Метод наблюдения что такое: 3. Метод наблюдения в психологии.

Метод наблюдения в детской психологии

1. Детская психология

2. Книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (188

3. Метод наблюдения

 

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.

Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни­ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязан­ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ­ных фактов.


Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо­лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час­то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор­мирования предметных действий ребенка.

 

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал в 1920 году клинику нормального развития детей, в которой жили пре­ имущественно подкидыши и сироты.

 

За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте­ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.


Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за­ висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде­ляют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых , оно может быть сплошным и выборочным.

 

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны по­ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения.

 

Ко­нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ре­бенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, вы­ражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особен­ности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки вре­мени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть неви­димой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого  используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон­ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела).

Его помещают между комнатой, в которой нахо­дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скры­того наблюдения используют телевизионные установки, видео и ки­нокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный д ля ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденно­сти и естественности поведения ребенка.

 

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрос­лый не только является видимым, заметным для ребенка, но и уча­ствует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка.

 

В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отме­чает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), а потом описывает свои наблюдения.

Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малы­ша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитате­ли, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным).

 

При одноразовом наблюдении процедура исследования проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обыч­но сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

 

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно продолжается в течение долгого времени (нескольких лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследова­тель сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, но­вых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упо­мянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Однако во всех случаях исследователь может прослеживать только внешние, наблюдаемые стороны поведения ребенка: его высказывания,  выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Но психоло­га интересуют не сами по себе внешние проявления, а те внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними и которые недо­ступны непосредственному наблюдению.

 

Чтобы понять эти процессы и уметь интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, и владеть теми понятиями, тем языком, с помощью которого он будет описывать поведение ребенка.

 

Успешность наблю­дения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследо­вателя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет — его впечатления будут расплывча­тыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным, и по­лучить какой-либо фактический материал окажется невозможным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много «живых» интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в есте­ственных условиях его жизни. Этот способ незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Вместе с тем он имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Здесь требуется высокая психологическая квалификация исследователя и огромные затраты времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов.

Специалист вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех и ли иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, на­ блюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще не известно, проходит мимо его внимания. Для фиксации этого исполь­зуется другой метод — эксперимент.

Метод объективного наблюдения | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

МЕТОД ОБЪЕКТИВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Метод объективного наблюдения (англ. method of objective observation) — общенаучный метод эмпирического исследования; применяется в психологии для опосредствованного изучения психической деятельности путем наблюдения (регистрации) актов поведения и физиологических процессов, которые, согласно гипотезе исследователя, выявляют психические процессы. Наблюдение обычно не рассчитано на создание условий, необходимых для вызывания изучаемых процессов, что не исключает предварительного планирования времени, места и ситуаций, наиболее благоприятных для решения поставленных в исследовании задач (ср. Лабораторный эксперимент, Метод эксперимента).

Целесообразно использовать Метод объективного наблюдения при изучении процессов, протекание и развитие которых в экспериментальных условиях может подвергнуться искажениям. Но возможно, что в естественных условиях изучаемые процессы выступят в сложных взаимосвязях с многочисленными случайными факторами; поэтому при использовании М. о. н. может возникнуть особая задача отчленения случайных и нетипичных наблюдений. Научное наблюдение должно иметь предварительный план с возможно более полным перечнем подлежащих регистрации параметров. Метод объективного наблюдения особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов.

В дальнейшем следует планировать более детальную разработку проблемы (если позволяет природа изучаемого) в ходе проведения эксперимента.

Добавление ред.: Следует разделять, по крайней мере, 3 значения термина Метод объективного наблюдения (см.

Объективный метод).

  1. Одно из 2 подразделений наблюдения как метода эмпирического исследования; данное значение находится в бинарной оппозиции к методу самонаблюдения (интроспекции), который тоже рассматривается как разновидность метода наблюдения (метод субъективного наблюдения). «Объективное» здесь означает «внешнее», т.е. наблюдение, осуществляемое с помощью внешних органов чувств (экстероспекция) и/или разнообразных приборов. С этой т.зр. психологические науки всегда были «уникальным заповедником» метода субъективного наблюдения. Его-то и пытались уничтожить некоторые представители т.н. объективной психологии.
  2. В более узком значении — это наблюдение, в котором наблюдаемое явление регистрируется с помощью технических средств, а роль исследователя ограничивается выполнением тех или иных этапов: считывание показаний приборов, выбор методов обработки и анализа данных, осуществление обработки, интерпретация и представление данных.
    Здесь «объективное» фактически эквивалентно «приборному», но во многих науках полностью исключить человека-наблюдателя не удается. С этой т. зр. субъективные наблюдения широко представлены в любой эмпирической науке (от астрономии и физиологии до лингвистики и этнографии).
  3. В значении достаточно широком — это любой метод наблюдения, в котором выполняется требование независимого контроля (наблюдателями-дублерами или с помощью приборов). Существует наивное представление, что методы самонаблюдения в принципе не удовлетворяют такому требованию, тогда как экстероспективные и особенно приборные наблюдения всегда ему удовлетворяют (и в этом смысле объективны). С обоими утверждениями можно не согласиться. См. также Виды наблюдения, Наблюдение. (Б. М.)

Словарь практического психолога С.Ю. Головин

Метод объективного наблюдения — стратегия исследования для фиксации заданных характеристик некоего процесса без вмешательство в его течение. Может ориентироваться на регистрацию актов поведенческих и процессов физиологических. Как правило, выступает предварительным этапом перед планированием и проведением исследования экспериментального.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Метод объективного наблюдения

Метод наблюдения

  • Домашний
  • Библиотека
  • Маркетинг
  • Маркетинговые исследования
  • Метод наблюдения

Метод наблюдения включает человеческое или механическое наблюдение за тем, что люди на самом деле делают или какие события происходят во время покупки или потребления. Информация собирается путем наблюдения за рабочим процессом. Ниже приведены несколько ситуаций: —

  1. Станции технического обслуживания — Представьтесь клиентом, зайдите на станцию ​​технического обслуживания и понаблюдайте.
  2. Чтобы оценить эффективность демонстрации подушек Dunlop Pillow Cushions в универмаге, наблюдатель отмечает: а) сколько проходит; б) Сколько остановилось посмотреть на дисплей; в) Сколько решают купить.
  3. Супермаркет-Какое место лучше всего на полке? Используются скрытые камеры.
  4. Определить типичный порядок продаж и узнать энтузиазм, проявляемый различными продавцами. Обычно это делает следователь с помощью скрытого магнитофона.

Преимущества метода наблюдения

  1. Если исследователь наблюдает и записывает события, нет необходимости полагаться на готовность и способность респондентов дать точный отчет.
  2. Эффект предвзятости интервьюеров либо устранен, либо уменьшен. Таким образом, данные, собранные путем наблюдения, являются более объективными и в целом более точными.

Недостатки метода наблюдения

  1. Наиболее ограничивающим фактором в использовании метода наблюдения является невозможность наблюдения за такими вещами, как отношение, мотивация, настроение клиентов/потребителей, их покупательские мотивы и их образы.
  2. Сыщику также требуется время, чтобы дождаться определенного действия.
  3. Личные и интимные действия, такие как просмотр телевизора поздно ночью, легче обсудить с помощью вопросников, чем наблюдать.
  4. Стоимость — последний недостаток метода наблюдения. В большинстве случаев получение данных наблюдений обходится дороже, чем данные других обследований. Наблюдатель должен ждать, ничего не делая, между событиями, чтобы быть наблюдаемым. Непродуктивное время — это повышенная стоимость.

❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

Статьи по теме

  • Проективные методы
  • Метод обследования
  • Методы обследования
  • Вторичные данные
  • Источники данных

Просмотреть все статьи


Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена

Руководство по менеджменту Группа содержания . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Преимущества и недостатки метода наблюдения | Достоинства и недостатки наблюдения в маркетинге

by Prasanna

Преимущества и недостатки метода наблюдения: Для сбора информации о различных вещах, окружающих нас, наиболее распространенным методом является наблюдение и изучение окружающих нас вещей. Различные процессы, связанные с вещами, также следует изучать и наблюдать. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что наблюдение действует как основной фундаментальный метод сбора информации практически обо всем.

Иногда, когда исследователи используют наблюдение, они используют его научно для различных исследовательских работ, но следует иметь в виду, что только некоторые наблюдения являются научными, а не все.

Учащиеся также могут найти другие преимущества и недостатки  статьи о событиях, людях, спорте, технологиях и многом другом.

Метод наблюдения качественный. Он используется для сбора информации путем наблюдения за субъектами в естественной среде и последующего анализа информации. Наблюдение основано на поведенческих моделях, психологическом характере, отношении и убеждениях субъекта и т. д.

Метод наблюдения заключается в наблюдении, слушании, прикосновении и регистрации поведения, отношения и характеристик предметов или явлений или живых существ. Используя этот метод, исследователи пытаются понять и осмыслить поведение и психологический характер указанного субъекта.

  • Преимущества метода наблюдения
  • Недостатки метода наблюдения
  • Сравнение Таблицы для преимуществ и недостатков метода наблюдения
  • FAQS на плюсах и минусах. Самым простым методом сбора данных является метод наблюдения. Требуются очень минимальные технические знания, и хотя научно контролируемые наблюдения требуют некоторых технических навыков, они все же более доступны и просты, чем другие методы. Это проще, потому что каждый день каждый наблюдает в своей жизни разные вещи. Если дается небольшое обучение, то это может сделать человека идеальным для наблюдения за своим окружением.
  • Природное окружение: Метод наблюдения за сбором данных точно описывает наблюдаемое явление и не вносит искусственности, как другие методы. Они описывают явление именно так, как оно происходит в естественной исследовательской среде. Метод наблюдения не так ограничен, как эксперимент.
  • Высокая точность: В методах интервью и методах опроса информация респондентов предоставляет нам информацию, с которой должны работать исследователи. Это все косвенные методы, и нет возможности исследовать точность. Но в методе наблюдения достоверность информации может быть проверена различными тестами. Таким образом, данные, собранные путем наблюдения, гораздо надежнее.
  • Соответствующий инструмент: Существует особое явление, которое не может предоставить вербальную информацию о своем поведении, действиях, чувствах и т. д. Для этого явления наблюдения являются лучшим методом. Метод наблюдения необходим для исследований младенцев, которые не в состоянии понять детали исследовательской работы и не могут ясно выражаться.
  • Требуется меньшее сотрудничество респондента: Метод наблюдения не требует от людей готовности предоставить информацию о них. Бывают разные случаи, когда респондент отказывается рассказывать о себе и своей личной жизни постороннему. У некоторых нет необходимых коммуникативных навыков или времени, чтобы предоставить информацию о себе исследователям. Хотя наблюдение не всегда может решить такие проблемы, все же относительно легче требовать от респондента меньшего сотрудничества.
  • Недостатки метода наблюдения

    1. Все, что не наблюдается: Существуют различные виды личного поведения и секреты, которые исследователь не наблюдает. Многие респонденты отказываются позволить исследователям наблюдать за их деятельностью, и по этой причине не все наблюдает исследователь. Также становится трудно собирать информацию о личных мнениях и предпочтениях человека.
    2. Прошлая жизнь остается неизвестной: Метод наблюдения не имеет техники для изучения прошлой жизни субъекта. Трудно собрать информацию о прошлой жизни, если субъект недостаточно сотрудничает. Поскольку другого варианта нет, исследователям приходится полагаться на документы, которые не всегда точны.
    3. Отнимающий много времени: Наблюдение является длительным и трудоемким методом. Если кто-то хочет, чтобы его наблюдение было точным и точным, он должен уделять ему достаточно времени и не торопить процесс. П.В. Янг также заметил, что наблюдение — это метод, который нельзя торопить. Трудно завершить расследование за ограниченный период посредством наблюдения. Поскольку это трудоемкий процесс, есть шансы, что и наблюдатель, и наблюдаемое утратят интерес и откажутся от продолжения процесса.
    4. Дорого: Наблюдение — очень дорогое удовольствие. Это требует большого количества времени, строгой и детальной работы и больших затрат. Наблюдение состоит из поездок по разным местам, пребывания на месте, где произошло явление, и покупки сложных и качественных инструментов для исследования. По указанным выше причинам метод наблюдения известен как один из самых дорогих методов сбора данных.
    5. Личная предвзятость: Личная предвзятость исследователей во многом влияет на их наблюдения. Это также создает проблемы для обоснованных обобщений. Наблюдатель или исследователь могут иметь свое представление о том, что правильно, а что неправильно в отношении конкретных событий. У них также могут быть разные предубеждения, связанные с конкретным событием, что ставит под угрозу объективность социальных исследований.

    Преимущества и недостатки метода наблюдения в табличной форме

    Преимущества Недостатки
    1. Натуралистическое наблюдение за поведением позволяет более точно изобразить поведение. 1. Предвзятость наблюдателя может повлиять на точность наблюдений.
    2. Наблюдения можно проводить в реальных условиях, обеспечивая более реалистичное понимание поведения. 2. Может возникнуть эффект наблюдателя, когда присутствие наблюдателя может изменить наблюдаемое поведение.
    3. Наблюдение может быть неинвазивным методом исследования, который не требует от участников самоотчета или раскрытия конфиденциальной информации. 3. Может возникнуть реакция наблюдателя, когда участники изменяют свое поведение из-за того, что за ними наблюдают.
    4. Данные наблюдений могут предоставить богатую и подробную информацию, которую невозможно получить с помощью других методов исследования. 4. Наблюдения могут занимать много времени и могут потребовать нескольких наблюдателей для обеспечения точности.
    5. Наблюдение можно использовать для изучения широкого спектра моделей поведения, в том числе тех, которые трудно измерить с помощью самоотчета или других методов. 5. Данные наблюдений могут быть трудны для анализа и количественной оценки, что затрудняет получение четких выводов.
    6. Данные наблюдений можно использовать для проверки или дополнения других методов исследования, обеспечивая более полное понимание поведения. 6. Наблюдательные исследования могут вызвать этические проблемы, если участники не знают, что за ними наблюдают.

    Comparison Table for Advantages and Disadvantages of Observation Method

    Advantages Disadvantages
    The observation method is an easy method since it usually does not require technical skills. При методе наблюдения наблюдается не все. Чувства, эмоции и мнения остаются незамеченными.
    Метод наблюдения обеспечивает высокую точность, так как наблюдатель напрямую взаимодействует с наблюдаемым. Наблюдение — дорогостоящий метод, так как требует многого.
    Это универсальный и стандартный метод, который используется во всем мире. Метод наблюдения описывает явление именно так, как оно происходит в естественной исследовательской среде. Наблюдение — очень трудоемкий процесс, и есть вероятность, что наблюдатель и наблюдаемое потеряют к нему интерес через определенный момент времени.
    В методе наблюдения требуется минимальное сотрудничество респондента. Совершенно невозможно узнать прошлую жизнь. Исследователю приходится опираться на документы, которые не всегда точны.

    Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках метода наблюдения

    Вопрос 1.
    В чем заключается важность метода наблюдения при сборе данных?

    Ответ:
    При сборе данных метод наблюдения помогает исследователю лучше понять происходящее в окружающей среде и придает достоверность объяснению наблюдения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts