Метод моделирования в психологии: Моделирование, как метод психологического исследования

Содержание

8)Метод моделирования.

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Метод моделирования в психологии развивается в двух направлениях:

  1. знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности – моделирование психики;

  2. организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности — моделирование ситуаций, связывающих изучаемые психические процессы.

Модели бывают техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.

  1. Экспериментальный метод.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых.

Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов.

Как я уже писала, в пункте номер 5 их, бывает 3 вида:

  1. естественный эксперимент.

  2. моделирующий эксперимент.

  3. лабораторный эксперимент.

Естественный – в обычных жизненных условиях, экспериментатор не вмешивается в ход событий, фиксируя их такие, какие они есть.

Моделирующий — испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого.

Лабораторный – создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство лучше всего оценивается.

10)Тексты

Тесты – это наиболее используемый стандартизованный метод.

Виды тестов:

  1. опросники – возможность поучения точной и качественной характеристики психологического явления,

  2. задания – возможность сопоставить результаты исследования для решения практических задач,

  3. проективные – четкая процедура сбора, обработки данных и психологической интерпретации полученных результатов.

11)История развития тестового метода.

Френсис Гальтон 1882-1911гг.

1-й тест был создан им в 1884г. Провел испытание над 9337 людьми разных возрастов.

Гальтон ввел в теорию тестирования 3 принципа, используемых и по сей день:

1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

2. Статистическая обработка результатов.

3. Выделение эталонов оценки.

Термин «умственные тесты» ввел Дж. Кеттел 1860-1944гг. Дж.Кеттел считал тест средством для проведения научного эксперимента.

Требования к чистоте проведения Кеттла:

1. одинаковость условий для всех;

2. ограничение времени тестирования;

3. в лаборатории, не должно быть зрителей;

4. оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию;

5. одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;

6. результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.

В 1905г. Француз Бене создал тест для оценки интеллекта. В начале XXв. Французское правительство поручило ему составить шкалу интеллектуальных способностей школьников для распределения по ступеням обучения.

Позже созданы серии тестов для решения практических задач. Они быстро и широко распространились.

Мюнстерберг создал тесты для профессионального отбора на основе взаимосвязи психических структур, нужных для успешной деятельности, и структур для успешного выполнения тестов на группе лучших рабочих. Затем они использовались при приеме на работу.

В период 1-й мировой войны психологические тесты стали использовать массово. США готовились к вступлению в войну, но не имели военного потенциала, как прочие воюющие стороны еще до вступления в войну (1917г.) военные власти предложили крупнейшим психологам страны Торндайку, Йерксу и Уиплу применить психологию в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты развернули работу. Под руководством Йеркса создались 1-е групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе различных родах войск: армейский тест ”альфа” для грамотных и армейский тест “бета” для неграмотных. Альфа-тест похож на вербальные тесты Бине для детей. Бета-текст состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 солдат и 40 000 офицеров.

В отечественной психологии — Лазурский, Россолимо, Бехтерев и Лесгафт.

Врач – невролог, психолог Россолимо для диагностики индивидуальных психических свойств разработал методику их количественно оценки, дающую целостное представление о личности. Она оценивала 11 психических процессов, разбитых на 5 групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы (воображение и мышление). Выполнение заданий по каждому процессу оценивало его “силу” по специальной шкале. Сумма положительных ответов отмечалась на графике. Соединение этих точек давало “психологический профиль” человека.

Сегодня тесты – самый используемый метод, хотя промежуточный между субъективными и объективными методами. Есть много тестовых методик, например: основные на самоотчете испытуемых – тесты-опросники. Испытуемый может сознательно или несознательно повлиять на результат, особого, если знает, как будут интерпретироваться его ответы.

О математическом моделировании в психологических исследованиях

1ЗёлкоАлександра Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград

Еmail: [email protected]

О математическом моделировании в психологических исследованиях

Аннотация:встатье рассматривается сущность математического моделирования, его значение в психологических исследованиях. Выделяются виды математических моделей: детерминированные, стохастические и синергетические.Предлагается системный подход как средство реализации математического моделирования в психологических исследованиях.Ключевые слова:математическое моделирование, психологические исследования, математические модели, системный подход

Математическое моделирование широко используются в научной и практической деятельности ученых, поскольку оно позволяет точно фиксировать структурные изменения любой системы и отражать их в количественной форме.

Моделирование необходимо для анализа эффективности функционирования систем, прогнозирования и проектирования их развития. Однако в процессе психологических исследований оно не нашло адекватного своей значимости применения, несмотря на то, что суть процесса познания неразрывно связана с моделированием: в основе исследования лежит построение образа изучаемого объекта, фиксирующего его основные свойства и отношения. Одна из причин, на наш взгляд, кроется в идее классификации методов психологического исследования. В классификации, предложенной Б.Г. Ананьевым [1], методы моделирования относятся к эмпирическим (эмпирическим способам добывания научных данных, образования фактов) наряду с методами наблюдения, экспериментальными, психодиагностическими, праксиметрическими и биографическими. Напомним, что Б.Г. Ананьев в основание своей классификациикладет идею о необходимости такой рабочей классификации методов исследования, которая «соответствовала бы порядку операции в научном исследовании, определенному целостному циклу современного психологического исследования» [1, с.
205].Нам представляется,что, последовательно проводя эту идею классификации методов психологического исследования, целесообразно выделить методы моделирования (математического, кибернетического, имитационного) в отдельный класс ввиду особого места моделирования в системе методов психологического исследования. Действительно, если признать, что предметом психологии являются процессы субъективного отражения объективной действительности, необходимые для регуляции поведения и деятельности, а реально при наблюдении, эксперименте и других эмпирических методах психологического анализа исследователь изучает лишь поведение субъекта психической деятельности и ее продукты, то адекватным методом психологического исследования должна выступить априорная (в значительной мере) формулировка гипотез о механизмах субъективного отражения и последующая проверка этих гипотез. Наиболее точным методом выдвижения и 2проверки гипотез является формулировка гипотезы о механизме изучаемого явления в форме модели, затем наблюдение за функционированием модели с поведением, фиксируемым в эксперименте с реальным субъектом психической деятельности.
Таким образом, этап применения организационных, эмпирических методов, методов обработки данных соответствует определенным исследованиям, предшествующим этапу моделирования.В.Ю. Крыловым была разработана общая схема теоретического и экспериментального исследования, включающего построение математической модели изучаемого явления [5]. Основными моментами общей схемы является построение нормативной, азатем описательной (дескриптивной) модели изучаемого явления. Сопоставление схемы исследования, разработанной В.Ю. Крыловым, с содержанием этапов познавательной процедуры, раскрытия сущности явлений позволяет утверждать, что нормативная модель это реализация теоретического понятия, его конкретизация в теоретическом представлении. Модель строится посредством логикоматематического анализа всехаспектов изучаемого явления. Применительно к экспериментальному исследованию такой анализ учитывает априорно сформулированный критерий соответствия данных эксперимента и результатов функционирования нормативной модели.
На этапе построения нормативной модели выбирается и фиксируется (определяется) система основных понятий, при помощи которых будет далеепроводиться описание данных эксперимента и строиться описательная модель явления. Взависимости oт варьирования условий эксперимента, таким образом, может быть построено несколько описательных моделей. Дескриптивные модели, построенные на основе нормативной и учитывающие конкретные данные эксперимента, являются превращенными формами сути изучаемого явления.Таким образом, применение разработанной В.Ю. Крыловым схемы теоретического и экспериментального исследования, опирающейся на математическую модель изучаемого явления, представляет собой один из возможных вариантов конкретных реализаций общей диалектикоматериалистической процедуры раскрытия сущности явления.Задача представления результатов исследования в форме математической модели предъявляет жесткиетребования к организации эксперимента. Действительно, исследование должно быть организовано и проведено таким образом, чтобы его результаты можно было объединить в целостную систему представлений, достаточную для построения модели, способной к автономному функционированию, воспроизводящему исследуемое явление в тех аспектах, которые интересуют исследователя.
В связи с этим, математические модели в психологии разделяют на [3]:• Детерминированные, к которым относятся: теория графов; геометрическое моделирование; логикоматематические модели. К таким детерминированным моделям можно отнести модели рефлексивного поведения В.А. Лефевра и их развитие [6]. Им были введены различные типы рефлексивных замыканий, которые позволили моделировать с помощью алгебраического аппарата различные ситуации взаимодействия субъекта с миром и субъекта с субъектом. Моделирование психологических структур и процессов с помощью теории графов и геометрического моделирования также можно отнести к детерминированным идеям. Например, процесс восприятия можно моделировать с помощью субъективных пространств; при разработке теории личности используются модели классификации и пространственные модели на основе реконструирования семантического пространства. Эти модели строятся с помощью методов многомерного шкалирования и кластерного анализа. Динамика изменения 3пространств моделируется с помощью регрессионных функций. В этом случае можно сказать, что необходим системный подход использования математического аппарата, так как сложность объекта моделирования требует использования методов различного типа в определенном соотношении и взаимосвязи.• Стохастические модели включают: вероятностные; теории игр; динамическое программирование. Важным классом стохастических вероятностных моделей являются модели с латентными переменными. К методам латентных переменных относятся регрессионный анализ, однофакторный анализ, методы латентных структур.Вероятностные модели представляют самый широкий класс моделей в психологии. Согласно этим моделям испытуемые выдвигают гипотезу из одного подмножества и в случае верного решения в следующем испытании гипотеза выдвигается из этого же подмножества, а в случае неудачи —с вероятностью pпроисходит выбор одного из двух подмножеств. Эти методы также анализируют процесс в динамике, однако в случае, если важно состояние системы до эксперимента (или взаимодействия) и после, динамика самого процесса изменения в этом случае не изучается. Поэтому актуальной задачей в данном направлении является создание формальных математических моделей поведения человека в зависимости от его субъективного опыта, личностных характеристик и мотивации. Важным приложением аппарата теории игр является использование его в экспериментальной психологии в качестве экспериментальной методикиизучения поведения в ситуации с непротивоположными интересами [2].• Синергетические модели. В них математическая идеализация содержит чувствительность к начальным условиям и непредсказуемость исхода для системы. Поведение можно описать с помощью апериодических и, соответственно, непредсказуемых временных рядов, не ограничиваясь при моделировании стохастическими процессами. Беспорядок может предшествовать появлению новой структуры, поэтому именно апериодические решения детерминированных уравнений, описывающие самоорганизующиеся структуры, помогут придти к пониманию психологических механизмов самоорганизации.Впервые в России начали использовать синергетический подход к моделированию психологических систем в лаборатории математической психологии. В 80е годы XXстолетия началась разработка оригинальных методов анализа данных психологических исследований: многомерное шкалирование в псевдоевклидовом пространстве [5], многомерное шкалирование на размытых множествах, латентноструктурный анализ с оценкой разбиения на классы, кластерный анализ на размытых множествах [2], кластерный анализ на основе теории развитияпонятий Л.С. Выготского [4].В результате применения выше перечисленных методов были разработаны математические модели: успешности деятельности и ее динамики, взаимосвязи психологического статуса и качества жизни и другие.В последние годы все больше внимания уделяется моделированию динамики психических процессов и поведения субъектов. Здесь главной задачей является исследование и моделирование систем и структур [7]. Результаты моделирования на эмпирических данных с помощью синергетического подхода демонстрируют эффективность следующей схемы исследований:выдвижение априорной модели процесса;получение эмпирических данных в соответствии с априорной моделью;моделирование динамики процесса;

4построение апостериорной модели и проверка ее адекватности. По предложенной схеме проводятся исследования структур: когнитивных, ценностных, деятельностных, результатом которых являются модели психологических знаний и восприятия опасностей, динамики структуры качества жизни и удовлетворенности жизнью, динамики успешности деятельности руководителей научнотехнического центра и так далее.Следует отметить, что для моделирования психологических систем, а все они в какойто степени являются многомерными, нечеткими, нелинейными, динамичными, необходимо каждый раз определять приоритетность подхода в зависимости от целей и задач конкретного исследования. Существуют моменты линейности, детерминированности, четкости. Например, проблемы разграничения адаптации, протекающих в разных средах —эволюционных и бифуркационных.Конечно, психологическое исследование не всегда предполагает математическое моделирование. Если оно имеет характер разработки, опирающейся на готовую теоретическую модель, и изначально является практикоориентированным, то достаточно провести сравнительный эксперимент и использовать методы количественной или качественного анализа полученных результатов. В то время как разработать теоретическую базу или авторскую концепцию невозможно без абстрагирования явления или процесса, его идеализации и формализации, которая создает предпосылки для математического моделирования.Математическое моделирование может выступать в качестве средства реализации системного подхода, предоставляющего возможности не только для фиксации в количественной форме взаимосвязей в психологических системах, но и для адекватного его использования при углубленном их качественном анализе. Это связано с тем, что в каждой системе (деятельности, ценностных ориентации, знаний, адаптации, представлений) необходимо выделять структуры, соответствующие задачам исследования, и использовать релевантные им методы.Таким образом, ускорение темпов математизации психологии является прямым следствием системного подхода и развития в рамках этого подхода объяснительных абстрактных моделей, а применение математического моделирования становится одним из действенных методов психологического исследования и построения общей теории.

Ссылки на источники

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001.2.Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995.3.Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова.

М., 2005.4.Крылов В.Ю., Острякова Т.В. Новые методы кластерного анализа на основе психологической теории развития понятий Л.С. Выготского // Психологический журнал. Т. 16.

1995.

№ 1.

5.Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. М., 2000.6.Лефевр В.А. Формула человека. М., 1991.7.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

5ZelkoAleksandraSergeevna, associateprofessorofpedagogics and educational technologies of the Higher School of Pedagogics, Ph.D. in Pedagogical ScienceImmanuelKant Baltic Federal UniversityOn mathematical modelling in psychological researchAbstract:In this article the main point of mathematical modeling and its meaning in psychological research are considered. Types of mathematical models have been picked out: deterministic models, stochastic models and synergetic models. The system approach is proposed as an instrument of implementation of mathematical modelling in psychological research.

Keywords:mathematical modeling, psychological research, mathematical models, system approach

Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии?

Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии? — да, терапия помогает!

психология

9 января 2023

Обучение через наблюдение очень важно для развития людей. Большая часть навыков, которые мы приобретаем, зависит от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.

В этой статье мы расскажем, что такое моделирование , один из терминов, используемых для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют моделировать, и какие типы моделирования существуют.

  • Статья по теме: «5 техник модификации поведения»

Что такое моделирование?

Моделирование — это тип обучения, основанный на имитации поведения, выполняемого моделью , обычно кем-то другим. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.

Термин «моделирование» имеет такое же значение, что и «Имитация», «социальное обучение», «обучение через наблюдение» и «замещающее обучение». Каждая из этих концепций подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.

Таким образом, в то время как «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» — это широкое понятие, подчеркивающее роль этого процесса в социализации, а «замещающее обучение» означает, что последствия поведения модели узнает наблюдатель.

Моделирование имеет разные функции. В основном он служит для приобретения новых моделей поведения , например навыков ручного труда, но может также подавлять или препятствовать поведению; Это зависит от ожиданий человека в отношении последствий.

Считается, что Альберт Бандура является самым выдающимся автором в области моделирования и социального обучения. Хорошо известен эксперимент, проведенный им в 1963 году с Ричардом Уолтерсом, который показал, что дети подражали или не подражали поведению взрослых в зависимости от того, замечали ли они, что их поощряют или наказывают.

  • Статья по теме: «Теория социального научения Альберта Бандуры»

Задействованные процессы

Согласно Бандуре обучение путем моделирования происходит благодаря вербальному и воображаемому посредничеству: когда мы учимся путем подражания, мы делаем это через символических представлений наблюдаемое поведение и его последствия.

Для этого автора есть четыре процесса, которые позволяют получить и выполнить поведение. Внимание и удержание необходимы для приобретения объективного поведения, а воспроизведение и мотивация необходимы для выполнения.


1. Внимание

Люди узнают новое поведение только путем наблюдения, если мы можем обратить внимание на поведение модели . Различные типы переменных облегчают или затрудняют процесс ухода.

Например, нам легче подражать моделям, которые похожи на нас по своим физическим или социальным характеристикам, а также тем, кого мы считаем престижными и получающими наибольшее вознаграждение.

Вероятность обучения путем подражания также зависит от самого субъекта; таким образом, тревога и сенсорный дефицит, например слепота, затрудняют внимание к модели. С другой стороны, мы склонны больше подражать другим людям Если ситуация неопределенная и задача средней сложности .

2. Запоминание

Для имитации поведения необходимо, чтобы мы могли представить его в виде образов или вербально без присутствия модели. Когнитивный обзор поведения модели очень важен для удержания.

Еще одна переменная, относящаяся к поддержанию обучения, — это его значимость, то есть то, что мы можем связать его с другими предыдущими знаниями . Конечно, физические характеристики человека также влияют; Например, людям с деменцией гораздо труднее приобрести поведение.

3. Воспроизведение

Воспроизведение – это процесс, посредством которого обучение трансформируется в поведение. Сначала генерируется схема действия , эквивалентная наблюдаемой; затем начинается поведение и результат сравнивается с такой ментальной схемой. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить реальное поведение к идеальному.

4. Мотивация

Обучение может происходить без подражания; В конечном итоге это зависит от функциональной ценности, которую человек приписывает приобретенному поведению. В этот процесс вмешивается ожидание подкрепления.

Должна существовать вероятность получения стимулов для поведения ; Они могут быть прямыми, а также замещающими и самопроизвольными. Поэтому мотивационные процессы являются ключевыми в подражании.

  • Статья по теме: «Типы мотивации: 8 источников мотивации»

Типы моделирования

Различные типы моделирования классифицируются в соответствии со многими различными переменными, такими как сложность имитируемого поведения, возможности модели или социальная адекватность поведения. Давайте посмотрим, какие они наиболее важные виды моделирования .

1. Активный или пассивный

Мы говорим об активном моделировании, когда наблюдатель имитирует поведение модели после наблюдения за ней. Напротив, при пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.

2. Объективное поведение или промежуточное поведение

Критерием различения в данном случае является трудность поведения для имитации . Если объективное поведение простое, его можно смоделировать напрямую; Однако чем оно сложнее, тем сложнее будет его воспроизвести, поэтому в этих случаях оно делится на разные более простые поведения, которые называются «промежуточными».

3. Положительный, отрицательный или смешанный

При положительном моделировании выученное поведение воспринимается социальной средой как адекватное, в то время как в отрицательном приобретает деструктивное поведение . Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования сначала усваивается неадекватное поведение, а затем приемлемое.

4. Живой, символический или тайный

В этом случае релевантной переменной является способ представления модели. Если он присутствует, то это живое моделирование; если вы наблюдаете это косвенно, как в видеозаписи, то моделирование символическое ; наконец, мы говорим о скрытом моделировании, если человек, который учится, делает это, воображая поведение модели.

5. Индивидуальное или групповое

Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, тогда как в группе больше людей, изучающих поведение.

6. Одиночные или множественные

Различие аналогично предыдущему случаю, хотя количество моделей различается, а не число наблюдателей. Когда моделирование является множественным , обобщение обучения больше , потому что субъект подвергается различным поведенческим альтернативам.

7. Моделирование или самомоделирование

Иногда человек, который моделирует, является тем же человеком, который наблюдает ; в таких случаях мы называем этот процесс «самомоделированием». Символическое автомоделирование с помощью видеомонтажа оказалось очень полезным для лечения избирательного мутизма.

8. Совместное и неучастие

Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью , которая также может управлять подкреплением; это могло бы произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. Напротив, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а знает только последствия своего поведения.

9. Домен (мастерство) или копинг (копинг)

Критерием, отличающим эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. В моделировании предметной области человек, которому нужно подражать, с самого начала имеет возможность правильно, без ошибок выполнять целевое поведение.

По минусам, модели совладания приобретают навыки , необходимые для осуществления поведения, аналогичного процессу, который будет иметь место у наблюдателя. Считается, что этот тип моделирования имеет тенденцию быть более эффективным, чем домен, потому что он более значим для наблюдателя.

  • Возможно, вам интересно: «10 наиболее часто используемых когнитивно-поведенческих техник»

Моделирование педагогической психологии (январь 2023 г.).


Обучение моделированию

Что такое обучение моделированию?

Моделирование — это процесс обучения путем копирования поведения других. Его также называют Observational Learning . Люди моделируют друг друга естественно — например, дети используют моделирование, чтобы научиться завязывать шнурки на ботинках или пользоваться посудой. Моделирование обучения включает особый вид нейронов, известный как зеркальный нейрон . Людей с имитируемым поведением называют моделями .

В сфере образования моделирование используется преподавателями в качестве учебной стратегии, позволяющей сэкономить время на преподавании и улучшить свои навыки преподавания. Каждый раз, когда преподаватель объясняет студенту концепцию, он моделирует.

Согласно теории социального обучения Альберта Бандуры , чистый бихевиоризм не может объяснить, почему процесс обучения происходит в отсутствие внешнего подкрепления. Альберт Бандура чувствовал, что внутреннее психическое состояние или когнитивные процессы также должны играть роль в эффективности обучения и что процесс моделирования учитывает гораздо больше, чем имитация. В случае подражания человек почти не копирует то, что делает модель.

Что мы подразумеваем под ментальным моделированием?

В Structural Learning мы поощряем принципы активного обучения метапознания. Это вовлекает детей в создание моделей их мыслительных процессов. Используя нашу методологию построения блоков, ребенок может получить внутреннюю картину человеческого обучения и того, как оно происходит. Педагогика преимущественно основана на идее организации наших мыслей. Этот процесс моделирования позволяет ребенку видеть свои мысли и в то же время иметь возможность модифицировать их. Этот опыт дает возможности для положительного закрепления ключевых моделей поведения в процессе обучения. Выделение времени для обучения таким методикам дает детям возможность поиграть со своими новыми идеями. Социальное поведение, возникающее в результате этих действий, позволяет детям выражать свои мысли друг другу. Это действует как стартовая площадка для лучшего письма, поскольку ученикам дается время, чтобы репетировать то, что они собираются написать.

Использование моделирования для построения планов эссе

 

Каковы этапы обучения моделированию?

Согласно Albert Bandura — Social Learning Theory, эффективность обучения может проявляться при наблюдении за социальным поведением других и последующем моделировании того, что другие говорят или d o. Бандура объяснил определенные шаги в процессе моделирования, которые необходимо выполнить, чтобы обучение было успешным:

  • Во-первых, , нужно сосредоточиться на том, что делает модель — это называется вниманием.
  • Во-вторых , они должны помнить или сохранять то, что наблюдали; это называется удержанием.
  • В-третьих , они должны выполнять то поведение, которое наблюдали и сохраняли в памяти; этот шаг называется воспроизведением.
  • Наконец , им нужна мотивация. Они должны быть готовы копировать поведение, а мотивация к копированию зависит от того, что случилось с моделью. Если бы модель была наказана, у человека было бы меньше мотивации копировать модель. Это известно как заместительное наказание. С другой стороны, если бы модель поощрялась за поведение, у человека было бы больше мотивации копировать ее. Это называется косвенным подкреплением.

Создание моделей предложений с использованием наших блоков

Какие существуют типы моделей?

Бандура указана 3 Типы моделей:

Живая : Живая модель указывает на поведение человека. Например, Кэтрин встала на доску для серфинга, чтобы Стейси могла видеть, как она это делает.

Вербальная : Вербальная модель не включает в себя какой-либо акт выполнения поведения, а скорее описывает или объясняет поведение. Это лучшая стратегия в случае нехватки времени. Например, футбольный тренер говорит юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком.

Символический : Символическая учебная модель может быть реальными людьми или вымышленными персонажами, демонстрирующими поведение в рассказах, фильмах, видеоиграх, телешоу, источниках в Интернете и т. д. Например, видеомоделирование часто используется, чтобы помочь детям с нарушениями развития нервной системы учиться новые навыки. Он также используется, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра уменьшить вызывающее поведение, такое как истерики и агрессия.

Создание моделей с помощью символов

Как вы можете мотивировать детей демонстрировать приемлемое поведение?

Бандура исследовала моделирующее поведение детей , в частности, моделирующее поведение взрослых, склонное к насилию и агрессивному поведению. Для эксперимента он использовал 5-футовую надувную куклу. В его эксперименте наказание учителей за агрессивное поведение повлияло на агрессивное поведение детей. В одном сценарии воспитатель демонстрировал агрессивное поведение по отношению к кукле, бросая, бить и даже бить куклу в присутствии ребенка. В ответ на поведение воспитателя наблюдались два типа ответов детей. Когда инструктора игнорировали или хвалили (и не наказывали за его поведение), ученики подражали тому, что делала инструктор, и даже повторяли ее слова. Они кричали, пинали и били куклу. С другой стороны, когда инструктора наказывали за плохое поведение, у студентов уменьшалась склонность выступать в роли инструкторов.

После этого эксперимента Альберт Бандура пришел к выводу, что люди видят и учатся, и эффективность их обучения может иметь как антисоциальные, так и просоциальные эффекты. Позитивные или просоциальные модели могут использоваться для стимулирования социально приемлемого поведения. Особенно родители должны обратить внимание на этот результат. Если они хотят, чтобы их дети читали, они должны читать им. Держите коллекцию книг дома. Пусть дети видят, как они читают. Расскажите о каких-нибудь новых или своих любимых книгах. Точно так же, если родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, дети должны видеть, как их родители занимаются спортом, правильно питаются и проводят время, занимаясь физической культурой. Родители могут использовать ту же стратегию для развития таких качеств, как честность, вежливость и доброта в своих детях. Основная концепция заключается в том, что дети видят и учатся у своих родителей, даже ценностям своих родителей. Поэтому родители должны оставаться последовательными. Дети склонны копировать то, что делают их родители, а не то, что они говорят. Точно так же, родители, есть много общественных деятелей, таких как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг-младший , которые считаются просоциальными моделями, поскольку они могут спровоцировать глобальные социальные изменения.

Структура навыков обучения

Каковы антисоциальные последствия моделирования обучения?

Важно обсудить антисоциальное моделирование или наблюдательное обучение . Исследования показывают, что дети склонны копировать агрессивное поведение своих родителей. По этой причине большинство детей, подвергшихся насилию, вырастают и сами становятся насильниками. Исследования показывают, что почти 30% детей, подвергшихся насилию, вырастают и в будущем становятся жестокими родителями. Люди с большей вероятностью будут следовать тому, что они знают. Когда дети видят, как их родители борются с разочарованием и гневом посредством агрессивных и насильственных действий, они также учатся вести себя таким образом. К сожалению, разорвать этот порочный круг сложно.

Исследования показывают, что жестокие видеоигры, фильмы и телевизионные шоу могут иногда выступать в качестве механизмов обучения навыкам 21-го века, но они также могут вызывать антиобщественное моделирующее поведение . Насилие в СМИ может не только спровоцировать агрессивное поведение, но и многократное столкновение с актами насилия также делает людей менее чувствительными к нему.

Что увеличивает вероятность того, что поведение будет имитировано?

По Альберт Бандура — Теория социального научения, ниже приведены факторы, повышающие вероятность того, что поведение будет имитировано.

  • Люди, получившие вознаграждение за свое поведение;
  • Люди, которых мы чувствуем как лелеющие и теплые;
  • Люди со схожими интересами или одного возраста и пола;
  • Люди более высокого социального статуса или те, кем мы восхищаемся;
  • Люди на авторитетной должности;
  • Когда ситуация незнакома , двусмысленна или запутана;
  • Когда нам не хватает уверенности в своих способностях или знаниях;
  • Когда мы были вознаграждены за подражание тому же поведению в прошлом

Согласно Альберту Бандуре — Теория социального обучения — обучение может происходить путем наблюдения за другими, а затем моделирования того, что другие говорят или делают.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts