Мажорный лад и минорный лад: Лад в музыке: мажор и минор

Содержание

Что такое мажорный лад как строиться

Автор admin На чтение 19 мин. Опубликовано

Содержание

  1. Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор
  2. Онлайн уроки фортепиано, урок 7
  3. Гармонический и мелодический лады
  4. Лад и тональность

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

Онлайн уроки фортепиано, урок 7

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный — маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический — понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический — понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический — повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический — повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Источник

Лад и тональность

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.

Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику). Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки «Во поле береза стояла». Устойчивые звуки отмечены знаком «>».

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад). В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.

МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет — то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных («черненьких») клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний — в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука — это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень — тоника — является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый — для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.

ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше). Эта возможность — получить нужную гамму от любой клавиши — является главным свойством, и главным предназначением «темперированного строя», при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот — искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так называемый «натуральный» звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и бессистемна, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии. Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же (то есть, «равномерный») строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки.

Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).

Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень (ноту Фа) надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак — Фа-диез. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности (ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажоре), то, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны будем каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез — на той линеечке, где пишется нота ФА — и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень — нота До. Коллекция диезов при ключе у нас с Вами постепенно вырастает — кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон — высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх. и так продолжаем, пока не закончатся деньги. ой, диезы. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности — «фа-диез-мажор» — все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям — хоть с сотней знаков. Просто восьмым знаком при ключе неизбежно окажется снова «фа» — и Вам останется лишь заменить самый первый «фа-диез» знаком «дубль-диез». При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами — «си-диез-мажор», и обнаружить, что это не что иное, как «до-мажор» — вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти «опыты» имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре.

Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок «появления» диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си.

Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа. От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень (то есть ноту си) уже требуется понизить (попробуйте построить самостоятельно), т.е. си-бемоль. Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа) опять строим квинту вниз (Си-бемоль). Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа, то есть, порядок, обратный диезам.

А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему «Аккордов». Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае — мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники — основной аккорд — какой-либо тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur — это нота Ля, которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому — новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.

Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой — к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.

Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

Источник

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)

Строение мажорной гаммы.

ЦЕЛЬ
  1. Знать сколько ступеней в гамме.
  2. Знать характер мажорного лада.
  3. Знать знаки альтерации.
  4. Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
Лад

В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Это самый позитивный и жизнерадостный лад.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются

диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т. д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.

  1. Ответ:

    C бемоль мажор


  2. Ответ:

    C мажор


  3. Ответ:

    E мажор

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:


Абсолютный Слух

Лад в музыке — определение, виды, подробное описание, какие лады бывают

  1. Что такое лад в музыке — рассмотрим на примере

  2. Ступени лада

  3. Названия ступеней лада

    1. Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

  4. Мажорный лад и гамма

    1. Тональности мажорного лада

  5. Минорный лад и гамма (натуральные)

    1. Названия ступеней минорного лада

    2. Тональности натурального минорного лада

  6. Виды минорного и мажорного ладов

  7. Лады народной музыки

    1. Дорийский лад

    2. Фригийский лад

    3. Лидийский лад

    4. Миксолидийский лад

    5. Пятиступенный лад (Пентатоника)

Что такое лад в музыке

Одним из важных средств музыкальной выразительности является лад. Чтобы лучше понять, что такое лад, споем широко известные песни: «Широка страна моя родная» («Песня о родине») И. Дунаевского:

и «Ой не ходи, Грицю».

Музыка первой из них радостная, бодрая, передает величие и героику. Музыка второй — лирическая, с оттенком грусти.
Эти песни написаны в разных ладах:

  • первая — в мажорном,
  • вторая —в минорном.

Итак, лад — это постоянная взаимосвязь звуков музыкального произведения, придающая ему определенное напряжение и окраску.

В самом деле, ни один из музыкальных звуков не является случайным в музыке. Все они определенной степенью связаны между собой по высоте и тяготением к той или иной ладовой системе, группируясь вокруг главного опорного звука, который называется тоникой.

В музыке есть много ладов. В каждую из ладовых систем входит небольшое количество различных звуков. Они называются

ступенями лада.

Ступени лада

Основой европейской классической музыки, творчества таких композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Н. Лысенко, В. Косенко и многих других, а также основой народной музыки большинства европейских народов является семиступенный диатонический лад (семь основных и пять производных звуков в октаве).
Но есть Лады с большим или меньшим количеством ступеней: пятиступенный лад, семнадцатиступенный, двадцатидвухступенный и д.р.

Пятиступенный лад называется пентатоникой и характерен для музыки народов Востока (Китай, Монгольская Народная Республика, ряду народностей РФ — Татарская, Башкирская и др.), для некоторых европейских народов (напр, шотландцев).

Семнадцатиступеневый лад характерен для арабской музыки, двадцатидвухступенный — для народов Индии и т. д.

Семиступенный европейский лад имеет много видов, но наиболее распространенными являются мажорный и минорный лады. В этих ладах написано подавляющее большинство музыкальных произведений.

Выбор лада зависит от содержания произведения, однако не всегда, например, минорный лад используется в произведениях с оттенком грусти. В этом ладе написано много лирических произведений, воспевающих красоту природы («Подмосковные вечера»), чувства человека, некоторые бытовые песни, песни о любви, большинство колыбельных («Рябина»,»Одинокая гармонь», и др.).

Иногда минорный лад в сочетании с другими средствами музыкальной выразительности используется в песнях героического характера (например, «Варшавянка — Вихри враждебные веют над нами»).

Часто содержание произведения требует сочетания обоих ладов. Например, в песне «Священная война» О. Александрова, где оба строя тесно связаны между собой и переход одного в другой является органическим, не случайным.

Названия ступеней лада

Поступеневая последовательность в восходящем или нисходящем порядке звуков строя образует его гамму, где звуки — ступени обозначаются, начиная
от основы гаммы, порядковыми римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII.

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

Среди звуков — ступеней есть такие, что воспринимаются на слух как опорные звуки всей системы лада. Они называются устойчивыми ступенями лада — это I, III, V ступени. Но устойчивость этих звуков неодинакова.

Главным устойчивым, опорным звуком, основой лада является тоника — I ступень лада. К ней тяготеют все остальные звуки (см.рис. ниже).

Устойчивость III и V степеней относительна. Если эти три звука объединяются в созвучие — аккорд, построенный на I ступени, они подчеркивают стойкость тоники и сами являются устойчивыми. Если же эти ступени являются составной частью мелодии, их устойчивость уменьшается, и в определенном окружении возникает необходимость в дальнейшем их движении к тонике.

Устойчивость III и V ступеней уменьшается еще и тогда, когда на их основе строятся аккорды (трезвучия III и V ступеней). Имея в своем составе
один или два неустойчивых звука, такие аккорды стремятся к дальнейшему движению в стойкое тоническое трезвучие.

В приведенном примере звуки до, ми, соль воспринимаются на слух как стойкие. Особенно это подчеркивается во втором и шестом тактах, где движение
мелодии задерживается на звуке фа. При сопоставлении с предыдущими звуками (соль и ми) фа — в движении мелодии воспринимается как несовершенство и побуждает к дальнейшему движению мелодии в ми. Этот звук в свою очередь также не завершает мелодической линии и тяготеет через неустойчивый звук ре в до. Он воспринимается уже как наиболее завершенный, устойчивый. Повторяясь сначала, мелодия заканчивается дважды повторенным звуком до. Это повторение будто подчеркивает конец музыкальной мысли и наибольшую устойчивость звука до.

Итак, кроме порядкового, цифрового обозначения, ступени лада имеют еще специальные так называемые функциональные названия, которые происходят от места и значения их в лада:

  • I степень — основа строя — называется тоникой (Т),
  • V степень — доминантой (D) (она занимает второе место по значению в классической гармонии).
  • IV степень лада — субдоминанта

Гармонический язык раннего классицизма базировался в основном на этих трех ладах ( I, IV и V), а потому они в учебниках гармонии называются главными ступенями ладами. Позже, особенно начиная с эпохи романтизма и до наших дней, аккордика гармоничного языка постепенно расширяется и все ступени становятся равнозначными.

Кнопки на левом боку баяна (аккордеона) расположены так, что к каждому основному басу (второй ряд с левой стороны) соседним звуком сверху будет доминанта, а соседним снизу — субдоминанта. Аккорды третьего, четвертого и пятого рядов дают возможность сопровождать мелодию простейшим аккомпанементом

Две ступени, соседние с Тоникой сверху и снизу, называются вводными тонами:

  • II ступень — нисходящий вводный тон;
  • VII — восходящий вводный тон.

Оба они неустойчивы, но наименее устойчивым является восходящий вводный тон (VII ступень), ибо он ближе всего к тонике (полутону).

III и VI ступени называются медиантами , то есть средними (лежащими между субдоминантой и тоникой или тоникой и доминантой). III ступень -относительно устойчивый звук лада, VI-неустойчивый

Мажорный лад и гамма

Мажорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III—V) образуют мажорное тоническое трезвучие.

Гаммой называется мелодическая последовательность звуков — ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу).

Слово «гамма» происходит от названия буквы греческого алфавита, которой обозначался самый низкий звук музыкального звукоряда средневековья.

Чтобы определить соотношение звуков -ступеней в мажорной гамме и вывести формулу ее построения, пропоем украинскую народную песню «Ой дідуню, дідуню».

Если звуки этой песни расположить, не повторяя их, от самого низкого до его октавного повторения, будем иметь гамму с соотношением ступеней:
тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.

Одновременное звучание трех устойчивых звуков лада (I— III —V) с соотношением в два и полтора тони образуют характерный для мажорного
лада мажорное тоническое трезвучие.

 

В приведенном примере гамма начинается со звука до, поэтому она называется гаммой до мажор. При буквенной записи звуков мажорный лад обозначается знаком dur (дур — твердый), следовательно, гамма До мажор C-dur. Название тоники мажорной гаммы пишется с большой буквы.
Гамма, обозначенная приведенной выше формулой, в отличие от ее разновидностей называется еще натуральной мажорной гаммой.

Тональности мажорного лада

Построим мажорную гамму не от звука до, а от любого другого звука октавы, сохраняя соотношение звуков, характерное для мажорного лада. Лад останется неизменным — мажорным, изменится лишь высотное положение каждого звука лада. Такое изменение дает нам большое количество мажорных тональностей.

Итак, тональность — это высотное положение лада. Название тональности состоит из названия звука, которым оно начинается (названия тоники гаммы), и названия лада. Например: До мажор, Ре мажор, Соль мажор и т. д.

Соотношение звуков в каждой новой тональности точно соответствует формуле мажорной гаммы: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.
Построим, например, гамму в тональности Соль мажор. Запишем на нотном стане все звуки от соль и выше в восходящем порядке и завершим гамму октавным звуком соль, то есть верхней тоникой.

В этой гамме соотношение звуков будет немного иным, чем уже известное нам, а именно: тон — тон — полутон — тон — тон — полутон — тон. Чтобы она целиком соответствовала формуле гаммы мажорного строя, следует повысить звук фа (VII степень) на полтона (поставить диез перед нотой фа). Тогда расстояние между ми и фа-диез составит тон, а между фа-диез и соль — полтона.

Итак, тональность и гамма Соль мажор (G-dur) имеет один диез (фа-диез). Так же строятся и другие тональности мажорного лада:

  • Ре мажор (D-dur) имеет два измененных звука: фа-диез и до-диез;
  • Ля мажор (A-dur) —три: фа-диез, до-диез, соль-диез и т. д.

Диезы или бемоли, характерные для данной тональности, выставляются около ключа в начале нотного состояния в порядке их появления в тональности. Эти ключевые знаки всегда однородны: это только диезы или только бемоли.

Мажорных тональностей пятнадцать: первая -До мажор — не имеет ни одного Диеза или бемоля, остальные — семь диезных и семь бемольных. Тональностей с количеством ключевых знаков свыше семи музыкальная практика не использует.

В соответствии с количеством ключевых знаков тональности располагаются так:

Итак, если в ключе стоят три диеза, то это соответствует гамме в тональности Ля мажор (A-dur), если два бемоля — гамме в тональности си-бемоль
мажор (B-dur)

Минорный лад и гамма (натуральные)

Минорным называется лад, устойчивые (опорные) звуки которого (I-III-V) образуют минорное тоническое трезвучие , а мелодическая последовательность ступеней лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке от тоники до ее повторения (сверху или снизу), — минорную гамму.
Минорный лад отличается от мажорного другим соотношением звуков — ступеней, а потому и формула построения его гаммы — иная.

Проиграем следующую народную песню:

Выпишем все звуки, разместим их в восходящем порядке друг за другом,отбросим повторение звуков и завершим звукоряд октавным звуком.

Образуется гамма с другим соотношением соседних звуков-ступеней: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон. Гамма с таким
соотношением степеней называется минорной натуральной.

Устойчивые (опорные) звуки (I—III —V) минорной гаммы при одновременном звучании образуют минорное тоническое трезвучие с соотношением звуков: полтора и два тона

Приведенная в примере гамма начинается от звука ля и называется Гамой ля минор. При буквенном обозначении минорный строй записывается
moll (моль — меньший, малый), а название тоники лада — малой буквой. Итак: ля минор — a-moll.

Названия ступеней минорного лада

Отличаясь от мажорного лада другим соотношением ступеней и формулой построения гаммы, названия ступеней минорного лада и размещения
опорных звуков его такие же, как и в мажорном, а именно: I ступень — основа строя — называется тоникой ( T ) , V ступень — доминантой (D),
IV ступень — субдоминантой (S), III и VI ступени также называются медиантами (III — верхней, IV — нижней), а V II и II ступени —вводными тонами (VII — восходящим, II — нисходящим).

В отличие от мажорного лада в минорном соотношение VII степени и верхней тоники определяется целым тоном.

Тональности натурального минорного лада

Изменение высотного положения минорного лада с сохранением основной формулы лада (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон) дает целый ряд минорных тональностей. Соотношение ступеней остается неизменным, изменяется только тоника гаммы, а в соответствии с этим-и название
гаммы. Например: ре минор (d-moll), фа минор (f-moll), соль-диез минор (gis-moll) и т. д.
Построим, например, минорную натуральную гамму в тональности ми минор. Для этого напишем все звуки от ми и выше в восходящем порядке и
завершим гамму октавным звуком Ми следующей октавы

Чтобы соотношение звуков в этом примере соответствовало формуле минорной гаммы (тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон), следует повысить звук фа (II ступень) на полтона. Итак, тональность и гамма ми минор (e-moll) имеет один диез (фа-диез).

Так же строятся и другие тональности минорного натурального лада. В гамме си минор (h-moll) — уже два диеза (фа-диез и до-диез), в фа-диез минор (fis-moll) — три (фа-диез, до-диез и соль-диез) и т. д.
Минорных тональностей, как и мажорных, пятнадцать: одна — ля минор — не имеет ни одного знака, остальные — семь диезных и семь бемольных. Диезы и бемоли, характерные для данной тональности, также выносят к ключу. В соответствии с количеством ключевых знаков натуральные минорные тональности располагаются так:

Виды минорного и мажорного ладов

Музыкальная практика использует не только натуральный минорный или мажорный лады. Распространенными являются так называемые гармонический и мелодический минор и гармонический и мелодический мажор.

Появление нового знака в минорной тональности указывает на разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным лада в гаммах этой новой разновидности минора VII ступень повышается на полтона. Такой строй называется гармоническим минором Дополнительный знак, повышающий VII степень гаммы, к ключу не выносят и пишут всегда при повышаемой ноте (обратите внимание на гармонические гаммы, например ля минор, на картинке выше).

Второй разновидность минорного лада — мелодический (см. картинку выше). В его гаммах при мелодическом движении вверх VI и VII ступени повышаются на полутон, а когда мелодия идет вниз-устанавливается натуральный минор.

Разновидностью мажорного лада является гармонический мажор , что в отличие от натурального характеризуется понижением VI ступени на полтона,
благодаря чему в гамме также образуется характерный ход на полтора тона, присущий гармоническому минору. Знак, появляющийся из-за снижения VI
степени, также является дополнительным и к ключу не выносится.

В музыкальной практике, в основном в народных песнях, встречается еще одна разновидность минорного лада, который имеет две дополнительные альтерации звуков: повышение на полтона IV и V II ступеней. Такой вид минора называется дважды гармоническим.

Лады народной музыки

Кроме рассмотренных выше мажорного и минорного ладов и их разновидностей, существует много других семиступенчатых диатонических ладов с различной формулой построения- ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гипофригийский.

Имея древнее происхождение, эти лады сохранились в музыкальном фольклоре многих народов мира, а с середины XIX века широко используются в музыкальном творчестве композиторов-профессионалов. Название ладов заимствованj из теории музыки Древней Греции и происходит от названий исторических областей: Дориды — в Греции, Фригии и Лидии — в Малой Азии и т.

Во времена возникновения диатонические греческие kады строились несколько иначе, чем теперь, то есть — сверху вниз, и основой их построения были четырехзвучные отрезки — тетрахорды(от гр. тетра — четыре, хорда — струна). Общий объем каждого из тетрахордов составлял два с половиной тона.

Позаимствовав древние греческие названия ладов, средневековая теория музыки сменила направление построения лада, строя его снизу вверх, но сохранила последовательность соотношений диатонических тонов и полутонов. Итак, структура каждого из ладов, дошедших до наших времен, отличается от древних греческих.

Из семи диатонических ладов два- ионийский и эолийский — по своему характеру и формуле построения полностью совпадают с натуральным мажором и минором, распространенными в Европейской народной и профессиональной музыке. Седьмой лад — гипофригийский, имеющий в своей основе — тонике уменьшенное трезвучие, — является неустойчивым и в музыкальной практике не используется.

Глубокое изучение музыкального творчества всех народов Российской Федерации и стран СНГ выявило, что наиболее распространенными являются последние четыре лада -дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

Сохраняя греческие названия, каждый из них прочно связан с народным музыкальным творчеством, и потому современная теория музыки справедливо относит их к ладам народной музыки .

В былые времена диатонические лады назывались еще средневековыми, или церковными. Зависело это от того, какая музыкальная культура исследовалась в то время.

Дорийский лад

Дорийский лад строится по формуле: тон — полутон — тон— тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет повышенную VI ступень, а между I — VI ступенями-четыре с половиной тона, так называемую дорийскую сексту.

Фригийский лад

Фригийский лад строится по формуле: полутон — тон — тон —тон — полутон — тон — тон. В отличие от одноименного натурального минора он имеет пониженную II ступени и между I—II степенями — полтона, так называемую фригийскую секунду.

 

Примеры:

Лидийский лад

Лидийский лад строится по формуле: тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет повышенную IV ступень и между I —IV степенями — три тона, так называемую лидийскую кварту.

Пример:

Миксолидийский лад

Миксолидийский лад строится по формуле: тон-тон-полутон — тон — тон — полутон — тон. В отличие от одноименного натурального мажора он имеет пониженную VII ступень и между I —VII степенями пять тонов, так называемую миксолидийскую септиму.

Примеры:

Первые два лада (дорийский лад и фригийский лад) по характеру ближе к минору, последние два (лидийский и миксолидийский) — к мажору. Каждый из ладов может быть построен по определенной формуле от любого из звуков октавы. Нужные знаки альтерации выносятся к ключу, и название лада произносится, например, так: лидийский с тоникой фа, дорийский с тоникой cи-бемолъ, фригийский с тоникой до-диез и т.д.
Обозначения ступеней и их функциональные значения — такие же, как и в мажоре или миноре.

Пятиступенный лад (Пентатоника)

Народная музыка использует также и пятиступенный лад. Для этого лада характерно то, что в нем отсутствуют полутоновые
соотношение звуков. Чаще всего встречается пятиступенчатый лад:

  • с мажорным характером и формулой построения: тон — тон — полтора тона — тон — полтора тона.
  • с минорным характером и формулой построения: полтора тона-тон-тон-полтора тона — тон.

Для написания статьи использовались материалы из учебника Е.Ф. Андреева. Основы музыкальной грамоты.

Разница между мажорной и минорной гаммой

Когда я слушаю «не волнуйся, будь счастлив» Бобби Макферрина, я не могу не улыбаться, когда слышу его искусный свист и беззаботное «дуц, дуц». Когда я слушаю «Hello» Адель, я не могу не чувствовать боль от того, что скучаю по тому, кого любишь, когда она исполняет «Hello from the other side».

Но что делает одни песни веселыми, а другие слезливыми? Возможно, гамма, используемая в песне, определяет эмоциональную текстуру больше, чем любой другой аспект. Хотя существует много типов гамм, в этой статье описываются различия между мажорными и минорными гаммами. Он охватывает построение мажорных и минорных гамм (теория), различие между ними (слух) и научную основу для эмоциональных ассоциаций каждого из них.

Для краткого ответа на вопрос: разница между мажорной и минорной гаммой заключается в 3-й, 6-й и 7-й нотах, которые часто на полтона ниже в минорной гамме по сравнению с мажорной гаммой . Еще одно большое отличие состоит в том, что минорные гаммы, как правило, вызывают негативные эмоции, а мажорные гаммы, как правило, вызывают положительные эмоции.

Построение мажорных и минорных гамм (теория)

Формула мажорной гаммы

Это следует повторить, но полушаг — это расстояние от одной тональности до следующей. Так что от D до D♯ — полшага. Целый шаг — это расстояние от одной клавиши до клавиши на два полушага выше или ниже. Таким образом, от D до E — целый шаг, потому что D♯ пропускается.

Теперь рассмотрим гамму до мажор, которая представляет собой все «естественные» ноты, или C D E F G A B C. Подумайте, где приземляются целые ступени и полутона. Он создает формулу мажорной гаммы, которая выглядит как «W W H W W W H» 9.0023

Теперь вы можете взять любую начальную ноту на фортепиано и построить соответствующую мажорную гамму.

Формула минорной гаммы

Для каждой мажорной гаммы существует соответствующая минорная гамма, в которой используются те же ноты, известные как относительная минорная гамма . Начальная нота относительной минорной гаммы на 3 полутона ниже мажорной. Таким образом, относительная минорная гамма до мажор — это ля минор, а ноты — A B C D E F G A.

Теперь мы можем составить формулу для минорной гаммы.

Теперь у вас есть возможность взять любую начальную ноту и сделать мажорную или минорную гамму. Со временем музыканты среднего и продвинутого уровня будут знать все 12 мажорных и 12 минорных гамм на своем инструменте.

Для сравнения приведем две формулы мажорной и минорной гаммы.

Обратите внимание, что используется одна и та же последовательность целых и половинных нот, но с другой начальной точкой. Другими словами, если вы возьмете последнюю красную букву «W H» формулы мажорной гаммы (ниже) и поместите ее в начало, вы получите формулу минорной гаммы.

Но мы еще не закончили описание разницы между мажорной и минорной гаммами. Приведенная выше формула просто описывает гамму, известную как натуральный минор. Давайте углубимся во всю терминологию минорной гаммы, включая относительный минор, параллельный минор, натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

Все типы минорных гамм

Относительная минорная гамма

Мы уже узнали об относительных минорных гаммах, которые начинаются на 3 полутона ниже относительной мажорной гаммы, поэтому до минор является относительной минорной гаммой ми ♭ мажор. Гамма E ♭ мажор включает в себя ноты E ♭ F G A ♭ B ♭ C D E ♭, поэтому гамма до минор — C D E ♭ F G A ♭ B ♭ C.

Параллельная минорная гамма

Минорная гамма, которая начинается с той же ноты, что и мажорная гамма, известна как ее параллельная минорная гамма ; поэтому параллельная минорная гамма до мажор — это до минор.

Гамма натурального минора

Осталось три типа минорной гаммы: натуральная, гармоническая и мелодическая минорная. На этом этапе терминология может запутаться, поэтому поймите, что:

  • Любая гамма до минор (натуральная, гармоническая или мелодическая) является относительной минорной гаммой ми ♭ мажор 9.0063
  • Любая гамма до минор (натуральная, гармоническая или мелодическая) является параллельной минорной гаммой до мажор

До сих пор мы работали только с натуральными минорными гаммами ; они всегда следуют формуле «W H W W H W W».

Есть еще один способ узнать гамму натурального минора. Начните с нумерации нот в мажорной гамме от 1 до 7, где 1 соответствует первой ноте гаммы, 2 — второй и т. д.; эти числа известны как степень шкалы.

Один из способов получить гамму натурального минора — понизить 3-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы. Как и ожидалось, в результате получился звукоряд, следующий формуле W H W W H W W Minor, которую мы уже изучили.

В то время как эта гамма создает минорную или меланхолическую и грустную тональность, уплощенная седьмая ступень вызывает некоторые проблемы.

В мажорной гамме 7-я ступень (B) находится на полтона от 1-й ступени (C). Полушаги более напряжены, чем целые шаги. Поэтому, когда 7-я (B) мажорной гаммы перемещается в 1-ю (C), это создает сильное ощущение разрешения. При использовании ♭7 это ощущение разрешения уменьшается, а вместе с ним музыка становится менее приземленной до первой ступени шкалы.

Гамма гармонического минора

Решение состоит в том, чтобы создать минорную гамму с естественной 7-й ступенью. Это гармонический минорный лад, показанный ниже.

Так почему бы не использовать все время гармонический минор? Несколько причин:

  1. Некоторые аккорды, доступные в натуральном миноре, недоступны в гармоническом миноре.
  2. Между A♭ и B есть неуклюжий скачок в три полутона.

Мелодический минорный звукоряд

Чтобы решить вторую проблему, композиторы иногда превращают ♭6 обратно в натуральную 6, и у нас есть мелодический минорный звукоряд.

В конце концов, эти три минорные гаммы плавно используются в минорных песнях/произведениях в зависимости от настроения, которое пытается вызвать композитор. Обратите внимание, что у всех есть ♭3, самая важная нота в создании минорной тональности.

Эти комментарии основаны на этом превосходном видео Michael News на YouTube в малых масштабах. На 1:56 секунды он обсуждает необходимость большего количества гамм, чем просто натуральный минор; он приводит слуховые примеры, которые помогают улучшить понимание.

Основные и минорные слуховые примеры

Как правило, вы можете сказать, что пьеса в основном использует мажорную гамму, если она делает вас счастливым, и в основном использует минорную гамму, если она вызывает у вас грусть.

«Happy» Фаррела Уильямса — прекрасный пример песни в мажорной тональности. (На самом деле он использует мажорную гамму с ♭7)

«Fire to the Rain» Адель — прекрасный пример грустной песни, написанной в минорной тональности.

Мажор = Веселый, Минор = Грустный — не всегда хороший способ отличить музыку, поскольку существует огромный спектр эмоций, которые передает музыка. Я нахожу следующие части более трудными для размещения; Как вы думаете, они преимущественно мажорные или минорные?

Песня «Parting glass» в исполнении The Wailin’ Jennys медленная, с плотными гармониями и поэтическими текстами о расставании с землей. Он тянется к сердцу глубоким, мрачным звуком. Тем не менее, он написан в мажорной тональности (хотя и заканчивается на минорном аккорде).

Для меня начало Аквариума Сен-Сана из «Карнавала животных» кажется жутким, но в то же время звучит захватывающим, как начало фильма Pixar. Эта песня написана в минорной тональности, но в нее вкраплены удивительные мажорные аккорды, которые, я думаю, добавляют волнения и двусмысленности.

Научная основа для мажора и минора

Некоторые представители племени мафа в северо-западной Африке незнакомы с западной музыкой. Однако в одном исследовании они смогли распознать западную музыку как счастливую, грустную или пугающую/страшную. Это говорит о том, что аспекты нашей музыки по своей природе вызывают определенные эмоции. Так почему же мажор так ассоциируется с положительными эмоциями, а минор — с отрицательными. Вот несколько теорий:

  • Культурная обусловленность . Пьесы, используемые на торжествах, например песня «С днем ​​рождения», написаны в мажорной тональности. В то время как песни, используемые на печальных событиях, таких как похороны, часто пишутся в минорной тональности.
  • Выравнивание с нотами гармонического ряда. Каждый раз, когда вы играете ноту на фортепиано, над ней резонирует высота тона. Эти высоты известны как гармонический ряд. Все ноты мажорного аккорда исходят из первых и самых громких нот гармонического ряда. Ноты минорного аккорда не имеют, но содержат аналогичные гармонические отношения. Некоторые утверждают, что из-за этого он создает «не совсем правильное» звучание, похожее на «не совсем правильное» кубизма. Не уверен, что куплюсь на эту идею, но вот полный текст.
Кубизм часто создает дезориентирующие и искаженные образы, которые выглядят «не совсем правильно».

Использовать эту теорию с пользой?

Хотите извлечь максимальную пользу из этих теоретических концепций? Ознакомьтесь с моим новым курсом — Любимая песня 101.  Я обучаю своих учеников навыкам, необходимым им для исполнения любимой песни, и аранжирую эту песню в соответствии с их уровнем мастерства.

Вы можете ознакомиться с курсом, загрузив этот рабочий лист, посвященный 3 шагам к разучиванию любимой песни на фортепиано!

Заключение

Понимание разницы между мажорными и минорными гаммами — это первый шаг к пониманию концепций мажора и минора и той роли, которую они играют в музыкальном воздействии произведения. Теперь вы должны понимать не только разницу между мажором и минором, но и различные типы минорных гамм, а также научное обоснование связи между мажором как радостным и минором как грустным.

Следующим шагом в вашем музыкальном путешествии может быть:

  • Изучение всех 24 мажорных и минорных гамм
  • Импровизация с мажорными и минорными гаммами (одной или двумя руками)
  • Изучение мажорных и минорных арпеджио и аккордов

Мажорная и минорная гаммы

Эта статья предназначена для моего понимания Студенты, изучающие теорию музыки, но доступны для всех, кто занимается композицией или продюсированием и хочет понять, как работает масштабное строительство.

К концу этого вы сможете

  • Вычислить мажорную гамму для любого данного корня
  • Вычислить минорную гамму, начинающуюся с той же основы
  • Понять, как вычисляются относительные мажорные и минорные тона
  • Вычислить все диезы
  • Вычислить все бемоли

В тональной музыке гаммы составляют основу мелодического письма. Шкала может иметь множество определений, но я хочу установить пару правил для шкал, которые мы будем обсуждать. Прежде чем сделать это, давайте разберемся, что такое полутон есть.

На фортепиано или гитаре полутон — это наименьшая музыкальная дискретная высота, на которую мы можем подняться или опуститься. На фортепиано они соответствуют ближайшей соседней клавише вверх или вниз, а на гитаре — на лады. Ниже мы видим клавиатуру, отображающую две октавы (двенадцать полутонов). Все гаммы сегодня существуют в пределах одной октавы, расстояния между C до C, D до D, F до F или чем-то еще.

Белые ноты на клавиатуре представляют собой ноты от A до G перед повторением. Это изображение обрезано с самой низкой нотой C, но принцип тот же. Черные ноты можно рассматривать как относительные к ноте выше или ниже. Например, черная нота между C и D может быть C# или Db в зависимости от контекста. Когда мы добавляем диез к ноте, мы указываем, что это черная клавиша над этой нотой, F# над F, G# над G и так далее. Когда мы добавляем бемоль, мы обозначаем, что это черная клавиша под ней. Bb ниже B, Ab ниже A и так далее.

Все гаммы, которые мы сегодня обсудим, имеют семь разных нот, прежде чем вернуться к основной ноте, или тонике . Есть гаммы с пятью нотами (пентатоника), шестью (блюз, цельный тон), восемью (октотоника/уменьшенная), но сегодня мы рассмотрим только мажор и минор.

Общее эмпирическое правило для диатонических гамм заключается в том, что вы не склонны смешивать диезы и бемоли в гамме. Кроме того, каждая диатоническая гамма содержит ноты от A до G, некоторые из которых либо диезы, либо бемоли. Например, у вас не было бы и D, и D#, потому что не было бы «E». Опять же, вне парадигмы мажоров и миноров эти правила могут быть нарушены.

Помимо полутона, другой интервал, который нам понадобится, это тон . Тон — это просто два полутона. Все гаммы, которые мы сегодня рассмотрим, состоят из тонов (T) и полутонов (S). Повышение тона от C будет D, повышение тона от D будет E, а повышение тона от E будет F# (это потому, что между E и F нет черной клавиши). Гаммы, которые не являются мажорными или минорными (такие как гармонический минорный, блюзовый или пентатонический лад), могут содержать интервалы больше тона. Напомним эти правила для весов сегодня:

  • Гаммы существуют между двумя одинаковыми нотами в пределах одной октавы (например, от C до C)
  • Содержат семь различных нот
  • Состоят из тонов и полутонов
  • Содержат каждую букву от A до G один раз
  • Содержат диез или квартиры, но не обе

Построение мажорной гаммы

Начнем с мажорной гаммы. Все мажорные гаммы имеют одинаковую схему, начиная с корня мы двигаем тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (T T S T T T S). Вы можете думать об этом численно, если хотите (2 2 1 2 2 2 1) или с точки зрения полутонов от корня (0 2 4 5 7 911 12 – сюда входят основной тон и октава, 0 и 12 соответственно).

Начнем с до мажор. Он содержит все белые клавиши между C и C, поэтому C, D, E, F, G, A, B и C снова. Однако, если бы мы этого не знали, мы могли бы начать с C, подняться на тон вверх к D, на тон вверх к E, на полутон вверх к F и т. д. Полутона в мажорной гамме всегда попадают между ступенями гаммы 3 и 4 и 7 и 8.

Давайте попробуем еще раз, но начнем с D. Важно понимать, что теперь это не будут белые клавиши между D и D, так как шаблон теперь будет включать в себя несколько черных клавиш. Для следующих изображений я не включил поля тона и полутона на диаграммы.

Это дало нам диезы в третьей и седьмой ступенях, F# и C#. Если мы повторим тот же шаблон, начиная с Е, мы получим это:

Производится четыре диеза: F#, G#, C# и D#. Однако не все основные клавиши будут иметь диезы. Если мы начнем наш паттерн со следующей белой ноты (F), то получим четвертую ступень мензуры:

.

Я бы посоветовал вам также определить соль, ля и си мажор. Вы можете попробовать бемольные и диезные тональности (некоторые из них будут рассмотрены в этой статье), но есть некоторые аномалии с такими вещами, как двойные диезы, двойные бемоли и другие нестандартные энгармоники (Cb, E# и т. д.).

Создание минорной гаммы

Существует несколько различных типов минорной гаммы: гармонический, мелодический, дорийский и другие лады, но сегодня мы сосредоточимся на натуральном миноре. Натуральная минорная гамма имеет уплощенную третью, шестую и седьмую ступень по сравнению с мажорной гаммой, начинающейся с той же корневой ноты.

Давайте посмотрим на те же основные ноты, C, D, E и F. Хотя можно запомнить паттерн в стиле T, T, S, я никогда этого не делал и всегда запоминаю гамму как модификацию мажора. шкала. Теперь у нас есть те же ноты, за исключением того, что Eb, Ab и Bb заменяют E, A и B. Обратите внимание, что полутона теперь появляются между двумя и тремя ступенями шкалы, а также между пятью и шестью.

Ре мажор содержал два диеза, F# и C#. Если мы опустим F# на один шаг, мы получим F natural, C# станет C, B natural станет Bb.

Однако не во всех минорных гаммах есть только бемоли. Ми-мажор содержит четыре диеза (F#, G#, C# и D#), но сглаживание G, C и D по-прежнему оставляет нам F#.

Наконец, фа минор, состоящий из четырех бемолей.

Повторите процесс для соль минор, ля минор и си минор. Опять же, диезные и бемольные тональности имеют смысл, но некоторые из них крайне редко используются для записи из-за их энгармонических нот.

Выяснение относительных миноров и мажоров

Все мажорные гаммы имеют минорную гамму, содержащую одинаковые ноты, называемую относительным минором. Минорные гаммы также имеют относительный мажор. Есть два способа получить относительный минор.

Несовершеннолетние родственники

Начнем с до мажора и его относительного минора, ля минор. Мы видим, что ля — это шестая ступень до мажор. Начав гамму с шестой ступени, мы можем получить относительный минор.

Шестая ступень ре мажор — си. Начиная с шестой ступени ре мажор, мы получаем си минор. Для тех из вас, кто читал о ладах, это тот же процесс, на самом деле мажорную и минорную гаммы можно рассматривать как лады, ионийский и эолийский соответственно.

Как узнать относительный минор, не выписывая всю гамму? Другой метод — начать с тоники и отсчитать 90 168 вниз на 90 169 на три полутона. Всегда начинайте с ноля тоники, то есть E, D#, D, C#.

Наконец, фа мажор и ре минор.

Для каждой мажорной гаммы есть относительный минор, остальные можно вычислить, хотя я перечислил некоторые другие ниже.

Относительные майоры

Давайте вернемся назад и начнем с минорной гаммы, а затем извлечем относительную девятку.Масштаб 0168 мажор . Мы можем использовать те же два метода, что и выше, инвертированные. Вместо того, чтобы считать три полутона в обратном порядке, мы можем считать три полутона в обратном порядке. Опять же важно начать с нуля в качестве вашего тонизирующего средства. До, Ре-бемоль, Ре, Ми-бемоль.

Нам не нужно играть ре минор, потому что мы рассмотрели его в разделе относительного минора, где фа является относительным мажором. Для ми минор относительным мажором является соль мажор.

Вместо того, чтобы считать вверх, мы можем начать шкалу с третьей ступени шкалы. Начиная с фа минор с третьей ступени гаммы (Ab), мы получаем Ab мажор.

Выяснить все острые ключи

Давайте разберемся со всеми острыми ключами. Меня научили очень простому методу отработки всех диезов. Начнем с до мажор. Запишите его с цифрами шкалы градусов над каждой буквой.

Затем начните шкалу с пятой ступени (G) и запишите это внизу. Это дало бы нам G A B C D E F G. Все, что нам нужно сделать, это повысить резкость до седьмой степени (F становится F #), и это дает вам гамму соль мажор. Соль мажор на одну чистую квинту выше до мажор. Повторение этого процесса даст нам ре мажор, который на чистую квинту выше соль мажор.

Ниже приведены до, соль, ре, ля, ми и си мажор. Мы могли бы продолжить фа-диез мажор, но седьмая ступень была бы ми-бемоль (энгармонично фа на клавиатуре). В этом нет ничего плохого, но эта статья предназначена для начинающих, поэтому я не буду упоминать эти весы.

Выяснить все плоские ключи

Теперь разберемся со всеми плоскими ключами. Это немного сложнее. Начинаем шкалу с четвертой ступени. Четвертая ступень до мажор — это фа. Запишите ноты от фа до фа (фа, соль, ля, си, до, ре, ми и фа), а затем сгладьте четвертую ступень.

Я дошел до Db (5 бемолей), так как Gb мажор содержит Cb (энгармоничный по отношению к натуральному B). Интересно, что Gb энгармоничен F#.

Разница между мажорной и минорной гаммой

Любопытно, в чем разница между мажорной и минорной гаммой? Почему они звучат по-разному и как их отличить? Давайте узнаем все о том, как устроены эти два типа весов.

Устали практиковать гаммы или запутались в них? Узнайте, почему их важно выучить и как они улучшат вашу технику игры на фортепиано.

Перейти к:
  • Половина и целые шаги
  • Основные весы
  • Малые весы
  • Несовершеннолетний родственник
  • Заключение
  • Часто задаваемые вопросы
  • Видео

Половинные и целые ступени

Прежде чем мы рассмотрим, как строятся мажорные и минорные гаммы, вам нужно знать две простые единицы измерения на клавиатуре: полутона и целые тона.

Полушаг — это расстояние от одной клавиши до следующей, например, от белой клавиши до следующей черной клавиши или от черной клавиши до следующей белой клавиши.

Целый шаг — это расстояние от одной белой клавиши до следующей белой клавиши или от одной черной клавиши до следующей черной клавиши.

Присмотритесь повнимательнее, и вы заметите, что между си, до, ми и фа нет черной ноты. Это означает, что расстояние от B до C, E и F составляет половину шага, а не целый шаг.

Мажорные гаммы

Теперь давайте посмотрим на формулу для мажорной гаммы. Выберите любую ноту, чтобы начать. Сыграйте 2 полных шага, полтона, еще 3 полных шага и еще полтона, чтобы получить мажорную гамму.

Подводя итог, можно сказать, что формула мажорной гаммы такова: W, W, H, W, W, W, H.

Что мне нравится в мажорных гаммах, так это их яркий позитивный тон. Песни, сыгранные в мажорных тональностях, обычно кажутся счастливыми — именно так вы должны чувствовать себя после изучения этой забавной формулы!

Минорные гаммы

Как и следовало ожидать, формула для минорной гаммы немного отличается. Выберите любую ноту, затем сыграйте 1 полный шаг, полтона, 2 полных шага, еще полтона, затем еще 2 полных шага.

Это делает формулу для минорной гаммы W, H, W, W, H, W, W.

Звучание минорных тональностей сильно отличается от мажорных, и песня будет звучать меланхолично, задумчиво или серьезно.

Relative Minor

Есть еще кое-что, что вам нужно знать! Между мажором и минором существует удивительная связь. У каждой мажорной тональности есть двоюродный брат в минорах, называемый относительным минором.

Если вы хотите найти относительный минор, начните с первой ноты мажорной тональности, которая называется тоникой. Отсчитайте три полушага вниз (также называемые малой терцией), чтобы найти относительный минор. Например, относительный минор до мажор — ля минор.

Вы также можете отсчитать сексту от тоники, чтобы найти относительный минор, но мне нравится использовать метод минорной терции, так как его легче делать в уме.

Заключение

Различия между мажорными и минорными гаммами сводятся к их структуре половинных и целых тонов. Как только вы поймете, как строятся мажорные и минорные гаммы, их будет легко отличить друг от друга. Разве не удивительно, как небольшая разница в паттерне полностью меняет звучание этих гамм?

Используя эти формулы половинных и целых тонов, вы можете начать с любой ноты — черной или белой — и построить свою собственную мажорную или минорную гамму.

Если вы продолжите изучение, то поймете, что есть двенадцать мажорных и двенадцать минорных тональностей. Получайте удовольствие, экспериментируя и изучая эти захватывающие ключи!

Часто задаваемые вопросы

Как узнать минорный или мажорный тон?

Во-первых, послушайте сигнал. Это радостно или грустно? Весело звучащие тональности являются мажорными, а грустные — минорными.

Также обратите внимание на диезы и бемоли в тональности. У каждой основной клавиши есть относительная минорная, поэтому для каждой ключевой подписи может быть две возможности (одна основная, одна минорная). Запомните, сколько диезов или бемолей в каждой мажорной и минорной тональности, и вы сможете быстро определить, какая это тональность.

Кроме того, в гармонических минорных тональностях седьмая нота повышается на полтона, а в мелодических минорных тональностях шестая и седьмая ноты повышаются на полтона.

Как вы используете мажорные и минорные гаммы?

Мажорная и минорная гаммы используются в каждом произведении, которое вы будете играть. Даже пьесы, написанные в мажорных тональностях, будут использовать в своих гармониях много минорных аккордов. Знание разницы между этими двумя типами гамм поможет вам быстрее выучить пьесы и лучше понять аккорды.

В чем разница между минором и майором?

Минорные гаммы строятся по формуле половинных и целых ступеней следующим образом: W, H, W, W, H, W, W. Мажорные гаммы строятся по формуле половинных и целых ступеней следующим образом: W, W , H, W, W, W, H. По сути, они построены из другой последовательности половинных и целых шагов, что меняет звучание гаммы.

мажорная тональность радостная или грустная?

Мажор обычно звучит радостно или весело, а минор часто звучит грустно или серьезно. Аккорды из мажорных тональностей обычно имеют доминирующее, законченное звучание, в то время как аккорды из минорных тональностей часто звучат более диссонансно и интересно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts