Метод формирующего эксперимента: Формирующий эксперимент | это… Что такое Формирующий эксперимент?

Формирующий эксперимент — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Хотя факторный эксперимент позволяет изучать совместное влияние многих факторов, но данный способ требует применения сложных математических методов анализа получаемых данных, что всегда ведет к определенной погрешности в вычислениях.

Отечественными учеными был предложен метод естественного научного эксперимента – исследования, проводимого в реальных условиях (А.Ф. Лазурский). Позднее был разработан метод генетического эксперимента ( Л.С. Выготский), в ходе которого раскрывались не только результаты воздействия, но вскрывался бы сам процесс формирования у человека новых понятий и операций. На основе генетического эксперимента и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальпериным был разработан метод формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – метод, вскрывающий закономерности работы психики человека в процессе формирования у него новых психических функций и умственных действий.

Формирующий эксперимент – это метод исследования, подразумевающий формирование у участников исследования нового понятия, качества или умственного действия. Формирующийэксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/71338).

Отличие от эксперимента

Что происходит в процессе построения эксперимента? Мы стараемся выявить влияние одного фактора на другой, естественно при этом нам необходимо избавиться от влияния всех остальных факторов. При этом экспериментатор идет на различные ухищрения как, например бессмысленный материал, сокрытие от испытуемого реальной цели требуемого действия, введение ограничений в условия эксперимента – все это ставит вопрос о возможности обобщения результатов исследования для естественных условий.

В формирующем эксперименте процесс исследования протекает в реальных условиях и является не процессом обезличивания испытуемого, а «процессом раскрытия его возможностей, становления новой деятельности и развития его личности» (В. Б. Хозиев ВП5, 2002.с.67).

Схема эксперимента: мы предсказываем реакцию человека (или животного) на определенное воздействие и проверяем, правильно ли мы ее предсказали. Только в ходе формирующего эксперимента нас не интересует простое (кратковременное) изменение реакции или поведения, в процессе формирующего эксперимента с его участниками должны произойти не только количественные, но качественные изменения. Если эксперимент П.Я. Гальперин охарактеризовал как метод изучения того, что есть, то формирующий метод он назвал методом изучения того, что может быть.

Логика

Формирующий эксперимент направлен на поиск условий, приводящих к качественным изменениям в психике участников исследования. Предварительно проверяется, есть ли действие которое мы хотим сформировать у людей данной группы (например, детей 5 лет), если умственное действие (например, операция измерения, т.е. наблюдаются феномены Ж. Пиаже), то есть поле для исследования. Этот этап во многих исследованиях называется констатирующим экспериментом. Если данного умственного действия у людей данной группы нет, а в ходе эксперимента оно появилось, значит, оно появилось в результате экспериментального воздействия.

Остановимся теперь на вопросе, а что значит сформировать умственное действие? Умственное действие — это разнообразные действия человека, выполняемые без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая слышимую речь. Таким образом, необходимо найти условия, которые приведут к тому, что человек научиться решать познавательные или эмоциональные задачи без опоры на материальные объекты или речь.

Возможно ли сформировать умственное действие? Если в качестве теоретической основы для исследования использовать деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), то ответ будет однозначным – Да. Как пишет в подтверждение этого Н.Ф. Талызина «Умственная деятельность человека – это преобразованная форма его внешней практической деятельности. И нет другого источника получе­ния новых психических действий, кроме внешних действий, материальных.»).

Положительные стороны формирующего эксперимента:

— Возможность проведения исследования на малом количестве испытуемых.

— Возможность повысить и внутреннюю и внешнюю

валидности. Понятно, что раз у практически всех детей 5 лет наблюдаются феномены Пиаже, а у детей, посещавших специальные занятия, их нет, это не может быть вызвано естественным развитием детей или каким-либо другим фактором. При этом, если проводить формирующий эксперимент в естественных условиях, то никаких проблем с его внутренней и внешней валидностью не должно быть.

— Возможность практического применения полученных научных результатов.

Формирующая процедура, несмотря на кажущуюся простоту, является сложней­шим психотехническим процессом, учи­тывающим и решающим одновременно широкий спектр задач обучения, иссле­дования, развития.

В процессе формирования нельзя переоценить значение мотивации, ведь реальные интересы участников исследования всегда имеют преимущество над операционно-технической стороной интеллектуальной деятельности. С ростом культуры все более увеличи­вается расстояние между тем, что ребенок должен изучить, и тем, что ему не­посредственно интересно, все более заостряется необходимость строить обуче­ние не на соображениях о том, что это знание ему пригодится в будущем, а на том, чтобы сделать это знание интересным уже сейчас, в процессе его приоб­ретения — на познавательном интере­се, имманентном знанию, непосредствен­но связанному с его применением (П.Я. Гальперин).

Таким образом, искусство планомерно-поэтапного формирования — это не освобождения от субъекта, как оно представляется в экспериментах Дж. Кэмпбеллу, но, напротив, явля­ется активной тенденцией принятия и приближения к испытуемому, учету его психологии для раскрытия возможнос­тей, становления новой деятельности и развития его личности.

Хотелось бы надеяться, что произойдут изменения и в скором времени предмет «Экспериментальная психология», будет называться – «Экспериментальное формирование в психологии и педагогике».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Формирующий эксперимент в исследовании развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы

‘; for (var i = 0; i

202

Аннотация

В предлагаемой работе рассматриваются процедура и результаты формирующего эксперимента по социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями социального интеллекта. Особое внимание уделяется влиянию развития способности действовать «в уме» на развитие социального интеллекта.

Ключевые слова: формирующий эксперимент, социальный интеллект, способность действовать «в уме», ролевые игры, моделирующие социальные ситуации

Рубрика издания: Эксперимент в возрастной и педагогической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Жербер-Хуснутдинова Л. В. Формирующий эксперимент в исследовании развития социального интеллекта детей младшего школьного возраста // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.

Фрагмент статьи

Потребность в проведении формирующего экспериментального исследования всегда определена требованиями жизни. Для нашего исследования таким требованием стало исключение наших детей из системы обучения в общеобразовательной школе, и попытка создания адекватных условий обучения для группы детей в 25 чел., «отбракованных» классической системой образования. Таким образом, психологическое исследование соединялось с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Согласно психологическому словарю, «эксперимент формирующий – это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса».

Главным фактором, не позволяющим нашим детям обучаться в классической средней школе, стали нарушения социального интеллекта, которые не позволяли детям адекватно общаться со сверстниками, строить социальные отношения в коллективе. В самом общем понимании социального интеллекта мы исходили из трактовки Дж. Гилфорда, который рассматривал социальный интеллект как способность успешно функционировать в обществе, как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации (Гилфорд, 1965, 1967).

Полный текст

Потребность в проведении формирующего экспериментального исследования всегда определена требованиями жизни.

Для нашего исследования таким требованием стало исключение наших детей из системы обучения в общеобразовательной школе, и попытка создания адекватных условий обучения для группы детей в 25 чел., «отбракованных» классической системой образования. Таким образом, психологическое исследование соединялось с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.

Согласно психологическому словарю, «эксперимент формирующий – это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса».

Главным фактором, не позволяющим нашим детям обучаться в классической средней школе, стали нарушения социального интеллекта, которые не позволяли детям адекватно общаться со сверстниками, строить социальные отношения в коллективе.

В самом общем понимании социального интеллекта мы исходили из трактовки Дж. Гилфорда, который рассматривал социальный интеллект как способность успешно функционировать в обществе, как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации (Гилфорд, 1965, 1967).

Мы опирались на характеристику структурных особенностей социального интеллекта, данную Д. В. Ушаковым, среди которых он выделяет: континуальный характер; использование невербальной репрезентации; потерю точного социального оценивания при вербализации; формирование в процессе социального научения; использование «внутреннего» опыта (Ушаков, 2004).

Мы выдвинули гипотезу о возможности обучения ребенка навыкам успешного социального общения и поведения, развития социальной интуиции через развитие способности действовать «в уме» в процессе решения творческих задач, в ситуациях эмоционально окрашенных ролевых игр, и тем самым, определили цель собственной работы как развитие социального интеллекта детей посредством создания определенных условий творческого обучения, в котором главный акцент делается на развитии способности действовать «в уме» (выстраивании внутреннего плана действий).

Способность действовать «в уме» является базовой составляющей интеллектуальных способностей. Согласно концепции Я. А. Пономарева, существует определенный психологический механизм способности действовать «в уме» и структура внутреннего плана действий, в развитии которого наблюдается пять основных этапов: этап фона (испытуемые не способны действовать во внутреннем плане в масштабах задач, предъявляемых экспериментом), этап репродуцирования (решение задач только во внешнем плане, во внутреннем – лишь репродуцирование готовых решений), этап манипулирования (задачи могут быть решены манипуляцией представлениями предметов), этап транспонирования (при повторном обращении к задаче найденный методом манипуляции путь может составить основу плана повторных действий), этап региментирования (строится план, программа системы действий) (Пономарев 1976, 1990, 1999).

Данные этапы выявлены при экспериментальной работе с детьми младшего школьного возраста, работа с которыми позволяет наблюдать развитие способности действовать «в уме» (СДУ) в ее генезисе. Многочисленными исследованиями Я. А. Пономарев показал, что этапы онтогенеза не исчезают, они преобразуются в структурные уровни организации механизма, с помощью которого решаются творческие задачи.

Данное исследование проводилось на протяжении трех с половиной лет и состояло из непосредственного формирующего эксперимента и серии психологических обследований. Прежде всего, мы обратились к онтогенетическому анализу развития данных детей. Оказалось, что каждый ребенок пережил в относительно раннем детстве определенный стресс, который стал краеугольным камнем – моментом отсчета проявлений симптомов отклонений от «нормального социального развития», а точнее симптомов специфического социального развития, сопровождающегося достаточно высокими достижениями в собственно интеллектуальном развитии. Данный факт (влияние внешнего стрессового фактора) позволил нам сделать допущение о возможности коррекции имеющихся нарушений социального интеллекта, так как они были спровоцированы внешним фактором, а не были изначально заложены (исключалась возможность аутизма, синдрома Аспергера).

Первое проведенное психологическое обследование (с использованием тестов Векслера) показало, что все дети обладают нормальным для их возраста либо высоким общим интеллектом, однако при этом их поведение демонстрирует яркие нарушения социального интеллекта (на каждого ребенка составлялась характеристика, содержащая несколько характеристик экспертов – педагогов начальной школы), к которым, прежде всего, относились: неспособность к социальному прогнозированию, эмоциональная «глухость», т.е. неспособность по проявляемым эмоциям понять переживания другого, неспособность принимать и понимать скрытый смысл социального послания, буквальное восприятие любого социального посыла.

Для детей были созданы условия максимальной защищенности, безопасности – дети обучались индивидуально и в небольших группах. Важный акцент делался на развитии способности действовать «в уме», построении внутреннего плана действий и его переноса в социальные взаимоотношения. Ежедневно с детьми проводились занятия ролевыми играми – ситуации игр разрабатывались в соответствии с индивидуальными трудностями детей в общении. Именно анализ ситуаций ролевой игры, обсуждение переживаемых и демонстрируемых эмоций являлись ядром занятий и, как показало исследование, оказывали стимулирующее влияние на формирование навыков социального общения.

Периодически – раз в триместр – проводилось психологическое тестирование с описанием достижений развития ребенка. Использовались рисуночные методики (проективные – «Дом, дерево, человек»), проводился анализ цветовых предпочтений в рисунках каждого ребенка, давался тест Н. Я. Семаго «Эмоциональные лица» (Семаго, 1998), использовались различные вариации идеи данного теста – когда эмоции демонстрировались самими детьми, или должны были быть узнаваемыми ими в различных игровых ситуациях.

Для диагностики способности действовать «в уме» использовалась как оригинальная методика Я. А. Пономарева, так и наш собственный вариант игры в «крестики-нолики» «в уме».

В качестве контрольной группы был взят класс (24 человека) средней школы при Посольстве России – дети, успешно принимаемые сверстниками и не демонстрирующие каких-либо отклонений в социальном поведении. Оказалось, что дети, интегрированные в социальную группу, продемонстрировали на первом этапе тестирования более высокий уровень развития СДУ. Как социально адаптированные, так и дети нашей выборки находились и на низких уровнях (1–2) и на высоких (4–5). Однако, в целом, дети с нарушениями социального интеллекта отставали в развитии способности действовать «в уме».

Наша группа испытуемых была разделена на две части – дети с более высоким уровнем СДУ (14 человек) и более низким (11 человек). С обеими группами проводились одинаковые занятия, периодическое тестирование.

В процессе творческого обучения дети с высоким уровнем СДУ легко перенимали внешние модели поведения и успешно их демонстрировали в общении. К возрасту 10–12 лет внешние признаки различий в поведении детей с поставленным ранее диагнозом и без него практически не наблюдаются.

Дети с низким уровнем СДУ не так легко обучались моделям социального поведения и не продемонстрировали таких быстрых результатов, к возрасту 10–12 лет они продолжают испытывать некоторые трудности в социальном общении, однако, значительно меньшие, чем в начале исследования.

В исследовании, проведенном нами при подготовке кандидатской диссертации (Хуснутдинова, 1993), были сделаны определенные выводы, касающиеся взаимосвязи в развитии СДУ и креативности, интенсивности развития СДУ, влияния средовых факторов на развитие СДУ. Данные выводы можно обогатить положением о возможности развития социального интеллекта детей через развитие способности действовать «в уме». Способность к формированию внутреннего плана действий, а затем его успешная реализация в социальных отношениях являются основополагающими в успешном развитии социального интеллекта ребенка.

Таким образом, проведенное лонгитюдное исследование (на протяжении 3,5 лет – 25 детей) на базе формирующего эксперимента показало, что нарушения социального интеллекта не являются некорректируемыми.

Развитие социального интеллекта связано с развитием способности действовать «в уме» и построением внутреннего плана действий, через развитие данных способностей возможно эффективно влиять на формирование и развитие социального интеллекта детей.

Наиболее эффективным методом в проведенном формирующем эксперименте по развитию социального интеллекта младших школьников является метод ролевых, эмоционально окрашенных, игр (в работе с небольшими группами детей).

Литература

  1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред A. M. Матюшкина. М., 1965.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб., 2007.
  3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004.
  4. Пономарев Я. А. О предмете системного подхода и степени его развития // Психология творчества / Под общ. ред. Д. В. Ушакова. М., 2006.
  5. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества / Под общ. ред. Д. В. Ушакова. М., 2006.
  6. Практический интеллект / Под общ. ред. Р. Стернберга. СПб., 2002.
  7. Семаго Н. Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа здоровья. 1998. Т. 5. № 3–4.
  8. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. С. 11–29.
  9. Хуснутдинова Л. Г. Исследование речемыслительной креативности личности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.

Жербер-Хуснутдинова Л.В., Центр личностного развития «Майтрея», Прага, Чехия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 6477
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 202
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Как провести качественное формативное исследование

Введение

Крайне важно провести качественное исследование перед внедрением любой программы SBCC, потому что без него вы не сможете узнать свою целевую аудиторию, их текущий уровень знаний, их убеждения и отношения, каналы, по которым они получать и действовать в соответствии с информацией и барьерами на пути принятия новых моделей поведения в отношении здоровья. Разработка любой программы должна начинаться с аудиторией, а не разрабатываться изолированно, в отрыве от предполагаемой аудитории.

Двумя наиболее распространенными подходами, используемыми в формативных исследованиях, являются обсуждения в фокус-группах (ФГД) и углубленные интервью (IDI) .

Эти методы эффективны для понимания того, что побуждает людей и сообщества вести себя определенным образом и как они видят мир или сообщество вокруг себя. Как обсуждения в фокус-группах, так и подробные интервью могут предоставить жизненно важную информацию, которая может помочь в формировании будущих количественных исследований, или их можно использовать для более глубокого изучения или раскрытия дополнительных сведений о существующих количественных данных, таких как результаты опросов.

Причины использования фокус-группы или глубинного интервью совершенно разные.

Исследователи часто выбирают комбинацию ОФГ и ИДИ, чтобы всесторонне изучить население и его убеждения, отношения и поведение. Хотя плюсы и минусы использования FGD или IDI различны, процесс создания, выполнения и анализа FGD и IDI в некоторых отношениях похож. Описанные ниже шаги могут быть применены к развитию обоих методов проведения формативного исследования.

1. Объясните процесс создания руководства для обсуждения в фокус-группе (ФГД) и глубинного интервью (ИДИ)

2. Опишите обоснование проведения ФГД и ИДИ

3. Опишите ключевые элементы проведения эффективные ФГД и ИДИ

Этапы

Приступая к планированию качественного формирующего исследования, необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  • Какие основные вопросы здравоохранения должны быть решены программой?

  • Что уже известно о выпуске и аудитории? Например, что уже известно о факторах, которые стимулируют или препятствуют поведению членов целевой аудитории в отношении решаемой проблемы со здоровьем?

  • Какая еще информация необходима для разработки вашей стратегии и программы SBCC?

  • Как информация, собранная в ходе группового обсуждения или интервью, будет использоваться для определения стратегии, создания материалов, установления приоритетов и т. д.?

  • Какая информация требуется от участников, которая может помочь в принятии решений, связанных с разработкой или реализацией вмешательства?

Формирующее исследование может иметь более одной цели, но каждая из них должна быть четким заявлением о том, что вы хотите узнать из исследования. Используйте активные слова, чтобы сформулировать свои цели, то есть то, чего вы хотите достичь с помощью исследования, например:

  • Опишите , как женщины ищут информацию о методах планирования семьи.
  • Определить процесс, которому следуют мужчины и женщины, чтобы решить, следует ли использовать планирование семьи.
  • Определите причин, по которым женщины не говорят со своими мужьями о планировании семьи.
  • Разъясните , как отношения со сверстниками влияют на решения подростков о планировании семьи.

Определите, является ли каждая цель:

  • Конкретной , целенаправленной, четко описанной?
  • Соответствует целям программы и аудитории?
  • Выполнимо для обсуждения на собеседовании или ФГД?

Отбросьте или перепишите все, что не является конкретным, релевантным и выполнимым.

Расположите цели в порядке важности.

  • На что нужно ответить в первую очередь для принятия решения по программе?
  • Что полезно знать, но не так важно?

Кого набирать для ОФГ или ИДИ зависит от темы и, особенно для ОФГ, от одинаковости участников. Некоторые темы могут быть важны только для определенной группы людей. Например, исследование практики грудного вскармливания не будет иметь отношения к женщинам, которые никогда не кормили грудью. Планирование семьи, с другой стороны, представляет собой вопрос, имеющий определенное значение как для женатых мужчин, так и для женщин, но не для неженатых мужчин и женщин. В примере с грудным вскармливанием у женщин, которые в настоящее время кормят грудью, могут быть другие взгляды, знания и практика, чем у женщин, которые кормили грудью много лет назад. Если обе подгруппы женщин входят в состав целевой аудитории, то может потребоваться больше дискуссионных групп или интервью, чтобы понять различия между ними.

Определение подходящих респондентов является ключом к получению сведений и информации, имеющих отношение к планируемому вами вмешательству.

Количество ОФГ или IDI, которые необходимо провести, зависит от ряда факторов, включая одинаковость (однородность) участников и насыщенность ответов для более полного понимания вопросов. При определении количества ОФГ или IDI необходимо учитывать демографический состав целевой аудитории. Разработайте список ключевых атрибутов, которые представляют предполагаемую популяцию исследования. Если целевой группой являются городские бедняки в возрасте 15-24 лет, то в ОФГ или ИДИ должны входить люди, соответствующие этим критериям. Не забудьте продумать различные демографические факторы, которые могут повлиять на поведение, на которое вы пытаетесь повлиять, и соответствующим образом сформировать количество групп или интервью.

При составлении ОФГ важно учитывать размер групп. В среднем в каждой ФГД участвуют 6-12 человек, потому что менее шести участников производят меньше критической массы обсуждений и взаимодействий; группами более 8-10 человек может быть трудно управлять, и может быть трудно дать каждому возможность высказать свое мнение.

Если выборка участников более неоднородна (т. е. члены группы имеют разные взгляды, уровни знаний или опыта в решении проблемы или различаются географически или демографически), необходимо будет провести больше ОФГ или IDI, чтобы охватить все разные точки зрения. Если выборка больше однородные схожие взгляды или демографические данные в отношении вопросов здоровья), потребуется меньшее количество ОФГ или ИДИ, поскольку более однородное население часто дает меньший диапазон взглядов и мнений.

Насыщение относится к моменту исследовательского процесса, когда все точки зрения и информация по проблеме уже озвучены участниками. Насыщение происходит, когда последние или окончательные IDI или FGD не раскрывают каких-либо новых идей или идей, которые не упоминались в предыдущих интервью или обсуждениях. Если исследование не должно изучать мнения многих различных подгрупп, в большинстве формативных исследований проводится не более 10 ОФГ или IDI, прежде чем будет достигнуто насыщение. На этом этапе, если обсуждения и интервью все еще приносят новые идеи, может потребоваться больше сессий.

Начните с составления списка вопросов, соответствующих целям исследования. После того, как вопросы составлены, проанализируйте цель и задачи вашего исследования. Сократите список вопросов до наиболее актуальных и важных для исследования, в идеале от 7 до 10 вопросов, имея в виду, что за каждым вопросом будут следовать дополнительные уточняющие вопросы. Вы можете составить список некоторых наводящих вопросов, которые следует держать под рукой и использовать в зависимости от направления обсуждения или интервью. Наводящие вопросы позволяют глубже понять основные причины обсуждаемой проблемы или поведения. Не перегружайте руководство обсуждения слишком большим количеством вопросов. ОФГ обычно длится от 1 до 2 часов, а глубинное интервью обычно короче. Помните, что цель качественного исследования — углубиться в несколько ключевых идей, а не поверхностно охватить множество тем.

Вопросы должны быть открытыми (т. е. на них нельзя отвечать просто «да» или «нет»), чтобы вызвать новые идеи и стимулировать обсуждение. Убедитесь, что вопросы не предвзяты и не содержат формулировок, которые могут побудить участников отвечать определенным образом. Как только вопросы будут уточнены, расположите их в таком порядке, чтобы они начинались от более общего к частному и таким образом, чтобы это было удобно для участников. Первые один или два вопроса должны быть простыми вводными или разогревающими вопросами, которые успокаивают респондентов, помогают установить взаимопонимание между ними и интервьюером и подводят к более серьезным вопросам.

Фасилитаторы или модераторы ведут ОФГ и интервьюеры используются для IDI. Эффективная фасилитация ФГ требует особого набора навыков, которыми обладают не все фасилитаторы. В ОФГ ведущий должен обеспечить, чтобы все участники делились своим мнением и взаимодействовали друг с другом. Также важен дополнительный человек, который может делать заметки в ходе обсуждения, чтобы ведущий мог свободно модерировать обсуждение.

Эффективное интервьюирование требует особого набора навыков для установления личного взаимопонимания и доверия, которые позволят участнику честно поделиться своими мнениями и чувствами. Как фасилитаторы, так и интервьюеры должны иметь возможность дипломатично вести обсуждение и следить за тем, чтобы каждый участник был услышан. Они должны быть открытыми, гибкими, терпеливыми, наблюдательными и хорошими слушателями и следить за тем, чтобы они не вели беседу и не влияли на нее. Они должны уметь улавливать и использовать тенденции в разговоре, а также использовать активное и рефлексивное слушание. Они также должны быть хорошо знакомы с темой исследования и более крупными целями проекта, чтобы он или она могли поддерживать разговор в центре беседы о целях и потребностях исследования. Фасилитаторы или интервьюеры могут быть штатными сотрудниками, волонтерами или сторонними профессионалами, но в любом случае они должны обладать сильными навыками межличностного общения, даже если их взаимодействие с участниками в значительной степени зависит от сценария.

Сценарий необходим для FGD или IDI. Вопросы, созданные на шаге 5, будут частью сценария, но не всем. Скрипт должен иметь следующую структуру:

  1. Открытие . Составьте вступительное заявление для ведущего, в котором он или она будет приветствовать участников, представиться, представить цель исследования, объяснить, как будет работать фокус-группа или индивидуальное интервью, и попросить участников кратко представиться. Если этого требует совет по этике исследований, этот сценарий может также включать формулировку, необходимую для получения информированного согласия респондентов на участие в исследовании.
  2. Вопросы . Эта часть сценария состоит из вопросов, созданных на шаге 5. Не забудьте начать с вводных вопросов, чтобы облегчить участникам более серьезную и глубокую беседу.
  3. Закрытие . В заключение фасилитатор должен обобщить некоторые общие темы и идеи, которые возникли в результате беседы, и дать участникам возможность сказать любые заключительные слова, поблагодарить их за их вклад, сообщить им, как будут использоваться данные, и объяснить, как будут распространяться результаты. .

После того, как вы получите все вышеперечисленное, следующим соображением будет поиск подходящего места для проведения ЖДА или ФГД. Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выборе места встречи, чтобы получить максимальную информацию от респондентов, которые должны быть расслабленными и открытыми для того, чтобы поделиться своими мыслями и мнениями. Местные лидеры и люди помогут определить правильное место для этого. Идеальные места — это места, которые:

При проведении углубленных интервью или обсуждений в фокус-группах помните следующее:

После завершения ОФГ или IDI ведущий или интервьюер должны немедленно записать любые впечатления или наблюдения, сделанные во время обсуждения или интервью, которые могут помочь в анализе. Аудиозапись обсуждений должна быть тщательно расшифрована и, при необходимости, переведена. Ведущий не обязан делать это, но если третья сторона оказывает эту услугу, ведущий должен проверить точность транскрипций, прежде чем они будут подвергнуты анализу. Чем быстрее расшифровывается ОФГ или ИДИ, тем меньше вероятность ошибок из-за провалов в памяти ведущего.

После расшифровки ОФГ или ИДИ их следует проанализировать и закодировать по общим темам, связанным с целью и задачами исследования. Организация или группировка утверждений по темам позволяет лучше организовать данные при извлечении результатов и основных выводов. Эти результаты должны быть включены в отчет, в котором подробно описываются методы исследования, основные результаты и результаты дискуссий и/или интервью, а также последствия, связанные с разработкой кампании или программы в области здравоохранения.

Этот качественный формирующий исследовательский процесс и итоговый отчет позволят партнерам и ключевым заинтересованным сторонам лучше понять целевую группу населения, особенно в отношении интересующей темы здравоохранения. После того, как формативное исследование будет завершено, пришло время начать рассмотрение типа вмешательства, в котором нуждается целевая группа населения, а также какую систему мониторинга и оценки следует внедрить, чтобы оценить, удовлетворяются ли потребности и интересы населения и чтобы убедиться, что программа идет своим чередом.

Образцы

Образцы руководств по проведению дискуссий в фокус-группах и подробных интервью

  • Некоторые темы здравоохранения могут быть слишком деликатными или неуместными для определенных групп населения или групп, чтобы обсуждать их публично. Соответственно скорректируйте цели или методологию. Например, иногда неуместно обсуждать контрацепцию в смешанной группе мужчин и женщин. Вместо этого рассмотрите возможность проведения отдельных ФГД для мужчин и женщин.
  • Статистически репрезентативный означает, что полученные цифры отражают всю предполагаемую аудиторию программы SBCC, а не только людей, участвовавших в исследовании. Например, опрос аудитории может выявить, что из 1000 молодых замужних женщин в возрасте 18-24 респондентов, 200 из них (20%) сообщили, что искали информацию о здоровье в Интернете в течение последнего месяца. что они представляют всю аудиторию, и мы можем с уверенностью ожидать такой же уровень поиска информации о здоровье (20%) среди все молодых замужних женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Нам часто нужно рассчитать пропорции аудитории с определенными атрибутами, чтобы расставить приоритеты, на чем программа должна сосредоточиться.

Проведение подробных интервью: руководство по разработке и проведению подробных интервью для оценки исходных данных

  • CARE. Инструментарий полевого персонала для формативных исследований «Окно возможностей».
  • Гиттельсон, Дж., Стеклер, А., Джонсон, К.С., Пратт, К., Гризер, М., Пикрел, Дж., и Стейтен, Л.К. (2006). Формирующие исследования в школьных и общественных программах и исследованиях в области здравоохранения: «Современное состояние» и подход TAAG. Санитарное просвещение и поведение , 33(1), 25-39.
  • Университет Лихай. Проведение фокус-группы.
  • Окриджский институт науки и образования. Этапы проведения фокус-групп или индивидуальных углубленных интервью.
  • Институт зарубежного развития. Исследования и политика в области развития: обсуждение в фокус-группах.
  • Международный следопыт. Проведение углубленных интервью: руководство по разработке и проведению углубленных интервью для оценки.

Уровни естественных наук 7–10

Презентация практической работы в средней школе со временем стала разнообразнее, однако доминирующей формой по-прежнему остается практический отчет.

Практический (практический) отчет в основном следует структуре, согласно которой студенты должны определить и записать некоторые или все из следующего:

  • цель или гипотеза
  • метод или процедура
  • наблюдения или результаты
  • анализ или обсуждение
  • заключение.

Подмости, предпринятые в процессе практической работы, следует повторить и при написании практической работы. Для достижения этого основополагающим является четкое указание о том, что и как учащиеся должны писать в каждом разделе.

Предлагаемые методы для каждого раздела описаны ниже. Там, где это уместно, также присутствуют ссылки на стратегии, описанные в других источниках, демонстрирующие, как стратегии в наборе инструментов могут использоваться различными способами на нескольких уроках.

Идея расширения


Учащиеся с высокими способностями могут иметь обширные предварительные знания. Предварительно протестируйте учащихся на особенности написания практического отчета, чтобы увидеть, какой учебный план можно уплотнить. Это включает в себя удаление инструкций, связанных с этапами процесса письма, на которых учащиеся уже владеют мастерством. Учителя могут использовать рубрику Victorian Curriculum and Assessment Authority для написания прогнозов и гипотез, чтобы помочь в этом.

Применение рубрик формирующего оценивания на практике в естественных науках – средняя школа

Цель и гипотеза

Цель и гипотеза:

  • объяснить читателю, в чем заключалась цель эксперимента.
  • часто имеют определенный формат. Использование следующих близких структур поможет учащимся записать цели и гипотезы в правильном формате.
Цель

Кому:

Напр. Исследовать влияние соли на прорастание семян.

Гипотеза

Если:

Например: если семена посыпать большим количеством соли, прорастет меньше семян.

Учителя также могут использовать методы опроса и обсуждения, чтобы попросить учащихся предсказать, каким будет результат практического занятия, создать гипотезу и убедиться, что учащиеся обдумывают это в конце практического занятия.

Ссылки на учебный план для приведенного выше примера: ВКССУ094, ВКСИС107, VCSIS134.

Дополнительные идеи

Учащиеся с высокими способностями могут:

  • попросить разработать свои собственные вопросы, связанные с их целями и гипотезами, или разработать эксперимент, основанный на их целях и гипотезах.
  • должны быть предоставлены критерии для самооценки предложенных ими целей и гипотез.
  • также работать с другими высококвалифицированными сверстниками, чтобы давать и получать отзывы сверстников об их целях и гипотезах.

Метод или процедура

Метод или процедура описывает этапы эксперимента. Это процессуальный пересказ действий, которые ученый выполнил для проведения эксперимента. См. раздел Написание экспериментальных методов.

Наблюдения и результаты

В разделе наблюдений и результатов перечислено то, что ученый наблюдал или измерял во время эксперимента.

Учащихся необходимо подробно научить составлять таблицы для записи данных и рисовать диаграммы и графики для представления данных различными способами.

Один из самых распространенных способов записи данных в науке — таблица. Подробное обучение студентов различным компонентам научной таблицы, а также моделирование того, как составить таблицу, поможет им лучше подготовиться к самостоятельному составлению таблиц.

  1. В ходе обсуждения в классе определите следующее:
  • независимая переменная
  • зависимая переменная
  • настройки для независимой переменной
  • количество испытаний
  • таблицы, явно обучая, где каждый компонент идет.
  • Пример

    Исследовательский вопрос: Влияет ли соль на скорость прорастания семян редьки?

    • независимая переменная: концентрация соли
    • зависимая переменная: количество проросших семян
    • настройки для независимой переменной: 4 (0%, 1%, 5% и 10% раствор соли)
    • количество опытов: 1, с подсчетом каждые 3 дня в течение 12 дней

    Ссылки на учебную программу для приведенного выше примера: ВКССУ094, ВКСИС110, VCSIS137.

    Другие стратегии, помогающие учащимся представлять данные различными способами, можно найти в разделе Преобразование данных.

    Учителя могут задавать вопросы, требующие от учащихся сосредоточения внимания на практической задаче. Вместо того, чтобы просто следовать процедурным шагам по порядку, попросите учащихся подумать, почему они что-то делают. Например, если вы проверяете влияние соли на прорастание семян, учителя могут спросить:

    • Зачем нужно сажать несколько семян?
    • Почему мы используем разные уровни концентрации соли?
    • Какие данные и наблюдения важно записывать? Почему?

    Ссылки на учебный план для приведенного выше примера: ВКССУ094, ВКСИС109, ВКСИС135, VCSIS136.

    Идея расширения

    Попросите учащихся с высокими способностями сосредоточиться на преобразованиях в представлении их данных.

    Анализ или обсуждение

    В разделе анализа или обсуждения анализируются результаты эксперимента. Например, могут быть идентифицированы и объяснены закономерности, причинно-следственные связи или ошибки. Эти элементы написаны в прошедшем времени, потому что учащиеся описывают то, что они наблюдали.

    Если учащиеся пишут обобщения, их следует поощрять писать в настоящем времени (например, металлы расширяются при нагревании). Обобщения пишутся в настоящем времени, потому что они описывают компонент закона или теории, который встречается каждый день.

    Обсуждение и вопросы могут помочь учащимся разобраться в своих наблюдениях (Millar, 2010). Совместное построение обсуждения со всем классом — один из способов помочь учащимся понять требования к грамотности в этом разделе практического отчета.

    1. Напишите обсуждение перед классом в сотрудничестве с учащимися.
    2. Учитель явно напоминает учащимся об ожиданиях от раздела обсуждения.
    3. Учитель задает вопросы, чтобы побудить учащихся установить связь между наблюдаемым и научной теорией.
    4. Учитель определяет области, где доказательства или данные должны быть включены в обсуждение.

    Ссылки на учебный план для приведенного выше примера: ВКСИС111, ВКСИС112, ВКСИС138, ВКСИС139.

    Еще одна стратегия, позволяющая научить учащихся писать сильные разделы для обсуждения, — использовать проработанные примеры. Предоставление учащимся подборки хорошо написанных и плохо написанных примеров и объяснение того, что хорошего и плохого в каждом из них, должно помочь им улучшить свое письмо.

    Другие стратегии, которые могут быть адаптированы для помощи учащимся в написании дискуссий, включают:

    • критический анализ и создание диаграмм, включая соответствующие доказательства/данные
    •  , выражающие причину и следствие.
    Дополнительные идеи

    Учащиеся с высокими способностями могут:

    • объединяться в группы для обсуждения своих наблюдений; снабжен высокопознавательными вопросами для руководства дискуссиями.
    • вместе составьте письменное обсуждение или обсудите типы ошибок в эксперименте и способы их устранения.
    • исследуйте возможности практического применения своего эксперимента.

    Заключение


    Заключение содержит краткое изложение результатов эксперимента и пишется в прошедшем времени.

    Как и цель и гипотеза, эффективное заключение эксперимента может быть записано в соответствии с установленным форматом:

    • Переформулируйте цель эксперимента : Исследовано влияние соли на прорастание семян.
    • Обобщить данные : Концентрация соли отрицательно влияла на прорастание семян редиса. Концентрация соли более 10% препятствует прорастанию семян редьки.
    • Укажите, была ли подтверждена гипотеза или нет : Результаты подтвердили гипотезу.

    Ссылки на учебный план для приведенного выше примера: ВКССУ094, ВКСИС111, ВКСИС112, ВКСИС138, ВКСИС139.

    последовательность обучения для Уровней 7 и 8 по естественным наукам демонстрирует, как можно использовать стратегии обучения грамоте в последовательности.

    А Инструмент последовательности обучения также доступен, чтобы помочь в планировании естественных наук и грамотности в серии уроков.

    Харт, К.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts