Метод синектика: синектика • 101 метод развития креативности

Метод синектики как средство развития креативности учащихся

В статье поднята проблема возможности формирования компетенции будущего — креативности — посредством метода синектики. Автор провел анализ современной образовательной ситуации, а также определил главную цель педагога XXI века. В результате был сделан вывод о целесообразности развития креативности, предложены универсальные педагогические приемы метода синектики.

Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество — знаний о некоторых фактах недостаточно, чтобы достичь жизненного успеха в современном мире. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается, поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня наиболее востребованными. Следовательно, актуальным вызовом современному образованию является формирование особых навыков — навыков XXI века, которые называют «мягкими» навыками, или «гибкими» навыками (компетенциями), или softskills.

Система образования уже сейчас должна успешно справляться с формированием «гибких» компетенций, но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования. Задания на оценку softskills (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В статье «Учебник обществознания как средство формирования soft-skills» кандидат педагогических наук, автор учебников по обществознанию и ведущий эксперт ЕГЭ О.Б. Соболева пишет о недостаточной сформированности мягких навыков для успешности учащихся [3, с. 53]. Соответственно, главная цель современных учителей — обеспечить любому ребенку уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития soft skills особенно актуальна сегодня. Исследователи образования и работодатели признали наиболее важными для обучения, эффективной работы и жизненного успеха четыре навыка XXI века, или 4К (компетенции будущего): критическое мышление, креативность, коммуникация, координация.

Креативность — или творческое мышление — способность к дивергентному (разнонаправленному) мышлению, включая умение генерировать идеи, быстродействие, гибкость и своеобразие. Креативность может существовать на разных уровнях: подражание (создание идентичной копии), изменение (создание нового качества объекта за счёт изменения одного или нескольких его свойств при сохранении остальных), комбинирование (соединение двух или более объектов в один новый), преобразование (перевод существующего объекта в различные промежуточные формы или в другую форму), создание нового [4, с. 148-153].

Новые веяния времени требуют от педагогов постоянной активной позиции и выхода за рамки традиционных форм, методов обучения и воспитания. Метод синектики является эффективным средством формирования креативности учащихся.

В переводе с греческого языка «синектика» означает «совмещение разнородных элементов». Разработчиком метода является американский исследователь Уильям Гордон, который сформулировал его в 1961 году в книге «Синектика: развитие творческого воображения». В современной педагогике под синектикой понимается метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников [2, с. 258-259]. Обучающиеся выполняют задания с помощью свободного размышления и вдохновения, интуиции, что позволяет активизировать их мыслительную деятельность в отсутствии готовых решений, которые можно списать из учебника или Интернета. Задача учителя — привести учащихся к озарению.

В синектике используются несколько видов аналогий.

1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой, подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть, основанная на сравнении. Классическим примером прямой аналогии является знакомое из уроков геометрии доказательство подобия треугольников.

Рассмотрим применение приема «Игра с дефинициями (понятиями)» на уроках обществознания.

— Перед вами иллюстрации, сравните: что их объединяет? Найдите сходство.

(политический лидер, источники права, общество как система).

2. Символическая (обобщенная) аналогия. Позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения. Например, урок географии по осадкам может именоваться «слезы Неба».

Приведу пример из опыта работы со сложным для понимания учащихся процессом — работа фондовой биржи. Используем приём «Игра с метафорой». Сравним фондовую биржу с мукомольной ветряной мельницей.

— Без каких элементов невозможно функционирование мельницы? Предложите аналогичные элементы для устройства фондовой биржи.

Энергия ветра

СМИ, слухи, инсайд

Лопасти

Инвесторы (стремятся пополнить свой бюджет в условиях инфляции)

Зёрна

Ценные бумаги (акции, облигации …)

Работники

Брокер / доверительный управляющий

— Догадались, что будет результатом работы нашей мельницы? (Мука — прибыль как для инвесторов, для брокеров, так и для государства в форме налогов).

3. Субъективная (личная) аналогия. Подразумевает собственное видение проблемы через призму своих убеждений и оценок.

— Для меня аналогия фондовой биржи — это пчелиный рой, который первоначально вызывает опасение, но на деле является организованным сообществом.

— Ребята, а какая у вас возникает аналогия?

Учащиеся также предлагали муравейник, паутину.

Результатом применения приемов метода синектики в обществознании является формирование понимания работы фондовой биржи учащимися.

Таким образом, синектика обладает широким практическим применением. Метод можно использовать:

  • при работе с различными источниками информации;
  • на разных этапах урока: актуализации знаний, целеполагания, на этапе закрепления материала;
  • на уроках различного типа: изучения нового материала, закрепления, исследования.

Метод синектики универсален для всех школьных предметов. Например: в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, а на уроке изобразительного искусства архитектурный комплекс Кижи можно сравнить с муравейником.

Уникальность метода заключается в том, что не навязываются определенный тип и подход к решению проблемы и поощряется творческая активность и деятельностный подход. Ученики с удовольствием погружаются в творческий процесс, конструируя свои знания. А для учителя всегда есть возможность разобрать сложившуюся картину на составляющие части, и приступить к новому синтезу.

Объективным показателем работы, подтверждающим эффективность данного опыта, является повышение качества знаний на 15 % по темам, которые традиционно вызывали затруднения у учащихся.

Показателем эффективности использования метода синектики служит позитивная рабочая атмосфера на уроке, где как взрослый, так и ребенок чувствует себя комфортно: не боится критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боится рисковать. Ведь как говорил Антон Семёнович Макаренко «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества».

Литература

  1. Лисовская О.А. Метод синектики как метод развития инновационной активности личности // https://infourok.ru
  2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад М.: Большая российская энциклопедия. 2002.
  3. Соболева О.Б. Учебник обществознания как средство формирования soft-skills // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. №3.
  4. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка». 2018.
  5. Челнокова Т.А. Метод синектики в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2011. № 4.

Метод синектики – Конструктор Успеха

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc. , обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.
    п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.
  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

▷ Что такое синектика?

Синектика является основой творчества, поскольку всякое творческое действие основано на сопряжении ранее существовавших идей или вещей с целью получения совершенно другого оригинального продукта. На самом деле слово синектика происходит от греческого слова synectikos , что означает «союз различных и явно не относящихся к делу элементов». Оно стало частью лексикона специалистов по креативности, когда Уильям Гордон в 1961 году опубликовал книгу «Синектика».

Таким образом, синектическое мышление представляет собой процесс обнаружения связей, соединяющих, казалось бы, несвязанные элементы. Это способ мысленно разоружить вещи и воссоединиться с ними, чтобы получить новую перспективу, которую можно применить ко всем видам проблем.

Компании, ученые и изобретатели обратились к синектике. Этот метод вдохновил на создание картофеля фри Pringles, бинтов, пропитанных магнием, одноразовых подгузников, компактных бумажных салфеток и многих других инноваций.

Что такое синектика?

Вопрос о том, что такое синектика, не имеет линейного ответа, поскольку это теория и метод одновременно. Как теория она имеет в высшей степени операциональный смысл, так как изучает творческий процесс и психологические механизмы творческой деятельности с целью увеличения шансов на успех в решении задач. Как метод, синектика представляет собой структурированный подход, целью которого является предоставление повторяемой процедуры, которая может увеличить шансы на достижение творческих решений.

Принципы синектики

Уильям Гордон, психолог и соавтор подхода к решению проблем, основанного на синектике, разработал три фундаментальных принципа, на которых основывается его теория:

  1. Люди могут быть более творческими, если они понимать психологические процессы, лежащие в основе творчества.
  1. В творческом процессе эмоциональная составляющая важнее интеллектуальной, а иррациональная сторона важнее рациональной.
  1. Чтобы увеличить шансы на успех в творческом процессе, вы должны понимать и работать вместе с эмоциональными и иррациональными элементами.

Гордон признал ведущую роль метапознания в синектике, а также эмоциональных, иррациональных и бессознательных элементов в творческом поиске. Однако мы не можем забывать, что они ни в коем случае не отделены от логического или конвергентного мышления, которое отвечает за обеспечение реализации творческих идей на практике. Самая блестящая идея исчезнет, ​​если мы не найдем способ ее конкретизировать.

Психологические механизмы синектики

Из этих основных теоретических положений возникли два наиболее интересных элемента, составляющих истинную сущность синектики на практике:

  1. Познание неизвестного.
  1. Сделать неизвестным то, что широко известно.

Сам Гордон резюмировал это в одном предложении : «Доверяйте чуждым вещам и отчуждайте то, чему вы доверяете». Этим он хотел подчеркнуть важность отчуждения от исходной проблемы, ощущения комфорта с новизной, чтобы возникали новые решения. На самом деле синектика способствует нашей способности справляться со сложностью, неопределенностью и очевидными противоречиями. Это освобождает наше иррациональное мышление, открывает творческий процесс и позволяет бессознательному течь.

Как он это делает? Через управляемый психологический процесс:

  1. Привязанность/Отстраненность . Это первое состояние, когда мы сталкиваемся с проблемой. Мы обнаруживаем его существование, взаимодействуем с различными элементами и развиваем эмоциональный резонанс, своего рода привязанность к ситуации. В фазе отстранения мы должны сделать как раз обратное, принять психологическую дистанцию ​​от проблемы.
  1. Отсрочка. На этом этапе мы должны искать разные перспективы и точки зрения, прежде чем пытаться найти решение. Таким образом, мы избегаем слишком быстрого решения и принятия плохого решения.
  1. Спекуляция. На этом этапе мы оставляем наш иррациональный разум свободным, чтобы он мог предлагать всевозможные решения. Поскольку это не новая проблема, вполне вероятно, что наше бессознательное уже работало над решением, поэтому иногда нам просто нужно убедиться, что наш рациональный разум не заставит ее замолчать.
  1. Автономность объекта. Речь идет об оценке среди всех возможных решений того, который наиболее подходит для проблемы и для нас. На этом этапе мы должны позволить рациональному и конвергентному мышлению снова взять верх.

Методы синектики

Синектика играет с аналогиями, потому что способность воспринимать сходство является одним из наиболее важных аспектов познания. Это имеет решающее значение для распознавания, классификации и обучения и играет важную роль в творчестве.

– Личная аналогия. Целью этой техники синектики является личное отождествление себя с проблемой или с ее элементами. Самый простой способ применить это на практике — задать себе вопрос: Если бы я был…? Это создает воображаемое слияние между человеком и объектом или ситуацией. Это слияние позволяет взглянуть изнутри. На несколько мгновений мы выходим из своей кожи и представляем себя этим объектом или ситуацией. Таким образом, мы подходим к проблеме с другой точки зрения и можем получить новые знания, которые позволят нам найти решение.

– Прямая аналогия. Этот синектический метод очень прост, поскольку он стремится установить все виды сравнений между фактами, знаниями, технологиями, объектами или организмами и другими, которые имеют некоторую степень сходства. Он начинается с простого сравнения похожих объектов, а затем переходит к более абстрактным понятиям. Сила этой техники заключается в том, что когда мы освобождаем наш иррациональный разум, мы начинаем генерировать собственные аналогии и обнаруживать сходство между удаленными и явно несвязанными объектами или идеями.

– Символическая аналогия. Этот механизм также называется «Название книги». Это означает формулирование очень сжатых утверждений с поэтическим смыслом, основанных на данной проблеме. Процедура состоит в том, чтобы выбрать ключевое слово, связанное с проблемой, и спросить себя, в чем будет его суть, а затем попытаться испытать или почувствовать обнаруженные значения. Наконец, мы должны объединить всю эту паутину значений и чувств в одно или два слова, как если бы это было название книги. Эти выражения, иногда поэтические, иногда парадоксальные, обладают тем достоинством, что объединяют самые разные реальности, открывая новое поле для обсуждения и возможных решений.

— Фантастическая аналогия. При таком механизме все формы логического и рационального мышления обособляются, а фантазии предоставляется полная свобода. Отталкиваясь от конкретной проблемы, эта свобода обычно приводит нас к открытому выражению разрозненных мыслей, зачастую совершенно чуждых здравому смыслу. Это приводит нас к воображаемым решениям, которые находятся за пределами возможного, но могут привести к конкретным и реализуемым ответам. Это просто вопрос того, чтобы не застревать и не думать, что идеи, которые приходят на ум, слишком причудливы или невозможны.

Поначалу эти идеи могут показаться диковинными, но с практикой они постепенно открывают нам новый мир обширных переживаний и восприятий, потому что помогают нам сломать психологическую инерцию, удерживающую нас в ловушке традиционных способов мышления. И если они не работают, мы всегда можем прибегнуть к триггерам.

10 синектических триггеров для повышения креативности

Иногда, когда проблема очень сложна, когда мы эмоционально вовлечены или решение нас совсем не убеждает, полезно прибегнуть к серии триггеров, направленных на преобразование небольшая часть проблемы, чтобы полностью освободить творческий ум.

  1. Вычесть. Исключите или упростите часть решения или проблемы.
  1. Повтор. Дублируйте части решения, чтобы перейти на следующий уровень.
  1. Комбайн. Смешивает разные точки зрения, пусть и несходные, чтобы создать новую.
  1. Доп. Добавьте элементы, чтобы ваше решение было более солидным или оригинальным.
  1. Трансфер. Переместите свой взгляд на совершенно другую ситуацию и проанализируйте, как это изменение может помочь вам улучшить решение.
  1. Заменить. Возьмите элемент проблемы или решения и замените его другим, более интересным для вас, хотя внешне он не имеет никакого отношения.
  1. Изменение масштаба. Представьте, что было бы, если бы вы вдруг изменили размер задачи, если бы она стала огромной или очень маленькой.
  1. Фрагмент. Возьмите часть проблемы и ищите решение. Как это решение может помочь вам решить остальную часть проблемы?
  1. Фантазируй. Дайте волю своей фантазии и представьте, что вы решили задачу так, будто препятствий не было. Что было бы идеальным решением?
  1. Анимация . Представьте, что проблема — это реальный человек. Как бы он себя вел? Какие решения он мог бы предложить?

Источники:

Schild, K. et. Ал. (2004) Как использовать аналогии для прорывных инноваций. Международный журнал инноваций и управления технологиями; 02(03): 331-347.

Лопес Перес, Р. (1999) Prontuario de la creatividad. Сантьяго: Браво и Альенде.

Синектический подход к творческому мышлению — HRDevelopmentinfo.com

30 марта 2011 г.

Синектика — это набор инструментов процесса, которые можно использовать в явном порядке или по отдельности в соответствии с требованиями ситуации. Синектика включает в себя принцип мозгового штурма, заключающийся в воздержании от суждений, и расширяет его до определения проблем, целей и потребностей. Он использует метафорические процессы, чтобы стимулировать мышление.

Синектика используется для стимулирования творческого процесса и раскрытия новых взглядов на решение проблем. Этот инструмент для мозгового штурма предоставит учащимся метод для получения нового понимания обычных или неудобных тем. Синектику можно использовать в любом возрасте, и она хорошо работает с учащимися, отказывающимися от традиционных методов обучения.

Учителя-фасилитаторы могут использовать синектику в классе, побуждая учащихся к описанию темы, созданию прямых аналогий, описанию личных аналогий, выявлению сжатых конфликтов, созданию новой прямой аналогии и повторному изучению исходной темы.

Шаг 1: Описание темы

 Учитель-фасилитатор выбирает слово или тему и просит учащихся описать тему либо в обсуждениях в малых группах, либо в индивидуальном порядке, написав абзац; например, АВТОМОБИЛИ. используется производителем автомобилей для создания продукта, более привлекательного для потребителей.

Шаг 2: Создание прямых аналогий

Учитель-фасилитатор выбирает другое слово или тему и просит учащихся составить список, который будет иметь те же характеристики, что и слова или фразы, перечисленные в шаге 1. Прямая аналогия устанавливается для сравнения два слова, изображения или понятия; например, чем похожи АВТОМОБИЛИ и КОМФОРТ? Учащихся просят создать драматические мысленные образы. Мысленные образы являются важными инструментами в процессе синектики.

Шаг 3: Описание личных аналогий

Учащихся просят выбрать одну из прямых аналогий и создать личные аналогии. Учащиеся «становятся» выбранным ими объектом, а затем объясняют, каково это быть этим объектом; например, каково это быть автомобилем, который удобен?

Шаг 4. Выявление сжатых конфликтов

Учащихся просят составить пары слов из списка, созданного на шаге 3, которые кажутся противоречащими друг другу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts