как одни люди управляют сознанием других
Психологическая манипуляция – это обманные или неочевидные действия, направленные на то, чтобы изменить восприятие или поведение другого человека. Такие действия всегда продвигают интересы того, кто манипулирует, за счет других людей и могут вызывать у жертв болезненные эмоции. Часто психологическую манипуляцию связывают с цыганским гипнозом или коммуникацией с мошенниками, однако люди, продвигающие свои идеи в ущерб другим, встречаются и в обычной жизни. Они могут манипулировать другими осознанно или бессознательно, в зависимости от целей и особенностей их психики.
Почему люди подвергаются психологическим манипуляциям?
В свое время проводилось огромное количество исследований, направленных на то, чтобы выяснить индивидуальные характеристики людей, особенно восприимчивых к манипуляциям. Однако на данный момент можно с уверенностью сказать лишь то, что манипуляциям подвержены все, а эффективность манипуляции зависит всегда от конкретной ситуации, фигуры манипулятора и множества дополнительных факторов.
Есть предположение, что люди с определенным мировосприятием менее доверчивы и более подготовлены ко встречам с манипуляторами.
Наш мозг устроен таким образом, что мы вынуждены воспринимать информацию субъективно и не всегда адекватно, и лишь наша интуиция и жизненный опыт помогают корректировать эту информацию. Данные механизмы в определенных обстоятельствах могут перестать работать, и тогда мы можем стать жертвами контроля со стороны других людей. Часто это связано с ситуациями, когда мы не обладаем полной информацией. Если это произошло из-за простого обмана, то нам достаточно лишь узнать истинные факты, чтобы достроить правильную картину. В случае с психологической манипуляцией ложная картина может быть крайне устойчивой, и появление правильных фактов в совокупности с железной логикой не всегда способны ее разрушить. Есть предположение, что люди с определенным мировосприятием менее доверчивы и более подготовлены ко встречам с манипуляторами.
Однако в то же время это является и их ахиллесовой пятой, так как недоверчивостью тоже можно манипулировать.Очень часто психологические манипуляции можно встретить в общественной и политической жизни. Хороший пример манипуляций общественным сознанием – это пропаганда позиции государства по федеральным телевизионным каналам во всех передачах: от новостей до вечерних развлекательных шоу. Что касается психологических манипуляций в рекламе, здесь целью контроля становится не убеждения и взгляды людей, а их деньги. В рекламе, как и в политике, для управления людьми используют ложные аргументы, эмоциональное убеждение, и иногда даже угрозы. Например, в рекламе могут сделать акцент на отсутствии какого-то компонента, который и не должен там содержаться, а о наличии более вредного компонента в составе умолчать. Так рекламодатель уводит внимание потенциальных покупателей от действительно важной проблемы продукта. Также пример ложной аргументации можно видеть в рекламе, где говорится о наличии некоего преимущества, которого, на самом деле, нет.
Как понять, что вами манипулируют?
То, является ли человек манипулятором, определяется не его поведением, а контекстом, в котором это поведение используется, а также намерением, с которым он выполняет определенные действия. Если человек специально хочет ввести кого-то в заблуждение и повлиять на его восприятие, эмоции и поведение, то этот человек – манипулятор. Основные цели манипуляторов – получить влияние над другим человеком или определенной ситуацией, а также избежать личной ответственности за свое действие или, наоборот, бездействие. Манипулятор, у которого больше шансов добиться своей цели, скрывает свои агрессивные намерения, очень быстро выявляет уязвимые места жертвы и при этом не беспокоится о возможных последствиях для человека, которого подвергает манипуляции.
Читайте такжеЧто такое когнитивные искажения?
В зависимости от целей и особенностей психики, манипуляторы могут применять осознанные и неосознанные тактики. Техники психологической манипуляции могут включать открытую агрессию, оскорбления, унижения, критику, и эмоциональное насилия. К завуалированным техникам относятся осуждение, жалобы, сравнения, придирки, уговоры, ложь, вызывание жалости к себе, плач, стравливание, высмеивание, лесть, провокации, эмоциональный шантаж, а также ложное сочувствие. Очень часто манипуляторы для достижения целей используют страхи своих жертв. Например, родители могут говорить подростку, что он будет жить в нищете, если не поступит в университет. Еще один популярный прием – это предложение ложного выбора из вариантов, которые, на самом деле, жертве совершенно не выгодны, и умалчивание опций, которые не подходят самому манипулятору.
У людей, манипулирующих другими, обычно более развиты определенные личностные черты. Очень часто это те, кто пережил психологические травмы и сформировал манипуляцию как механизм психологической защиты. Среди манипуляторов часто встречаются дети, выросшие в детских домах или неполных семьях, а также преступники и люди с алкогольной и наркотической зависимостью. Многие манипуляторы страдают различными расстройствами личности, например, нарциссическим расстройством, пограничным или антисоциальным расстройством личности.
Как противостоять психологической манипуляции?
Чтобы психологическая манипуляция продолжала приносить нужный эффект, манипулятору необходимо удерживать контроль над жертвой. Под контролем другого человека жертва может начать обороняться и сомневаться в своих возможностях. В результате тот, кого контролирует манипулятор, может полностью утратить доверие к собственным мыслям и чувствам.
В общении с манипулятором очень важно стараться следить за своим поведением и как можно меньше защищаться.
Психологическая манипуляция эффективно действует только на тех, кто позволяет собой помыкать. Один из способов остановить манипуляцию – это перестать придавать большое значение тому, что хочет донести до вас манипулятор. Важно иметь возможность спокойно проанализировать ситуацию и подумать, какие цели может преследовать человек, который вас контролирует.
В общении с манипулятором очень важно стараться следить за своим поведением и как можно меньше защищаться. Если вы чувствуете, что не оправдываете ожиданий вашего собеседника, лучше закончить разговор и уйти. Важно понимать, что в случае, когда манипулятор теряет контроль над жертвой, он всегда старается усилить давление, и новый уровень воздействия может оказаться еще более неприятным, чем предыдущий. Часто жертвы испытывают жалость по отношению к манипуляторам и считают, что способны их изменить. Это заблуждение, и этим также может воспользоваться манипулятор. Если вам сложно самостоятельно справиться со своими чувствами и эмоциями и противостоять психологической манипуляции, лучше обратиться за помощью к психологу, специализирующемуся на работе с последствиями подобных ситуаций.
- Заболевания и расстройства
Психологическая манипуляция | это.
.. Что такое Психологическая манипуляция?Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен[1], представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики[2][3]. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.
Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.
Содержание
|
Условия успешной манипуляции
Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon)[4], успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор:
- скрывает агрессивные намерения и поведение;
- знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
- имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.
Следовательно, манипуляция остаётся чаще всего скрытой — реляционно-агрессивной (англ. relational aggression) или пассивно-агрессивной.
Как манипуляторы управляют своими жертвами
Согласно Брейкер
Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker)[2] идентифицировала следующие основные способы, которыми манипуляторы управляют своими жертвами:
- положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
- отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
- неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок может выигрывать время от времени, но в сумме всё равно окажется в проигрыше;
- наказание;
- травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.
Согласно Саймону
Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:
- Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
- Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
- Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
- Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
- Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
- Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
- Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
- Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
- Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
- Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
- Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
- Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
- Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
- Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
- Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
- Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
- Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
- Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
- Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.
Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами
Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.
Согласно Брейкер[2], манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки»), которые могут существовать в жертвах:
- страсть к удовольствиям
- склонность к получению одобрения и признания окружающих
- эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями
- нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»
- неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами)
- низкая уверенность в своих силах
- внешний локус контроля
Уязвимости согласно Саймону:[4]
- наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,
- сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,
- низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.
- чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.
- эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.
Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor)[5], следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:
- слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;
- слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;
- слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию. Например, они могли бы голосовать за обманщика-политика, который целует детей;
- слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;
- слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;
- слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;
- слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;
- слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;
- слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;
- слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;
- слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;
- слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;
- слишком экономные — не могут отвергнуть сделку даже если знают причину, почему предложение настолько дешево
- пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к выполнению многих задач одновременно. Слыша рекламное предложение они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.
Мотивы манипуляторов
Возможные мотивы манипуляторов:[2]
- потребность фактически любой ценой продвинуть свои собственные цели и личную выгоду,
- необходимость в приобретении чувства власти и превосходства над другими,
- желание и потребность чувствовать себя диктатором,
- получение господства над другими для того, чтобы поднять собственное самоуважение.
Психологические состояния манипуляторов
Манипулятор может иметь следующие личностные расстройства:[2]
- макиавеллизм,
- нарциссическое расстройство личности,
- пограничное расстройство личности,
- тревожное расстройство личности,
- зависимое расстройство личности,
- истерическое расстройство личности,
- пассивно-агрессивное расстройство личности,
- диссоциальное расстройство личности,
- нервозность Типа А,
- психологическая аддикция.
Базовые манипулятивные стратегии психопатов
Согласно Роберту Хейру (Robert Hare) и Полу Бабяку (Paul Babiak)[6], психопаты всегда в поисках жертв для своего мошенничества или обмана. Психопатический подход включает три фазы:
1. Фаза оценки
Некоторые психопаты — беспринципные, агрессивные хищники, которые обманут почти любого, кого встречают. В то же время другие более терпеливы, ожидая идеальную, наивную жертву, чтобы пересечь её путь. Некоторым психопатам нравится решать любые проблемы, в то время как другие охотятся только на тех, которые уязвимы. В каждом случае психопат постоянно оценивает потенциальную пригодность человека как источника денег, власти, секса или влияния. Во время фазы оценки психопат в состоянии определить слабые места потенциальной жертвы и будет их использовать с целью осуществления своего замысла.
2. Фаза манипуляции
Как только психопат определил свою жертву, начинается фаза манипуляции. Во время фазы манипуляции психопат может создать маску, специально предназначенную, чтобы «работать» на достижение цели манипулятора. Психопат будет лгать, чтобы получить доверие своей жертвы. Отсутствие сопереживания и чувства вины позволяет психопату лгать безнаказанно; он не видит важности того, чтобы говорить правду, если это не поможет достичь желаемой цели.
По мере развития взаимоотношений с жертвой, психопат тщательно оценивает её личность. Личность жертвы дает психопату картину оцениваемых черт и особенностей. Проницательный наблюдатель может обнаружить ненадёжности или уязвимости, которые жертва хотела бы минимизировать или скрыть от посторонних глаз. Как знаток человеческого поведения, психопат начинает осторожно проверять внутреннюю сопротивляемость и потребности жертвы, и в конечном счёте строит личные отношения с жертвой.
Маска психопата — «личность», которая взаимодействует с жертвой — изготовлена из лжи, тщательно сотканной, чтобы завлечь жертву. Эта маска, одна из многих, создана с целью соответствия индивидуальным психологическим потребностям и ожиданиям жертвы. Преследование жертвы является по сути хищническим; оно нередко приводит к серьёзному финансовому, физическому или эмоциональному вреду для человека. Здоровые, реальные отношения строятся на взаимоуважении и доверии, на разделяемых честных мыслях и чувствах. Ошибочное мнение жертвы, что у психопатической связи есть любая из этих особенностей, является причиной успешности манипуляции.
3. Фаза расставания
Фаза расставания начинается, когда психопат решает, что жертва далее бесполезна. Психопат её покидает и переходит к следующей жертве. В случае романтических связей психопат обычно гарантирует себе отношения со следующей целью, прежде чем покинуть свою текущую жертву. Иногда у психопата бывает одновременно три человека, с кем он имеет дело — первый был недавно покинут и сохраняется лишь на случай неудачи с двумя другими; второй в настоящий момент является жертвой, и его в ближайшее время планируется покинуть; и третий, за кем ухаживает психопат, в ожидании расставания с текущей жертвой.
См. также
- Контроль сознания
- Манипуляция массовым сознанием
Примечания
- ↑ Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е изд. — М.: Речь, 2003. — 304 с. — ISBN 5-09-002630-0
- ↑ 1 2 3 4 5 Braiker H. B. Whos Pulling Your Strings? How to Break The Cycle of Manipulation. — McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2004. — 256 с. — ISBN 9780071446723
- ↑ По определению Е. Л. Доценко,
См. Волков Е. Н. «Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №1, 2002, стр. 84—95. (Серия: Социальные науки) ISSN 1811-5942«Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями»
- ↑ 1 2 3 Simon G. K. In Sheep’s Clothing: Understanding and Dealing with Manipulative People. — испр.. — Parkhurst Brothers Publishers Inc., 2010. — 176 с. — ISBN 9781935166306
- ↑ Kantor M. The Psychopathy of Everyday Life: How Antisocial Personality Disorder Affects All of Us. — Greenwood Publishing Group, 2006. — 208 с. — ISBN 978-0275987985
- ↑ Babiak P., Hare R. D. Snakes in Suits: When Psychopaths Go to Work. — HarperCollins, 2006. — 352 с. — ISBN 9780060837723
Литература
- Alessandra T. Non-Manipulative Selling, 1992.
- Barber B. K. Intrusive Parenting: How Psychological Control Affects Children and Adolescents, 2001.
- Bowman R. P., Cooper K., Miles R., Carr T. Innovative Strategies for Unlocking Difficult Children: Attention Seekers, Manipulative Students, Apathetic Students, Hostile Students, 1998.
- Bursten B. Manipulator: A Psychoanalytic View, 1973.
- Crawford C. The Politics of Life: 25 Rules for Survival in a Brutal and Manipulative World, 2007.
- Forward S. Emotional Blackmail, 1997.
- Klatte B., Thompson K. It’s So Hard to Love You: Staying Sane When Your Loved One Is Manipulative, Needy, Dishonest, or Addicted, 2007.
- McCoy D. The Manipulative Man: Identify His Behavior, Counter the Abuse, Regain Control, 2006.
- McMillan D. L. But He Says He Loves Me: How to Avoid Being Trapped in a Manipulative Relationship, 2008.
- Sasson J. E. Stop Negotiating With Your Teen: Strategies for Parenting Your Angry, Manipulative, Moody, or Depressed Adolescent, 2002.
- Stern R. The Gaslight Effect: How to Spot and Survive the Hidden Manipulation Others Use to Control Your Life, 2008.
- Swihart E. W. Jr., Cotter P. The Manipulative Child: How to Regain Control and Raise Resilient, Resourceful, and Independent Kids, 1998.
Академические журналы
- Aglietta M, Reberioux A, Babiak P. Psychopathic manipulation in organizations: pawns, patrons and patsies / Cooke A, Forth A, Newman J, Hare R (Eds) International Perspectives and Psychopathy // British Psychological Society, Leicester, 1996. pp. 12–17.
- Aglietta, M.; Reberioux, A.; Babiak, P. Psychopathic manipulation at work / Gacono, C.B. (Ed) The Clinical and Forensic Assessment of Psychopathy: A Practitioner’s Guide.— Erlbaum, Mahwah, NJ, 2000. pp. 287–311.
- Bursten B. The Manipulative Personality // Archives of General Psychiatry, 1972. Vol 26 No 4, pp. 318-321.
- Buss D. M., Gomes M., Higgins D. S., Lauterback K. Tactics of Manipulation // Journal of Personality and Social Psychology, 1987. Vol 52, No 6, pp. 1219-1279.
- Hofer P. The Role of Manipulation in the Antisocial Personality // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 1989. ol. 33 No 2, pp. 91-101.
Ссылки
- Манипуляция // Блог Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов
Понимание и управление психологическими манипуляциями
Источник: Мэтью Фасснахт/Unsplash
Термин «манипулирование» часто используется в анналах отношений и судебной психологии. Это часто относится к попыткам контролировать или изменить ситуацию или чье-то поведение. Я предпочитаю использовать термин «влияние» при обсуждении манипулирования, потому что это более реалистично.
Все мы пытаемся влиять на ситуацию или действия других людей для нашей собственной выгоды. Это может быть невинно, например, похвалить нашего партнера за то, что он принес мусор, потому что мы знаем, что положительное подкрепление работает, и это означает, что он будет чаще вести себя так. Это также может быть несколько злонамеренным, например, угроза прекратить отношения, если наш партнер не удовлетворит наши просьбы. Когда мы говорим о манипулировании, мы обычно имеем в виду поведение на последнем конце спектра, но важно помнить, что существует спектр, и мы, естественно, будем влиять на других людей, живя в социальном мире.
Манипуляции могут быть эмоциональными (например, «Вы не можете говорить мне это, потому что вы знаете, что я тревожный человек » — подтекст: Вы несете ответственность за поддержание моих чувств), вербальными ( «Вы должны мне, потому что Я сделал X для тебя, » «Если ты уйдешь, я убью себя» ), физический ( «Тебе нужно заняться со мной сексом, чтобы показать мне, что ты заботишься ») или финансовый ( «Я не буду быть в состоянии оплатить мою арендную плату, если вы не поможете мне »). В основе манипуляции лежит экстернализация ответственности за собственное поведение или благополучие и желание что-то получить (или избежать чего-то неприятного).
Манипуляция представляет собой наибольшую проблему, когда она происходит слишком часто в отношениях, включает в себя экстремальное поведение (например, угрозы), вынуждает вас нарушать свои границы (например, одалживать людям деньги, даже если вы чувствуете себя при этом некомфортно) или требует, чтобы вы аннулировали или игнорировать свои чувства. Хотя заметить, что вы подвергаетесь манипуляции в отношениях, — это первый шаг, может быть трудно понять, как с этим справиться. При работе с манипулятивным поведением я использую четырехэтапный процесс.
Шаг 1: Определите и назовите поведение.
Чтобы точно оспорить какое-либо поведение, важно сначала понять, что конкретно вызывает беспокойство, потому что вы не можете просить кого-то изменить что-то, чего никто из вас не понимает. Некоторые примеры специфического манипулятивного поведения могут включать: чрезмерную зависимость и просьбы о слишком большой поддержке, симулирование болезни для привлечения внимания, угрозы самоубийства, чтобы заставить кого-то остаться в отношениях, угрозы разорвать отношения или разорвать контакт, стать агрессивным всякий раз, когда бросают вызов. После того, как вы назвали проблемное поведение для себя, полезно назвать поведение другому человеку.
Скорее всего, они вряд ли осознавали, что делают это, и, привлекая их внимание к этому поведению, вы называете слона в комнате и свою границу вокруг него. Я использую это с большим успехом при работе с агрессивными клиентами; мой стандартный сценарий примерно такой: «Интересно, заметили ли вы, что ваш голос повысился, и что вы только что угрожали мне. Вы собирались сделать это, ? Другим примером может быть: « Я заметил, что вы часто ставите мне ультиматумы или говорите, что бросите меня, когда я придерживаюсь мнения, отличного от вашего. ”
Шаг 2: Возьмите на себя достаточно ответственности.
Важно напомнить себе, что человек, который, возможно, занимается манипулятивным поведением, чего-то хочет от вас и часто хочет, чтобы вы чувствовали большую ответственность за него. Не покупайте это. Каждый несет ответственность за управление своими эмоциями, поведением и жизнью.
Например, если бы я заметил, что кто-то угрожает самоубийством, чтобы заставить меня сохранить отношения, я хотел бы обезопасить его, но также осознавал, что уступка этому создаст неустойчивую модель поведения. Вероятнее всего, это будет тогда, когда я отмечу такое поведение про себя, позвоню по номеру 000 (национальный номер телефона службы экстренной помощи в Австралии) и в бригаду сортировки по психическому здоровью в кризисной ситуации (часть системы психиатрической помощи в моем штате) или к терапевту человека и передам ему. над ответственностью перед этими службами, сохраняя и человека, и себя в безопасности. Я хочу отметить, что это сильно отличается от настоящей чрезвычайной ситуации, когда кто-то был активно склонен к суициду, но не использовал это как систематическую модель реагирования, чтобы повлиять на мое поведение, или если такое поведение должно было произойти в ходе моей работы в качестве психолог, где у меня есть явная обязанность заботы.
Источник: Marten Newhall/Unsplash
Шаг 3: Определите границы поведения.
Во-первых, операционализировать (т. е. разбить и перечислить) свои границы вокруг манипулирующего человека и его поведения. Важно помнить, что ваши границы зависят от того, сколько вы можете дать, а не от того, сколько может попросить другой человек. Например, «Я не могу предоставить вам всю необходимую помощь; Я думаю, может быть полезно, если вы поговорите с терапевтом, » или « Я не хочу об этом говорить, потому что это означает, что мне придется выбирать между вами двумя. «Возможно, вам придется забить рекорд о своих границах и повторять их до отвращения.
Шаг 4. Что такое FUNC?
Иногда полезно понять поведение и рассмотреть, какова функция поведения для другого человека. Они лгут вам о том, что произошло, потому что они защищаются и беспокоятся? Возлагают ли они на вас ответственность за свои чувства, потому что это облегчает их эмоциональную работу, поскольку им не нужно выполнять какую-либо работу по изменению своих паттернов? Они агрессивны, потому что это означает, что вы прекращаете спорить и подчиняетесь им?
Понимание функции не остановит поведение, но даст вам некоторое представление о ней (а знание — сила). Принесите любопытство, а не обвиняйте. Представьте, что этот человек инопланетянин и что вы изучаете его в антропологических целях.
Изображение Facebook: fizkes/Shutterstock
Психологическая манипуляция | Энциклопедия MDPI
Психологическое манипулирование — это тип социального влияния, целью которого является изменение поведения или восприятия других с помощью оскорбительных, обманных или закулисных тактик. Продвигая интересы манипулятора, часто за чужой счет, такие методы можно считать эксплуататорскими, оскорбительными, коварными и вводящими в заблуждение. Социальное влияние не обязательно отрицательно. Например, такие люди, как друзья, родственники и врачи, могут попытаться убедить изменить явно бесполезные привычки и поведение. Социальное влияние обычно воспринимается как безвредное, если оно уважает право находящегося под влиянием принять или отвергнуть его и не носит чрезмерного принуждения. В зависимости от контекста и мотивов социальное влияние может представлять собой закулисную манипуляцию.
1. Требования для успешного манипулирования
По словам автора психологии Джорджа К. Саймона, успешное психологическое манипулирование в первую очередь связано с манипулятором: [1]
- Сокрытие агрессивных намерений и поведения.
- Знание психологических уязвимостей жертвы для определения наиболее эффективной тактики.
- Наличие достаточного уровня безжалостности, чтобы не сомневаться в причинении вреда жертве в случае необходимости.
Следовательно, манипулирование, скорее всего, будет осуществляться с помощью скрытых агрессивных (реляционно-агрессивных или пассивно-агрессивных) средств. [1]
2. Как манипуляторы контролируют своих жертв
2.1. Согласно Braiker
Harriet B. Braiker (2004) определила следующие способы, с помощью которых манипуляторы контролируют своих жертв: [2]
- Положительное подкрепление: включает похвалу, поверхностное обаяние, поверхностное сочувствие (крокодиловы слезы), чрезмерное извинение, деньги. , одобрение, подарки, внимание, выражения лица, такие как натянутый смех или улыбка, и общественное признание.
- Отрицательное подкрепление: включает в себя удаление человека из негативной ситуации в качестве награды, т.е. «Тебе не придется делать домашнюю работу, если ты позволишь мне сделать это с тобой».
- Прерывистое или частичное подкрепление: Частичное или прерывистое негативное подкрепление может создать эффективную атмосферу страха и сомнений. Частичное или прерывистое положительное подкрепление может побудить жертву упорствовать — например, в большинстве форм азартных игр игрок, вероятно, время от времени выигрывает, но в целом все равно теряет деньги.
- Наказание: включает придирки, крики, молчаливое обращение, запугивание, угрозы, ругань, эмоциональный шантаж, чувство вины, дуться, плакать и изображать из себя жертву.
- Травматическое обучение с одной попытки: использование словесных оскорблений, взрывного гнева или другого запугивающего поведения для установления доминирования или превосходства; даже один случай такого поведения может обусловить или обучить жертву избегать огорчения, конфронтации или противоречия манипулятору.
2.2. По словам Симона
Саймон определил следующие манипулятивные приемы: [1]
- Ложь (по заказу): трудно сказать, лжет ли кто-то в то время, когда он это делает, хотя часто правда может быть очевидна позже, когда это правда. слишком поздно. Один из способов свести к минимуму шансы быть обманутым — это понять, что некоторые типы личности (особенно психопаты) являются экспертами в искусстве лжи и обмана, делая это часто и зачастую изощренно.
- Ложь по умолчанию: Это очень тонкая форма лжи, заключающаяся в сокрытии значительной части правды. Этот прием также используется в пропаганде.
- Отрицание: Манипулятор отказывается признать, что он сделал что-то не так.
- Рационализация: оправдание неуместного поведения со стороны манипулятора. Рационализация тесно связана с вращением.
- Минимизация: это тип отрицания в сочетании с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его поведение не такое вредное или безответственное, как предполагал кто-то другой, например, говоря, что насмешка или оскорбление были всего лишь шуткой.
- Избирательное невнимание или избирательное внимание: Манипулятор отказывается обращать внимание на что-либо, что может отвлечь от его планов, говоря что-то вроде «Я не хочу это слышать».
- Отвлечение: манипулятор не дает прямого ответа на прямой вопрос и вместо этого отвлекается, переводя разговор на другую тему.
- Уклонение: похоже на отвлечение, но дает неуместные, бессвязные, расплывчатые ответы, ласковые слова.
- Скрытое запугивание: Манипулятор заставляет жертву защищаться, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
- Чувство вины: особый вид тактики запугивания. Манипулятор внушает добросовестной жертве, что она недостаточно заботится, слишком эгоистична или легкомысленна. Обычно это приводит к тому, что жертва чувствует себя плохо, держит ее в неуверенном в себе, тревожном и покорном положении.
- Пристыжение: Манипулятор использует сарказм и оскорбления, чтобы усилить страх и неуверенность в себе у жертвы. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя недостойными и поэтому подчиняться им. Тактика пристыжения может быть очень тонкой, например, свирепый взгляд или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить человека стыдиться даже того, что он осмеливается бросить им вызов. Это эффективный способ вызвать у жертвы чувство неполноценности.
- Очернение жертвы: больше, чем любая другая, эта тактика является мощным средством заставить жертву защищаться, одновременно маскируя агрессивные намерения манипулятора, в то время как манипулятор ложно обвиняет жертву в насильнике в ответ, когда жертва стоит отстаивать или защищать себя или свою позицию.
- Игра в роли жертвы: Манипулятор изображает из себя жертву обстоятельств или чьего-то поведения, чтобы вызвать жалость, сочувствие или вызвать сострадание и тем самым получить что-то от другого. Заботливые и добросовестные люди не выносят чужих страданий, а манипулятору часто легко играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
- Игра в роли слуги: маскировка корыстных целей под видом служения более благородному делу, например, говоря, что они действуют определенным образом, чтобы быть «послушными» или «служить» авторитетной фигуре или « просто делают свою работу».
- Соблазнение: Манипулятор использует обаяние, похвалу, лесть или открытую поддержку других, чтобы заставить их ослабить свою защиту и отдать свое доверие и лояльность манипулятору. Они также предложат помощь с намерением завоевать доверие и получить доступ к ничего не подозревающей жертве, которую они очаровали.
- Проецирование вины (обвинение других): манипуляторы становятся козлами отпущения часто тонкими, трудно обнаруживаемыми способами. Часто манипулятор проецирует свое собственное мышление на жертву, заставляя жертву выглядеть так, будто она сделала что-то не так. Манипуляторы также будут утверждать, что жертва виновата в том, что поверила лжи, в которую их заставили поверить, как если бы жертва вынудила манипулятора лгать. Вся вина, за исключением той части, которая используется манипулятором для принятия ложной вины, делается для того, чтобы жертва чувствовала себя виноватой в том, что она делает здоровый выбор, правильное мышление и хорошее поведение. Он часто используется как средство психологического и эмоционального манипулирования и контроля. Манипуляторы лгут о лжи только для того, чтобы заново превратить первоначальную, менее правдоподобную историю в «более приемлемую» правду, в которую поверит жертва. Выдавать ложь за правду — еще один распространенный метод контроля и манипуляции. Манипуляторы любят ложно обвинять жертву в том, что она «заслуживает такого обращения». Они часто заявляют, что жертва сошла с ума и/или жестока, особенно когда против манипулятора есть улики. (См. Притворство ниже.)
- Симуляция невиновности: Манипулятор пытается внушить, что причиненный вред был непреднамеренным или что он не делал того, в чем его обвиняют. Манипулятор может изобразить удивление или негодование. Эта тактика заставляет жертву сомневаться в собственных суждениях и, возможно, в своем здравомыслии.
- Имитация замешательства: манипулятор пытается прикинуться дураком, делая вид, что не знает, о чем говорит жертва, или не понимает важного вопроса, доведенного до ее сведения. Манипулятор намеренно сбивает жертву с толку, чтобы та усомнилась в собственной точности восприятия, часто указывая на ключевые элементы, которые манипулятор намеренно включил, на случай, если есть основания для сомнений. Иногда манипуляторы заранее использовали когорты, чтобы подтвердить свою историю.
- Размахивание гневом: Манипулятор использует гнев, чтобы размахивать достаточной эмоциональной интенсивностью и яростью, чтобы потрясти жертву и заставить ее подчиниться. Манипулятор на самом деле не злится, он просто притворяется. Они просто хотят того, чего хотят, и «сердятся», когда им отказывают. Контролируемый гнев часто используется как тактика манипуляции, чтобы избежать конфронтации, не говорить правду или еще больше скрыть намерения. Манипулятор часто использует угрозы обратиться в полицию или ложно сообщает о злоупотреблениях, которые манипулятор намеренно придумал, чтобы напугать или запугать жертву и заставить ее подчиниться. Шантаж и другие угрозы разоблачения — это другие формы контролируемого гнева и манипуляций, особенно когда жертва отказывается от первоначальных просьб или предложений манипулятора. Гнев также используется в качестве защиты, чтобы манипулятор мог не говорить правду в неудобное время или при неблагоприятных обстоятельствах. Гнев часто используется в качестве инструмента или защиты, чтобы отразить вопросы или подозрения. Жертва становится более сосредоточенной на гневе, а не на тактике манипуляции.
- Эффект подношения: манипулятор утешает жертву, заставляя ее подчиниться, утверждая (правда или ложь), что многие люди уже что-то сделали, и жертва тоже должна это сделать. К ним относятся такие фразы, как «Многим людям ты нравишься…» или «Все так делают». Такую манипуляцию можно увидеть в ситуациях давления со стороны сверстников, часто возникающих в сценариях, когда манипулятор пытается заставить жертву попробовать наркотики или другие вещества.
2.3. Уязвимости, используемые манипуляторами
Согласно книге самопомощи Брайкера, [2] манипуляторы используют следующие уязвимости (кнопки), которые могут существовать у жертв:
- «болезнь в угоду»
- пристрастие к получению одобрения и признания других
- Эмотофобия (боязнь отрицательных эмоций; т. е. боязнь выражения гнева, разочарования или неодобрения)
- отсутствие напористости и умения говорить нет
- размытое чувство идентичности (с размытыми личными границами)
- низкая самостоятельность
- внешний локус контроля
По словам Саймона, [1] манипуляторы используют следующие уязвимости, которые могут существовать в жертвах:
- наивность — жертве слишком трудно принять идею о том, что некоторые люди хитры, коварны и безжалостны или «отвергают «если они становятся жертвами.
- чрезмерная добросовестность — жертва слишком хочет дать манипулятору презумпцию невиновности и увидеть свою сторону вещей, в которой они обвиняют жертву.
- низкая уверенность в себе — жертва сомневается в себе, не уверена в себе и настойчива, склонна слишком легко защищаться.
- чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком старается понять и считает, что у манипулятора есть какая-то понятная причина для причинения вреда.
- эмоциональная зависимость — жертва имеет покорную или зависимую личность. Чем более эмоционально зависима жертва, тем более она уязвима для эксплуатации и манипулирования.
Манипуляторы обычно не торопятся, чтобы изучить характеристики и уязвимости своих жертв.
Кантор в своей книге Психопатология повседневной жизни: как вести себя с манипулятивными людьми [3] советует, что уязвимость перед психопатами-манипуляторами подразумевает также и то, что они:
- зависимые — зависимые люди нуждаются в том, чтобы их любили, и поэтому они легковерны и склонны говорить «да» тому, чему они должны были бы сказать «нет».
- незрелый — имеет нарушения суждений и поэтому склонен верить преувеличенным рекламным утверждениям.
- наивный — не может поверить, что в мире есть нечестные люди, или считает само собой разумеющимся, что если они есть, им не будет позволено охотиться на других.
- впечатлительный — чрезмерно соблазненный очаровашками. Например, они могут проголосовать за, казалось бы, очаровательного политика, который целует младенцев.
- доверчивый — честные люди часто предполагают, что все остальные честны. Они с большей вероятностью посвящают себя людям, которых едва знают, не проверив учетные данные и т. д., и менее склонны задавать вопросы так называемым экспертам.
- одинокий — одинокие люди могут принять любое предложение человеческого контакта. Незнакомец-психопат может предложить человеческое общение за определенную плату.
- нарциссический — нарциссы склонны поддаваться незаслуженной лести.
- импульсивны — принимайте поспешные решения, например, что купить или на ком жениться, не посоветовавшись с другими.
- альтруистический — противоположность психопатическому: слишком честный, слишком справедливый, слишком чуткий.
- скромный — не может отказаться от сделки, даже если знает, почему она такая дешевая.
- материалистичный — легкая добыча для ростовщиков или схем быстрого обогащения.
- жадный — жадный и нечестный человек может стать жертвой психопата, который может легко соблазнить его на аморальный поступок.
- мазохисты — не уважают себя и поэтому бессознательно позволяют психопатам использовать их в своих интересах. Они думают, что заслужили это из-за чувства вины.
- пожилых людей — пожилые люди могут устать и менее способны к многозадачности. Услышав рекламное предложение, они с меньшей вероятностью сочтут, что это может быть афера. Они склонны давать деньги кому-то с неудачной историей. См. Жестокое обращение с пожилыми.
3. Мотивы манипуляторов
У манипуляторов могут быть различные возможные мотивы, включая, но не ограничиваясь: [2]
- необходимость продвигать свои собственные цели и личную выгоду практически любой ценой для других
- сильная потребность в обретении чувства силы и превосходства в отношениях с другими
- желание и потребность чувствовать себя под контролем
- желание обрести чувство власти над другими, чтобы повысить их самооценку
- скука или усталость от своего окружения, видя в этом игру, а не причинение вреда другим
- тайные планы, преступные или иные, включая финансовые манипуляции (часто наблюдаются, когда пожилые люди или ничего не подозревающие, незащищенные богатые становятся преднамеренными мишенями с единственной целью получения финансовых активов жертвы)
4.
ПсихопатияМанипулятивность входит в Фактор 1 контрольного списка психопатии Хэйра (PCL). [4]
4.1. На рабочем месте
Психопат на рабочем месте часто может быстро переключаться между эмоциями, которые используются для манипулирования людьми или вызывают сильное беспокойство. [5]
Авторы книги « Змеи в костюмах: когда психопаты идут на работу » описывают пятиэтапную модель того, как типичный психопат на рабочем месте достигает власти и удерживает ее. На третьем этапе (манипулирование) психопат создаст сценарий «психопатической фантастики», где будет создаваться положительная информация о себе и отрицательная дезинформация о других, где будет использоваться ваша роль как части сети пешек или покровителей, и вы будет подготовлен к принятию плана психопата. [6]
5. Антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности
Согласно Кернбергу, антисоциальные, пограничные и нарциссические расстройства личности все организованы на пограничном уровне организации личности, [7] и три общие некоторые общие характерологические недостатки и перекрывающиеся черты личности, при этом лживость и исключительные манипулятивные способности являются наиболее распространенными чертами среди антисоциальных и нарциссических. Пограничные люди подчеркиваются непреднамеренными и неэффективными манипуляциями, но стигма в отношении лживых пограничных людей все еще неправомерно сохраняется. [8] Антисоциальные, пограничные и нарциссы часто бывают патологическими лжецами. [7] Другие общие черты могут включать патологический нарциссизм, [7] последовательная безответственность, макиавеллизм, отсутствие эмпатии, [9] жестокость, подлость, импульсивность, склонность к членовредительству и зависимостям, межличностная эксплуатация, враждебность , гнев и ярость, тщеславие, эмоциональная нестабильность, чувствительность к неприятию, перфекционизм и использование примитивных защитных механизмов, которые являются патологическими и нарциссическими. Общие нарциссические защиты включают расщепление, отрицание, проекцию, проективную идентификацию, примитивную идеализацию и обесценивание, искажение (включая преувеличение, преуменьшение и ложь) и всемогущество. [10]
Психолог Марша М. Линехан заявила, что люди с пограничным расстройством личности часто демонстрируют поведение, которое на самом деле не является манипулятивным, но ошибочно интерпретируется как таковое. [11] По ее словам, такое поведение часто выглядит как бездумное проявление сильной боли и часто не является преднамеренным, чтобы считаться настоящим манипулированием. В DSM-V манипуляция была удалена как определяющая характеристика пограничного расстройства личности. [12]
Манипулятивное поведение свойственно нарциссам, которые используют манипуляции для получения власти и нарциссической поддержки. Те, у кого антисоциальный характер, будут манипулировать из-за материальных благ, власти, мести и множества других причин. [13]
6. Истерическое расстройство личности
Люди с истерическим расстройством личности обычно высокоактивны как в социальном, так и в профессиональном плане. У них обычно хорошие социальные навыки, несмотря на то, что они склонны использовать их, чтобы манипулировать другими, чтобы сделать их центром внимания.