Методы моделирования в психологии: Моделирование, как метод психологического исследования

Методы инженерной психологии

Инженерная психология  – это научная отрасль, которая изучает психологические особенности человеческого труда при взаимодействии с техническими средствами в ходе производственной и управленческой деятельности. Результаты исследований инженерной психологии применяются для оптимизации человеческой деятельности в системах «человек-машина» (СЧМ), а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

Традиционно выделяют следующие методы инженерной психологии.

Организационные методы, которые обеспечивают комплексный подход к исследованию СЧМ (главным является не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).

Эмпирические методы получения новой информации, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • психофизиологические методы (исследование или испытание): исследование раскрывает механизмы и закономерности; испытание определяет при помощи тестов тождественность человека и машины;
  • физиологические методы, определяющие затраты организма, «психофизиологическую ценность» успехов в труде;
  • наблюдение и самонаблюдение;
  • эксперимент, подразделяющийся на лабораторный, производственный, формирующий;
  • диагностические методы, включающие тесты, анкеты, социометрию, беседы-интервью;
  • приёмы анализа продуктов деятельности, подразделяющиеся на хронометрию, циклографию, профессиографическое описание, трудовой метод, оценку изделий;
  • метод моделирования, подразделяющиеся на предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое. Данный метод является- наиболее специфичным для инженерной психологии, которые определяется самой особенностью работы человека-оператора, который взаимодействует в меньшей мере с реальным объектом, чем с его информационной моделью.

Способы обработки данных, бывают количественными и качественными; математические способы, подразделяющиеся на статистическую обработку, определение зависимостей и соотношений; разновидность математических методов, являющуюся имитационной, то есть моделированием при помощи ЭВМ обособленных трудовых процессов и труда в целом.

Приёмы интерпретирования данных, как целостный, системный подход.

Особенности метода моделирования

Так как метод моделирования – наиболее специфичный для инженерной психологии, мы рассмотрим его подробнее. Как было отмечено, необходимо учитывать специфику отношений человека с техники, выражающуюся в дистантности работы с объектом управления, работе с образными моделями являются определяющими и специфичными методами. Этими методами является моделирование деятельности оператора в системе «человек — машина».

Б. А. Смирнов определял сущность метода моделирования в качестве изучения деятельности и построения на этом основании исследования психологической, математической или статистической модели. Важно то, что модели необходимо «воспроизводить» моделируемый объект не полностью, а только более важные его элементы, связи и отношения, это  позволит проще и доступнее вычленять и подвергать анализу довольно сложные объекты.

Виды моделирования деятельности оператора

Б. А. Смирновым выделяются некоторые виды моделирования деятельности оператора.

Психологическое моделирование

Психологическое моделирование, при котором замещается настоящая деятельность какой-либо её модификацией (с помощью имитаторов, макетов, испытательных стендов). 

Можно выделить два главных вида психологического моделирования: 

  1. внешнее воспроизведение, имитация работы и рабочего места оператора; 
  2. воспроизведение определяющих сторон деятельности, но внешне не похожих. К примеру, в моделировании групповой деятельности согласно гомеостатической методике: некоторые люди моются в разных душевых кабинах и им нужно отрегулировать воду таким образом, чтобы все были довольны. По внешним признакам это вообще не похоже на реальную работу операторов, но всё-таки по факту является моделированием сложных взаимоотношений в бригаде операторов.

Математическое моделирование 

Оно является исследованием деятельности, опираясь на математические модели (с помощью формул, неравенств, закономерностей), в тех ситуациях, когда такая модель начинает соответствовать настоящему процессу труда.

Статистическое (имитационное) моделирование

Статистическое моделирование, именуемое ещё имитационным, по сути является имитацией процесса работы оператора с помощью ЭВМ (учитывая воздействие и просчёт всевозможных факторов, куда относится и прогноз случайных факторов).

Достоинствами статистического моделирования в сравнении с психологическим моделированием состоит в том, что в этом случае существует вероятность применять его на всех этапах проектирования СЧМ (в ситуации отсутствия настоящей деятельности, когда ещё нет, что «имитировать»). Также в этом виде моделирования можно учитывать основные психофизиологические закономерности работы оператора (математикой предлагаются только абстрактные модели, где нет реального соответствия настоящему процессу, а он только предполагается.

К недостаткам статистического моделирования можно отнести то, что метод статистического моделирования является численным, что является причиной того, что результаты, которые получаются при этом виде моделирования, будут соответствовать заданным начальным условиям и исходным данным (изменчивость этих условий и данных не будет учитываться). Как говорит Б. А. Смирнов, по этой причине если изменить условия, то моделирование нужно будет проводить заново.

Значимость методов моделирования

Для каждого этапа моделирования эффективным будет свой метод моделирования. Таким образом, лучше всего использовать следующие методы:

  1. на первых этапах моделирования лучше всего использовать методы математического и статистического моделирования;
  2. на более поздних этапах моделирования выгодно использовать психологическое моделирование;
  3. на этапе эксплуатации более результативным будет исследование деятельности оператора в реальных условиях, но в некоторых случаях полезно будет применить и математическое моделирование.

1.7. Моделирование как метод исследования массовой коммуникации

     Моделирование – метод получения новых знаний путем вывода по аналогии. Модель при этом определяется как некоторая система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Логической основой метода моделирования является умозаключение по аналогии, когда посылка относится к одному объекту, а вывод – к другому. Вывод о тождестве некоторых отношений делается на основании тождества других отношений в тех же системах.

Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов выделяют 3 функции моделей:

  1. логическая функция (упорядочивание, структурирование имеющихся данных),
  2. образная функция (наглядность представления о структуре),
  3. практическая функция (обеспечение возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к измерительным процедурам).

Основы применения метода в советской психологической науке заложены А. А. Братко, И. Б. Новиком, К. Б. Батороевым. Представления о средствах и целях моделирования в социальной психологии разработаны Е. С. Кузьминым. Традиционно модели разделяют на вещественные и знаковые. Вещественные модели имеют природу, сходную с природой изучаемого объекта. В частности, при изучении одних социально-психологических явлений (например, убеждение группы) в качестве модели избираются другие (например, убеждение индивида). Знаковая модель отражает свойства изучаемого объекта, не имея общей с ним природы; такая модель может быть представлена формулой или рисунком.

Примером может послужить известная знаковая модель П. В. Симонова, отражающая зависимость эмоциональной реакции организма от познавательной активности:

Э = f (П, (Ин-И с) …),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Одна из наиболее известных знаковых моделей в теории коммуникации – модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла: коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – эффективность.

         Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов, вслед за А. Молем [56], применявшим кибернетический метод при изучении социодинамики культуры, выделили следующие этапы моделирования:

1) нахождение образной аналогии между изучаемой системой и другой, более изученной;

2) проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;

3) введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;

4) проверка существенности, ценности аналогии, т. е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.

После признания полезности модели-аналога начинаются этапы детализации модели:

5) установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия является вполне справедливой;

6) исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых отвлекались на первых этапах;

7) описание предложенной модели максимально формальным образом [52].

Использование метода моделирования в ходе исследования массовой коммуникации позволяет выделить основные направления анализа, определить структурные и функциональные отношения между факторами коммуникации. Значительные объемы аудитории массовой коммуникации, например, телевидения и Интернет, затрудняют ее исследование. Однако построение моделей массовой коммуникации в рамках ограниченной общности позволяет получить достаточно валидные данные о процессах распространения информации.

        Например, в ходе деловой игры «Выборы–2005» в Студенческий совет факультета психологии ИГУ, организованной Лабораторией социальной психологии, была смоделирована ситуация непосредственного агитационного воздействия кандидатов на избирателей. Изучение закономерностей воздействия проводилось по результатам наблюдения открытых дебатов кандидатов перед аудиторией электората – первокурсников. Результаты исследования позволили определить характеристики речевой активности, сопутствующие эффективности непосредственного агитационного воздействия.

Таким образом, достоинством метода моделирования по сравнению с другими методами исследования массовой коммуникации является возможность создания ситуации коммуникативного воздействия и контроля над ней.

 

                                                Эксперимент – предыдущая | следующая – Метод семантического дифференциала

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

Применение моделирования ковариационной структуры в психологии: повод для беспокойства?

. 1990 март; 107(2):260-73.

дои: 10.1037/0033-2909.107.2.260.

С.Дж. Бреклер 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд 21218.
  • PMID: 2320704
  • DOI: 10.1037/0033-2909.107.2.260

С.Дж. Бреклер. Психологический бык. 1990 март

. 1990 март; 107(2):260-73.

дои: 10.1037/0033-2909.107.2.260.

Автор

С.Дж. Бреклер 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Университета Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд 21218.
  • PMID: 2320704
  • DOI: 10. 1037/0033-2909.107.2.260

Абстрактный

Методы моделирования ковариационной структуры часто применяются в психологических исследованиях. Эти методы объединяют логику подтверждающего факторного анализа, множественной регрессии и анализа путей в рамках единой системы анализа данных. Среди многих приложений — оценка ослабленной корреляции и коэффициентов регрессии, оценка матриц мультипризнаков-мультиметодов и оценка гипотетических причинно-следственных структур. Недостатки этих методов общепризнаны в математической литературе и учебниках. Тем не менее, во многих опубликованных приложениях остаются серьезные недостатки. Например, редко отмечается, что подгонка предпочтительной модели идентична для потенциально большого числа эквивалентных моделей. Обзор литературы по личностной и социальной психологии иллюстрирует природу этой и других проблем, связанных с сообщениями о применении моделей ковариационной структуры.

Похожие статьи

  • Обобщенная сетевая психометрия: сочетание сетевых моделей и моделей скрытых переменных.

    Эпскамп С., Ремтулла М., Борсбум Д. Эпскамп С. и др. Психометрика. 2017 декабрь; 82 (4): 904-927. doi: 10.1007/s11336-017-9557-x. Epub 2017 13 марта. Психометрика. 2017. PMID: 282

  • Моделирование структурными уравнениями: основные концепции и приложения в исследованиях по оценке личности.

    Кроули SL, Фанат X. Кроули С.Л. и др. J Pers Ass. 1997 г., июнь; 68 (3): 508-31. дои: 10.1207/s15327752jpa6803_4. J Pers Ass. 1997. PMID: 9170298 Обзор.

  • Трехмодовый анализ многомодовых ковариационных матриц.

    Круненберг П.М., Оорт Ф.Дж. Kroonenberg PM, et al. Br J Math Stat Psychol. 2003 г., ноябрь; 56 (часть 2): 305–35. дои: 10.1348/000711003770480066. Br J Math Stat Psychol. 2003. PMID: 14633338

  • Моделирование стресса: методологический обзор.

    Реш СЦ. Реш СК. Дж. Бехав Мед. 1999 июнь; 22 (3): 249-69. doi: 10.1023/a:1018720507420. Дж. Бехав Мед. 1999. PMID: 10422617 Обзор.

  • Проблема эквивалентных моделей в приложениях ковариационного структурного анализа.

    MacCallum RC, Wegener DT, Uchino BN, Fabrigar LR. МакКаллум Р.С. и др. Психологический бык. 1993 г., июль; 114 (1): 185–99. дои: 10.1037/0033-2909.114.1.185. Психологический бык. 1993. PMID: 8346326

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Перевод и психометрическая оценка скринингового опросника расстройств пищевого поведения SCOFF: персидская версия.

    Баззазян С., Озголи Г., Кариман Н., Насири М., Мохтарян-Гилани Т., Хаджисмаэлло М. Баззазиан С. и др. J Ешьте расстройство. 2022 16 марта; 10 (1): 38. doi: 10.1186/s40337-022-00564-3. J Ешьте расстройство. 2022. PMID: 35296362 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психометрические свойства мультигруппового показателя этнической идентичности (MEIM) в выборке иранских молодых людей.

    Хабиби М., Этесами М.С., Тагизаде М.А., Акрами Ф.С., Гарсия Д. Хабиби М. и др. Пир Дж. 2021 23 февраля; 9:e10752. doi: 10.7717/peerj.10752. Электронная коллекция 2021. Пир Дж. 2021. PMID: 33665009 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психометрические свойства иранской версии пересмотренной шкалы удовлетворенности рождением.

    Насири С. , Кариман Н., Озголи Г. Насири С. и др. J Res Med Sci. 2020 30 сен; 25:90. doi: 10.4103/jrms.JRMS_248_19. Электронная коллекция 2020. J Res Med Sci. 2020. PMID: 33273935 Бесплатная статья ЧВК.

  • Шкала усилий сна Глазго: перевод, тестирование и оценка психометрических свойств персидской версии.

    Доос Али Ванд Х., Ахмадиан Варгахан Ф., Чархаби М., Садегният Хагиги К., Дутейл Ф., Хабиби М. Дус Али Ванд Х и др. Естественный научный сон. 2020 28 октября; 12: 843-854. doi: 10.2147/NSS.S258471. Электронная коллекция 2020. Естественный научный сон. 2020. PMID: 33162761 Бесплатная статья ЧВК.

  • Валидность и надежность персидской версии Шкалы дневного воздействия бессонницы (IDIS).

    Доос Али Ванд Х., Ахмадиан Варгахан Ф. , Чархаби М., Галех Банди М.Ф., Садегниат Хагиги К., Хабиби М. Дус Али Ванд Х и др. Дыхание сна. 2021 март; 25(1):449-457. doi: 10.1007/s11325-020-02116-y. Epub 2020 9 июля. Дыхание сна. 2021. PMID: 32648184

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • SO7 RR07041/RR/NCRR NIH HHS/США

Модель научного исследования в психологии – Методы исследования в психологии

Обзор научного метода

Цели обучения

  1. Обзор общей модели научных исследований в области психологии.

 

На рис. 2.1 представлена ​​простая модель научного исследования в психологии. Исследователи формулируют вопрос исследования, проводят эмпирическое исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализируют полученные данные, делают выводы относительно ответа на вопрос и публикуют результаты, чтобы они стали частью исследовательской литературы (т. е. все опубликованные исследования в этой области). Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.

 

Рис. 2.1. Простая модель научных исследований в психологии

Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их исследовательский вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был подсказан им как стереотипами людей, так и утверждениями, опубликованными в исследовательской литературе об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами), сформировали свои выводы и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.

 

Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA

В качестве другого примера рассмотрим тот факт, что сотовые телефоны стали более распространенными в 1990-х годах, и люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (например, Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и сохранять контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме. Например, другие исследовательские группы впоследствии продемонстрировали, что разговоры по мобильному телефону несут больший риск, чем разговоры с пассажиром, осведомленным об условиях вождения, которые часто становятся предметом разговора (например, Drews, Pasupathi, & Strayer, 2004) [2] .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts