Методики запоминания информации: Методы и способы эффективного запоминания информация

Содержание

Методы и способы эффективного запоминания информация

Содержание

  1. Способы запоминания информации
  2. Виды памяти по сенсорной модальности
  3. Условия эффективного запоминания
  4. В чём суть нашего подхода

Память — основа интеллекта, залог успешного обучения и карьерного роста. Крупные руководители, успешные предприниматели, известные учёные, художники, полководцы в большинстве имеют блестящую память и, как следствие, развитый интеллект.

Как и любые способности, хорошая память может быть дана человеку от природы. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, — обладатели именно таких природных данных.

Но неверно думать, что если вам не посчастливилось иметь цепкую память, то с этим уже ничего не поделать. Навык быстро и прочно запоминать любую информацию можно сформировать в любом возрасте специальными техниками и регулярными активными тренировками. И наоборот, если не развивать природную память — как и любые другие способности — она теряет свой потенциал и в конечном счёте угасает.

Какие существуют методы тренировки памяти, читайте в нашей статье.

Способы запоминания информации

Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание

Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.

Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.

Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.

Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание

Давайте разберём три основных способа запоминания информации.

Механическое

Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.

Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.

Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.

Мнемоническое

Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.

Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.

Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИнонимы — это подружки, которые СИдят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.

АНТОнимы соедините с образом АНТОшки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.

А ОМОНимы — это парни из ОМОНА, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.

Аналитическое

Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.

Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.

Виды памяти по сенсорной модальности

В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную (память в ощущениях).

Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.

За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.

Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.

Условия эффективного запоминания

Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:

  • не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
  • укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
  • откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
  • помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.

В чём суть нашего подхода

Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.

Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.

Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!

Как навсегда запомнить выученное — 2 самые эффективные техники запоминания / Хабр

Интервальное повторение, эффект припоминания, метод Фейнмана, гипотеза желательной сложности, эффект генерации и другие свойства памяти, не позволяющие информации затеряться в синапсах мозга.

Ричард Фейнман на выпускной церемонии Калифорнийского технологического института

Существуют ли техники обучения (запоминания) более эффективные, чем последовательное чтение учебного материала, пусть даже и с заметками?

Ведь прочитать — не значит запомнить. При поглощении очередного учебника высшей математики большая часть описываемых положений и свойств растворится в памяти так же, как кусочек сливочного масла на горячей сковородке — в лучшем случае останется 20% от прочитанного.

Это касается любого прикладного материала, будь‑то интегральное исчисление, синтаксис языка программирования или грамматика иностранного языка.

Можно ли действительно очень точно, а самое главное, избирательно контролировать собственную память? Найти некий паттерн или даже своего рода технологию закрепления информации в мозге — чтобы этот процесс был более явный, более эксплицитный, более сознательный.

На самом деле — да. Однако, чтобы получить действительно эффективный метод, нужно сперва разобраться с базовыми положениями функционирования самой памяти.

Все эти положения — прямое следствие многовекового наблюдения самых разных людей, начиная от философов и заканчивая когнитивными психологами и нейробиологами.

Эта статья предлагает сперва ознакомиться со всеми известными науке эффектами памяти, а уже потом разобраться в основных методиках эффективного обучения, которые следуют напрямую из этих эффектов.

Забегая вперед, существует всего 2 способа навсегда запомнить информацию, и они достаточно фундаментальны. Однако об этом чуть позже.

Эффекты и свойства памяти

Кривая забывания (Forgetting curve). Еще очень давно (в 1885 году) немецкий психолог Герман Эббингауз занимался изучением памяти в достаточно чистых (так скажем, «лабораторных») условиях — когда на запоминание не влияют посторонние процессы мышления, вроде ассоциаций, стресса, испуга, психотравмы.

Его подход был до боли тривиальный — он заучивал бессмысленные слоги из двух согласных и гласной между ними. Например, прямо сейчас можно попробовать запомнить следующие — тес, бов, гич, пок, сош, лоз, мон. В оригинале (Эббингауз был немцем) это было что‑то вроде «wid» или «zof».

Выяснилось, что если зазубрить некоторое количество таких слогов до тех пор, пока их можно будет безошибочно повторять, то процесс их забывания будет протекать нелинейно.

В течении первого часа утрачивается до 60% от всей полученной информации, а через 10 часов остается только около 30%. Далее забывание замедляется, но и информации к этому времени остается совсем немного — не более 20% от общего числа выученных слогов. Примерно такое же количество слогов останется в памяти и через месяц.

Герман Эббингауз — немецкий психолог-экспериментатор. Основным трудом является монография «О памяти».

Это довольно удручающая картина для любого, кто сейчас читает учебник. Однако не с точки зрения мозга — каждую секунду он получает килотонны информации, и понять, какая действительно необходима, довольно сложно.

Поэтому он не спешит формировать сомнительные и довольно дорогие (с физиологической точки зрения) синаптические связи для запоминания не только бессмысленных слогов, но и важнейших (на взгляд обывателя) прикладных знаний.

Кривая забывания Эббингауза.

Кстати, в своих опытах Эббингауз тестировал и осмысленное запоминание — он заучивал текст поэмы Байрона «Дон Жуан«, который был равен по объему списку бессмысленных слогов. Его запоминание было примерно в 9 раз быстрее обыкновенного механического заучивания. Это пример того, как осмысленные ассоциации могут улучшать процесс обучения.

В общем, «кривая забывания» — это базовая концепция памяти, которая имеет множество эмпирических подтверждений. Это некий теоретический фундамент, на котором построены все методики запоминания. Однако это еще не все.

Эффект края (Serial‑position effect). Тот же самый Эббингауз, полностью помешавшийся (в хорошем смысле) на зубрежке бессмысленных слогов, заметил еще одну закономерность — лучше всего в памяти откладывались первый и последний слог.

Впрочем, это касалось и осмысленных текстов — первое и последнее слово, точно так же как первое и последнее предложение, поддавались запоминанию гораздо проще.

По сути, это одинаково работает для всех запоминаемых сущностей — проще всего вспоминать утро и вечер, первые и последние сцены из книги, открытие и закрытие публичных мероприятий.

Две тенденции вспоминать ранние и последние элементы называют эффектом первенства (primacy effect) и эффектом недавности (recency effect) соответственно.

Американский психолог Беннет Мердок, проводя в 1962 году собственные эксперименты, заметил, что эффект первенства уменьшается, когда элементы показываются быстро, и усиливается, когда они показываются медленно. К тому же, более длинные списки снижают свойство памяти запоминать первые элементы.

Другие пионеры экспериментальной психологии, Мюррей Гланцер и Анита Кунитц, разделили 240 мужчин на две группы. Первая группа была контрольной, а вторая выполняла 30-секундное задание после успешной зубрежки слов.

Задача была создана, чтобы отвлечь участников перед непосредственным вспоминанием слов — такой трюк необходим для «перезагрузки» кратковременной памяти.

В итоге группа без задачи на отвлечение вспоминала слова в начале и в конце списка одинаково. А вот группа с задачей слова в конце списка вспоминала гораздо хуже, в отличие от слов в начале.

Как и предполагалось, слова в начале списка с большей вероятностью будут храниться в долговременной памяти, а слова в конце с большей вероятностью — в краткосрочной.

Таким образом, если оказать воздействие на краткосрочную память (а она довольно ограничена) с помощью отвлекающей задачи, то часть находящихся там слов просто «растворится».

В другом эксперименте участники получали одно из двух предложений, каждое из которых несет в себе одну и ту же информацию. Например, «Саша умен, усерден, критичен, импульсивен и ревнив» и «Саша ревнив, импульсивен, критичен, усерден и умен». Как видно, первое предполагает положительную черту в начале, в то время как второе — отрицательную. Разумеется, испытуемые из второй группы оценивали Сашу более негативно.

Чтобы понять этот эффект на обывательском уровне, совсем не обязательно углубляться в теоретические дебри экспериментальной психологии. Вспомните про типичное стремление людей «произвести первое впечатление» — это своего рода бессознательная и интуитивная попытка одного человека воздействовать на память другого. И надо сказать, она совсем не безосновательна — как правило, первое впечатление запоминается надолго, если не навсегда.

Эффект тестирования (Testing effect). Изучение стихов на уроке литературы — утомительное и отчасти бессмысленное занятие, которое помнит практически каждый.

Но ведь текст всегда запоминался охотнее, если вместо последовательного перечитывания каждой строчки пытаться воспроизвести его фрагменты самостоятельно, хотя и с многочисленными подглядываниями в учебник. Не так ли?

Об этом свойстве еще в далеком 1620 году писал английский философ Фрэнсис Бэкон.

Следовательно, если вы прочитаете фрагмент текста двадцать раз, вы не выучите его наизусть так легко, как если бы вы читали его десять раз, пытаясь время от времени повторять его, сверяясь с текстом каждый раз, когда ваша память подводит.

Френсис Бэкон. Английский философ, историк, публицист, государственный деятель, основоположник эмпиризма и английского материализма.

Речь идет не просто о запоминании информации, а об ее извлечении из памяти. Такое извлечение происходит каждый раз, когда информация понадобилась — например, во время решения тестов.

Иными словами, обучение с периодическим тестированием (извлечением) оказывается гораздо продуктивнее, чем пассивное чтение и заучивание.

Об этом свидетельствует множество эмпирических данных, собранных за несколько столетий — когнитивные психологи используют эффект тестирования не только для оценки знаний, но и как эффективное средство обучения.

Поэтому в современной когнитивной психологии есть тенденция разделять понятия «сила запоминания» (насколько хорошо элемент изучен) и «сила извлечения» (насколько хорошо элемент может быть извлечен).

Некоторые исследования объясняют это тем, что сам процесс тестирования создает в мозге (в синапсах) несколько путей извлечения информации, формируя тем самым разнообразные связи (ассоциации) между запоминаемыми элементами.

Как правило, формат тестирования не влияет на результаты — важен непосредственно процесс извлечения информации из памяти.

Однако если представление информации при извлечения соответствует представлению этой же информации при изучении, то результаты тестирования будут выше. Возвращаясь к примеру со стихом, это причина, почему сложно начать пересказ выученного текста с середины. То же самое касается алфавита или месяцев года.

При этом отсрочка теста после обучения оказывает благоприятный эффект на долгосрочную память. Однако отсрочка не должна проходить через сон, т.к. он особым образом влияет на память, «расцепляя» слабые синаптические связи и ускоряя забывание плохо закрепленной информации.

Интересно, что повторное тестирование оказывается эффективнее, чем повторное изучение. Иными словами, многократно извлекаемая информация лучше сохраняется в памяти, чем многократно получаемая (повторяемая).

Точно так же предварительное тестирование (перед основным тестом) может использоваться для получения более высоких результатов.

Эффект генерации (Generation effect). Очередной пример из школы — учитель просит вас объяснить материал своими словами, а не просто повторять написанное в учебнике. И у вас получается! Общий смысл аналогичен, хотя и «запакован» в другую обертку.

Иными словами, сгенерированная (реконцептуализированная) в уме информация запоминается гораздо лучше, нежели полученная напрямую.

Хотя ни одно из существующих научных объяснений этого свойства не является достаточным, эффект генерации связывают с тем, что «переделанная» в уме информация ассоциативно связывается с той, что уже имеется в мозге. Напротив, простое «считывание» информации представляет собой достаточно поверхностную обработку входного стимула — визуального или аудиального.

В более чистом виде эффект генерации достигается при составление слов из фрагментов. «Собранные» (или найденные) в уме слова запоминаются гораздо лучше, чем прочитанные напрямую. Впрочем, это справедливо и для заданий с поиском слов на основе антонимов и синонимов.

Например, «острый — тупой», «светлый — темный», «высокий — низкий».

Можно также генерировать ключевые слова на основе абзацев, изображений, арифметических задач, видеокадров — результативность будет ничем не хуже.

Ричард Фейнман (Иллюстрация Висенте Ниро)

Тут стоит упомянуть известный многим «Метод Фейнмана». Сам Фейнман не изобретал никакой техники — название стало популярным уже после его смерти, ведь физик славился своей способностью объяснять сложные и контринтуитивные вещи с особой простотой и элегантностью.

Многие из его подходов к обучению, описанные в книге «Биография Фейнмана» Джеймсом Глейком, построены на умении пропускать сложную информацию через призму собственного понятийного аппарата, порождая более простые и понятные концепции, в тоже время не теряя ключевого смысла:

Готовясь к своему устному квалификационному экзамену, обряду посвящения каждого аспиранта, он решил не изучать основы известной физики. Вместо этого он пошел в Массачусетский технологический институт, где мог побыть один, и открыл новый блокнот. На титульном листе он написал: «Записная книжка вещей, о которых я не знаю». В первый, но не в последний раз он реорганизовал свои знания. Он работал неделями, разбирая каждую область физики, смазывая части и собирая их обратно, все время выискивая необработанные края и несоответствия. Он пытался найти основные ядра каждого предмета. Когда он закончил, у него была записная книжка, которой он особенно гордился.

Фейнман отвергал механическое заучивание, считая, что обучение должно быть активным процессом, состоящим из проб, ошибок, открытий и самостоятельных исследований. Он считал, что если человек не можете объяснить что‑то ясно и просто, то он недостаточно хорошо владеет предметом.

Переобучение (Overlearning). Как правило, большинство людей изучают какой‑либо материал (или навык) ровно до тех пор, пока он не закрепится в памяти, а дальнейшее совершенствование не «упрется» в плато.

Однако исследования (изначально Эббингауза) показывают, что продолжение практики на том же уровне сложности усиливает эффект закрепления информации или способностей.

По сути, если продолжать повторять уже выученную на 100% информацию, она, соответственно, продолжит закрепляться дальше — с каждый разом ее будет все сложнее забыть.

Это похоже на «закон сохранения энергии». Дальнейшие усилия по повторению не уходят в никуда — они служат ресурсом для укрепления уже сформированных синаптических связей.

Переобучение работает как для когнитивных задач, так и для физических. Однако для последних, как утверждают исследования, эффект более слабый по интенсивности, но более сильный по долговременности — переобучение позволяет гораздо дольше удерживать моторный навык, нежели когнитивный.

С другой стороны, переобучение оказывается эффективным только на короткой дистанции — при длительных интервалах между повторяющимися циклами обучения информация по‑прежнему забывается быстро.

Можно сказать, переобучение — это обыкновенная зубрежка, своего рода «память на стероидах», эффект которых скоротечен и недолговечен. Поэтому переобучение может быть более полезным только в случаях, когда требуется краткосрочное запоминание материала.

Эффект интервала (Spacing effect). Это свойство, в общем и целом, следует из предыдущего — распределение обучения во времени улучшает кодирование информации в долгосрочную память, в отличие от кратковременной, но интенсивной зубрежки (переобучения).

Эффект интервала иногда называют «Законом накопления и распределения повторений» или «Законом Йоста«. Немецкий психолог Адольф Йост предлагал испытуемым заучивать 12 слогов разными способами:

  • по 8 повторений в день на протяжении 3 дней

  • по 4 повторения в день в течении 6 дней

  • по 2 повторения в день в течении 12 дней

Как видно, общее число повторений всегда одинаковое (24 раза) — отличается только распределение во времени.

Эффективность запоминания во втором варианте была выше чем в первом, однако третий вариант оказался лучше остальных двух — повторять материал с бОльшими интервалами в течение более продолжительного времени эффективнее множества повторений подряд.

Однако не смотря на то, что большинство когнитивных психологов солидарны во мнении об эффекте интервала, современные учебники до сих пор игнорируют это свойство — зачастую представление информации в книгах идет вразрез с механизмами запоминания.

Да и в целом, нынешние школьные и университетские программы редко прибегают к восстановлению (повторению) ранее полученных знаний, выдавая учебный материал последовательным монолитным «блоком» в виде лекций.

Кстати, эффект интервала имеет существенное влияние не только в методиках обучения, но и в рекламе. И надо сказать, он вносит серьезные коррективы в рекламные стратегии. Даже не смотря на то, что представители рекламного рынка могут теоретически не знать о его существовании, они учитывают эффект интуитивно либо на основе собранной аналитики. Например, массовое повторение одного и того же ролика считается не самым эффективным подходом — гораздо лучше распределять показы в некотором временном промежутке.

Есть исследования, где демонстрируется четкая корреляция снижения продаж с увеличением частоты показа рекламных объявлений, ведущих на сайт — чем чаще клиент оказывался на продающем сайте, тем реже он делал на нем покупки. Однако, если интервалы между посещениями были больше, конверсия продаж увеличивалась.

С другой стороны, вариативность форматов запоминания и извлечения информации (иными словами, разнообразие ассоциаций, способствующих запоминанию) — благоприятный фактор в рекламе. Хорошая стратегия должна включать «разнесенное» во времени представление разных версий одного и того же объявления — баннера, ролика, аудиозаписи.

Желательная сложность (Desirable difficulty).

Этот термин был впервые введен психологом Робертом Бьорком из Калифорнийского университета в 1994 году.

По мере увеличения сложности задачи эффективность обучения также увеличивается, заставляя учащегося достичь оптимальной производительности. При этом задача не должна быть слишком простой или слишком сложной — нужна «золотая середина».

По сути, это свойство своего рода «калька» прогрессии нагрузок в увеличении спортивных результатов — роста силы и мышечной массы.

На самом деле многие задачи создают лишь иллюзию обучения. Например, перечитывание ранее написанных заметок или уже прочитанного учебника — довольно распространенная стратегия (переобучение), однако при таком подходе нет достаточного когнитивного усилия.

Понятие желаемой сложности отсылает нас к указанным ранее эффектам тестирования и генерации. Повторение материала сильнее закрепляет его в голове, но не улучшает процесс извлечения из памяти — читаемые слова кажутся знакомыми и понятными лишь в момент перечитывания, но не обрабатываются в полной мере.

Поэтому дополнительное усилие в виде припоминания улучшает производительность памяти. Желательная сложность создает дополнительную нагрузку, заставляя мозг выполнять более сложную обработку информации.

Например, в 2006 году Дуг Рорер провел исследование, в ходе которого участники решали математические задачи. В одном случае учащиеся использовали практику последовательного решения задач, сгруппированных по одному типу. В другом случае практические задачи были смешаны случайным образом. Оказалось, что результаты студентов, решавших случайно смешанные задачи, были значительно выше, чем у студентов, решивших задачи, сгруппированные по типам. Причина в том, что учащиеся смешанной группы знают формулу решения уравнений, но не всегда понимают, когда ее применять — это приводит к дополнительному усилию по определению уместности использования той или иной формулы.

Разумеется, обучение с «желательными трудностями» занимает больше времени и создает больше когнитивного и психологического напряжения — такова плата за превосходную долговременную память.

Методы запоминания — повторять и вспоминать

Так или иначе, все методы запоминания основаны на свойствах памяти, описанных выше. Вариаций много, но суть всегда одна и та же — информация либо многократно помещается в память, либо многократно из нее извлекается. А еще лучше, если это происходит одновременно.

Задача учащегося создать в своей голове как можно более широкую «сеть» ассоциаций (путей извлечения информации), регулярно «подпитывая» ее повторениями.

Интервальное повторение (Spaced repetition). Самый простой способ противостоять забыванию — повторять изученный материал через определенные интервалы, опираясь на «кривую забывания». Собственно, этот метод и был предложен самим Эббингаузом.

Этот способ как бы «сглаживает» кривую забывания — каждое предыдущее повторение отсрочивает каждое последующее, увеличивая интервалы между сеансами обучения.

Например, первое повторение можно сделать сразу после завершения чтения. Второе — через 20 минут после первого. Третье — через 8 часов после второго. Четвертое — через 24 часа после третьего. Пятое — через несколько суток. И так далее по нарастающей, вплоть до нескольких лет.

Интервальные повторения сглаживают кривую, увеличивая время забывания.

Но, как уже было сказано выше, простое переобучение, не «приправленное» извлечением информации — довольно скудный, хотя и недорогой инструмент запоминания. Его следует использовать только в самом тривиальном случае.

Для более высокой эффективности потребуется «активное припоминание».

Активное припоминание (Active recall). Этот способ запоминания основан на эффекте тестирования — информация многократно извлекается из памяти в определенных форматах.

Самой распространенной интерпретацией этого подхода является «Система Лейтнера» — универсальная система обучения, основанная на флеш‑карточках. Метод был предложен в 1970-х годах немецким научным журналистом Себастьяном Лейтнером.

Карточки могут быть как физическими, так и виртуальными (в мобильном приложении, например). Каждая карточка имеет две стороны — одна с вопросом, другая с ответом.

Типичная программа для обучения через флеш-карточки выглядит примерно так. Вверху — фронтальная сторона, внизу — обратная.

Карточки сортируются по группам в зависимости от того, насколько хорошо учащийся знает связанную с конкретной карточкой тему. Одна группа — одна коробка.

В самом простом случае есть 3 группы‑коробки: «Коробка 1», «Коробка 2» и «Коробка 3». В «Коробке 1» хранятся карточки, с которыми учащийся делает больше всего ошибок, а в «Коробке 3» — меньше всего ошибок.

Карточки из «Коробки 1» повторяются один раз в день, из «Коробки 2» — каждые 3 дня, из «Коробки 3» — каждые 6 дней.

Если ученик достает карточку из «Коробки 1» и называет правильный ответ (тот же, что и на обратной стороне) — карточка отправляется в следующую коробку. Это значит, что теперь ее интервал повторения увеличен. Если ответ неверный — карточка остается в той же коробке.

То же самое касается и 2 и 3 коробки, с тем лишь отличием, что неверный ответ из «Коробки 2» перемещает карточку назад в 1 коробку.

Пример того, как могут выглядеть настоящие (физические) карточки в распределительных коробках

При таком подходе интенсивность повторения каждого вопроса (связанного с карточкой) не является константой, а зависит от уровня изученности самого материала.

Обширная тема может быть поделена на кусочки информации, каждый из которых запоминается с разной скоростью. Это добавляет гибкость в процесс обучения, позволяя сосредоточиться на плохо изученных вопросах, экономя время на повторении уже понятных тем.

Однако есть исследования, показывающие бессмысленность увеличения интервала между повторениями — множество эмпирических данных показывают отсутствие разницы в эффективности обучения между увеличивающимся интервалом и неизменным.

Иными словами, качество запоминания с интервалами 1–5–10–14 и интервалами 5–5–5–5–5–5 будет одинаковое. Обратите внимание, что в обоих случаях общее число дней ожидания равно 30.

Чаще всего метод карточек используется при изучении иностранных языков — он довольно удобен для запоминания слов, фраз или грамматических правил. Но в некоторых случаях такой форм-фактор может оказаться неудачным.

Иногда удобнее по ходу чтения книги последовательно выписывать ключевую информацию в документ DOCX, периодически перечитывая его с попытками вспомнить помещенную в него информацию — точно так же, как с заучиванием стишка на уроке литературы.

Плюс такого подхода в том, что огромные объемы информации (знаний) иногда проще представлять в более классической монолитной форме в виде отдельных глав, но «без воды» — в краткой форме и только с ключевыми положениями темы.

Пример оформленного документа Google Docs с математическими заметками базовых положений Calculus — гораздо удобнее записей в тетрадке, а уже тем более флэш-карточек Лейтнера. Материал из документа периодически вспоминается с проверками, как это диктуют методы Spaced Repetition и Active Recall.

При использовании виртуального документа в распространенном формате отпадает зависимость от сторонних приложений с виртуальными карточками, которые не факт, что будут существовать завтра — с помощью обычного текстового редактора материал можно будет повторить как через пару дней, так и через пару лет. К тому же, виртуальный документ проще хранить и перевозить, чем блокнот с заметками или коробки с флэш‑карточками.

Более лаконичное объяснение устройства памяти

Некоторые вещи, описанные выше, могут казаться контринтуитивными. Особенностей работы памяти действительно много, поэтому было бы неплохо собрать их в одну непротиворечивую конструкцию — концептуализировать все в единое целое.

Итак, память запоминает информацию не в абсолютном виде, а в виде последовательности получения и извлечения данных. Можно сказать, что память — это «слепок» получения и извлечения информации, а не просто абсолютный реестр, у которого есть вход и выход.

Это причина, почему стихи сложно рассказывать с середины, ведь мозг помнит их как последовательность слов от начала и до конца. Или почему сложно перечислять буквы алфавита в обратном порядке, в отличие от цифр, которые используются во время счета как самостоятельные единицы, отчего мозг их такими и помнит.

Если вы запоминаете информацию, получая и извлекая ее в небольшом разнообразии форматов и представлений, то вы формируете довольно узкий «слепок». Такую информацию практически невозможно использовать на практике, ведь путей извлечения слишком мало — в нужный момент вы ее просто не вспомните.

Поэтому важно сформировать обширную сеть ассоциаций как между разными частями непосредственно запоминаемой информации, так и между запоминаемой информацией и уже находящимися в мозге данными. Кусочек знания как бы «пустит корни» в нейронную сеть мозга, закрепляясь тем сильнее, чем больше переплетений будет найдено.

В дальнейшем этот «росток» знания остается лишь периодически подпитывать повторениями, регулярно «шагая» по тем же путям получения и извлечения информации, либо добавляя новые — только так мозг «поймет», что эта информация действительно имеет ценность и ее нужно запомнить.


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

10 методов запоминания для улучшения вашей памяти

Однажды вы сможете мгновенно улучшить свою память с помощью искусственного интеллекта — ну, может быть. 🤖

В то же время существует множество техник и инструментов для запоминания, позволяющих не только хранить информацию, но и лучше вспоминать и запоминать большие объемы информации.

Практически каждый может отточить свою способность запоминать что угодно. На самом деле, исследования показывают, что при достаточно постоянной практике в течение недели средний человек может увеличить объем своей рабочей памяти до более высокой способности вспоминать от одного до четырех элементов.

Разум — удивительная штука. Но не верьте нам на слово.

Прочитайте этот пост в блоге, чтобы узнать, как эти 10 лучших методов запоминания могут помочь вам и какие конкретные инструменты вы можете использовать для улучшения своей памяти.

Как работает запоминание?

Запоминание работает как двухэтапный процесс: кодирование и извлечение. На этапе кодирования новая информация сохраняется в виде воспоминаний с использованием различных когнитивных процессов, таких как обработка, ассоциация и визуальные образы. Затем эти воспоминания вызываются на этапе извлечения через нейронные связи.

Исследования показывают, что некоторые методы запоминания более эффективны для долговременной памяти информации, чем другие. Было показано, что некоторые из этих методов запоминания, такие как интервальное повторение и подробное кодирование, более эффективны для длительного запоминания.

Другие, такие как фрагментация и мнемоника, облегчают запоминание материала в краткосрочной перспективе.

Как запоминать что угодно с помощью четырехэтапного подхода 

Процесс запоминания практически чего угодно можно разбить на четыре основных этапа. Думайте о них как о представителях вашего мозга. В конце концов, это очень пластичная мышца, которая растет, чем больше вы ее используете.

Сделайте эти четыре шага, чтобы начать запоминать больше.

Шаг 1. Не торопитесь, чтобы по-настоящему сосредоточиться

В первую очередь — сосредоточьтесь на материале, который вы пытаетесь запомнить, и следите за ним в режиме реального времени. Другими словами, не слушайте, не читайте и не наблюдайте, когда пытаетесь что-то запомнить. Старайтесь не торопиться и обращать внимание на каждую деталь, позволяя материалу усваиваться.  

Делая это неоднократно, вы тренируете свой мозг, чтобы меньше фрагментов информации не попадало в щели. ♻️

Шаг 2: Закодируйте свои воспоминания в сопоставимые вещи

Кодирование работает как с долговременной, так и с кратковременной памятью. Чтобы информация, которую вы потребляете, сохранялась в течение длительного времени, часто помогает связать материал с другими связанными или похожими идеями, концепциями и опытом.

Это укрепит вашу память и упростит запоминание материала.

Шаг 3: Сохраняйте информацию с повторением

После того, как вы закодировали информацию и соединили ее с другими известными понятиями, вы должны хранить материал повторяющимся способом, который легко запомнить, например, с помощью дворца памяти или карточек ( подробнее об этих методах ниже).

Это поможет вам вспомнить материал на месте, что является одним из лучших преимуществ для улучшения вашей памяти! 💪 

Шаг 4. Воспроизведение воспоминаний с помощью упражнений на активное вспоминание

Наконец, используйте методы активного вспоминания, такие как самопроверка, занятия в группе или игры на запоминание, чтобы обеспечить правильное запоминание материала. Не забывайте регулярно повторять материал.

Вы можете практиковать эти упражнения либо с декламацией, либо с активным воспроизведением. Этот метод припоминания основан на том факте, что память со временем ослабевает.

10 лучших методов запоминания, которые вы можете использовать

Не все методы запоминания подходят для всех. Но есть несколько методов, которые стоит попробовать! Ознакомьтесь с нашим списком 10 лучших методов запоминания, которые помогут вам лучше запоминать данные.

1. Интервальное повторение

Повторять материал через увеличивающиеся промежутки времени. Этот метод припоминания основан на психологическом феномене распада памяти, который предполагает, что как память, так и потеря памяти (или припоминание исчезают) с течением времени.

Противоядием от угасания памяти как для краткосрочного, так и для долгосрочного хранения является периодическая практика вспоминания или «повторения» того, что вы запомнили.

2. Детализирующее кодирование

Связать материал с другими известными понятиями. Осмысленное присоединение того, что вы изучаете, к вашим существующим знаниям — это мощный способ запомнить информацию.

Уточняющее кодирование — это тип мнемоники, что означает простую технику, помогающую запоминанию. Один из способов упростить сопоставление нового материала с тем, что вы уже знаете, — создать визуальную доску.

Такие инструменты, как интерактивные доски ClickUp, упрощают связывание задач и упорядоченное использование методов мозгового штурма. Рисуйте бесконечные схемы рабочих процессов, сохраняйте их и обращайтесь к ним, когда вам нужно освежить знания.

Нарисуйте соединения и свяжите объекты вместе, чтобы создать дорожные карты или рабочие процессы из ваших идей вместе с вашей командой на досках ClickUp

Хотите начать работу с простой доской, чтобы начать регистрировать свои идеи и рабочие процессы? Попробуйте шаблон «Введение в интерактивные доски» от ClickUp!

Загрузить этот шаблон

3. Разделение на фрагменты

Разбивайте длинные фрагменты информации на управляемые части. Это простой способ запомнить информацию, так как она менее громоздка, и вы можете гораздо быстрее запоминать небольшие фрагменты информации.

Некоторые исследования показывают, что разбиение на фрагменты снижает нагрузку на рабочую память при запоминании больших фрагментов информации. По мере того, как вы запоминаете информацию по крупицам, со временем она формирует больший набор данных, который легче вспомнить и понять смысл памяти.

4. Мнемотехника

Использование таких приемов, как рифмы, аббревиатуры или визуальные образы, для запоминания информации называется мнемоникой. Это способ сделать запоминание забавным. На самом деле, исследования показывают, что достаточная тренировка мнемоники правописания меняет структуру вашего мозга, чтобы поддерживать лучшую память и повторять информацию.

Простым примером этой техники является декламирование азбуки на музыку, чтобы ее было легче запомнить. Возможно, ваш учитель рисования научил вас «Roy G Biv» как мнемоническому способу запоминания цветов радуги в правильном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый.

Вы поняли. 🌈

5. Активное вспоминание

Регулярно проверяйте себя на изученном материале, чтобы проверить свою память. Чем больше вы это делаете, тем легче вам будет вспоминать как новый, так и старый материал. Например, если вы студент, активное вспоминание — удобный метод обучения.

Практикуя активное вспоминание, вы, по сути, заставляете свой мозг вспоминать информацию, которую хотите запомнить, без посторонней помощи. Этот метод отлично подходит для сохранения памяти.

6. Визуализация

Как мы упоминали ранее, использование визуальных образов — еще один эффективный способ запоминания содержания. Когда вы создаете мысленные образы материала и связываете их с визуальным представлением, этот метод очень помогает закрепить информацию в памяти.

Использование программного обеспечения для создания интеллект-карт помогает с визуальной частью процесса. С ClickUp Mind Maps вы можете быстро отображать свои планы, идеи и процессы в сногсшибательных визуальных образах. Создавайте связи из своих визуализаций и добавляйте контекст к процессу запоминания, чтобы создавать визуальные эффекты вокруг идей, которые вы хотите запомнить.

Легко добавляйте узлы, задачи и связи на интуитивно понятную карту памяти ClickUp. Объединение похожих фрагментов информации вместе, особенно если их не нужно запоминать по порядку, облегчает запоминание.

Этот метод особенно полезен при работе с числами или терминами, которые начинаются с одной и той же первой буквы. Наш мозг обрабатывает первую букву и помогает нам связать нужную нам информацию.

8. Чтение

Повторяйте вслух изучаемый материал. Да, даже если ты один. Человеческий мозг любит это!

Тем не менее, полезно выполнять эту технику вместе с другом. Подобно тому, как вы изучаете текст новой песни, слушая ее и подпевая, декламация помогает вам запоминать информацию в правильном порядке. Мы знаем, что вы сейчас помните эту запоминающуюся мелодию из этой рекламы. 🎵

9. Организация

Объединение связанных элементов в структуру, которую легко отслеживать и запоминать. Это облегчает запоминание сложной информации в хронологическом порядке. Это отличный пример для тех, кому нужно зафиксировать информацию в памяти в определенном порядке.

На самом деле, некоторым нравится использовать эту технику для создания списка покупок, потому что она позволяет визуально организовать элементы в знакомом месте или схеме.

10. Дворец памяти

Создание дворца памяти просто означает использование вашего воображения для создания ментальной карты материала, который вы изучаете, связывая его с местом, которое вы хорошо знаете. Когда вы визуализируете знакомые пространства и связываете их с отдельными фрагментами информации, вашему мозгу легко вспоминать новую информацию, связанную со знакомыми пространствами.

Чтобы эта техника запоминания работала на вас, сначала найдите время, чтобы точно определить свой дворец памяти. Будет ли это дом вашего детства? Знакомый парк? Твоя старая школа?

Оттуда мысленно укажите на выделяющиеся особенности в этом пространстве. Убедитесь, что вы указали их по порядку. Эта техника дворца памяти работает с ментальным образом.

Если вы визуализируете ходьбу по дому, вы можете сначала столкнуться с ярко окрашенной входной дверью. Оказавшись внутри, вы столкнетесь с лестницей, затем с собакой, и если вы продолжите идти, вы убежите прямо на кухню.

Теперь свяжите каждую из наиболее примечательных особенностей, которые вы визуализируете в своем дворце памяти, — например, те, что мы только что перечислили, — с важной частью информации, пока каждая точка не будет связана с пространством в этой технике повествования.

Наконец, чтобы вспомнить данные, визуализируйте свое путешествие по этой технике запоминания еще раз и попытайтесь вспомнить каждую часть информации, связанную с каждым пространством или примечательным элементом. Сделайте это достаточное количество раз, и вы легко запомните новую информацию и другой учебный материал!

Лучшие средства запоминания для улучшения мышления

Вы знаете о методах запоминания. Но вам также понадобятся инструменты. Вот некоторые из лучших инструментов для запоминания, которые можно использовать для улучшения памяти.

Программное обеспечение для создания заметок

Быстро записывайте заметки, форматируйте их с помощью расширенных возможностей редактирования и превращайте записи в отслеживаемые задачи, к которым вы можете получить доступ из любого места

Используйте такие инструменты, как ClickUp, когда ваш мозг на пределе своих возможностей, пытаясь запомнить задачи, списки и напоминания . Благодаря инструментам составления карт разума, белой доске и даже расширению Notepad для Chrome ClickUp предоставляет вам все инструменты, необходимые для быстрого и простого хранения информации.

Карточки

Отличным инструментом для запоминания фактов, определений и общей информации являются простые карточки. Они помогли вам, когда вы готовились к большому тесту в начальной школе, так почему бы не использовать их для дополнительной помощи в запоминании?

Аудио- и видеозаписи

Делитесь записями экрана, чтобы точно передать свое сообщение без необходимости переписки по электронной почте или личной встречи с помощью Clip by ClickUp

Для тех, кто предпочитает словесные методы запоминания, слуховое обучение может быть отличным способом использования записей своими словами для извлечения информации. Аудиозаписи — это эффективные методы словесного запоминания, которые помогут вам с долговременной памятью.

Еще один отличный способ сделать это — записать себя на видео. Методы визуального запоминания работают для некоторых, когда они записывают видео о том, как они что-то завершают. Это отличная идея для визуалов, которым нужно вспомнить, как они делали что-то давным-давно.

А если вы пытаетесь запомнить процесс для работы, может помочь использование программного обеспечения для записи экрана для записи ваших действий. Такие инструменты, как Clip в ClickUp, упрощают воспроизведение ваших записей и позволяют увидеть, как вы что-то сделали.

Quizlet

Quizlet – это популярный онлайн-ресурс для обучения, который предлагает множество методик и инструментов для запоминания, таких как карточки, викторины и игры. Этот ресурс работает как строительная техника, чтобы помочь улучшить память в течение длительного времени.

Совместное обучение

Обучение с другом или в учебной группе способствует более активному запоминанию материала и, в конечном счете, запоминанию информации. Будь то углубленное изучение уроков истории, изучение нового языка или вообще необходимость запомнить массу информации за короткий промежуток времени — мы смотрим на вас, студенты-медики — взаимное обучение является одним из наиболее успешных способов запоминания. методы.

Приложения для запоминания

Существует множество доступных приложений для запоминания, которые могут помочь вам найти правильные методы запоминания для вашей ситуации. В некоторые из этих приложений встроены игры, помогающие тренировать умственные мышцы.

Ведение журнала

Использование мобильных или настольных приложений для создания заметок или написания резюме вашего материала полезно для ссылки позже. Это также способ использовать повторение для закрепления информации в памяти, когда вы постоянно ее записываете.

Игры

Развивающие игры или головоломки — увлекательные и увлекательные способы укрепить память.

Вот что нужно помнить: делайте больше с помощью ClickUp

Независимо от того, используете ли вы доски или интеллект-карты для визуализации и связывания информации, чтобы зафиксировать ее в памяти, или вы решили создать флэш-карты, зафиксировать информацию в памяти проще, чем вы думаете.

Однако все начинается с правильного продуктивного мышления, некоторых инструментов и техник запоминания, а также готовности изучить метод. Создайте бесплатную учетную запись ClickUp и убедитесь, насколько легко использовать ее визуальные инструменты для запоминания.

8 лучших техник запоминания для профессионалов

Техники запоминания оказывают двойной эффект на ваш мозг. Во-первых, вы усваиваете имеющуюся информацию, а во-вторых, со временем становитесь лучше запоминать.

Думайте об этом как о правиле « Используй или потеряешь ».

Когда вы активно пытаетесь облегчить запоминание информации, ваш мозг становится лучше. Это означает, что никто не забывчив по своей природе.

Этому навыку можно научиться, и это не высшая математика.

При выборе методов запоминания важно понимать, как наш мозг обрабатывает и сохраняет память.

Наш мозг предпочитает живую, активную, красочную, яркую и привлекательную информацию. Средства, необходимые нам для того, чтобы информация, которую мы хотим запомнить, была интересна нашему мозгу. Ключом к совершенствованию любой техники запоминания является поиск той, которая работает конкретно для вас, и постановка целей для тренировок.

Вот некоторые из наиболее часто используемых методов, которые могут сделать именно это и помочь вам во всем, от запоминания речи до запоминания имен новых людей, которых вы встречаете.

1. Техника локусов

Этот метод, который, как первоначально считалось, был разработан в Древней Греции около 2500 лет назад, имеет много названий.

Эта техника, широко известная как «Дворец памяти», использовалась во многих фильмах (вспомните современную экранизацию Шерлока Холмса) и телешоу в качестве упражнения на память для особо одаренных героев и злодеев.

Но правда в том, что Техника Локусов гораздо доступнее для обычного человека, чем многие думают.

Исследование, опубликованное Американским физиологическим обществом, показало, что 92,9% студентов, участвовавших в исследовании, почувствовали улучшение памяти после трех 60-минутных занятий по методу локусов.

Студенты были из разных областей обучения, и утверждалось, что лучшие результаты достигаются при более длительном обучении.

Суть этого метода проста.

Вы должны попытаться связать каждый элемент, который вы пытаетесь запомнить, с определенным изображением и местом. Вы можете использовать комнаты в своем доме и представить предметы, лежащие в комнатах, которые кажутся вам наиболее естественными.

Или вы можете выбрать кафе, которое вы часто посещаете. Место не имеет значения, если оно имеет для вас личное значение.

Это важно для того, чтобы ваш мозг классифицировал элементы, которые вы пытаетесь запомнить, как «интересные».

Этот метод в основном полезен для запоминания информации, которую не нужно обрабатывать, а только вспоминать.

Это означает, что этот метод лучше всего подходит для запоминания таких вещей, как списки, дни рождения, имена и лица.

Начните с 30-минутной тренировки в день и обязательно отслеживайте свои тренировки с помощью Toggl, чтобы видеть прогресс.

2. Мнемотехника

Все мы сталкивались с мнемотехникой в ​​детстве. Будь то изучение порядка расположения планет или количества дней в каждом месяце, нам предлагались аббревиатуры, музыка или рифмы для запоминания и извлечения информации.

Еще одна популярная мнемоника — запоминающиеся предложения, составленные из слов, начинающихся с той же буквы, что и элементы, которые вы пытаетесь запомнить.

Хотя большинство мнемоник может быть немного сложным для запоминания, как только вы это сделаете, они надолго останутся в вашей памяти.

Исследование, проведенное в Университете Флориды в 2017 году с целью оценки эффективности мнемотехники, показало, что 71,2% студентов сочли такие техники полезными для лучшего запоминания и последующего понимания материала.

Музыкальные мнемоники оказались наиболее полезными для запоминания академического содержания, а также для сохранения информации в течение более длительного периода времени.

3. Техника рассказывания историй

Наш мозг любит истории.

Настолько, что хорошее повествование, основанное на характере, может вызвать выброс окситоцина, гормона, повышающего эмпатию у людей.

Истории включают в себя все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные картинки и увлекательные сюжетные линии о других живых существах.

Рекламная индустрия давно обратила внимание на этот факт, но вы, как личность, также можете извлечь выгоду из этого аспекта вашего мозга, чтобы помнить то, что вам нужно.

Эта стратегия памяти довольно проста.

Создавая различные изображения, включающие элементы, которые вам нужно запомнить, и соединяя их в последовательности, вы создаете историю, которой может следовать ваш мозг.

Точное повествование не имеет большого значения. Как и в случае с методом локусов, полезно создать историю с элементами, которые вас интересуют.

Кроме того, это может быть что угодно, от вашего кота, сидящего на вещах, которые вы пытаетесь вспомнить, или Джеймса Бонда, собирающего предметы из вашего списка покупок, пока он убегает от злодеев.

4. Разбивка по частям

Техника разбиения на части заключается в объединении элементов в группы для облегчения их запоминания.

Большинство людей сталкиваются с этой техникой, когда пытаются научиться запоминать номера телефонов, номера социального страхования или номера банковских счетов, но эту технику можно использовать и для других типов информации.

Ключевым аспектом, благодаря которому этот метод работает, является группировка объектов на основе семантического кодирования, то есть объекты объединяются в группы в соответствии с контекстом или образцом.

Это может означать разные вещи для разных людей.

Некоторые могут группировать список продуктов по алфавиту, другие по типу продуктов. Способ, которым вы можете преуспеть в реализации методов фрагментации, заключается в том, чтобы найти наиболее естественные для вас шаблоны и придерживаться их.

Это должно быть довольно простой задачей для большинства из нас.

В конце концов, поиск осмысленных закономерностей в жизни является частью человеческого опыта, и наш мозг предназначен для этого.

5. Техника построения

Это техника, которую можно построить на основе упомянутых выше техник, и она действительно может помочь вам выйти за рамки простого вспоминания фактов, имен и телефонных номеров.

Хотя напоминание фактов может быть полезным, в профессиональной среде ничто не сравнится с глубокими знаниями и глубоким пониманием вашей области. Это, однако, не может быть достигнуто простым воспоминанием о вещах.

Понятный факт или понятие имеет гораздо больше шансов закрепиться в вашей памяти, чем то, что вы только что запомнили.

Как только вы привнесете чувство понимания и значения в то, что пытаетесь запомнить, вы сможете не только лучше запоминать вещи, но и применять их в различных контекстах.

Техника построения наиболее полезна, когда вам нужно запомнить более крупные и сложные понятия или факты.

Основным ключевым элементом этого метода является соотнесение фактов и понятий друг с другом, чтобы помочь вам лучше понять их.

6. Повторение

Вам может показаться глупым, что мы включили это в список, но, несмотря на то, что большинство людей знают, что «повторение — это ключ», немногие на самом деле практикуют его.

Эд Кук, чемпион турнира по запоминанию и соучредитель языкового приложения Memrise, запустил онлайн-эксперимент, который поставил перед многими экспертами в области памяти задачу найти лучший способ запоминать быстрее. Повторение заняло второе место в списке.

С простыми понятиями и словами вам, возможно, придется повторить их до 30 раз, прежде чем они закрепятся навсегда. Более масштабные вещи, такие как выступления или презентации вакансий, могут потребовать большего количества повторений.

Если вы не пытаетесь запомнить конкретные факты или слова, постарайтесь понять суть того, что вы пытаетесь запомнить, чтобы избежать ошибок и икоты, если вы забудете слова или перепутаете порядок очков.

7. Интеллект-карты

Интеллект-карты в основном известны тем, что они улучшают творческое мышление, но их можно использовать для изучения новой информации или просто для более последовательной ее организации.

Интеллект-карта включает в себя элементы техники локусов и техники построения, но это гораздо более осязаемый способ организации большого, сложного предмета в различимые визуальные категории.

Лучше всего подходит для разбивки длинного текста или нескольких документов.

Если вы новичок в своей работе, вы можете, например, использовать этот метод, чтобы лучше понять продукты и услуги, предлагаемые вашей компанией, или даже разработать свои собственные методы продаж или маркетинга.

Существует несколько онлайн-программ, с помощью которых вы можете построить свою карту ума, но для этого метода не требуются сложные инструменты.

Все, что вам нужно, это лист бумаги и ручка. Начните с того, что напишите на бумаге центральную тему или идею, которую вы пытаетесь запомнить, желательно выраженную одним или двумя словами.

Продолжайте, соединив его с подтемами простыми линиями, поскольку они связаны друг с другом. Чем дальше от основной темы вы находитесь, тем более подробно о теме вы узнаете.

8. Улучшение образа жизни

Улучшение образа жизни может и не дать мгновенного улучшения памяти, но, безусловно, будет иметь положительный долгосрочный эффект, который может сделать все вышеупомянутые методы еще более эффективными.

Улучшение образа жизни, которое может оказать положительное влияние на вашу память, можно в основном разделить на три области: сон, диета и физические упражнения.

Физические упражнения защищают и улучшают память и навыки обучения.

В исследовании, проведенном в Гарвардской медицинской школе, участники в течение 6 месяцев быстро ходили в течение одного часа два раза в неделю. Этот вид упражнений привел к увеличению размера гиппокампа, области мозга, отвечающей за вербальную память и обучение.

Исследование показало, что важно выполнять упражнения, достаточно сложные для учащения пульса. Это важно для увеличения притока крови к мозгу, который отвечает за транспортировку кислорода в мозг.

Бездействие также важно для улучшения памяти.

Другое исследование, проведенное в Бостоне и Германии, продемонстрировало, как лишение сна влияет на способность людей выполнять простые задачи, такие как распознавание лиц и вспоминание имен.

Группа, которой не давали спать, показала значительно худшие результаты по сравнению с группой, которая спала 8 часов перед выполнением заданий. Многое о сне до сих пор не открыто современным научным сообществом, но ясно одно: наш мозг «перезагружается», когда мы спим.

Ночью мозг, кажется, очищает все нейроны, накопленные в результате деятельности, которую он выполняет в течение дня, давая нам ощущение свежести и отдохнувших утром.

Диета — это еще один аспект вашей жизни, который может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на вашу память.

Тот факт, что то, что мы едим, оказывает общее влияние на наше здоровье, известен многим из нас, но последствия неправильного питания за пределами талии до сих пор не являются общеизвестными.

Холестерин, который называют основной причиной сердечных заболеваний, также может накапливаться в головном мозге и ограничивать кровоток и тем самым снабжение кислородом.

Недавно исследователи также обнаружили, насколько кишечник связан с мозгом. Проблемный желудок может посылать в мозг сигналы, нарушающие его нормальную работу, и наоборот.

Бонус: вещи, которые вам не нужно запоминать

Наш мозг — не компьютер. У них ограниченная способность как запоминать всю необходимую информацию в нашей жизни, так и оптимально ее обрабатывать.

Вот почему некоторые вещи, такие как списки покупок, дни рождения или еженедельные списки дел, должны быть максимально автоматизированы.

Один из полезных приемов, который вы можете использовать, — это блокировка времени.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts