Метод конфронтации: Техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention)

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Общая психиатрия››

Форма обратной связи

Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники

Адрес email

Имя

Текст сообщения

Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Общая психиатрия››

Методы конфронтации и десенсибилизации
  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Общая психиатрия
  4. Методы конфронтации и десенсибилизации

Методы конфронтации и десенсибилизации

Эти методы применимы прежде всего к лечению больных фобиями, т.е. пациентов со страхами, возникающими в определенной ситуации (страх высоты, закрытых помещений и т.п.). Приведенные названия методов означают противопоставление — конфронтацию пациента страху в условиях вызывающей его ситуации или ослабление чувствительности к страху — десенсибилизацию. Методики конфронтации могут быть быстрыми и постепенными и различаться по силе воздействия стимула в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Конкретными методиками конфронтации являются методика погружения (или наводнения) (Англ., flooding — наводнение. В контексте психотерапии более адекватный перевод — погружение (в ситуацию)) и методика имплозии (наводнения в воображении).

Методика наводнения (погружения). Сущность методики заключается в том, что пациента побуждают столкнуться с реальной ситуацией, вызывающей страх, и убедиться при этом в отсутствии возможных негативных последствий (например, смерти от сердечного заболевания у больного с кардиофобическим синдромом или падения в обморок у больного с агорафобическим синдромом). Для этого пациент должен находиться в этой ситуации как можно дольше и испытывать как можно более сильную эмоцию страха (пациенты, имеющие органическую патологию, например ишемическую болезнь сердца, которая может резко ухудшиться под влиянием интенсивного эмоционального стресса, не должны подвергаться лечению с помощью этой методики).

С самого начала пациент должен стать активным участником лечения. Для этого перед его началом он получает необходимую информацию о механизмах действия метода и причинах страха. Обсуждаются конкретные задачи, которые пациент должен согласиться выполнить. Членов семьи больного также нужно ознакомить с задачами лечения и существом метода и они должны участвовать в реализации терапевтических мероприятий. Интенсивность конфронтации с вызывающим страх стимулом и преимущества быстрой или постепенной конфронтации индивидуальны. Исключается возможность использования механизмов скрытого избегания.

Пребывание в ситуации, вызывающей страх, должно быть длительным — не менее 45 мин. Последующие тренировки проводятся ежедневно до полного выполнения всей программы лечения. Обязательным является письменное фиксирование самостоятельных тренировок в периоды между заданиями (позиционное подкрепление), выполняющимися в присутствии медицинского персонала. Если тренировки проводятся с группой пациентов, имеющих сходную симптоматику, то следует максимально использовать эффект моделирования поведения.

Методика имплозии (наводнения в воображении). Эта методика была предложена в 1967 г. T.G.Stampfl. При ее проведении пациенту предлагается вообразить вызывающую страх ситуацию в течение максимально длительного периода.

Цель имплозивной терапии — вызвать переживание интенсивного страха в воображении, которое приведет к уменьшению последнего в реальной ситуации. Угашение страха происходит в результате длительного столкновения с ситуацией, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям,

вызывающим страх. При этом психотерапевт актуализирует в воображении больного стимул или его символический заменитель, на который зафиксировался страх, заставляет больного длительно сталкиваться с ним, однако без сопровождения другими стимулами (последствиями), подкрепляющими страх.

Техника имплозии включает несколько этапов. На первом этапе больному объясняют механизм лечебного действия метода, подчеркивая важность его активного участия в лечении, сообщают, что он должен будет представлять в воображении ряд сцен, в которые ему нужно максимально вовлечься эмоционально, как можно точнее зрительно представить ситуацию или предмет, почувствовать его осязательно, вспомнить звуковые и другие характеристики ситуации или предмета, ранее вызывавшие страх. Второй этап — представление ситуаций (собственно имплозия). Больной представляет ситуации, вызывавшие ранее наибольший страх. Об уровне вовлеченности больного и вследствие этого интенсивности испытываемого им страха врач делает заключение на основании наблюдения за поведением пациента. Сильный страх вызывает моторную активность: общее напряжение мышц всего тела и отдельных групп, например жевательной мускулатуры, ограниченные движения или сокращения каких-либо мышц, мимические реакции. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные реакции (сосудистые реакции лица, потливость, сердцебиение). Задача психотерапевта поддерживать достаточно интенсивный уровень страха. Это вмешательство психотерапевта повторяется в течение занятия несколько раз, пока уровень тревоги существенно не будет снижаться. Задача врача состоит в том, чтобы поддерживать этот уровень тревоги в течение 40—45 мин. После окончания процедуры обсуждаются помехи, мешавшие значительной эмоциональной вовлеченности. Пациент получает самостоятельное задание на дом: проводить подобные тренировки 1 раз в день.

На последующих занятиях могут использоваться в представлении другие ситуации, вызывающие страх, поскольку угашение уже проигранных ситуаций происходит убыстряющимся темпом. Обычно лечение состоит из нескольких занятий.

Понятие конфронтация.Методы конфронтации, Контрольная работа

метки:Клиент, Психологический, Консультирование, Помощь, Конфронтация, Пересказ, Демонстрация, Поведение

Содержание

Введение

1. Понятие конфронтация

2. Методы конфронтации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацию определяют как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

1. Понятие конфронтация

Конфронтация — это реакция консультанта, в которой проявляется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению. Конфронтация — это всегда обращение внимания клиента на то, что он стремиться избежать, это выявление и демонстрация противоречий между различными элементами его психического опыта [9]. Эта техника, по мнению Н.Олифирович, «..поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения»[11].

11 стр., 5138 слов

Групповая психокоррекционная работа психолога с клиентами

… представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является … психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных …

Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения, используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности[4]. Эта техника в оказании психологической помощи взаимодействует с другими методами психотерапевтического воздействия[1; 6; 7]. Так, например, Н.Олифирович говорит, что «конфронтация — сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники. Этот термин имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, второе, деструктивное, не используется. При конфронтации клиент ставится перед фактом, что он говорит не то, что думает, и делает не то, что говорит. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью. (Да…но).

В предложении клиент дает два посыла в одном предложении или фразе, демонстрируя смешанные чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования — идентификация и конфронтация главных противоречий клиента»[11].

На современном этапе становления психологической помощи ряд специалистов негативно относятся к конфронтационным приемам и противопоставляют их эмпатическим (эмпатическая психотерапия).

Базируется это заблуждение на смешении психотерапевтического и социально-психологического смысла термина, когда конфронтация понимается как «противоборство» психотерапевта и клиента (пациента) или группы; на переоценке значения эмпатических приемов, являющихся основой установления контакта и диагностического этапа в работе с клиентами (пациентами), но недостаточных для психокоррекционных вмешательств, эффективного завершения большинства краткосрочных форм психотерапии; на личностном избегании «жестких, психохирургических» техник, ставящих под угрозу «до……..

Список использованных источников

1. Браун Д. Кристесен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 352с.

2. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи.-К. ,1996.-192 с.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. — М.: Генезис, 2001. — 160с.

4. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005. — 240 с.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб: Питер, 2002. — 736с.

6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. — К.: Наукова думка, 1995. — 128с.

7. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. — М: Эксмо, 2002. — 448с.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академический проект, 1999. — 240с.

20 стр., 9828 слов

Отчет по психологической практике в клинической больнице

… 2. Комната психологической разгрузки для: проведения психологической релаксации; снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки; индивидуального и группового психологического консультирования; психопрофилактических и . .. выводов. ознакомление руководства с полученными результатами. подведение итогов практики. Цель практики: закрепить теоретические знания и получить навыки их …

9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. — М., 2005.

10. Меткин М.В. Теоретические и практические апекты разрешения конфликтов / < libr/soirl/i119metk/index.htm>

11. Н.И.Олифирович Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика. / < ckw>

12. Психотерапевтическая энциклопедия / [под общей редакцией Б. Д. Карвасарского]. — СПб: Питер Ком, 1999. — 752 с.

13. Сидоренко Е. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. < articles/858>

14. Чаплак Я.В. Современные тенденции использования конфронтации в оказании психологической помощи/ Я.В.Чаплак, О.М.Чернописький, И. Солийчук / < ua/vykorystannya-konfrontatsiyi-v-protsesi-nadannya-psykholohichnoyi-dopomohy>

15. Чибисова М.Ю. Материалы курса «Психологическое консультирование: от диагностики к путям решения проблем»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011. — 64 c.

Конфронтационное тестирование, Одновременное конфронтационное тестирование, Периметрия

Техника

Конфронтационное тестирование

Поля зрения обоих глаз перекрываются; поэтому каждый глаз проверяется независимо. Пациент должен прикрыть правый глаз правой рукой (наоборот при проверке противоположного глаза). Когда исследователь сидит прямо напротив пациента, пациент должен направить взгляд на соответствующий глаз исследователя. Само тестирование может проводиться с использованием стационарных или движущихся мишеней (диск, закрепленный на палочке, или пальцы исследователя).

В норме поле зрения достигает 180° в горизонтальной плоскости (160° при монокулярном зрении) и 135° в вертикальной плоскости. Движущаяся цель должна начинаться за пределами обычного 180-градусного поля зрения, затем медленно перемещаться в более центральное положение, пока пациент не подтвердит визуализацию цели. Чтобы выполнить стационарное тестирование, исследователь держит определенное количество пальцев по периферии, на равном расстоянии между исследователем и пациентом. Пациента просят правильно определить количество пальцев. Необходимо проверить все четыре квадранта (верхний и нижний, височный и носовой). Стационарные цели более точны, потому что они представляют более тонкие стимулы для сетчатки и их труднее идентифицировать по сравнению с движущимися целями. Кроме того, по неизвестным причинам цветные мишени, такие как красные или зеленые диски, более чувствительны при обнаружении дефектов по сравнению с белым тест-объектом (ватным диском, закрепленным на палочке).

Одновременное конфронтационное тестирование

Игнорирование зрения, дефект центральной обработки (обычно правой теменной доли) может не проявляться при обычном конфронтационном тестировании. Этот тип тестирования выполняется с обоими открытыми глазами. Исследователь одновременно предъявляет стимулы в правом и левом полях зрения. Пациент с поражением правой теменной области, проявляющий пренебрежение, может быть в состоянии точно идентифицировать зрительный стимул при независимом тестировании каждого квадранта; однако, если исследователь предъявляет стимул в правой и левой височной области одновременно, пациент с игнорированием сможет идентифицировать стимул только в правом височном поле. Изображение в левом поле может казаться размытым или вообще не визуализироваться.

Предыдущий

Следующий:

Периметрия

Периметрия используется для более детального и сложного измерения периферических и центральных полей зрения каждого глаза. При использовании периметрии поле зрения строится в градусах дуги. Существует несколько устройств, помогающих в построении поля зрения. При использовании всех устройств периметрии при тестировании пациент фиксирует взгляд на центральной цели, в то время как стимулы, обычно вспышки света, предъявляются по всему центральному и периферическому полю зрения. Пациента просят отреагировать устно или поднять руку, если он увидит стимул.

Существуют два основных метода периметрии: статический и кинетический. Статическая периметрия проверяет отдельные места по всему полю зрения. Сначала тусклый свет вспыхивает в одной области поля зрения. Интенсивность или размер света увеличивают до тех пор, пока пациент не визуализирует его. Это повторяется во всех областях поля зрения, пока не будет создан полный зрительный профиль. Кинетическая периметрия отличается тем, что тестовый стимул постоянен на протяжении всего тестирования (свет фиксированного размера и интенсивности). Стимул предъявляется так же, как и при конфронтационном тестировании, сначала на периферии, а затем постепенно перемещается в более центральное место, пока пациент не сможет визуализировать стимул. Затем на основе этого тестирования наносят на карту так называемую границу поля зрения.

Предыдущий

Следующий:

Особые указания: Дети и пациенты с нарушением слуха

Проверка поля зрения может оказаться сложной, как простой тест у постели больного у детей и пациентов с нарушением слуха.

Однако существуют методы, помогающие эксперту выявить дефекты. У детей врач должен стоять позади пациента и медленно подносить предмет, например игрушку или игру, к передней части ребенка, пока он не будет замечен. У пациентов с оглушением врач должен оценить реакцию пациента на моргание в ответ на визуальную угрозу, такую ​​как палец исследователя или любой небольшой предмет, который быстро приближается к глазу пациента во всех областях поля зрения. Кроме того, было показано, что статическая периметрия также возможна в возрасте 5 лет, надежность которой с возрастом возрастает.

Предыдущий

 

  1. Чанг Д.Ф. Офтальмологическое обследование. Риордан-Ева П., Каннингем-младший ET. Общая офтальмология Vaughan & Asbury . 18-й. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл; 2011. Глава 2. [Полный текст].

  2. Гринберг Д.А., Саймон Р.П. Нарушения зрения. Гринберг Д.А., Саймон Р.П. Клиническая неврология . 7-й. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл; 2009. Глава 4. [Полный текст].

  3. Роппер А.Х., Сэмюэлс Массачусетс. Нарушения зрения. Роппер А.Х., Сэмюэлс М.А. Принципы неврологии Адамса и Виктора . 9-й. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл; 2009. Глава 13. [Полный текст].

  4. Цай Л.М., Каменецкий С.А. Глаз и глазные придатки. Доэрти ГМ. ТЕКУЩАЯ Диагностика и лечение: Хирургия . 13-й. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл; 2010. Глава 37. [Полный текст].

  5. Актон Д.Х., Гринштейн В.К. Периметрия глазного дна (микропериметрия) по сравнению с обычной статической автоматизированной периметрией: сходства, различия и клиническое применение.

    Кан J Офтальмол . 2013 Октябрь 48 (5): 358-63. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  6. Patel DE, Cumberland PM, Walters BC, Russell-Eggitt I, Brookes J, Papadopoulos M, et al. Сравнение качества и результатов различных подходов к оптимальному периметрическому тестированию у детей с глаукомой. JAMA Офтальмол . 2018 1 февраля. 136 (2): 155-161. [Ссылка QxMD MEDLINE].

  7. Бойд К. Проверка поля зрения. Американская академия офтальмологии. Доступно по адресу https://www.aao.org/eye-health/tips-prevention/visual-field-testing. 27 января 2019 г.; Доступ: 16 сентября 2019 г.

Вернуться к списку

Автор

J Brent Bushkar, MD

Врач-резидент, отделение неотложной медицины, Медицинский университет Южной Каролины, Медицинский колледж

J Brent Bushkar, MD является членом следующих медицинских обществ: Американское Колледж врачей неотложной помощи, Американская медицинская ассоциация, Американская ассоциация/фонд студентов-медиков, Ассоциация американских медицинских колледжей, Ассоциация резидентов неотложной медицины

Раскрытие информации: Нечего раскрывать.

Соавтор(ы)

Дайанн М. Кривко, доктор медицинских наук, FACEP Профессор неотложной медицины, директор отдела личного и профессионального оздоровления, отделение неотложной медицины, Медицинский колледж Медицинского университета Южной Каролины

Дайанн М. Кривко, доктор медицины , FACEP является членом следующих медицинских обществ: Американский колледж врачей неотложной помощи

Раскрытие информации: Нечего раскрывать.

Главный редактор

Хэмптон Рой, старший, доктор медицинских наук † Адъюнкт-профессор, кафедра офтальмологии, Арканзасский университет медицинских наук

Хэмптон Рой, старший, доктор медицины, является членом следующих медицинских обществ: Хирурги, Панамериканская ассоциация офтальмологов

Раскрытие информации: Нечего раскрывать.

Дополнительные участники

Меган А. Камминс, доктор медицины Доцент, Отделение неотложной медицины, Медицинский университет Южной Каролины, Медицинский колледж

Меган А. Камминс, доктор медицины, является членом следующих медицинских обществ: Американского колледжа врачей скорой помощи, Американской медицинской ассоциации, Общества академической неотложной медицины, Ассоциации резидентов неотложной медицины

Раскрытие информации: Ничего не раскрывается.

Николь Малуф, доктор медицинских наук Главный резидент, Отделение неотложной медицины Медицинского университета Южной Каролины, Медицинский колледж

Николь Малуф, доктор медицинских наук, является членом следующих медицинских обществ: Американский колледж врачей скорой помощи, Медицинское общество дикой природы, Служба неотложной помощи Ассоциация резидентов медицины

Раскрытие информации: Нечего раскрывать.

определение конфронтации+метода по Медицинскому словарю

Конфронтация+метод | определение конфронтации+метода по Медицинскому словарю

Конфронтация+метод | определение конфронтации+метода по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts