что это и зачем они нужны гитаристу?
Юрий Тараненко
Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL
При сочинении музыки и импровизации мы сталкиваемся с системой натуральных ладов, которая вызывает много вопросов у начинающих музыкантов и даже в курсе теории музыкальных училищ занимает недостаточно места.
Интересно, что в курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления.
Давайте вместе разберемся, что такое натуральные лады и как можно их использовать.
Натуральные лады: что это?
В настоящее время наиболее распространенным способом организации музыкальной ткани является гомофонно-гармонический склад. Это значит, что мы можем наблюдать четкое разделение мелодии и аккомпанемента в виде аккордов с басом.
В основе такой организации лежит четкое соответствие музыкальной вертикали (аккорда) и музыкальной горизонтали (гамма, лад).
Сперва давайте разберемся со страшным названием «лад». На самом деле это иное название гаммы и ничего более.
Два самых известных лада — это мажорный лад и минорный лад. Речь о системе звуков, которые следуют друг за другом в пределах октавы. В этой системе существует главный звук — тоника. Главное свойство лада, отличающее его от всех остальных — система интервалов между его ступенями. В натуральном мажоре она представлена в виде «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон».
Чтобы понять, что такое натуральные лады, вспомним о существовании параллельных тональностей (или ладов).
Параллельными называются лады, состоящие из одинаковых звуков (например, до мажорный лад и ля минорный лад), как следствие они имеют одинаковые ключевые знаки. При этом натуральный мажор является главным, а минор образуется от него, когда мы начинаем играть те же ноты от VI ступени.
VI ступень мажора становится I ступенью параллельного минора. Далее мы используем и остальные ноты мажора по порядку.То же самое можно сделать и для других ступеней мажора. Например, построить гамму от II ступени До мажора — это будет нота Ре. Как и в случае с Ля минором, Ре становиться новой тоникой, то есть II = I, и далее мы также используем ноты до мажора по порядку.
Таким образом мы получаем новый лад, параллельный До мажору, так как оба они состоят из одинаковых нот. По структуре (последовательности интервалов) лад не совпадает ни с натуральным мажором, ни с натуральным минором и имеет свое название — Дорийский лад. Давайте познакомимся с его структурой. Первым делом определяем наклонение: мажорное или минорное? Для этого смотрим на третью ступень, в данном случае это bIII ступень, что указывает на минорный лад.
Обратите внимание: ступени всегда нумеруются относительно одноименного мажора. Далее смотрим остальные ступени и видим, что Ре дорийский также имеет VI ступень вместо bVI в натуральном мажоре. То есть его шестая ступень повышена относительно натурального минора.
Такую же процедуру можно провести и для других ступеней мажора:
- От III ступени будет строиться Фригийский лад — минор с bII ступенью.
- От IV ступени Лидийский лад — мажор с #IV ступенью.
- От V ступени Миксолидийский — мажор с bVII ступенью.
- От VI ступени Натуральный минор или Эолийский лад.
- От VII ступени Локрийский лад — уменьшенный лад с bII и bV ступенями.
Обратите внимание на расположение полутонов в новых ладах. Именно это определяет их особенность и уникальное звучание. Мажор, от которого мы образуем лады (в том числе и натуральный минор), называется родительской гаммой.
Хорошая новость для гитаристов: поскольку все натуральные лады параллельны натуральному мажору (состоят из его нот), то, зная аппликатуру мажора, мы уже можем сыграть и все остальные лады! Например, если вызнаете гамму до мажор в открытой позиции с тоникой на пятой струне, просто попробуйте играть ее от ноты Ре до ноты Ре под аккомпанемент Ре минорного септаккорда или под минус «ре дорийский». Так можно сделать с любой аппликатурой мажора, например, с гаммами Сеговии.
Если хотите более подробно и системно разобраться в теории музыки и подготовить себя к сочинительству или импровизации, ждем вас на курсе теории для гитары: здесь вы сможете заложить прочный фундамент своих теоретических знаний и практических навыков.
Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)
Строение мажорной гаммы.
ЦЕЛЬ
- Знать сколько ступеней в гамме.
- Знать характер мажорного лада.
- Знать знаки альтерации.
- Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Это самый позитивный и жизнерадостный лад.
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить.
В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:C бемоль мажор
Ответ:C мажор
Ответ:E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Полное руководство по мажорным гаммам
Как мы говорили в нашем руководстве для начинающих по музыкальным гаммам, гамма — это группа нот, расположенных в порядке возрастания или убывания высоты тона. Есть много разных гамм, некоторые из которых звучат радостно, а некоторые — грустно.
В этом посте мы рассмотрим один тип гаммы, называемый мажорной гаммой, которая, вероятно, является первой гаммой, которую изучают большинство людей.
Содержание
Что такое мажорная гамма?
Мажорный лад — один из наиболее широко используемых типов гаммы в западной музыке.
Вы бы слышали это сотни раз, возможно, даже не осознавая этого.
Когда вы впервые начинаете изучать инструмент, обычно первым делом вы учитесь играть в мажорной гамме.
Если вы не смотрели фильм «Звуки музыки», то песня «До-Ре-Ми» очень хорошо объясняет мажорную гамму!
До-Ре-Ми – Звуки МузыкиПесня До-Ре-Ми построена с использованием системы под названием Сольфа или сольфеджио.
Проще говоря, это просто еще один способ описания ступеней шкалы.
Мажорные гаммы представляют собой тип диатонической гаммы, это означает, что они содержат семь нот и состоят из пяти интервалов тона и двух интервалов полутона.
Как вы формируете мажорную гамму?
Чтобы сделать мажорную гамму, нам просто нужно следовать очень простой формуле полутонов и тонов (целых шагов и полутонов) между каждой нотой.
Эта формула:
T – T – S – T – T – T – S
Или в целых и полушагах, основной шкалой будет эта формула :
Вт – W – H – W – W – W – H
Используя эту комбинацию интервалов, мы можем составить мажорную гамму, начиная с любой ноты. Давай попробуем.
Создание гаммы до мажор
Мы собираемся начать с ноты до и составить мажорную гамму, следуя порядку полутонов и тонов, указанному выше.
Итак, от C нам нужно подняться на один тон (целый шаг) до D:
От D мы поднимемся еще на один тон (целый шаг) до E:
От E,w мы должны подняться на один полутона (полутона) до фа:
Затем мы поднимаемся на тон (целый шаг) вверх до соль:
От соль мы поднимаемся еще на один тон (полутона) до ля:
Почти там, от ля мы поднимитесь на тон (целый тон) до B:
И, наконец, от B мы поднимемся на один полутон (полтона) до C:
Там у нас есть до-мажорная гамма, которая звучит на фортепиано так:
Гамма до-мажорДо-мажор — единственная мажорная гамма, для которой не нужны ни диезы, ни бемоли.
Мажорная гамма против ионийского лада
Музыкальные лады представляют собой ряд гамм, основанных на мажорной гамме.
Первый лад называется ионическим ладом и точно такой же, как мажорный лад.
Никакой разницы, кроме названия!
Обзор всех мажорных гамм
Ниже приведены все различные мажорные гаммы с примерами в скрипичном ключе.
Гамма до мажор
Вот гамма до мажор, в которой используются ноты: C D E F G A B.
До мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме до мажор здесь.
Гамма соль мажор
Для получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме соль мажор здесь.
Гамма ре мажор
Вот гамма ре мажор, в которой используются ноты: D E F# G A B C#.
Гамма ре мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ре мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ре мажор здесь.
Гамма ля мажор
Вот гамма ля мажор, в которой используются ноты: A B C# D E F# G#.
Мажорная гамма с возрастанием в скрипичном ключе Гамма мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ля мажор здесь.
Гамма ми мажор
Вот гамма ми мажор, в которой используются ноты: E F# G# A B C# D#.
Гамма ми мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ми мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме ми мажор здесь.
Гамма B мажор
Вот гамма B мажор, в которой используются ноты: B C# D# E F# G# A#.
Гамма си мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма си мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме си мажор здесь.
Гамма фа-диез мажор
Вот мажорная гамма фа-диез, в которой используются ноты: F# G# A# B C# D# E#.
Фа-диез мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма фа-диез мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме фа-диез здесь.
Гамма до-диез мажор
Здесь представлена мажорная гамма до-диез, в которой используются ноты: C# D# E# F# G# A# B#.
Гамма до-диез мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до-диез мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме до-диез здесь.
Гамма фа мажор
Вот гамма фа мажор, в которой используются ноты: F G A Bb C D E.
Фа мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма фа мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о гамме фа мажор здесь.
Гамма си-бемоль мажор
Вот гамма мажор си-бемоль, в которой используются ноты: Bb C D Eb F G A.
Гамма си-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма си-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме си-бемоль здесь.
Гамма ми-бемоль мажор
Вот мажорная гамма ми-бемоль, в которой используются ноты: Eb F G Ab Bb C D.
Гамма ми-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ми-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ми-бемоль здесь.
Гамма ля-бемоль мажор
Вот гамма ля-бемоль мажор, в которой используются ноты: Ab Bb C Db Eb F G.
Гамма ля-бемоль мажор с возрастанием в скрипичном ключе Гамма ля-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ля-бемоль здесь.
Гамма ре-бемоль мажор
Вот гамма мажор ре-бемоль, в которой используются ноты: Db Eb F Gb Ab Bb C.
Гамма ре-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма ре-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме ре-бемоль здесь.
Гамма соль-бемоль мажор
Вот мажорная гамма соль-бемоль, в которой используются ноты: Gb Ab Bb Cb Db Eb F.
Гамма соль-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма соль-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме соль-бемоль здесь.
Гамма до-бемоль мажор
Здесь представлена мажорная гамма до-бемоль, в которой используются ноты: Cb Db Eb Fb Gb Ab Bb.
Гамма до-бемоль мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до-бемоль мажор по убыванию в скрипичном ключеДля получения дополнительной информации об этой тональности см. наш подробный пост о мажорной гамме до-бемоль здесь.
Гаммы для фортепиано мажор – обзор с иллюстрациями
Мажорные гаммы являются наиболее важными гаммами для фортепиано: во-первых, потому что они очень распространены и, во-вторых, потому что они необходимы для понимания клавиш. Если вы слышите, как кто-то упоминает, что фортепианная соната композитора и пианиста Франца Шуберта исполняется в ля мажоре, значит, она зависит от гаммы ля.
Вы можете прокрутить вниз и увидеть изображения клавиатуры всех мажорных гамм. Ниже вы увидите обзор со всеми нотами вместе с интервалами, полутонами и формулой мажорной гаммы. Эта теория поможет вам изучить концепции и легче их запомнить. См. также Упражнения на мажорные гаммы и арпеджио.
До мажор
Ноты: C, D, E, F, G, A, B, C
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая) : 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Ре мажор
Ноты: D, E, F#, G, A, B, C#, D
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
ми мажор
Ноты: E, F#, G#, A, B , C#, D#, E
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Фа мажор
Ноты: F, G, A, Bb, C, D, E, F
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2 , 3, 4, 1, 2, 3, 4
Соль мажор
Ноты: G, A, B, C, D, E, F#, G
Аппликатура (левая рука): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
ля мажор
Ноты: A, B, C#, D, E, F#, G# , A
Аппликатура (левая): 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5
Си мажор
Ноты: B, C#, D#, E, F#, G#, A#, B
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1
Аппликатура (правая): 1, 2, 3 , 1, 2, 3, 4, 5
C# / Db Major
Ноты: Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2
Ре-диез мажор
Ноты: Eb, F, G, Ab, Bb, C , D, Eb
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3
F# / Гб мажор
Ноты: F#, G#, A#, B, C#, D#, F, F#
Аппликатура (левая): 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1, 4
Аппликатура (правая): 2, 3 , 4, 1, 2, 3, 1, 2
G# / Ab Major
Ноты: Ab, Bb, C, Db, Eb, F, G, Ab
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 3, 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3
A# / Bb Major
Ноты: Bb, C, D, Eb, F , G, A, Bb
Аппликатура (левая): 3, 2, 1, 4, 3, 2, 1, 3
Аппликатура (правая): 4, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4
Цифровой постер с мажорными гаммами
Этот цифровой постер с высоким разрешением включает все мажорные гаммы, а также все минорные гаммы вместе с мажорными и минорными аккордами.
Диаграммы и примечания видны.
Цифровой плакат в формате pdf A3.
Дополнительную информацию см. в разделе Гаммы для печати — цифровые постеры
Обзор основных гамм
C: C, D, E, F, G, A, B, C F#, G#, A#, B#, C# / Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db
D: D, E, F#, G, A, B, C#, D
D#/Eb: D#, E# (F), F## (G), G#, A#, B# (C), C## (D), D# / Eb, F, G, Ab, Bb, C, D, Eb
E: E, F#, G#, A, B, C#, D#, E
F: F, G, A, Bb, C, D, E, F
F#/Gb: F#, G#, A#, B, C# , D#, E#, F# / Gb, Ab, Bb, Cb (B), Db, Eb, F, Gb
G: G, A, B, C, D, E, F#, G
G#/Ab: G#, A#, B#, C#, D#, E#, F## (G), G# / Ab, Bb, C, Db, Eb, F, G, Ab
A: A, B, C#, D, E, F#, G#, A
A#/Bb: A#, B# (C), C## (D), D#, E# (F), F## (G), G## (A), A# / Bb, C, D, Eb, F, G, A, Bb
B: B, C#, D#, E, F#, G#, A#, B (Cb: Cb, Db, Eb, Fb, Gb, Ab, Bb, Cb)
Аппликатура: 1 = Большой палец | 2 = указательный палец | 3 = средний палец | 4 = безымянный палец | 5 = мизинец.
LH = левосторонняя | Правая рука = правая рука
Интервалы и шаги
Интервалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Полуноты: 2 — 2 — 1 — 2 — 2 — 2 — 1
Формула: Целое, Целое, Половина, Целое, Целое, Целое, Половина
Мажорные гаммы с нотами (ноты в формате PDF)
Мажорные гаммы в нотной записи доступны в личном кабинете.
Гамму во всех тональностях с аппликатурой (без названий нот) можно скачать в виде PDF-файлов.
Основные масштабы в графической компиляции доступны в личном кабинете.
Сборник клавиатурных карт можно скачать в виде PDF-файла.
Важно выучить интервалы и шаги. Они всегда одинаковы для весов в определенной категории. Это очень помогает вам, пока вы не запомните все гаммы и наоборот: вам не нужно их запоминать, если вы знаете интервалы. Природа интервалов помечает мажорную гамму как диатоническую гамму.
Понимание названий
Некоторые гаммы имеют два названия, разделенные косой чертой (например, C# и Db), потому что их можно играть в двух разных тональностях. Однако ноты на клавиатуре одинаковы. Например, C#, D#, E#, F#, G#, A#, B#, C# и Db, Eb, F, Gb, Ab, Bb, C, Db (как в гаммах C# / Db) — это те же ноты, но частично записанные. иначе. В некоторых случаях встречаются двойные диезы (например, F##), которые могут выглядеть странно, объяснение см. в теории. Кроме того, примечания на диаграммах и примечания в обзоре ниже иногда отличаются. Это связано с тем, что примечания под диаграммами в первую очередь считаются простыми для понимания.
Гаммы и аккорды
Как только вы узнаете определенную мажорную гамму, вам будет легче усваивать аккорды в той же тональности. Это потому, что вы можете случайным образом выбрать три разные ноты из гаммы, и вы получите трезвучие. Например, в тональности C используются следующие стандартные аккорды:
- C Major (примечания: C — E — G)
- ре минор (ноты: D — F — A)
- ми минор (ноты: ми-соль-си)
- Фа мажор (ноты: F — A — C)
- соль мажор (ноты: соль — си — ре)
- Ля минор (ноты: A — C — E)
- B Уменьшенный (примечания: B — D — F)
См. гармонизацию мажорных гамм в аккорды.
Простой способ начать импровизировать на фортепиано — играть мажорные гаммы вместе с аккордами, в которых используются одни и те же ноты.