Что такое тональность | Музыкальный класс
Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.
Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).
Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).
Тоника и лад – два важнейших измерения тональности
О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.
Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).
Ключевые знаки в тональностях
Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.
Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.
Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.
Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…
Параллельные и одноимённые тональности
Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.
Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.
Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.
Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.
Как найти параллельную тональность?
Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.
Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».
Подведём итог
В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.
В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.
Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.
«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)
youtube.com/embed/waO5Odh0uVo?rel=0″ frameborder=»0″>Мать наглого мажора из Москвы перевезла его в село, сделав деревенским парнем. История Олега Капустина
Общество
Новости
Бизнесвумен Алла Капустина устала бороться с сыном Олегом, который не учится, а все время проводит в телефоне и за компьютером. Она решилась на кардинальные меры и переселила сына в деревню.
13 января 2023 16:301927 647
Олег Капустин
Приютить подростка решила семья Милюковых, воспитывающая шестерых детей. Они уже девять лет, как переехали в поселок Культура Нижегородской области после того, как продали четырехкомнатную городскую квартиру. Сначала это был небольшой дом с лампочкой только на чердаке, но за годы работы им удалось отстроить комфортный коттедж, а также завести хозяйство — кур, коз, оборудовать теплицы и соорудить баню.
Олег не проявил энтузиазма при переезде. Во время съемок программы «МАЛАХОВ» для телеканала «Россия 1» было заметно его негодование. С ходу он спросил, есть ли пароль от wi-fi, но ему ответили: Интернетом дома пользуются только для учебы, так как свободного времени просто нет. Сначала подросток-мажор, привыкший к элитной школе в Москве, со скепсисом воспринял поручения от главы семейства. На все отвечал: «Зачем это надо?».
Вообще не понимаю… Ферма какая-то, коз доить, коров. Там в 6 утра просыпаются, а я в 10 встаю — самое раннее. Для меня поход в деревенский туалет — это ужас. Там даже бумаги нет. А как они живут без домработницы?..
Олег Капустин
Олега отправили в деревню из-за плохого поведения
Несколько дней парню понадобилось для того, чтобы привыкнуть к новым обязанностям. Ему необходимо было почистить загон для животных, вынести мусор, убрать снег. К вечеру он валился с ног. «День максимально ужасный. Из развлечений ничего нет, еще картошку заставили чистить. „Что приготовил, то и будем есть“, — ответили мне. Хочу обратиться ко всем деревенским ребятам и жителям. Вам в кайф это все? Я мечтаю вернуться в Москву», — сказал Олег.
Олег не желал тратить время на бессмысленные занятия
А затем втянулся и сам начал доить козу
В семье Милюковых он нашел поддержку в лице самого старшего сына. Парня тоже зовут Олег, ему 19 лет. Он с детства приучен к труду, помогает родителям, а также мечтает пригодиться в родной деревне. Он уже заработал на соседний участок и собирается строить там дом. В свободное время молодой человек увлекается музыкой и живописью — кружки и секции есть в соседнем поселке, куда нужно пешком идти около двух километров.
В итоге через несколько дней Олег Капустин втянулся в деревенскую жизнь и даже нашел в ней плюсы. Ему понравилась баня, а также вкуснейшие огурцы, которых не купишь в Москве. А в загоне для животных у парня появилась любимая коза.
Посоветовал бы съездить сюда всем. Я не думаю, что человек после того, как посетит эти места, уедет с кислым лицом и плохим мнением.
Олег Капустин
Мать Олега Алла решила купить соседний дом и чаще бывать в деревне
Приехавшая проведать сына мать не узнала наследника и обрадовалась тому, сколько нового и интересного он узнал за это время. Она предложила Олегу купить соседний участок с домом — парень тут же согласился, ведь компания у него уже есть. Сейчас идет процесс оформления документов. «Я приглашу сюда всех друзей и покажу, как тут круто», — сказал Олег в эфире программы «МАЛАХОВ» на телеканале «Россия 1».
Автор текста:Евгения Виноградова
Фото: кадры из программы «МАЛАХОВ» / «Россия 1»
Какие люди специализируются в бизнесе?
Говорят, неважно, чем ты будешь заниматься в колледже. Однако это может иметь значение, если вы хотите, чтобы ваша личность соответствовала выбранной вами области, иначе вы окажетесь одиноким приветствующим на уроке маркетинга, полном взрывающихся кулаков.
Согласно новому мета-анализу, между студентами разных академических специальностей существуют значительные личностные различия. Для обзора Анна Ведель, психолог из Орхусского университета в Дании, проанализировала 12 исследований, изучающих взаимосвязь между личностными чертами и специальностями колледжей. Одиннадцать из них обнаружили существенные различия между специальностями. В обзоре изучались черты так называемой «большой пятерки»: невротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, доброжелательность и добросовестность.
Специалисты по искусству и гуманитарным наукам, как обнаружил Ведель, находятся в незавидном положении: они беспокойны, но не очень организованы. Они были менее добросовестны, чем студенты в таких областях, как естественные науки, право или инженерное дело. Они также имели тенденцию к более высокому уровню невротизма.
Студенты факультетов искусств и гуманитарных наук беспокойны, но не очень организованы.Положительным моментом является то, что студенты, изучающие политологию, гуманитарные и гуманитарные специальности также показали более высокие баллы по открытости, чем студенты, изучающие экономику, инженерное дело, юриспруденцию или естественные науки. Открытость характеризуется активным воображением, любовью к разнообразию, широким кругом интеллектуальных интересов.
Студенты, изучающие экономику и бизнес, демонстрируют более низкий уровень невротизма, чем другие группы. Наряду со студентами юридических факультетов студенты бизнес- и экономических факультетов также были менее согласны, чем студенты других специальностей. Студенты факультетов экономики, права, политических наук и медицины были более экстравертированы, чем студенты факультетов искусств, гуманитарных и естественных наук.
Величина эффекта, как правило, была «средней» для всех характеристик и «большой» для открытости.
Полученные данные частично, но не полностью, объясняются гендерным распределением среди выпускников колледжей. Хорошо известно, например, что женщины гораздо реже занимаются инженерными делами, чем мужчины, и, согласно исследованию, женщины, как правило, более невротичны, покладисты и добросовестны, чем мужчины. Эти результаты частично совпадают с метаанализом 2002 года, который показал, что «художественные» профессиональные интересы коррелируют с открытостью, а «социальные» и «предприимчивые» — такие как бизнес и политика — с экстраверсией.
Ведель оспаривает идею о том, что академические программы колледжей социализируют студентов, чтобы они проявляли определенные черты личности. (Другими словами, это программа по искусству, которая делает художественные специальности более открытыми.) Два исследования, включенные в обзор, анализировали личности студентов сразу после зачисления, предполагая, что они поступили в колледж с уже установленными уникальными склонностями.
Ведель пишет, что надеется, что ее результаты помогут консультантам колледжей направить студентов в лучшие специальности для их личности. Это, по ее мнению, может помочь снизить процент отсева. По крайней мере, это могло бы помочь некоторым английским специалистам понять, почему они никогда не забывают делать домашнюю работу по статистике, даже если они постоянно об этом беспокоятся.
Связанное видео
The Atlantic попросил группу ученых обсудить, как STEM (наука, технология, инженерия и математика) могут быть полезны для другого письма.
Что можно делать со степенью бакалавра психологии? Как и этот заголовок, фактический ответ сложен
Р. Эрик Ландрам, доктор философии
Остановите меня, если вы уже слышали это. Психология — одна из самых популярных специальностей бакалавриата в США; в прошлом году, по имеющимся данным (2014-2015), было присвоено 117 557 степеней бакалавра в области психологии. Другими словами, за последние девять лет 1 миллион человек получили степень бакалавра психологии (Национальный центр статистики образования, 2017).
На вопрос «что можно сделать со степенью бакалавра психологии?» очень актуальный вопрос для многих. Позвольте мне с самого начала заверить вас, что если кто-то скажет вам, что ответ на этот вопрос — «ничего», то этот ответ будет заведомо ложным. Около 25 процентов выпускников бакалавриата по психологии поступают в аспирантуру по психологии, около 18 процентов получают дополнительное образование, но не в области психологии, а 57 процентов являются выпускниками рабочей силы (Lin, Christidis & Stamm, 2017).
Если бы никто не получил работу со степенью бакалавра в области психологии, этот лакомый кусочек информации уже попал бы в новости, и я подозреваю, что популярность специальности (о чем свидетельствует ежегодное количество выпускников) существенно снизилась бы. Но быстрый, краткий ответ, такой как «ничего», — это пустая болтовня и звуковой фрагмент — простой для понимания, но бессмысленный. На самом деле ответ намного сложнее и много нюансов, и он звучит так: степень бакалавра психологии дает человеку право на большое количество профессий, но эта степень не однозначно дает человеку право на какую-то конкретную работу.
А?
Во-первых, давайте начнем с части большого количества заданий. Ниже вы можете увидеть список потенциальных вакансий Святого Грааля со степенью бакалавра психологии. Я не знаю, с чего начался этот список, возможно, с Марки Ллойда и/или Дрю Эпплби, который со временем курировал Пол Хеттич и/или Джейн Халонен, но теперь кажется, что куратором «списка» являюсь я.
Директор по деятельности | Менеджер по трудовым отношениям |
Приемная комиссия | Loan Officer |
Advertising Sales Representative | Management Analyst |
Alumni Director | Market Research Analyst |
Animal Trainer | Occupational Analyst |
Benefits Manager | |
Консультант по вопросам карьеры/трудоустройства | Рекрутер по персоналу |
Специалист по информации о карьере | Police Officer |
Caseworker | Polygraph Examiner |
Child Development Specialist | Preschool Teacher |
Child Welfare/Placement Caseworker | Probation/Parole Officer |
Claims Supervisor | Project Evaluator |
Тренер | Помощник/помощник психиатра |
Работник общественной организации | Психиатрический техник |
Community Worker | Psychological Stress Evaluator |
Computer Programmer | Psychosocial Rehabilitation Specialist (PSR) |
Conservation Officer | Public Relations Representative |
Correctional Treatment Specialist | Purchasing Agent |
Сотрудник исправительного учреждения | Агент по недвижимости |
Уголовный следователь (ФБР и др. | Recreation Leader |
Customer Service Representative Supervisor | Recreation Supervisor |
Data Base Administrator | Research Assistant |
Data Base Design Analyst | Retail Salesperson |
Department Manager | Sales Clerk |
Сотрудник по вопросам политики инвалидности | Помощник социальных служб |
Менеджер по работе с инвалидами | Substance Abuse Counselor |
Employee Health Maintenance Program Specialist | Systems Analyst |
Employee Relations Specialist | Technical Writer |
Employment Counselor | Veterans Contact Representative |
Employment Interviewer | Veterans Counselor |
Советник по финансовой помощи | Адвокат потерпевших |
Fund Raiser | Vocational Training Teacher |
Health Care Facility Administrator | Volunteer Coordinator |
Human Resource Advisor | |
Information Specialist | |
Job Analyst |
Говорить, что степень бакалавра психологии не подготовит вас ни к какой работе, просто нелепо. Но давайте подумаем о более тонкой части — степень бакалавра психологии не дает человеку исключительных прав на какую-либо работу в этом списке. Используя O*NET Министерства труда США (2017 г.) для следующих маркированных данных, позвольте мне объяснить, что я имею в виду под отсутствием эксклюзивности психологии.
- Для такой работы, как дрессировщик животных, подавляющее большинство людей с этой работой имеют аттестат о среднем образовании (или меньше) в качестве высшего образования. Таким образом, степень бакалавра (в любой области) не обязательно является обязательным условием.
- Для того, чтобы стать инспектором по претензиям (экспертом по претензиям) в страховой компании, почти 70 процентов этих лиц имеют степень бакалавра. Этот тип должности может быть заполнен людьми из разных специальностей.
- Чтобы работать в качестве сотрудника исправительного учреждения, 89 процентов лиц, занимающихся этой профессией, имеют аттестат о среднем образовании или его эквивалент. Специалисты по психологии могут преуспеть в этой области, но, как вы, вероятно, понимаете, то же самое можно сказать и о специалистах по уголовному правосудию, социологии и других.
- Тридцать процентов специалистов по трудовым отношениям имеют степень бакалавра, а 25 процентов — степень магистра — психолог, безусловно, может получить эту работу, но иногда будет конкурировать с другими с более высоким уровнем образования.
- Техническим писателям обычно требуется высшее образование (35% со степенью младшего специалиста и 33% со степенью бакалавра), но, как вы можете себе представить, специалист по психологии, претендующий на эту должность, также будет конкурировать с людьми, которые изучали английский язык в колледже.
Я надеюсь, что эти примеры иллюстрируют нюансы и сложность обсуждения вариантов карьеры для выпускников психологических факультетов. Есть много, много возможностей трудоустройства, но на рабочем месте также ожидается большая конкуренция из-за отсутствия эксклюзивности. Специалистам-психологам, независимо от карьеры, необходимо думать, развивать и оттачивать свои навыки; в связи с этим я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с работами Miller and Carducci (2015) и Strohmetz et al. (2015). Не оставайтесь пассивными в отношении своего будущего, надеясь, что «все обернется сторицей» — настройтесь на то, чтобы стать вашим собственным лучшим союзником и выступать за удовлетворительное и успешное будущее.
Ссылки
Лин, Л., Кристидис, П., и Штамм, К. (2017, октябрь). Путь становления психологом. Monitor on Psychology, 48 (9), 17.
Миллер, М.Дж., и Кардуччи, Б.Дж. (2015). Восприятие студентами знаний, навыков, рекламных способностей, желаемых потенциальными работодателями специальностей психологии. Стипендия преподавания и обучения психологии, 1 , 38-47. дои: 10.1037/stl0000015.
Национальный центр статистики образования. (2017). Степени по психологии, присуждаемые высшими учебными заведениями, в разбивке по степени и полу студента: отдельные годы, с 1945-50 по 2014-15 годы [Таблица 325. 80]. Получено с https://nces.ed.gov/programs/digest/d16/tables/dt16_325.80.asp?current=yes.
Стромец Д.Б., Долински Б., Джхангиани Р.С., Поузи Д.К., Хардин Э.Э., Шью В. и Кляйн Э. (2015). Умелая специальность: учебные программы по психологии в 21 веке. Стипендия преподавания и обучения психологии, 1 , 200-207. дои: 10.1037/stl0000037.
Министерство труда США. (2017). О*NET онлайн. Получено с https://www.onetonline.org/.
Об авторе
Р. Эрик Ландрам — профессор психологии в Университете штата Бойсе, получивший докторскую степень в области когнитивной психологии в Университете Южного Иллинойса в Карбондейле. Его исследовательские интересы сосредоточены на образовательных условиях, которые наилучшим образом способствуют успеху учащихся, а также на использовании стипендий в обучении и стратегиях обучения для продвижения усилий ученых-педагогов. Он провел более 400 профессиональных презентаций на конференциях и опубликовал более 25 книг/глав в книгах, а также опубликовал более 75 профессиональных статей в научных рецензируемых журналах. Он работал с более чем 300 младшими научными сотрудниками и обучал более 13 000 студентов за 25 лет в штате Бойсе. Летом 2008 года он возглавлял рабочую группу Американской психологической ассоциации на Национальной конференции по психологическому образованию для студентов бакалавриата, изучая желаемые результаты психологического образования бакалавриата. Во время конференции лидеров образования в октябре 2014 года в Вашингтоне, округ Колумбия, Эрику была вручена Президентская грамота от тогдашнего президента APA Надин Каслоу за выдающийся вклад в преподавание психологии. Он является членом АПА, членом отдела АПА. 2 (Общество преподавания психологии или STP), работал секретарем STP (2009 г.-2011). В 2014 году Эрик был президентом Общества преподавания психологии; в 2016–2017 годах он занимал пост президента Психологической ассоциации Скалистых гор; а Эрик в настоящее время является президентом Psi Chi, Международного общества чести в области психологии.
Содержание, которое я только что прочитал:
Комментарий:
Ландрам, RE (2018, 1 января).