Эксперты объяснили, почему современные дети ругаются матом – Москва 24, 02.06.2021
02 июня 2021, 09:02
Общество
Педагоги и родители бьют тревогу: мат звучит в речи даже учеников младших классов. Психологи уверены, что за крепким словцом несовершеннолетние прячут серьезные проблемы. Разбираемся, почему дети сквернословят и как их от этого отучить.
Фото: depositphotos/annadanilkova
Прочь эмоции
Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия услышать на улице грязную брань было чем-то из ряда вон выходящим. И уж, конечно, не обсуждалось, что материться в присутствии женщин и детей просто неприемлемо. Те, кто использовал крепкое словцо, старались не выносить свою привычку на всеобщее обозрение. А если грубое выражение вырывалось из уст несовершеннолетнего, то любой взрослый мог призвать наглеца к ответу. Сегодня брань – привычный фон городских улиц. Кто-то уже не придает матершине значения, приравнивая грязные слова к норме жизни.
Клинический психолог, педагог Елена Левковицкая отмечает, что мат – это распространенная форма русского разговорного языка, но примитивная и бедная. Смешение социокультурных слоев привело к тому, что нецензурную брань сегодня используют в абсолютно разных слоях общества. В итоге ругательства «прилипают» и к детской речи.
«До трех лет малыши активно пополняют свой словарный запас и повторяют все, что слышат. Особенно это касается эмоционально окрашенных слов, а мат взрослые умеют подать экспрессивно. К пяти годам дети отличают плохое от хорошего и мат используют в зависимости от реакции взрослого на этот факт. В младшем школьном возрасте посредством мата обычно выражается протест и отстаивание своей «взрослости». У подростков основным мотивом употребления ругательств является самоутверждение. После 14 лет чаще всего интерес к нецензурным выражениям ослабевает», – комментирует Елена Левковицкая.
Фото: depositphotos/SIphotography
Не просто так
Почему же, несмотря на запреты, подростки бравируют знанием матерных слов? Детский и семейный психолог, основатель школы для родителей Екатерина Маденко отмечает, что матом ругаются дети из разных семей независимо от уровня культуры. Если родитель услышал грубость от своего чада, то следует задуматься, что именно ребенок этим хочет донести или замаскировать. А педагог Елена Левковицкая подчеркивает, что, ответив себе на вопрос: для чего ребенок употребляет мат? – родитель сможет скорректировать поведение ребенка.
Психологи считают, что причины демонстративной брани не только в том, что подросток жаждет оскорбить другого человека или хочет «попробовать» запретные слова. Несовершеннолетний надеется с помощью мата показать себя более уверенным и взрослым в определенных кругах, влиться коллектив ровесников, а иных способов для этого не знает. А возможно, что ребенок таким образом снимает внутреннее напряжение от непонимания в семье, после ссор с друзьями или из-за плохих оценок в школе. В любом случае юному сквернослову требуется помощь тактичного взрослого.
Фото: depositphotos/didesign
Право на ошибку
Психологи уверены, что ни в коем случае нельзя применять физическое наказание, например бить по губам за некрасивые слова. Это неприемлемо и вытеснит осмысленность наказания. Но и нельзя пускать все на самотек в надежде, что проблема решится сама собой без взрослого вмешательства. По словам Елены Левковицкой, нельзя устраивать чаду публичную порку, делиться этим с окружающими. Иначе родитель навсегда потеряет доверие своего ребенка. Дети имеют право на ошибку, а родителям надо постараться помочь им ее исправить.
Ребенка нельзя унижать, оскорблять, высмеивать публично, потому что стыд препятствует осознанию и раскаянию. Только уединенная беседа с близким человеком способна пробудить понимание и внести ясность в происходящее. Надо объяснить, что вы знаете о факте употребления бранных выражений и хотите узнать, что подвигло на это. Важно понять причины, объяснить последствия действий, особенно направленных на других людей. И надо помочь ребенку исправиться, тем более если оскорбления были адресованы старшим, например учителю.
Екатерина Маденко
детский и семейный психолог
По мнению клинического психолога, ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка за сквернословие, иначе родитель в этой ситуации будет ничем не лучше своего чада. «Ведь маленький человек находится только в начале становления социальной личности, а взрослый этот путь уже прошел. А чтобы мат не захватил еще большую языковую область, родителям и детям надо читать качественную литературу, ходить на хорошие спектакли и повышать свой культурный уровень», – комментирует Елена Левковицкая.
Бородина Евгения
общество дети
Новости СМИ2
Что делать, если дети матерятся
Елена Кречман
столкнулась с детским матом
Профиль автора
«Ах ты д…б, б…ь!» — раздалось однажды из соседней комнаты. Там мой восьмилетний сын играл в «Майнкрафт» с одноклассником и в какой-то момент выразил эмоции с помощью обсценной лексики.
У меня четверо детей: старшей дочке десять лет, двойняшкам — по восемь, младшей — шесть. В нашей семье материться не принято, хотя некоторые одноклассники детей уже вовсю пользуются обсценной лексикой в начальной школе. Восьмилетний сын пытался им подражать, но мне удалось объяснить, что ругаться матом плохо.
Расскажу, как я отреагировала на сквернословие и скорректировала подход к воспитанию детей.
Как я столкнулась с детским матом
В 2018 году мы переехали из Санкт-Петербурга в село в Ростовской области: нам хотелось жить в экологически чистом месте, более теплом климате и рядом с единомышленниками. Дом помогли найти знакомые, которые уже давно туда переехали. Там же дети пошли в школу — специально мы ее не выбирали.
Когда мы жили в Санкт-Петербурге, дети были маленькими и меньше общались с другими людьми без нашего присутствия. Для нас с мужем мат — неприемлемая лексика: за десять лет брака я ни разу не слышала от мужа таких слов и сама их не произношу. Такие слова не употребляли и наши дети.
С переездом все изменилось: в школе и на улице дети столкнулись с новой языковой средой. Я заметила, что для некоторых семей мат — способ общения, а дети, которые в них воспитываются, начинают использовать обсценную лексику с малых лет. Оградить детей от такого общения в школе и на улице было невозможно, поэтому однажды я услышала мат от восьмилетнего сына — это было неприятно, но ожидаемо.
/mat/
Когда можно и нельзя материться
Я сразу позвала его к себе и спросила, почему он так сказал. Сын ответил, что через мат выражают эмоции старшие школьники, с которыми он играет в футбол.
Это было неудивительно: в одной футбольной команде играют дети разного возраста. Все они по-разному выражают эмоции, в том числе матомПозже я поговорила о мате и с другими детьми. Оказалось, что в школе они тоже часто слышат нецензурные слова от других школьников и даже жалуются учительнице. Иногда учителя ругают таких детей, но обычно жалобы ни к чему не приводят.
Я чувствовала себя ошарашенной этой ситуацией, но понимала, что повлиять на среду, в которой находятся дети, не могу. Вместо этого я решила объяснить сыну, почему мне не нравится мат и как находить другие способы выражения эмоций.
Почему ребенок ругается: возможные причины
Марина Бондаренко
психолог
Многое зависит от возраста.
В 5—7 лет дети не очень хорошо понимают, что означают матерные слова и насколько грубо они звучат. В этом возрасте дети повторяют их за кем-то. Увидев, что мама краснеет и бледнеет, а папа шокирован, у детей возникает желание произнести эти слова снова, так как реакция родителей кажется интересной.
Когда ребенка отдают в школу, на него наваливается огромная ответственность. Он вдруг оказывается «взрослым», который столько всего должен: рано вставать, идти в школу, неподвижно сидеть на уроках, делать домашние задания и многое другое. В этом возрасте мат может быть одной из попыток вернуть внимание родителей или выразить злость на них и окружающий мир.
В 8—10 лет дети снова активно проверяют границы дозволенного. Ругаясь матом, ребенок может стремиться привлечь внимание занятых родителей, пусть и негативное.
Еще ребенок может не осознавать, что делает: он копирует поведение друзей, чтобы не быть изгоем, или, наоборот, пытается завоевать лидерство. Порой это признак подросткового возраста, который все чаще начинается в 9—10 лет. В таком случае мат — это заявка на то, что «я уже не маленький мальчик или девочка, я могу материться».
Но у большинства подростковый период приходится на 12—16 лет, когда мат может служить инструментом для самовыражения: «Как хочу, так и разговариваю», «Что хочу, то и делаю», «Не лезьте, я взрослый». Либо, наоборот, становится попыткой скрыть свою уязвимость, спрятаться за грубой словесной кольчугой.
Также использование нецензурной лексики может быть желанием копировать поведение неформального или явного лидера в школе. Либо мат помогает самому выделиться на фоне благовоспитанного поведения: «Вы все такие приличные, а я вам назло буду грубым».
Еще с помощью мата подросток может бунтовать против жестких рамок, в которые его заключают родители, требуя идеальности во всем — от внешнего вида до поведения.
Как я отреагировала на мат
Мне было неприятно услышать от сына нецензурные слова, но я не стала на него ругаться. По старшей дочери я вижу, что если срываюсь и ругаю ее за что-то, то она обижается и с трудом идет на контакт. Если же беру себя в руки, сажусь и спокойно, аргументированно объясняю, в чем она неправа, вскоре дочь соглашается.
Вот как я решила поступить, чтобы не потерять контакт с сыном.
Успокоилась. Глубоко вдохнула, медленно выдохнула и подумала, что я не первая мама в мире, которая столкнулась с этой проблемой. В моем детстве тоже ругались — обычно начинали материться с 13 лет. Сейчас я иногда слышу подобные слова даже от детей 6—7 лет.
Попросила ребенка подойти ко мне, чтобы поговорить наедине. Публично ругать детей — ошибка, которую я никогда не допускаю. Наличие свидетелей усиливает унижение, может сильно ранить и озлобить ребенка.
Когда я училась в колледже, как-то раз одна девочка произнесла матерное слово. Завуч, который это услышал, заставил ее при всех съесть мыло, чем сильно унизил. После этого случая девочка стала чаще ругаться матом, но уже следила за тем, чтобы рядом не было взрослых. Я не хотела добиться такого эффекта: мне было важно, чтобы сын действительно перестал материться, а не просто делал вид для меня.
/list/we-need-to-talk/
Как и о чем говорить с детьми в сложные времена: 11 вопросов психологу
Расспросила, почему сын произнес такие слова. Мне было важно понять: это бездумное повторение за кем-то или способ привлечь внимание.
Выяснилось, что сыну не нравилось, когда ругались матом одноклассники, но он повторил обсценную лексику за старшими, когда они таким образом выражали сильные эмоции. На футбольном поле это звучало круто.
Объяснила, почему не стоит материться. Сказала, что подобная лексика совсем не красит и, употребляя ее, сын кажется недалеким и неразвитым. Когда мы приучаемся использовать одно слово вместо нескольких, то выглядим глупо. Если он хочет дружить с умными ребятами, стоит учиться говорить без нецензурных выражений.
Я специально употребляла жесткие слова, так как знала, что они подействуют на сына: в следующий раз он задумается, действительно ли он выглядит крутым в глазах сверстников, когда матерится.
Пояснила, почему мне не нравится мат. Сказала, что для меня важно, чтобы сын не говорил так дома, потому что у нас это не принято. А также понимал, что материться при взрослых неуместно. Добавила, что мы с его отцом всегда подбираем другие слова для выражения любых, в том числе негативных эмоций.
Дала понять, что я на стороне сына, понимаю, что в компании дети говорят так, чтобы казаться более взрослыми и крутыми друг перед другом. Но общаться матом в повседневной жизни не стоит.
Приняла, что ребенок все равно будет где-то повторять матерные слова, пока ему не надоест. Когда мне было 13 лет, мы с подругой иногда гуляли с родителями в парке. Время от времени отходили от них подальше и произносили все нецензурные слова, которые знали. Нам необходимо было выговориться.
В моей семье никогда не матерились, но с мамой я могла обсудить все. Однажды я поделилась с ней интересом к матерной лексике, и мама принесла мне книгу с собранием народного творчества на эту тему. Там было все: смешные и похабные стишки, рассказы, пародии на сочинения классиков. Мы посмеялись, и в какой-то момент я поняла, что мне больше не хочется повторять эти слова.
Как правильно вести себя родителям, если ребенок матерится
Марина Бондаренко
психолог
Не делайте из ситуации трагедию, не отвергайте и не наказывайте ребенка. Важно объяснить, почему эти слова под запретом, и попытаться разобраться в причине мата.
Обратите внимание на частоту и форму использования. Это употребление только некоторых словечек или речь полностью состоит из обесценной лексики? Это разовый эпатаж или попытка теперь изъясняться на таком языке?
Подобная ситуация — повод посмотреть глубже, увидеть, что стало истинной причиной. Самое ценное, что можно сделать, — наладить контакт с ребенком, создать доверительную атмосферу, в которой он сможет поделиться тем, что происходит. В ходе такого общения можно рассказать, что любое поведение приводит к определенным последствиям: если ты материшься, с тобой общаются определенным образом.
Можно объяснить на личном примере: «Мне неприятно слышать, как ты ругаешься матом, так как мне не нравятся эти слова. Когда ты произносишь их при общении со мной, разговор заканчивается».
Ребенок не обязан быть удобным, и, только разобравшись в его потребностях, можно найти причину такого поведения и решить проблему.
Как отреагировал на разговор сын
Сын начал оправдываться и говорить, что другие дети тоже матерятся. На это я ответила, что мне они не очень интересны. Я люблю его и забочусь о нем, поэтому мне важно именно его поведение в обществе. Разговаривали мы спокойно, поэтому сын чувствовал себя в безопасности и шел на контакт.
Из нашей беседы сын понял, что дома такое поведение не приветствуется, — с тех пор я не слышала от него матерных слов. Если что-то идет не так, в основном он говорит «блин». Однажды даже поспорил со старшей сестрой, которая стала утверждать, что это слово тоже матерное.
8 бесплатных служб психологической поддержки для детей и родителей
Больше мы не обсуждали тот случай, но сын рассказывал, что на футбол иногда приходят взрослые, которые тоже матерятся. При этом добавлял, что он больше не будет за ними повторять, так как понял, что обсценная лексика некрасива.
На что я обратила внимание после этой ситуации
Столкнувшись с детским матом, я поняла, что дети растут и мне нужно более ответственно подходить к воспитанию: не бездумно ругать их, а действовать тоньше. Вот что я стала делать.
Следить за видеоконтентом, который смотрят дети. Я не разрешаю им заводить страницы в соцсетях: считаю, что еще рано. Книги мы выбираем вместе.
/list/parent-social-control/
Как соцсети защищают детей от опасного контента
Но дети смотрят ролики на «Ютубе», и недавно выяснилось, что дочери подсели на блогеров, которые транслируют не близкие нашей семье ценности. Один из них сначала устраивал безобидные челленджи вроде «кто лучше построит дом из сказки». Но постепенно его ролики продолжительностью около 20 минут становились все более бессмысленными: кто последний отпустит руки от пола или кто последний уронит стакан. Другие блогеры оказались еще менее безобидными и могли, к примеру, материться в эфирах.
Нам с мужем это не понравилось, и мы попытались минимизировать просмотр подобного видеоконтента, показав, что на «Ютубе» есть более познавательные каналы. Сын увлекся историческими фильмами про войну. Младшая и средняя дочери теперь смотрят видео про животных, особенно им понравился канал «Хомки». А старшая дочь полюбила аниме «Наруто».
Кадр из «Наруто». Отчасти сериал посвящен проблемам жизни подростков, и это кажется мне актуальным для детей. Источник: kinopoisk.ruПоощрять увлекательные подкасты. Последнее время дети слушают подкасты на «Яндекс-станции» с Алисой. Больше всего им нравится «ХРУМ, или Сказочный детектив», который рассчитан на категорию 0+. Это серия аудиосказок, где юные сыщики раскрывают загадочные происшествия, которые произошли в других сказках, и вычисляют преступников.
Такой досуг меня устраивает: дети слушают увлекательные истории с отсылкой к известным сказкам вроде «Сказки о рыбаке и рыбке», «Курочки Рябы».
На «Яндекс-музыке» много подкастов для детей, и родители могут найти тот, что заинтересует ребенка. Источник: music.yandex.ruГулять с детьми по отдельности. Это мое нововведение по выходным, которое всем очень нравится. Такие прогулки помогают сблизиться и поговорить, узнать, что волнует ребенка, какие у него интересы и мечты. Это позволяет мне вовремя обратить внимание на детские проблемы и помочь с ними справиться.
Какие принципы воспитания приняты в нашей семье
Я не хочу, чтобы на детей влияла только улица, поэтому уделяю особое внимание их развитию в семье. Расскажу о принципах воспитания, которые мне кажутся особенно важными, и как они помогают научить ребенка разговаривать без мата.
Показываю пример, но позволяю принимать решения самостоятельно. Родители не могут залезть в голову ребенка или требовать, чтобы он всегда соблюдал правила, принятые в семье. Например, в 20 лет я могла к месту произнести нецензурное слово, но в 30 для меня это неприемлемо. Воспитание, заложенное в семье, взяло верх.
Своим детям я тоже стараюсь показать, что у них всегда есть альтернатива. Считаю, что родители должны дать детям развитие, основы культуры, понимание, как и с кем лучше говорить в той или иной ситуации. Показать, что можно выражать мысли без матерных слов. Например, когда происходит что-то из ряда вон, мы с мужем не кричим матом, а произносим что-нибудь вроде «елки-моталки». Так мы показываем детям, что всегда можно найти цензурные просторечия для выражения сильных эмоций.
Поощряю чтение. В нашей семье всегда читали много книг. Старшая дочь любит книги в стиле Гарри Поттера и романы про животных, например «Белый клык». Восьмилетний сын предпочитает рассказы про войну, а его сестра-двойняшка — энциклопедии. Младшая дочь в этом году пойдет в школу, она любит рассказы о животных и сказки разных народов.
/list/comics-edu/
От устройства мозга до истории велосипеда: 10 образовательных комиксов для детей и подростков
Я стараюсь выделять несколько вечеров в неделю, чтобы почитать детям книги перед сном, а иногда слушаю, как читают они. Уверена, что более начитанные люди не матерятся вообще или делают это гораздо реже, чем другие, потому что могут подобрать более точные и удачные слова в любой ситуации.
Совместное чтение сближает, и многие произведения воспринимаются на слух иначе. К тому же такое чтение дает возможность обсудить интересные отрывки или дилеммы, которые предстоит решить героям. По ходу развития сюжета можно спрашивать детей, как они поняли ситуацию, что сделали бы на месте героя. Это развивает не только речь, но и способность думать.
Полка с самыми популярными у детей книгами. У энциклопедий потрепанные корешки, и стоят они неаккуратно, потому что их часто вынимают и возвращают на место Иногда дети читают вместе. Мне это нравится: так они могут обсудить прочитанное и подискутироватьПоддерживаю доверительные отношения с детьми. Мне кажется важным, чтобы ребенку было интересно со мной и он мог довериться мне в разные моменты жизни, рассказать о своих проблемах и трудностях.
Иногда младшая дочь признается, что в садике ее обижала более взрослая девочка, но при этом говорит, что разберется сама. Или старшая рассказывает о мальчике, который ей нравится.
Такой подход позволяет видеть, что на самом деле стало причиной тех или иных проблем. Думаю, только благодаря этому мне удалось узнать, что сын подхватил привычку повторять нецензурные слова на футболе. Он рассказал честно, и не пришлось играть в маму-детектива.
Воспитываю уважение к другим людям. Дети должны понимать, где и при каких обстоятельствах можно использовать мат, а при каких не стоит. Бывают ситуации, когда нецензурное слово звучит к месту, и я отношусь к этому спокойно. Но если вся речь состоит из мата, ее неприятно слышать даже от чужих людей, а от своих детей не хочется тем более.
Я воспитываю детей так, чтобы они понимали разницу, но при этом знали мою позицию и уважали мой выбор. В нашей семье мат — табу, и я считаю, что дети не должны выражаться при родителях, даже когда вырастут. Так воспитывали и меня: даже во время подросткового бунта я не позволяла себе произносить что-то подобное при маме.
/protect-kids-pros-cons/
За и против: должны ли родители вмешиваться в школьные дела ребенка
В итоге
В подростковых компаниях большинство будет разговаривать друг с другом с помощью мата, и я понимаю, что мой сын не исключение. Но стараюсь вложить в него идею, что среди взрослых в людном месте так разговаривать не стоит.
При мне сын произнес нецензурные слова только один раз. Я не слежу за сыном на футболе, но мне кажется, там он тоже больше не матерится.
Я считаю, что воспитание личным примером самое действенное. Мы сами не материмся дома, и я надеюсь, это помогает детям найти альтернативу непристойным выражениям в любой ситуации.
Ругань: малыши и дошкольники | Raising Children Network
Нецензурная брань: почему дети это делают
Маленькие дети часто ругаются, потому что изучают язык. Возможно, они проверяют новое слово, возможно, чтобы понять его значение. Иногда ругань происходит случайно, когда дети учатся произносить слова.
Дети также могут пытаться выразить чувство разочарования. Или они могут просто произносить это слово, потому что оно звучит смешно или вызывает реакцию.
Дети также могут подражать другим, когда ругаются. Они могут не понимать, что бранные слова неприемлемы.
Когда маленькие дети ругаются: что делать
Если вы знаете, почему ваш ребенок ругается, это может помочь вам решить, как лучше реагировать.
Ругань для привлечения внимания
Если ваш ребенок ругается, потому что привлекает ваше внимание или вызывает сильную реакцию с вашей стороны, лучше всего ответить , полностью игнорируя ругань . Сохраняйте спокойствие и не реагируйте. Избегайте смотреть в глаза, смеяться, злиться или говорить что-либо. Это может остановить ругань и предотвратить дальнейшую ругань.
Вы также можете уделять своему ребенку достаточно внимания и хвалить его, когда он говорит вежливо.
Ругань из-за гнева и разочарования
Если ругань вызвана гневом или разочарованием, вы можете помочь ребенку назвать свои эмоции, например: «Я вижу, ты очень расстроен». Ребенку важно знать, что испытывать эти эмоции — это нормально, но лучше выражать их более подходящими словами.
Вам может понадобиться помочь ребенку успокоиться от сильных эмоций, таких как гнев или разочарование. Затем вы можете научить ребенка другим способам управления сильными чувствами, например, считать до 10, делать глубокие вдохи или говорить о чувствах.
Вы также можете поощрять ребенка использовать другие слова, которые не являются оскорбительными. Например, вы можете предложить «флип» или «дрожь» или даже забавные слова, которые вы и ваш ребенок составите вместе.
Ругань при попытке произнести новое слово
Иногда ругань происходит из-за того, что ваш ребенок пытается произнести новое слово, поэтому слова «сидеть» и «грузовик» звучат больше как ругательства. В этой ситуации хорошей идеей будет аккуратно исправить произношение вашего ребенка. Не уделяйте этому слову слишком много внимания и не смейтесь над ним, потому что это может побудить вашего ребенка произнести его снова.
Разговор с детьми о нецензурной брани
Если ваш ребенок продолжает ругаться матом или вы хотите помочь ему научиться нецензурной брани, вы можете попробовать поговорить с ним о выборе им слов.
Малыши и дошкольники до четырех лет слишком малы, чтобы понять, почему бранные слова недопустимы для детей. Достаточно просто сказать: «Это нехорошее слово» или «Мы не используем это слово».
Дошкольники не всегда понимают значение бранных слов, но они могут понять, что бранные слова могут ранить или оскорбить других. Так что вы могли бы сказать: «Мы не используем слова, которые расстраивают людей». Вы также можете сказать, что есть слова, которые детям нельзя произносить, даже если они слышат, как их произносят другие люди.
Старшие дошкольники могут извлечь пользу из простых объяснений того, что означают бранные слова. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к этому, вы можете начать с того, что спросите его, что, по его мнению, означает это слово. Затем используйте общие термины, чтобы объяснить, почему это не нормально. Например, вы можете сказать: «Это слово для обозначения какашек, и его нехорошо использовать».
Препятствование ругани и поощрение уважительного выражения
Если вы хотите воспрепятствовать ругани в долгосрочной перспективе, это хорошая идея для взрослых в вашей семье обсудить и согласовать приемлемый язык и обсудить это с вашим ребенком. Например, в некоторых семьях такие выражения, как «Боже мой», допустимы, а другие слова — нет.
Если у вас есть семейные правила относительно уважительного языка, вам будет легче указать, когда ваш ребенок использует неприемлемые выражения. Например, вы можете сказать: «Пожалуйста, используйте более красивое слово» или «Мы не используем такие слова».
Детей будет меньше смущать, если правила о нецензурной брани применимы как к взрослым, так и к детям . Если вы хотите, чтобы ваши дети избегали ругани, вы и другие взрослые в вашем доме тоже должны этого избегать.
Если вы воспитываете ребенка совместно и вы и ваш бывший партнер не можете договориться о правилах ругани, просто скажите ребенку, что у вас другие правила, и скажите, какие слова недопустимы в вашем доме.
Вот еще идей, как поощрить уважительную речь и уменьшить количество ругательств в вашей семье:
- Придумайте другие слова, которые можно использовать, если вам трудно перестать ругаться, а также другие способы справиться с трудными ситуациями. Например, вместо ругани можно сказать что-то вроде: «Я очень расстроен или зол». Таким образом вы моделируете лучшие способы выражения чувств.
- Хвалите ребенка, когда замечаете, что он правильно справляется с гневом или разочарованием. Например, если ваш ребенок говорит вам, что товарищ по играм использовал бранные слова, чтобы дразнить его, похвалите ребенка за то, что он ушел от ситуации и не использовал эти слова сам.
- Будьте в курсе того, что ваш ребенок смотрит, слушает и с чем играет. Проверяйте рейтинги на телевидении, в фильмах, играх и приложениях. Не смотрите передачи с нецензурной бранью в присутствии ребенка. И держите телевизоры, компьютеры и другие устройства в местах, где вы можете их легко видеть и слышать.
Дошкольников (и некоторых малышей) могут интересовать интимные части тела и функции организма. Они могут начать использовать такие слова, как «бездельник», «какашка» и «пукающий». Хотя некоторые из этих слов могут быть неуместны в вашем доме, вероятно, это всего лишь этап. Поможет игнорирование слов или объяснение, что их нельзя использовать.
Где мой ребенок услышал это слово?
Дети часто любят пробовать слова, которые они слышат или составляют. И это такие же ругательства, как и другие. Дети усваивают бранные слова из многих источников, вне дома и внутри дома.
Не все дети узнают ругательства от родителей. Воздействие нецензурной брани в средствах массовой информации может привести к увеличению количества ругательств у детей. Когда дети становятся старше, их друзья и сверстники также будут влиять на их выбор слов.
Что делать, если ваш ребенок ругается матом
Маленькие дети постоянно напоминают родителям, что они должны быть внимательными. Они будут делать это удивительным образом, предлагая новые мысли, действия и особенно слова. Иногда выбор бывает забавным и впечатляющим. В других случаях то, что выходит из уст детей в возрасте от 5 до 8 лет, не так восхитительно.
А именно ругаются.
Это может быть одно слово. Они могут не знать, что это значит. Вы можете не знать, где они это услышали. К сожалению, нежелательный язык повсюду. «Вы не можете предотвратить их воздействие», — говорит Жаклин Сперлинг, доктор философии, клинический психолог и преподаватель Гарвардской медицинской школы. Исследование 2013 года показало, что к 8 годам дети знают 54 запретных слова. В этом возрасте чаще всего используются слова «глупый» и «бог». Но к 11 и 12 годам происходит сдвиг, когда двое лучших становятся явно более взрослыми.
Дети имитируют ругань других
«Имитация — важная часть развития, — говорит Сперлинг. Дети видят и слышат, что говорят после того, как кто-то ушиб палец ноги или кричит на другого водителя, и они решают попробовать. Частично это подражание родному брату или родителю; часть — внимание; часть — реакция. Это расстраивает людей или заставляет смеяться? По ее словам, обратная связь может быть обнадеживающей, поэтому поначалу лучше оставаться нейтральным.
Дом также является безопасным местом, чтобы расстраиваться. Вот почему у детей бывают нервные срывы, когда они возвращаются из школы. По словам доктора Юджина Березина, исполнительного директора Центра молодых здоровых умов Клэя в Массачусетской больнице общего профиля и профессора психиатрии Гарвардской медицинской школы, после дня соблюдения правил их нужно отпустить.
Как вы переносите ругань?
К счастью, дети этого возраста становятся более социализированными, особенно в школе. Они знают, что взрослые действуют так, как не могут дети.
Например, дедушка выкрикивает ругательства в телевизор во время просмотра футбольного матча. Они также знают, что в разных местах действуют разные правила — они не ходят в школу или в супермаркет без штанов. «Они понимают контекст, — говорит доктор Березин.Итак, рассмотрим контекст. Если ругань процветает, вы, скорее всего, слышали об этом от своего учителя или директора. Тем не менее, это не то, что нужно поощрять. Дети по-прежнему нуждаются в периодических напоминаниях о правилах, по которым нужно жить.
Когда вы слышите ругань, попробуйте выполнить следующие рекомендации:
- Помолчите , прежде чем что-то сказать. Не стоит слишком много внимания уделять нежелательному поведению, говорит Сперлинг.
-
- Решайте проблемы вместе. Как еще можно такое сказать? Что за безумные слова? Что бы вы сказали, если бы были в школе или в доме бабушки? «Вы строите их репертуар. Наша работа родителей состоит в том, чтобы дать им инструменты того, что делать и говорить в различных условиях», — говорит доктор Березин.
- Объясните допустимое поведение. Если слово было адресовано кому-то другому, четко обозначьте, что это неприемлемо. «Это нападение, и мы не нападаем на других людей словами или физически. Об этом не может быть и речи», — говорит доктор Березин. Также объясните, что люди совершают ошибки, и извинитесь за них.
- Поощряйте понимание с помощью вопросов. Как вы думаете, какие чувства у человека вызвало это слово? Как бы вы себя чувствовали? Как бы вы себя чувствовали, если бы они извинились? Все это способствует развитию эмпатии. Когда они проявляют сочувствие, похвалите их. Поддерживайте поведение, которое вы хотите видеть, говорит Сперлинг.
- Будь конкретным. «Дети помладше не понимают тонкостей, но понимают хорошо/плохо, да/нет, так оно и есть», — говорит доктор Березин. Будьте проще: ругань — это то, что делают взрослые. Это делается дома, а не в магазине, у друга или в кабинете врача. Приведите примеры школьных правил, которые они уже знают, чтобы закрепить контекст: Вы не влезаете в очередь. Вы не встаете из-за обеденного стола. Учитель не ругается.
Строительные блоки для будущего успеха
Наряду с обузданием ненормативной лексики вы создаете среду, в которой можно говорить о чувствах и развивать их социальное и эмоциональное обучение. Доктор Березин говорит, что это область, которой пренебрегают, хотя она необходима для будущего успеха. «Люди теряют работу из-за социальных оплошностей и поведения», — говорит он.
Ваши обмены не должны быть идеальными. Дети могут возиться со своим языком; родители тоже могут. Важно, чтобы вы моделировали соответствующее поведение, извинялись, если оступились, и чтобы диалог оставался открытым и поддерживающим.