Метод психологии беседа: 1.2. Метод беседы

Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии

  • формат doc
  • размер 137.86 КБ
  • добавлен 13 мая 2009 г.

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.: Смысл, 1999. — 222 с.
В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализуется подход к психологической беседе как совместной деятельности, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод исследования, метод диагностики и психологической помощи.
Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Новое в психолого-педагогических исследованиях

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 12. 78 МБ
  • добавлен 13 августа 2010 г.

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: — МГУ им. М. В. Ломоносова. — Смысл, — 1999. – 222 стр. (Тир. 2000 экз. ). Рецензенты: Братусь Б. С., доктор психологических наук, Ениколопов С. Н., кандидат психологических наук. В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных з…

  • формат doc
  • размер 674.82 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 70 КБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

АмГУ, г.Благовещенск, 2011г., 12 стр., Метод интервью (виды интервью, этапы построения вопросника, процесс интервьюирования,регистрация данных) Метод беседы (виды бесед,кассификации типов вопросов,стили ведения беседы).

  • формат doc
  • размер 1.01 МБ
  • добавлен 02 декабря 2010 г.

Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие ISBN 9965-12-002-1 Издательство © «Казак университетi», Алматы, 2001. Объем страниц: 176 (в оригинале)/ 126 (в электронном варианте) Аннотация Впервые в отечественной психологии учебное пособие посвящается психобиографическому (биографическому) методу психологии, направленному на изучение личности как субъекта жизнедеятельности на жизненном пути, а также н…

  • формат doc
  • размер 41.5 КБ
  • добавлен 01 декабря 2009 г.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств РЕФЕРАТ на тему: «Метод наблюдения в психологических исследованиях» Краснодар, 2006. 7с Содержание: Понятие наблюдения Виды наблюдения Модификацией метода включенного наблюдения Ошибки наблюдения Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.

Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически вк…

Практикум

  • формат ppt
  • размер 114.08 КБ
  • добавлен 09 июля 2011 г.

Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 030301 – Психология Содержание: 1. Методология психологии как отрасль науки 2. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии 3. Психофизическая проблема 4. Кризис методологических основ психологии 5. Законы и принципы психологии 6. Категориальная система психологии 7. Проблема объективности научного знания в психологии

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 683. 5 КБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор — Асмолов А. Г, 2006 г. Содержание: Образы психологии в истории науки и культуры Образ психологии в когнитивных науках Образ психологии в бихевиоральных науках Образ психологии в социальных науках Психология как наука о мотивации Проблема сознания в психологии Проблема поведения в психологии Проблема культуры в психологии. Культура и про…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 209.5 КБ
  • добавлен 07 мая 2011 г.

Херсон, — ИПИС ХГУ. — 2011. Аннотация. В 44-х слайдах наглядно и последовательно представлены основные проблемы методологии психологии: исторический аспект, современное состояние методологии психологии как науки, пути развития научного знания в психологии. Содержание. Методология психологии как отрасль науки. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии. Психофизическая проблема. Кризис методологических основ псих…

Реферат

  • формат docx
  • размер 30.06 КБ
  • добавлен 20 декабря 2011 г.

КемГУ, г.Кемерово, 2011, 8стр, 7ист Описание особенностей наблюдения в детской психологии, плюсы и минусы его.

Статья

  • формат pdf
  • размер 129.5 КБ
  • добавлен 10 сентября 2011 г.

Статья. Журнал «Методология и история психологии». 2007. Том 2. Выпуск 1. стр.130 -150. Статья представляет собой анализ истории, принципов, трактовок и способов использования феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии. Дан анализ классических феноменологических исследований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепций, образующих современную феноменологическую психологию как направление….

Беседа, изучение продуктов деятельности детей » Психология

— Дошкольное воспитание (Автор: Психолог)

Беседа, изучение продуктов деятельности детей
В психологических исследования дошкольников широко используется беседа как прием экспериментальной методики или как самостоятельный метод. Такая форма работы с детьми часто используется в практике дошкольного воспитания, поэтому дети привыкли к беседам со взрослыми. Среди бесед с детьми можно выделить те, которые носят запланированный характер, и такие, которые возникают спонтанно. Беседа как метод психологического исследования относится к запланированным беседам, но имеет при этом еще и специфические признаки, обусловленные ее исследовательской направленностью на выявление того или иного психологической закономерности.

Беседа должна четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Существует ряд требований к формулировке вопросов. Они не должны подсказывать ребенку какую-нибудь ответ, например: «ты любишь маму?» Содержание беседы должен касаться известных детям тем, состоять из простых понятных слов. Некоторых тем следует избегать, чтобы не травмировать психики ребенка, не пробуждать у нее неприятных воспоминаний т.д. Продолжительность беседы 10-15 минут.
Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными. Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы. Уместны обращения такого типа: «расскажи, как …»,« в какие игры вы играете? «,» Объясни, почему твоя любимая сказка …». Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы возрастает, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора.
Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек строительного материала и т.д. Особенно важно использовать наглядный материал в беседах с младшими дошкольниками.
Беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его вещания.
Активное овладение дошкольником различными видами деятельности позволяет исследовать его психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, стихов, рассказов, рисунков, конструкций, аппликаций и т.д.
С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, увидеть основные его этапы, трудности, преимущества. Целый ряд работ дошкольника носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отражают умения и навыки малыша, свойства его личности, обеспечивающих выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т. д. При этом заметны недостаточно развиты качества ребенка, узловые проблемы ее развития. Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, которые обеспечили получение соответствующих продуктов деятельности. Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельности включает элемент сравнения.

Выводы об особенностях методов детской психологии:
— Исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;
— К основным методам дошкольного психологии относятся наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности;
— Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов; возраст с 3-7 лет наиболее благоприятен для наблюдения;
— Эксперимент предполагает специально созданы условия для изучения психики ребенка; наибольшей эффективностью отмечается естественный эксперимент;
— При проведении эксперимента следует ориентироваться на возрастные особенности детей дошкольного возраста;
— Проведение исследований с дошкольниками должно осуществляться в игровой непринужденной форме;
— Методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.

прочитали статью 13 299 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Другие статьи о психологии

  • Беседа в психологии ребенка
  • Анализ продуктов деятельности ребенка — детская психология
  • Наблюдение как метод изучения детской психологии
  • Методы исследования воспитателем дошкольного учебного заведения
  • Роль экспрессивных средств в общении
  • Комментарии о Беседа, изучение продуктов деятельности детей

    Как получать удовольствие от светской беседы и углублять беседу

    Техника вертикального вопроса открывает двери.

    Источник: peopleimages/Adobe Стоковые Изображения

    Юстина недавно переехала в новый город и чувствует себя одинокой, но задача завести новых друзей кажется пугающей. Она хотела бы, чтобы был более простой способ.

    У Роджера очень мало вторых свиданий. Он чувствует себя некомфортно, знакомясь с новыми людьми, и не знает, как вести разговор с другими. Он задается вопросом, как сформировать более искренние связи.

    Мелинда боится общественных мероприятий. Она борется с светской беседой и чувствует скуку в случайных разговорах. «Кажется, бессмысленно ходить на эти мероприятия и вести унылые разговоры», — думает она про себя.

    Можете ли вы общаться с Джастиной, Роджером или Мелиндой? Если да, то вертикальный опрос может быть для вас.

    Эта простая, но невероятно эффективная техника общения помогает людям общаться на более глубоком уровне. Этот навык особенно полезен для тех, у кого в детстве была эмоциональная запущенность.

    Если вы выросли в эмоционально неблагополучной семье, вы, вероятно, знакомы с недостатком общения, низким акцентом на эмоциях и поверхностными разговорами. Трудно научиться разговаривать с кем-то на более глубоком, эмоциональном уровне, потому что это никогда не было смоделировано для вас. Вместо этого вас учили, как общаться, используя факты и логику, чтобы избежать разговора, который может вызвать эмоции.

    Научившись общаться с помощью вертикальных вопросов, вы облегчите себе задачу завести новых друзей, укрепите уже установленные связи и увеличите отдачу от повседневного общения с другими людьми.

    Вертикальные и горизонтальные опросы

    Как вертикальные, так и горизонтальные опросы предполагают задавание вопросов во время разговора. Но вертикальные вопросы побуждают человека, с которым вы разговариваете, обратиться внутрь себя и более глубоко обдумать свой ответ.

    Вертикальные вопросы — это ключ к тому, чтобы сделать светскую или непринужденную беседу более интересной и приятной как для вас, так и для другого человека. Эта разговорная техника создает атмосферу любопытства и понимания.

    Горизонтальный опрос направлен на раскрытие фактов и информации из вашего разговорного обмена. Часто это закрытые вопросы, которые дают конкретный ответ без возможности уточнения.

    Давайте посмотрим, чем отличаются вертикальные и горизонтальные вопросы:

    Горизонтальные вопросы Вертикальные вопросы

    Вы хорошо себя чувствуете? Почему вы думаете, что вам грустно?

    Чем вы занимаетесь на работе? Как вы заинтересовались своим направлением работы?

    Вы хорошо провели отпуск? Какие части поездки вам понравились?

    Где ты вырос? Каким было ваше детство?

    Вам нравится природа? Какие виды активного отдыха вам нравятся?

    Горизонтальные вопросы удобны для сбора информации. При продуманном использовании эти типы вопросов могут предшествовать вертикальному вопросу. Вы можете начать горизонтально и спросить: «Кем ты работаешь?» а затем сместитесь по вертикали с вопросом «Как вы заинтересовались этим направлением работы?»

    Когда вы задаете вертикальный вопрос, вы получаете возможность заглянуть во внутренний мир человека — его историю, прошлое, чувства, желания и предпочтения. Это нечто особенное. Я призываю вас попробовать это с другом, коллегой, супругом или даже незнакомцем, чтобы увидеть, что вы можете узнать или открыть для себя.

    Горизонтальная беседа не удалась

    Бобби: Не могу поверить, что мы так давно не встречались! Сколько лет прошло?

    Мэри: Хм… Должно быть, уже восемь лет!

    Бобби: Вау, это так долго. Что вы делаете для работы?

    Мэри: Я работаю детской медсестрой. А ты? Вы все еще в продажах?

    Бобби: Ага! Я менеджер автосалона.

    Мэри: Отлично! Вы поддерживали связь с кем-нибудь из средней школы?

    Бобби: Я действительно время от времени разговариваю только с Майком, Дэвидом и Дафной.

    Мэри: Я их помню. Я был так занят, что не поддерживал связь со многими людьми.

    Бобби: Вы много работаете?

    Мэри: О, да. Работаю посменно по 12 часов. Это утомительно.

    Хотя Бобби и Мэри получили новую информацию друг о друге, они застряли в колеи вопросов и ответов. Горизонтальный опрос часто может ощущаться скорее как допрос, чем как дружеская встреча. И Бобби, и Мэри упустили несколько возможностей пойти по вертикали и открыть что-то более существенное. Если они будут продолжать в том же темпе, разговор обречен на ровную линию.

    Ниже вы увидите, как можно оживить беседу с помощью вертикальных вопросов.

    Вертикальный разговор становится глубже

    Бобби: Итак, вы работаете в сфере ухода за больными. Как тебе твоя работа?

    Мэри: Я педиатрическая медсестра, и мне это очень нравится. Я всегда обожала работать с детьми.

    Бобби: Замечательно. Что вам нравится в работе с детьми?

    (Мэри отвечает на вопрос Бобби и чувствует себя вовлеченной и открытой из-за заметного интереса Бобби. Бобби узнает, что Мэри страстно любит помогать людям, особенно детям, из-за того, что она помогала своим родителям заботиться о своих братьях и сестрах, когда они росли. беседа позволяет Бобби делиться более глубокими мыслями.)

    Мэри: Итак, ты работаешь в автосалоне своего отца. Каково работать с отцом?

    Бобби: На самом деле, теперь я управляю дилерским центром. Мой папа умер в прошлом году. Я буду честен… это было сложно. Было трудно управлять семейным бизнесом и оплакивать потерю отца.

    Мэри: Мне очень жаль это слышать. Как вы сбалансировали это?

    Бобби: Я стараюсь заботиться о себе в первую очередь. Я уверен, что вы чувствуете то же самое в области ухода за больными. Легко поставить себя на последнее место, когда вы заботитесь о других людях или у вас постоянно такой плотный график.

    Мэри: Я так рада слышать, что ты заботишься о себе. Может быть, вы можете дать мне несколько советов!

    Бобби и Мэри узнают об увлечениях, опыте и проблемах друг друга благодаря вертикальным вопросам.

    Вертикальные вопросы могут стать вашей суперсилой

    Вертикальные вопросы могут оживить скучные разговоры с другими, углубить ваши связи и даже уменьшить некоторую социальную тревогу. Наличие этого навыка может повысить вашу уверенность и помочь вам чувствовать себя подготовленным к разговору с другими. И вам больше не нужно будет бояться светской беседы.

    Большинству тех, кто вырос в условиях эмоционального пренебрежения в детстве, трудно общаться, особенно болтать или разговаривать, раскрывая эмоции. Этот навык требует практики и выхода из зоны комфорта, чтобы попробовать что-то новое… но оно того стоит.

    Точно так же, как вы можете чувствовать себя в большей безопасности в мелкой части бассейна, вы также можете чувствовать себя неудовлетворенным, видя, как другие ныряют и плавают в глубокой части. С помощью этих инструментов у вас есть возможность пойти глубже. Заходи, когда будешь готов!

    © Jonice Webb, Ph.D.

    Техники общения для получения информации

    4 минуты

    Хотели бы вы научиться получать информацию, не запрашивая ее? Вот несколько приемов разговора, которые могут вам помочь.

    Последнее обновление: 16 декабря 2019 г.

    Мы можем использовать различные методы общения для получения информации от других. Эти методы получения информации варьируются от разговора до допроса. Мы также можем определить различные методы в зависимости от того, насколько они инвазивны.

    На одном конце шкалы у нас разговор, который не обязательно должен быть агрессивным, а на другом — допрос, самый агрессивный.

    Однако между этими двумя крайностями есть еще три метода: выявление, опрос и подведение итогов.

    Мы собираемся сосредоточиться на выявлении, не очень агрессивном.

    Но что такое выявление? Это процесс, который направлен на то, чтобы спровоцировать ответ или реакцию с помощью некоторых логических процессов. На самом деле можно сказать, что выявление — это форма манипуляции или убеждения.

    Почему выявление работает?

    Выявление работает, потому что оно сочетает в себе отношения с методами беседы . Другими словами, он использует доверие, которое люди оказывают другим, чтобы получить желаемую информацию с помощью методов разговора, даже не замечая этого.

    Таким образом, первым шагом в использовании извлечения информации является установление доверительных отношений с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Как только вы закончите, пришло время начать разговорные техники.

    По определению извлечение не происходит спонтанно. Чтобы использовать его, вам нужно следовать плану. Для начала вам нужно встретиться с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Например, вам нужно сфотографировать их и узнать их работу, возраст, социально-экономическое положение, увлечения, привычки и круг общения. Некоторой другой соответствующей информацией могут быть мотивы человека и наиболее яркие черты его личности.

    «Quid pro quo – я говорю тебе, ты говоришь мне. Впрочем, не об этом случае. О себе. Услуга за услугу. Да или нет, Клариса?

    -Др. Ганнибал Лектер-

    Для того, чтобы это сделать эффективно, вы также должны знать некоторые аспекты психологии. В частности, как работает память. Первое и последнее, о чем мы говорим, это то, что мы помним лучше всего , а также информация, которую нам удалось связать с тем, что мы уже знали.

    Таким образом, очень важно попытаться получить информацию, которую вы хотите от другого человека, когда он вряд ли вспомнит, что говорил это. Таким образом, другой человек с гораздо большей вероятностью забудет, что он дал эту информацию. Точно так же есть еще одна очень важная техника — на самом деле самая важная, — которую мы должны использовать в любом разговоре. Это называется активным слушанием, часто забываемой способностью.

    Техники беседы

    Эти техники беседы обычно имеют довольно простую структуру. Вы начинаете с приветствия, затем слушаете, задаете вопросы, подводите итог разговора и, наконец, заканчиваете разговор. Используя эту простую структуру, мы должны реализовать некоторые приемы общения. Вот несколько примеров.

    Провоцирование ответа

    Эта техника состоит из высказываний, провоцирующих реакцию. Вы должны поставить их на кон, чтобы они были вынуждены решать. Таким образом, они раскроют свои чувства или мнения. Например, представьте, что вы хотите узнать, как идут переговоры между двумя партиями:

    «Отношения между двумя политическими партиями натянуты. Кажется, они далеки от достижения соглашения».

    «Нет, как раз наоборот. Переговоры идут в правильном направлении; они близки к подписанию соглашения».

    Услуга за услугу

    Эта техника основана на потребности человека . Когда мы получаем что-то от другого человека, мы чувствуем себя обязанными дать ему что-то взамен. Следующий пример касается жалоб коллег:

    «На работе я чувствую себя недооцененным. Думаю, это пройдет, но я этому не рад».

    «Я понимаю, что вы имеете в виду. На днях начальник выбросил мою работу в мусорку прямо у меня на глазах».

    Неверие

    Этот метод используется для получения более конкретных сведений . Поставив что-то под сомнение, другой человек даст вам больше информации об этом, чтобы вы ему поверили. В этом примере показано, как получить более подробную информацию о проекте:

    «Я собираюсь закончить классный проект».

    «Я тебе не верю. Я все еще делаю вступление, и у меня еще много свободного времени».

    «Вчера закончил писать выводы».

    «Тогда вы не могли сделать очень многого».

    «Я написал три разных раздела. Я начал с…»

    Подхалимство

    Этот метод на самом деле является дополнительным — вы можете добавить его к другим методам, чтобы сделать информацию более успешной.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts