Логическое мышление лежит в основе познания: Каталог заданий ЕГЭ. Задание #372

лекции и учебные пособия. «Основы системного анализа» (В. Н. Спицнадель)

В. Н. Спицнадель

Оглавление    
Глава 2.2, «Методология познания» Глава 3, «Теория и практика реализации системного анализа. Рабочие этапы реализации системного анализа»

Глава 2.3, Интегральный тип познания

В современном изучении окружающего мира четко прослеживается переход к интегральному типу познания. Он представляет собой воссоединение элементов и процессов известного отражения действительности, логического мышления и интуитивного познания.

М. Г. Чепиков

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств.

Решив изучить какую-либо незнакомую вещь, мы прежде всего тщательно осмотрим ее, если нужно, потрогаем руками, попробуем на вкус и т. д. Живое созерцание объектов является, таким образом, моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и т. п. Однако чувственное знание, несмотря на его богатство и красочность, дает нам представление лишь об отдельных, внешних сторонах вещей, не раскрывая внутренней их природы, сущности, законов их развития. А ведь в этом и состоит основная задача познания. Здесь и приходит на помощь абстрактное (логическое) мышление. Его основными формами являются понятие, умозаключение, гипотеза и др. В основе логического мышления лежит отвлеченная мысль, мир математических и логических абстракций. Но при его использовании мы, безусловно, отталкиваемся от чувственного познания. Здравый смысл, обычная логика, рацио — эти элементарные средства познания вначале сковывают полет отвлеченной мысли, однако с каждым шагом она все дальше уходит от привычного мира рассудка и на более высоком уровне оказывается ненадежным средством.
Отвлеченная мысль дала много полезного для познания: переход от евклидовой геометрии к геометрии Лобачевского или от классической физики Ньютона к физике релятивистской… Однако в случае своей абстрактности отвлеченная мысль не может дать окончательного и подлинного познания реальности.

Приведем три интересных факта.

  1. Задолго до установления и опубликования принципа дополнительности в науке Нильса Бора (явление описывается в противоречивых терминах, и можно этот принцип приложить к любой области знания) аналогичным способом строились формулировки христианства и антиномичная (антиномия — от греч. против закона, противоречие между двумя взаимополагающими положениями, признаваемыми одинаково доказуемыми логическим путем) логика буддистов.
  2. Религиозная мысль уже давно предвосхитила эйнштейновское понимание времени (с исчезновением материи исчезают пространство и время).
  3. По мысли экзистенциалистов, наше мировоззрение зависит от теорий куда меньше, чем мы полагаем (т. е. подрывается вера в науку). Поэтому полнота познания уходит корнями в загадочное «нечто». Следовательно, возникает необходимость искать какой-либо третий аспект в гносеологии, кроме эмпирического и абстрактного. Что же это за аспект?

Сначала несколько опорных сигналов:

  • «Интуиция — самое совершенное знание» (Г. Лейбниц).
  • «Доверяйте интуиции как единственному остающемуся у нас пути» (К. Декарт).
  • «Я связываю интуицию со сферой бессознательного, определяемого «порядком» во Вселенной, не зависящего от нашего произвола» (В. Паули).
  • «В интуиции прямой путь к познанию Я» (И. Фихте).
  • «Бытие, расчлененное разумом, всегда дает остаток, и из этого выводит необходимость интуиции» (И. Гете).
  • «Интуиция переходит за интеллект. В глубину вещей интеллект не в состоянии проникнуть» (А. Бергсон).

К понятию интуиции близко примыкает понятие веры, г. е. внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли.

Итак, речь идет об интуитивном познании.

  1. По А. Меню (православный теолог), за исходную точку надо взять самопознание. Действительно, что может быть дано нам более непосредственно, чем наше собственное Я? О нем мы узнаем вовсе не через органы чувств и не через логические операции. Отвлеченное мышление разбивает Личность на тысячи состояний, будучи неспособным объединить их в живое целое, и внутреннее единство Я бесследно ускользает от анализа. Природа сознания, его свойства не могут быть описаны. Чтобы понять их, как и все психическое, необходимо непосредственно пережить. Это наиболее глубинное и полное восприятие реальности превышает ощущения и разум, хотя отнюдь не исключает их. Человек обладает не только ими, но и как бы особым органом внутреннего постижения, который раскрывает перед ними сущность бытия.
  2. По П. Симонову (физиолог), современная наука убедительно показала, что самопознание не сводится и не может быть сведено ко «взгляду внутрь себя». На самом деле (хотя это и не осознается, не замечается человеком) мы познаем себя только через других людей, наблюдая их, сравнивая себя с ними. Другое дело, что каждый из нас видит окружающий мир в чем-то по-своему, и это свое личное уникальное видение мира невозможно передать другим с помощью абстрактных понятий. Вот здесь-то на помощь человеку приходит искусство. К. Станиславский ввел понятие сверхсознания (творческой интуиции) художественного произведения. Эта способность искусства (в отличие от науки!) обращаться к сверхсознанию человека, его способности прямого восприятия истины лучше всего осознала и поставила себе на службу религия. Но между искусством и религией существует огромное различие. Искусство — это форма познания, а поэтому оно, как наука, подлежит проверке действительностью, может быть истинным и ложным. Подобно тому, как критерием правильности научного познания служит объективная истина, критерием художественного познания — правда, выясняемая общественной практикой.

    В основе деятельности сверхсознания лежит трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, возникновение новых ассоциаций.

    Неосознаваемость (!) этих ранних этапов творчества представляет собой своеобразную защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Функция их отбора принадлежит сознанию, логике и практике.

    Все науки построены на сомнении, на сознании относительности наших знаний о мире и о себе, лишь приближающихся к абсолютной истине. Вера и сомнение — понятия несовместимые. Интуиция устраивает религию только на первом этапе интуитивного познания, на котором наука, искусство и религиозная вера выступают совместно. На втором этапе их дороги расходятся.

  3. По Д. Богоявленской (психолог), существует боковое мышление. Она считает, что надо взять на вооружение приемы и средства, которыми пользовались признанные гении. Для этого следует учить студентов не логическому мышлению, а боковому. Совет этот не нов, ибо в древнем Шри-Ланка существовал принцип: обнаружить нечто ценное можно случайно, во время поисков чего-либо другого.
    Эдвард де Боно утверждал, что способность людей «искать около» и есть боковое (латеральное) нелогическое мышление, которое противопоставляет творческому «вертикальному» мышлению, т.е. логически направленному мыслительному анализу. Явление «выхода» в более широкое пространство столь фундаментально, что крупнейший американский психолог Гилфорд был вынужден выделить в созданной им теории интеллекта специальный фактор, соответствующий именно этой способности «мыслить в разных направлениях», и названный им «дивергентное мышление» (дивергенция — от лат. обнаруживать расхождения. Например, Ч. Дарвин выдвинул идею биологического расхождения признаков организмов в процессе их эволюции: наличие сотни сортов растений, животных, пород и т.д.). Оно стало в последние годы символом веры психологов Запада (например, объект проектирования — изделие, техническая система, жизненный цикл, полный жизненный цикл). Важным понятием при этом становится оригинальность — получение с помощью дивергентного мышления «новых, умных или искусственных идей» (Гилфорд).
    Дивергенция многолика… и обозначает еще то, к чему всегда стремилось искусство. Здесь всегда живо желание выйти в безграничную возможность хаоса. И это — большое достижение, ибо хаос есть средство, которое дает жизнь новой идее (вспомните суть синергетики!). Развитием всех этих подходов является научная картина мира. В чем суть проблемы?

Известно, что основы наук представляют собой совокупность знаний из различных теорий. Системное усвоение отдельных теорий является условием необходимым, но недостаточным для создания у студентов целостных представлений о науке. Ведь наука представляет собой внутреннее единое целое, а ее разделение на отдельные области условно.

Каким образом можно создать у студентов современное целостное представление о науке? Какая форма знаний может выполнить эту функцию? В самой науке в качестве такой особой высшей формы систематизации знаний выступает научная картина мира (НКМ). В образовании IIKM выполняет разные функции — мировоззренческую, систематизации знаний (о ней говорилось выше) и формирование стиля мышления — и выступает как итог системного усвоения основ наук.

Мировоззренческая функция — формирование представлений о материи, движении, пространстве и времени, что составляет неотъемлемую часть научного мировоззрения.

Формирование современного стиля мышления необходимо для успешного усвоения знаний как в настоящем, так и в будущем.

Единого мнения о видах стиля мышления нет. Здесь сошлемся лишь на мнение А.И. Субетто, выделявшего стили:

  • синтетический — на уровне системного подхода;
  • идеалистический (теоретический) — связанный с поиском решений;
  • прагматический — средний между синтетическим и идеалистическим;
  • аналитический — формально-логические методы;
  • реалистический — эмпирико-индуктивные методы;
  • смешанные стили.

Что же такое НКМ, каков состав входных в нее элементов? НКМ — это модель, образ действительности, в основе которого лежат данные конкретных наук о природе и обществе. Картину, отражающую научное представление о природе, называют обычно естественно-научной [Михайловский В. Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: архитектоника, модели, информатизация. СПб.: Петрополис, 1993; Зорина Л.Я. Системность — качество знаний. М.: Знание, 1976].

Базисную, фундаментальную часть НКМ составляет физическая картина мира. Она есть совокупность взглядов и представлений о материи и связи ее с движением, о формах ее существования — пространстве и времени, о характере закономерностей, существующих в природе. С развитием науки меняется и картина мира, но изменение ее происходит несравненно медленнее, чем накопление конкретных знаний. Так, в физике за все время ее существования как науки (с XVII в.) выделяются следующие картины мира: механическая, электромагнитная, релятивистская и кванторелятивистская.

Механическая картина мира — совокупность взглядов и представлений о материи, движении, пространстве и времени, основанных на механике Ньютона.

Основу электромагнитной картины мира составляют теория Максвелла и концепция Фарадея об эфире.

Релятивистская картина мира основана на теории относительности Эйнштейна, а кванторелятивистская — на теории относительности и квантовой механике. ..

В НКМ как бы совмещаются, нанизываются все теории, благодаря чему она и может выполнять функцию систематизации знаний в содержании образования. Одновременно она выполняет и мировоззренческую функцию. Важная особенность этой формы существования знаний — это специфичность употребляемых терминов: «материя», «движение», «пространство», «время». Эти термины не являются химическими, биологическими или физическими — они являются философскими. В то же время они конкретизируются, раскрываются в терминах отдельных наук. Вследствие этого содержание научной картины мира представляет собой сплав научных и философских понятий.

Представление о материи, движении, пространстве и времени составляет неотъемлемую часть научного мировоззрения. Формируя их, мы должны одновременно касаться разных теорий, рассматривать их смену, показывать студентам эволюцию картины мира. Тем самым студенты убеждаются в неограниченной способности человеческого познания при сохранении относительности знания в каждый исторический момент. Научное познание мира предстает перед ним как процесс, выявляются его главнейшие механизмы. Представления же о познании также являются неотъемлемой частью научного мировоззрения.

Об этом пишут сами студенты: «Я поняла, что физика — это не от и до, как в учебнике, а что еще очень много непонятного, неоткрытого, что все законы, которые мы выучивали, тоже относительны, что такие понятия, как «абсолютное время» и «пространство», не такие уж абсолютные, что материя существует не только как вещество, но и в виде полей»; «Ко всем законам физики подходишь не как к устоявшимся схемам, а как к отправным точкам дальнейших открытий».

Важной задачей высшего образования является формирование у студентов современного стиля мышления. Это необходимо для успешного усвоения знаний, как в настоящем, так и в будущем. Стиль мышления всегда связан с научной картиной мира. Например, во времена господства механической картины мира было общепринятым представление, согласно которому любой процесс природы допускает описание в терминах механики, любой закон движения и взаимодействия сводится к классическим законам механики. И. Кант писал в этот период, что без принципа механизма природы не может быть никакого естествоведения вообще. [Кант И. Критика способности суждения. СПб, 1898. С. 313].

«Мне кажется,— говорил крупнейший физик XIX в. Уильям Томсон,— что истинный смысл вопроса: понимаем или не понимаем физическое явление? — сводится к следующему: можем ли мы построить соответственную механическую модель? Я остаюсь неудовлетворенным, пока я не построю такой модели; если я смогу ее сделать — я пойму; в противном случае я не понимаю» [Цит. по кн.: Спиркин А. Курс марксистской философии. М: Соцэкгиз, 1963. С. 79].

Для современного стиля мышления характерна диалектичность. Это понимание того, что сами понятия, знания об объекте развиваются, что всякое знание имеет границы применимости, это умение отказываться от прошлых и принимать новые идеи, как бы они ни противоречили здравому смыслу. Но это умение досталось большой ценой. Именно отсутствие такого умения было причиной того, что многие ученые в период, известный в науке под названием кризиса в физике, отошли от материализма. Ученые не могли поверить, что классическая механика, эта внутренне стройная, законченная система, применяющаяся в разных научных областях и оправдавшая себя на практике бесчисленное множество раз, может иметь границы своей применимости. Ломка всегда трудна, но в то же время она необходима для развития диалектических свойств мышления. Поэтому формирование у студентов современной научной картины мира и одновременно представлений об ее эволюции есть необходимое условие формирования у них современного стиля мышления. Овладение этим стилем мышления, в свою очередь, является основой для дальнейшего образования.

Процесс формирования у учащихся современной научной картины мира целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе — назовем его подготовительным — все вопросы, относящиеся к научной картине мира, рассматриваются одновременно, параллельно с предметным материалом в течение всего обучения. На втором этапе — заключительном — научная картина мира должна стать предметом специального рассмотрения в целях систематизации всех знаний, показа учащимися процесса познания и связи научной картины мира со стилем мышления. Очень важно на этом этапе привлечь внимание студентов к тем фактам из истории науки, которые привели к смене картин мира.

Создание картины мира — это не открытие новых законов, а построение на основе существующих (т.е. открытых) модели, наиболее полно отражающей мир. (Грубый пример: кубики спрятаны в различных частях комнаты. Их сначала надо найти — этим занимается конкретная наука. Потом из них строят здание, более или менее похожее на то, что находится за окном, — картина мира).

Эти ответы свидетельствуют о том, что научная картина мира действительно способна выполнить в содержании образования функцию систематизации всех знаний и что эти вопросы представляют значительный интерес для учащихся.

Системность знаний студентов — это такая совокупность знаний, структура которой подобна структуре научной теории. Для того чтобы знания у учащихся были системными, они должны знания, получаемые в процессе обучения во временной и линейной последовательности, непрерывно перестраивать, связывая эти знания друг с другом в зависимости от их статуса в теории. В качестве средства для такой перестройки выступают знания о знаниях, схемы описания видов знаний. Для целостного усвоения знаний по основам наук необходимо создание у учащихся представления о научной картине мира. Процесс ее формирования можно образно сравнить с постройкой здания. В качестве строительного материала выступают понятия, факты, законы. Этот материал используется для постройки отдельных этажей здания — научных теорий. Крышей этого здания является научная картина мира. Именно в ней все связывается, давая при этом знание целостное и большее, чем содержится в каждой теории в отдельности.

Формирование системности знаний студентов связано с осознанностью усваиваемых теоретических знаний, с сохранением их в памяти целыми блоками. А это сокращает нагрузку на память. Системность знаний и те средства, которые применяются для ее достижения, являются предпосылкой дальнейшего рационального овладения знаниями. В самом деле, коль скоро студент будет осознавать природу знаний, пути их получения и фиксации, состав и структуру научной теории, столь скоро он сможет осмысливать новые знания по образцу той структуры, которая им усвоена в школе. Установка на осмысление знаний в определенной структуре побуждает обучающегося формулировать вопросы, на которые он должен будет искать ответ в разных источниках, критически рассматривать новую информацию. Все это является необходимыми элементами творческого мышления.

Обучение, формирующее системные теоретические знания, как мы видели, оказывает положительное влияние на интерес студентов к науке.

Таким образом, полноценное обучение всегда развивает и воспитывает, т.е. при этом выполняется основной принцип дидактики, утверждающий неразрывность обучения, развития и воспитания.

В заключение надо подчеркнуть, что системность — хотя и очень важная, но не единственная характеристика знаний студентов. Их знания характеризуются и другими качествами, такими как осознанность, систематичность, прочность, гибкость (умение ими оперировать в различных нестандартных ситуациях), действенность. Выяснение качественных характеристик знаний, их взаимосвязи, условий их формирования должно привлечь внимание не только ученых-дидактов, но и всех творчески работающих преподавателей высшей школы.

Вывод: только в органическом сочетании непосредственного опыта, отвлеченного мышления и интуиции рождается высший интегральный тип познания.

Интуиция, вдохновение не вызываются ни научной, ни логической мыслью. Наука может осуществлять свои завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения, которые называются воображением, интуицией (по В.Вернадскому).

Оглавление    
Глава 2.2, «Методология познания» Глава 3, «Теория и практика реализации системного анализа. Рабочие этапы реализации системного анализа»

А15.

Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Не только научное познание,…

Все вопросы /Обществознание / класс

мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А17.Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к 1) традиционной 2) партнерской 3) супружеской 4) нуклеарной А18.Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде? 1) Уголовного 2) Гражданского 3) Семейного 4) Административного А19. Гражданин Л. возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения? 1) Уголовного 2) Финансового 3) Административного 4) Кооперативного А20.Верны ли следующие суждения о правомочиях Федерального Собрания РФ? А. Федеральное Собрание РФ обладает правом законотворчества. Б. Федеральное Собрание РФ является институтом исполнительной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А21.Что из перечисленного ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни? 1) скачкообразные перемены 2) революционные преобразования 3) постепенные изменения 4) цикличность социального развития А22.Усиление взаимосвязи государств и народов в современном мире выступает проявлением тенденции 1) глобализации 2) модернизации 3) информатизации 4) демократизации А23. Природа, в отличие от общества 1) испытывает влияние человеческой деятельности 2) является средой обитания человека 3) изменяется в направлении от низшего к высшему 4) способна развиваться независимо от человека А24.Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения». Какому понятию соответствует данное определение? 1) культура 2) цивилизация 3) общество 4) формация А25.Общим качеством и человека, и высших животных является 1) представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство 3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе А26.Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример: 1) строительство в древней Месопотамии ступенчатых башен — зиккуратов 2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата 3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках 4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей А27. Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано примером: 1) сохранение традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера, их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты 2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX века Антарктиды 3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов, например Норильска 4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината А28.Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется 1) элитарной 2) народной 3) массовой 4) национальной А29.Логическое мышление лежит в основе познания 1) научного 2) житейского 3) религиозного 4) художественного А30.Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения 1) экономики 2) социологии 3) политологии 4) правоведения А31.Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции? 1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ

0 /10000

Что такое познание и какие навыки оно включает? Разум

Краткое содержание:

Что такое познание? Узнайте, какие роли он играет, какие навыки требуются, а также разницу между рациональным мышлением и логическим мышлением.

Познание . Это слово мы слышим все время. Однако, что именно представляет собой познание и насколько большую роль оно играет в нашей жизни?

Короче говоря, познание — это наша способность обрабатывать информацию, и когнитивное мышление играет огромную ( чрезвычайно ) важную роль в нашей жизни. Однако реальная реальность познания гораздо грандиознее и запутаннее, чем мы можем с полным правом выразить словами (все же одним предложением).

В этой статье мы постараемся объяснить, что такое познание и какие когнитивные навыки мы улучшаем со временем.

Что означает когнитивное функционирование?

Если вы волнуетесь, представьте себе все мысли, которые крутятся в вашей голове. Представьте их так, как если бы они существовали в физической форме, быстро кружатся и кружатся в вашем уме.

Довольно дико, правда? Ну, это лишь малая часть действия. Это всего лишь мысли, о которых мы осознаем — мы не осознаем большинство наших когнитивных функций. Однако каким-то образом наше сознание способно разобраться в этом головокружительном лабиринте электрических импульсов и когерентно перемещаться по ним, одно за другим, в организованном потоке мыслей.

Едва ли представляю… Познание.

Познание отвечает за все наши мыслительные процессы; бесконечное восприятие, решение проблем, суждение, память, язык и приобретение знаний.

Что является примером познания?

Примеры познания могут включать вербальные, пространственные, психомоторные способности и способности к скорости обработки.

Следовательно, познание будет:

  1. Вынесение суждения о чем-либо на основе информации, которую вы получили и обработали в своем мозгу.
  2. Решение проблем на основе того, что мы уже знаем, и других подобных ситуаций, через которые мы прошли.
  3. Логические рассуждения, основанные на различных аргументах.

Каковы 8 когнитивных навыков?

Для нас в Mindvalley самое интересное в изучении когнитивных функций — это возможность улучшить свои когнитивные навыки и способности. Чем больше мы понимаем основы когнитивного мышления и этих навыков, тем больше мы можем улучшить их и стать лучше самих себя.

Итак, что такое когнитивные способности?

Текущее определение когнитивных навыков выглядит следующим образом: Когнитивные навыки — это основные навыки, которые наш мозг использует, чтобы думать, учиться, запоминать, рассуждать, читать и удерживать внимание.

Для полного познания все эти различные аспекты познания должны работать вместе. Поскольку каждый из этих навыков играет жизненно важную роль в обработке информации (познание), если один из них ослабевает, вся когнитивная система испытывает трудности.

Без лишних слов, вот список всех наших когнитивных способностей.

Примечание. Поскольку познание является таким сложным процессом, существует довольно много версий этого списка, поскольку у многих исследователей есть свои формулировки, категоризация и восприятие точного определения когнитивных навыков. Тем не менее, приведенный ниже список широко согласован.

Внимание

  • Постоянное внимание позволяет оставаться сосредоточенным в течение определенного периода времени
  • Избирательное внимание позволяет вам оставаться сосредоточенным на конкретной задаче, блокируя отвлекающие факторы
  • Распределенное внимание позволяет вам работать в режиме многозадачности — сосредоточьтесь на нескольких вещах одновременно

Обработка

  • Визуальная обработка позволяет мыслить и воспринимать зрительные образы
  • Слуховая обработка позволяет обрабатывать, смешивать, анализировать и сегментировать звуки
  • Скорость обработки позволяет получать доступ к информации и выполнять задачи быстро и точно

Память

  • Долговременная память позволяет запомнить информацию, которая была сохранена в предыдущий раз
  • Рабочая/кратковременная память длится около 15-30 секунд за раз, это позволяет вам сохранять информацию, пока вы используете ее в данный момент

Рациональное мышление и логическое мышление

Есть два когнитивных навыка, которые мы не упомянули выше: логическое мышление и рациональное мышление. Мы сохранили их для отдельных разделов, потому что эти два термина часто приводят людей в замешательство — какая разница?

Хотя эти два навыка когнитивного мышления обычно объединяются в один, это совершенно разные процессы.

Рациональное мышление

Рациональное мышление гораздо гуманнее, чем логическое. Рациональное мышление есть состояние рассуждения (или разумный ), о котором могут судить только люди. Как правило, очень «рациональный человек» — это тот, кто способен принимать решения, не позволяя предвзятости и эмоциям мешать.

Например, судьи должны быть очень рациональными. Тот, кто способен отойти от драматизма ситуации и ясно подумать о справедливом результате, считается очень рациональным. Рациональное мышление помогает продвигать свободу и справедливость.

Логическое рассуждение

Логика, с другой стороны, является типом рассуждения, абсолютно правильность которого можно доказать с помощью математических доказательств. Даже словесные заявления и аргументы можно расчленить математически. Логические рассуждения холодны, расчетливы и абсолютны.

Часто утверждают, что слишком логическое мышление может препятствовать изобретательности и творческим достижениям. Однако логическое мышление — полезная черта для ученых и математиков.

Логическое мышление | Encyclopedia.com

Способность понимать и применять правила логического вывода в повседневной деятельности.

Считающаяся универсальной чертой человека, способность логически мыслить, следуя правилам логического вывода, традиционно определялась как высший когнитивный навык. Область познания 9В детской психологии 0007 более полувека доминировал швейцарский философ и психолог Жан Пиаже , чьи исследования считаются фундаментальными. Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития . На сенсорно-моторной стадии (возраст 0–2 года) ребенок учится воспринимать мир физически и достигает элементарного понимания символов. На дооперационной стадии (возраст 2-7 лет) используются символы, но мышление все еще остается «дооперациональным», что означает, что ребенок не понимает, что логическую или математическую операцию можно обратить вспять. конкретные операции этап (возраст 6 или 7-11) открывает логическое мышление; дети, например, понимают такие принципы, как причина и следствие. Стадия формальных операций (12-взрослый возраст) вводит абстрактное мышление (т. Е. Мысленные операции, которые не должны относиться к конкретным понятиям и явлениям).

Логическое мышление в схеме развития Пиаже операционально, а значит, не возникает до стадии конкретных операций. В то время как ученики ребенка познание в целом согласуются с вехами развития Пиаже, последующие исследования в этой области заставили исследователей усомниться в идее о том, что какое-то логическое мышление не может появиться на дооперациональной стадии. Например, Оливье Уде и Камило Шаррон протестировали группу из 72 детей в возрасте от пяти до восьми лет, дав им различные задания, связанные с классами объектов, и обнаружили, что дети, которые не могли выполнять задачи на экстенсиональную логику, тем не менее могли практиковать интенсиональную логику. . (Намерение определяет свойства класса, в то время как расширение определяет, кто или что может быть членом определенного класса; если намерением класса являются «красные объекты», расширение будет включать любой конкретный объект, который окажется красным.) Однако Пиаже знал, что дооперациональные дети могут практиковать интенсиональную логику, но, по его мнению, неполное логическое мышление по определению является дологическим. Например, дети, которые понимают значение (интенсиональность) класса «красные предметы», могут решить не включать определенные красные предметы — по причинам, которые экспериментатор определил бы как нелогичные (например, «это слишком мало»).

Houdè и Charron идентифицировали «операциональную протологику» у детей, которую Пиаже определил бы как дологическую. Вместо того чтобы произвольно возводить чисто интенсиональное мышление в ранг полноценного (экстенсионального и интенсионального) логического мышления, Уде и Шаррон решили исследовать психические процессы, лежащие в основе кажущегося нелогичным поведения. В серии экспериментов с участием детей в возрасте от пяти до восьми лет, группы, находящейся между дооперациональной и операциональной границей, два исследователя сосредоточились на интенсиональных логиках, которые не смогли пройти экстенсиональную логику (включение). Ясно, что акт исключения какого-либо красного предмета из класса «красных предметов» был в строго пиажеевском смысле нелогичным или, точнее, нелогичным поведением, но определялось ли это поведение иррациональным мышлением? К своему удивлению, они обнаружили, в частности, в модифицированной форме эксперимента с «перегородкой» (Пиаже и Гарсия, 1987), что, когда показан рисунок круга (В), разделенного на две части линией (двумя подклассами являются А и А’), А’ может быть проигнорирован как подкласс В не из-за нелогичного мышления, а потому что A является более привлекательным с точки зрения восприятия . Согласно Паскуаль-Леоне (Pascual-Leone, 1988), в основе восприятия B лежит вводящая в заблуждение схема, и подкласс исключается. Согласно Houdè и Charron, ребенок понимает интенсиональную логику или значение класса «красные объекты», но спотыкается на экстенсиональном уровне или уровне включения из-за факторов восприятия. Таким образом, бесспорный пиажеовский сдвиг в возрасте около семи лет от неинклюзивного к инклюзивному поведению не указывает на квантовый скачок от дологического к логическому мышлению, а, скорее, отражает наличие тормозящего механизма, посредством которого сбивающие с толку влияние восприятия на познание нейтрализуется. Таким образом, как заметили Худе и Шаррон, у неинклюзивного шестилетнего ребенка может быть неэффективный механизм торможения. Эти результаты, хотя и предлагают модель континуума когнитивного развития, в отличие от идеи Пиаже о квантовом скачке от дологического мышления к логическому, на самом деле не ставят под сомнение основы теории познания Пиаже, основанной на развитии. Сам Пиаже в своих поисках истоков логического мышления изучал очень маленьких детей, всегда помня о важности других психических и нементальных факторов и процессов для возникновения логического мышления. Наконец, работа Пиаже послужила фундаментом, из которого возникло понимание, подтвержденное эмпирическими наблюдениями, что очень маленький ребенок уже является логиком.

Философы, специализирующиеся на изучении детства , обнаружили, что логический репертуар маленьких детей не ограничивается интенсиональной логикой. Многие высказывания детей, особенно высказывания, связанные с понятиями возможности и необходимости, демонстрируют понимание, хотя и рудиментарное, модальной логики, т. е. раздела логики, который формулирует правила для суждений о возможности и необходимости (Matthews, 1980). Тот факт, что дискурс маленьких детей легко вписывается в формальный контекст модальной логики, связанной с интенсиональной логикой, указывает на то, что детские логические способности могут преподнести новые сюрпризы. Основываясь на богатом наследии работ Пиаже, исследователи значительно расширили область когнитивного развития, получив важные выводы, которые еще больше прояснят человеческую парадигму.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts