Метод самонаблюдения в психологии называется: Метод самонаблюдения

Самонаблюдение. Самонаблюдение в психологии

Интроспекция или самонаблюдение – это анализ чувств, эмоций, которые мы испытываем, или причин нашего различного поведения. Теоретически, любой человек может провести самоанализ, но как правильно это делать? Для чего следует использовать самоанализ и как он может помочь нам решить собственные проблемы? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться, что же такое интроспекция.

Интроспекция – это термин, который происходит от латинского слова introspectio, в дословном переводе означает «заглянуть внутрь». По-другому этот процесс называют самонаблюдением. Это независимый анализ эмоций, переживаний и всех других чувств, которые имеют влияние на нашу психику.

Самонаблюдение в психологии возникло достаточно давно. Одним из первых людей, который стал интересоваться интроспекцией, был немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт. Интроспекция начала развиваться быстрыми темпами в конце XIX века, когда возникли основы современной психологии. Первоначально интроспекция считалась очень перспективным научным инструментом, но со временем такой метод психологического исследования подвергался все более громкой критике. Вплоть до сегодняшнего дня психологи поделены на два лагеря: «за» и «против». В наше время самоанализ вообще утратил свое изначальное значение. Тем не менее, многие исследователи говорят, что самонаблюдение может быть прекрасным инструментом, полезным даже во время психотерапии. Кто же все-таки прав, и что вообще представляет из себя самонаблюдение?

Что такое самонаблюдение?

Цель самоанализа – приблизиться к различным сферам нашей психики, о которых мы даже не думаем на ежедневной основе. Когда человек смотрит на свою собственную психику, то должен учитывать, какие эмоции над ним возобладают и почему. Например, чувствуя крайнюю степень гнева по отношению к близкому человеку, личность может думать о том, откуда взялась столь выраженная степень этого негативного чувства: дело в простой гиперчувствительности или его действительно что-то задело?

Во время интроспекции могут анализироваться различные психологические аспекты, такие как:

  • чувства, которые нас мучают;
  • решения, которые мы приняли или планируем принять;
  • наше поведение и различные факторы, которые заставляют нас вести себя именно таким образом, а не по-другому;
  • наши потребности;
  • отношения с другими людьми – как с близкими, так и с коллегами или случайными знакомыми.

В общем целью интроспекции является необходимость посмотреть на себя со стороны и тщательно проанализировать собственную психику. Остается только вопрос: «Как это можно сделать?»

Методы самонаблюдения

По сути, интроспекция может быть выполнена где угодно и в любое время, можно даже понаблюдать за своей психикой, читая этот текст. Самый простой способ – сесть и подумать о своих эмоциях: почему именно сегодня у меня плохое настроение; будет ли все нормально через неделю; что заставило меня вместо того, чтобы наслаждаться свободой на выходных, весь день сидеть дома и смотреть телевизор; почему вчерашний разговор с девушкой превратился в серьезную ссору и т.д.

Проводить интроспекцию можно в собственной голове, но и не только там. Вы можете получить представление о своей собственной психике по-разному. Например, вы можете подумать о своих эмоциях, чувствах и впечатлениях. Их можно записать на бумаге или вести личный дневник в Интернете. Вы также можете (хотя это и считается странным) поговорить с самим собой. Иногда проще проговаривать какие-то вещи, а уже потом анализировать их.


Наблюдение в психологии. Виды наблюдения в психологии

Наблюдение — психологический метод, предполагающий целенаправленное и преднамеренное восприятие…

Интроспекция — преимущества и недостатки

Понятие самонаблюдение, как и любой другой метод исследования, может содержать положительные и отрицательные стороны, потому что психологическое устройство каждого из нас уникально, и невозможно дать рекомендации, подходящие абсолютно всем людям. Тем не менее метод интроспекции, используемый для контроля состояния человека, выявляет наиболее характерные особенности того или иного явления. Среди положительных результатов самонаблюдения:

  • изучение своих привычек, преимуществ и недостатков;
  • возможность самосовершенствования;
  • закрытость такого исследования от внешнего наблюдения.

Что касается негативных аспектов метода, то исследователи называют здесь только один: тенденциозный подход к себе в широком диапазоне. Это простирается от оценки «Я прощаю себя любимого» до «Это все моя вина, потому что плохой (эгоист, неудачник и т.д.)». Из-за этого процесс самонаблюдения приобретает очень субъективный характер и порой лишь приносит вред человеку.

Интроспекция: использование в современной психотерапии

Было бы неправильно говорить о том, что интроспекция была полностью удалена из современной психологии. Этот метод по-прежнему используется в психотерапии. Более того, использование понимания своей психики может принести особенно хорошие результаты. Благодаря интроспекции пациент может проанализировать, что вызывает ту или иную модель поведения (например, откуда берется его уязвимость к возникновению конфликтов в отношениях), а затем, при использовании психотерапии и с помощью специалиста, соответствующим образом изменить свое мышление и решить проблему.

Можно сказать, что интроспекция является ценным инструментом для каждого человека. Обычно у нас нет времени думать о том, почему что-то действительно нас раздражает, почему мы чувствуем себя неуверенно в некоторых ситуациях (например, среди друзей нашей второй половинки) или почему мы находимся в отношениях, которые нас не удовлетворяют. Потратив какое-то время на то, чтобы взглянуть на себя со стороны, можно не только понять чувства, эмоции и решения, но даже изменить собственный подход к различным аспектам жизни и начать жить в гармонии с собой.

Интроспекция: критика

В ранние периоды, когда термин интроспекция только появился, этот метод считался чрезвычайно ценным психологическим инструментом, благодаря которому можно было бы тщательно проанализировать различные психологические состояния, происходящие у людей. В поле исследований интроспекции было несколько разных терминов, одним из наиболее интересных была экстраспекция. Термин определялся, как способность анализировать человеческие чувства на основе поведения человека и того, как он себя чувствует, когда ведет себя определенным образом.

Тем не менее, как экстраспекция, так и интроспекция встретили значительную критику со стороны научного сообщества. Было подчеркнуто, что эти методы чрезвычайно субъективны. Ведь эмоции и чувства, даже если мы их называем одинаковыми, могут быть испытаны двумя разными людьми совершенно по-разному. Ученые убеждены, что этот метод трудно рассматривать как надежный и объективный исследовательский инструмент в психологии.

Примеры интроспекции

Интроспекция не имеет жестких форм для использования. Эту форму самонаблюдения можно практиковать при любых обстоятельствах: как самостоятельно, так и во время психотерапии под наблюдением специалиста. Способы самонаблюдения могут быть самыми разнообразными. Это может быть:

  • Написание дневника. При этом дневник может быть бумажным или электронным (например, блог). У автора есть шанс таким образом организовать свои мысли и проявить эмоции.
  • Написание письма. Письмо должно быть направлено человеку, который каким-то образом навредил отправителю. Хорошо выражать свое отношение к поведению получателя. Вы можете отправить его или оставить письмо для себя.
  • Сказка. Проговаривание ваших мыслей и чувств вслух – эффективная форма самоанализа. История может быть направлена ​​на себя (ее нужно записать на диктофон) или ею можно поделиться с человеком, которому вы доверяете.

Любая проблема, которую человек хочет спроецировать, должна рассматриваться с точки зрения причинно-следственной связи. При решении жизненных вопросов или психологических задач необходимо задать себе всего два вопроса: почему и с какой целью.

Типы интроспекции в психологии

История этого метода породила определенные типы интроспекции, открытые учеными из различных европейских философских и психологических школ. Среди них:

  • Систематический тип. Он позволяет анализировать появление мыслей и чувств, с точки зрения времени. То есть после начала занятий конкретными видами деятельности.
  • Аналитический. Подразумевает анализ эмоций, разлагая их на небольшие компоненты и рассматривая их с момента формирования до непосредственного проявления.
  • Феноменологическая интроспекция. Самонаблюдение, используемое в гештальтпсихологии, когда анализ внутреннего состояния человека носит описательный характер, не вызывая эмоциональной травмы.

Петр Осипов: самонаблюдение

Один из основателей самого крупного и известного на территории России и СНГ бизнес-сообщества «Бизнес-молодость», Петр Осипов, недавно выпустил новую книгу. Она так и называется – «Самонаблюдение». Это не просто очередной информационный продукт на рынке, основанный на выдуманных историях и завышенных ожиданиях. Книга представляет собой целый сборник разнообразных техник и навыков, целого ряда психологических инструментов. Автор сам внедрил их в свой бизнес и убедился в работоспособности каждой.

Дневник Петра Осипова «Самонаблюдение» будет интересен как состоявшимся и успешным предпринимателям, так и только начинающим свой путь бизнесменам, которым просто необходимо иметь большой запас нервов и психической энергии, чтобы пройти сложный путь становления своей компании. Он рассказывает об интроспекции именно с точки зрения управляющего бизнесом, поэтому здесь можно найти большое количество статей, в которых буквально по крупицам разбираются различные ситуации, люди, их бизнесы, обсуждаются философские вопросы саморазвития и индивидуального роста. «Самонаблюдение» Осипова напоминает собой дневник, тот самый, который психологи рекомендуют вести тем, кто хочет применять метод интроспекции на деле.

Выводы

Порой бывает нелегко совладать с собой, своими эмоциями, недостатками и страхами в сложных обстоятельствах. В последнее время психологи отмечают достаточно много случаев, когда люди теряют себя и не могут разобраться в своих внутренних проблемах. Но не всегда специалист может добраться в те отдаленные уголки разума и души пациента, потому что только сам человек может определить, в чем заключается его главная проблема и откуда она берет свое начало. Для того чтобы точно определить это, достаточно прислушаться к себе. Саморефлексия и процесс самонаблюдения – это важные элементы психологического самоанализа.

Конечно, это не панацея и вряд ли можно назвать интроспекцию выходом из любой сложной ситуации. Однако нужно понимать, что при умелом подходе она может принести очень хорошие результаты, в том числе и в бизнесе. Это отлично показывает книга Петра Осипова «Самонаблюдение». Помимо этого, интроспекция поможет со стороны взглянуть на себя в отношениях и других важных сферах жизни.

Тест с ответами: «Общая психология»

Опубликовано автором km-shool

1. Фамилия основоположника факторной теории интеллекта:
а) Кэттелл
б) Спирмен +
в) Терстоун

2. Фамилия родоначальника психологии:
а) Ж. Пиаже;
б) Аристотель;
в) В.Вундт.+

3. Выберите, как определяется термин «психика»:
а) свойство самой высокоорганизованной материи;+
б) совокупность всех качеств индивида;
в) процесс мыслительной деятельности.

4. Что такое гештальт?
а) неполноценная структура, не воспринимающаяся как единое целое;
б) структура, которая воспринимается как единое целое и не сводится к совокупности её элементов;+
в) фигура, бессознательно выделяющаяся на периферии других фигур.

5. Отметьте термин, которым определяется «фокус сознания»/«поле внимания»:

а) область сознания с неразборчивыми, смутными и нерасчлененными объектами;
б) область сознания, концентрированная на каком-либо интересующем объекте;+
в) часть «поля сознания», предполагающая безынициативность, отсутствие интереса.

6. Свойство сознания:
а) динамичность;+
б) конвергентность;
в) дискриминантность.

7. Понятие «поток сознания» придумал:
а) В.Вундт
б) В.Джеймс+
в) Р.Декарту

8. Какую форму запоминания изучала П.И. Зинченко в серии экспериментов:
а) непроизвольное +
б) опосредствованное
в) ассоциативное

9. Ключевая особенность (специфика) психологии как науки заключается в следующем:
а) в методах изучения;
б) в совпадении объекта и субъекта исследования;+
в) в субъективности полученных данных.

10. Фамилия автора теории «бессознательного»:
а) Ш. Рише;
б) З. Фрейд;+
в) В. Джемс.

11. «Весёлый, жизнерадостный человек, приятный в общении, благожелательный и нежный к окружающим, но не отличающийся постоянством привычек и глубиной ума» — темперамент:

а) холерик
б) сангвиник
в) флегматик

12. Название всех взаимодействующих сил, которые воздействуют на субъекты:
а) социальная сфера
б) жизненное пространство
в) силовое поле +

13. Как называется операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу?
а) легализация
б) категоризация +
в) оформленизация

14. Что занимает преобладающее место в «научных понятиях»?
а) ситуационные, наглядно-образные связи
б) предметные, наглядно-действенные связи
в) отвлеченные, логические связи +

15. Одаренность, талант и гениальность – уровни развития чего?
а) способностей +
б) рефлексов
в) инстинктов

16. Выберите верное продолжение фразы: «безусловный стимул…»

а) вызывает условную реакцию;
б) вызывает безусловную реакцию;+
в) вызывает условный рефлекс.

17. Бихевиоризм поставил предметом изучения психологии:
а) явления сознания;
б) высшую нервную деятельность;
в) поведение.+

18. Отметьте, что предполагает метод интроспекции:
а) изучение свойств и законов сознания с помощью самонаблюдения;+
б) изучение поведения индивида посредством наблюдения за его реакциями;
в) исследование работы высшей нервной деятельности индивида посредством специальной аппаратуры.

19. Выберите, в чем отличие метода интроспекции от самонаблюдения:
а) самонаблюдение представляет «сырой материал» для дальнейшего анализа;+
б) интроспекция не является основным способом исследования в психологии;
в) самонаблюдение представляет собой опосредованное постижение фактов сознания.

20. Определите, что называется «ошибкой стимула» в экспериментах Э. Титченера:
а) ситуация, в которой испытуемый описывает собственные ощущения от стимула;
б) ситуация, в которой испытуемый воспроизводит качества стимула, а не собственные ощущения;+
в) ситуация, в которой исследователь воздействует на стимул.

21. Определите, что относится к эмоциональным психическим процессам?
а) Ощущение;
б) Воображение;
в) Чувства.+

22. Способность живых организмов реагировать на биологически важные воздействия внешней среды это:
а) Чувствительность
б) Раздражимость+
в) Рефлекс

23. Первое сочинение по психологии «Трактат о Душе» написал:
а) Г. Хэд
б) Аристотель+
в) В.Вундт

24. Что является основным методом исследования в психологии сознания:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) интроспекция.+

25. По З.Фрейду, сознание делится на:
а) Оно, Я, сверх-Я;+
б) сознательное, бессознательное, сверхсознательное;
в) Я, Мы, Они.

26. Какой инстинкт, по З. Фрейду, лежит в основе всех проявлений жестокости и агрессии:
а) животный инстинкт
б) инстинкт жизни
в) инстинкт смерти +

27. Как называется состояние потенциальной готовности к эмоциональной реакции в определенном направлении на потребностно-значимые предметы?
а) целевая установка
б) мотивационная установка +
в) переходная фаза актуализации

28. Название системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем дополнительных ассоциаций:
а) мнемотехники +
б) психотехники
в) амнезии

29. Субъектно-ориентированное восприятие позволяет субъекту относительно объекта:
а) инициировать активное действие
б) вынужденно адекватно реагировать +
в) сохранять полную независимость

30.

Название формы запоминания, характеризующейся наличием определенной цели — запомнить, и специальных средств для ее осуществления:
а) произвольного +
б) непроизвольного
в) сенсорного

Психология

Метод самоанализа и наблюдения в психологии

Слово «Самоанализ» состоит из двух латинских слов. «Введение» означает «внутри», а «наблюдение» означает взгляд, то есть взгляд внутрь.

Педагогическая психология – это научное или систематическое исследование поведения учащегося по отношению к его образовательной среде. Это поведение можно изучить с помощью простого подхода, называемого наблюдением. Однако этот метод наблюдения необходимо корректировать в зависимости от условий, в которых необходимо проводить наблюдения, применяемой процедуры и инструментов. Ниже приведены различные методы наблюдения в различных ситуациях:

1. Метод самоанализа

Слово « Самоанализ » состоит из двух латинских слов. « Intro » означает внутри и « Spection » означает смотрящий т. е. смотрящий внутрь. Следовательно, это метод, при котором человек смотрит внутрь себя. Этот метод является старейшим методом изучения поведения, при котором учащийся должен осуществлять самонаблюдение. Например, когда человек злится, его могут попросить определить, что он чувствовал в этот период гнева по собственному наблюдению.

Метод самоанализа — один из старейших методов сбора данных о сознательном опыте субъекта. Это процесс самоанализа, когда человек воспринимает, анализирует и сообщает о своих чувствах. Изучим этот процесс на примере, допустим, вы счастливы и в состоянии счастья смотрите внутрь себя. Говорят, что вы проводите самоанализ своих собственных ментальных ощущений и исследуете, что происходит в вашем ментальном процессе в состоянии счастья. Точно так же вы можете заниматься самоанализом в состоянии гнева или страха; и т. д. Самоанализ также определяется как замечание, которое ум принимает сам за себя.

Этот метод прост, прямолинеен, ясен и раскрывает поведение человека. Но этот метод ненадежен и может быть использован только для взрослых нормальных людей. Этот метод требует поддержки других методов, которые являются более надежными.

Стадии интроспекции

В интроспекции есть три четких стадии-

1. Во время наблюдения за внешним объектом человек размышляет о своем собственном психическом состоянии. Например, слушая музыку, которая ему приятна или неприятна, он начинает думать о своем психическом состоянии.

2. Человек начинает сомневаться в работе собственного ума. Он думает и анализирует: почему он сказал то-то и то-то? Почему он говорил именно так? И так далее.

3. Он пытается сформулировать законы и условия психических процессов: Он думает с точки зрения улучшения своих рассуждений или контроля своих эмоциональных стадий. Этот этап помогает в продвижении наших научных знаний.

Достоинства метода самоанализа

  1. Это самый дешевый и экономичный метод изучения поведения.
    Нам не нужны никакие аппараты или лаборатории для его использования.
  2. Этот метод можно использовать в любое время и в любом месте. Вы можете заниматься самоанализом во время прогулки, путешествия, сидения на кровати и так далее.
  3. Это самый простой метод, доступный каждому.
  4. Данные интроспекции берутся из первых рук, поскольку человек сам исследует свою деятельность.
  5. Самоанализ привел к исследованиям, которые постепенно привели к разработке более объективных методов.
  6. Он до сих пор используется во всех экспериментальных исследованиях.
  7. Это единственный метод, с помощью которого человек может познать свои эмоции и чувства.

Ограничения методов самоанализа

  1. Данные, собранные с помощью самоанализа, не могут быть проверены. Человек не может снова пройти через то же психическое состояние. Не существует независимого способа проверки данных.
  2. Данные, собранные путем интроспекции, не достоверны и ненадежны. Невозможно приобрести достоверность и точность в самонаблюдении за собственными психическими процессами.
  3. Данные, собранные методом самоанализа, очень субъективны. Он может быть предвзятым и подвержен влиянию предвзятых мнений индивидуума.
  4. Наблюдатель и наблюдаемое одно и то же. Следовательно, у человека есть широкие возможности преднамеренно лгать и скрывать факты, чтобы ввести в заблуждение других.
  5. Самоанализ нельзя применять к детям, животным и ненормальным людям.
  6. Самоанализ логически ущербен, потому что один и тот же человек является экспериментатором и наблюдателем. Один и тот же человек не может выступать в роли экспериментатора и наблюдателя. Таким образом, интроспекция логически ущербна.

2. Метод наблюдения

В этом методе поведение обучаемого наблюдают в естественных условиях другими людьми. Такое наблюдение будет интерпретировано в соответствии с восприятием наблюдателя. Это помогает выяснить поведение, наблюдая за внешним поведением человека.

Например, если человек хмурится, мы можем сказать, что он зол. Но когда мы изучаем поведение в естественных условиях, нам приходится ждать, пока событие произойдет. Этот метод полезен при изучении поведения детей. Однако этот метод будет объяснять только наблюдаемое поведение, субъективность исследования может повлиять на результаты.

Можно разработать теории поведения. Эти эксперименты требуют создания искусственной среды. Поэтому область применения ограничена. Поведение человека очень динамично и непредсказуемо. Этот метод также является дорогостоящим и трудоемким.

Читайте также

  • Метод кейс-стади в психологии
  • Подростковый возраст: значение и характеристики
  • Определения значений, сущность и область применения психологии

Quia — Глава 1 — Введение Психология

90 114
9 0115 Сэр Фрэнсис Гальтон 9012 0
A B
физиологический относящийся к физическим процессам организма
когнитивный относящийся к организму мышление и понимание
психология научное изучение поведения которое проверяется с помощью научных исследований
гипотеза предположение о поведении, которое проверяется с помощью научных исследований
теория набор предположений, используемых для объяснения явлений и предлагаемых для научного изучения 5 прикладная наука открытие способов использовать научные открытия для достижения практических целей
научный метод общий подход к сбору информации и ответам на вопросы, чтобы свести к минимуму ошибки и предубеждения
структуралист психолог, изучавший основные элементы, из которых состоят осознанные психические переживания
интроспекция метод самонаблюдения, при котором участники сообщают о своих мыслях и чувствах
функционалист психолог изучавший функцию сознания
психоаналитик психолог, изучающий, как бессознательные мотивы и конфликты определяют поведение человека
бихевиористы психолог, который анализирует, как организмы учатся или изменяют поведение в зависимости от их реакции на события в окружающей среде личностный рост
когнитивист психолог, который изучает, как мы обрабатываем, храним, извлекаем и используем информацию и как когнитивные процессы влияют на наше поведение
психобиолог психолог, изучающий влияние физических и химических изменений в нашем организме на наше поведение 0115 клинический психолог а психолог, занимающийся диагностикой и лечением людей с эмоциональными расстройствами
психолог-консультант психолог, обычно помогающий людям решать жизненные проблемы
психиатрия раздел медицины, занимающийся психическими, эмоциональными или поведенческими расстройствами
психолог развития психолог, изучающий эмоциональные, когнитивные, биологические, личностные и социальные изменения, происходящие в организме человека взросления
психолог-педагог психолог, помогающий учащимся учиться
общественный психолог психолог, который может работать в агентстве психического здоровья или социального обеспечения
промышленный/организационный психолог психолог, который использует психологические концепции, чтобы сделать рабочую среду более приятной для сотрудников и менеджеров
психолог-эколог работа в бизнес-структурах или в правительстве по изучению воздействия окружающей среды на людей
Судебные психологи работа в юридической, судебной и исправительной системах
психологи здоровья изучают взаимодействие между факторами физического и психологического здоровья.
психологи-экспериментаторы психолог, изучающий ощущения, восприятие, обучение, мотивацию и эмоции в тщательно контролируемых лабораторных условиях
Вильгельм Вундт Мне приписывают создание первой психологической лаборатории в Германии. Я также использовал метод, называемый самоанализом. Кто я?
френология практика изучения бугорков на черепе человека для определения интеллекта и черт характера этого человека
Уильям Джеймс Я был известен как «Отец психологии»
Сэр Фрэнсис Гальтон Я был психологом, который хотел знать, как наследственность влияет на способности, характер и поведение человека. Моим методом изучения были биографии
Гештальт-психология Восприятие — это больше, чем сумма его частей, оно включает в себя целостный паттерн. Изучал, как ощущения собираются в перцептивные переживания.
Зигмунд Фрейд Психоаналитик, который интересовался бессознательным
Зигмунд Фрейд Использовал технику, известную как свободные ассоциации
Разработал личностные тесты и тесты интеллекта
Иван Павлов Бихевиорист, приучивший собаку ассоциировать звук с едой
Б. Ф. Скиннер Бихевиорист, который ввел понятие подкрепления
Б. Ф. Скиннер Я написал роман «Уолден Два» о маленький городок Утопия, который обуславливает желательное поощряющее поведение.
Абрахам Маслоу Гуманист, который верил, что каждый человек свободен в управлении своим будущим и достижении личного роста.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts