Методы исследования в психологии наблюдение: Наблюдение как метод психологического исследования

Содержание

Методы исследования в психологии

                                    Методы исследования в психологии     

                                            Эмпирические  методы 
Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной. 
 
Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. 
 
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение задачи и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемых явлений; обработка и интерпретация  полученной  информации.

 
 
Метод наблюдения состоит в фиксации и отражении поведенческих реакций другого человека. Наблюдатель при этом занимает пассивную позиции, он только наблюдает. Научное наблюдение имеет свои критерии. Наблюдателем должен быть профессионал-психолог, который хорошо осознает возможности данного метода. Только профессионал-психолог может правильно интерпретировать тот или иной факт. Наблюдатель-психолог может снять субъективизм суждений в отношении наблюдаемых фактов. Наблюдая за другими людьми, мы соотносим внутреннее содержание с внешними реакциями человека, но только профессионал-психолог может решить проблему меры соответствия внешних реакций и  внутреннего  содержания  человека. 
 
Как правило, явление, подлежащее изучению, наблюдаются в обычных для него условиях, без внесения каких-либо изменений. Одним из основных требований к данному методу является наличие четкой целевой установки. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме.
Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный,  частичный  характер. 
 
Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.
е. описание должно переходить в объяснение — от этого зависит судьба научного исследования. 
 
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами  исследования. 
 
Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же лица и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных, наиболее характерных ситуациях. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся  получить  целостную  картину  происходящего. 
 
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длительное, иногда в течение ряда лет). Наблюдение может быть лабораторным и естественным. Лабораторное наблюдение — это наблюдение в искусственных условиях, чаще всего в лабораториях. Естественное наблюдение — это наблюдение  в привычных  для  человека  условиях  и  обстановке. 
 
Наблюдение может быть включенным и не включенным. При включенном наблюдении наблюдатель включается в ту деятельность, в которую вовлечены наблюдаемые. Наблюдаемые в данном случае ничего не знают о проводимом наблюдении. При не включенном наблюдении распределяются роли людей: одни из них — наблюдаемые, а другие-наблюдатели. Наблюдаемые знают о наблюдении.  
 
Метод наблюдения может быть структурированным и неструктурированным. В первом случае строго подразделяется структура наблюдаемых фактов. Во втором случае — наблюдение осуществляется за всей совокупностью  фактов. 
 
Наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении происходит фиксация всех поведенческих реакций. Выборочное наблюдение предполагает ограничение  области  наблюдения. 
 
Наблюдение бывает непосредственным и опосредованным. При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Опосредованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения  о  наблюдении,  проводимом  другим  человеком.  
 
Метод наблюдения не лишен недостатков. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. Кроме того, наблюдение требует значительных затрат времени. 
 
Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, заметках, дневниках человек анализирует свои чувства, мысли и переживания). Метод интроспекции (самонаблюдения) заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Однако, в сочетании с другими методами, метод самонаблюдения  может  давать  положительные  результаты. 
 
Экспериментальный метод представляет собой активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Основными достоинствами всех видов экспериментов является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от  изменяемых  внешних  условий. 
 
История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология — одна из древнейших наук — отделилась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование в психологии (В.
Фехнер, Э.Вебер,В.Вундт) 
 
Метод эксперимента направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и предполагает активную позицию экспериментатора по отношению к испытуемому. При эксперименте меняется сама психика человека, он может измениться внешне и внутренне. Эксперимент — это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает, что экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него, изменяя условия, при которых протекает явление. Эксперимент позволяет неоднократно воспроизводить результаты, устанавливать количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического  процесса. 
 
Эксперимент как метод психологии возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных  условиях. 
 
Анализ эксперимента как научной деятельности позволяет выделить систему необходимых  исследовательских  этапов: 
 
  I теоретический этап исследования (постановка проблемы). На этом этапе решаются следующие  задачи: 
 
а)формулировка  проблемы и темы и исследования, 
 
б) определение  объекта и  предмета  исследования, 
 
в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования. При этом важно, чтобы название темы включало основные понятия предмета исследования. 
 
Границы предмета исследования следует устанавливать, учитывая цель и задачи исследования; объект исследования; материальные и временные возможности экспериментирования; результаты научной разработки вопроса.  
 
II методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментального плана. Методика эксперимента должна воспроизводить предмет исследования в виде переменной экспериментальной ситуации. 
 
В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной. 
 
Разработка экспериментального плана предполагает составление программы экспериментирования как рабочего плана и последовательности процедур опыта и математическое планирование обработки экспериментальных данных, т.е. математическую модель обработки результатов эксперимента; 
 
III экспериментальный этап. На этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов, связанное с созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением ходом эксперимента и измерением реакций испытуемых.  
 
Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в эксперимента. Эта проблема решается через воспроизводство константных условий для всех испытуемых и инструкцию, которая выполняет роль единой установки на деятельность. На этом этапе очень важны роль экспериментатора и его поведение, так как испытуемые включают его личность в контекст экспериментальной ситуации. Инструкция имеет своей целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки; 
 
IV аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов, формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. 
 
Следует учитывать, что математические коэффициенты вариационной статистики сами по себе не открывают сущности изучаемых психических свойств личности, так как являются внешними по отношению к их сущности, описывая всего лишь вероятностный исход их проявления и отношения между частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений раскрывается посредством последующей научной интерпретации как сопоставления эмпирических фактов по логике причинно-следственных отношений, смоделированных в экспериментальной ситуации. 
 
Эксперимент может быть  лабораторным, естественным, мыслительным, законодательным,  формирующим(обучающим),ассоциативным. 
 
Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Действия испытуемого при этом определяются инструкцией. Как правило, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла эксперимента может и не знать. Эксперимент проводится многократно с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития  психических  явлений. 
 
Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях (искусственность, абстрактность  эксперимента).  
 
При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации. Естественный эксперимент представляет собой как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом. Он был предложен русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Данный метод сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие  их  целям. 
При мыслительном эксперименте предполагается, что все изменения происходят в воображении человека, который экспериментирует с воображаемыми образами. 
 
Формирующий (обучающий) эксперимент выступает в качестве средства воздействия, изменения психологии людей. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране — В.В.Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим, поскольку он воплощает в себе единство исследования психического развития с воспитанием и обучением. 
 
Этот метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации, направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, с помощью которых формируются профессионально важные качества  будущего  специалиста.  
 
Ассоциативный эксперимент впервые был предложен английским психологом Ф. Гальтоном  и развит австрийским ученым К.Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между словом и ответом. 
 
Психодиагностические методы призваны фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам. В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре в самом широком понимании этих терминов, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям ит.п. 
 
Психологические тесты — это система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние, определенные психические качества или свойства отдельного индивида. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработал свою систему для  определения  умственного  развития  или  одаренности  детей. 
 
Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных  психических  качеств  человека. 
 
Главное достоинство теста в том, что он позволяет количественно оценить трудно поддающиеся измерению психические качества — интеллект, личностные особенности, порог возникновения тревоги и т.д. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие  их  последующей  интерпретации.  
 
В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для  работы в той или  иной  области  и  т.д. 
 
Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в области профотбора, в педагогической практике, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития. 
 
Тесты должны быть научно обоснованы и выявлять устойчивые психологические характеристики. Разработка и использование любых тестов должны отвечать некоторым требованиям: 
 
1. Надежность тестов проявляется в исключении ряда случайных или систематических ошибок  сбора  данных  и  их  измерения. 
 
2. Валидность (адекватность) теста зависит от того, в какой мере тест измеряет то психическое  качество,  для  оценки  которого  он  предназначен. 
 
3. Стандартизация тестов предусматривает линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными,  облегчающими  понимание  результата  тестирования. 
 
4.  Сопоставимость  индивидуальных  данных  с  нормативными. 
 
5. Практичность — в виде достаточной простоты, экономичности, эффективности использования для большинства различных ситуаций и видов деятельности. 
 
Системный подход к тестированию предполагает: рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов; определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними; выявление внешних связей системы, выделение из них главных; определение функции системы и ее роли среди других систем; обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы. Анализируя психологические явления, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру социально-психологического явления, все связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого психологического явления с внешними по отношению к нему  явлениями. 
 
Системный подход ориентирует психолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует, прежде всего, искать не в этих элементах,  а  в  самой  системе. 
 
Применение метода тестов должно проводиться с учетом всех конкретных условий (места,времени,конкретной  сложившейся  обстановки). 
 
Метод опроса — это выяснение мнения человека по какому-либо вопросу или проблеме, получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Данный метод предполагает, что мы обращаемся к субъективному опыту человека, к его индивидуальному  мнению. 
 
Всё разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному пиану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для  самостоятельного  заполнения. 
 
Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами разных научных школ и направлений. Во время опроса могут задаваться различные вопросы: прямые (предполагают соответствие между формулировками и тем, что хочет узнать опрашивающий), косвенные (формулировка и цель не соответствуют друг другу), проективные (например, человека спрашивают о людях из его окружения, при этом получают информацию о нем самом), открытые (предполагают определенные варианты ответов), закрытые (предполагают наличие множество вариантов ответов), наводящие, подсказывающие и др.  
 
Опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их искренних мнениях, сколько о том, какими они их изображают. 
 
Область применения опросов в психологических исследованиях обширна и включает: ранние стадии исследования, работу по разведывательному плану, когда с помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы; получение данных, позволяющих измерять взаимосвязь изучаемых переменных; уточнение, расширение и контроль данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. 
 
Выделяют два вида интервью — стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается, переформулировать какие-либо, вопросы или вводить новые, а также изменять  их  порядок. 
 
Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана. Преимущество нестандартизированного интервью — получение более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого  анализа. 
 
Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих  гипотез. 
 
Беседа как психологический метод является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться  с  другими  объективными  методами. 
 
Беседа должна соответствовать определенным условиям. Наилучший результат приносит беседа в случае установления непринужденного личного контакта исследователя с обследуемым. При этом беседа должна быть заранее продумана с составлением, конкретного плана, выделением основных проблем, подлежащих выяснению. 
 
Метод беседы предполагает также постановку вопросов самими обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы  испытуемых  на  поставленные  вопросы. 
 
Изучение продуктов деятельности — как метод исследования широко применяется в исторической (позволяет изучить психологию человека в предшествовавших исторических эпохах), детской (изучение продуктов детского творчества для психологического изучения ребенка), юридической (изучение особенностей психологических проявлений субъекта в его отсутствие) психологии. 
 
Данный метод используется при невозможности, недоступности непосредственного наблюдения или экспериментирования. 
 
Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

Глава 3 Методы исследования в психологии. Общая психология

Глава 3 Методы исследования в психологии

3.1. Методы научных исследований в психологии

Психология располагает целым рядом методов исследования человека и особенностей его психики.

Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых ученые получают сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Одной из основных задач психологии стала разработка собственных методов исследования. Среди методов психологии можно выделить: наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование, тестирование и т.д.

Современная психология обладает также обширным набором методик , позволяющих проводить диагностику различных черт личности человека.

Каждая методика должна обладать такими показателями, как валидность и надежность. Валидность – это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен; иными словами, она позволяет оценить соответствие теста и его заданий исследуемой проблеме. Надежность – качество, которое позволяет получать одинаковые результаты при повторном использовании данной методики. Снижать надежность тестирования могут неблагоприятные условия проведения, проблемы с психическими процессами человека (снижение концентрации, расстройства памяти и т.д.).

Рассмотрим подробнее такие методы психологии, как наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и тестирование.

Наблюдение

Наблюдение – метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии психических явлений и переработке полученной информации.

Наблюдение должно быть организовано, иметь определенную систему фиксации получаемых результатов. Сбор сведений предполагает постановку целей наблюдения и формирования основной гипотезы, а затем ее проверку. Наблюдение требует от экспериментатора высокой степени объективности.

Виды наблюдения можно классифицировать по разным основаниям.

1. По характеру контакта между экспериментатором и испытуемым выделяют:

– непосредственное наблюдение, при котором обе стороны находятся в контакте;

– опосредованное, при котором исследователь знакомится с объектом наблюдения косвенным образом, с помощью текстовой информации либо аудиовизуальных источников.

2. По характеру взаимодействия экспериментатора с объектом наблюдения различают:

– включенное наблюдение, при котором исследователь становится непосредственным участником наблюдаемого процесса, присоединяется к работе других;

– наблюдение со стороны, при котором экспериментатор не устанавливает связей и не взаимодействует с изучаемыми объектами;

– скрытое наблюдение, при котором экспериментатор не ставит испытуемых в известность о проведении наблюдения;

– самонаблюдение – наблюдение за своими собственными переживаниями. Данный метод в значительной степени субъективен и сложен для описания собственных чувств и мыслей.

3. По условиям осуществления наблюдения различаются:

– полевое наблюдение – наблюдение в условиях повседневной жизни, без создания специальных условий для наблюдаемых предметов или объектов;

– лабораторное наблюдение – наблюдение в искусственных условиях, специально созданных для изучения каких-либо свойств объектов или предметов.

4. По упорядоченности в проведении различают два вида наблюдения:

– стандартизированное наблюдение характеризуется тем, что ведется в соответствии с заранее продуманной схемой, по заранее подготовленной программе, от которой экспериментатор не отклоняется в ходе исследования;

– произвольное наблюдение характеризуется возможностью менять ход исследования в зависимости от его течения, реакций испытуемого; при этом экспериментатор может управлять происходящими событиями по своему усмотрению, вне зависимости от существования общего плана исследования.

5. По целям наблюдения различают:

– целенаправленное наблюдение, имеющее четкие цели и задачи;

– случайное наблюдение – стихийно возникающее наблюдение, при котором экспериментатор не ставил себе целей и задач восприятия тех или иных свойств предметов, объектов или явлений.

Опрос

Опрос — метод сбора информации в ходе взаимодействия между исследователем и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы.

Опрос широко применяется как для получения информации о коллективном, общественном мнении, так и для оценки индивидуальных качеств человека. Целью опроса может являться выявление мнения человека о себе или об окружающем мире и других людях.

Выделяют два вида опросов: стандартизированные и нестандартизированные. Первый вид характеризуется четкой структурой и вопросами, позволяющими получить представление о какой-либо конкретной проблеме. Во втором виде опросов отсутствуют жесткие рамки, что позволяет экспериментатору менять или добавлять вопросы в зависимости от получаемой информации и реакции людей; опрос данного типа позволяет варьировать тактику исследования, задавать нестандартные вопросы и получать неожиданные ответы.

Выделяют также два основных типа опросов – интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос). Устный опрос характеризуется тем, что экспериментатор самостоятельно фиксирует ответы испытуемого на определенные вопросы, отражая также поведение и реакции данного человека. Интервью может быть либо свободным, не обладающим четко обозначенной формой, либо стандартизованным, подчиненным какой-либо теме и предполагающим ответы на заранее подготовленный список вопросов. Письменный опрос проводится таким образом, что ответы на вопросы даются испытуемыми самостоятельно, в письменном виде. Письменные опросы более просты для проведения, но они не учитывают реакцию испытуемых на вопросы анкеты и не предполагают изменения предлагаемых вопросов. Существуют также биографические опросники, которые предназначены для получения сведений о жизни человека в случае невозможности проведения интервью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Методы исследования трансперсональной психологии

Методы исследования трансперсональной психологии Трансперсональная психология обозначена как «ненаучная дисциплина», поскольку у нее нет объекта исследования или он недостаточно четко сформулирован. Однако свой неоднозначный статус данная дисциплина во многом

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3 МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3.1. Методологические основы Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования.Однако, независимо от того, в какой области ведется исследование, к научным методам предъявляются определенные требования:?

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда.

Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы

43. Понятие психологии потребителя. Методы исследования психологии потребителя. Характер и назначение рекламы Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

2. Методы исследования психологии потребителя

2. Методы исследования психологии потребителя Методы исследования психологии потребителя:1) наблюдение;2) опросы общественного мнения;3) фокус-группы.Проективные методики позволяют узнать реальное отношение клиента к товарам или услугам:1) ролевые игры – эта методика

Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Методика и методология Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, — это способы, посредством которых

Глава 2. Методы психологии

Глава 2. Методы психологии Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без него вы никогда не сможете взлететь. И. П. ПавловМетоды, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты,

Глава 2. Сексологические исследования: методы и проблемы

Глава 2. Сексологические исследования: методы и проблемы Цели сексологииКаковы основные цели сексологии? Правомерно ли использование полученных результатов сексологических исследований в целях контроля и регулирования поведения людей?Неэкспериментальные методы

ГЛАВА III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЕ «ОБЪЯСНЕНИЯ» И «ПОНИМАНИЯ» В ПСИХОЛОГИИ)

ГЛАВА III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (ВЗАИМООТНОШЕНИЕ «ОБЪЯСНЕНИЯ» И «ПОНИМАНИЯ» В ПСИХОЛОГИИ) Достаточно часто психологу приходится слышать от специалистов других областей, прежде всего естественнотехнических, что психология вовсе не наука, поскольку не располагает

Детская психология и методы исследования – психология

Как наука работает в детской психологии

Вы должны быть в состоянии описать все приведенные ниже методы и оценить их с точки зрения их использования в детской психологии, надежности, обоснованности и этических аспектов. Вы также должны быть готовы сравнивать их друг с другом. Помните, что, отвечая на вопросы в Документе 3, всегда следите за тем, чтобы ваш ответ соответствовал контексту приложения, т. е. «В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…»

Попробуйте выполнить это небольшое задание для повторения, которое поможет вам двигаться вперед, по три пункта по каждому методу, почему эти методы полезны В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ и пример с кратким описанием: Резюме методов HSW.doc


Работа с детьми

Вспомните, когда вы наблюдали за детьми в детской и когда туда вошли мамы и младенцы, подумайте, чем обучение детей отличается от обучения взрослых и какие особые вопросы будут затронуты, это сделает ваши ответы более вдумчивыми. и помолвлен.

Вот несколько идей, которые заставят вас задуматься; это был краткий список и немного иронии, но не так уж плохо! работа с ребенком pps.doc


Наблюдения в детской психологии (натуралистические и структурированные/контролируемые наблюдения)

Пожалуйста, найдите здесь PowerPoint о наблюдениях в детской психологии: наблюдение powerpoint. ppt

Детский наблюдательный пункт PGS

Информационный лист наблюдения за яслями.doc Лист планирования наблюдения за яслями.doc Верхний лист наблюдения за питомниками.doc

Натуралистическое наблюдение

Попробуйте ответить на этот вопрос; это включает в себя чтение примера натуралистического наблюдения и ответы на некоторые вопросы о методе в целом, а также об этом конкретном примере. Это также можно использовать в качестве примера наблюдения для статьи 4. Вы можете сравнить этот пример натуралистического наблюдения с Эйнсворт и Белл (1978), который является примером структурированного наблюдения. melhuish экстракт вопрос NOs.doc

Структурированное наблюдение

Используйте Эйнсворт и Белл (1978) в качестве примера.

Пример схемы прошлых вопросов и оценок экзаменаторов по структурированному наблюдению: прошлые вопросы strcutredObservation.doc

Рассказ в формате PowerPoint для проверки: структурированное и натуралистическое наблюдение

Версия без комментария: структурированное и натуралистическое наблюдение


Тематические исследования по детской психологии

Мы изучали метод тематического исследования в психодинамическом подходе, хотя не забывайте, что Фрейд использовал много специфических методов в своих тематических исследованиях, которые не являются частью метода, используемого другими психологами и подходами (например, свободные ассоциации, анализ сновидений).

В этой теме мы рассмотрели кейс Кертисс о Джине (1977) и посмотрели фильм «Тайны дикого ребенка»; Я посоветовал вам прочитать книгу «Джинн: научная трагедия» Расса Реймера.

Вы также изучили два других тематических исследования: близнецы Колюховой и военные сироты Фрейда и Данна плюс Маленький Ганс (Фрейд 19).09) и Дибса (Axline 1964) в 12-м классе. Все эти дети были в чем-то необычными, страдая либо от клинического состояния, либо от тяжелых последствий пренебрежения/лишения.

Однако существуют и другие типы тематических исследований, например, те, которые проводились в рамках исследования EPPE в 12 детских садах, где дети были признаны особенно развитыми, а центры считались примерами отличной практики, требующей дальнейшего изучения, чтобы исследовать факторы, обусловившие такие положительные результаты.

the case study.doc как научные методы исследования1psychoD.docx тематические исследования notetaker page.doc case Studies.ppt тематическое исследование эссе hw. doc Планировщик эссе по психологии тематические исследования эссе.doc что такое тематическое исследование.notebook


Кросскультурные исследования в детской психологии

В рамках темы привязанности мы рассмотрим многие кросс-культурные исследования. Эйнсворт начала свое обучение в Уганде и сравнила свои наблюдения в рамках этой культуры со своей последующей работой в Балтиморе, США. Мы также рассмотрим работы Гроссмана и Гроссмана в Германии, Саги, а также Фокса, которые завершили исследования привязанности детей, воспитывающихся в кибуцах в Израиле, и работу Такахаши в Японии. Мы также рассмотрим несколько других исследований, проведенных в различных африканских странах, включая исследование Троника в Заире (теперь известном как Демократическая Республика Конго), а также работу, проведенную в Китае. Наконец, мы рассмотрим метаанализ Ван Эйзендорна и Круненберга 32 различных культур.

В этом листе описывается использование кросс-культурных исследований в детской психологии, но вы также должны пересмотреть отдельные исследования в качестве примера, об этом есть отдельная страница в разделе содержания: Кросс-культурные исследования в детской психологии[1]. doc

Образец схемы вопросов и оценок от января 2010 года: прошлые вопросы о перекрестных культурных исследованиях.doc

Powerpoint: исследования CC

Дополнительная информация о благотворительной организации представлена ​​в конце презентации: http://www.helpingmothersandbabies.org/


Продольные исследования детской психологии

Мы более подробно рассмотрим два примера лонгитюдных исследований: Шаффера и Эмерсона (1964) и исследование лишений Ходжеса и Тизарда. Мы рассмотрели лонгитюдные исследования в 12-м классе, и ниже есть несколько листов, которые у вас будут, в которых сравниваются поперечные и лонгитюдные исследования. Вы увидите, что кросс-культурные исследования на самом деле являются формой кросс-секционного исследования.

поперечное и продольное.doc методы научного исследования3psychoD.doc


У вас есть пример каждого метода исследования, используемого в детской психологии?

методов и примеров table. doc Используйте этот лист, чтобы найти примеры, которые вы могли бы использовать для уточнения своих описаний различных методов исследования, используемых в психологии. В разделе быстрого напоминания сосредоточьтесь на том, чтобы убедиться, что вы не просто говорите, что они обнаружили, а на самом деле показываете, как исследователи успешно использовали этот конкретный метод исследования для достижения своей цели.


NB: На экзамене вас могут спросить о методах, используемых в заявке, и попросить описать и оценить, опираясь на другие методы как в заявке, так и на пять психологических подходов в АС.

На экзамене вас могут спросить о методах, используемых в приложении, и попросить описать и оценить, опираясь на другие методы как в приложении, так и на пять психологических подходов в AS.


Лучшие козыри

Создайте главные козыри для каждого из методов исследования по этой теме: естественное наблюдение, контролируемое наблюдение, тематическое исследование, кросс-культурные исследования и лонгитюдные исследования; вырежьте карточки из рабочих листов ниже и наклейте на цветную карточку, по одной карточке на метод; на лицевой стороне вы описываете метод и приводите примеры (делайте это не более чем в 7 пунктах), на оборотной стороне вы даете методу оценку из 50 для каждого из следующих

  • обобщаемость
  • надежность
  • применение/полезность: (подумайте о любых практических проблемах, которые затрудняют проведение этих исследований, или о причинах, почему они действительно полезны, например, можно использовать естественные эксперименты, когда было бы неэтично проводить исследование каким-либо другим способом)
  • валидность (как внутренняя, так и внешняя)
  • этика

Получив баллы по каждой области, сложите их, чтобы получить окончательный балл для этого метода. Когда мы рассмотрим их в классе, вам нужно будет обосновать, почему вы дали методу оценку, и поэтому вы, вероятно, захотите также создать традиционные примечания к пересмотру для своей оценки.

Тематические исследования Top Trumps.docx

Кросскультурные исследования Top Trumps.docx

 

Продольные исследования Top Trumps.docx

Наблюдения за главными козырями.docx

Листовки по методам: листовка со структурированным наблюдением.doc листовка с натуралистическим наблюдением.doc листовка со скрытым наблюдением.doc листовка с открытым наблюдением.doc листовка с неактивным наблюдением.docлистовка с включенным наблюдением.doc листовка с экспериментами на животных.doc листовка с МРТ-сканированием.doc листовка с ПЭТ-сканированием.doc брошюра об исследовании внедрения листовка данных.doc неструктурированное интервью листовка.doc полуструктурированное интервью листовка.doc структурированное интервью листовка.doc анкеты листовка.doc

 

2.

3: Методы исследования в психологии
  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    69354
  • Существует множество методов исследования, доступных психологам в их попытках понять, описать и объяснить поведение и то, что лежит в его основе. Некоторые методы основаны на методах наблюдения. Другие подходы включают взаимодействие между исследователем и изучаемыми людьми — от серии простых вопросов до обширных, подробных интервью — и хорошо контролируемых экспериментов. Мы начнем изучение методов исследования, используемых при изучении развития продолжительности жизни, с рассмотрения методов, используемых психологами в более общем плане.

    Каждый из этих методов исследования имеет уникальные сильные и слабые стороны, и каждый метод может подходить только для определенных типов исследовательских вопросов. Например, исследования, основанные главным образом на наблюдении, дают невероятное количество информации, но возможность применить эту информацию к большей популяции несколько ограничена из-за небольшого размера выборки. Опросные исследования, с другой стороны, позволяют исследователям легко собирать данные из относительно больших выборок. Хотя это позволяет легче обобщать результаты для большей совокупности, информация, которая может быть собрана в ходе любого данного обследования, несколько ограничена и связана с проблемами, связанными с любым типом данных, предоставленных самими исследователями. Некоторые исследователи проводят архивные исследования, используя существующие записи. Хотя это может быть довольно недорогой способ сбора данных, которые могут дать представление о ряде исследовательских вопросов, исследователи, использующие этот подход, не могут контролировать, как и какие данные были собраны. Наблюдательный и описательный методы носят корреляционный характер. Это означает, что исследователи могут говорить о важных взаимосвязях, которые могут существовать между двумя или более интересующими переменными. Однако на основании корреляционных данных нельзя сделать вывод о наличии причинно-следственной связи.

    Эксперимент — единственный метод, который может подтвердить, что связь между переменными обусловлена ​​причинно-следственной связью. В экспериментальных исследованиях, которые будут обсуждаться далее в этой главе, имеется огромный контроль над представляющими интерес переменными. Хотя это мощный подход, эксперименты часто проводятся в очень искусственных условиях. Это ставит под сомнение достоверность экспериментальных результатов в отношении того, как они будут применяться в реальных условиях. Если эксперимент «действителен», это означает, что он измеряет то, для чего предназначен. Кроме того, многие вопросы, на которые психологи хотели бы ответить, не могут быть решены с помощью экспериментальных исследований из-за этических соображений.

    Тематические исследования

    В 2011 году газета New York Times опубликовала очерк о Кристе и Татьяне Хоган, канадских девочках-близнецах. Эти конкретные близнецы уникальны, потому что Криста и Татьяна — сиамские близнецы, соединенные головой. Есть свидетельства того, что две девочки связаны в части мозга, называемой таламусом, который является основным сенсорным ретрансляционным центром. Большая часть поступающей сенсорной информации отправляется через таламус, прежде чем достигает более высоких областей коры головного мозга для обработки.

    Последствия этой потенциальной связи означают, что один из близнецов может испытать ощущения другого близнеца. Например, если Криста смотрит особенно смешную телевизионную программу, Татьяна может улыбаться или смеяться, даже если она не смотрит программу. Эта конкретная возможность вызвала интерес у многих нейробиологов, стремящихся понять, как мозг использует сенсорную информацию.

    Эти близнецы представляют собой огромный ресурс в изучении мозга, и, поскольку их состояние очень редкое, вполне вероятно, что, пока их семьи согласны, ученые будут очень внимательно следить за этими девочками на протяжении всей их жизни, чтобы получить как можно больше информации. возможно (Доминус, 2011).

    В наблюдательных исследованиях ученые проводили бы тематическое исследование, если бы они сосредоточились на одном человеке или всего на нескольких людях. Действительно, некоторые ученые проводят всю свою карьеру, изучая лишь 10–20 человек. Зачем им это делать? Очевидно, что когда они сосредотачивают свое внимание на очень небольшом числе людей, они могут получить огромное количество информации об этих случаях. Богатство информации, собранной в ходе клинических исследований или тематических исследований, не имеет себе равных ни в одном другом исследовательском методе. Это позволяет исследователю иметь очень глубокое понимание людей и конкретного изучаемого явления.

    Если тематические исследования дают так много информации, почему они не чаще встречаются среди исследователей? Как оказалось, основным преимуществом этого конкретного подхода является также его слабость. Как упоминалось ранее, этот подход часто используется при изучении лиц, которые интересны исследователям тем, что обладают редкой характеристикой. Таким образом, люди, которые служат объектом тематических исследований, не похожи на большинство других людей. Если ученые в конечном счете захотят объяснить все поведение, сосредоточение внимания на такой особой группе людей может затруднить обобщение каких-либо наблюдений на большую популяцию в целом. Обобщение относится к способности применять результаты конкретного исследовательского проекта к более широким слоям общества. Опять же, тематические исследования предоставляют огромное количество информации, но, поскольку случаи настолько специфичны, возможность применить полученные знания к среднему человеку может быть очень ограниченной.

    Наблюдение в естественных условиях

    Если вы хотите понять, как происходит поведение, один из лучших способов получить информацию — просто наблюдать за поведением в его естественном контексте. Однако люди могут изменить свое поведение неожиданным образом, если будут знать, что за ними наблюдают. Как исследователи получают точную информацию, когда люди склонны скрывать свое естественное поведение? В качестве примера представьте, что ваш профессор просит всех в вашем классе поднять руку, если они всегда моют руки после туалета. Скорее всего, почти все в классе поднимут руку, но вы думаете, что мытье рук после каждого похода в туалет действительно настолько универсально?

    Это очень похоже на явление, упомянутое ранее в этой главе: многие люди не чувствуют себя комфортно, честно отвечая на вопрос. Но если мы стремимся узнать факты о мытье рук, у нас есть другие варианты.

    Предположим, мы отправляем одноклассника в туалет, чтобы посмотреть, все ли моют руки после посещения туалета. Сможет ли наш наблюдатель смешаться с окружающей средой туалета, надев белый лабораторный халат, сидя с планшетом и глядя на раковину? Мы хотим, чтобы наш исследователь был незаметен — возможно, стоял у одной из раковин, делая вид, что надевает контактные линзы, и тайно записывая соответствующую информацию. Этот тип наблюдательного исследования называется натуралистическое наблюдение : наблюдение за поведением в естественной обстановке. Чтобы лучше понять исключение сверстников, Сюзанна Фангер вместе с коллегами из Техасского университета наблюдала за поведением детей дошкольного возраста на игровой площадке. Как наблюдатели оставались незаметными на протяжении всего исследования? Они снабдили нескольких детей беспроводными микрофонами (о которых дети быстро забыли) и наблюдали за происходящим на расстоянии. Кроме того, дети в этом конкретном дошкольном учреждении («лабораторном дошкольном учреждении») привыкли к тому, что на игровой площадке есть наблюдатели (Fanger, Frankel, & Hazen, 2012).

    Крайне важно, чтобы наблюдатель был как можно более ненавязчивым и незаметным: когда люди знают, что за ними наблюдают, они с меньшей вероятностью будут вести себя естественно. Если у вас есть сомнения по этому поводу, спросите себя, как ваше поведение за рулем может отличаться в двух ситуациях: в первой ситуации вы едете по пустынному шоссе в середине дня; во второй ситуации вас преследует полицейская машина по тому же пустынному шоссе.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Полицейская машина позади вас, вероятно, повлияет на ваше поведение за рулем. (Общественное достояние; Юлиус Янссон через Unsplash)

    Следует отметить, что натуралистические наблюдения не ограничиваются исследованиями с участием человека. Действительно, некоторые из самых известных примеров натуралистического наблюдения связаны с тем, что исследователи отправляются в поле, чтобы наблюдать за различными видами животных в их собственной среде. Как и в случае с людьми, исследователи сохраняют дистанцию ​​и избегают мешать животным, чтобы не влиять на их естественное поведение. Ученые использовали эту технику для изучения социальной иерархии и взаимодействия между животными, от сусликов до горилл. Информация, полученная в результате этих исследований, бесценна для понимания того, как эти животные организуются в обществе и общаются друг с другом. Антрополог Джейн 9Например, 0041 Гудолл почти пять десятилетий наблюдал за поведением шимпанзе в Африке. В качестве иллюстрации типов опасений, с которыми исследователь может столкнуться при натуралистическом наблюдении, некоторые ученые критиковали Гудолла за то, что он давал шимпанзе имена, а не называл их по номерам — считалось, что использование имен подрывает эмоциональную отстраненность, необходимую для объективности исследования. (Маккай, 2010).

    Рисунок \(\PageIndex{2}\): (а) Джейн Гудолл сделала карьеру, проводя натуралистические наблюдения за (б) поведением шимпанзе. (кредит «Джейн Гудолл»: модификация работы Эрика Херсмана; «шимпанзе»: модификация работы «Afrika Force»/Flickr.com)

    Самым большим преимуществом натуралистического наблюдения является достоверность или точность информации (также называемой данными), собранной без вмешательства в естественной среде. То, что люди ведут себя так, как они обычно ведут себя в данной ситуации, означает, что у нас есть более высокая степень экологической достоверности или реализма, чем мы могли бы достичь с другими исследовательскими подходами. Таким образом, наша способность обобщать результаты исследования на реальные ситуации повышается. Если все сделано правильно, нам не нужно беспокоиться о том, что люди или животные изменят свое поведение просто потому, что за ними наблюдают. Иногда люди могут предположить, что программы реальности дают нам представление о подлинном человеческом поведении. Однако принцип незаметного наблюдения нарушается, поскольку за звездами реалити-шоу следят съемочные группы и берут интервью на камеру для личных признаний. Учитывая эту среду, мы должны сомневаться в том, насколько естественным и реалистичным является их поведение.

    Основным недостатком натуралистических наблюдений является то, что их часто трудно настроить и контролировать. В нашем исследовании туалета, что если бы вы простояли в туалете весь день, готовясь записать, как люди моют руки, и никто не вошел? Или что, если вы внимательно наблюдали за стаей горилл в течение нескольких недель только для того, чтобы обнаружить, что они мигрировали на новое место, пока вы спали в своей палатке? Преимущество реалистичных данных имеет свою цену. Как исследователь, вы не можете контролировать, когда (и есть ли) у вас поведение для наблюдения. Кроме того, этот тип наблюдательных исследований часто требует значительных затрат времени, денег и удачи.

    Иногда исследования включают структурированное наблюдение. В этих случаях за людьми наблюдают, выполняя поставленные конкретные задачи. Отличный пример структурированного наблюдения можно найти в «Странной ситуации» Мэри Эйнсворт (подробнее об этом вы прочтете позже). Странная ситуация — это процедура, используемая для оценки стилей привязанности, существующих между младенцем и опекуном. В этом сценарии воспитатели приводят своих младенцев в комнату, полную игрушек. Странная ситуация включает в себя ряд фаз, в том числе появление незнакомца в комнате, выход опекуна из комнаты и возвращение опекуна в комнату. Поведение младенца внимательно отслеживается на каждой фазе, но именно поведение младенца при воссоединении с опекуном является наиболее показательным с точки зрения характеристики стиля привязанности младенца к опекуну.

    Еще одна потенциальная проблема в наблюдательных исследованиях — предвзятость наблюдателя . Как правило, люди, выступающие в роли наблюдателей, активно участвуют в исследовательском проекте и могут бессознательно искажать свои наблюдения, чтобы они соответствовали их исследовательским целям или ожиданиям. Чтобы защититься от такого рода предвзятости, исследователи должны иметь четкие критерии, установленные для типов регистрируемого поведения и того, как это поведение следует классифицировать. Кроме того, исследователи часто сравнивают наблюдения одного и того же события несколькими наблюдателями, чтобы проверить межэкспертная надежность : мера надежности, которая оценивает согласованность наблюдений разных наблюдателей.

    Опросы

    Часто психологи разрабатывают опросы как средство сбора данных. Опросы представляют собой списки вопросов, на которые должны ответить участники исследования, и могут быть предоставлены в виде бумажных и карандашных вопросников, проводиться в электронном виде или проводиться устно. Как правило, сам опрос можно провести за короткое время, а простота проведения опроса позволяет легко собирать данные от большого количества людей.

    Опросы позволяют исследователям собирать данные из более крупных выборок, чем могут быть предоставлены другими методами исследования . Образец представляет собой подмножество лиц, выбранных из совокупности , которая представляет собой общую группу лиц, интересующих исследователей. Исследователи изучают выборку и стремятся обобщить свои выводы на популяцию.

    В обзоре есть как сильные, так и слабые стороны по сравнению с тематическими исследованиями. Используя опросы, мы можем собирать информацию от большей выборки людей. Более крупная выборка лучше отражает фактическое разнообразие населения, что обеспечивает лучшую обобщаемость. Следовательно, если наша выборка достаточно велика и разнообразна, мы можем предположить, что данные, которые мы собираем в ходе опроса, могут быть обобщены на большую совокупность с большей уверенностью, чем информация, собранная в ходе тематического исследования. Однако, учитывая большее количество вовлеченных людей, мы не можем собрать такую ​​же подробную информацию о каждом человеке, которая была бы собрана в тематическом исследовании.

    Еще один потенциальный недостаток опросов — это то, о чем мы говорили ранее в этой главе: люди не всегда дают точные ответы. Они могут лгать, неправильно помнить или отвечать на вопросы таким образом, чтобы, по их мнению, выглядеть хорошо. Например, люди могут сообщать о том, что пьют меньше алкоголя, чем на самом деле.

    Ответы на любое количество исследовательских вопросов можно получить с помощью опросов. Одним из реальных примеров является исследование, проведенное Дженкинсом, Руппелем, Кизером, Йелом и Гриффином (2012 г.) о негативной реакции арабо-американского сообщества США после террористических атак 11 сентября 2001 г. Дженкинс и его коллеги хотели определить, в какой степени это негативное отношение к американцам арабского происхождения все еще существовало спустя почти десять лет после того, как произошли нападения. В одном исследовании 140 участников заполнили анкету с 10 вопросами, в том числе вопросами, напрямую касающимися явного предвзятого отношения участников к людям разных национальностей. В опросе также задавались косвенные вопросы о том, насколько вероятно, что участник будет взаимодействовать с человеком данной этнической принадлежности в различных условиях (например, «Как вы думаете, насколько вероятно, что вы представитесь человеку арабского происхождения?» американского происхождения?»). Результаты исследования показали, что участники не желали сообщать о предвзятом отношении к какой-либо этнической группе. Однако были существенные различия в их характере ответов на вопросы о социальном взаимодействии с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами: они указывали на меньшую готовность к социальному взаимодействию с американцами арабского происхождения по сравнению с другими этническими группами. Это свидетельствовало о том, что участники питали тонкие формы предубеждения против американцев арабского происхождения, несмотря на их утверждения, что это не так (Jenkins et al., 2012).

    Архивные исследования

    Некоторые исследователи получают доступ к большим объемам данных, не взаимодействуя ни с одним участником исследования. Вместо этого они используют существующие записи, чтобы ответить на различные исследовательские вопросы. Этот тип исследовательского подхода известен как архивное исследование . Архивные исследования основаны на просмотре прошлых записей или наборов данных для поиска интересных закономерностей или взаимосвязей.

    Например, исследователь может получить доступ к академическим записям всех лиц, поступивших в колледж за последние десять лет, и рассчитать, сколько времени им потребовалось для получения степени, а также нагрузку на курсы, оценки и внеучебную активность. Архивные исследования могут предоставить важную информацию о том, кто с наибольшей вероятностью завершит свое образование, и могут помочь выявить важные факторы риска для учащихся, испытывающих затруднения.

    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Исследователь, проводящий архивные исследования, изучает документы, независимо от того, заархивированы ли они в виде (а) печатной копии или (б) в электронном виде. (кредит «бумажные файлы»: модификация работы «Ньютаун граффити»/Flickr; «компьютер»: модификация работы INPIVIC Family/Flickr)

    При сравнении архивных исследований с другими методами исследования есть несколько важных различий. Во-первых, исследователь, проводящий архивные исследования, никогда напрямую не взаимодействует с участниками исследования. Таким образом, затраты времени и денег на сбор данных значительно меньше при архивных исследованиях. Кроме того, исследователи не имеют никакого контроля над тем, какая информация была изначально собрана. Поэтому вопросы исследования должны быть адаптированы таким образом, чтобы на них можно было ответить в рамках структуры существующих наборов данных. Также нет гарантии согласованности между записями из одного источника в другой, что может затруднить сравнение и сопоставление различных наборов данных.

    Знаете ли вы, что по мере роста продаж мороженого растет и общий уровень преступности? Возможно ли, что удовольствие от вашего любимого вкуса мороженого может привести к преступному веселью? Или, совершив преступление, вы думаете, что решите угоститься шишкой? Нет никаких сомнений в том, что между мороженым и преступлением существует связь (например, Harper, 2013), но было бы довольно глупо полагать, что одно на самом деле вызвало другое.

    Гораздо более вероятно, что и продажи мороженого, и уровень преступности связаны с температурой на улице. Когда температура теплая, многие люди выходят из своих домов, взаимодействуют друг с другом, раздражаются друг на друга, а иногда и совершают преступления. Кроме того, когда на улице тепло, мы с большей вероятностью будем искать прохладное лакомство, например, мороженое. Как определить, действительно ли существует связь между двумя вещами? И когда есть связь, как мы можем определить, объясняется ли она совпадением или причинно-следственной связью?

    Корреляционное исследование

    Корреляция означает, что существует связь между двумя или более переменными (такими как потребление мороженого и преступность), но эта связь не обязательно подразумевает причину и следствие. Когда две переменные коррелированы, это просто означает, что при изменении одной переменной изменяется и другая. Мы можем измерить корреляцию, вычислив статистику, известную как коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции представляет собой число от -1 до +1, которое указывает на силу и направление связи между переменными. Коэффициент корреляции обычно обозначается буквой 9.0161 р .

    Числовая часть коэффициента корреляции указывает на силу связи. Чем ближе число к 1 (отрицательное или положительное), тем сильнее связаны переменные и тем более предсказуемыми будут изменения одной переменной при изменении другой переменной. Чем ближе число к нулю, тем слабее взаимосвязь и тем менее предсказуемыми становятся взаимосвязи между переменными. Например, коэффициент корреляции 0,9 указывает на гораздо более сильную связь, чем коэффициент корреляции 0,3. Если переменные никак не связаны друг с другом, коэффициент корреляции равен 0. Приведенный выше пример о мороженом и преступности является примером двух переменных, которые, как мы могли бы ожидать, не будут связаны друг с другом.

    Знак — положительный или отрицательный — коэффициента корреляции указывает направление связи. Положительная корреляция означает, что переменные движутся в одном направлении. Иными словами, это означает, что при увеличении одной переменной увеличивается и другая, и наоборот, при уменьшении одной переменной уменьшается и другая. Отрицательная корреляция означает, что переменные движутся в противоположных направлениях. Если две переменные имеют отрицательную корреляцию, то уменьшение одной переменной связано с увеличением другой и наоборот.

    Пример мороженого и уровня преступности имеет положительную корреляцию, поскольку обе переменные увеличиваются при повышении температуры. Другими примерами положительной корреляции являются отношения между ростом и весом человека или отношения между возрастом человека и количеством морщин. Можно было бы ожидать, что существует отрицательная корреляция между чьей-либо усталостью в течение дня и количеством часов, которые они спали предыдущей ночью: количество сна уменьшается по мере того, как чувство усталости увеличивается. В реальном примере отрицательной корреляции студенты-исследователи из Миннесотского университета обнаружили слабую отрицательную корреляцию (9).0161 r = -0,29) между средним количеством дней в неделю, когда учащиеся спали менее 5 часов, и их средним баллом (Lowry, Dean, & Manders, 2010). Имейте в виду, что отрицательная корреляция — это не то же самое, что отсутствие корреляции. Например, мы, вероятно, не обнаружим корреляции между количеством часов сна и размером обуви.

    Как упоминалось ранее, корреляции имеют прогностическую ценность. Представьте, что вы входите в приемную комиссию крупного вуза. Вы сталкиваетесь с огромным количеством заявок, но можете разместить лишь небольшой процент от пула соискателей. Как вы можете решить, кого следует принять? Вы можете попытаться сопоставить средний балл колледжа ваших нынешних студентов с их баллами по стандартным тестам, таким как SAT или ACT. Наблюдая, какие корреляции были самыми сильными для ваших нынешних студентов, вы могли бы использовать эту информацию, чтобы предсказать относительный успех тех студентов, которые подали заявку на поступление в университет.

    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Диаграммы рассеяния представляют собой графическое представление силы и направления корреляций. Чем сильнее корреляция, тем ближе точки данных к прямой линии. В этих примерах мы видим, что существует (а) положительная корреляция между весом и ростом, (б) отрицательная корреляция между усталостью и количеством часов сна и (в) отсутствие корреляции между размером обуви и количеством часов сна.

    Корреляция не указывает причинно-следственную связь

    Корреляционное исследование полезно, поскольку оно позволяет нам обнаружить силу и направление взаимосвязей, существующих между двумя переменными. Однако корреляция ограничена, потому что установление существования взаимосвязи мало что говорит нам о причина и следствие . Хотя переменные иногда коррелируют, потому что одна действительно вызывает другую, также может быть, что какой-то другой фактор, смешанная переменная, на самом деле вызывает систематическое движение интересующих нас переменных. В упомянутом ранее примере с мороженым/уровнем преступности температура является смешанной переменной, которая может объяснить взаимосвязь между двумя переменными.

    Даже когда мы не можем указать на четкие смешанные переменные, мы не должны предполагать, что корреляция между двумя переменными подразумевает, что одна переменная вызывает изменения в другой. Это может раздражать, когда причинно-следственная связь кажется ясной и интуитивно понятной. Вспомните наше обсуждение исследований, проведенных Американским онкологическим обществом, и то, как их исследовательские проекты были одними из первых демонстраций связи между курением и раком. Кажется разумным предположить, что курение вызывает рак, но если мы ограничимся корреляционное исследование , мы перешагнули бы границы, сделав такое предположение.

    К сожалению, люди все время ошибочно утверждают, что причинно-следственная связь является функцией корреляций. Такие утверждения особенно распространены в рекламе и новостях. Например, недавнее исследование показало, что люди, которые регулярно едят хлопья, достигают более здорового веса, чем те, кто редко ест хлопья (Frantzen, Treviño, Echon, Garcia-Dominic, & DiMarco, 2013; Barton et al., 2005). Угадайте, как производители хлопьев сообщают об этом открытии. Действительно ли употребление хлопьев помогает человеку поддерживать здоровый вес, или есть другие возможные объяснения, например, тот, у кого здоровый вес, с большей вероятностью будет регулярно есть здоровый завтрак, чем тот, кто страдает ожирением, или тот, кто избегает приема пищи в попытке сидеть на диете? Хотя корреляционное исследование имеет неоценимое значение для выявления взаимосвязей между переменными, основным ограничением является невозможность установить причинно-следственную связь. Психологи хотят делать заявления о причине и следствии, но единственный способ сделать это — провести эксперимент, чтобы ответить на исследовательский вопрос. В следующем разделе описывается, как научные эксперименты включают методы, которые исключают или контролируют альтернативные объяснения, что позволяет исследователям исследовать, как изменения в одной переменной вызывают изменения в другой переменной.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Действительно ли употребление хлопьев способствует здоровому весу? (Источник: Тим Скиллерн)

    Иллюзорные корреляции

    Искушение сделать ошибочные утверждения о причинно-следственных связях, основанные на корреляционных исследованиях, — не единственный способ неверно интерпретировать данные. Мы также склонны совершать ошибку иллюзорных корреляций, особенно при бессистемных наблюдениях. Иллюзорные корреляции , или ложные корреляции, возникают, когда люди верят, что отношения существуют между двумя вещами, хотя таких отношений не существует. Одной из хорошо известных иллюзорных корреляций является предполагаемое влияние фаз луны на поведение человека. Многие люди страстно утверждают, что на поведение человека влияет фаза луны и, в частности, что люди ведут себя странно, когда луна полная.

    Рисунок \(\PageIndex{6}\): Многие считают, что полная луна заставляет людей вести себя странно. (кредит: Кори Занкер)

    Нельзя отрицать, что Луна оказывает сильное влияние на нашу планету. Приливы и отливы океана тесно связаны с гравитационными силами Луны. Поэтому многие люди считают, что Луна тоже влияет на нас. Ведь наш организм в значительной степени состоит из воды. Однако метаанализ почти 40 исследований неизменно демонстрировал, что связи между Луной и нашим поведением не существует (Rotton & Kelly, 19).85). Хотя мы можем уделять больше внимания странному поведению во время полной лунной фазы, частота странного поведения остается постоянной на протяжении всего лунного цикла.

    Почему мы так склонны верить в подобные иллюзорные корреляции? Часто мы читаем или слышим о них и просто принимаем информацию как достоверную. Или у нас есть предчувствие о том, как что-то работает, а затем мы ищем доказательства, подтверждающие это предчувствие, игнорируя доказательства, говорящие о том, что наше предчувствие ложно; это известно как предвзятость подтверждения . В других случаях мы находим иллюзорные корреляции, основанные на информации, которая легче всего приходит на ум, даже если эта информация сильно ограничена.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts