Мажор что означает это слово в музыке: Лад в музыке: мажор и минор

почему определенное сочетание звуков воспринимается как радостное? – DW – 23.01.2012

Фото: Fotolia/pete pahham

23 января 2012 г.

Каждый ребенок знает, что мажор — это весело, а минор — грустно. Физики, социологи и музыканты дают каждый свое объяснение этому феномену. И все-таки сохраняется элемент загадочности…

https://p.dw.com/p/13n2C

Реклама

Детская музыкальная школа в Кельне. Идет занятие по раннему музыкальному развитию. Малыши в возрасте около четырех лет сидят на полу в кружок. Преподавательница напевает им знакомые песенки, аккомпанируя себе на гитаре, и просит сказать, какой была прозвучавшая мелодия: веселой или грустной. Дети, еще не знающие ни нотной грамоты, ни теории ладов, без труда отличают «радостное» мажорное звучание от «грустного» минорного. Преподавательница садится за фортепьяно, малыши — вокруг. Если сыграть гамму от до до до, получается светло и радостно, а если от ля до ля — грустно.

Дети воспринимают это как данность. Да и взрослые вообще-то редко задумываются, почему так происходит. Но в самом деле: почему?

С точки зрения науки

Как известно, в основе мажорного лада лежит большое (собственно, слово «мажор» и означает «большое») трезвучие. В противоположность мажорному ладу, минорный лад основывается на минорном, «малом» трезвучии. Тона большого, мажорного, трезвучия (до-ми-соль-до) не случайны: они являются ближайшими естественными обертонами основного тона. Иные, меньшие интервалы (как в минорном трезвучии ля-до-ми-ля) являются с точки зрения физики менее «естественными», а оттого воздействуют менее гармонично.

Считается доказанным, что человеческий мозг воспринимает со знаком «плюс» все симметричное и пропорциональное. Все просто?

С точки зрения истории

«Ничего подобного, — говорит Андреас Якоб (Andreas Jacob), профессор теории музыки в консерватории Эссена (Volkwang-Hochschule Essen). — Все куда сложнее».

Достаточно переместиться из центра Европы на ее окраины или, тем более, на другой континент, как «мажорно-минорные условности» перестают действовать. В мировой музыкальной культуре существуют сотни других ладов, последовательностей и кодировок звучания, которые не воспринимаются ухом современного европейца ни как мажорные, ни как минорные. Собственно, и европейская культура начала путь к мажорно-минорной темперации где-то в 15-м веке — в то же время, эпоху ренессанса, ученые и люди искусства «поверяли алгеброй» и другие области искусства, исчисляя формулы сочетания цветов и гармоничность законов природы.

Еще в 17-18-м веках с мажором и минором все было «далеко не так очевидно». «Послушайте внимательно ля-минорную мессу Баха или до-мажорную симфонию «Юпитер» Моцарта, — рекомендует профессор Якоб. — И вы, конечно, услышите, что нет ничего более жизнеутверждающего и радостного, чем «баховский ля-минор». Очевидно, что для композитора не существовало абсолютно никакой привязки этой тональности к отрицательным, печальным эмоциям.

С другой стороны, в до-мажоре Моцарта звучит порою тревога, почти грусть».

С точки зрения социологии

Композитор и теоретик музыки Франк Цабель (Frank Zabel) видит в однозначной «привязке» мажора к «веселому», а минора к «грустному» прежде всего следствие воздействия общества, и в частности — популярной музыки, где приблизительно на рубеже 19-20-го веков укрепилось, простоты ради, «распределение ролей» между мажором и минором: «Если по радио звучит песня о чем-то печальном (разлуке, одиночестве, потерянной игрушке), она будет в миноре. О веселом (любви, весне, карнавале) — в мажоре. Маленький человек учится ассоциировать радостное — с мажором, грустное — с минором». По мнению Цабеля, отца двоих детей, проводившего исследования в данной области, устойчивое отношение к «эмоциональной окраске» мажора или минора формируется у детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Фото: Fotolia/Timo BoeschФото: Salut Salon

С точки зрения музыкантов

«А ведь на самом деле, никто так и не знает, почему это так происходит», — заметил, отвечая на вопрос о мажоре и миноре, прекрасный немецкий певец Курт Молль (Kurt Moll), фамилия которого забавным образом фонетически звучит как обозначение минорной тональности (в Западной Европе чаще используются понятия «dur» и «moll»). Молль уверен, что очень важно сохранять «эмоциональную гибкость слуха», и прямой путь к этой цели — активные музыкальные занятия с детьми и взрослыми. Надо слушать много музыки — хорошей и разной. «Каждый, кто слушает этюд Шопена, слышит, как быстро меняется настроение и окраска в рамках одной тональности — от безнадежно-грустной к просветленной и почти радостной», — говорит Молль. Слух — самый тонкий из инструментов, данных нам природой. Не стоит отуплять его.

Автор: Анастасия Буцко
Редактор: Дарья Брянцева

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Страница не найдена — РОО «Ассоциация победителей олимпиад»

Ваши ФИО*

Ваш email*

Ваш номер телефона*

Какой предмет вы хотели бы преподавать?*

Расскажите кратко о своих олимпиадных достижениях*

Приложите резюме*
Объём файлов не должен превышать 20 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Ваша электронная почта*

Из какого вы региона?*

Расскажите, как мы могли бы сотрудничать*

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО*

Ваша электронная почта*

Ваш номер телефона*

Образовательное учреждение*

Расскажите кратко, какая у вас сложилась ситуация с олимпиадным движением в школе и какого результата вы ожидаете от сотрудничества с АПО*

Please leave this field empty.

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Ваш email

Каким предметом вы интересуетесь

Выберите наиболее подходящий статус Статус не выбранУченикРодительПредставитель школыПедагог

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ученика

Дата рождения ученика

Класс

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Выберите группу Группа не выбрана

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ученика

Дата рождения ученика

Класс

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Выберите группу Группа не выбрана

Мотивационное письмо Объём файла не должен превышать 2 Мбайт / Доступные форматы: doc / docx / rtf / pdf / html / txt

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО

Телефон

Email

Образовательное учреждение

Город образовательного учреждения

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО

Телефон

Email

Проект / отдел

Должность

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

ФИО ребенка

Название образовательного учреждения

Город образовательного учреждения

ФИО родителя

Телефон родителя

Email родителя

Нажимая на кнопку, вы принимаете положение и согласие на обработку персональных данных.

Войти


Родитель

Буду покупать курсы для своего ребёнка Зарегистрироваться

Обучающийся

Сам буду проходить курсы Зарегистрироваться

Представитель школы

Буду заказывать услуги для своего образовательного учреждения и контролировать их исполнение Зарегистрироваться

Слушатель КПК

Буду проходить курсы повышения квалификации для учителей Зарегистрироваться

Теория

.

Каким словом можно описать аспект аккорда, который может быть минорным или мажорным?

спросил

Изменено 2 года, 8 месяцев назад

Просмотрено 1к раз

Я ищу существительное, которое является мажорным или минорным по отношению к аккорду, такому как трезвучие. Я полагаю, что это также может быть прилагательным. Это будет «x» в следующем вопросе: «Что такое x триады GAB?».

РЕДАКТИРОВАТЬ: я хотел использовать подходящую триаду, такую ​​как «GBD»… см. комментарий ниже. Я счастлив, что совершил ошибку, когда узнал из объяснения этого комментария, что такое аккорд GAB.

  • классическая музыка
  • музыковедение , минор, уменьшенный, увеличенный и т. д. Я считаю, что его также можно расширить до 7-го аккорда.

    В вашем конкретном примере «GAB» не является ни основным, ни второстепенным. Его можно считать мажорным аккордом с добавлением 9, поскольку в нем есть мажорная терция G-B, а квинта часто опускается в аккорде, поэтому его можно назвать мажорным аккордом (хотя это все еще зависит от музыкального контекста).

    2

    Минор/мажор используется для обозначения интервалов, гамм и аккордов. Интервалы могут быть большими (мажорными) или малыми (минорными) в зависимости от их номера. полутонов.

    Качество аккорда или тип аккорда мажор/минор характеризуется родом .

    Немецкие теоретики используют термин Tongeschlecht = тон род : мажор/минор = dur/moll = мужской/женский (-> dur = твердый, moll = мягкий!) запрашивает общий термин, включающий основные и минорные качества аккорда .

    После переосмысления своего ответа я должен сказать:

    Между тем я также убежден, что эта дихотомия характеризует тональность и тональность произведения или мелодии и не относится к отдельным аккордам.

    5

    Зарегистрируйтесь или войдите в систему

    Зарегистрируйтесь с помощью Google

    Зарегистрироваться через Facebook

    Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль

    Опубликовать как гость

    Электронная почта

    Требуется, но не отображается

    Опубликовать как гость

    Электронная почта

    Требуется, но не отображается

    Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie

    Мажорные гаммы, ступени звукорядов и тональности – ОТКРЫТАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

    I. Основы

    Челси Хэмм и Брин Хьюз

    • Мажор — это упорядоченный набор половинных и целых тонов с восходящей последовательностью W-W-H-W-W-W-H.
    • Мажорные гаммы названы по их первой ноте (которая также является их последней нотой), включая любые акциденции, которые относятся к ноте.
    • — это слоги, отмеченные знаком над ними. Степени шкалы: [латекс]\шляпа1-\шляпа2-\шляпа3-\шляпа4-\шляпа5-\шляпа6-\шляпа7[/латекс].
    • слогов — это еще один способ наименования нот в мажорной гамме. Слоги do , re , mi , fa , sol , la и ti .
    • Каждая нота мажорной гаммы также имеет название: тоника, супертоника, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта и ведущий тон.
    • A , состоящий из одного или , появляется в начале композиции после ключа, но перед тактовым размером.
    • Порядок диезов в тональностях F, C, G, D, A, E, B, а порядок бемолей обратный: B, E, A, D, G, C, F. В тональностях диезов , последний диез на полтона ниже тоники (первая нота гаммы). В плоских тональностях предпоследняя бемоль является тоникой.
    • Удобная визуализация для запоминания основных подписей клавиш. Все знаки основных тональностей размещены на круге в порядке количества знаков альтерации.

    A представляет собой упорядоченный набор половинных и целых шагов (для обзора см. Половинные и целые шаги и Случайные числа).

    A представляет собой упорядоченный набор полу- (сокращенно H) и целых шагов (сокращенно W) в следующей восходящей последовательности: W-W-H-W-W-W-H. Прослушайте пример 1, чтобы услышать восходящую мажорную гамму. Каждый шаг целиком помечен квадратной скобкой и буквой «W», а каждый полушаг помечен угловой скобкой и буквой «H».

    Пример 1. Восходящая мажорная гамма.

    Мажорная гамма всегда начинается и заканчивается нотами с одинаковым буквенным названием, разделенными одной буквой, и эта начальная и конечная нота определяет название гаммы. Таким образом, пример 1 изображает гамму до мажор, потому что его первая и последняя нота — до.

    Название гаммы включает в себя все альтерации, относящиеся к первой и последней нотам. В примере 2 показана мажорная гамма B♭ (си-бемоль), а не си-мажорная гамма, в которой используется другой набор высоты тона. Обратите внимание, что образец половинных и целых шагов одинаков во всех мажорных гаммах, как показано в Примере 1 и Примере 2.

    Пример 2. Гамма си-бемоль мажор.

    Музыканты называют ноты мажорных гамм по-разному. слоги, отмеченные с над ними. Первой нотой гаммы является [латекс]\шляпа{1}[/латекс], а числа возрастают до последней ноты гаммы, которая также является [латекс]\шляпа{1}[/латекс] (хотя некоторые инструкторы предпочитаю [латекс]\шляпа{8}[/латекс]). В примере 3 показана гамма ре мажор, где каждая ступень звукоряда помечена арабской цифрой и знаком вставки.

    Пример 3. Гамма ре мажор.

    Ниже ступеней звукоряда в примере 3 также показан другой способ наименования нот в мажорном звукоряде: слоги сольфеджио сольмизации. (система слогов) — еще один способ обозначения нот в мажорной гамме. Слоги do , re , mi , fa , sol , la и ti могут быть применены к первым семи нотам любой мажорной гаммы; они аналогичны градусам шкалы [латекс]\шляпа{1}[/латекс], [латекс]\шляпа{2}[/латекс], [латекс]\шляпа{3}[/латекс], [латекс]\ шляпа{4}[/латекс], [латекс]\шляпа{5}[/латекс], [латекс]\шляпа{6}[/латекс] и [латекс]\шляпа{7}[/латекс]. Последняя нота 9От 0029 до ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]), потому что это повторение первой ноты. Поскольку делает ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]) меняется в зависимости от того, какой является первая нота мажорной гаммы, этот метод сольфеджио называется. Это в отличие от системы сольмизации, в которой делают ([латекс]\шляпа{1}[/латекс]) всегда соответствует классу шага C.

    Каждая нота мажорной гаммы также имеет название: тоника, супертоника, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, ведущий тон, а затем снова тоника. В примере 4 показано, как эти названия соотносятся с числами ступеней гаммы и системами сольфеджио, описанными выше.

    Номер градуса шкалы Сольфеджио Название степени шкалы
    [латекс]\шляпа{1}[/латекс] до Тоник
    [латекс]\шляпа{2}[/латекс] по Супертоник
    [латекс]\шляпа{3}[/латекс] миль Медиант
    [латекс]\шляпа{4}[/латекс] ФА Субдоминант
    [латекс]\шляпа{5}[/латекс] соль Доминант
    [латекс]\шляпа{6}[/латекс] ла Субмедиант
    [латекс]\шляпа{7}[/латекс] ти Ведущий тон
    [латекс]\шляпа{8}[/латекс] / [латекс]\шляпа{1}[/латекс] до Тоник

    Пример 4. Номера ступеней звукоряда, слоги сольфеджио и названия ступеней звукоряда.

    В примере 5 показаны эти названия ступеней звукоряда, применяемые к мажорной гамме A♭:

    .


    Пример 5. Гамма A♭ мажор с названиями ступеней гаммы.

    В примере 6 показаны ноты и названия ступеней гаммы ля мажор в порядке, который показывает, как были получены названия ступеней гаммы. Изогнутые линии над нотоносцем показывают интервальное расстояние между каждой ступенью гаммы и тоникой.

    • Слово доминанта унаследовано из средневековой теории музыки и относится к важности квинты над тоникой в ​​музыке.
    • Слово медиана означает «средний» и относится к тому факту, что медиана находится в середине тоники и доминирующей высоты.
    • Латинская приставка super означает «выше», поэтому супертоник на секунду выше тоники. Это единственный «супер-» интервал.
    • Латинский префикс sub означает «ниже»; субтонический, субмедиантный и субдоминантный являются перевернутыми версиями (т. Е. Ниже тоники) супертонического, медиантного и доминантного соответственно. (Обратите внимание, что в этом тексте мы предпочитаем термин  вместо «субтонический», когда речь идет о ступени гаммы, которая находится на полтона ниже тоники, названной так потому, что ее часто считают «ведущей» к тонике.)
    Пример 6. Ноты мажорной гаммы A ♭ расположены так, чтобы показать происхождение названий ступеней гаммы.

    A , состоящая из одного или , появляется в начале композиции после ключа, но перед тактовым размером. Вы можете запомнить этот порядок, потому что он в алфавитном порядке: ключ, тональность, время. Пример 7 показывает тональность между басовым ключом и тактовым размером.

    Пример 7. Тональность идет после ключа, но перед тактовым размером. Пример 8. Обе си-бемоли, независимо от октавы.

    Ключевые подписи собирают знаки альтерации в шкале и помещают их в начало композиции, чтобы было легче отслеживать, к каким нотам применены знаки альтерации. В примере 7 на линиях и пробелах есть бемоли, обозначающие ноты си, ми и ля (читаются слева направо). Следовательно, каждая си, ми и ля в композиции с этой тональностью будут плоскими, независимо от октавы. В примере 8 обе эти B будут плоскими, потому что B♭ находится в ключевой подписи.

    Плоские тональные подписи имеют определенный порядок добавления бемолей, и то же самое верно для диезов в диезных тональных подписях. Эти заказы применяются независимо от ключа. В примере 9 показан порядок диезов и бемолей во всех четырех выученных ключах:

    . Пример 9. Порядок диезов и бемолей в скрипичном, басовом, альтовом и теноровом ключах.

    Порядок диезов всегда F, C, G, D, A, E, B. Это можно запомнить с помощью мнемонического выражения «Толстые коты идут по переулкам (чтобы) есть птиц». Острия образуют зигзагообразный узор, чередуясь опускаясь и поднимаясь. В скрипичном, басовом и альтовом ключах этот паттерн «ломается» после D♯, а затем возобновляется. В теноровом ключе нет перерыва, но F ♯ и G ♯ появляются в нижней октаве вместо верхней октавы.

    Порядок бемолей противоположен порядку диезов: B, E, A, D, G, C, F. Это делает порядок бемолей и диезов палиндромами. Порядок квартир можно запомнить с помощью этой мнемоники: «Птицы едят и ныряют, уходя в изобилии далеко». Бемоль всегда образует идеальный зигзагообразный узор, чередующийся вверх и вниз, независимо от ключа, как показано в примере 9.

    Есть простой способ запомнить, какая тональность принадлежит какой мажорной гамме. В диезных тональностях последний диез находится на полтона ниже тоники (первой ноты гаммы). В примере 10 показаны три тональности диезов в разных ключах. Вот как идентифицировать каждый с помощью этого метода:

    Пример 10. Три разных диеза в скрипичном, басовом и альтовом ключах.
    1.  Последний диез (в данном случае единственный диез), F♯, находится на полтона ниже ноты G. Следовательно, это тональность соль мажор.
    2. Последний диез, соль ♯, находится на полтона ниже ноты ля. Следовательно, это тональность ля мажор.
    3. Последний диез, E♯, на полтона ниже ноты F♯. Следовательно, это ключевая подпись фа ♯ мажор.

    В бемольных тональностях предпоследняя бемоль является тоникой (первой нотой гаммы). В примере 11 показаны три подписи без ключа в разных ключах. Вот как идентифицировать каждый с помощью этого метода:

    Пример 11. Три разных плоских тональности в басовом, скрипичном и теноровом ключах.
    1. Предпоследний бемоль в этой тональности — B♭. Следовательно, это ключевая подпись B ♭ мажор.
    2. Предпоследняя квартира — A♭. Следовательно, это тональность ля ♭ мажор.
    3. Предпоследняя квартира — G♭. Следовательно, это ключевая подпись G ♭ мажор.
    Пример 12. Тональность до мажор (вверху) и фа мажор (внизу).

    Есть две ключевые подписи, у которых нет «приемов», которые вам просто нужно запомнить. Это до мажор, в тональности которого нет ничего (без диезов и бемолей), и фа мажор, в котором есть одна бемоль: B ♭ (пример 12).

    В примере 13 показана тональность до мажор (без диезов и бемолей), за которой следуют все ноты диезов по порядку во всех четырех ключах: G, D, A, E, B, F♯ и C♯ мажор.

    Пример 13. Основные знаки C, G, D, A, E, B, F♯ и C♯ во всех четырех ключах.

    Пример 14  сначала показывает тональность до мажор (без диезов и бемолей), затем все тональности по порядку во всех четырех ключах: F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и До ♭ мажор.

    Пример 14. Основные знаки C, F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и C♭ во всех четырех ключах.

    В примере 14 сначала показана тональность до мажор (без диезов и бемолей), а затем тональность F, B♭, E♭, A♭, D♭, G♭ и C♭ во всех четырех ключах.

    Есть еще один «трюк», который может облегчить запоминание тональности: до мажор — тональность без диезов и бемолей, до ♭ мажор — тональность с каждой нотой-бемоль (всего 7 бемолей), а до ♯ мажор — ключевая подпись с каждой нотой диез (всего 7 диезов).

    Основные ключи называются «настоящими», если они соответствуют одной из подписей ключа в примерах 13 или 14. Если для подписи ключа требуется или , то эта подпись ключа будет «воображаемой». Иногда вы можете встретить музыку в воображаемой тональности. Пример 15 показывает мажорную гамму F ♭; ключевая подпись F ♭ является воображаемой, потому что для нее потребуется B𝄫.

    Пример 15. Фа ♭ мажор в скрипичном ключе.

    Удобный визуал. В круге квинт все знаки мажорной тональности расположены по кругу в порядке количества знаков альтерации. Квинтовый круг назван так потому, что каждый ключевой знак находится на расстоянии одной пятой от тех, что по обе стороны от него. В примере 16 показан круг квинт для основных ключевых подписей:

    . Пример 16. Квинтовый круг для мажорных тональностей.

    Если начать с верхней части круга (12 часов), появится тональность до мажор, в которой нет ни диезов, ни бемолей. Если вы продолжите движение по часовой стрелке, появятся знаки диез, и каждый последующий знак тональности будет добавлять еще один. Если вы продолжите против часовой стрелки от до мажор, появятся подписи бемоля, каждая последующая подпись добавляет еще один бемоль. Три нижние ключевые подписи (на 7, 6 и 5 часов) в примере 16 — это . Например, гаммы си мажор и до ♭ мажор имеют разные тональности — пять диезов и семь бемолей соответственно, но звучат одинаково, потому что ноты си и до ♭ энгармонически эквивалентны.

    Интернет-ресурсы

    • Учебное пособие по мажорным гаммам (musictheory.net)
    • Мажорные гаммы (практические аккорды и гармонии)
    • Мажорные гаммы (YouTube)
    • Названия ступеней звукоряда (musictheoryfundamentals.com)
    • Названия ступеней звукоряда (musictheory.net)
    • История сольфеджио и учебник (Earlham College)
    • Названия ступеней ладов, сольфеджио и ступеней ладов (YouTube)
    • Основные ключевые подписи (musictheory.net)
    • Подписи ключей Sharp (YouTube)
    • Подписи Flat Key (YouTube)
    • Флэш-карточки с основными тональностями (music-theory-practice.com)
    • Пятый круг (YouTube)
    • Круг пятых (Классический FM)

    Задания из Интернета

    1. Написание мажорных гамм (.
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts