Меры наказания и поощрения: Меры поощрения и наказания в современных семьях — МКОУ СОШ №14 г.Слободского

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение — В помощь родителям — Каталог статей

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение — В помощь родителям — Каталог статей — МБОУ «С(К)ОШ №11 г.Челябинска»

В помощь родителям

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.


НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ

Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным — поощрение.

Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем — ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.
Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Необходимо помнить, что:

• за один проступок должно следовать одно наказание;
• не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказанием;
• нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день;
• не стоит наказывать перед сном — ребенок будет плохо спать;
• нецелесообразно наказывать ребенка за едой — пища будет плохо усваиваться;
• при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей;
• ребенок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме;
• при наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас;
• если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия;
• если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания.

Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Поощрение — более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.
Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок.
Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующее наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное — значит и самому испытывать радость.

Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Но не стоит понимать все вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей), то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребенок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивания свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребёнком наказания. Важно, чтобы ребёнок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребёнок получает за нарушение правил, обсуждённых и установленных родителями и которые известны ребёнку.

Прощение — это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить проступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытывали, когда он причинил вам боль, дать ему время на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его.

Важно также при совершении ребенком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребенком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» Но следует прежде всего донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять следует только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах — поощрений и похвалы или наказаний и осуждений?

Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.

Искусство поощрения и наказания в семье

Валайнис Н.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Методы воспитания, применяемые в семье, детском саду, в школе – это поощрение и наказание. Оценивая детское поведение родитель, воспитатель/учитель или одобряет тот или иной поступок, или осуждает его, то есть поощряет или наказывает. Давая такую оценку, взрослые тем самым регулируют развитие личности ребенка, побуждая его к правильным поступкам.

Что такое наказание и что такое поощрение?

  • Наказание – это действия, целью которого является убрать нечто из поведения ребёнка, т.е. чтобы у ребёнка исчезла и не повторилась социально неприемлемая форма поведения.

Выделяют следующие виды наказания:

  1. э м о ц и о н а л ь н о — с л о в е с н о е
    • унижение достоинства: «дурак», «осёл», сумасшедший, дебил и т.
      п.
    • игнорирование потребностей: «получил двойку – гулять с друзьями не пойдёшь», «Я тебя не люблю, когда ты балуешься» и т.п.
    • изоляция от членов семьи: от матери, сестры/брата…
    • от социального окружения: от друзей, подруг, коллег…
    • в угрозе применить наказание:
  2. Вербальное наказание заключается в вызывании чувства стыда, вины, страха. При словесном наказании во многом важна интонация говорящего (даже не слова). Проводили эксперименты, когда мать сурово говорила ласковые слова и наоборот, гневные слова говорила нежным голосом. Реакции детей соответствовали тону голоса, а не содержанию слов, которые этот голос произносил (1978 г).
  3. Один из видов наказания — метод задержанного вознаграждения, при котором у ребенка отнимается приятное переживание из-за плохого поведения: «Ты не получишь конфету из-за плохого поведения (не будешь смотреть телевизор, играть в компьютер и т.
    д.)». Подобный вид наказания нарушает привычный образ жизни и снижает доверие между детьми и родителями, порождает ощущение досады и несправедливости.
  4. ф и з и ч е с к о е: пинки, шлепки, удары по подзатыльнику, порка, щипание, бросание в ребенка различных предметов, жестокое захватывание, избиение; когда родители оставляют ребенка одного в закрытом помещении, выгоняют из дома, угрожают и совершают иные жестокие физические действия в отношении ребёнка;
  • Поощрение (рассматриваем как подкрепление) – это действия, которые усиливают предыдущее поведение ребёнка.

Эффективность выработки навыка определяется не наказанием, а поощрением.

В основе поощрения лежит положительное подкрепление.

Формы поощрения могут быть самыми разными: нематериальные — приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность, признательность; награды — поездка за город, билеты в театр, цирк, посещение кинотеатра: подарки — игрушки, вещи, сладости. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, чтобы родители делали его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения в будущем.

Но…

  • Наказание всегда действенно и может не меняться
  • Поощрения – не всегда действенны. Поэтому для эффективности, поощрения должны быть разнообразными, необходимо их менять, варьировать виды и формы поощрения. Только тогда оно будет действенно.
  • Разнообразные слова поддержки будут иметь большое значение для ребенка.

Еще одним условием эффективности воспитания и обучения является то, что заканчивать те или действия следует всегда на фоне поощрения.

Если это условие нарушено и ребенку сегодня предъявляются требования, за которое он не получает поощрения (в виде похвалы или поглаживания), то он будет воспринимать это как наказание.

Наказание должно быть соразмерно проступку ребенка и целесообразно по форме. Продуктивной формой наказания считается та, которая заставляет ребенка задуматься над проступком, критически оценить собственное поведение.

Если родители постоянно применяют исключительно наказание (и словесное и физическое), оно перестает работать. Родители, которые систематически наказывают ребенка, обычно говорят: «Он не реагирует ни на что, кроме ремня. Он сам напрашивается на ремень. Мои родители били меня, и я вырос человеком». Родители практически никогда не говорят, что срываются на ребенке, когда им плохо. Они чувствуют бессилие и не знают, что делать.

Ударить быстрее и легче, чем понимать и слушать, битье не требует размышления. Битьем легче показать другим, что они — ответственные родители, только дети им попались трудные.

Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка. Вызывая положительные эмоции, поощрение способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность.

Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности, поэтому можно рекомендовать родителям по возможности избегать применения наказания. Постоянное неотвратимое наказание лишает ребенка инициативы.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказания, а именно: задержка удовольствия или развлечения, задержка карманных денег (если они выдаются), запрещение выходов с друзьями

«Кнут» и «Пряник» в системе воспитания должны быть сбалансированы.

Используя метафору К.Роджерса (1993), можно сказать: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло. Точно так же и с ребенком.

При воспитании мы должны готовить почву, но не тянуть постоянно нетерпеливо вверх.

Наказанные наградами — (Книга)

Проблемы с золотыми звездами, планами поощрения, пятерками, похвалами и другими взятками

(Бостон: Houghton Mifflin, 1993 / 1999 / 2018) (Tantor audio, 2017)
2018 и 1999 выпуски содержат новые Послесловия автора

Наша основная стратегия воспитания детей, обучения студентов и управления рабочими может быть резюмирована в шести словах: Делай это, и ты получишь это. Мы размахиваем лакомствами (от шоколадных батончиков до комиссионных с продаж) перед людьми почти так же, как дрессируем домашнего питомца.

В этой новаторской книге Альфи Кон показывает, что, хотя манипулирование людьми с помощью стимулов кажется эффективным в краткосрочной перспективе, эта стратегия в конечном итоге терпит неудачу и даже причиняет долговременный вред. Он утверждает, что наши рабочие места и классы будут продолжать приходить в упадок, пока мы не начнем подвергать сомнению нашу зависимость от теории мотивации, основанной на лабораторных животных.

Основываясь на сотнях исследований, Кон показывает, что люди на самом деле выполняют некачественную работу, когда их соблазняют деньгами, оценками или другими стимулами. Программы, которые используют вознаграждения для изменения поведения людей, также неэффективны в долгосрочной перспективе. Обещание детям подарков за хорошее поведение никогда не приведет к чему-то большему, чем временное послушание. На самом деле, чем больше мы используем искусственные стимулы для мотивации людей, тем больше они теряют интерес к тому, за что мы их подкупаем. Награды превращают игру в работу, а работу в рутину.

Шаг за шагом Кон использует исследования и логику, чтобы доказать, что планы оплаты по результатам не работают; чем больше организация полагается на стимулы, тем хуже становится. Тем временем родители и учителя, заботящиеся о том, чтобы помочь учащимся учиться, должны делать все возможное, чтобы помочь им забыть о существовании оценок. Даже похвала может превратиться в словесную взятку, которая подсадит детей на наше одобрение.

Поощрения и наказания — это только две стороны одной медали, и на эту монету можно не так уж много купить. Что необходимо, объясняет Кон, так это альтернатива обоим способам контроля над людьми. В последних главах предлагается практический набор стратегий для родителей, учителей и менеджеров, которые выходят за рамки использования кнута или пряника.

Приправленный юмором и знакомыми примерами,  Наказанный наградой  представляет собой аргумент, который тревожит, но невозможно отвергнуть.



Содержание


Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – Дело против вознаграждений
1 Скиннер-бокс: Наследие бихевиоризма
2 Правильно ли вознаграждать?
3 Эффективно ли вознаграждать?
4 Проблемы с морковью: четыре причины, по которым награды не срабатывают
5 Снижение процентной ставки: пятая причина неудачи вознаграждения
6 Проблема похвалы
ЧАСТЬ ВТОРАЯ – Награды на практике
7 Плата за результат: почему бихевиоризм не работает на рабочем месте
8 Приманки для обучения: почему бихевиоризм не работает в классе
9 Взятки за поведение: почему бихевиоризм не помогает детям стать хорошими людьми
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – Помимо наград
10 Слава Богу, сегодня понедельник: корни мотивации на рабочем месте
11 Подсел на обучение: корни мотивации в классе
12 Хорошие дети без вкусностей
Послесловие 1999
Послесловие 2018
Приложение A: Беседа с Б. Ф. Скиннером
Приложение Б. Что такое внутренняя мотивация?
Приложение C: Бихевиористы возражают

Что говорят люди


«Чудесно ясно, провокационно и приятно. Новаторское исследование Алфи Кона о вредном воздействии поощрений должно быть обязательным к прочтению каждым родителем и учителем».

— Адель Фабер, соавтор книги «
Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили»

контролировать детей и взрослых. Каждый родитель, учитель и руководитель должен прочитать эту книгу — и поторопиться».

— Томас Гордон, основатель
Parent Effectiveness Training (P.E.T.)

«Неортодоксальная, иногда утопическая, революционная по своим последствиям, эта поучительная критика бихевиористской психологии вознаграждения и наказания бросит вызов и просветит родителей, учителей. , менеджеры и обычный читатель».

— Publishers Weekly [помеченный звездочкой обзор]

«Убедительный аргумент в пользу того, что использование вознаграждений контрпродуктивно при воспитании детей, обучении студентов и управлении рабочими… Четкая, убедительная демонстрация… написана стильно, с юмором и авторитетно».

— Киркус

«Кон… обеспечивает впечатляющую теоретическую поддержку и в то же время обезоруживающе использует юмор, чтобы аргументировать свою позицию».

— Список книг


Где купить


Наказание наградами?: Беседа с Алфи Коном

РУКОВОДСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
Сентябрь 1995

Разговор с Альфи Коном

Рон Брандт

Как поощрения, так и наказания, говорит автор книги  Наказанные наградами Алфи Кон, являются способами манипулирования поведением, которые разрушают потенциал реального обучения. Вместо этого он выступает за создание увлекательной учебной программы и заботливой атмосферы, «чтобы дети могли действовать в соответствии со своим естественным желанием узнать».

Следующее интервью было взято на ежегодной конференции ASCD 27 марта 1995 года в Сан-Франциско.

*

Алфи, мы, педагоги, довольно часто используем наказания, но мы пришли к пониманию, что это не очень эффективная мотивация. Мы убеждены, что вместо этого гораздо лучше использовать вознаграждения. Но теперь вы приходите и говорите, что это тоже неправильно. Почему?

Во-первых, давайте убедимся, что мы согласны с вашей первой предпосылкой, а именно, что наказание разрушительно. Многие считают, что если мы назовем это «последствиями» или добавим модификатор «логический», тогда все в порядке. «Логические последствия» — это пример того, что я называю «облегченным наказанием», более добрым и мягким способом ведения дел  до детей вместо работы с ими.

Сказав это, я перейду к наградам. Поощрения и наказания являются способами манипулирования поведением. Это две формы ведения дел от 90 206 до 90 207 студентов. И в этом отношении все исследования, в которых утверждается, что контрпродуктивно говорить студентам: «Сделай это, или вот что я собираюсь сделать с тобой», также применимы к словам: «Сделай это, и ты получишь это. ” Эд Деси и Рич Райан из Рочестерского университета правы, когда называют вознаграждение «контролем через соблазнение».

А вы говорите, что награды так же нежелательны, как и наказания.

В силу того, что они контролируют, в долгосрочной перспективе они, скорее всего, будут вызывать отвращение. Причина в том, что, хотя учащиеся, безусловно, хотели бы получить само по себе удовольствие — пиццу, деньги или золотую звезду, — никому из нас не нравится, когда те самые вещи, которые мы желаем, используются в качестве рычагов для управления нашим поведением. Таким образом, непредвиденные обстоятельства благодеяния — «Сделай это, и ты получишь это» — объясняют его карательный статус в долгосрочной перспективе.

Вы хотите сказать, что это относится даже к детям, которые находят определенное задание полезным само по себе?

Поощрения наиболее вредны для интереса, когда задача уже внутренне мотивирует. Это может быть просто потому, что при введении внешних факторов теряется гораздо больше интереса; если вы делаете что-то скучное, уровень вашего интереса уже может быть на дне.

Однако это не дает нам права обращаться с детьми как с домашними животными, когда задача неинтересна. Вместо этого нам нужно изучить само задание, содержание учебного плана, чтобы увидеть, как его можно сделать более увлекательным. Однако независимо от того, что мы с этим делаем, один из наиболее тщательно изученных выводов социальной психологии заключается в том, что чем больше вы вознаграждаете кого-то за какое-то действие, тем меньше этот человек будет проявлять интерес к тому, за что его или ее вознаграждали.

В  Наказание наградами вы цитируете множество исследований по подобным вопросам. Вы говорите, что это не только ваше мнение.

Верно. Существует не менее 70 исследований, показывающих, что внешние мотиваторы, в том числе пятерки, иногда похвалы и другие поощрения, не только неэффективны в долгосрочной перспективе, но и контрпродуктивны в отношении того, что нас больше всего волнует: желания учиться, приверженности хорошим ценностям, и так далее. Другая группа исследований показывает, что, когда людям предлагают вознаграждение за выполнение задачи, которая требует определенного решения проблем или творчества, или за хорошее выполнение, они, как правило, выполняют работу более низкого качества, чем те, кому не предлагалось никакого вознаграждения.

Это так противоречит нашему повседневному опыту. Все привыкли получать награды и давать их. Как педагоги, мы считаем правильным вознаграждать; дети, которые делают хорошие вещи, заслуживают награды.

Дети заслуживают интересной учебной программы и заботливой атмосферы, чтобы они могли действовать в соответствии со своим естественным желанием узнавать что-то новое. Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы им манипулировали внешними факторами, чтобы подчиняться тому, чего хотят другие.

Удивительно, как часто преподаватели используют слово «мотивация», имея в виду подчинение. Действительно, один из фундаментальных мифов в этой области заключается в том, что можно мотивировать кого-то другого. Всякий раз, когда вы видите статью или семинар под названием «Как мотивировать своих студентов», я рекомендую вам игнорировать их. Вы не можете мотивировать другого человека, поэтому такая постановка вопроса практически гарантирует использование контролирующих устройств.

Более того, мотивация — это то, с чего начинают дети. Вам не нужно подкупать маленькую девочку, чтобы она показала вам, как она умеет считать до тысячи миллионов или расшифровывать дорожные знаки. Но исследования показывают, что к середине — или, конечно, к концу — начальной школы эта внутренняя мотивация начинает резко ослабевать — по удивительному совпадению, примерно в то же время, когда оценки начинают приходить в норму.

Конечно, нереально ожидать, что все дети найдут всю учебную программу внутренне мотивирующей. Есть вещи, через которые дети просто должны пройти, не так ли?

Что ж, данный ребенок, скорее всего, будет больше интересоваться одними вещами, чем другими, но мы не говорим о том, чтобы написать что-то на доске и ожидать, что дети будут прыгать вверх и вниз и говорить: «Мне не терпится добраться до этот!»

Умелое обучение включает в себя облегчение процесса, с помощью которого дети начинают сталкиваться со сложными идеями, а эти идеи, как сказал нам Джон Дьюи, должны органично возникать из реальных интересов и забот детей. «Что больше, 5/7 или 9/11?» Правильный ответ: «Кому какое дело?» Но дети очень заботятся о том, как быстро они растут. В этом контексте навыки, необходимые для понимания, становятся интересными для большинства детей. «Чем отличается сравнение от метафоры?» Тот же ответ; лишь немногие представители нашего вида сочли бы это различие внутренне мотивирующим, но детям очень интересно написать историю о динозаврах или о том, как их уносит космический корабль. В контексте задачи, которая важна для учащихся, конкретные навыки, которые нам важны, могут быть освоены естественным образом, без приукрашивания, без игр и, прежде всего, без того, чтобы предлагать детям собачье печенье за ​​то, что они делают то, что мы им говорим.

Позвольте мне спросить о похвале, что особенно сложно, потому что это не осязаемая награда. Если я скажу одному из своих сотрудников, что он или она отлично справились с чем-то, даю ли я вознаграждение в этот момент?

Это интересный вопрос, и я бы хотел, чтобы его задавало больше педагогов, независимо от того, каким окажется ответ.

Положительная обратная связь, воспринимаемая как информация, сама по себе не является деструктивной и действительно может быть весьма конструктивной с точки зрения образования. А поощрение — помощь людям в том, чтобы они чувствовали себя признанными, чтобы их интерес к задаче удвоился, — это неплохо. Но чаще всего похвала в адрес детей принимает форму словесного поощрения, которое может иметь такой же деструктивный эффект, как и другие поощрения: ощущение контроля, искажение отношений между взрослым и ребенком, а также между ребенком и его или ее сверстниками. и это подрывает интерес к самой задаче.

Это не совпадение, что программы принудительной дисциплины в значительной степени полагаются на получение согласия путем намазывания на похвалу. Типичным примером является учитель начальной школы, которого учат говорить: «Мне нравится, как Сесилия сидит, такая милая, спокойная и готовая к работе». У меня есть несколько возражений против этой практики.

Почему?

Во-первых, учительница не оказала Сесилии никакой услуги. Вы можете себе представить, как другие дети подходят к ней после уроков: «Мисс «милый и тихий» мужлан!»

Во-вторых, учитель только что превратил обучение в стремление к триумфу. Она ввела соревнование в классе. Теперь это соревнование, кто самый милый и тихий ребенок, а остальные только что проиграли.

В-третьих, это принципиально мошенническое взаимодействие. Учительница делает вид, что разговаривает с Сесилией, но на самом деле она использует Сесилию, чтобы манипулировать поведением других людей в классе, а это просто нехороший способ иметь дело с людьми.

В-четвертых, и, возможно, самое важное, я прошу вас подумать над тем, какое слово является самым важным в этом выражении. Кажется, это I . Даже если такая практика «работает», она сработала только для того, чтобы заставить Сесилию и других наблюдателей задуматься о том, что я требую, независимо от того, по каким причинам я могу или не могу попросить ее что-то сделать. Сесилии ни на йоту не помогли задуматься о том, как ее опыт влияет на других людей в комнате или каким человеком она хочет быть.

В связи с этим мне нравится думать о вопросах, которые детям рекомендуется задавать в различных классах. В одной из них преобладают последствия, и детей заставляют думать: «Что они хотят, чтобы я сделал, и что со мной произойдет, если я этого не сделаю?» В классе, ориентированном на поощрение, включая тот, который характеризуется похвалой, детей заставляют спрашивать: «Что они хотят, чтобы я сделал, и что я получу за это?» Обратите внимание, насколько фундаментально похожи эти два вопроса и насколько радикально каждый из них отличается от вопроса «Каким человеком я хочу быть?» или «Какой класс мы хотим иметь?»

А как насчет менее успешных учеников? Многие воспитатели твердо убеждены, что их нужно хвалить даже больше, чем других детей. Их нужно хвалить, когда они делают хоть малейший прогресс.

Ни одно исследование не подтверждает идею о том, что похвала детей за то, что они медленно взбираются по лестнице, построенной взрослыми, помогает им развить чувство компетентности. Действительно, похвала за успехи в относительно легких задачах дает понять, что этот ребенок не должен быть очень способным. Более того, детям не помогают найти сам материал важным или интересным, если их за это хвалят. В общем, чем больше детей побуждают делать что-то за вознаграждение, материальное или словесное, тем больше снижается интерес в следующий раз, когда они это делают. Это можно частично объяснить тем фактом, что похвала, как и другие поощрения, в конечном счете является инструментом контроля, но также и тем фактом, что если я хвалю или награждаю ученика за что-то, ребенок делает вывод: «Это должно быть что-то, чего я не хотел бы делать; иначе им не пришлось бы подкупать меня, чтобы я это сделал».

То, что вы говорите, вряд ли примет большинство людей. Кажется, что это противоречит нашему повседневному опыту.

То есть, то нет. Например, родители подходят ко мне и говорят что-то вроде: «Знаешь, смешно, что ты это говоришь, потому что буквально вчера я попросила своего ребенка убрать со стола после ужина, а он сказал: «Что ты мне дашь за это?». Что я нахожу примечательным в этом, так это не то, что сказал ребенок, а то, что родитель просит меня покачать головой и посочувствовать этим детям сегодня. Я хочу спросить: «Как вы думаете, откуда ребенок научился этому?» И если я спрошу об этом без особых подсказок, люди поймут.

В Миссури даже проведено исследование, показывающее, что когда студентов спрашивали: «Как вы думаете, поощрения повышают или понижают интерес к задаче?» они неправильно угадали. Но как только результаты исследования были объяснены, все сказали: «О да, я знал это». У многих людей был опыт делать что-то просто потому, что им это нравилось — до тех пор, пока им не начали платить за это, после чего они и мечтать не могли делать это снова без оплаты. Феномен, при котором внешние мотиваторы заставляют испаряться внутреннюю мотивацию, не ходит у нас на языке, но и не так далек от сознания.

Все равно, это другой способ думать о вещах. Например, мне нравится, когда люди признают меня за какое-то достижение.

Да, конечно. Мы все хотим, чтобы нас ценили, поощряли и любили. Вопрос в том, должна ли эта потребность принимать форму покровительственного похлопывания по голове и слов «Хороший мальчик», на что, как мне кажется, наиболее логичным ответом будет «Гав!»

Теперь я знаю много взрослых, которые являются наркоманами похвалы: к сожалению, они не могут думать о ценности своих действий, действий и продуктов и полностью зависят от того, кто скажет им, что они хорошо поработали. Это логическое завершение маринования в похвалах в течение многих лет. Но, возможно, есть более вдохновляющий и уважительный способ поделиться своим мнением, чем словесное вознаграждение.

Меня поражают учителя, которые снова и снова говорят мне: «Вы не понимаете, какое происхождение и семейная жизнь у этих детей; они родом из мест, лишенных любви, иногда жестоких, и ты говоришь мне не хвалить их? Мой ответ: «Да». Эти дети нуждаются в безусловной поддержке, поощрении и любви. Хвала не просто отличается от этого; это наоборот. Похвала — это: «Прыгай через мои обручи, и только тогда я скажу тебе, какую прекрасную работу ты проделал и как я горжусь тобой». И это может быть проблематично. Конечно, при положительной обратной связи это вопрос нюансов, акцентов и реализации. Это не относится к золотым звездочкам, шоколадным батончикам и пятеркам, которые, я считаю, разрушительны по своей сути.

Один из центральных мифов, которые мы носим в наших головах, заключается в том, что есть одна единственная сущность, называемая «мотивацией», которой у человека может быть больше или меньше. И, конечно же, мы хотим, чтобы у детей было больше, поэтому мы предлагаем им пятерки, похвалу и пиццу. Дело в том, что существуют качественно разные виды мотивации. Нам нужно перестать спрашивать: «Насколько мотивированы мои ученики?» и начните спрашивать » Как  мотивированы мои ученики?» Мотивация, вызванная внешними стимулами, не просто менее эффективна, чем внутренняя мотивация; это угрожает подорвать эту внутреннюю мотивацию, это волнение по поводу того, что человек делает.

Так что же вы предлагаете вместо этого?

Иногда я говорю о трех C мотивации. Первый клиент доволен. Гораздо менее интересен для меня, чем вопрос о том, научился ли ученик тому, чему он должен научиться, вопрос: «Дано ли ребенку какое-то занятие, заслуживающее изучения?» Если вы спросите меня, что делать, если ребенок «не на работе» — одно из наших любимых модных словечек, — мой первый ответ будет: «Что за задача?» Если вы даете им мусор, да, вам, возможно, придется подкупить их, чтобы они это сделали. Если детям приходится бесконечно заполнять пробелы в словах, в ближайшее время вы не избавитесь от поощрений или угроз.

Второй С — это сообщество: не только совместное обучение, но и помощь детям в том, чтобы они чувствовали себя частью безопасной среды, в которой они могут свободно просить о помощи, в которой они начинают заботиться друг о друге, а не поддаваться манипуляциям, чтобы делиться или нет. быть злым. Часть выдающейся работы по созданию заботливых сообществ проделана Центром исследований развития в Окленде, Калифорния.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts