Как воспитать ребенка – воспитание без криков и наказаний — Интернет-канал «TV Губерния»
Как воспитать ребенка – воспитание без криков и наказаний — Интернет-канал «TV Губерния»16:07 03.12.2019
25 мин
80614
Одни детки испытывают сильнейший эмоциональный стресс, сжимаются в «кокон» и с боязнью выполняют все ваши указания. Другие стараются делать все вам назло, при этом огрызаются, обзываются и дерутся. Родители не могут сдержать своих эмоций, если дите шалит, устраивает истерику в людном месте, отказывается одеваться, со слезами просит купить очередную игрушку. Очень трудно сделать хладнокровный вид и не дать подзатыльник или применить другие методы физического воздействия. Мы дадим вам рекомендации, как правильно воспитать здорового, успешного, счастливого и воспитанного ребенка, уверенного в себе, без криков и наказаний.
Узнаем причины плохого поведения малыша
Порой у нас создается такое впечатление, что дитя совсем нас не слышит, особенно если мы стараемся разговаривать с ним спокойным тоном.
Давайте вместе разбираться, что провоцирует ребенка к дурному поведению.
- Каждый человек уже рождается с определенным типом характера. Сангвиники и меланхолики предпочитают подвижные игры, спокойные развлечения: складывать кубики, мозаику, рисовать красками, часами плести из бисера браслеты и кольца, смотреть мультфильмы. Холерики вас утомят уже после 20 минут общения, так как им просто необходимо быть все время в движении.
- Если разница между детками в семье небольшая, в пределах двух трех лет, то старший будет «тянуть на себя одеяло», чтобы привлечь внимание мамы. Кроме того, он будет постоянно соперничать с младшим за похвалу, так как считает, что с появлением братика или сестренки, его стали меньше любить.
- Ждите бури негативных эмоций и ярости, если вы или супруг не выполнили данного ему обещания (почитать книгу, рассказать на ночь сказку, построить здание из конструктора).
- Ведите себя достойно, ведь маленький копирует с родителей модель поведения. Вы кричите на других, значит и он так будет общаться со сверстниками. Вот вам и повод подумать, как нужно воспитывать детей.
- Дефицит внимания от родителей также приводит к гиперактивности. Конечно, после трудового дня всем хочется отдохнуть перед просмотром очередного фильма или полежать с книгой в руках, пообщаться с друзьями в соцсетях. А малышу в это время скучно, вот он и начинает капризничать.
- Манипуляция взрослыми. Происходит проверка на прочность родителей. Ребенок ищет те дозволенные границы, в рамках которых он может попросить ту или иную игрушку, мороженое и другие сладости.
- Эмоциональная сфера у малыша еще недостаточно сформирована, поэтому он не может правильно управлять эмоциями и вовремя остановиться.
- Дайте побольше свободы своему ребенку, не контролируйте каждый его шаг. Он старается любыми средствами избавиться от вашего тотального наблюдения.
- Родители любят свое чадо, но и здесь необходима мера. Чрезмерной привязанностью и безнаказанностью вы избалуете малыша так, что он будет агрессивно реагировать на любую просьбу со стороны. Теперь вы знаете, как не надо воспитывать ребенка от года и до 7 лет, чтобы не краснеть за него перед чужими людьми.
- Семейная традиция. Если вы считаете, что из вас сделали человека при помощи криков и наказаний, то вы ошибаетесь. Все равно вы затаили обиду на своих маму и папу, которые применяли для воспитания метод «пряника и кнута». Простое понимание, что если бы этого не было, то вы были бы жизнерадостнее, успешнее, увереннее в себе, убедят вас, что пора положить конец семейному ритуалу.
Самая распространенная ошибка молодых родителей – это громкое выяснение отношений между собой, когда малыш втянут в конфликт. Он как может, так и переключает ваше внимание на себя.
Как воспитывать трудного ребенка, и с какого возраста необходимо это начинать
На протяжении становления чада как личности, вас ожидают кризисные периоды, к которым надо быть готовыми и спокойно реагировать на все капризы:
- приблизительно с девяти месяцев, когда младенец начинает вставать на ножки и интересуется игрушками;
- с двух до четырех лет;
- семилетний возраст – начало школьной жизни;
- пубертатный период (гормональная перестройка организма).
Кроме того, вы не должны применять физического наказания во время:
- болезни;
- приема пищи;
- увлеченной игры;
- пробуждения и перед сном;
- исполнения ваших указаний;
- сильного возбуждения ребенка.
Постарайтесь в эти сложные периоды, как можно спокойнее реагировать на все капризы и шалости. Разговаривайте, определяйте причину недовольства, спрашивайте, что болит, может, есть неприятности в школе и т.д. Выберите свою индивидуальную тактику. Как показывает практика, если вы смените гнев на шуточный тон, то ребенок сам будет приходить к вам за советом, а не искать ответы в интернете или на улице.
Кризисы детского возраста
Малыш после рождения тоже испытывает напряжение, так как ему после внутриутробного положения приходится адаптироваться к новым условиям. Он учится дышать, распознавать яркий свет, воспринимать новые звуки. Поэтому родители должны по максимуму окружить его своим вниманием. Многие мамы допускают ошибку, когда говорят «пусть покричит, ему полезно». Наоборот, если вы возьмете его на руки, прижмите к груди, приласкаете, то новорожденный сразу перестанет плакать, так как будет чувствовать себя нужным и защищенным. Через два месяца и вам станет полегче, малыш начнет налаживать социальные контакты с ближайшими родственниками.
Второй сложный период – от года до двух лет. В это время ребенок пытается самостоятельно ходить, интересоваться разными предметами, говорить первые слова, например, «дай» и «хочу». Если он получает отказ, то могут возникнуть разные эффектные вспышки, к которым вы должны быть готовы. Не пугайтесь, если он истерически плачет, падает на пол и сучит ногами. Малыш готов пойти на любые уловки, чтобы получить желаемое. В это время от наказаний мало проку. Постарайтесь тактично объяснять, почему ему отказали или переключайте его внимание на другие предметы. Когда малыш стремится самостоятельно поесть, одеться, сходить на горшок, поощряйте его (даже если вам не нравится разлитый суп или одежда, надетая наоборот).
Третий кризис наступает в три года и является одним их самых сложных в воспитании. Здесь вы можете встретить отрицание, негатив, своеволие, строптивость, упрямство и даже деспотизм. Кроме всего прочего, ребята начинают фантазировать, чтобы избежать наказания за проступок. То есть они сваливают свою вину на вымышленного персонажа. В это время постарайтесь не потакать их желаниям, если произошла истерика. Иначе они будут думать, что таким путем они и далее могут добиться положительного результата. Проявите хитрость и смекалку, возьмите за правило говорить обратные вещи. Если малыш не желает кушать кашу, то предложите ему отдать блюдо кукле. Не хочет спать, ладно – не закрывай глазки, не надевай на себя пижаму.
Семилетний ребенок готовится перейти в стадию взросления, поэтому у него появляется некая манерность, подражание людям, кривляние и странности в поведении. Ничего страшного в этом нет, так как он адаптируется к новым условиям жизни. Он меняет детский сад на школу, знакомый коллектив на абсолютно другой, воспитательницу на учительницу. У него появляются совершенно другие обязанности и иные виды деятельности. Поэтому в процессе воспитания принимают участие родственники, друзья, педагоги.
Самая серьезная вспышка негатива и отрицания вас ожидает, когда ребенок перешагнет рубеж тринадцати лет. Гормональная перестройка организма не проходит бесследно. В это время вы можете столкнуться с часто меняющимся настроением, со странной манерой одеваться, со стремлением к независимости и общению со сверстниками. Ему уже недостаточно задушевного разговора с вами, у него появляются авторитетные друзья. Кроме того, первая неудача в любви может привести к разочарованию в жизни.
В 17 лет у юноши или девушки возникают свои страхи перед выбором будущей профессии, перед сдачей экзаменов и поступлением в высшее учебное заведение, перед прохождением воинской обязанности. С нервозностью и раздражительностью можно справиться, если поддерживать будет вся семья.
Почему родители срываются на крик
Мы все приблизительно знаем, как воспитать чужого ребенка.Но когда сталкиваемся с проблемами, связанными с родным чадом, то порой не контролируем свои эмоции, кричим и поднимаем на него руку.
Причины девиантного поведения взрослых могут быть разными.
- Стремление показать свою значимость. В первую очередь, вы должны быть другом, а не главным членом семьи. Авторитарность может напугать маленького, так как к его мнению не прислушиваются. Для него крайне обидно, что отвергаются даже самые здравые мысли и предложения.
- Действие по принципу: «Меня в детстве били, значит, и ты получишь ремня». Хорошенько подумайте, может, вы, наоборот, настроите против себя ребенка, и навсегда поселите в его душе злость и агрессию.
- Разный подход к жизни. Малыши не понимают, что вы дорожите своим временем. Вам необходимо побыстрее принять гигиенические процедуры, одеться, поесть и поскорее добраться до работы или выполнить какую-нибудь задачу. Поэтому вы поторапливаете детку с криком, а потом удивляетесь, почему тот капризничает и плачет.
- Неприятности и стрессы на рабочем месте нередко вызывают плохое настроение. Приходя домой, люди выплескивают свой негатив на домочадцах. Помните, что дети отлично чувствуют ваше расположение духа и также вместе с вами, а может и больше вас, переживают и страдают.
- Сердитесь на поломанные вещи, разбитые вазы, хрусталь, статуэтки? Вы должны были заранее убрать хрупкие предметы с видного места. Вспомните себя, сколько вы попортили дома вещей, когда были маленьким.
- Придерживайтесь логики, если что-то запрещаете. Определите время сидения за компьютером, чтобы потом не кричать и не выдергивать шнуры из техники. Малыш должен видеть причинно-следственную связь, почему и за что его наказывают.
- Подавляющие число родителей критически относятся к общественному мнению. При замечаниях со стороны посторонних людей по поводу вашего маленького человечка, вы прилюдно начинаете одергивать и отчитывать за проступок. Тем самым вы показываете свою невоспитанность и педагогическую некомпетентность.
В каких случаях категорически запрещено кричать
Если вы хотите воспитать в ребенке уверенность и ответственность, то мы дадим вам советы, как не стоит поступать во время:
- болезни. Порой маленький просто не может вам сказать (в силу того, что еще плохо разговаривает), что у него физическое недомогание. Для него очень важна в этот период визуальная, тактильная и аудиальная поддержка. Он просто испытывает эмоциональный голод;
- употребления пищи. При крике малыш за столом настолько начинает волноваться. Если воспитательный процесс с криками будет продолжаться еще несколько лет подряд, то таким способом вы загоните сына или дочку в еще больший для него стресс, который в конечном счете приведет к ожирению во взрослой жизни, так как любую неприятность он будет заедать вкусностями;
- утреннего пробуждения и подготовки ко сну. Не все детки «жаворонки», многим требуется немного времени, чтобы потянуться в постели. Быстрый эмоциональный подъем приводит к испугу, который нередко выливается «мокрой простынью»
- увлеченной игры. Как пример, мальчик из «Лего» на полу собирает большой город, при этом применяет архитектурные и инженерные решения. Вы наступаете на мелкие детальки и начинаете агрессировать, тем самым просто на корню убиваете зачатки будущей профессии;
- злости или сильного перевозбуждения. У малыша произошли какие-то неприятности, он переживает, замыкается в себе. В этот момент лучше сесть рядышком и спокойно поговорить, узнать причину плохого настроения.
Как воспитать хорошего и умного ребенка с характером и зачатками лидера — главные принципы
Заранее договоритесь со вторым родителем, как будет организован процесс воспитания, в каких случаях будет даваться больше свободы, а где можно и ввести ограничительные меры. Только помните, что без любви и понимания вы не добьетесь положительного результата.
Мы предлагаем вам воспользоваться несколькими советами.
- Начиная с трехлетнего возраста, малыш уже имеет свою точку зрения в решении многих вопросов. Общайтесь с ним на равных, спрашивайте совета по поводу тех моментов, которые касаются его. Например, поинтересуйтесь, какие туфли он хотел бы надеть, что маме сварить на ужин, какой мультфильм хочет посмотреть. Он будет осознавать свою значимость в семье.
- Придется взрослым заново учиться терпению, хоть и очень трудно выстоять перед агрессивным натиском ребенка.
- Посвятите свободное время для совместных игр, занятий творчеством, походов на природу, в парк, на ледовый каток.
- С самого начала покажите малышу свое первенство в семье. Он должен понимать, что мама и папа – главные.
- В ваш запретный список должны входить только те вещи, которые создают опасные ситуации для жизни. А все что не запрещено – разрешено.
- Применяйте последовательность в воспитании. Если сегодня вы разрешили поиграть на компьютере, а завтра скажете «нет», то ждите истерики.
- Игнорируйте манипуляции в виде падения на пол. После трех «концертов» малыш поймет, что таким способом он ничего не добьется.
- Выполняйте работу по дому совместно, согласно юному возрасту.
Наши рекомендации
Помните, что ребенок – это ваше отражение. Он впитывает модель поведения родителей. Как вы себя будете позиционировать в обществе, на работе и дома, так и он будет вести себя во взрослой жизни.
Избегайте конфликтных ситуаций, ссор, не ломайте характер маленького. При возникновении непонимания идите на компромисс, ищите такое решение, при котором все останутся в «плюсе».
Не со всеми проступками необходимо бороться. Смените тактику, если малыш не понимает, почему нельзя рисовать на обоях. Выделите для этого специальное место и поставьте туда доску для рисования с мольбертом.
Чтобы не унижать подростка перед сверстниками, договоритесь с ним об условных знаках, которые можно использовать, если вы заметите недопустимое поведение со стороны юноши или девушки.
Заключение
Мы подробно рассказали вам, как надо правильно воспитывать детей без криков и физического наказания, и кто должен это делать. Только дружелюбие, любовь и терпение с вашей стороны поможет вам вырастить счастливого человека!
Самое читаемое
Воспитание ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
Ребенок в возрасте от 3-х лет воспринимает окружающий мир на уровне эмоций, образах мыслей. Самые маленькие дети воспринимают все, что они видят и слышат намного эмоциональнее и чувствительнее. Уже после 7 лет ребенок может логически мыслить. Зная это, нужно правильно воспитывать ребенка в семье.
Даем советы по воспитанию ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Основы воспитания ребенка до 3 лет
Воспитание ребенка в семье нужно организовать так, чтобы привить малышу чувство сострадания, храбрости, и приучать ребенка к труду. Самой распространенной ошибкой родителей в воспитании ребенка в семье является объяснение, которое должно вызывать логическое мышление у ребенка.
Для воспитания ребенка 3 лет логика вряд ли станет действенным способом. Например, если ребенок наступил на муравейник или сломал ветку, не стоит говорить ему, что нужно «беречь природу». Подобные лозунги для ребенка 3 лет — пустой звук. Пофантазируйте немного, расскажите ребенку, что в муравейнике живут муравьи, у которых есть детишки и что теперь им негде будет жить. В таком случае ребенок нарисует себе наглядную картинку и обязательно выразит это в эмоциях.
Когда формируется характер ребенка
В возрасте 3 лет начинается более основательное воспитание ребенка. В этот период родители должны запастись вниманием и терпением. По мнению психологов, начиная с 3-х летнего возраста, закладывается характер характер, основа его поведения в обществе. Поэтому родители должны понимать, что воспитание ребенка 3 лет вплоть до 7 летнего возраста – это очень важный момент.
Воспитание ребенка в семье должно быть умеренно строгим, чтобы, подрастая, ребенок не был капризным и требовательным. Но не нужно путать строгость с жестокостью, а твердость с суровостью.
Первые капризы ребенка. Как быть родителям?
В возрасте от 3 до 7 лет детские капризы неизбежны. Как вести себя, если вы столкнулись с детскими капризами в первый раз? Нужно сохранить хладнокровие и спокойно объяснить своему ребенку, что его поведение неправильное.
Часто ребенок требует внимания своих родителей, конфликтует со своими сверстниками. В этом случае родители делают вывод о том, что ребенок становится избалованным, и кардинально меняют воспитание ребенка в семье. Однако психологи дают такому поведению другое объяснение. Вся ответственность за поведение и характер ребенка лежит на взрослых. От того, какую тактику воспитания ребенка дошкольного возраста в семье выбирают родители, зависит развитие личности ребенка в целом.
Причиной частой смены настроения и поведения ребенка является становление его характера, а не детская прихоть. В дошкольном возрасте у ребенка происходит переоценка ценностей, он по-другому смотрит на окружающий мир.
Воспитание ребенка: ответственность на родителях
Родители должны пересмотреть свое поведение и свою тактику воспитания ребенка 3 лет и старше. Только мама и папа смогут рассказать своему чаду обо всех возможных трудностях взрослой жизни. Не оставляйте ребенка наедине со своими мыслями и переживаниями.
В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка остается в памяти образ семьи и отношений, которые строят его родители. Постарайтесь в воспитании ребенка 3 лет оставить только положительные впечатления о родителях. Для ребенка в 3 года отношения родителей — идеал своей будущей семьи.
Главное в воспитании ребенка 3 летнего возраста – заложить чувство самоуважения и уважения к родителям.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Первые семь лет – ключ к успешной жизни
Конференция «Первые 7» собрала ответственных государственных учреждений Болгарии и неправительственный сектор для обсуждения развития детей в раннем возрасте
София, 5 июня 2014 г. Болгария увеличил коэффициент зачисления детей в возрасте от 3 до 6 лет с 73 до 83,6 процента за последние семь лет. Однако необходимо сделать больше для обеспечения образования и ухода за детьми в раннем возрасте, особенно для уязвимых и бедных семей. Опрос цыган, проведенный Всемирным банком/ПРООН/ЕС в 2011 году, показывает, например, что только около 40 процентов детей рома в возрасте 3-6 лет посещают детские сады.
Научные данные свидетельствуют о том, что первые 1000 дней являются самыми важными в жизни ребенка. Предоставление качественных услуг и обращение к родителям с индивидуальной поддержкой в этот критический период окупаются за счет улучшения когнитивных навыков, значительного улучшения результатов обучения, резкого сокращения показателей отсева из школы и более благоприятного начала жизни.
Как улучшить государственные услуги, связанные с развитием детей младшего возраста; кто что делает; и что можно сделать для достижения широкого консенсуса в пользу применения более комплексного подхода к развитию ребенка? Это были основные вопросы, которые собрали представителей болгарского правительства и гражданского общества на конференции в Софии под названием «Первые 7», мероприятии, организованном ЮНИСЕФ в Болгарии и Всемирным банком.
В конференции по развитию детей младшего возраста приняли участие проф. Даниэль Бобева, заместитель премьер-министра Республики Болгарии по вопросам экономического развития; г-жа Таня Радочай, представитель ЮНИСЕФ в Болгарии; г-н Маркус Репник, представитель Всемирного банка в Болгарии; г-жа Мукаддес Налбант, заместитель министра образования и науки; проф. Чавдар Славов, заместитель министра здравоохранения; г-н Лазар Лазаров, заместитель министра труда и социальной политики; г-жа Ева Ечева, председатель Государственного агентства по защите детей; а также ряд других болгарских и международных экспертов по детской политике, уделяющих особое внимание раннему детству и детским семьям, включая представителей научных кругов и сектора НПО.
Позитивное начало жизни помогает каждому ребенку развиваться в полной мере и имеет решающее значение для развития всего общества. Согласно недавнему анализу Всемирного банка под названием «SABER Раннее развитие детей», а также анализу ЮНИСЕФ, Болгария нуждается в комплексной национальной политике и лучшей координации существующих политик и услуг в этой сфере, чтобы предоставить каждому ребенку возможность развиваться в полной мере. Объединение общего видения и стратегии улучшения благополучия детей в раннем возрасте позволит создать комплексный подход как к планированию, так и к предоставлению соответствующих услуг для детей и их семей. Конференция «Первая семерка» — это первый шаг к достижению национального консенсуса в отношении необходимости увеличения инвестиций в детей младшего возраста и семьи путем анализа существующих политик и институциональных рамок и рассмотрения возможностей их интеграции в комплексную стратегию.
«Первые годы самые важные в жизни каждого ребенка, так как они закладывают основу общего успеха в жизни. Они также очень важны для каждого общества, поскольку это лучший шанс повлиять на будущее процветание, инклюзивность и социальную стабильность. Раннее развитие детей считается самым мощным инструментом для устранения неравенства, шансом предоставить всем детям возможности для полного раскрытия своего потенциала. Каждый ребенок нужен , и каждый ребенок имеет право на хорошее начало“ , заявила госпожа Таня Радоцай, Представитель ЮНИСЕФ в Болгарии.
«Как родители, мы все знаем, что инвестировать в своих детей в раннем возрасте означает не только давать им еду и одежду, но и уделять им внимание и любовь. Как экономисты мы все убеждены, что каждый доллар, потраченный на развитие детей младшего возраста, окупается. В свою очередь, все эти инвестиции превращаются в лучший жизненный выбор и в более богатое общество» , Маркус Репник, Представитель Всемирного банка в Болгарии, Чехии и Словакии.
Заместители министров здравоохранения, труда и социальной политики, образования и науки Болгарии рассказали об основных возможностях и проблемах обеспечения наилучшего ухода за маленькими детьми в Болгарии. Джейн Барлоу, профессор общественного здравоохранения в раннем возрасте Уорикского университета в Великобритании, представила современное научное понимание периода раннего детства, его влияния на жизнь человека в целом и его отражение в государственной политике.
Опыт Чили в разработке и внедрении комплексной системы раннего развития детей, объединяющей педагогов, медицинских работников и социальных работников в интересах детей младшего возраста в Чили, был представлен Вероникой Сильва, старшим специалистом по социальной защите Всемирного банка. Профессор Мария Трифонова из Института народонаселения и гуманитарных исследований Болгарской академии наук рассказала о проблемах развития детей раннего возраста, вызванных социально-экономическими условиями в Болгарии.
В целях обеспечения согласованности в соответствии с консенсусом, достигнутым на Конференции по политике развития детей младшего возраста «Первые 7», ЮНИСЕФ и Всемирный банк продолжат свои совместные усилия по продвижению понимания раннего детства как критического периода в жизни ребенка, и необходимость нового подхода к детской и семейной политике в рамках комплексной стратегии развития детей младшего возраста.
О Всемирном банке
Всемирный банк является крупнейшим в мире внешним финансистом образовательных проектов. За последние 50 лет Банк инвестировал более 70 миллиардов долларов США в образование по всему миру, 40% из которых с 2000 года в рамках более 1500 проектов. По состоянию на январь 2013 года Банк управляет портфелем образовательных проектов на общую сумму 9 долларов США. миллиардов в 71 стране. Стратегия Всемирного банка для сектора образования на период до 2020 года, принятая в 2011 году, представляет собой десятилетнюю повестку дня, в центре внимания которой находится самый высокий приоритет Всемирного банка в области образования на сегодняшний день, улучшение обучения для всех учащихся на основе трех руководящих принципов: инвестировать на раннем этапе, инвестировать с умом и инвестировать для всех.
О ЮНИСЕФ:
ЮНИСЕФ работает более чем в 190 странах и территориях, помогая детям выживать и развиваться с раннего детства до подросткового возраста. ЮНИСЕФ, крупнейший в мире поставщик вакцин для развивающихся стран, поддерживает здоровье и питание детей, хорошее водоснабжение и санитарию, качественное базовое образование для всех мальчиков и девочек, а также защиту детей от насилия, эксплуатации и СПИДа. ЮНИСЕФ полностью финансируется за счет добровольных взносов частных лиц, предприятий, фондов и правительств.
Каковы три этапа воспитания ребенка с точки зрения Пророка?
Святой Пророк (мир ему и его семье) сказал:
Ребенок является хозяином в течение семи лет (1-й этап) ; и раб на семь лет (2-й этап) и визирь на семь лет (3-й этап); так что, если он создаст хороший характер в течение 21 года, хорошо и хорошо, в противном случае оставьте его в покое, потому что (если вы заботились о нем в течение 21 года) вы выполнили свою ответственность перед Аллахом.
Так как первая стадия — беззаботный период, она называется мастерством; 2-й этап означает выполнение приказов учителей и родителей, поэтому он получил название рабства; на третьем этапе ожидается, что ребенок будет помогать своим родителям зарабатывать на жизнь, поэтому это называется визирем.
Для каждого из этих периодов исламский шариат дал некоторые рекомендации.
Первая стадия : Мастерство
Было объяснено, что в этот период ребенка нельзя обременять книгами. Но это не означает, что способности его ума остаются приостановленными. Наоборот, атмосфера общества постоянно влияет на психику ребенка, хотя сам он этого процесса не осознает. Поэтому очень важно уделять первостепенное внимание правильному воспитанию и формированию характера.
Лучший способ привить детям хорошее поведение — вести себя с ними с изяществом. Так они научатся этикету, хорошему поведению и благородному характеру. Святой Пророк сказал: «Уважайте своих детей и учите их хорошему поведению, Аллах простит (ваши грехи)».
Подчеркивается, что дети должны находиться в хороших условиях. Святой Пророк сказал: «О Али, это одно из прав ребенка на отца. . . научите его хорошим манерам и держите его в хорошем обществе».
Также желательно постепенно давать ему религиозное воспитание, потому что впечатления, полученные в детстве, очень трудно стереть, и если в его сознании с детства зародится уважение и любовь к религии, он навсегда останется привязанным к религии. Программа такого обучения приведена в следующем хадисе
Абдулла ибн Фадл передает от аль-Имама Мухаммада аль-Бадкира (а) или аль-Имама Джафара ас-Садика (а): Когда ребенку исполнится 3 года лет, научи его семь раз читать (ла илахайлья ‘ ллах). Затем оставьте его на этом, пока ему не исполнится 3 года 7 месяцев и 20 дней; затем научите его говорить ( Мухаммадун расулулла). Тогда оставьте его на этом, пока ему не исполнится 4 года. затем научите его семь раз произносить (салла ‘ллаху аля Мухаммадин ва али Мухаммад). Тогда оставьте его на этом, пока ему не исполнится 5 лет; затем спросите его, какая из них его правая рука, а какая левая. Когда он это узнает, поставьте его перед лицом q iblah и скажи ему совершить саджда (земной поклон).
Это будет продолжаться, пока ему не исполнится 6 лет. Затем ему следует сказать совершить намаз и обучить руку` (стоять на коленях) и суджуду. Когда ему исполнится 7 лет, его нужно попросить вымыть лицо и руки, а затем попросить помолиться. Это будет продолжаться до тех пор, пока он не достигнет возраста 9 лет, когда его следует обучить правильному вуду’ (ритуальное омовение перед молитвой — и следует наказать, если он не осторожен) и правильному намаз (намаз – и должен быть наказан, если он нерегулярный). Когда он выучит правильно вуду’ и намаз Аллах прощает грехи его родителей.
Каждое предложение этого ценного хадиса заслуживает внимания. Посмотрите, как постепенно ребенок обучался своим обязанностям шариата , не возлагая на себя никакого бремени. конечно, ребенка можно обучить вуду и намазу за короткий период в 3-4 дня, когда ему 12 или 13 лет. Но эта интенсивная тренировка не будет иметь тех преимуществ, которые дает постепенная и ранняя тренировка, рекомендованная в 9-й главе.0071 хадис.
Вторая стадия : Рабство
Сейчас наступает период формального образования. Это самый ответственный период жизни, краеугольный камень будущего. Ислам указывает, что в этот период ребенок должен сначала получить необходимое религиозное образование, чтобы никто не мог ввести его в заблуждение в своих убеждениях или действиях.
Аль-Имам Джафар ас-Садик (а.с.) сказал:
Поспешите обучать своих детей хадису до того, как к ним приблизится мурджи ‘a или мурджииты (неправильная секта).
Дети подобны зеленой нежной ветке; их легко можно согнуть в любом направлении. Если на этом этапе им не дать надлежащего религиозного образования, то только Аллах может спасти их от вводящего в заблуждение влияния.
К сожалению, нашим людям вообще наплевать на эту инструкцию. Было время, когда преподавание Корана и элементарных религиозных предметов было НЕОБХОДИМО. Увы! теперь наших детей в совсем нежном возрасте отправляют в такие учреждения, где незаметно изо дня в день пропитывают их антирелигиозной пропагандой. Неудивительно, что когда они вырастают, антирелигиозное чувство тоже перерастает в глубоко укоренившееся предубеждение.
Святой Пророк уделял особое внимание обучению детей мужского пола двум вещам. Он сказал: «Это право ребенка мужского пола на его отца на…». . . научите его Книге Аллаха. . . верховая езда и плавание».
Аль-Имам Джафар ас-Садик (а) сказал, что долг отца — научить своего сына письму.
Эти традиции заставляют нас в обязательном порядке включать «Религию», «Физическую культуру» и письмо в учебный план детей мужского пола. Кроме того, могут быть добавлены другие предметы (соответствующие способностям ребенка или необходимые для заработка на жизнь). Другими словами, вышеупомянутые три предмета являются обязательными, а остальные – необязательными.
Для девочек подготовлена отдельная программа.
Ранее упомянутый хадис Святого Пророка продолжает говорить:
И если ребенок женского пола, то это ее право, что она . . . следует учить суре «Свет», и ее не следует учить суре Юсуф, и ей нельзя разрешать подниматься на крышу или окна.
Согласно Корану и традициям, она обязана учиться и делать следующее:
Она должна изучить основы веры и заповеди шариат; и подчиниться своему мужу, предоставив ему его супружеские права.
Но она не обязана зарабатывать на жизнь; она также не обязана брать на себя тяжелую домашнюю работу. Точно так же в ее обязанности не входит ни обременять себя вопросами, касающимися общего благосостояния общества, ни изучать различные предметы, кроме упомянутых выше, ни участвовать в промышленных или сельскохозяйственных предприятиях.
Она не обязана это делать. Но если она приобретает такие дополнительные знания, или выполняет свою домашнюю работу, или участвует в делах, полезных для общества, то это будет считаться ее дополнительным преимуществом при условии, что она держится в пределах хиджаб (женская вуаль), навязанный ей шариатом . Подводя итог, девочкам нужно дать такое образование, которое сделает их «Светом дома», а не «Украшением общественных мест».
Наши читатели должны отметить, что даже часть Корана (т.е. С ура Юсуфа) не разрешена для изучения девочкам, потому что она содержит ссылки на любовь Зулейхи к Пророку Юсуфу (а.с.). Видя это ограничение, тем мусульманам, которые разрешают своим детям (и особенно девочкам) читать сексуальные романы, ходить в кинотеатры, где их практически учат всяким непристойным мыслям и поступкам, должно быть стыдно за свое безответственное поведение. Таким родителям должно быть стыдно за себя, если в их сердцах осталась хоть капля исламских чувств.
Третий этап : Визирь
Это период зарабатывания средств к существованию. Но здесь невозможно вдаваться в подробности «Средств к существованию».
Также это период, когда дети должны жениться. И большое внимание уделяется скорейшему выдаче девушек замуж.
Святой Пророк сказал, что право девочки на ее отца состоит в том, чтобы он поспешил отправить ее в дом ее мужа.
Очень прискорбно видеть, что многие мусульмане в настоящее время игнорируют и пренебрегают этой обязанностью, пока девушки иногда не достигают возраста 35 или 40 лет; а потом никто не хочет жениться на этих старых девах. Вред, наносимый этим «безответственным родительством», слишком очевиден, чтобы его можно было описать. Но печальные факты заключаются в том, что их отношение управляется снобизмом — иногда это финансовое превосходство, а иногда это каста или клан, — и эти люди скорее позволят своим дочерям вырасти старыми девами, чем выдадут их замуж за молодого человека с хорошим характером, который не равны их финансовому или племенному статусу.
Святой Пророк сказал, что «Каждый верующий равен по статусу (в вопросах брака) любому другому верующему». Но на нас так сильно повлияли неисламские культуры (основанные на кастовой или расовой системе), что мы склонны смотреть свысока на нашу яркую исламскую культуру. Да помилует нас Аллах.
Тот же хадис указывает нам на детей мужского пола; что они должны пожениться, когда станут зрелыми. Это не обязательно означает, что мальчики должны жениться сразу после достижения 15-летнего возраста.
Первый брак Святого Пророка был заключен, когда ему было 25 лет. Амир аль-муминин Али (а.с.) также женился на Фатиматуз Захре (а.с.), когда ему было 25 лет. Но и тут нет критерия возраста. Важно лишь то, что когда молодой человек становится эмоционально зрелым и чувствует потребность вступить в супружеские отношения, то он должен жениться без промедления. Это состояние не может быть измерено возрастом или временем.
На этом этапе заканчивается ответственность родителей за своих отпрысков. Если кто-то воспитывает своих детей, оставаясь в этих исламских рамках, то этот ребенок непременно будет зеницей очей родителей и радостью их сердец; и именно на этого ребенка, в свою очередь, можно надеяться, что он выполнит свой долг по отношению к своим родителям.