Абрахам Маслоу на самом деле не придумывал никакой пирамиды: ketiiiiiiii — LiveJournal
ИсточникПирамида потребностей Маслоу известна всем. Это, пожалуй, один из самых популярных примеров инфографики в психологии и теории менеджмента. Ее можно считать довольно удобным и наглядным способом организации потребностей человека. В любом случае многие уверены, что ее изобрел американский психолог Абрахам Маслоу. Но это не так.
Маслоу оставил нам в наследство теорию об иерархии потребностей, но он никогда не визуализировал ее в форме пирамиды.
В 1943 году он представил общественности свою теорию об иерархии потребностей в работе «Теория человеческой мотивации». Биограф психолога Эдвард Хоффман утверждает, что на Маслоу снизошло озарение в 1941 году, когда он наблюдал военный парад. Он сидел в машине, смотрел на проходящих мимо солдат и размышлял о грядущей войне. Именно тогда он решил посвятить жизнь развитию «психологии мира».
Сегодня люди настолько сконцентрированы на улучшении себя, так привыкли считать терапию способом улучшения эмоционального самочувствия, что слабо представляют, насколько оригинальными и свежими были идеи Маслоу для послевоенного времени. Именно он помог формированию так называемой позитивной психологии – с фокусом не на проблемах, а на положительных аспектах человеческой психики. Когда в психологии доминировали фрейдистский психоанализ и бихевиоризм, Маслоу дал миру теорию, которая на первый план выдвигала позитивное и уникальное в природе человека.
В конце 60-х незадолго до смерти он начал придерживаться довольно странных взглядов: например, считал, что способность к «самоактуализации» (самая верхушка пирамиды) – врожденная биологическая черта, следовательно, она недоступна некоторым индивидам и даже группам людей. Это вынудило многих сторонников гуманистической психологии дистанцироваться от Маслоу.
Концепция иерархии потребностей Маслоу стала очень популярной, хотя и столкнулась с критикой со стороны коллег психолога. Ее называли субъективной и не подкрепленной эмпирически. Зато именно пирамиду взяли на вооружение несколько поколений преподавателей вузов и накрепко запомнили почти все выпускники.
Большая часть источников, воспроизводящих пирамиду, ссылаются либо на упоминавшуюся выше статью Маслоу 1943 года, либо на одно из трех изданий его книги «Мотивация и личность» (первая публикация – в 1954 году). Но, внимательно изучая статью, книги, да и вообще весь архив Маслоу, исследователи так и не нашли следов пресловутой пирамиды.
Осмыслением и своеобразным толкованием идей Маслоу в то время занимались многие, в том числе теоретик менеджмента Дуглас Макгрегор, автор «Человеческой стороны предприятия» (1960). Первый же намек на иерархию потребностей в виде пирамиды появился в 1957 году – в иллюстрации к книге выдающегося ученого Кита Дэвиса «Human Relations in Business», вращавшегося в тех же кругах, что и Макгрегор. В работе Дэвиса, впрочем, была изображена лестница, каждая ступень которой представляла потребность человека.
Пирамида появилась в 1960-м – в статье психолога Чарльза Макдермида «Как деньги мотивируют людей». Главной потребностью (на самом верху пирамиды) по версии Макдермида стала самореализация (у Маслоу – «самоактуализация», что почти одно и то же). Именно эта пирамида, считают исследователи, и стала известной.
Иерархия потребностей Маслоу запечатлела превалирующую в то время в Америке идеологию индивидуализма и капитализма. Пирамида зеркально отражала структуру организации, сужаясь к своему верху. Предполагалось, что люди, занимающие верх, имеют более изощренные потребности, чем те, кто находится в основании пирамиды.
То есть, чем выше по служебной лестнице продвигается индивид, тем больше его волнует самоуважение и самовыражение. По мнению Сьюзан Фаулер из компании по менеджмент-тренингу The Ken Blanchard Companies, многие топ-менеджеры использовали пирамиду как оправдание, чтобы не иметь дела с психологическими проблемами своих подчиненных и отмахиваться от сложных вопросов.
Пирамида исказила понимание работы. Создавалось впечатление, что одни вкладывают в дело всю свою креативность, в то время как другие озабочены «низшими» потребностями – тем, как заработать на арендную плату и пропитание. Современные исследователи вместо пирамиды предлагают три основные психологические потребности, которые не находятся в иерархии относительно друг друга: автономия (самодетерминация), взаимосвязь с другими людьми и компетентность (стремление быть эффективным в каком-либо деле).
Еще один побочный эффект пирамиды – рассуждения в духе, если бы я зарабатывал больше, я был бы более счастлив или более мотивирован на выполнение своих рабочих обязанностей. Фаулер считает это заблуждением, ведь если бы деньги были решением всех проблем, богатые бы не страдали. Возможно, самое неприятное в пирамиде – что место на самом верху ограничено, и мы все соперничаем за него. Но на самом деле, настаивает Фаулер, люди могут самореализоваться («самоактуализироваться») на любом уровне пирамиды.
На самом деле Маслоу писал о том, что потребности, названные им, могут и не быть универсальными, и что стоит учитывать контекст и культуру; что иерархия не всегда будет отражать расстановку приоритетов для отдельно взятого человека. И все же он не стал отделять себя от пирамиды: он узнал о ней при жизни, но не оспаривал ее. Его вполне устраивала ее популярность, пусть даже она была далека от того, о чем он писал.
Почему пирамида так популярна?
Возможно, из-за удачно выбранной формы. Пирамида – древний символ силы и неистребимого желания человека добраться до верха, сравняться с божественными сущностями.
В Южной Африке даже есть Отель Маслоу (Maslow Hotel), инспирированный идеями психолога. В нем, согласно официальному сайту, создается «атмосфера, которая оптимальным образом удовлетворяет фундаментальные потребности человека с тем, чтобы его разум раскрыл свой потенциал наилучшим образом, и человек самоактуализировался».
Все же сейчас мы постепенно начинаем освобождаться от «наследия» Маслоу в виде пирамиды: работодатели осознают, что в каждом работнике есть творческий потенциал, и его нужно раскрывать вне зависимости от того, какую должность он занимает. Это видение совсем не похоже на иерархическую пирамиду потребностей – авторства Маслоу или кого бы там ни было.
Абрахам Маслоу — биография, факты, фото
Абрахам Маслоу (1908-1970) – американский психолог и создатель гуманистической психологии. Автор популярной «пирамиды Маслоу» – диаграммы, иерархически представляющей человеческие потребности. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории.
В биографии Маслоу есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Абрахама Маслоу.
Биография Маслоу
Абрахам Маслоу появился на свет 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке. Он рос в еврейской рабочей семье Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Российской империи в США. У своих родителей Абрахам был старшим из 7 детей.
Детство и юность
По приезду в Америку семейство обосновалось в еврейском районе Бруклина, после чего переехало в другой нееврейский район. Тогда Абрахаму было около 9 лет. Мальчик впервые столкнулся с насмешками сверстников, имеющих антисемитские настроения.
Маслоу постоянно дразнили за его еврейскую внешность, вследствие чего он замкнулся в себе, а также стал очень робким и неразговорчивым. Мальчик много времени проводил в библиотеках, не имея друзей.
В школе Абрахам считался одним из лучших учеников. После получения аттестата он по рекомендации отца решил получить юридическое образование в Сити-колледже, но проучился здесь всего несколько месяцев.
С психологией Маслоу впервые познакомился в стенах Корнеллского университета, где преподавал известный психолог-экспериментатор Эдвард Титченер. Затем он перевелся в Висконсинский университет, в котором стал бакалавром, а потом и магистром.
Психология
Абрахам Маслоу удостоился звания доктора наук в возрасте 26 лет. В это время биографии он трудился ассистентом у знаменитого бихевиориста Эдварда Торндайка. К слову, под бихевиоризмом следует подразумевать систематический подход к исследованию поведения людей и животных.
Изначально Абрахам был сторонником бихевиористкого подхода, но со временем начал проявлять интерес к другим идеям. В 1937 г. ему доверили должность профессора в Бруклинском колледже, где он трудился примерно 14 лет. В это время биографии он близко познакомился с рядом выдающихся психологов.
В частности, родоначальник гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, и антрополог Рут Бенедикт, стали не только его друзьями и наставниками, но и теми людьми, благодаря которым появилась идея изучения самоактуализирующихся личностей.
По словам Маслоу, он пытался понять, почему Вертгеймер и Бенедикт, так радикально отличались от простых людей. Тогда же он разработал гуманистическую теорию личности, опираясь, в отличие от психоаналитиков, на сознание нормальных людей.
Пирамида потребностей МаслоуТаким образом Абрахам Маслоу был одним из первых, кто начал исследовать положительные стороны человеческого поведения, а не его психические отклонения. В результате, ему удалось получить новый материал о природе человека.
Однако революционные идеи Маслоу вызвали в научном мире шквал критики в его адрес. Во многом это объяснялось тем, что в ту пору доминировал бихевиоризм. Даже его коллеги по вузу сторонились ученого, а серьезные научные издания отказывались публиковать его труды.
И все же, Абрахам продолжал считать, что бихевиоризм и психоанализ, не брали во внимание множества культурных, социальных и индивидуальных факторов, влияющих на индивида, среди которых любовь, самопожертвование и т.д.
Психолог был вынужден разделить исследовательскую работу на 3 ключевых этапа, воссоединение которых привело к возникновению широко известной пирамиды или теории Маслоу. Под данной теорией подразумевается мотивация, которая опирается на модели иерархии потребностей.
Наивысшей потребностью, помогающей индивиду раскрыть свой потенциал, является по мнению Абрахама, потребность в самоактуализации. То есть стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Идеи Маслоу вызвали большой резонанс в научной среде, вследствие чего у него появилось много сторонников и противников его теории. Пирамида Маслоу демонстрирует, в каком порядке индивид «в среднем» удовлетворяет собственные потребности. При этом следует не забывать, что найдется немало случаев, когда человек будет по-иному выстраивать свои приоритеты.
Пирамида Маслоу получила большое признание среди интеллигенции, а также в сферах экономики и менеджмента. В 1951 г. Абрахам стал первым деканом психологического отделения университета Брандейса, в стенах которого проработал 18 лет.
Именно в этот время биографии идеи Маслоу обрели большую популярность и признание, что привело к появлению гуманистической психологии. Незадолго до смерти его избрали главой Американской психологической ассоциации.
Личная жизнь
Женой психолога была его двоюродная сестра Берта, которую он полюбил еще в подростковом возрасте. Семейная жизнь очень положительно сказалась на Маслоу. Позже у супругов родились дочери, которые повзрослев стали последователями идей отца.
Смерть
Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в возрасте 62 лет. Причиной его смерти стал сердечный приступ.
Фото Маслоу
Маслоу с женойЕсли вам понравилась краткая биография Абрахама Маслоу – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Иерархия потребностей Маслоу. Является ли пирамида мистификацией?
Знаете ли вы, что эта пирамида, которая стала широко известна как «Иерархия потребностей Маслоу», на самом деле никогда не появляется в оригинальной работе Маслоу? Источник: http://en. wikipedia.org/wiki/File:Maslow%27s_Hierarchy_of_Needs.svg
Я сторонник обращения к первоисточникам, а не к вторичным источникам.
Недавно я читал оригинальную статью Маслоу 1943 года «Теория мотивации человека». Мне была любопытна его иерархия потребностей, и я хотел узнать о ней больше. Когда я начал ковыряться в Интернете, я обнаружил, что пирамида обычно упоминается либо из его 1943 статья или его книга 1954 года.
Желая найти оригинал, я сначала пошел к самой старой работе. Я быстро пролистал 27-страничную статью 1943 года, которая была доступна онлайн в моей университетской библиотеке. Я искал фигуру пирамиды. Его нигде не было. Маслоу говорит об иерархии потребностей, но схемы пирамиды не было.
Я подумал, может быть, это было в книге 1954 года Мотивация и личность. Я пошел в университетскую библиотеку и взял экземпляр книги. Пирамиды тоже нет. На самом деле во всей книге нет ни одной схемы или рисунка.
Хотя оригинальные идеи принадлежат Маслоу, пирамида — нет. Кто-то где-то по пути адаптировал свою оригинальную работу к графике пирамиды. Пирамида — это чья-то интерпретация оригинальной работы Маслоу; и это стало культовым представлением его идей.
Вот что Маслоу говорит об иерархии потребностей: «Если я могу привести произвольные цифры для иллюстрации, получается, что средний гражданин удовлетворен, возможно, на 85 % своими физиологическими потребностями, на 70 % — потребностями безопасности, 50 % потребности в любви, 40 % потребности в самоуважении и 10 % потребности в самореализации» (Маслоу, 19 лет).43, стр. 388-389). Таким образом, если бы мы были , чтобы нарисовать диаграмму, представляющую иерархию Маслоу, физиологические потребности должны были бы представлять гораздо большую часть пирамиды.
Культовая пирамида того, что стало известно как «Иерархия потребностей Маслоу», возможно, является мутацией или интерпретацией оригинальной работы. (Кто-то может даже назвать это бастардизацией, но это, может быть, несколько грубо…)
Недавно на уроке, который я преподавал по технологиям и исследовательскому обучению, я задал своим аспирантам вопрос: «Откуда взялась пирамида Маслоу? родом из?» Некоторые из них подумали, что это вопрос с подвохом. Другие думали, что это было слишком просто. В своем стремлении ответить на вопрос, который я им задал, они приступили к собственному обучению, основанному на исследованиях. Некоторые проводили параллели между таинственным происхождением пирамиды Маслоу и происхождением египетских пирамид. Другие сказали, что хотят сразу пойти в библиотеку и найти 1954 книга. (Электронная копия книги не была доступна, по крайней мере, в нашей библиотеке.) Другие студенты начали спрашивать, как они могли принять пирамиду как истинное представление работы Маслоу, хотя на самом деле это не так.
Ни ученики, ни я не смогли найти источник изображения пирамиды. Это, безусловно, означает, что мы копали недостаточно глубоко. W h at мы смогли выяснить наверняка, что пирамида никогда не появляется нигде ни в одной из работ Маслоу, к которым мы смогли получить доступ и прочитать, включая две его основные работы.
Чему мы можем научиться из этого?
1. Оригинальные произведения адаптированы другими . Некоторые пуристы утверждают, что мэшапы — это отклонение от нормы; что они оскверняют оригинальную работу. Что ж, люди веками модифицировали и адаптировали оригинальные произведения.
2. По возможности находите первоисточники. В современном мире легче, чем когда-либо, найти исходные документы. Библиотеки имеют оцифрованные версии первоисточников за последние десятилетия. Студентам и исследователям важно научиться «углубляться» и находить первоисточники информации. Если оригинальная статья Маслоу от 1943 был оцифрован и доступен через местную библиотеку, стоит попытаться хотя бы попытаться найти первоисточник для собственного исследования. Доступ к нему может быть проще, чем вы думаете.
3. Не верьте всему, что видите в Интернете. Фигура пирамиды, которая стала представлять работу Маслоу, появляется во всем Интернете. Тем не менее, он нигде не появляется в его оригинальной работе. Полезно научиться отличать оригинальное исследование от того, что было представлено в Интернете как «правда».
4. Проверить цитаты других . Пирамида Маслоу цитировалась как в академических, так и в популярных статьях как из его статьи 1943 года и его книги 1954 года. Тем не менее, пирамида не появляется ни в одном из первоисточников. Для исследователей, ученых и студентов важно (уважительно) проверять цитаты других авторов. Не считайте само собой разумеющимся, что просто потому, что ссылка появляется в библиографии, это означает, что цитата верна.
5. Научитесь «углубляться» в свои исследования. Часто мы считаем само собой разумеющимся, что исследования других — это «настоящее дело». Частью нашей профессиональной практики является то, что мы позволяем нашему любопытству управлять нашим поиском знаний. Научиться «глубоко копать» означает, что вы берете на себя задачу выяснить для себя, научиться анализировать и критически мыслить, а не просто полагаться на то, что говорят другие.
Ссылки:
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 (4), 370-396.
Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Издательство Harper & Brothers.
__________________
Поделитесь или твитните эту публикацию: Иерархия потребностей Маслоу: пирамида — обман? http://wp.me/pNAh4-1rU
Обновление — январь 2018 г. Благодаря таким читателям, как вы, этот блог набрал более 1,8 миллиона просмотров. Если вам понравился этот пост, пожалуйста, «лайкните» его или поделитесь им в социальных сетях. Спасибо!
Сара Элейн Итон — преподаватель Педагогической школы Верклунда Университета Калгари, Канада.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в субботу, 4 августа 2012 г., в 7:21 утра и размещена в рубриках «Образование», «Исследования», «Без рубрики». Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2. 0. И комментарии и запросы в настоящий момент закрыты.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу | Элс Кенни
Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что как личности мы должны удовлетворять определенные потребности, чтобы достичь самоактуализации. Теорию лучше всего представить в виде пирамиды или лестницы, по которой нужно «карабкаться», чтобы достичь более сложных потребностей. Внизу находятся ваши фундаментальные, базовые потребности; дыхание, еда, вода, секс, сон, гомеостаз и выделение, а наверху находятся потребности самореализации, такие как мораль, творчество, спонтанность, решение проблем, отсутствие предубеждений и принятие фактов.
Что касается медиа-индустрии, аудитория будет реагировать на тексты, идеи и продукты в соответствии со своими потребностями и текущей иерархией, и это помогает определить основную целевую аудиторию. Определенная демографическая группа может потреблять определенные медиатексты в соответствии со своими потребностями, тогда как другие люди будут потреблять медиа по-разному, согласно теории Маслоу.
Я бы сказал, что иерархия потребностей Маслоу не всегда реализуется в порядке пирамиды/лестницы, как предполагалось, но вместо этого потребности часто перекрываются в зависимости от обстоятельств человека. Например, решение проблем, подпадающее под потребности трансцендентности и самоактуализации, обязательно должно идти рука об руку с выживанием и безопасностью, подпадающими под потребности безопасности. Поэтому я бы связал верхний, а второй и нижний секторы пирамиды и заявил, что иерархию потребностей Маслоу следует применять гибко.
Физиологические потребности
Дыхание, пища, вода, секс, сон, гомеостаз и выделение.
Это нижний сектор пирамиды, который включает основные потребности человека для выживания. Человечество жаждет этих потребностей в связи со страхом смерти и, следовательно, желанием жить. Эти потребности должны быть удовлетворены, прежде чем мы сможем сосредоточиться на более высоких, более сложных потребностях.
Потребности в безопасности
Безопасность: тела, занятости, ресурсов, нравственности, семьи, здоровья и имущества.
Как только физиологические потребности удовлетворены, мы можем сосредоточиться на аспектах безопасности в нашей жизни, таких как доход и дом, стабильный источник пищи и базовое чувство морали, которое позволяет нам отличать право от неправильный. Отсутствие безопасности может привести к травме, паранойе и стрессу.
Что касается медиатекстов, мы можем потреблять определенные медиа, чтобы усилить наши собственные потребности в безопасности, например, документальный фильм об управлении деньгами может помочь потребителю сохранить свою финансовую безопасность, или документальный фильм о бездомных может сопоставить и усилить идею безопасности, и насколько безопасен потребитель, имея крышу над головой по сравнению с субъектом медиатекста.
Потребность в любви и принадлежности
Дружба, семья и сексуальная близость.
С детства нам нужно чувствовать себя принятыми и любимыми в различных сообществах, таких как семья, друзья и любые сексуальные отношения. Эти потребности усиливают другой тип безопасности; без удовлетворенных потребностей в любви и принадлежности мы можем чувствовать пренебрежение, изоляцию и одиночество, что ведет к депрессии и беспокойству.
Некоторые люди могут потреблять медиатексты, чтобы найти свою социальную группу, а вместе с ней и чувство принадлежности и любви. Например, документальный фильм о выздоравливающих наркоманах может помочь выздоравливающему наркоману почувствовать себя принятым и менее одиноким в своем сценарии.
Потребность в уважении
Самоуважение, уверенность, достижения, уважение других и уважение других.
Это наша человеческая потребность в том, чтобы другие ценили нас так же, как и мы сами. Мы достигаем этой ступени иерархии, когда уважаем себя и чувствуем уверенность в своих достижениях, благополучии и статусе. Недостаток уважения может привести к депрессии, подавляя способность людей повышать свою самооценку в дальнейшем. Уважение со стороны других оценивается ниже самооценки и самоуважения в этой группе, поскольку самооценка имеет дело с вопросами и потребностями ближе к самоактуализации и трансцендентности.