Методы бихевиоризм: Бихевиоризм — Психологос

Бихевиоризм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Джон Уотсон

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Фильм «История Джона Утсона»

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».

Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

​​​​​​​Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →

  • Бихевиоризм

Гость, 09 октября 2013 г., 21:43

Спасибо!

Гость, 03 ноября 2013 г., 00:36

А почему когда в фильме говорят о Джоне Уотсоне показывают портрет Милтона Эриксона? Негодую!

1

ответ

Гость, 02 июня 2018 г., 04:37

Вы ошибаетесь, друг мой! Я нашла одну статью про Милтона Эриксона с портретом Джона Уотсона — и-за нее Вы и подумали об ошибке. На самом деле они слегка похожи. Посмотрите большое количество фотографий обоих ученых — и Вы увидите где кто.

Гость, 01 июня 2019 г., 12:30

«В России не в чести» — )). В России, можно сказать, вообще нормалная жизнь и психологическое здоровье вообще не в чести … )

1

ответ

Гость, 03 мая 2020 г., 14:50

К сожалению, мой друг.

Гость, 21 октября 2019 г., 16:42

Человек на сегодняшний день — это разумное животное, и ещё не эволюцианировал в ЧЕЛОВЕКА, в том понимании, в котором мы его видим т. е (высокосознательным, культурным, с высокими моральными принципами).

1

ответ

Гость, 13 июня 2020 г., 15:00

Высокосознательность — это справедливость ? …Культура и мораль это тип поведения части общества и для разных общественных групп индивидуальна . …Человек — это животное , с хорошо развитым абстрактным мышлением и развитым артикулярным аппаратом, но с низким уровнем понятия справедливости.

Бихевиоризм

Бихевиоризм является направлением в психологии, которое было основано Д.Б Уотсоном с появлением его публикации в 1913 г. Тогда же сложилась первая программа, сформулированная американским психологом. Работа Уотсона называлась «Психология с точки зрения бихевиориста». Это направление занимало доминирующее положение вплоть до середины 1950-х годов.

Суть его заключается в том, что в качестве предмета научного исследования бихевиоризм отверг как сознание, так и бессознательное и свел психику к различным формам поведения, как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды. Человека можно научить чему угодно, предполагал Уотсон, конечно, в пределах его физических возможностей, а такие факторы, как генетический фон, личностные черты, мысли, никакой роли не играют.

Среди представителей этого направления можно назвать таких ученых, как Э.Торндайк, И.П. Павлов, Ф. Скиннер, К. Халл, оставивших большой след в истории бихевиоризма.

Уотсон видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде, а её цель в создании средств, чтобы контролировать поведение. Роль сознания как реального регулятора человеческой деятельности бихевиоризмом отвергается, исходя из того, будто бы оно недоступно для объективного изучения. Связь стимула и реакции бихевиористы принимают в качестве основных механизмов поведения.

Их основным методом является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма на воздействия окружающей среды. Эксперименты проводились в основном на животных, а установленные закономерности на этом уровне переносились затем на людей.

Бихевиоризм игнорирует социальную природу человека, активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды.

Исходная концепция бихевиоризма таила в себе много методологических изъянов, поэтому уже в 1920-х годах начинается его распад на ряд направлений – гештальт-психология, психоанализ, необихевиоризм.

Но, тем не менее, бихевиоризм расширил область психологии, включив внешние и телесные реакции, оказал влияние на лингвистику, антропологию, социологию и др. Существенный вклад был внесен его представителями в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения.

В практической психологии бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода. В ней в центре внимания психолога находится поведение человека, а конкретнее «что в поведении есть, что мы хотим изменить» и что для этого надо конкретно сделать.

Бихевиоризм и развитие личности

Личность с позиций бихевиоризма это все то, чем обладает индивид, его возможности в отношении реакции для приспособления к среде. Говоря другими словами, личность – это организованная и относительно устойчивая система навыков, которые составляют основу этого поведения. Навыки приспособлены к жизненным ситуациям, а новые ситуации формируют новые навыки.

В их концепции человек это, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо. Причем это существо запрограммировано на какие-либо реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы человека можно программировать на требуемое поведение. Психолог Толмен (1948) схему стимула и реакции (S-R), как основных механизмов поведения, подверг сомнению. Он считал её слишком упрощенной, поэтому вводит между ними важную переменную I – психические процессы данного индивида. Эти процессы зависят от наследственности индивида, его физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула (S-I-R).

Концепции бихевиоризма были представлены в новом освещении в 70-годы – это была теория социального научения. Одна из главных причин, сделавшая нас такими, какие мы есть, по мнению А. Бандуры (1965), связана со склонностью, подражать поведению других людей. При этом учитывается тот факт, насколько такое подражание будет для нас благоприятно.

Развитие личности теория Э. Берна рассматривает как процесс преодоления или специфического закрепления исходного чувства неполноценности. При этом учитывается зависимость от внешних факторов воспитания в детстве и «психологической позиции», формирующейся у человека.

Поведением человека, с точки зрения бихевиоризма, можно управлять, используя при этом ряд психологических законов:

  • Закон эффекта – положительное подкрепление правильных реакций;
  • Закон субъективной ценности подкрепления, учет наиболее ценного и привлекательного подкрепления для данного человека;
  • Закон оперантного обуславливания. Предполагая негативные последствия, человек может заранее отказаться от этих действий;
  • Закон субъективной вероятности последствий – возможность пойти на риск;
  • Закон подражания;
  • Закон влияния типа личности.

Методы бихевиоризма

В бихевиористском учении о мышлении отчетливо просматривается тенденция перенять методы естественных наук. Психолог всегда должен ограничиваться данными естественных наук, считал Уотсон, поэтому в их лабораториях допускались строго объективные методы исследования.

Уотсон включал в свои методы следующие:

  • Наблюдение с приборами или без них;
  • Метод тестирования. При тестировании Д.Б. Уотсон предлагает оценивать не психические качества человека, а его поведение. Результаты теста для него не были показателем ума или личных качеств. Это была просто реакция испытуемого на определенные раздражители, которые создавались в результате проведения теста и только;
  • Метод дословной записи. Этот метод более противоречив, потому что, настроенный против интроспекции, он считал этот метод весьма спорным, но, тем не менее, шел на компромисс и позволял им пользоваться. Он писал: «говорить, значит делать, значит, это поведение».
  • Метод условных рефлексов.
    Именно это метод стал наиболее важным в бихевиоризме.

Разработан он был в 1915 г. после официального провозглашения бихевиоризма. Метод сначала применялся в ограниченных случаях. Но благодаря Уотсону он широко внедрился в психологические исследования американцев. Метод условных рефлексов давал возможность проведения исследований в лабораторных условиях сложного человеческого поведения. Изучать поведение человека он собирался так же, как физики изучают Вселенную – путем разбиения его на отдельные компоненты.

Но для всех методов, при этом, необходимой основой являлся метод наблюдения.

Популярность и привлекательность бихевиоризма

Смелые выступления Уотсона завоевали огромное число его приверженцев. Но, подавляющее большинство безразлично относилось к тому, что одни психологи выступали за существование сознания, а другие считали, что психология утратила здравый смысл.

Призыв Уотсона создать общество, базирующееся на научно-обоснованном управлении поведением, взбудоражил общественность. Те, то был разочарован в старых идеях, получили надежду, но по своей страсти и убежденности бихевиоризм был сродни религии. Новому научному течению посвящались сотни книг и статей, среди которых можно назвать «Религия по имени бихевиоризм».

Проводя эксперименты с условными рефлексами, Уотсон убедился в том, что эмоциональные расстройства взрослых невозможно сводить только к сексуальным факторам, как считал З. Фрейд. Если расстройства взрослых есть следствие неправильного воспитания в детстве, то правильная программа воспитания должна в старшем возрасте предотвратить их появление. Практический контроль над поведением людей не только возможен, но и необходим, в этом Уотсон был убежден. Им была разработана целая программа оздоровления общества. Это была программа экспериментальной этики на принципах бихевиоризма. Планы ученого так и остались планами и никогда не были реализованы, а сама программа осталась как костяк для будущих исследователей.

📖 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки.

История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн

Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.

Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.

Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.

Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).

Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.

Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).

Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.

Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.

Психология bookap

Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.

В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).

Что такое камера оперантного кондиционирования?

Шарлотта Никерсон, опубликовано 3 мая 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка.

Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда) или наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует с либо положительное подкрепление, либо наказание.

Ключевые моменты
  • Скиннер-бокс, также известный как камера оперантного кондиционирования, представляет собой лабораторный прибор, используемый для изучения поведения животных в сжатые сроки.
  • В основе разработки ящика Скиннера лежала концепция оперантного обусловливания; тип научения, возникающий в результате поведения.
  • Ящик Скиннера был ошибочно перепутан с надувной кроваткой Скиннера, что имело пагубные последствия для Скиннера.
  • Комментаторы проводят параллели между ящиком для скинов и современной рекламой и игровым дизайном, ссылаясь на их вызывающие привыкание качества и систематизированные награды.

Как это работает?

Ящик Скиннера представляет собой камеру, часто маленькую, которая используется для проведения исследований оперантного обусловливания на животных. Внутри этой камеры обычно есть рычаг или ключ, которым отдельное животное может воспользоваться, чтобы получить источник пищи или воды внутри камеры в качестве подкрепления.

Камера подключена к электронному оборудованию, которое записывает нажатие рычага животного или клевание клавиш, что позволяет точно оценить поведение животного.

До работ Скиннера, тезки ящика Скиннера, инструментальное обучение обычно изучалось с помощью лабиринта или ящика-головоломки.

Обучение в этих условиях хорошо подходит для изучения отдельных проб или эпизодов поведения, а не непрерывного потока поведения.

Ящик для снятия шкур тем временем был разработан как экспериментальная среда, более подходящая для изучения более естественного поведения животных.

Конструкция ящика Скиннера сильно различается в зависимости от типа заключенного в него животного и экспериментальных переменных.

Тем не менее, он включает как минимум один рычаг, стержень или ключ, которым может манипулировать животное. Помимо подкрепления и средства отслеживания, скиннер-бокс может включать в себя другие переменные, такие как свет, звуки или изображения. В некоторых случаях пол камеры может быть даже электрифицирован (Boulay, 2019).

Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, что позволяет исследователям тщательно изучать поведение в строго контролируемой среде.

Это позволяет исследователям, например, определить, какой график подкрепления — или отношение вознаграждения и наказания к подкреплению — приводит к самой высокой скорости реакции у изучаемого животного (Boulay, 2019).

Подкрепление

Подкрепление — это часть коробки Скиннера, которая, естественно, обеспечивает подкрепление для действия. Например, рычаг может выдавать корм при нажатии на него определенное количество раз. Этот рычаг является подкреплением (Булай, 2019).).

Трекер/Квантификатор 

Тем временем трекер предоставляет количественные данные о подкреплении. Например, трекер может подсчитывать количество нажатий на рычаг или количество ударов электрическим током или дозированных шариков (Boulay, 2019).

Схемы частичного подкрепления

Частичное подкрепление происходит, когда подкрепление дается только при определенных обстоятельствах. Например, таблетку или шок можно выдать только после того, как голубь нажмет на рычаг определенное количество раз.

Существует несколько типов схем частичного подкрепления (Boulay, 2019): 

  • Графики с фиксированным соотношением , когда животное получает гранулу после нажатия на спусковой крючок определенное количество раз.
  • Схемы с переменным соотношением , когда животные получают подкрепление после случайного числа ответов.
  • Схемы с фиксированным интервалом , при которых животным дают гранулы по истечении определенного периода времени, например, каждые 5 минут.
  • Схемы с переменным интервалом , когда животные получают подкрепление случайным образом.

После получения данных из ящика Скиннера исследователи могут посмотреть скорость ответа в зависимости от графика.

Модифицированные версии операнта кондиционирующая камера, или ящик Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских целях

Скиннер разработал свою теорию оперантного обусловливания, выделив четыре различные виды наказания или поощрения.

Чтобы проверить действие этих результатов он сконструировал устройство, названное «ящиком Скиннера»; клетка, в которой может быть крыса помещается с помощью небольшого рычага (которому крыса будет обучена пресс), желоб, который выпускал гранулы пищи, и пол который мог быть электрифицирован.

Например, голодную крысу поместили в клетку. Каждый раз, когда он активировал рычаг, в дозатор еды падал гранулированный корм ( положительное подкрепление ). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку

Это говорит о том, что положительное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.

В другом эксперименте крысу поместили в клетку, в которой они подвергались воздействию неприятного электрического тока (см. схему выше), когда он двигался по клетке, крыса нажимала на рычаг, это немедленно отключало электрический ток ( отрицательный арматура ). Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как их несколько раз поместили в коробку.

Это говорит о том, что отрицательное подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения.

Устройство позволило Скиннеру доставить каждый из его четырех возможных результатов, а именно: 

  • Положительное подкрепление : прямое вознаграждение за выполнение определенное поведение. Например, крыса может быть вознаграждена с шариком еды для нажатия рычага.
  • Положительное наказание : прямой отрицательный результат после определенное поведение. Как только крысу научили нажимать Рычаг, например, Скиннер натренировал так, чтобы он прекращал поведение, электризуя пол каждый раз, когда рычаг был нажал.
  • Отрицательное подкрепление : удаление неприятного ситуации, когда выполняется определенное поведение (таким образом, вызывает чувство облегчения). Например, мягкий электрический ток проходил через пол клетки и удаляются, когда желаемое поведение формируется.
  • Негативное наказание : включает лишение награды или устранение приятной ситуации. В ящике Скиннера для Например, крысу можно научить не нажимать на рычаг. выпуская пищевые гранулы через равные промежутки времени, а затем удерживая их при нажатии рычага.

Коммерческие приложения

Применение оперантного и классического обусловливания и соответствующей идеи ящика Скиннера в коммерческих условиях широко распространено, особенно в отношении рекламы и видеоигр.

Рекламодатели используют ряд методов, основанных на оперантном обусловливании, чтобы влиять на поведение потребителей, например, график подкрепления с переменным соотношением (так называемый «эффект игрового автомата»), который побуждает зрителей продолжать смотреть определенный канал в надежде увидеть желаемый результат (например, выигрыш приза) (Vu, 2017).

 Аналогичным образом дизайнеры видеоигр часто используют скиннеровские принципы, чтобы поддерживать интерес игроков к игровому процессу.

Например, во многих играх используются графики подкрепления с переменным соотношением, когда игроки получают вознаграждение (например, очки, новые уровни) через случайные промежутки времени.

Это побуждает игроков продолжать игру в надежде получить награду. Кроме того, во многих играх используется принцип формирования Скиннера, согласно которому игрокам постепенно даются более сложные задачи по мере того, как они осваивают простые.

Это побуждает игроков проявлять упорство перед лицом разочарования, чтобы увидеть результаты. Существует ряд потенциальных проблем с использованием принципов оперантного обусловливания в коммерческих условиях.

Во-первых, рекламодатели и дизайнеры видеоигр могут непреднамеренно вызвать привыкание у потребителей.

Во-вторых, оперантное обусловливание — явление относительно кратковременное; то есть он влияет на поведение только во время подкрепления.

После удаления поощрения (например, смена телеканала, выключение игры) скорее всего исчезнет и желаемое поведение.

Как таковые, методы оперантного обусловливания могут иметь неприятные последствия, приводя к зависимости, не вызывая игрового опыта, на который надеялись разработчики (Vu, 2017).

Мифы о коробке Скиннера

В 1945 году Б. Ф. Скиннер изобрел надувную кроватку, металлическую кроватку со стенками и потолком из съемного безопасного стекла.

 Передняя панель кроватки также была сделана из безопасного стекла, и вся конструкция должна была стоять на ножках, чтобы ее можно было легко перемещать.

Надувная кроватка предназначена для создания здоровой среды с регулируемым климатом для младенцев. Воздушная кроватка не имела коммерческого успеха, но привлекла внимание средств массовой информации. В частности, в журнале Time в 1947 году была опубликована статья о воздушной кроватке, в которой она описывалась как «нежное средство для младенцев», которое «дало бы заботе о младенцах новую научную основу». (Джойс и Фэй, 2010).

Общее отсутствие рекламы вокруг надувной кроватки Скиннера, однако, привело к увековечиванию мифа о том, что надувная кроватка Скиннера была ящиком Скиннера, и что младенцы, помещенные в кроватку, подвергались кондиционированию.

На самом деле надувная кроватка представляла собой не что иное, как простую люльку с некоторыми функциями, предназначенными для того, чтобы родителям было легче ухаживать за своими младенцами.

Нет никаких доказательств того, что Скиннер когда-либо использовал надувную кроватку для кондиционирования детей, и на самом деле, позже он сказал, что никогда не собирался этого делать.

Одним из известных мифов о кроватке Скиннера было то, что дочь Скиннера, Дебора Скиннер, выросла в ящике Скиннера.

Согласно этому слуху, Дебора Скиннер стала психически больной, подала в суд на своего отца и покончила жизнь самоубийством в результате пережитого. Эти слухи сохранялись до тех пор, пока она публично не опровергла эти истории в 2004 году (Joyce & Fay, 2010).

Эффективность

Одним из наиболее распространенных критических замечаний по поводу ящика Скиннера является то, что он не позволяет животным понимать свои действия.

Поскольку бихевиоризм не требует, чтобы животное понимало свои действия, эта теория может несколько вводить в заблуждение относительно того, в какой степени животное на самом деле понимает, что оно делает (Boulay, 2019).

Другая критика ящика Скиннера заключается в том, что он может вызывать стресс у животных. Конструкция ящика Скиннера предназначена для того, чтобы животное не испытывало других раздражителей, которые могут привести к стрессу и беспокойству.

Наконец, некоторые критики утверждают, что данные, полученные из ящиков Скиннера, нельзя обобщать на реальные ситуации.

Поскольку среда в ящике Скиннера контролируется таким образом, она может не точно отражать поведение животного в среде за пределами лаборатории.

В реальном мире очень мало обучающих сред, которые воспроизводят идеальную среду оперантного обусловливания с одним действием или последовательностью действий, ведущих к стимулу (Boulay, 2019). ).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт работы в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Содержимое тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Никерсон, К. (2022, 03 мая). Что такое ящик Скиннера? Просто психология. www.simplypsychology.org/what-is-a-skinner-box.html

  • Дополнительная информация
    Графики подкрепления для оперантного кондиционирования Бихевиоризм Эдвард Торндайк Премак Принцип армирования Иван Павлов Спроулс, К. , Матур, С.Р., и Упрети, Г. (2015). Является ли положительная обратная связь забытой практикой в ​​классе? Выводы и последствия для учащихся из групп риска. Предотвращение неуспеваемости в школе: альтернативное образование для детей и молодежи, 59(3), 153-160.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Дезфули, А., и Баллейн, Б.В. (2012). Привычки, последовательности действий и обучение с подкреплением. European Journal of Neuroscience, 35 (7), 1036-1051.

Дю Буле, Б. (2019). Побег из ящика Скиннера: аргументы в пользу современной интеллектуальной среды обучения. Британский журнал образовательных технологий, 50 (6), 2902-2919. 

Чен К., Чжан К. З., Гонг С. и Ли М. (2019). Двойные механизмы поощрения и привычки в развитии зависимости от смартфона: роль функций смартфона. Интернет-исследования .

Папа Х., Али Р., Джанджуа М.З.К., Шахзад С. и Хан М.С. (2010). Сравнение частоты и эффективности положительных и отрицательных практик подкрепления в школах. Современные проблемы исследований в области образования, 3 (1), 127–136.

Дидрих, Дж. Л. (2010). Мотивация студентов с помощью положительного подкрепления (докторская диссертация).

Дозье, К.Л., Фоули, Э.А., Годдард, К.С., и Джесс, Р.Л. (2019). Армирование. T Энциклопедия развития детей и подростков , 1-10.

Ферстер, К.Б., и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики армирования . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Гюнтер, П.Л., и Коутиньо, М.Дж. (1997). Отрицательное подкрепление в классах: чему мы начинаем учиться. Педагогическое образование и специальное образование, 20 (3), 249-264.

Джойс, Н., и Фэй, К. (2010). Воздушная кроватка Скиннера. Наблюдатель АПС, 23 (7).

Камери, Р. Х. (2004 г., июль). Методы мотивации для положительного подкрепления: обзор. I n Международная конференция союзных академий. Академия правовых, этических и нормативных вопросов. Труды (Том 8, № 2, стр. 91). Jordan Whitney Enterprises, Inc.

Колер, В. (1924). Менталитет обезьян. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Стаддон, Дж. Э., и Нив, Ю. (2008). Оперантного кондиционирования. Scholarpedia, 3 (9), 2318.

Скиннер, Б. Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century.

Скиннер, Б.Ф. (1948). Суеверие у голубя. Журнал экспериментальной психологии, 38 , 168-172.

Скиннер, Б.Ф. (1951). Как обучать животных . Фриман.

Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека . SimonandSchuster.com.

Скиннер, Б. Ф. (1963). Оперативное поведение. Американский психолог, 18 (8), 503. 

Смит С., Фергюсон С. Дж. и Бивер К. М. (2018). Научиться пробивать путь к преступлению или просто хорошо повеселиться? Изучение агрессивной игры с игрушечным оружием и ее связи с преступлением. Преступное поведение и психическое здоровье, 28 (4), 313-323.

Стаддон, Дж. Э., и Черутти, Д. Т. (2003). Оперантного кондиционирования. Ежегодный обзор психологии, 54 (1), 115-144.

сообщите об этом объявлении

Торндайк, Э. Л. (1898 г.). Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии: общие и прикладные, 2(4), i-109.

Ву, Д. (2017). Анализ оперантного обусловливания и его связи с зависимостью от видеоигр.

Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор, 20 , 158–177.

Поведенческий подход | Подростковая психология

Поведенческий подход

Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал важной силой в американской психологии. Поведенческий подход предполагает, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние раздражители в окружающей среде. Бихевиоризм — это теория обучения, а теории обучения сосредоточены на том, как мы обусловлены реагировать на события или стимулы. Эти теории объясняют, как опыт определяет поведение.

Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1819 гг.)58) и Б. Ф. Скиннера (1904–1990), бихевиоризм отвергал любую ссылку на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии. Надеялись, что благодаря научному изучению поведения можно будет вывести законы обучения, которые будут способствовать прогнозированию и контролю поведения. Русский физиолог Иван Павлов (1849–1936) оказал влияние на ранний бихевиоризм в Америке. Его работа по условному обучению, обычно называемая классической обусловленностью, подкрепила представление о том, что обучение и поведение контролируются событиями в окружающей среде и могут быть объяснены без ссылки на разум или сознание (Fancher, 19).87).

Видео 3. 6.1. Как тренировать мозг объясняет бихевиористские теории классического и оперантного обусловливания.

Классическая обусловленность Павлова

Ранние работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Рисунок 3.6.1. Иван Павлов

Рисунок 3.6.2. До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем.

Видео 3.6.2. Классическое обучение объясняет процесс, используемый в классическом обучении.

Уотсон и бихевиоризм

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно, поскольку объективный анализ сознания невозможен. Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним считается отцом бихевиоризм . Важным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».

Рисунок 3.6.3. Джон Б. Уотсон

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, этот подход используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Скиннер и оперантное обусловливание

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок  3.6.4.  (a) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях.

Ящик Скиннера – это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка может дать положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительным подкреплением, либо или наказание.

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

Видео 3.6.3. Оперантное обусловливание объясняет различные типы последствий, влияющих на поведение.

Теория социального обучения: обучение через наблюдение

Идеи Альберта Бандуры об обучении отличались от взглядов строгих бихевиористов. Бандура предложил разновидность бихевиоризма под названием теория социального обучения , в которой учитывались когнитивные процессы и социальные контексты; он принимает во внимание динамическое и взаимное взаимодействие человека, окружающей среды и поведения. Согласно Бандуре, чистый бихевиоризм не может объяснить, почему обучение может происходить в отсутствие внешнего подкрепления. Он чувствовал, что внутренние психические процессы, такие как мышление и мотивация, также должны играть роль в обучении.

Обучение через наблюдение является компонентом теории социального обучения Альберта Бандуры (Bandura, 1977). В наблюдательном обучении мы учимся, наблюдая за другими, а затем подражая или моделируя то, что они делают или говорят. Индивиды, демонстрирующие имитируемое поведение, называются моделями . Бандура выделил три вида моделей: живые, словесные и символические. Живая модель демонстрирует поведение лично. Вербальная учебная модель не воспроизводит поведение, а вместо этого объясняет или описывает поведение. Символическая модель демонстрирует поведение в формах медиа.

Конечно, мы не изучаем поведение, просто наблюдая за моделью. Бандура описал конкретные шаги в процессе моделирования, которым необходимо следовать, чтобы обучение было успешным: внимание, запоминание, воспроизведение и мотивация. Во-первых, вы должны быть сосредоточены на том, что делает модель — вы должны быть внимательны. Затем вы должны быть в состоянии сохранить или вспомнить то, что вы наблюдали; это удержание. Затем вы должны быть в состоянии выполнить поведение, которое вы наблюдали и запоминали; это репродукция. Наконец, у вас должна быть мотивация. Вам нужно хотеть копировать поведение, а мотивация зависит от того, что случилось с моделью. Если вы увидели, что модель поощряется за ее поведение, у вас будет больше мотивации копировать ее. Это известно как сменное усиление . С другой стороны, если бы вы наблюдали, как наказывают модель, у вас было бы меньше мотивации копировать ее. Это называется заместительным наказанием .

Видео 3. 6.4. Эксперимент с куклой Бобо Альберта Бандуры объясняет, как обучение происходит посредством наблюдения, и демонстрирует это в своем эксперименте с куклой Бобо с детьми дошкольного возраста.

Поведенческие методы измерения влияния лекарств на обучение и память у животных

Обзор

. 1984 г., октябрь-декабрь; 4 (4): 535–58.

doi: 10.1002/med.2610040405.

Г А Хайзе

  • PMID: 6387332
  • DOI: 10.1002/мед.2610040405

Обзор

G A Heise. Мед. Res Rev. 1984 окт.-дек.

. 1984 г., октябрь-декабрь; 4 (4): 535–58.

doi: 10.1002/med.2610040405.

Автор

Г А Хайзе

  • PMID: 6387332
  • DOI: 10.1002/мед.2610040405

Абстрактный

В этом обзоре описаны методы измерения влияния лекарств на обучение и память у животных, начиная от относительно простого неассоциативного обучения (привыкания) до классического и инструментального обусловливания и заканчивая сложными измерениями обучения и памяти многократно у отдельного животного. Особое внимание уделялось процедурам отделения эффектов лекарств, специфичных для обучения и памяти, от неспецифических эффектов, влияющих на активность, мотивацию, сенсорные и двигательные способности и т. д. Для каждого метода были представлены избранные экспериментальные примеры, которые описывали действие наркотиков на обучение и память, разъясняли поведенческие процессы, связанные с эффектами наркотиков, или иллюстрировали методологические моменты. Различные процедуры, используемые для измерения воздействия лекарств на обучение и память у животных, дали ошеломляющий набор зачастую противоречивых результатов. Обычны количественные различия в эффективности препаратов при разных процедурах. Лекарства (например, ноотропы), которые изменяют способность к обучению или память в некоторых процедурах, могут совершенно не действовать во многих других. Как интерпретировать эти расхождения? Очевидные несоответствия в данных можно, по большей части, понять с точки зрения природы обучения и памяти. «Обучение» и «память» — гипотетические процессы, предположительно лежащие в основе устойчивых изменений в поведении, возникающих в результате взаимодействия организма с раздражителями окружающей среды. Учитывая такое широкое определение, распространенность несоответствий в данных неудивительна. Маловероятно, что одни и те же механизмы должны лежать в основе всего большого разнообразия поведенческих изменений, включенных в рубрики «обучение» или «память». (Противоположное мнение, основанное на непротиворечивости результатов, полученных в различных процедурах, см. у Zornetzer). Как же тогда следует определять или измерять влияние наркотиков на обучение и память? Первым шагом, конечно же, является исключение тех эффектов наркотиков, которые не соответствуют определению обучения или памяти. В этом обзоре описаны стратегии и процедуры, с помощью которых это может быть достигнуто. Однако, даже когда это будет сделано, не существует единой процедуры, которая могла бы обнаружить влияние наркотиков на обучение и память в целом, и, учитывая разнородность вовлеченного поведения, маловероятно, что такая универсальная процедура когда-либо будет найдена. Таким образом, потребуется многогранная стратегия. Некоторых из более простых процедур, описанных в этом обзоре, может быть достаточно для первоначального выявления интересных эффектов.

Похожие статьи

  • Классически-классический перенос: влияние предшествующего аверсивного обусловливания на обусловливание аппетита у кроликов (Oryctolagus cuniculus).

    Скавио М.Дж. мл. Скавио М.Дж. мл. J Comp Physiol Psychol. 1974 г., январь; 86 (1): 107–15. doi: 10.1037/h0035966. J Comp Physiol Psychol. 1974. PMID: 4809966 Аннотация недоступна.

  • [Применение методов оперантного кондиционирования в судебной токсикологии: экспериментальные исследования алкоголя и наркотиков].

    Хисида С. Хишида С. Нихон Хойгаку Дзаси. 1996 г., октябрь; 50 (5): 292–319. Нихон Хойгаку Дзаси. 1996. PMID: 8952330 Японский.

  • Последствия обусловленного реакцией изменения интенсивности безусловного раздражителя при реакции мигательной перепонки кролика (Oryctolagus cuniculus).

    Коулман С.Р. Коулман СР. J Comp Physiol Psychol. 1975 г., февраль; 88 (2): 591-5. DOI: 10.1037/h0076413. J Comp Physiol Psychol. 1975 год. PMID: 1150939

  • Улучшение памяти путем периферического введения вещества Р и налоксона с использованием обучающих задач на избегание и привыкание.

    Tomaz C, Aguiar MS, Nogueira PJ. Томаз С и др. Neurosci Biobehav Rev. 1990 Winter; 14(4):447-53. дои: 10.1016/s0149-7634(05)80067-3. Neurosci Biobehav Rev. 1990. PMID: 1705018 Обзор.

  • Неассоциативные объяснения поведенческих изменений, вызванных центральными холинергическими препаратами.

    Бигнами Г. Бигнами Г. Acta Neurobiol Exp (Войны). 1976;36(1-2):5-90. Acta Neurobiol Exp (Войны). 1976 год. PMID: 788471 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Нейропротекторные эффекты хигенамина против болезни Альцгеймера посредством улучшения когнитивных нарушений, нагрузки A β , апоптоза и регуляции сигнального пути Akt/GSK3β.

    Ян С, Ду В, Чжан И, Ван Х, Хе М. Ян X и др. Реакция на дозу. 2020 11 декабря; 18 (4): 1559325820972205. дои: 10.1177/1559325820972205. eCollection 2020 октябрь-декабрь. Реакция на дозу. 2020. PMID: 33354171 Бесплатная статья ЧВК.

  • Порошок семян пажитника аннулировал потерю памяти, вызванную хлоридом алюминия, биохимические изменения, нагрузку Aβ и апоптоз посредством регуляции сигнального пути Akt/GSK3β.

    Према А. , Тенможи А.Дж., Манивасагам Т., Эсса М.М., Акбар М.Д., Акбар М. Према А и др. ПЛОС Один. 2016 28 ноября; 11 (11): e0165955. doi: 10.1371/journal.pone.0165955. Электронная коллекция 2016. ПЛОС Один. 2016. PMID: 27893738 Бесплатная статья ЧВК.

  • Холинергическая модуляция активности рабочей памяти в префронтальной коре приматов.

    Чжоу С., Ци С.Л., Дуглас К., Паланинатан К., Кан Х.С., Букафуско Дж.Дж., Блейк Д.Т., Константинидис С. Чжоу С и др. J Нейрофизиол. 2011 ноябрь; 106(5):2180-8. doi: 10.1152/jn.00148.2011. Epub 2011 27 июля. J Нейрофизиол. 2011. PMID: 21795623 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка пространственной памяти у мышей.

    Шарма С., Ракоци С., Браун-Борг Х. Шарма С. и др. Жизнь наук.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts