Метод синектики пример: Метод синектики (примеры) — Маркетинг

Метод синектики (примеры) — Маркетинг

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.

В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

[agg-ad id=»1631″ align=»none»]

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы:

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Читайте по теме: Метод дельфи (примеры)

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить:

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности:

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Читайте по теме: Что такое SKU в торговле?

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Читайте по теме: Что такое маржа. Расчет маржинальности. Валовая маржа

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

Метод синектики – что это такое, примеры, на основе чего генерируются идеи

Синектикой называют один из способов разрешения ряда творческих проблем, а также задач прикладного характера в коммерческой и других видах деятельности. Данный подход был создан и применен У. Гордоном. Он направлен на эффективное нахождение идей, разрешающих теоретически безнадежные задачи. Применение данного метода предусматривает тщательную подготовку.

Можно привести множество примеров эффективного решения задач путем использования синектики, что не отменяет наличия у метода некоторых минусов, наряду с плюсами.

Оглавление:

Синектический метод Гордона

Метод синектики был создан в середине прошлого века инициативной группой под руководством У. Гордона, психолога и изобретателя из США. Темой разработок был поиск решений для реализации механизма подачи новый идей в экономике, бизнесе и творческих проектах. Одним из направлений работы была модернизация активно применяемого к тому времени метода брейнсторминга. В течение десятилетия после первого опыта синектический метод был многократно протестирован, улучшен и принял свою окончательную полноценную форму. После всех испытаний и модернизаций он был описан в одноименной работе Гордона. Также автор метода создал компанию, предоставляющую консультации по использованию метода синектики, а также активно реализующую ее в бизнес-среде.

Важно

Синектика успешно использовалась как способ поиска оптимальных решений многими крупными компаниями, в том числе Зингер, IBM и Дженерал Электрик.

Основной отличительной особенностью синектического метода генерации идей считается научная база, выступающая основой методики. Синектика основывается на достижениях психологии. Ее использование предусматривает рациональную и полную эксплуатацию потенциала лиц, участвующих в работе. Участников данного мероприятия принято называть синектиками.

Основными принципами синектического метода, демонстрирующими его отличия от брейнсторминга, можно с полным основанием считать следующие особенности:

  • Согласно теоретическим убеждениям синектики, индивидуальный процесс мышления, наравне с коллективным, может привести к одинаково эффективным итоговым решениям. Это значит, что при привлечении 2 или 20 участников разницы в продуктивности не будет, в то время, как брейнсторминг предусматривает массовость участия.
  • Творческий процесс, во время которого генерируются идеи и решения, должен обязательно не только фиксироваться, но и описываться. Это необходимо для выделения конкретных моментов, а также для развития способностей в данной сфере деятельности.
  • Критика в процессе поиска новой идеи или выдвижения предложений, в отличие от брейнсторминга, наоборот, желательна. Она рационализирует использование отведенного времени и сокращает затраты сил сотрудников.

Поэтому синектический метод может считаться наиболее научным подходом, по сравнению с другими креативными и аналитическими способами поиска актуальных идей, решений и предложений в творческой и коммерческой среде. Синектика сочетает в себе элементы творческого подхода с аналитическим мышлением, упорядочивает, оценивает и фильтрует генерируемые варианты.

Поэтапная структура решений по методу синектики

Чтобы детальнее разобраться в основных принципах и базовых особенностях синектики, а также понять, как применяется данный метод на практике, следует ознакомиться с каждым шагом процесса.

Стандартный базовый алгоритм применения синектического метода выглядит так:

  1. Подготовительный этап. Перед непосредственным применением синектики на практике руководителю мероприятия необходимо подобрать команду участников. Строгих ограничений не существует, но оптимальным считается количество от 4 до 8 участников. Примерно 50% состава должно состоять из профильных специалистов тех сфер деятельности, проблема которых будет решаться с помощью синектического метода. Следующие 50% — это сотрудники, которым предстоит внедрение принятого решения на практике. Они лучше других понимают все подводные камни практической стороны данной задачи. Для проведения мероприятия следует выделить отдельное помещение, оснащенное мебелью, канцелярскими принадлежностями, оборудованием для записи, а также наглядными инструментами — доской, маркерами, стикерами и прочими вспомогательными деталями.
  2. Рассмотрение задачи в первоначальном виде. С существующей проблемой, в первую очередь, должен быть ознакомлен руководитель команды. В его задачи входит презентация проблемы в чистом виде, без подробностей, остальным участникам. Предварительно обсуждать детали не следует, так как это может замкнуть группу внутри стандартных рамок, не давая выйти в креативный полет идей.
  3. Разделение задачи на несколько более мелких. После того, как команда поймет суть существующей проблемы, поставленную задачу следует разбить на несколько отдельных пунктов, каждый из которых будет рассматриваться по одиночке. После отдельного рассмотрения задача снова будет решаться в комплексе. Члены группы должны высказать свои размышления со стороны своего профессионального профиля и имеющегося опыта.
  4. Использование аналогий. Этот этап является основной составляющей синектического метода и ключевой особенностью, отличающей его от других подходов.

Аналогии используются в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Подбор. Члены команды должны подобрать аналогии к актуальной проблеме мероприятия.
  2. Превращение знакомого в незнакомое. На этом этапе необходимо сознательное абстрагирование от наличествующей информации о предмете обсуждения, а также попробовать оценить ее с непривычного ракурса.
  3. Обсуждение. Данный этап открывает активное оценивание и обсуждение всех подобранных аналогий, а также способов разрешения проблемы в соответствии с представленными аналогиями.
  4. Объединение с задачей. Все обнаруженные методы решения для оптимальной аналогии следует перенести на актуальную задачу и скорректировать их реализацию с учетом особенностей проблематики.
  5. Выбор решения и его внедрение. Завершающая часть синектического метода — интеграция выбранного способа решения проблемы. Она также включает оценку экспертами со стороны самого способа, а также тактики его внедрения. Затем следует непосредственное воплощение решения в жизнь и анализ, который становится завершающей оценкой работы команды.

Важно

Чтобы создать квалифицированную и работоспособную команду для использования синектического метода, понадобится продолжительная подготовка всех членов группы, а также их обучение. Если условия позволяют, создать такую команду можно из мотивированных сотрудников, объединив их в кружок. Как правило, синектический метод предусматривает годичное обучение членов команды с полным разъяснением теории. В этом случае практическое применение метода приносит эффективные результаты.

Типы аналогий в синектическом методе

В практике синектического метода базовым ключом к разрешению основной массы проблем является проецирование максимально точных аналогий, с помощью которых можно включить разнообразные ключевые точки как сознательного, так и подсознательного мышления, активизируя все уровни мыслительной деятельности. Глубина психологического подхода обеспечивает максимальную эффективность подбора решений. Аналогии, применяемые при использовании синектического метода, можно разделить на 4 обязательные группы:

  • Прямая. Относится к самым простым видам аналогий. Она предусматривает подбор объектов, которые по своей природе, конструкционным или техническим особенностям имеют сходства с предметом обсуждения и решаемой проблемой. К примеру, для поиска технических решений при улучшении аэродинамики воздушных судов могут применяться аналогии в виде летающих жизненных форм (птиц, животных или насекомых), а также иных летательных машин. Основой прямой аналогии является аналитический ход мысли.
  • Символическая. Под ней подразумевается метафорическое и аллегорическое сравнение предмета обсуждения, в то время как данные метафоры и аллегории не могут быть применены при разрешении поставленной задачи напрямую. То есть “острота проблемы”, “хрупкость теории” или “золотой эталон” не являются физико-химическими или прикладными характеристиками, а указывают на ключевые свойства предмета обсуждений.
  • Личная. Один из нетрадиционных видов аналогий. Он предполагает отождествление членами команды себя и своего тела с рассматриваемой задачей или обсуждаемым объектом.
    То есть, поиск решения осуществляется как бы от лица самого объекта, с его точки зрения. Этот способ является одним из самых непростых в исполнении. Во время проведения таких аналогий работает лимбическая система мозга, что позволяет выйти за рамки стандартов и привычного мышления при поиске вариантов разрешения проблемы.
  • Фантастическая. В эту категорию аналогий входит погружение объекта обсуждений в нереальные условия. Благодаря такому подходу исчезает привязка к реальным условиям и ограничениям, связанным с ними, соответственно, включает подсознательное мышление при поиске решений.

Важно

Применяемые в синектической методике типы аналогий способствуют максимально полному использованию потенциала и аспектов мышления. Именно за счет этой многоплановости достигается высокая эффективность синектики при решении самых сложных задач. При этом использование данного метода требует от членов команды хорошей подготовки, наличия опыта, а также немалой раскрепощенности мышления и понимания принципа работы методики.

Следует учесть, что в процессе решения проблем с помощью синектического метода необходимо применять все имеющиеся виды аналогий, без исключений. При этом для разрешения задачи будет применена только одна из них. Остальные после рассмотрения их эффективности просто отбрасываются, как не позволяющие получить желаемый результат и найти оптимальный выход.

Плюсы и минусы синектики

Как способ разрешения задач в различных отраслях повседневной деятельности, в частности в науке, технике, творчестве, конструкторских и организационно-управленческих сферах, синектический метод отличается универсальностью. Это позволяет использовать его с одинаковой эффективностью для поиска идей, решения самых сложных проблем, а также для нахождения нестандартных вариантов выхода из ситуаций.

К числу преимуществ синектики следует отнести:

  • Высокий уровень результативности. Верная тактика создания команды приносит эффективные результаты при поиске оптимальных решений по синектическому методу. Уровень результативности значительно превышает аналогичные при использовании других методик.
  • Максимально эффективное использование рабочего процесса. Благодаря тому, что методика объединяет в один процесс и создание идей, и критику с обсуждением, время, отведенное на мероприятие, используется с максимальной пользой. Потенциал членов команды реализуется наиболее полно, в отличие от брейнсторминга и других методов.
  • Развитие членов команды. Продуктивная команда синектиков, созданная на базе предприятия, эффективно генерирует идеи, развиваясь и наращивая опыт. Результатом становится прогрессивное развитие самого предприятия.  Также синектический подход служит объединению коллектива и росту его лояльности к организации.
  • Снижение уровня расходов и влияния случайностей. При использовании других методик генерации решений, например, брейнсторминга, основательная часть времени тратится впустую, так как множество озвученные идей так и не находит применения на практике. Время же, затраченное на творческий процесс, выделяется за счет непосредственного рабочего дня. Синектика, объединяя в одном процессе продуцирование идей, их обсуждение и отсеивание, позволяет сэкономить временные ресурсы,  не затрачивая их на заведомо неприменимые варианты.

Кроме очевидных достоинств, синектический метод демонстрирует и ряд некоторых недостатков. Например, среди минусов следует отметить такие:

  • Длительный период обучения. Для максимально эффективной реализации данного метода участников команды необходимо полностью обучить специфике работы. На сегодня существует множество источников необходимой информации, в том числе книги, пособия, аудио и видеоматериалы, а также семинары и учебные курсы. Подготовка занимает при этом немалое время.
  • Жесткость требований к члена команды. В команду должны входить подготовленные специалисты высокой квалификации различных специализацией. Кроме того, необходимы высокий уровень мотивации и лояльности к предприятию, а также желание и инициативность по отношению к решению проблемы.
  • Вынужденный отрыв от основной деятельности. Во время процесса поиска оптимальных решений поставленных задач синектическая команда отрывается от выполнения своих прямых производственных обязанностей и обучения. При том, что в команду должны входить не только представители менеджмента, а сотрудники разных профилей, этот момент отражается на рабочем процессе всего предприятия.

Пример использования синектического метода при поиске идей

Наиболее наглядным примером использования синектического метода на практике можно назвать одну из ситуаций, в которой метод применялся его создателем, У. Гордоном. Наглядности служит мировая известность созданного в процессе решения, сочетающаяся с подробным описанием творческого процесса с задействованием метода синектики.

Компания Kellogg поставила перед Гордоном задачу, которую невозможно было разрешить с помощью традиционных подходов. Необходимо было спроектировать способ укладки чипсов в упаковку, который оставлял бы минимум воздушных полостей, но не ухудшал бы ни формы, ни свойств самих чипсов.

Во время подбора аналогий и связанных с ними решений чипсы сравнили с сухими листьями, которые собирают в пластиковые пакеты. В сухом состоянии они наиболее плотно размещались внутри мешки, не оставляя воздушных полостей.

При помощи этой аналогии был предложен новый способ изготовления продукта, который предусматривает смачивание муки из картофеля, в качестве альтернативы классическому рецепту, предполагавшему тонкую шинковку свежего картофеля. Так получились чипсы с мировой известностью Принглс, которые занимают минимум места в цилиндрической упаковке.

Синектическая модель обучения — Джон Дабелл

Преподавание и обучение 

Джондабелл 3 комментариев творческое мышление, формирующая оценка, метафора, сравнение, синектика, Уильям Дж. Гордон

Пробовали ли вы рассуждать по аналогии?

В 1961 году Уильям Дж. Дж. Гордон и его коллеги разработали модель творческого мышления под названием «Синектика».

Синектика — греческое слово, означающее объединение различных идей.

Модель изначально была разработана для повышения творческого самовыражения, эмпатии и проницательности, а также для помощи «творческим группам» в промышленных и других организациях в разработке качественных продуктов и решении проблем. Они были использованы в качестве стимула для чипсов Pringles для пропитанных повязок для ран.

Я всегда называл эту модель «рассуждения по аналогии», потому что она использует сравнения для проведения ярких и образных сравнений между двумя, казалось бы, не связанными между собой объектами, понятиями, процессами или событиями.

Это творческий процесс установления связей, который можно использовать по любому предмету в рамках учебной программы.

Хотя существуют различные типы аналогий (прямые, личные и символические), я всегда находил метод прямой аналогии наиболее эффективным для групповых дискуссий.

Seligmann (2007) приводит пример сравнения сердечно-сосудистой системы с автомагистралью. Учащиеся могут предположить, что они похожи, потому что клетки крови подобны грузовикам, путешествующим по сосудистой системе и доставляющим кислород к органам тела, а сгусток крови подобен пробке, мешающей клеткам крови выполнять свои жизненно важные функции.

Я видел похожий пример в прекрасной книге Марсело Старикоффа и Алана Риса «Начни думать»:

Кровь похожа на томатный кетчуп, потому что….

  1. оба содержат сахар и соль
  2. оба содержат воду
  3. оба вязкоупругие

На уроках много возможностей для развития синектического мышления. Вы можете поделиться следующими примерами со своим классом и посмотреть, какие идеи дети могут придумать вместе. Попросите детей придумать по три идеи на каждый пример:

  • Ваша личность похожа на снежинку, потому что…
  • Преподавание похоже на исследование космоса, потому что…
  • Акула похожа на торпеду, потому что…
  • Кит похож на подводную лодку, потому что…
  • Учитель подобен волку, потому что…
  • Класс похож на муравейник, потому что….
  • Гражданская война подобна извержению вулкана, потому что…
  • Математика похожа на арахисовое масло, потому что…
  • Десятичная точка похожа на бетонный столб, потому что…
  • Чтение похоже на ныряние за жемчугом, потому что…
  • Обучение похоже на американские горки, потому что…

Сравнение двух подобных вещей часто приводит к тому, что дети задают ряд интересных вопросов, которые выявляют не только сходство, но и различия.

Синектика — это захватывающая стратегия формирующего оценивания, потому что дети активно участвуют в процессе сравнения, исследования, вопросов и взаимосвязей, постоянно предоставляя вам ценную информацию о своем мышлении.

Что не нравится?!

Нравится:

Нравится Загрузка…

творческая техника решения проблем.

СИНЕКТИКА: ТВОРЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Уилсон С. Х., Грир Дж. Ф. и Джонсон Р. М. (1973). Синектика, творческий метод решения проблем для одаренных. Одаренный ребенок Ежеквартально , 17 (4), 260-267.
Источник: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.1017.1329&rep=rep1&type=pdf

Всего несколько лет назад считалось, что творческое мышление, производство 90 093 новых идей, изобретений и тому подобного должны были быть предоставлены случаю. Действительно, многие до сих пор так думают. Тем не менее, я не понимаю, как любой хорошо информированный человек может все еще придерживаться этой точки зрения. Удивительный список изобретений, достижений, накопленных с помощью творческих методов решения проблем (Осборн, 1957), синектики (Гордон, 1961) и бионики (Смолл, 1962), должен убедить даже самых упрямых скептиков. Эксперименты с использованием этих преднамеренных методов повышения креативности также были весьма убедительными (Maltzman, 1960; Parnes, 1960; Torrance, 1961).

На моих собственных занятиях и семинарах я постоянно обнаруживал, что этим преднамеренным методам можно обучать с начальных классов до аспирантуры, в результате чего учащиеся улучшают свои способности разрабатывать оригинальные и полезные решения проблем. На мой взгляд, убедительные доказательства того, что творчество не должно быть оставлено на волю случая (Торранс, 19 лет).62).

Намерение авторов состоит в том, чтобы исследовать синектический метод решения задач как процедуру, которую учителя могли бы использовать с одаренными детьми, тем самым преднамеренно стимулируя скрытое творчество. В то время как другие творческие методы решения проблем также могут быть эффективными (мозговой штурм, морфологический анализ, разработка стоимости, анализ стоимости, бионика, гипотетические ситуации, список атрибутов, сценарии и альтернативные варианты будущего, метод фундаментального проектирования), метод синектики, по-видимому, является тем, который может модифицировать как мощный инструмент для работы с одаренными детьми.

СИНЕКТИКА

Слово «синектика» является производным от греческого слова synecticos и относится к объединению не связанных между собой элементов. Концепция синектики становится творческой техникой решения проблем благодаря усилиям У. Дж. Дж. Гордона. Хотя Гордон делает упор на решение проблем в промышленности и менеджменте, существует возможность развития образовательного опыта, связанного с синектической техникой. Сеанс синектики, который Гордон называет «экскурсией», представляет собой групповое решение проблем, в ходе которого людей побуждают к творческому мышлению в рамках слабо структурированной системы. Вкратце процесс начинается с проблемы, представленной лидером, который проводит «экскурсию» группы по ряду шагов, пытаясь найти решение проблемы. Эта процедура преднамеренно стимулирует творческое мышление, а не оставляет его на волю случая (Гордон, 19 лет).61).

Синектика, относящаяся конкретно к образовательной методологии, обеспечивает минимальную структуру, в которой «структурированная свобода» может быть реализована при планировании и реализации творческого опыта обучения. Такая процедура выгодна в технологическом обществе, где возникают сложные проблемы, требующие эффективных и экономичных решений. Очевидно, что в нашем обществе изобретательство и решение проблем будут играть все более важную роль. Гарднер Мерфи (1958) заявил:

‘И не только человеку свойственно выдумывать себя из одного мира в другой; также человеку свойственно продолжать движение к месту назначения , которое не установлено в рамках нынешней природы человека, но продолжает меняться по мере того, как изменяется природа его окружения».

Синектика предоставляет учащимся широкие возможности для применения навыков, необходимых для создания нового мира будущего. Ближайшие годы потребуются люди в промышленности, правительстве, медицине, образовании и смежных областях, способные генерировать новые идеи. Чтобы подготовить кадры, необходимые для технологического и меняющегося общества, наши методы обучения должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям. Конечно, как указывает Торранс, области, связанные с творческим мышлением, больше нельзя оставлять на волю случая. Мир просто не может позволить себе такую ​​роскошь. Учителя будущего найдут веские причины для изучения таких методов, как синектика, для максимального раскрытия творческого потенциала. Промышленность потребует этого. Выживание потребует этого. Идти в ногу с требованиями быстро меняющегося мира, где традиционные методы явно отстают, неизбежно приведет к принятию многих таких новых методов обучения.
Уоррен Г. Беннис (1969) в своей увлекательной статье «Временное общество», в которой он размышляет о будущих изменениях, говорит следующее:

«Фантазия, воображение и творчество будут легитимными способами, которые сегодня кажутся странными. …Люди будут более интеллектуально преданы своей работе и, вероятно, потребуют большей вовлеченности, участия и автономии… Профессиональных специалистов вряд ли можно назвать организаторами… Они не являются хорошими работниками компании; их свободны, за исключением сложных сред, где они могут «играть с проблемами»… Ключевое слово будет «временным». Это будут целевые группы, организованные вокруг проблем, которые должны решать группы относительно незнакомых людей с различными профессиональными навыками. С ростом количества свидетельств того, что будущее будет развиваться, а не уменьшаться технологии, кажется разумным и необходимым предоставить как можно больше возможностей для обучения, чтобы подготовить способных студентов к их роли лидеров. Беннис указывает, что проблемы будут решаться не отдельными лицами, а целевыми группами специализированных лиц, которые собираются для решения проблем, затем расходятся и переходят к другим проблемам и другим целевым группам. Синектика обеспечивает реальный опыт «в классе» в смоделированной оперативной группе. В синектической экскурсии одаренный учащийся вступает в прямой и явный контакт с видом деятельности, который он может выполнять через несколько лет. Поэтому практика решения проблем с помощью синектики может иметь смысл.
Помимо того, что техника синектики имеет отношение к будущему, она предоставляет учителю-новатору прибыльный, продуктивный и увлекательный метод для немедленного использования. Класс оживает творческой мыслью. Воображение взлетает. Дети углубляются в свой опыт и радуются актуальности своих знаний. Они учатся слушать, бросать вызов, думать и руководить. Они узнают, что проблемы можно решить совместными усилиями. Они изучают социальные навыки в интеллектуальной среде. Они учатся уважению к идеям. Они изучают языковые навыки. Они учатся выполнять задания и вносить предложения относительно будущих начинаний. Метод синектики не только актуален, выгоден и интересен, но и соответствует результатам исследований креативности. Говоря о компонентах творческого мышления, Гилфорд (1957) подчеркивал важность процессов дивергентного мышления:
 
«Дивергентное мышление… [характеризуется]… как менее связанное с целью . Есть свобода разойтись в разные стороны… отказ от старого решения и движение в каком-то новом направлении необходим, и находчивый организм, скорее всего, добьется успеха». мышление и создает ситуацию, в которой человеку, возможно, придется отвергнуть свои идеи, независимо от того, насколько он их любит, и начать двигаться в новом направлении. Чтобы иметь возможность отказаться от сильных убеждений, требуется гибкость. Гибкость в творческом мышлении влечет за собой реорганизацию предыдущих знаний таким образом, чтобы возникла более полезная конструкция. По этой линии Гетцельс и Джексон (1959) определил творческое мышление как «целеустремленную, легко гибкую, манипулирование знаниями самыми разнообразными новыми или оригинальными способами». Благодаря опыту манипулирования знаниями синектическая экскурсия переносит участника в незнакомые области. В отношении творчества Муни (1954) подчеркивал важность «расширения опыта», благодаря которому участники выходят за пределы того, что казалось непреодолимым. Следовательно, исследование незнакомых областей мысли создает обстановку, в которой могут возникать творческие комбинации. В самой своей основе синектика делает «странное знакомым» и «знакомое странным» (Гордон, 19).61). Кроме того, синектика представляет собой процесс, охватывающий другие основные аспекты творчества. Творчество включает инкубацию (Уаллас, 1926), накопление (Мерфи, 1947), поиск и моменты творческого озарения (ДеХаан и Хавигхерст, 1957). Успешный синектический опыт основан на вышеупомянутых аспектах творчества; и, что очень важно для «классной» процедуры, весь процесс находится под руководством лидера и не оставлен на волю случая. Происходит прямая стимуляция творческих процессов в контролируемой ситуации преднамеренным методом (Торранс, 1962). По Леубе (1958), стимуляция непосредственно связана с творческими функциями. Теория Леубы гласит, что творческие личности — это люди с максимальной любознательностью, те, кто ищет стимуляции и развивает максимум автономных интересов и активности благодаря стимуляции, которую они находят в процессе. Синектика — это средство структурного производства стимуляции, необходимой для творческого результата в ситуации решения проблемы.
Хотя синектика в основном представляет собой групповой процесс, успех группы полностью зависит от способности индивидуумов независимо достигать самопознания и самореализации в духе Маслоу (19).68) и Роджерса (1961), поскольку именно благодаря стимуляции группы каждый участник достигает хранилища своего опыта, чтобы выдвинуть новую и творческую идею.
Не может быть большего доказательства ценности процедуры обучения, чем реальный непосредственный опыт в классе. К счастью, метод синектики несложно освоить или использовать в классе. «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961) представляет собой введение и основу для заинтересованных учителей, которым может показаться увлекательной задачей адаптация инноваций.

СИНЕКТИКА КАК ПРОЦЕДУРА КЛАССА
Успешный опыт синектики во многом зависит от планирования, предшествующего занятию. Только при правильном планировании можно извлечь максимальную пользу из опыта. Первоначально учитель должен учитывать временные ограничения. Время, затрачиваемое на экскурсии, естественно, зависит от навыков группы и характера проблемы и поэтому редко предсказуемо. Было бы неразумно проводить синектический опыт, когда время ограничено или другие требования требуют остановки в неподходящий момент. Синектике присущ гибкий подход к использованию времени. Находчивый учитель поймет, что, хотя вся экскурсия может быть не самым полезным подходом, синектический процесс можно разделить на части для отдельных уроков, что обеспечит более правильное использование времени. Чтобы синектика принесла пользу учащимся, необязательно завершать весь процесс целиком. Различные этапы процесса хорошо подходят для упражнений на творческое мышление. Эти упражнения могут быть разработаны на основе понятий, присущих процессу синектики. Эти концепции связаны с анализом проблемы, слушанием, спонтанной реакцией, повторным утверждением, упорядочением, ранжированием, ролевой игрой и метафорическим мышлением.
Хотя для решения большинства задач не требуется никакого специального помещения или оборудования, кроме обычных письменных принадлежностей, необходимо учитывать организацию рабочего места. Расстановка помещений определяется характером деятельности. Желательна интимная, но немноголюдная атмосфера. Если использование аудиовизуального оборудования необходимо, оно должно быть настроено заранее, а работа оборудования должна быть полностью изучена, чтобы обеспечить эффективное использование рабочего времени. Неправильное использование оборудования и пространства может привести к неэффективному сеансу. Преподаватель должен досконально знать технику синектики.
Существует много превосходных источников, но оригинальная «Синектика» У. Дж. Дж. Гордона (1961 г.) является подходящей отправной точкой. лидер по отношению к «блок-схеме синектики» абсолютно необходим в тех случаях, когда целью является полное «экскурсия». Порядок блок-схемы относится к мыслительным процедурам, близким к мыслительным процедурам творческих личностей (Гордон, 1961). Учитель-новатор может рассмотреть возможность пересмотра следующей блок-схемы синектики, чтобы она подходила для определенного класса или возрастной группы.


Первоначально синектика была разработана для решения проблем, связанных с изобретением или продуктом; эти проблемы касались, казалось бы, непримиримых моментов. Поэтому не на все вопросы лучше всего отвечает синектический экскурс. Синектика в основном не является методом «установления фактов», а скорее включает синтез фактов и теорий для решения сложной проблемы. Проблема как данная должна быть проблемой синектики. Гордон иллюстрирует множество примеров этих проблем в синектике.

Эксперт играет жизненно важную роль в этом процессе. Эту роль можно выполнять по-разному. Эксперт может быть участником группы или приглашенным гостем. Функцию эксперта можно выполнять с помощью аудиовизуальных средств, экскурсий и т. д. Цель «эксперта» — предоставить как можно больше информации, чтобы помочь в решении проблемы. Анализ и объяснение эксперта носит как информационный, так и мотивационный характер, если к нему подойти творчески. Участникам разрешается озвучивать немедленные очевидные решения проблемы после анализа экспертом. Обычно эти решения не работают, и руководитель и эксперт должны указать, почему это так. Иногда участник может решить всю проблему во время чистки. Очищение от очевидного соответствует открытиям Осборна в Applied Imagination (19).63) в том смысле, что ответы, возникающие позже во время сеанса мозгового штурма, как правило, более творческие, чем первоначальные ответы.
Руководитель обязан обеспечить полное понимание проблемы всеми участниками. Как правило, каждый участник переформулирует или переписывает проблему так, как он ее понимает, своими словами и может обозначить желаемую цель. Переформулировка проблемы в Генерировании проблем как понятых (PAU) делает странное более знакомым, разбивая исходную проблему на ее компоненты и преобразовывая ее в языковую структуру участника. Затем ведущий предлагает группе выбрать один из компонентов PAU для тщательного рассмотрения. Достигается консенсус в отношении выбора проблемы как понятой, и проблема временно «выбрасывается из головы». После этого ведущий готов приступить к изучению творческих аспектов экскурсии, задавая вопросы, пробуждающие творческое мышление посредством аналогий.
Аналогии называют «психологическими механизмами поддержания определенных психических состояний, которые считаются необходимыми для творчества человека». (НИИ, 1969). Аналогии помогают участнику перемещать информацию, хранящуюся в подсознании, на сознательный уровень. Синектика использует четыре типа аналогий: личная аналогия, прямая аналогия, символическая аналогия и фантазийная аналогия. Лидер составляет вызывающие воспоминания вопросы (EQ), которые генерируют ответы в форме одной или нескольких из четырех аналогий. Например, ведущий может попросить группу представить, каково это на самом деле «чувствовать» себя загрязненной рекой. Это вызовет личную аналогию, которая позволит человеку проникнуть внутрь проблемы и посмотреть на нее с новой и необычной точки зрения.

Формулируя вопрос, призванный вызвать прямую аналогию, фасилитатор/лидер может попросить группу взглянуть на проблему с биологической точки зрения. Прямые аналогии в значительной степени зависят от природы. Например, если задача связана с каким-либо аспектом прокладки туннелей, участников можно попросить посмотреть на природу, чтобы определить, как насекомые и животные успешно прокладывают туннели. Ключ к прямой аналогии — найти ситуации, похожие на проблему, и посмотреть, как было получено решение. Прямая аналогия дает новый взгляд на проблему.

Другой подход к получению другой точки зрения — это символическая аналогия. Символы используются манипулятивно, чтобы свести проблему к конструкции из двух или трех слов, содержащей суть проблемы.
Через символическое сокращение участник может приблизиться к сути проблемы. Символические аналогии иногда называют «названиями книг». При построении названия книги из двух или трех слов участник вынужден устанавливать отношения между ранее непримиримыми понятиями. Например, суть проблемы, связанной с процессом нагревания и замораживания, может быть описана как «Горящий лед».
Другой подход возможен при использовании аналогии с фантазией. Эта аналогия позволяет приостановить действие всех законов природы, создавая «вселенную», в которой возможно все. Например, если задача требует перемещения воды на вершину горы, может быть интересно приостановить действие законов гравитации и создать фантазию, в которой вода может естественным образом течь вверх по склону. Такие фантазии привели к развитию многих изобретений и процессов. Рассмотрим «волшебную лозу» для поиска воды и более сложные «металлоискатели», основанные на причудливой идее махать чем-то «волшебным» над областью и находить все, что нужно.
Лидер играет обширную и требовательную роль в метафорической фазе аналогии процесса. Он должен быть в состоянии решить, когда изменить или укрепить модель мышления, а когда привести группу к соответствующему выбору примера и проверке примера в качестве возможного вклада в решение проблемы. Он и эксперт помогают группе принудительно приспособить результаты к потребностям, изложенным в задаче. Если потребности не удовлетворяются, группа снова ищет адекватное решение, возвращаясь к аналогиям. Если группа успешно сформулирует полезную мысль, лидер может вывести группу на точку зрения и сосредоточить внимание участников на применении информации к исходной проблеме. Затем группа определяет, (1) решена ли вся проблема, или (2) нужно ли использовать новый подход, или, возможно, (3) что от проблемы следует отказаться на данный момент. Эксперт помогает в принятии решения.
Синектика как классная процедура предоставляет много возможностей для укрепления навыков творческого мышления. Ценность процесса увеличивается за счет сопутствующих ему аспектов, ибо помогает не только творческое мышление. Учащиеся могут развить навыки языка и аудирования, и они должны стать более искусными в групповых процессах и способности организовывать мышление для конкретной цели. Следовательно, большинство студентов, которые были вовлечены в синектические процедуры, сообщают, что они находят их приятными и полезными в других областях, где необходимы методы решения проблем.

Литература:

  • Андерсон, Гарольд Х. (ред.). Творчество и его развитие. Нью-Йорк:

  • Харпер и Роу, 1959. стр. 27-28.

  • Беннис, Уоррент Г. «Временное общество», Innovation, Number I,

  • Май 1969 г.

  • ДеХаан, Роберт Ф. и Хавигхерст, Роберт Дж. Обучение одаренных детей.

  • Чикаго: University of Chicago Press, 1957.

  • Гетцелс, Дж. В., и Джексон, П. В. Творчество и интеллект. Нью-Йорк:

  • Джон Уайли, 1962 год.

  • Гетцельс, Дж. В., и Джексон, П. В. «Высокоинтеллектуальные и высокоинтеллектуальные

    ».
  • Творческий подросток», Исследовательская конференция Университета Юты по теме

    .
  • Выявление творческого научного таланта. Солт-Лейк-Сити:

  • Университет, 1959. С. 46-57.

  • Золото, Милтон. Воспитание интеллектуально одаренных. Колумбус, Огайо:

  • Charles E. Merrill Books, Inc., 1965. стр. 130–33.

  • Гордон, У. Дж. Дж. Синектика. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1961.

    .
  • Гилфорд, Дж. П., и др. др. Пересмотренная структура интеллекта. Отчеты с

  • Психологическая лаборатория 19, Лос-Анджелес: Южный университет

  • Калифорния, апрель 1957 г.

  • Леуба, Кларенс. «Новый взгляд на любопытство и творчество», журнал

    .
  • Высшее образование, 29:132-40, март 1958 г.

  • Ловенфельд, Виктор. «Дело об одаренном ребенке», Школа искусств,

    .
  • 55:13-18, апрель 1956 г. с. 17.

  • Маслоу, А. Х. К психологии бытия. Нью-Йорк: Ван Ностранд

  • Компания

    , 1968 г.

  • Муни, Росс Л. «Основы творческих исследований», американец

  • Психолог, 9:545-46, 19 сентября54.

  • Мерфи, Гарднер. Возможности человека. Нью-Йорк: Основные книги, 1958.

    .
  • Мерфи, Гарднер. Личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1947.

    .
  • р. 466.

  • Осборн, А. А. Ф. Воображение. Нью-Йорк: Скрибнерс, 1963.

    .
  • Роджерс, Карл Р. О становлении личностью. Бостон: Хоутон-Миффлин, 1961.

    .
  • Рассел, Дэвид. Детское мышление. Бостон: Джинн, 1956.

    .
  • Стэнфордский научно-исследовательский институт. Структурированные подходы к творчеству. Калифорния: Менло-Парк, НИИ, 1969.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts