Ценностные ориентации студентов экономических специальностей / № / — Издательство «Креативная экономика»
Актуальные статьи от наших партнеров:
Новые статьи от наших партнеров:
Ценностные ориентации и профессиональная ориентация студентов
Please use this identifier to cite or link to this item:https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/10541
Title: | Ценностные ориентации и профессиональная ориентация студентов |
Other Titles: | Students` value orientations and professional orientation |
Authors: | Облезова, Е. А. Лебедева, И. А. |
Issue Date: | 2021 |
Publisher: | УГЛТУ |
Citation: | Облезова, Е. А. Ценностные ориентации и профессиональная ориентация студентов = Students’ value orientations and professional orientation / Е. А. Облезова, И. А. Лебедева. – Текст : электронный // Цивилизационные перемены в России : сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный лесотехнический; [ответственный за выпуск О. Н. Новикова]. – Екатеринбург, 2021. – С. 83–89. |
Abstract: | Данная статья посвящена вопросам ценностных ориентаций студентов экономического вуза. В исследовании ставилась цель выявить соотношение ценностных и профессиональных ориентаций студентов. Для получения материала исследования был проведен опрос студентов по методике М. Рокича, благодаря которому была определена иерархия терминальных и инструментальных ценностей. Анализ результатов проводился также при помощи теории ценностей Г. Олпорта. Были выявлены основные ценностные ориентации студентов: ориентация на ценности, удовлетворяющие личность, ориентация на ценности, удовлетворяющие общество, ориентация на ценности профессии. Установлена доминирующая ценность (по Г. Олпорту) – экономическая, тем самым доказано, что ценностные ориентации студентов соотносятся с их профессиональной ориентацией. |
Keywords: | ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЕТОДИКА М. РОКИЧА ТЕОРИЯ Г. ОЛПОРТА VALUES VALUE ORIENTATIONS STUDENTS’ PROFESSIONAL ORIENTATION M. ROKICH’S METHOD G. ALLPORT’S THEORY |
URI: | https://elar.usfeu. ru/handle/123456789/10541 |
ISBN: | 978-5-94984-782-4 |
Origin: | Цивилизационные перемены в России : сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2021 |
Appears in Collections: | Цивилизационные перемены в России. Материалы научно-практической конференции |
Show full item record Google Scholar
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
интерпретация и обработка результатов
В 20 веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Мильтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Вроде тест на его основе. Однако обо всем по порядку.
Общие положения
В основе метода Рокича лежит представление о том, что ценность есть твердое убеждение в принципиальном предпочтении чего-то конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако психолог также предполагает, что их не так уж и много.
Все их Милтон делил на два типа — терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения в том, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.
Второй тип значений называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение в том, что определенное свойство человека или образ его поступков всегда остается приоритетным в любой ситуации.
То есть первый тип влияет на цели индивидуального существования, а второй — на способы их достижения и способы действия.
Специфика
Методика Рокича также предполагает анализ ценностей и их разделение на группы, что логично, так как все верования касаются определенных жизненных сфер. Соответственно различают ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает в себя представления об общении, этике, бизнесе, альтруизме, самоутверждении и других людях.
Метод Рокича, как показывает практика, интересен и эффективен. Его достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Опросить» человека с его помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки значений (иначе именуемые стимульным материалом) можно варьировать и инструкции менять.
Правда, некоторые выявляют и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на испытание, окажется неискренним.
Как проводится исследование?
Итак, что такое метод М. Рокича понятно. Как проходит сам тест?
Человеку предлагается два списка, в которых указаны значения (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В каком виде, в принципе, неважно. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.
Когда человек получил материал, ему дают задание присвоить каждому значению номер. Сначала ему нужно разобраться с терминальным листом, а потом уже с инструментальным.
Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, приближающие их к системе предпочтений испытуемого. Часто их интересует, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, как правило, в процентах. Еще можете спросить, как человек карты устроил бы 5 или 10 лет назад. Или как они будут распределены среди близких ему людей. Вопросы могут включать и другие, более личные, потому что очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, тет-а-тет.
Список №1
Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценности ориентации» Рокича. Первый список – тепловой. Он включает следующие понятия:
- Активные средства к существованию.
- Мудрость.
- Здоровье.
- Увлекательная работа.
- Искусство и природа.
- Любовь и близость.
- Финансовое благополучие.
- Наличие верных друзей.
- Уважение и признание других людей.
- Способность к обучению.
- Саморазвитие.
- Возможность жить продуктивно («полностью» использовать перспективы и возможности).
- Развлечения и досуг.
- Независимость и свобода.
- Счастья в личной жизни.
- Способность заниматься творчеством.
- Уверенность в себе.
- Счастье других людей.
Итак, это 18 значений, включая список терминалов. На карточках, как правило, в скобках указывается их более широкое определение, но чтобы вы могли понять, что имеется в виду.
Список №2
Но это далеко не все, что включает в себя методика Рокича. Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разобрался с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:
- Точность.
- Фертильность.
- Способность радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и миру.
- Упражнение.
- Независимость.
- Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в других).
- Интеллект и образование.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Мужество, отвага.
- Твердая воля.
- Способность проявлять терпимость.
- Широкий обзор, отсутствие «каркаса».
- Честность.
- Трудолюбие и производительность.
- Осторожный, чуткий.
Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, во второй список входят понятия, связанные с личностными качествами, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было перечислено в первом.
Как пройти тест?
В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер. Минимум 1, максимум 5. Единица помечает значения, не имеющие значения. Два из них те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройка – значения с определенным, конкретным смыслом. Четыре важные утверждения. А пятерка – это то, что человек ставит выше всего.
Как определить результат?
Это важная тема. Результаты обычно определяет психолог, так как тест проводит и он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.
Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понимать смысл своих действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале надежности. Он призван определить, насколько человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены окружающими. И чем выше результат — тем больше предмет соответствует так называемому «одобренному» образу. Но критическим порогом стандартного теста является оценка в 42 балла. Если результаты прошли, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо у психолога сложный характер.
А вот точки, которые человек набрал, выставляя числа значениям. Психолог обращается к шкале надежности. Если человек, к примеру, поставил пятерку за утверждение, относящееся к отрицательной шкале, то ему дадут 1 балл. Что имеет отрицательное значение, отметил он единицу? Тогда ему поставили «пять». Шкала очень объемная, но с ней при желании можно ознакомиться индивидуально.
Интерпретации
Итак, в целом понятно, что из себя представляет метод «Ценностных ориентаций» Рокича. Обработка результатов – дело психолога, а вот об интерпретациях стоит немного поговорить. Их несколько.
Имеется интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то получается выяснить, что человек считает своей главной целью — саморазвитие, духовное удовлетворение, творчество, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы. или сохранение личной индивидуальности и неповторимости.
Есть толкование жизненных сфер. В ходе теста выясняется, какая сфера для человека наиболее важна – профессиональная, учебная, семейная, социальная, развлекательная или сфера физической активности.
Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему они есть. Одно толкование направлено на прояснение внутреннего мира человека. А другой — на его внешний мир и ту сферу, в которой ему комфортно существовать. Однако оба они неразрывно связаны.
Что еще я должен знать?
Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает в основном положительные. Даже психологи отмечают, что он самый проработанный и надежный. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основоположником концепции ценностей.
И его эффективность доказана. Проводились различные исследования – и больше всего, конечно, в них участвовала молодежь: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставят на первое место терминальные ценности здоровья и семейной жизни, друзей, любви, финансового благополучия и уверенности в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и трудолюбие. Этот выбор не удивителен. Более того, это правильно и предсказуемо.
Слишком глобально для подростков? Ни в коем случае. Подтверждение тому — изречение психолога Эрика Хомбюрера Эриксона. Он настаивал на том, чтобы молодые люди по-своему были «акробатами». Уметь одним мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть ее и ухватиться за следующую перекладину зрелости. И на самый короткий срок.И это только один пример. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересна, эффективна и действенна. И если есть желание вместе с возможностью — пройти такое испытание необходимо. Кому-то или кому-то — как-нибудь. Хотя бы ради интереса.
р>ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЦЕННОСТРОИТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И РАЗВИТИЯ ИХ МИРОВОЗЯЗНИЙ
Appleton, J. E. (2020). Исследование смешанных методов формирования библейского мировоззрения у детей и подростков посредством неформального обучения родителей и/или опекунов. Докторские диссертации и проекты. 2731.https://digitalcommons.liberty.
Барнетт, В.С., и Фреде, Э. (2010). Обещание дошкольного образования: почему нам нужно раннее образование для всех. Являюсь. Education, 34, 21.
Дэвис С., Янус М., Дуку Э. и Гаскин А. (2016). Использование Инструмента раннего развития для изучения когнитивной и некогнитивной готовности к школе и успеваемости учащихся начальной школы. Ранний ребенок. Рез. В., 35, 63–75.
Давранова Г. Н. (2021). Использование интерактивных методов в формировании экологического мировоззрения дошкольников. Среднеевропейский научный бюллетень, том 11, стр. 334–341. ISSN 2694-9970 334
Демидов А., Мельников Т., Москвина А. и Третьяков А. (2019). Организация экологического воспитания дошкольников средствами медиаобразования: теория, национальная политика, наукометрия и векторы развития. Медиаобразование, Vol. 54, № 4, 470-481. https://cyberleninka.ru/article/n/the-organization-of-ecological-education-of-school-children-by-means-of-media-literacy-education-theory-national-policy-scientometrics/ зритель
Волосы, Э. , Халле, Т., Терри-Хьюмен, Э., Лавель, Б., и Калкинс, Дж. (2006). Готовность детей к школе в ECLS-K: прогнозы академических, медицинских и социальных результатов в первом классе. Ранний ребенок. Рез. Q., 21, 431–454.
Helve, HA (2015). Продольный взгляд на мировоззрение, ценности и идентичность. Журнал религиозного образования, том 63, 95–115. https://doi.org/10.1007/s40839-016-0021-5
Йоханссон, И., и Сандберг, А., (2010). Обучение и участие: два взаимосвязанных ключевых понятия в дошкольном учреждении. Европейский журнал исследований в области дошкольного образования, 18(2), 229–242 https://doi.org/10.1080/13502931003784560
Карпенчук С.Г. (2005). Теория и методика обучения: учебник (2-е изд.). Средняя школа.
Катренка А. (2017). Специфика мировоззрения и ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте: психолого-педагогический аспект. Софии, 2(2), 51–58.
Корнеева Т. (2006). Об эмоциональной привязанности ребенка к матери. Ребенок в детском саду, 2, 82-87.
Леонтьев А. (1992). Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Возраст и педагогическая психология. Моск. ун-та, 42-50.
Петерсон, К., и Селигман, М. (2004). Сильные стороны и достоинства характера: справочник и классификация. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Пиотровска П.Дж., Уиттен Т., Цумакис С., Лоренс К.Р., Кац И., Карр В.Дж., Харрис Ф. и Грин М.Дж. (2020). Переходы между профилями социально-эмоциональной и когнитивной уязвимости от раннего до среднего детства: исследование населения с использованием межведомственных административных записей. Евро. Ребенок-подросток. Психиатрия, 29, 1659–1670.
Пироженко Т., Ладывир С., Карабаева И. и Соловьева Л. (2017). Реалии выбора ребенком общественно значимых ценностей. Киев. URL http://lib.iitta.gov.ua/id/eprint/710011
Пироженко Т., Ладывир С., Соловьева Л. и Карабаева И. (2016). Компас в мире ценностей дошкольников. Учебник для детей старшего дошкольного возраста. Киев. URL http://lib.iitta.gov.ua/id/eprint/710149
Пироженко Т., Соловьева Л., Карабаева И. и Хартман О. (2020). Регуляторное влияние ценностных ориентаций в жизни ребенка. Монография. Киев. URL http://lib.iitta.gov.ua/id/eprint/722164
Пироженко Т., Соловьева Л., Ладывир С. и Карабаева И. (2016). Ценностные ориентации ребенка во взрослом мире. Учебное пособие. Киев. URL http://lib.iitta.gov.ua/id/eprint/710118
Пироженко Т., Ладывир С. и Карасиова К. (2014). Ребенок в современном социопространстве Текст.: учебник. К.-Кировоград. Имекс ЛТД, 30-32. https://lib.iitta.gov.ua/8432/
Ray, K., & Smith, M.C. (2010). Ребенок в детском саду: что нужно знать учителям и администраторам, чтобы способствовать успеваемости всех детей. Дж. Фам. Экон. Выпуски, 38, 5–18.
Рокич М. (1992). Методы изучения ценностных ориентаций. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. 120.
Ухтомский, А. (1996). Интуиция совести. Петербургский писатель.
ЮНИСЕФ (2019 г.