16. Биографический метод
Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.
Биографический метод в работе руководителя
Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
17. МЕТОД ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ (метод экспертной оценки, метод внешней экспертной оценки) — метод психодиагностики, опирающийся на мнение экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление и способных дать ему достоверную оценку. Предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. Широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов и пр. Оценки экспертные целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств — это лучше сделать в последующей беседе с экспертами, а в виде количественной оценки выраженности этих свойств иди элементов поведения.
Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных, частных элементов поведения, однозначно понятных. Обобщение этих элементов — дело самого исследователя.Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.
Другие названия
Праксиметрический метод известен также, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» («archival research») или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе, при этом их можно считать частными от праксиметрического метода.
Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при помощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве одного из методов в более крупных исследовательских проектах.
Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:
Историческая психология
Антропопсихология
Психология личности
Психология творчества
Клиническая психология
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода внейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).
Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.
Плюсы и минусы
Преимущества архивных исследований
В современных условиях доступны огромные объёмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы данных, интернет).
Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований, тем самым увеличивая внешнюю валидность.
Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.
Недостатки архивных исследований
В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.
При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.
При анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
Разновидности праксиметрического метода
Биографический метод
Биографический метод — метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Применяется в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
Контент-анализ
Контент-анализ (content analysis) представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Применяется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации, а также в других социальных науках. Развитие метода связано с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и вычислительной техники.
Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:
Слово (термин, символ)
Суждение или законченная мысль
Тема
Персонаж
Автор
Целостное сообщение
Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки.
Контент-анализу можно подвергнуть любой вид записей. Помимо вербальной, можно анализировать и невербальный материал (например, рисунки пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера).
Проективный метод
Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.
Примеры проективных методик изучения продуктов деятельности:
Тест «Рисунок дома»
Тест «Фигура человека» (Гудинаф и Маховер)
Тест «Рисунок дерева»
И др.
В той или иной степени анализ продуктов деятельности производится в следующих проективных методиках:
Тематический апперцептивный тест (TAT)
Тест Розенцвейга
Тест Роршаха (тест «чернильных пятен»)
Анализ почерка
И др.
Биографический метод — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» Социальный факультет Кафедра социального управления и конфликтоло
ФГБОУ ВО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
Биографический
метод
Выполнили студентки
очной формы обучения
направления конфликтологии
2 курса
Асеева Е.Н.
Трубихина Н.А.
2016 г.
2. Определение и понятия биографического метода
Биографический метод (БМ) — способы исследования,диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути
личности, которые основаны на изучении личности в
контексте истории и перспектив развития ее
индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми
другими, направлены на реконструкцию жизненных
программ и сценариев развития личности, пространственновременной организации ее деловой, семейной и духовной
жизни, природной и социальной среды.
(словарь по психологии)
БМ — один из специфических методов
анализа личных документов, при
котором для решения
какой-либо
проблемы собирают и обобщают
материалы, отражающие участие
человека в
тех или иных социальных событиях и
егои анализ
отношение
к ним.
БМ — собирание
данных
о
(словарь по
жизненном пути человека как личности
социологии)
и субъекте деятельности (анализ
человеческой документации,
свидетельств современников, продуктов
деятельности самого человека и т. д.)
Биографический метод представляет
переживания и определения одного лица, одной
группы или одной организации в той форме, в
которой это лицо, группа или организация
интерпретируют эти переживания. К материалам
жизненной истории относятся любые записи или
документы, включая «истории случая»
социальных организаций, которые проливают
свет на субъективное поведение индивидов и
групп. Такие материалы могут варьировать от
писем до автобиографий, от газетных сообщений
до протоколов судебных заседаний.
5. Предмет и объект
Предметом биографическогометода является жизненный путь –
история личности и субъекта
деятельности.
Объекты: отдельные индивиды,
социальные группы, коллективы.
6. Основные типы и виды БМ
По виду источника информации:психобиография;
каузометрия;
формализованная биографическая
анкета;
психологическая автобиография.
7. В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»:
1) Полная «история жизни». В идеале очерчиваетвесь жизненный опыт субъекта — от колыбели до
могилы.
2)Тематическая «история жизни». Отличается
отполной тем, что она относится преимущественно к
одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.
3)Отредактированная «история жизни». Ее
основная особенность — ведущая роль социологаинтерпретатора, явно организующего
биографический материал в соответствии с
теоретической логикой, избирательно
редактирующего и интерпретирующего исходный
рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы
ответить на поставленные в исследовании вопросы.
8. Правила использования данного метода.
Н. Дензин предложил общую схемуанализа и описания «историй жизни»:
Шаг 1: Отберите исследовательские
проблемы и гипотезы, которые могут
быть исследованы и проверены с
помощью истории жизни.
Шаг 2: Отберите субъекта или
субъектов и определите, в какой форме
будут собраны биографические
данные.
Шаг 3: Опишите объективные события
и переживания из жизни субъекта,
имеющие отношение к интересующей
вас проблеме. Эти события подлежат
оценке с точки зрения различных
источников и перспектив (триангуляция)
таким образом, чтобы противоречия,
непоследовательность и нерегулярность
стали очевидны.
Шаг 4: Получите от субъекта его
интерпретации этих событий, следуя
естественному, или хронологическому,
Шаг 5: Проанализируйте все
утверждения и сообщения с точки
зрения их внутренней и внешней
валидности.
Шаг 6: Примите окончательное
решение о достоверности
вышеупомянутых источников и
установите приоритетные источники
для последующей проверки гипотез.
Шаг 7: Начните проверку
предварительно сформулированных
гипотез, поиск опровергающих
всей «истории жизни» и ознакомьте с
ним исследуемых, чтобы узнать их
реакцию.
Шаг 9: Переработайте
исследовательский отчет, изложив
события в их естественной
последовательности и учтя замечания
исследуемых субъектов. Представьте в
отчете те гипотезы и предположения,
которые получили подтверждение. В
заключении остановитесь на
теоретической значимости ваших
выводов и перспективах дальнейшего
12. Способы фиксации информации:
дневник;анкета;
фото и видеокамеры;
диктофон.
13. Недостатки и преимущества метода:
Преимущества биографического метода:1. Позволяет изучить динамику жизненного
пути;
2. Большой объем получаемой информации;
3. Получение информации о мнениях людей
относительно какого- либо события или
другого человека;
4. Возможность исследовать детали
событий;
Недостатки:
1. Необходимость высокой
профессиональной подготовки
исследователя;
2. Большие временные и , возможно,
материальные затраты;
3. Сложность обработки материала;
4. Высокий уровень субъективности в
предоставляемой информации;
5. Бессистемность предоставляемых
данных;
6. Отсутствие научной строгости .
15. Область применения метода в конфликтологии
ЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ВОНФЛИКТОЛОГИИ
С помощью биографического метода могут быть
изучены следующие конфликты:
Внутриличностные;
Межличностные;
Межгрупповые;
Внутригрупповые;
В конфликтологии применение биографического
метода важно для более глубокого понимания и
прогнозирования поведения основных участников
конфликта. Биография человека – мощный источник
разносторонней, глубокой и достоверной информации о
нем. Знакомясь с биографией участника конфликта,
конфликтолог прежде всего обращает внимание на
проявление конфликтогенных свойств личности в
фактах биографии, имеющийся опыт взаимодействия с
16.
Список литературыEnglish Русский Правила
преимущества и недостатки биографического исследования
Некоторые из основных преимуществ этого стиля заключаются в том, что каждый получает частичное удовлетворение или признание достигнутой цели. Его научил рабовладелец в возрасте восьми лет. Происхождение подхода. Инжир Преимущества и недостатки Инжир – это сухой фрукт, который очень полезен для силы и здоровья, но, как и все остальное, его чрезмерный вред для организма. Давайте обсудим следующие преимущества и недостатки инжира. Просто и понятно: вместо того, чтобы тратить много времени, энергии и денег на продвижение своего бизнеса в надежде найти подходящего стороннего покупателя, с MBO ваши покупатели уже ждут вас. Биографические исследования могут принимать различные формы и могут различаться по своему применению и подходу, но имеют единую и последовательную цель дать голос отдельным людям. Ознакомьтесь с этим замечательным примером исследовательской работы в социальных сетях, чтобы узнать о методах написания и действенных идеях.
Рабочие листы с пошаговой композицией, Брошюра о лодках Chaparral, Лодочная лицензия штата Вашингтон, Брошюра о лодках Chaparral, Скидки зоопарка Северной Каролины, Швейцария ВВП на душу населения 2019,
Название
ПОЭТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
В конце 1960-х и В начале 1970-х мы обнаруживаем распространение теорий, подчеркивающих неопределенность любого литературного жанра, социального и культурного явления. постструктуралисты и постмодернисты сошлись во мнении, что невозможно сделать только одну интерпретацию пьес. Критический Подход был разделен на две стороны. С первым разобрались Роман Jakobson и в его основу была положена схема связи, чтобы различать литературоведческие теории. Второй разобрался с Веллеком и Уорреном . и в соответствии с этим критические подходы делятся на две группы: Внутренние (текстовые) подходы и внешние (контекстные) подходы. Внешний подходы концентрируются на внешних причинах игры. Они зависят от не литературные предметы, такие как история, социология. Внутри внешних подходов. есть много критических подходов к литературе, таких как биография, структурализм, постструктурализм и деконструкция, формализм, феминистская подход, и т. д. (ANA GARCIA)
я собираюсь сконцентрироваться на Биографическая критика . Основная идея этого метода состоит в том, что пьеса является отражением личных обстоятельств автора. Шинель в поэзии, поэты очень субъективны и обычно используют свои играет в качестве исповеди, чтобы показать, во всяком случае, свой внутренний мир. биография автора может помочь нам интерпретировать пьесу. Один из многих представителем авторов, подошедших к этой теме, был Джеймс Джойс, который превратил свой роман «Портрет художника в юности» в отражение собственной автобиографии. (АНА ГАРСИЯ)
Согласно Веллеку и Уоррен, Поэма представляет собой выражение опыта автора. (Неизменные значения) Этот тип теории принимает две широкие формы; в одном стихотворение представляет намерения писателя, в другом он отражает в каком-то смысле всю совокупность опыт автора, сознательный и бессознательный. (Чемпион Рейфа)
Некоторые критики соглашаются с Веллеком и Уорреном и считают необходимым знать об авторе и политический, экономический и социологический контекст своего времени, чтобы по-настоящему понять его произведения. (Неизменные значения) Один из них — доктор Кристи. Сигел, который считает, что автобиография была благодатной почвой для рассмотрения делить между фактом и вымыслом. (Введение в современную теорию литературы) Также важно знать точный момент жизни поэта, в котором он / она пишет стихотворение, чтобы понять замысел поэта. Авторы, в общем условиях, не пишите на одни и те же темы в молодости, зрелости или их старость, потому что их шкала ценностей постоянно меняется.
С другой стороны, Биографическая критика, как и всякая литературная теория, имеет свою преимущества и недостатки:
Преимущества: Очень полезно знать, жизни поэтов, чтобы сделать хорошую и полную интерпретацию стихотворения. Тогда, если читатель знает жизнь поэта, лучше понимает темы, выражения, аллюзии, структуры, метафоры и т. д., которые поэт использует в своих стихах. Иными словами, важно знать фон поэта и как это повлияло на его / ее поэзию. В зависимости от жизни поэта и его/ее личных обстоятельств, он/она пишет об определенных темы. Например, Уилфред Оуэн жил в трудный возраст пострадавших Первой мировой войной, и он начал писать стихи о чувствах или ситуациях, как солдат. Тем не менее, Симус Хини с личная жизнь была гораздо более спокойной, потому что он работал именно как поэт. Он действительно восхищался своей семьей и своей страной (Ирландией) и он сосредоточил свою поэзию на этих двух вещах.
Также необходимо принять исторический подход для того, чтобы разместить там аллюзии собственно классического, политический или библейский фон. (Чемпион Рейфа) По словам Тэмми и Бетси, биографический Критика важна, потому что жизнь писателя может пролить свет на его или Ее литература и литература эпохи. (биографическая критика)
Недостатки: Новые критики считают, что смысл или ценность произведения могут определяться замыслом автора как «намеренное заблуждение». (Учебное пособие по литературной критике) Мы можем упасть вниз, в ловушку которого автор использует маску. Биографический информация может подвергнуться некоторой трансформации. Тогда мы не можем анализировать пьеса исключительно из жизни авторов, как будто речь идет о причинно-следственная связь. Биографический подход не могут быть установлены в главной цели. (АНА ГАРСИЯ) Однако биографический критик должен быть осторожен, чтобы не брать биографические факты жизни писателя слишком далеко в критике произведений этого писателя: биографический критик «сосредотачивается на экспликации литературного произведения, используя понимание, обеспечиваемое знанием жизни автора («Критические подходы к литература)
Тэмми и Бетси также считают, что при использовании этого метода следует избегать ошибок. подход. Они рекомендуют нам две вещи, когда мы анализируем пьесу. На с одной стороны, не думайте, что жизнь автора обязательно такая же, как содержание произведения. С другой стороны, избегайте использования ненадежных источников сведения о жизни автора. (биографическая критика)
Как Мейер, литературный критик говорит Биографические данные могут иногда усложнять интерпретацию работа, а некоторые формалист критики (такие как New Critics) осуждают использование авторов биография как инструмент текстовой интерпретации. (Литературные термины)
Я выбрал этот критический подход, потому что на протяжении всего курса я мог видеть, что все стихотворения, которые я проанализировал, определяются жизнь авторов. Сильвия Плат является одним из самых представительных поэтов в отношении биографической критики и феминистского подхода. Она написала ее стихи основаны на ее личной жизни и опыте. Она была одной из пионеры и самые известные женщины-поэты, которые были хорошо известны в обществе. Работает теоретизирование автобиографии в первую очередь относилось к мужскому жизнеописанию. Но пока середина 1970-х годов по теоретизированию женских автобиографий проводилось мало работы. (Кристи Сигель) Отец Плат умер, когда ей было восемь лет, и она была депрессивный человек с тех пор. Ее стихи написаны с точки зрения жертва. Она — главная героиня ее стихов. Она написала о потере ее отца в Daddy. Более того, она вышла замуж за Теда Хьюза, и он бросил ее для другой женщины. Этот факт повышает ее позицию жертвы. Она написала о своем муже и детях в «Личном опыте Ариэль». с чувствами по поводу смерти, травмы, депрессии и отношений были обращается в этом типе поэзии, часто в автобиографической манере. ( Академии) Более того, когда она оформляла свою жизнь в поэзии, она прекрасно знала, что все люди будут ее жалеть и будут против Теда Хьюза. В этом случае она использует свою личную жизнь, чтобы стать более популярным и создать в обществе чувство неприятия Хьюза. Может она солгала или преувеличила их отношения, и мы считаем, что все то, что она сказала, было правдой.
В заключение, важно знать жизнь авторов, но мы должны быть осторожным и не верьте, что все, что он говорит о своей жизни, правда. Биография автора может стать союзником или проблемой
БИБЛИОГРАФИЯ:
— Введение в современную теорию литературы
Доктор Кристи Сигель
http://www.kristisiegel.com/theory.htm#auto (20-5-06)
— Ана Гарса Херрез английская художественная литература с 18 -го по -й век. Критические подходы Библиография. Основные тексты: Герен, В.Л. и др. А Справочник критических подходов к литературе. ОУП, 1992.; Папа, Роб. Книга по изучению английского языка. Рутледж, 1998 г.; Селден, Раман и др. читателя руководство по современной теории литературы. Лондон: Прентис Холл, 1997. .
— Биографический Критика
Тэмми и Бетси; Вимала К. Пасупати (2000)
http://www.cwrl.utexas.edu/~pasupathi/critical_tools/e314l_fall_2000/archives/special/lib2/Biographical_Criticism.html (22-5-06)
— Лонгман Антология короткометражных художественных произведений онлайн Глава 1 БИОГРАФИЧЕСКАЯ КРИТИКА
Авторские права 2001 г. Пирсон Эдьюкейшн, Инк. Публикация как Издательство Лонгман.
http://occawlonline.pearsoned.com/bookbind/pubbooks/gioialasf_abl/chapter1/custom11/deluxe-content.html (22-5-06)
— литературный Учебное пособие по критике
Скайлар Гамильтон Беррис (1999)
http://www.literatureclassics. com/ancientpaths/litcrit.html#исторический (22-5-06)
— Критические подходы к литературе Engl 200, сек. 21/ Осень 1998
1998 г. Джон Б. Пэджетт
http://home.olemiss.edu/~egjbp/200/litcrit.html (23-5-06)
— Литературные термины: AC
Авторские права
2003 г.,
Лиза Р. Лазареску,
Английский Дискурс Студент
Университет Восточного Орегона
http://web.cocc.edu/lisal/literaryterms/a_c.htm#Биографическая критика (23-5-06)
— Неизменные смыслы. Литературная критика, которая нам нужна. Статья Рейфа Чемпион
rafe@the-rathouse.