Практическое применение модели логических уровней Дилтса — Тренинги с длительным эффектом от Сергея Дубовика
Если на душе тяжко, в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все в порядке по местам.
В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по-другому – пирамида Дилтса. Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных и проблемных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и, в целом, разобраться в себе и навести порядок во внутреннем мире.
Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать отдельно взятый человек, либо целая компания или общество. Модель состоит из 6 уровней. Уровни этой системы (пирамиды), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир.
Давайте подробно рассмотрим «полочки» пирамиды Дилтса, остановимся на каждом уровне и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.
Каждая «полочка» пирамиды отвечает за определенный сорт информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую-то свою часть субъективного опыта.
Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние, либо вовсе на них не воздействуют.
Пройдемся по уровням снизу вверх.
Окружение. Это базовый, самый нижний уровень. Он включает в себя условия, нашу среду обитания, наш окружающий мир, предметы, людей, места, даты, сроки, и все все все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.
Поведение.
Второй уровень, который включает в себя всё, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем — окружением.На двух нижних уровнях поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного, отказ от чего-либо). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т. п.) также находятся на этих двух логических уровнях.
Способности. Уровень, который обуславливают наше поведение, является источником движения и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.
Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т. д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал – здесь только ответы на вопрос: «Как этого достичь?» Этот уровень, ответов «почему человек сделал именно так?».
Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с вашей личностной ролью. Это роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, крутой, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос – «Кто я?» Каким я представляю себя и мир вокруг себя? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?
Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?» Он строится на нашем видении за пределы себя. Это видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.
Итак, мы описали «полочки» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, какую практическую пользу они нам могут принести и как с ними работать. Сделаем это на примере проблем нескольких категорий:
- меня никто не любит, я никому не нужен;
- не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз;
- не могу найти общий язык с NN.
Приступаем к разбору наших проблем. Вначале берем проблему и разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, какая часть этой проблемы на каком уровне пирамиды расположена.
Уровни (снизу вверх | Вопросы | Меня никто не любит, я никому не нужен.
| Не могу вставать по будильнику. | Не могу найти общий язык с NN |
Окружение | Кто? Что? Где? Когда? С кем? Как? | Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться? | Какое это оказывает воздействие на мое окружение? | Как ко мне должен относиться NN? |
Поведение | Что делать? Каковы действия? | Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть? | Какое поведение для меня самое подходящее? | Как должен вести себя NN по отношении ко мне а я к нему? |
Способности | Как? Благодаря чему? | Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать? | Благодаря чему можно изменить ситуацию? | Какие способности помогут в решении? |
Убеждения и ценности | Почему это так важно? | Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным? | Для чего мне вставать именно с первым сигналом? | Почему так важно соблюдать интересы NN? |
Идентичность | Кто я? С какой ролью я себя ассоциирую? | Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю? | С кем я ассоциирую себя, человека встающего точно по будильнику? | С кем я ассоциирую себя, научившегося договариваться с NN? |
Миссия | Зачем? В чем смысл? Ради чего? | Ради чего я все это делаю? | В чем глубинный смысл этого? | Каковы действительные мотивы всего этого? |
«Меня никто не любит, я никому не нужен».
Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?
Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные – тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.
Поведение. Какие поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?
Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.
Способности. Благодаря чему я буду нравится людям? Какие навыки надо развивать?
Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, различать «надо» и «хочу», начать готовить вкусняшки, завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.
Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужным?
Те, кого не любят – плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде тете. Те, кого не любят – асоциальные типы, изгои общества. Кроме того я очень люблю внимание, которое мне оказывают. Я без внимания жить не могу.
Идентичность. Кто я, человек любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?
Я центр внимания и притяжения.
Миссия. Ради чего я все это делаю?
Чтобы нравится самой себе.
Энштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход в решении своих внутренних проблем
Решение проблемы или то, что может существенно сдвинуть проблему с мертвой точки, надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на 2 уровня выше «полочки», на которой проблема находится.
Давайте посмотрим на наши примеры.
- Не могу вставать по будильнику – откладываю на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
- Не могу найти общий язык с NN. Допустим, уже на уровне окружения, определена главная проблема. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с NN? Приобретение каких навыком поможет в этом?
В случае «Меня никто не любит» найдя главную сложность, например, на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии.
Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравится окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая – это, банально, получение удовольствия. Вторая – это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельностью. В результате, самыми главными мотивами становятся то, что про вас скажут или подумают.
Решением на уровне миссии может стать пересмотр истинных ценностей всеобщей любви. Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. Поэтому, в таком случае, нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и, первое время, искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравится себе, например, в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, в личной – поищите то, что доставляет вам удовольствие, сделайте из этого хобби.
Через некоторое время подобной работы, уровень значимости оценочного мнения снизится (вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравится всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.
После того как вы определились с подходящим решением, пройдитесь с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть оно попадет в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое, либо скорректируйте выбранное.
Таким образом, пирамида Дилтса – это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего я, помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.
Впечатляющих вам результатов!
Сергей Дубовик.
Какие у вас цели на год? Карта целей и пример составления.
Вы – гений? Или у вас гений?
«Зачем?» – вопрос на 30% решающий проблему
Майнд-карты для вашего бизнеса
и повседневной деятельности.
Программы обучения
Сергея Дубовика
Нейрологические уровни, логические уровни Дилтса
Нейрологические уровни (чаще, для простоты, их называют логические уровни, но это не вполне точно) — концепция Г. Бейтсона и Р. Дилтса. В строении личности предлагается различать уровни:
- Окружение, Что меня окружает? Кем и чем я себя окружаю? Кто я как окружение для других людей?
- Поведение, Что я чаще всего делаю по жизни, каковы мои планы?
- Способности, Что я умею, что умею лучше всего, что я люблю делать?
- Убеждения. Почему я так поступаю? Чем обосновываю причины своих поступков?
- Ценности. Зачем, во имя чего я делаю то или иное? Что для меня самое важное? Каковы мои главные ценности жизни? Hа этом уровне живут, действуют и героический принимают мученическую смерть борцы за веру и за идею всех сортов и оттенков.
- Личностное своеобразие (идентичность). Кто я? В чем главном я отличаюсь от других людей?
- Личная миссия. Куда мне развиваться? Кем я могу быть, развиваясь? Каково мое предназначение? Зачем я тут?
Каждый следующий логический уровень — от миссии к окружению — должен соответствовать предыдущему: например, если заявлена новая способность, то должны быть и действия, ее реализующие и развивающие, и контексты, в которых эти действия будут производиться.
Упражнение на «Нейрологические уровни»
Определите проблему. «Например, некие субъекты регулярно бьют меня по лицу в тёмном переулке». Дальше, оставаясь в контексте проблемы отвечайте на вопросы. Для того, чтобы работать с проблемой было проще, отвечая на вопросы, якорите уровень. Например, разложите 6 бумажек с названиями уровней на столе, и, в то время как работаете с уровнем, кладите руку на соответсвующую ему бумажку. Возможны и другие варианты якорения. Итак уровни и вопросы:
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. В приведённом примере, это может тёмный переулок, грязь, слякоть, собственно субъекты… в т.ч. я сам, как один из объектов картины. Отвечаем до тех пор, пока картина не будет достаточно полной. У многих людей такой критерий того, что ответы ещё есть: Рука словно примагничена к бумажке. Когда ответы заканчиваются, рука отлипает и «примагничивается» к следующей.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: я захожу в переулок, субъекты просят у меня сигарету, я отвечаю: «Свои надо иметь», после чего субъекты дают в … лицо.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею смело входить в тёмные переулки и вступать в коммуникацию со всякими подозрительными личностями. Умею хамить…
- Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Ценности, обычно описываются одним словом, редко большим количеством слов. Убеждения же объясняют, как наши ценности связаны с другими уровнями. Например с поведением. Например: Важна свобода. Важна крутость. А быть крутым, значит хамить. Быть свободным, значит игнорировать сигналы опасности…
- Личностное своеобразие. Кто я? Крутой, хам, свободный человек…
- Миссия/Цель. Зачем я это делаю? Чего я хочу. Что я получу/получаю в результате? Например: Хочу безопасно добраться до дома.
После того, как мы ответили на все вопросы, перемещаясь по нейрологическим уровням «вверх», идём обратно и обращаем внимание, как ответы на вопросы меняются:
- Личностное своеобразие. Кто я? Например: Разумный человек.
- Ценности и убеждения. Что в этой ситуации важно? Например: Важны жизнь, здоровье и хороший внешний вид. Как следствие безопасность.
- Способности. А что я вооще могу и умею? Например: Умею находить освещённую дорогу, и разруливать конфликты, чтобы все участники в результате были живы/здоровы/довольны.
- Поведение. Что я делаю? Что делают другие люди? Например: Я иду по освещённой улице. Если путь лежит через тёмный переулок, ищу освещённый путь. Захожу в переулок только если более безопасного пути нет.
- Окружение. Что меня окружает? Обратите внимание на детали. Я чистый, здоровый, нахожусь на освещённой улице. Вокруг приветливые люди.
Важное замечание: нет задачи каждый раз проходить все уровни. Как правило решение находится на более высоком нейрологическом уровне, чем проблема. Например, отвечая на вопросы по поведению, мы можем увидеть, что проблема лежит на уровне окружения «в тёмном переулке» и сменить окружение с тёмного переулка на «освещённую улицу/двор», просто каждый раз выбирая освещённую дорогу.
Из отчетов студентов Университета практической психологии
Пирамиду Дилса отрабатывала на брате. Он уже три месяца хочет серьезно поговорить с шефом по поводу того, чтобы зарплату ему подняли. Часто говорит об этом дома, ищет яркие аргументы, готов, кажется, уже на все 100, а разговор так до сих пор еще не состоялся. Я выбрала эту ситуацию для пирамиды Дилса потому, что ясно видно было, что где-то у него тут есть «затык», и эта история долго еще может длиться. В пирамиду он не поверил сначала. Весело и шутя начал идти, с удовольствием описывал какие у него отличные коллеги, какой замечательный шеф, что на работе ему комфортно. Бодро рассказывал, как много успевает, как сильно вырос за время работы на этой должности, много говорил о своих способностях и что у него большой потенциал расти еще дальше. «Затык» вылез на верованиях. Тут выяснилось, что он вообще-то верит, что даже та зарплата, что у него сейчас есть, уже выше той, что он заслуживает. Он считает себя просто недостойным получать больше, ведь все достается ему легко, без особых усилий. В то время, как другие пашут, как он говорит, он просто получает от работы удовольствие. А за удовольствие денег больших не платят.
Обратно пришел он с «я» уверенным, знающим себе цену. Взял с собой веру в то, что чтобы так работать как он, многое он уже вложил и сил потратил достаточно. Разрешил себе поверить в то, что большие деньги могут доставаться не только каторжным трудом. Что работать ему можно легко, даже если кому-то это же самое дается гораздо сложнее.
С шефом он поговорил на следующий же день. Теперь ждем ответ шефа! )
Я использовала пирамиду Дилтса во время консультации с подругой на предмет проработки ее цели, а именно создании семьи. Ее ситуация: ей 35 лет, при этом никогда не было семьи, детей тоже нет. Очень хочет создать семью, при этом говорит, что не может встретить для этого подходящего мужчину.
Начав с идеального Я, мы выяснили, чего она хочет: жить в Москве (или не в Москве, все равно), жилье просторное (неважно квартира или дом), 2 детей – мальчик и девочка. В муже видит друга, с которым у нее общие интересы по работе. Она занимается кино, снимает или продюссирует. Муж с хорошим чувством юмора, легкий на подъем, энергичный, спортивный и симпатичный, трудолюбивый. Отношения с мужем – на равных, взаимопомощь и взаимоподдержка, всегда можем договориться.
Кто Я сейчас? Ощущение того, что я неудачник, теряю время, но ничего не нахожу. Для создания семьи я готова, есть опыт общения с детьми. Хочу воспитывать своих детей с терпением, пониманием и любовью, радостно и спокойно. (Не как моя мама, с нервами, срывами).
Окружение: выяснили, что в мире должен существовать такой мужчина, о котором мечтает подруга, есть также и жилье, о котором она говорит.
Поведение: поведение соответствует той цели, которую ставит моя подруга. Считает себя человеком взрослым, умеет быть гибкой и соблюдать договоренности, готова научиться хорошо готовить, готова помогать мужу, если помощь необходима. Поддерживает себя в порядке, и вокруг нее чисто и уютно.
Способности и возможности: считает себя способной добиться того, о чем говорим. Считает себя интеллектуально развитой, здоровой, думает, что будет хорошей матерью.
Убеждения и верования: полностью совпадают с целью. Она стремится к созданию семьи, есть хорошие семейные картинки.
Ценности: Результат чрезвычайно важен, готова вкладываться в достижение цели по полной. Сейчас основная ценность – работа, саморазвитие (но это пока нет семьи).
Я еще раз описала образ идеального Я, воспроизведенное с ее слов и затем совместили образ Идеального Я и Я.
Теперь в образе Я она почувствовала себя счастливой, сильной, спокойной, уверенной. Исчезло ощущение неудачника по жизни.
Ценности: семья занимает 1 место в списке ценностей.
Убеждения и верования: смены убеждений не произошло, семья, как и прежде, действительно важна.
Способности и возможности: появились новые способности и возможности – с семьей все получается, есть уверенность в себе, рождаются разные творческие идеи, которыми я делюсь с мужем и детьми. И все, что я делаю, хорошо и качественно, меня уважают за то, что я делаю, а я чувствую радость.
Поведение: стала более женственна, отпала защитная реакция (все делаю только сама!), показная самоуверенность, появилась расслабленность, потому что есть тыл, на который можно опереться.
Окружение: еще раз описали все из идеального Я моей подруги с учетом изменившихся ценностей, способностей, возможностей и поведения. Сохранили этот образ.
Техника очень понравилась подруге, т.к. она ярко воссоздала образ Идеального Я в своем воображении.
Уровни Дилса – это вообще чудо какое-то! Просто безотказная техника.
Во-первых, я чувствую результат на себе, так как мы с напарником отрабатывали это на тему “Успешный и нужный тренер”.
Во-вторых, опишу два примера того, как я сделала это с двумя людьми.
Пример с Романом. У Романа было желание зафиксировать состояние бодрости и драйва, с которым он пришел. Ему редко удавалось входить в такое состояние, и, как правило, оно довольно быстро уходило, буквально через несколько дней.
После того, как он прошел по всем уровням и встал на уровень «Идеального Я», человека словно подменили, он вошел в состояние небывалой уверенности, чувствовал, что перед ним открыты все двери, что он творец. Ему хотелось действовать немедленно и не терять ни минуты! Это дорого стоит.
И еще пример с Анной. У нас было общение по скайпу. Одна из задач, которая стояла перед энергичной и крайне эмоциональной женщиной – спокойно и мягко, с юмором относиться к негативным ситуациям.
Анна сидела перед ноутбуком, я попросила ее закрыть глаза. И упражнение от начала до конца она делала именно с закрытыми глазами. В итоге вы бы слышали ее голос! Он преобразился до неузнаваемости! Он стал мягок и спокоен, речь томной и размеренной, а не как раньше – тараторила на повышенных тонах. Она не могла поверить в то, что с ней происходило, такое состояние она почувствовала в первые за 40 лет! Так же она сказала, что в самом конце чуть не потеряла сознание. С чем это связано, не знаю. Но результат на лицо! Передо мной сидел новый человек – полный счастья, покоя, умиротворения. Она и так с большим уважением ко мне относилась, теперь вообще супер гуру меня считает )))))
Неврологические уровни изменений Дилтса
Шесть логических уровней изменений, предложенных Робертом Дилтсом, представляют собой полезную модель для понимания способов достижения изменений на индивидуальном и организационном уровне. Шесть логических уровней: цель, идентичность, ценность/убеждение, способность, поведение и среда.
Цель: Почему ты живешь на этой Земле?
На этот вопрос может быть трудно ответить, если вы никогда не думали о своей роли в мире. Обнаружение цели в жизни может занять годы. Большинство людей никогда не найдут свою цель, потому что они даже не пытаются. Если у вас разные интересы и увлечения, может быть трудно понять вашу цель. Возможно, вы чувствуете себя потерянным и не знаете, с чего начать. Это естественно, каждый чувствует себя потерянным в своем путешествии. Требуется время, усилия и жертвы, чтобы найти свою цель. Это путешествие самопознания, в котором вы следуете своему собственному уникальному пути.
Итак, с чего начать?
Вы можете начать с одного из ваших интересов, если вы не знаете, с чего начать. Учитесь, служите и вносите свой вклад в эту область интересов. Как только вы приобретете достаточный опыт, вы поймете, хотите ли вы продолжать заниматься этим, или вы можете решить перейти к чему-то другому. То, с чего вы начали, может со временем измениться, и вы можете найти что-то другое. Большинство людей пробуют разные вещи, прежде чем обнаруживают их истинное предназначение.
Обретение своей цели и принятие ее придает смысл жизни. Люди с сильным чувством цели ведут полноценную жизнь. Они наслаждаются положительными эмоциями и большей удовлетворенностью жизнью. Когда вы поставили перед собой жизненную миссию, у вас есть что-то, чего вы с нетерпением ждете каждый день. Эта миссия заставляет вас вскакивать с постели по утрам. Вы чувствуете, что являетесь частью чего-то большего, чем вы сами. Я бы хотел, чтобы вы представили себя в 80-летнем возрасте, когда вам вручают награду за достижения в жизни. Каким был бы ваш самый большой вклад?
Личность
Если вы спросите кого-нибудь «кто вы?»
Этот человек ответил: «Я врач».
Он идентифицирует себя со своей работой.
Люди могут отождествлять себя с различными сферами своей жизни, включая свою роль на работе, в семье и в романтических отношениях.
Когда вы в последний раз думали о своей личности?
Личность — это то, как вы себя видите. Идентичность включает в себя воспоминания, опыт, самооценку и самооценку. Познание себя имеет решающее значение для подлинной жизни. Самосознание является ключом к пониманию себя. Он формируется нашим опытом и выбором, который мы делаем. Формирование идентичности – это вопрос «поиска себя». «Кто я?» — сложный вопрос, требующий глубокого изучения своих талантов и потенциала с доступными социальными ролями. Ваша идентичность — это то, что определяет вас как личность. Идентичность — это то, что податливо и развивается по мере того, как человек сталкивается с проблемами и растет в жизни. Люди, у которых есть сильное чувство своей идентичности, наслаждаются более счастливыми и более удовлетворенными жизнью.
Ценности и убеждения
У каждого человека есть личные ценности, признает он их или нет. Ценности – это дорогие нам фундаментальные убеждения, которые управляют нашей жизнью. Махатма Ганди однажды сказал: «Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, находится в гармонии».
Когда ваши мысли, чувства и действия соответствуют вашим личным ценностям, вы испытываете чувство удовлетворения и удовлетворенности.
Знаете ли вы свои основные ценности?
Вам нужно глубоко заглянуть внутрь себя, чтобы понять свои основные ценности. Согласие со своими личными ценностями полностью меняет то, как вы живете и работаете. Когда ваш выбор и действия не соответствуют вашему набору ценностей, вы можете испытывать внутреннее напряжение и конфликт. Это часто является источником разочарования и глубокого несчастья.
Основные личные ценности: достижения, свобода, общность, честность, уважение, любовь и честность. Выявление и понимание ваших основных ценностей является сложной задачей для многих людей. Осознание того, что вы цените больше всего, важно и стоит вашего времени.
Когда вы понимаете и уважаете свои личные ценности, вам легче принимать важные решения. Вы руководствуетесь моральным компасом в принятии решений, чтобы определить наилучшее направление для вас и ваших жизненных целей.
Способности, навыки и компетентность
Способности варьируются от поведения, которое вы совершаете без сознательных усилий, до навыков, которым вы научились более сознательно. Возможности относятся к планам, стратегиям, знаниям и навыкам, необходимым для достижения цели. Это считается уровнем «как», также известным как компетентность.
Компетентность можно разделить на 4 уровня:
- неосознанная некомпетентность
- сознательная некомпетентность
- сознательная компетентность
- бессознательная компетентность
Например, чистка зубов может показаться вам легкой задачей. Однако было время, когда вы были неосознанно некомпетентны, прежде чем научились сознательно пользоваться зубной щеткой. Затем вы развили свое мастерство так, что вам не нужна чья-либо помощь, чтобы почистить зубы. Компетенциям можно учиться и тренироваться. Вы помните, как впервые сели за руль? Насколько вы были компетентны? Способности, которые вам, возможно, потребуется развить, будут отличаться от способностей других людей. Успешные люди определяют способности, связанные с их целью. Они развивают важные навыки, постоянно учатся и растут. Улучшение навыков с помощью постоянного обучения и последовательных действий увеличивает ваши возможности. Когда вы накладываете один навык на другой, вы увеличиваете свою ценность, поскольку рынок вознаграждает людей ценным набором навыков. Вы позволяете принципу сложного эффекта работать в вашу пользу, тем самым увеличивая ваши шансы на успех.
Вы знаете о правиле 1%?
“ Когда вы каждый день понемногу совершенствуетесь, в конечном итоге происходят большие дела. Когда вы каждый день понемногу улучшаете кондицию, в конечном итоге вы добьётесь значительного улучшения кондиции. Не завтра, не послезавтра, но в конце концов будет достигнут большой выигрыш. Не ждите больших и быстрых улучшений. Ищите небольшое улучшение день за днем. Это единственный способ, которым это происходит, и когда это происходит, это длится. ” —Джон Вуден
Впервые я прочитал о правиле 1% в «Атомных привычках» Джеймса Клира. Правило 1% простое.
Сосредоточьтесь на улучшении своих способностей на 1% каждый день. Всего 1%, не больше. Может показаться, что это очень мало. Вначале улучшение будет незначительным. Рим не за один день строился, и вы тоже. Для создания великих вещей требуется время. Когда вы постоянно совершенствуетесь на 1% каждый день, эти улучшения начинают складываться друг с другом. Постепенно хорошие привычки, которые вы вырабатываете, накапливаются со временем. Несколько месяцев спустя улучшение, которое вы сделаете за 1 день, будет равно тому, на что раньше у вас уходило несколько дней. Когда 1% складывается каждый день, он удваивается каждые 72 дня. Если вы постоянно улучшаете себя всего на 1% каждый день, представьте себе личностный рост в вашей жизни в конце этого года.
Поведение
“ Наш характер в основном состоит из наших привычек. Поскольку они являются постоянными, часто бессознательными паттернами, они постоянно, ежедневно выражают наш характер. ” -Стивен Кови
Известно, что принять новую привычку или избавиться от старой очень сложно. Люди вообще не любят перемен. Мы придерживаемся старых привычек по разным причинам, включая страх перед неизвестным или страх неудачи. Исследователи Прочаска и ДиКлементе изначально интересовались, почему некоторые курильщики смогли бросить курить самостоятельно, а другим нужна помощь. Они обнаружили, что курильщики бросают курить только тогда, когда они к этому готовы, и обнаружили пять стадий, которые можно использовать для оценки готовности человека к переменам. Понимание науки об изменении поведения помогло людям добиться устойчивых изменений. Модель этапов изменений была эффективной конструкцией для понимания того, как люди успешно проходят изменения.
Три важных момента для изменения поведения:
- Готовность к изменению
- Барьеры к изменению
- Ожидание рецидива на каком этапе находится человек в данный момент. Когда кто-то не готов меняться, ваша информация уходит из одного уха в другое.
Стадия 1. Предварительное обдумывание
На стадии предварительного обдумывания у вас нет сознательного намерения что-то изменить. Люди на этом этапе могут не осознавать, что их поведение нездорово из-за недостатка осведомленности или информации. Большинство людей могут отрицать это и склонны избегать мыслей о нездоровом поведении. Чтобы человек отошел от предвзятости, вам нужно почувствовать, что нездоровое поведение удерживает вас от достижения важных личных целей.
Стадия 2 Созерцание
На этой стадии люди все больше осознают, что поведение является проблемой. Вы рассматриваете потенциальные выгоды от внесения изменений и взвешиваете стоимость. Вы можете сопротивляться изменениям, поскольку затраты, как правило, выделяются. Амбивалентность может заставить вас пересмотреть выгоды и затраты. Эта стадия может длиться месяцами и даже годами. У вас могут возникнуть противоречивые эмоции по поводу изменений, когда вы посмотрите на время и усилия, затраченные на изменение. Большинство людей предпочитают оставаться в своей зоне комфорта и откладывать дела на потом.
Ключом к следующему этапу является переход от абстрактной идеи к убеждению, что изменение своего поведения принесет вам пользу. Вы должны спросить себя, почему вы хотите измениться. Конгруэнтные люди склонны думать о внутренних причинах изменений. Может быть полезно составить список плюсов и минусов изменения поведения, определить барьеры и подумать, как их преодолеть.
Этап 3 Подготовка
На этапе подготовки вы готовы начать действовать. Обычно этот этап длится несколько недель. Вы можете предпринять небольшие шаги, которые подготовят вас к необходимым изменениям. Люди могут поделиться своим планом измениться с друзьями и семьей, которые могут дать совет. Соберите информацию о способах изменить свое поведение и проведите исследование.
Важно записать свои цели и подготовить план действий, если вы хотите увеличить свои шансы на долгосрочные изменения.
Этап 4.
ДействиеЕсли у вас есть план, вам необходимо предпринять непосредственные действия для достижения своих целей. Если вы не тратите достаточно времени на подготовку, вам будет трудно продвигаться в действии из-за искушений со стороны людей или вашего окружения. Важно бороться с побуждениями, которые могут заставить вас вернуться к старым привычкам. Когда вы работаете над достижением своих целей, вознаграждайте себя за позитивное поведение. Подкрепление и поддержка чрезвычайно важны для укрепления вашей приверженности и движения вперед. Регулярно напоминайте себе о вере в изменения и о преимуществах, которые они принесут.
Этап 5 Техническое обслуживание
На этапе технического обслуживания вы изменили свое поведение, и вам нужно превратить его в привычку. Помните о ситуациях, когда у вас может возникнуть соблазн вернуться к старым привычкам. Избегайте искушений и стремитесь заменить эти старые привычки позитивными действиями. Вознаградите себя, если сможете избежать рецидива. Окружите себя поддерживающими людьми, которым вы доверяете.
Рецидив
Рецидив обычно возникает при изменении поведения. Если вы вернетесь к старому поведению, не корите себя. Воспринимайте это как небольшую неудачу. Проанализируйте, что привело к рецидиву, и определите возможные триггеры. Избегайте триггеров в будущем и не разочаровывайтесь в себе.
Окружающая среда
Окружающая среда включает в себя все, что находится вне вас. Это состояние внешнего контекста, в котором живут люди. Ваше окружение влияет на ваши мысли, чувства и действия каждый день. Выбор одежды, которую носит человек, во многом зависит от климата. В Великобритании зимой можно встретить людей в пальто. Если вы живете в тропической стране, вам не нужна зимняя куртка. Признание воздействия окружающей среды на ваши средства к существованию жизненно важно.
Познакомьтесь с Джоном, студентом университета, который хочет быть здоровее. Он живет со своим соседом по квартире Томом, который менее заботится о своем здоровье. Джон решил есть питательную пищу. Он хочет перестать есть так много нездоровой пищи. Он сделал хорошее начало, тщательно выбирая продукты и готовя еду вместо того, чтобы заказывать еду на вынос. Шли недели, и ему становилось все труднее придерживаться распорядка дня. Готовка отнимала много времени и сил, а Том почти каждый день заказывал еду на вынос. Вкус только что заказанной Томом пиццы напомнил Джону об удобстве простого заказа онлайн. Искушение вернуться к старой привычке было очень велико.
Мы можем наблюдать факторы окружающей среды, которые препятствуют усилиям Джона стать здоровее. Если Джон хочет усвоить и поддерживать здоровую привычку, ему необходимо учитывать условия своего окружения. Чтобы создать наилучшие условия для здоровья, Джону нужно начать с разговора с Томом. Представьте, если бы Джон и Том согласились готовить вместе и разделить работу по дому. Это займет меньше времени, если оба скинутся. Приготовление пищи для 2 человек более рентабельно, чем приготовление пищи для одного. Джон не будет подвергаться воздействию сигналов, которые постоянно напоминают ему о фаст-фуде. Том сократит свои расходы на еду на вынос и будет есть питательную пищу. Окружающая среда в квартире позволила бы Джону выработать устойчивую привычку без сопротивления.
Шанс усвоить и сохранить привычку выше, если вы создаете наилучшие условия в своем окружении, чтобы они работали в вашу пользу.
Заключение
Осознание шести логических уровней (цель, идентичность, ценность/убеждение, способность, поведение и среда) может помочь вам понять, на каком уровне вы пытаетесь внести изменения. Иногда мы можем тратить время, пытаясь внести изменения на более низком уровне, когда нам нужно рассмотреть более высокий иерархический уровень , чтобы добиться этого изменения. Если вы хотите добиться желаемых изменений в жизни, подумайте о логическом уровне, на котором вы работаете.
Логические уровни Изменения
Логические уровни: в этой статье дается практическое объяснение логических уровней Джорджа Бейтсона и Роберта Дилтса. После прочтения вы поймете основы этого мощного инструмента связи .
Что такое логические уровни?
Термин «логические уровни» относится к теории, согласно которой некоторые процессы, события и другие явления создаются посредством их взаимосвязей с другими процессами, событиями и явлениями. Логические уровни представлены в виде иерархии.
Грегори Бейтсон сформулировал концепцию логических уровней обучения как механизма в науках о поведении на основе исследований Бертрана Рассела.
Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?
Бейтсон определил четыре основных уровня обучения и изменения, после чего Роберт Дилтс дополнил их до шести: идентичность, ценности и стандарты, возможности, поведение и среда.
Шестой уровень, духовный, определяется как поле отношений, потому что оно содержит множественные идентичности, которые могут заставить человека чувствовать себя частью большой системы, которая выходит за рамки чьей-либо индивидуальной идентичности.
Роберт Дилтс обнаружил, что обучение на более высоких уровнях иерархии использует больше возможностей мозга, чем обучение на более низких уровнях.
Работа и обучение на более высоких логических уровнях более сложны и трудны, чем работа и обучение на более низких логических уровнях.
Это проявляется, например, в работе тренера или психолога. Напряжение часто возрастает, когда фокус в разговоре перемещается с низкого уровня, например, окружающей среды и поведения, на более высокий логический уровень, такой как идентичность и убеждения.
Роберт Дилтс — автор, консультант, тренер и разработчик в области нейролингвистического программирования (НЛП). НЛП — это модель человеческого поведения, обучения и общения.
Шесть логических уровней, включая примеры
Основная идея логических уровней заключается в том, что каждый уровень имеет прямое отношение к более низкому уровню в иерархии. Изменение на более низком уровне не обязательно меняет уровни выше. Однако изменение на высоком уровне всегда меняет нижние уровни.
Пример: когда меняется личность человека, абсолютно очевидно, что это повлияет на его или ее поведение. С другой стороны, если среда человека меняется, его или ее убеждения и идентичность могут остаться прежними, но они также могут измениться.
Окружающая среда
Окружающая среда относится к внешним обстоятельствам, в которых проявляется поведение и в которых люди активны. В частности, речь идет о времени и географическом местоположении, где произошли изменения.
Человек, действующий с этого уровня, вероятно, объяснит изменение, точно указав, что произошло и кто был вовлечен. Это объяснение может сопровождаться жалобой.
Поведение
Поведение связано с тем, что люди делают и говорят. Если бы наблюдатель наблюдает за другим человеком, поведением будет то, что наблюдатель увидит, почувствует или услышит, когда наблюдаемый человек выполняет какое-либо действие.
Под поведением понимается действие и реакция человека в определенной среде. На этом уровне человек описывает, что он думал, делал и какой эффект имело это действие в определенной ситуации.
Навыки
Навыки относятся к возможностям, компетенциям, качествам и стратегиям, которые люди могут применять для участия или инициирования изменений.
Это могут быть технические компетенции в своей области, но они также могут относиться к «мягким навыкам», таким как способность адаптироваться к новой, меняющейся ситуации. Это считается уровнем «как». Компетенции и навыки направляют поведение через личную стратегию.
Убеждения
Убеждения, ценности и стандарты поддерживают более высокое чувство личности человека. Этот уровень посвящен «почему». Убеждения и убеждения касаются причин определенного поведения. Согласно логическим уровням, вера и убеждения могут укреплять или подрывать способности и навыки.
Если человек убежден, что плохо рисует, это может подорвать его попытки научиться рисовать. Убеждения касаются того, верит ли кто-то, что что-то возможно, является ли что-то необходимым или ненужным, стимулируется ли мотивация.
Идентичность
Идентичность связана с вопросом: «Кто мы?». Это позволяет людям, переживающим перемены, формировать общую идентичность. Разговоры на этом уровне часто касаются личных тем. Что мне нравится? Что мной движет? В чем моя страсть?
Логические уровни описывают уровень идентичности как чувство собственного достоинства; самореализация, с которой человек идентифицирует себя. Отождествление с чем-то или кем-то может осуществляться разными способами: работа, брак, религия и т. д.
Миссия или цель (духовность)
Этот уровень из теории логических уровней касается более глубоко укоренившегося вопроса: «Что еще мы здесь?» Этот уровень также можно назвать духовным, имея в виду большую систему, частью которой мы можем быть. Это может вызвать множество фундаментальных вопросов, особенно у молодых людей.
Эта часть не всегда включается в логические уровни, потому что она выходит за рамки личности. Некоторые будут использовать термин «мудрость» для обозначения этого уровня, другие полностью его исключат. Суть этого уровня в том, что он использует мотивацию людей для поддержки изменений.
Пример логических уровней
Мы используем пример для поддержки теории логических уровней. Допустим, у Джереми часто возникают проблемы на работе. Это не в первый раз, и в очередной раз Джереми решает сменить работодателя. Он принимает опрометчивое решение покинуть свое окружение, первый логический уровень.
Однако у своего следующего работодателя Джереми вскоре оказывается в такой же ситуации. Но на этот раз он начинает задаваться вопросом, может ли он что-то изменить в своем поведении, второй уровень. Возможно, ему следует изменить свое поведение по отношению к другим, так как он постоянно оказывается в одной и той же ситуации.
Если Джереми не знает, как предотвратить такие ситуации, возможно, ему следует изучить новый навык на третьем уровне. Лучший способ справляться с конфликтами, возможно, более напористый стиль общения.
Однако это непросто. Изменения на более высоких уровнях всегда требуют больших усилий, так как фундаментальные вещи должны измениться. Джереми должен избавиться от убеждения, что то, как он себя ведет, может быть не лучшим образом.
Когда эти убеждения согласуются с его личностью, ему, возможно, придется подумать о том, кто он такой, чтобы прийти к долгосрочному решению. Если он не может это сделать, изменения на таком уровне сложны, и ему следует подумать, что еще важнее для него, чем он сам.
Духовность, миссия или цель в его жизни могут заставить его осознать, что не так, и как он может изменить ситуацию, изменившись.
Применение шести логических уровней на практике
Развитие навыков использования логических уровней способствует развитию разнообразных межличностных качеств. Это добавляет точности и глубины как стилю общения, так и пониманию других людей.
Теория логических уровней предоставляет пользователю структурированный способ понять, что происходит в системе, такой как человеческая личность, партнерство или другие отношения, команда, отдел или даже вся организация.
На каком уровне функционирует тот или иной человек, можно определить по используемому им языку. Когда человек продолжает работать на одном уровне, проблема или ситуация может легко оказаться неразрешимой.
Однако, если уровень меняется, проблема также меняется и внезапно рассматривается с разных точек зрения. Изменив язык и подняв его на более высокий уровень, проблема изменится, и появится новая перспектива.
Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!
Теперь ваша очередь
Что вы думаете? Узнаете ли вы объяснение Шести Логических Уровней? Как вы считаете, какие факторы препятствуют переходу с определенного уровня на следующий? Как, по вашему мнению, логические уровни можно применять на практике? Есть ли у вас какие-либо советы или дополнительные комментарии?
Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.
Дополнительная информация
- Салливан, В., Салливан, Р., и Баффтон, Б. (2001). Согласование индивидуальных и организационных ценностей для поддержки изменений .