Мажорный лад
В музыке подавляющего большинства стран мира существуют два основных лада мажор и минор. Все остальные ладовые образования в итоге сводятся, как правило, к той или иной модификации мажорного или минорного ладов. Мажорным ладом (или просто мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие.
Само слово «мажор» (ит. maggiore) в буквальном переводе означает: «больший», «старший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «мажор» заменяется словом «dur» (от лат. durus, буквально твердый).
Главным характерным признаком мажорного лада является интервал большой терции между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику (то есть мажорность) совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом.
Гамма. Ступени лада
Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным является расположение ступеней лада в виде гаммы. Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).
Мажорный лад имеет три основные разновидности: натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.
Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.
I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. II ступень называется нисходящим вводным тоном. III ступень называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями). IV ступень называется субдоминантой(буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается буквой S. V ступень называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается буквой D. VI ступень называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой.
Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта называются еще и главными ступенями лада. Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.
Минорный лад
Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.
Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом
moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.
В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.
Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический
Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Урок №8 (ТЕМА №1.8 Строение и виды минорной гаммы.)
Строение и виды минорной гаммы.
Цели
- Знать строение минорной гаммы.
- Знать виды минорной гаммы
- Знать правила строения видов минорной гаммы.
Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.
Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.
Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:
Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).
Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.
ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА
В минорном ладу также есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.
НАТУРАЛЬНЫЙ — это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ — при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА
Вы уже знаете, что в гармоническом виде, при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
В результате седьмая ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями образуется «дыра» – интервал в полтора тона.
В этом есть своя прелесть: благодаря этому интервалу гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно, что позволяет легко узнать его на слух.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРАВспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Пример:
Проверка:
- Определить лад и вид, проставить ступени.
Ответ:Си минор натуральный
- Определить лад и вид, исправить ошибки.
Ответ:Ля минор гармонический
Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>
Разница между мажорной и минорной гаммой
Когда я слушаю «не волнуйся, будь счастлив» Бобби Макферрина, я не могу не улыбаться, когда слышу его искусный свист и беззаботное «дуц, дуц». Когда я слушаю «Hello» Адель, я не могу не чувствовать боль от того, что скучаю по тому, кого любишь, когда она исполняет «Hello from the other side».
Но что делает одни песни веселыми, а другие слезливыми? Возможно, гамма, используемая в песне, определяет эмоциональную текстуру больше, чем любой другой аспект. Хотя существует много типов гамм, в этой статье описываются различия между мажорными и минорными гаммами. Он охватывает построение мажорных и минорных гамм (теория), различие между ними (слух) и научную основу для эмоциональных ассоциаций каждого из них.
Для краткого ответа на вопрос: разница между мажорной и минорной гаммой заключается в 3-й, 6-й и 7-й нотах, которые часто на полтона ниже в минорной гамме по сравнению с мажорной гаммой . Еще одно большое отличие состоит в том, что минорные гаммы, как правило, вызывают негативные эмоции, а мажорные гаммы, как правило, вызывают положительные эмоции.
Построение мажорных и минорных гамм (теория)
Формула мажорной гаммы
Это следует повторить, но полушаг — это расстояние от одной тональности до следующей. Так что от D до D♯ — полшага. Целый шаг — это расстояние от одной клавиши до клавиши на два полушага выше или ниже. Таким образом, от D до E — целый шаг, потому что D♯ пропускается.
Теперь рассмотрим гамму до мажор, которая представляет собой все «естественные» ноты, или C D E F G A B C. Подумайте, где приземляются целые ступени и полутона. Он создает формулу мажорной гаммы, которая выглядит как «W W H W W W H» 9. 0023
Теперь вы можете взять любую начальную ноту на фортепиано и построить соответствующую мажорную гамму.
Формула минорной гаммы
Для каждой мажорной гаммы существует соответствующая минорная гамма, в которой используются те же ноты, известные как относительная минорная гамма . Начальная нота относительной минорной гаммы на 3 полутона ниже мажорной. Таким образом, относительная минорная гамма до мажор — это ля минор, а ноты — A B C D E F G A.
Теперь мы можем составить формулу для минорной гаммы.
Теперь у вас есть возможность взять любую начальную ноту и сделать мажорную или минорную гамму. Со временем музыканты среднего и продвинутого уровня будут знать все 12 мажорных и 12 минорных гамм на своем инструменте.
Для сравнения приведем две формулы мажорной и минорной гаммы.
Обратите внимание, что используется одна и та же последовательность целых и половинных нот, но с другой начальной точкой. Другими словами, если вы возьмете последнюю красную букву «W H» формулы мажорной гаммы (ниже) и поместите ее в начало, вы получите формулу минорной гаммы.
Но мы еще не закончили описание разницы между мажорной и минорной гаммами. Приведенная выше формула просто описывает гамму, известную как натуральный минор. Давайте углубимся во всю терминологию минорной гаммы, включая относительный минор, параллельный минор, натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.
Все типы минорных гамм
Относительная минорная гамма
Мы уже узнали об относительных минорных гаммах, которые начинаются на 3 полутона ниже относительной мажорной гаммы, поэтому до минор является относительной минорной гаммой ми ♭ мажор. Гамма E ♭ мажор включает в себя ноты E ♭ F G A ♭ B ♭ C D E ♭, поэтому гамма до минор — C D E ♭ F G A ♭ B ♭ C.
Параллельная минорная гамма
Минорная гамма, которая начинается с той же ноты, что и мажорная гамма, известна как ее параллельная минорная гамма ; поэтому параллельная минорная гамма до мажор — это до минор.
Гамма натурального минора
Осталось три типа минорной гаммы: натуральная, гармоническая и мелодическая минорная. На этом этапе терминология может запутаться, поэтому поймите, что:
- Любая гамма до минор (натуральная, гармоническая или мелодическая) является относительной минорной гаммой ми ♭ мажор 9.0063
- Любая гамма до минор (натуральная, гармоническая или мелодическая) является параллельной минорной гаммой до мажор
До сих пор мы работали только с натуральными минорными гаммами ; они всегда следуют формуле «W H W W H W W».
Есть еще один способ узнать гамму натурального минора. Начните с нумерации нот в мажорной гамме от 1 до 7, где 1 соответствует первой ноте гаммы, 2 — второй и т. д.; эти числа известны как степень шкалы.
Один из способов получить гамму натурального минора — понизить 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы. Как и ожидалось, в результате получился звукоряд, следующий формуле W H W W H W W Minor, которую мы уже изучили.
В то время как эта гамма создает минорную или меланхолическую и грустную тональность, уплощенная седьмая ступень вызывает некоторые проблемы.
В мажорной гамме 7-я ступень (B) находится на полтона от 1-й ступени (C). Полушаги более напряжены, чем целые шаги. Поэтому, когда 7-я (B) мажорной гаммы перемещается в 1-ю (C), это создает сильное ощущение разрешения. При использовании ♭7 это ощущение разрешения уменьшается, а вместе с ним музыка становится менее приземленной до первой ступени шкалы.
Гамма гармонического минора
Решение состоит в том, чтобы создать минорную гамму с естественной 7-й ступенью. Это гармонический минорный лад, показанный ниже.
Так почему бы не использовать все время гармонический минор? Несколько причин:
- Некоторые аккорды, доступные в натуральном миноре, недоступны в гармоническом миноре.
- Между A♭ и B есть неуклюжий скачок в три полутона.
Мелодический минорный звукоряд
Чтобы решить вторую проблему, композиторы иногда превращают ♭6 обратно в натуральную 6, и у нас есть мелодический минорный звукоряд.
В конце концов, эти три минорные гаммы плавно используются в минорных песнях/произведениях в зависимости от настроения, которое пытается вызвать композитор. Обратите внимание, что у всех есть ♭3, самая важная нота в создании минорной тональности.
Эти комментарии основаны на этом превосходном видео Michael News на YouTube в малых масштабах. На 1:56 секунды он обсуждает необходимость большего количества гамм, чем просто натуральный минор; он приводит слуховые примеры, которые помогают улучшить понимание.
Основные и минорные слуховые примеры
Как правило, вы можете сказать, что пьеса в основном использует мажорную гамму, если она делает вас счастливым, и в основном использует минорную гамму, если она вызывает у вас грусть.
«Happy» Фаррела Уильямса — прекрасный пример песни в мажорной тональности. (На самом деле он использует мажорную гамму с ♭7)
«Fire to the Rain» Адель — прекрасный пример грустной песни, написанной в минорной тональности.
Мажор = Веселый, Минор = Грустный — не всегда хороший способ отличить музыку, поскольку существует огромный спектр эмоций, которые передает музыка. Я нахожу следующие части более трудными для размещения; Как вы думаете, они преимущественно мажорные или минорные?
youtube.com/embed/uUK-8M3Vhzc?enablejsapi=1?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> Песня «Parting glass» в исполнении The Wailin’ Jennys медленная, с плотными гармониями и поэтическими текстами о расставании с землей. Он тянется к сердцу глубоким, мрачным звуком. Тем не менее, он написан в мажорной тональности (хотя и заканчивается на минорном аккорде).
Для меня начало Аквариума Сен-Сана из «Карнавала животных» кажется жутким, но в то же время звучит захватывающим, как начало фильма Pixar. Эта песня написана в минорной тональности, но в нее вкраплены удивительные мажорные аккорды, которые, я думаю, добавляют волнения и двусмысленности.
Научная основа для мажора и минора
Некоторые представители племени мафа в северо-западной Африке незнакомы с западной музыкой. Однако в одном исследовании они смогли распознать западную музыку как счастливую, грустную или пугающую/страшную. Это говорит о том, что аспекты нашей музыки по своей природе вызывают определенные эмоции. Так почему же мажор так ассоциируется с положительными эмоциями, а минор — с отрицательными. Вот несколько теорий:
- Культурная обусловленность . Пьесы, используемые на торжествах, например песня «С днем рождения», написаны в мажорной тональности. В то время как песни, используемые на печальных событиях, таких как похороны, часто пишутся в минорной тональности.
- Выравнивание с нотами гармонического ряда. Каждый раз, когда вы играете ноту на фортепиано, над ней резонирует высота тона. Эти высоты известны как гармонический ряд. Все ноты мажорного аккорда исходят из первых и самых громких нот гармонического ряда. Ноты минорного аккорда не имеют, но содержат аналогичные гармонические соотношения. Некоторые утверждают, что из-за этого он создает «не совсем правильное» звучание, похожее на «не совсем правильное» кубизма. Не уверен, что куплюсь на эту идею, но вот полный текст.
Использовать эту теорию с пользой?
Хотите извлечь максимальную пользу из этих теоретических концепций? Ознакомьтесь с моим новым курсом — Любимая песня 101. Я обучаю своих учеников навыкам, необходимым им для исполнения любимой песни, и аранжирую эту песню в соответствии с их уровнем мастерства.
Вы можете ознакомиться с курсом, загрузив этот рабочий лист, посвященный 3 шагам к разучиванию любимой песни на фортепиано!
Заключение
Понимание разницы между мажорными и минорными гаммами — это первый шаг к пониманию концепций мажора и минора и той роли, которую они играют в музыкальном воздействии произведения. Теперь вы должны понимать не только разницу между мажором и минором, но и различные типы минорных гамм, а также научное обоснование связи между мажором как радостным и минором как грустным.
Следующим шагом в вашем музыкальном путешествии может быть:
- Изучение всех 24 мажорных и минорных гамм
- Импровизация с мажорными и минорными гаммами (одной или двумя руками)
- Изучение мажорных и минорных арпеджио и аккордов
Разница между мажорными и минорными гаммами
Любопытно, в чем разница между мажорными и минорные гаммы? Почему они звучат по-разному и как их отличить? Давайте узнаем все о том, как устроены эти два типа весов.
Устали практиковать гаммы или запутались в них? Узнайте, почему их важно выучить и как они улучшат вашу технику игры на фортепиано.
Перейти к:- Половина и целые шаги
- Основные весы
- Малые весы
- Несовершеннолетний родственник
- Заключение
- Часто задаваемые вопросы
- Видео
Хотите попрактиковаться в мажорных и минорных гаммах? Возьмите книгу шкал (партнерскую) с написанной аппликатурой, чтобы помочь вам освоить эти упражнения.
Половинные и целые ступени
Прежде чем мы рассмотрим, как строятся мажорные и минорные гаммы, вам нужно знать две простые единицы измерения на клавиатуре: полутоны и целые тона.
Полшага — это расстояние от одной клавиши до следующей, например, от белой клавиши до следующей черной клавиши или от черной клавиши до следующей белой клавиши.
Целый шаг — это расстояние от одной белой клавиши до следующей белой клавиши или от одной черной клавиши до следующей черной клавиши.
Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что между си, до, ми и фа нет черной ноты. Это означает, что расстояние от B до C, E и F составляет половину шага, а не целый шаг.
Мажорные гаммы
Теперь давайте посмотрим на формулу мажорной гаммы. Выберите любую ноту, чтобы начать. Сыграйте 2 полных шага, полтона, еще 3 полных шага и еще полтона, чтобы получить мажорную гамму.
Подводя итог, можно сказать, что формула мажорной гаммы такова: W, W, H, W, W, W, H.
Что мне нравится в мажорных гаммах, так это их яркий позитивный тон. Песни, сыгранные в мажорных тональностях, обычно кажутся счастливыми — именно так вы должны чувствовать себя после изучения этой забавной формулы!
Чтобы укрепить пальцы и улучшить технику, выучите все 12 основных гамм. Используйте книгу гамм (партнерскую), чтобы помочь вам, так как она покажет вам правильную аппликатуру вместе с аккордами и арпеджио.
Минорные гаммы
Как и следовало ожидать, формула для минорной гаммы немного отличается. Выберите любую ноту, затем сыграйте 1 полный шаг, полтона, 2 полных шага, еще полтона, затем еще 2 полных шага.
Получается формула для минорной гаммы W, H, W, W, H, W, W.
Звучание минорных тональностей сильно отличается от мажорных, что делает песню меланхоличной, задумчивой или серьезной.
Чтобы укрепить пальцы и улучшить технику, выучите все 12 минорных гамм. Используйте книгу гамм (партнерскую), чтобы помочь вам, так как она покажет вам правильную аппликатуру вместе с аккордами и арпеджио.
Relative Minor
Есть еще кое-что, что вам нужно знать! Между мажором и минором существует удивительная связь. У каждой мажорной тональности есть двоюродный брат в минорах, называемый относительным минором.
Если вы хотите найти относительный минор, начните с первой ноты мажорной тональности, которая называется тоникой. Отсчитайте три полушага вниз (также называемые малой терцией), чтобы найти относительный минор. Например, относительный минор до мажор — ля минор.
Вы также можете отсчитать сексту от тоники, чтобы найти относительный минор, но мне нравится использовать метод минорной терции, так как его легче делать в уме.
Заключение
Различия между мажорными и минорными гаммами сводятся к их структуре половинных и целых тонов. Как только вы поймете, как строятся мажорные и минорные гаммы, их будет легко отличить друг от друга. Разве не удивительно, как небольшая разница в паттерне полностью меняет звучание этих гамм?
Используя эти формулы полных и целых тонов, вы можете начать с любой ноты — черной или белой — и построить свою собственную мажорную или минорную гамму.
Если вы продолжите изучение, то поймете, что есть двенадцать мажорных и двенадцать минорных тональностей. Получайте удовольствие, экспериментируя и изучая эти захватывающие ключи!
FAQs
Как узнать минорный или мажорный тон?
Во-первых, послушайте сигнал. Это радостно или грустно? Весело звучащие тональности являются мажорными, а грустные — минорными.
Также обратите внимание на диезы или бемоли в тональности. У каждой основной клавиши есть относительная минорная, поэтому для каждой ключевой подписи может быть две возможности (одна основная, одна минорная). Запомните, сколько диезов или бемолей в каждой мажорной и минорной тональности, и вы сможете быстро определить, какая это тональность.
Кроме того, в гармонических минорных тональностях 7-я нота будет повышена на полтона, а в мелодических минорных тональностях 6-я и 7-я ноты будут повышены на полтона.
Как использовать мажорную и минорную гаммы?
Мажорная и минорная гаммы используются в каждом произведении, которое вы будете играть. Даже пьесы, написанные в мажорных тональностях, будут использовать в своих гармониях много минорных аккордов. Знание разницы между этими двумя типами гамм поможет вам быстрее выучить пьесы и лучше понять аккорды.
В чем разница между минором и майором?
Минорные гаммы строятся по формуле половинных и целых ступеней следующим образом: W, H, W, W, H, W, W. Мажорные гаммы строятся по формуле половинных и целых ступеней следующим образом: W, W , H, W, W, W, H. По сути, они построены из другой последовательности половинных и целых шагов, что меняет звучание гаммы.
мажорная тональность радостная или грустная?
Мажор обычно звучит радостно или весело, а минор часто звучит грустно или серьезно. Аккорды из мажорных тональностей обычно имеют доминирующее, законченное звучание, в то время как аккорды из минорных тональностей часто звучат более диссонансно и интересно.