежность : Где ты принадлежишь? Есть ли что-то, кто-то или группа, к которой, как вы знаете, вы принадлежите на профессиональном, личном, идеалистическом или духовном уровне? Какая у вас задача, какая миссия?
Сделайте еще один шаг вперед .
В этот момент ваше подсознание пошлет вам еще одну важную информацию. Это может быть идея, картинка, символ, чувство или что-то еще. Это особый подарок от вашего бессознательного вам, для вашей цели. Проводите там столько времени, сколько вам нужно, чтобы полностью впитать его в себя.- Деталь
: сбор ресурсов
- Теперь вернитесь тем же путем, которым вы пришли, и вспомните все идеи и ресурсы, которые вы уже нашли на этом пути. Почувствуйте, как каждый уровень был обогащен и усилен знаниями и опытом других. Обратите внимание на изменения.
- Если чего-то не хватает на каком-либо уровне, уходите в диссоциацию и давайте ресурсы отсюда (отправьте их или установите якорь ресурсов).