Метод анкетирование в психологии: Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Содержание

Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Виды анкетирования
    • 2.1 По числу респондентов
    • 2.2 По полноте охвата
    • 2.3 По типу контактов с респондентом
  • 3 Онлайн-анкетирование
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0

См. также

  • Вербально-коммуникативные методы
  • Метод опроса
  • Экспериментальная психология

Метод анкетирования | это… Что такое Метод анкетирования?

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Виды анкетирования
    • 2.1 По числу респондентов
    • 2.2 По полноте охвата
    • 2.3 По типу контактов с респондентом
  • 3 Онлайн-анкетирование
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 См. также

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 211 дней]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М.: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0

См. также

  • Вербально-коммуникативные методы
  • Метод опроса
  • Экспериментальная психология

8 основных методов постановки вопросов, которые вам нужно знать

Когда Томас Кун сказал, что «ответы, которые вы получаете, зависят от вопросов, которые вы задаете», он определенно был прав.

Понимание конкретных типов вопросов, которые вы задаете, не только поможет вам получить более точные ответы и построить более крепкие отношения, но также поможет вам не вводить людей в заблуждение или, что еще хуже, убережет вас от ужасного коммуникативного срыва.

Давайте начнем с повседневных вопросов, которые люди задают, и ответов, которые они могут получить.

Закрытые вопросы (иначе «полярные»)

Закрытые или «полярные» вопросы обычно предполагают односложный ответ, например «да» или «нет». Например, «Вы водите машину?» или «Вы взяли мою ручку?» Они также могут включать ответы на фактические вопросы или вопросы с несколькими вариантами ответов, такие как «Как вас зовут» или «Хотели бы вы чай, кофе или воду». ?»

Они популярны в качестве ледокольных вопросов в групповых ситуациях, потому что на них легко ответить. Конечно, большинство вопросов можно открыть для дальнейшего обсуждения, в том числе закрытые вопросы — но об этом позже.

Полезно для: разогрева групповых дискуссий, получения быстрого ответа

Открытые вопросы

Открытые вопросы требуют немного больше размышлений и обычно поощряют более широкое обсуждение и разработку. На них нельзя ответить простым ответом «да» или «нет». Например: «Что вы думаете о своем начальнике?» или «Почему вы выбрали эту машину?»

Полезно для: критического или творческого обсуждения, получения дополнительной информации о человеке или предмете

Наводящие вопросы

Эти вопросы полезны для получения разъяснений и побуждения других рассказать вам больше информации о предмете. Наводящие вопросы обычно представляют собой серию вопросов, которые копают глубже и дают более полную картину. Например: «Когда вам нужен законченный проект, и можно ли я отправлю его вам по электронной почте?»0003

Наводящие вопросы

Эти вопросы предназначены для того, чтобы направить респондента на определенный желаемый положительный или отрицательный путь.

На рабочем месте вы можете столкнуться с такими наводящими вопросами, как: «Есть ли у вас проблемы с проектом?» или «Понравилось ли вам работать над этим проектом?» Первый тонко подталкивает респондента к отрицательному ответу; последний в положительную сторону. Спросив «как у вас дела с этим проектом», вы получите более сбалансированный ответ.

Наводящие вопросы также могут включать в себя обращение в конце, предназначенное для принуждения респондента к согласию с говорящим. Например, «этот проект идет хорошо, не так ли?» побуждает респондента сказать «да». Это работает особенно хорошо, потому что психологически мы предпочитаем говорить «да», а не «нет». Поэтому, когда мы оказываемся на месте, мы обычно выбираем первое.

Полезен для: налаживания позитивных дискуссий, завершения продажи, направления разговора к результату, который отвечает вашим интересам

Предупреждение: Важно осторожно использовать наводящие вопросы; их можно рассматривать как нечестный способ получить желаемый ответ.

Загруженные вопросы

Загруженные вопросы кажутся простыми, закрытыми вопросами, но с одной изюминкой: они содержат предположение об респонденте. Они широко используются юристами и журналистами, чтобы заставить своего собеседника признать фундаментальную истину, которую в противном случае они не захотели бы раскрыть.

Например, вопрос: «Вы перестали воровать ручки?» предполагает, что респондент воровал ручку более одного раза. Ответит ли она да или нет, в какой-то момент она признается, что украла ручки.

Конечно, предпочтительным ответом было бы: «Я никогда в жизни не крал ручку». Но не всегда легко обнаружить ловушку. Эти вопросы совершенно справедливо рассматриваются как манипулятивные.

Полезно для: обнаружения фактов о ком-то, кто в противном случае не хотел бы предоставлять информацию

Вопросы-воронки

Как и в случае с воронкой, эти вопросы начинаются в общих чертах, а затем сужаются до определенного пункта — или наоборот.

Знакомясь с новым человеком, мы обычно начинаем с конкретных закрытых вопросов, таких как «Как тебя зовут?» и «Чем ты занимаешься?», а затем переходим к более открытым вопросам, таким как «Почему ты выбрал быть пожарным?», когда вам станет удобнее разговаривать друг с другом.

Обратное — начиная с общего вопроса, прежде чем перейти к чему-то конкретному — часто используется при допросе свидетелей, чтобы получить максимальное количество информации о человеке или ситуации. Например: «Чем вы зарабатываете на жизнь? Вы работаете по ночам? Вы видели взлом? Было ли больше одного человека?» И так далее.

Воронкообразные вопросы также можно использовать для снятия напряженности: попросите кого-то подробно рассказать о своей проблеме, чтобы отвлечь его от гнева и дать вам информацию, которая вам нужна, чтобы предложить ему решение, которое, в свою очередь, успокаивает его и заставляет задуматься. позитив делается, чтобы помочь им.

Полезно для: построения отношений, обнаружения очень специфической информации, рассеивания аргументов

Воспроизведение и обработка вопросов

Вопросы на припоминание требуют, чтобы получатель запомнил факт. Например, «сколько будет семь раз по семь?» и «куда вы положили ключи?» или «какой у вас пароль для входа?» С другой стороны, вопросы процесса требуют от респондента добавления собственного мнения к своему ответу. Эти типы вопросов могут использоваться для проверки глубины знаний респондента по определенной теме. Например: «Какие преимущества дает закрытый вопрос?» или «Почему именно вы подходите для руководства этим проектом?»

Полезен для: поощрения критического мышления и глубокой оценки предмета в тестах, интервью или обсуждениях

риторических вопросов

Это совершенно другой зверь, потому что на самом деле они не требуют ответа. Это просто утверждения, сформулированные в виде вопросов, чтобы сделать беседу более увлекательной для слушателя, который соглашается с вами.

Например, «разве не приятно работать в такой дружной команде?» более увлекательно, чем «эта команда дружная», не требующая от респондента никакого мысленного участия.

Риторические вопросы часто используются тренерами или ораторами для эффекта, чтобы заставить аудиторию задуматься и согласиться. Таким образом, они являются не слишком дальним родственником наводящего вопроса.

Полезно для: убеждения людей, создания вовлеченности

Слово в тон

Тон, контекст, интонация и язык тела — все это помогает нам понять, о чем нас спрашивают. Но что произойдет, если вы добавите в микс технологию и поместите цифровой экран между собеседниками?

Смайлики и гифки проникли на рабочие места, и они здесь, чтобы остаться. Более того, нельзя отрицать, что они улучшают межличностное общение и в некоторой степени удовлетворяют нашу потребность в чем-то более человечном.

На самом деле, при правильном использовании эмодзи и гифки могут сделать общение на рабочем месте более увлекательным для всех. Задавая вопросы по электронной почте или через приложение командного чата, такое как Typetalk, почему бы не дополнить свое сообщение парой гифок? Очевидно, проявите некоторую осмотрительность — возможно, вы захотите воздержаться при разговоре с новым клиентом. Но для общего чата и совместной работы в команде это лучший вариант, чем общение лицом к лицу.

При определенном уровне осторожности в отношении тона и знании того, как правильно задавать вопросы, вы можете получить намного больше от ваших рабочих отношений.

Борьба с негативным мышлением с помощью сократовских вопросов Рэйчел Фаннелл, LMFT

13. 12.2020

0 комментариев

 

Что такое сократовское вопрошание?
Метод Сократа часто называют краеугольным камнем когнитивно-поведенческой терапии. Он задает серию сфокусированных, открытых вопросов, которые побуждают к размышлению. Этот метод создает проницательные точки зрения и помогает определить положительные действия. Это вдумчивый диалог с самим собой или между двумя или более людьми. Вы часто будете видеть, как он используется в консультировании, чтобы помочь выявить глубокие ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают то, что мы думаем и говорим. Каждый вопрос задается с искренним любопытством, чтобы помочь вам увидеть более широкую картину.

В когнитивно-поведенческой терапии основное внимание уделяется изменению мышления человека для облегчения эмоциональных и поведенческих изменений. Сократовские вопросы могут помочь вам идентифицировать и определить проблему, определить влияние ваших убеждений и мыслей и изучить значение событий. Осознав свои убеждения и мысли, вы сможете при необходимости скорректировать свое мышление или поведение.

Как задавать сократовские вопросы:
    Сократовские вопросы лучше проводить с другим человеком, например, с терапевтом, но их также можно проводить и самостоятельно. Однако важно убедиться, что вы находитесь в правильном настроении. Вам должно быть искренне любопытно определить свои истинные мысли и чувства по поводу рассматриваемого вопроса, а также быть честным с самим собой.
    Сократовский опрос следует следующим шагам:

  1. Поймите убеждение: четко изложите свое убеждение, мысль, аргумент
  2. Ищите доказательства: задавайте себе открытые вопросы, чтобы получить дополнительные знания и выявить предположения, неправильные представления, несоответствия и противоречия.
  3. Бросьте вызов своим предположениям: если выявлены противоречия, несоответствия, исключения или контрпримеры, попросите себя либо проигнорировать это убеждение/мысль, либо сформулировать его более точно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts